1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полчаса до конца света: какие подлодки – самые смертоносные

Содержание

Полчаса до конца света: какие подлодки – самые смертоносные

Американские аналитики назвали пять подлодок, способных уничтожить мир за 30 минут: три из них – российские.

Журнал The National Interest перечислил пять подлодок, способных уничтожить мир за 30 минут. Автор составил список атомных субмарин, которые уже есть в составе ВМФ России и ВМС США или скоро будут введены в эксплуатацию.

Субмарины «Огайо»

Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование. С 2002 года это единственный тип ракетоносцев, состоящих на вооружении ВМС США. Сейчас у большинства таких подлодок на вооружении по 24 межконтинентальных баллистических ракеты системы «Трайдент». Они оснащены разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением. Несколько лодок проекта стали носителями крылатых ракет «Томагавк».

Субмарины «Колумбия»

Эти подлодки должны заменить «Огайо». Их начнут строить в 2021 году. Первая лодка будет введена в эксплуатацию в 2031 году. Планируется, что лодки этого типа будут находиться в составе ВМС США до 2085 года. Также ожидается, что на этих подлодках разместят те же «Трайденты», как и на «Огайо».

Субмарины проекта 955 «Борей»

«Борей» – больше, чем «Огайо» или «Колумбия». Это серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения. Основное вооружение – баллистические ракеты «Булава». Это самые тихие российские подводные лодки с баллистическими ракетами, построенные на сегодняшний день.

Субмарины проекта 667БДРМ «Дельфин»

Это серия советских атомных подводных лодок, изначально вооруженных баллистическими ракетами Р-29РМ и впоследствии перевооруженных ракетами Р-29РМУ2 «Синева», Р-29РМУ2.1 «Лайнер». По состоянию на 2019 год эти подлодки являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Кроме того, с лодок проекта 667БДРМ были осуществлены два запуска – в 1998 и в 2006 годах – на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли.

Субмарины проекта 885М «Ясень-М»

Одна-единственная лодка проекта «Ясень», находясь в Атлантике, может нанести по восточному побережью США ядерный удар 32 ракетами «Калибр». В большом количестве таких субмарин нет необходимости. Возможность комбинировать ракетное вооружение дает подлодке гибкость в выполнении широкого набора боевых задач: от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс» и «Циркон».

«Северодвинск» или «Казань» проекта «Ясень-М» могут легко приблизиться на расстояние 2000 км от восточного побережья США и ударить внутрь страны до Великих озер. Если судно – с учетом его внушительной малой заметности – приблизится к 1000 км или меньше, оно может оставить США без Чикаго или даже Сент-Луиса.

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Битва с титаном

Предназначение новой подводной лодки определяло основные требования — высокие скорость и маневренность, совершенная гидроакустика, мощное вооружение. Для обеспечения двух первых требований лодка должна была иметь предельно малые габариты и массу, самые высокие гидродинамические характеристики корпуса и мощную энергетическую установку, вписывающуюся в ограниченные габариты. Выполнить подобное было невозможно без нестандартных решений. В качестве основного материала для корпуса корабля, а также многих его механизмов, трубопроводов и арматуры был выбран титан — металл почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионностойкий и маломагнитный. Однако он довольно капризен: сваривается только в среде инертного газа — аргона, резать его сложно, он имеет высокий коэффициент трения. К тому же титан нельзя было использовать в прямом контакте с деталями из иных металлов (стали, алюминия, латуни, бронзы): в морской воде он образует с ними электрохимическую пару, что вызывает разрушающую коррозию деталей из других металлов. Пришлось разработать специальные марки высоколегированной стали и бронзы, и специалистам ЦНИИ металлургии и сварки («Прометей») и ЦНИИ технологии судостроения удалось преодолеть эти титановые каверзы. В итоге был создан малогабаритный корпус корабля подводным водоизмещением 3000 т (хотя заказчик — ВМФ — настаивал на ограничении в 2000 т).

Надо сказать, что советское судостроение уже имело опыт создания ПЛ из титана. В 1965 году в Северодвинске была построена (в единственном экземпляре) АПЛ проекта 661 с титановым корпусом. Эта лодка, известная как «Золотая рыбка» (намек на ее фантастическую стоимость), по сей день остается рекордсменом по скорости под водой — на ходовых испытаниях она показала 44,7 узла (около 83 км/ч).

Читать еще:  Энциклопедия российского флота, часть четвертая

Рекорды отечественного подводного флота

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»

Минобороны России недавно одобрило контракт на разработку многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения, строительство субмарины начнется после 2020 года. Ранее Объединенная судостроительная корпорация объявила о начале работ по формированию облика многоцелевых атомных подлодок пятого поколения проекта «Хаски». Они придут на смену проекта 885 «Ясень». Динамика развития традиционна.

При этом отечественные субмарины не просто защищают национальные интересы на просторах Мирового океана, они десятилетиями приумножают славу России серией технологических рекордов, не превзойденных ни одной страной.

Первый ракетный подводный крейсер

Шестьдесят два года назад, в сентябре 1955-го, впервые в мире с борта советской подводной лодки Б-67 в Белом море стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила мишени на полигоне. Ранее на Севмаше по проекту В611 «Волна» субмарина Б-67 была переоборудована и стала первым в мире носителем баллистических ракет.

На субмаринах проекта АВ611 две ракеты Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 году на Северном флоте была сформирована первая в мире бригада подводных лодок стратегического назначения.

Самые быстрые

Многоцелевая атомная субмарина проекта 661 «Анчар» К-162 в декабре 1970 года достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует 82,78 км/час — рекорд на десятилетия. Это первая в мире подводная лодка с титановым корпусом. Специально для нее создали особо мощные ядерные реакторы и противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом. Специалисты сравнивают ввод в строй ВМФ подводной лодки К-162 с запуском первого человека в космос. Для К-162 невыполнимых задач не существовало, субмарина могла догнать и уничтожить любой военный корабль.

Эстафету самых быстрых в конце 1970-х приняли уникальные серийные многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», которые отличались также малыми размерами и высокой степенью автоматизации. Подводная лодка приводилась в движение с помощью уникального ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем и достигала скорости 41 узел. Не имела ракетного вооружения, но для борьбы с авианосными ударными группами противника субмарине хватало и торпед.

По мнению западных специалистов-подводников, избежать атаки «Лиры» было практически невозможно, а поразить ее было проблематично даже управляемыми торпедами. Благодаря сверхманевренности «Лира» легко уходила от выпущенных по ней торпед, обладала способностью на полном ходу выполнить разворот на 180 градусов за 42 секунды (тоже рекорд).

Атомные пионеры комплексной автоматизации

Наступала эра автоматизации управления ПЛА. Первая в мире скоростная атомная высокоавтоматизированная подводная лодка (противолодочной обороны) получила условное наименование «проект 705» (Alfa — по классификации НАТО). Субмарину разрабатывали с 1959 года. ВМФ получил семь лодок этого типа, включая усовершенствованный проект 705К.

Боевая информационно-управляющая система «Аккорд» позволила избавиться от излишних средств контроля и сосредоточить все приборы управления подводной лодкой в отсеке центрального командного поста. Основные операции производились экипажем дистанционно, автоматика защиты реактора и других жизненно важных систем субмарины не имела отказов при самых запредельных режимах эксплуатации.
До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов в мире.

Самая глубоководная

Субмарина из титанового сплава проекта 685 (Mike — по классификации НАТО) могла погружаться на глубины более 1000 метров, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника. Причем на большой глубине действовало торпедное вооружение (благодаря специальной конструкции шести носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов). Экипаж субмарины первым в мире отработал стрельбу торпедами на глубине 800 метров.

Глубина погружения — принципиальное свойство, за которое десятилетиями боролись отечественные и зарубежные кораблестроители. Здесь все решают прочность корпуса и защита систем вне прочного корпуса от огромного давления. Единственная подводная лодка проекта 685 была сверхпрочной и насыщенной современным вооружением. Уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Омнибус-685» позволяла максимально упростить управление субмариной на любых глубинах.

Размер имеет значение

Северный флот в декабре 1981 года получил самый большой в мире подводный корабль — тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 проекта 941 «Акула» (Typhoon — по классификации НАТО). Длина подводного исполина — 172 метра, ширина — более 23 метров, водоизмещение — 48 000 тонн. Для сравнения: американская «Огайо» имеет подводное водоизмещение 18 700 тонн.

Крейсер проекта 941 разработан под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеет на борту 20 таких ракет, и каждая несет 10 боевых блоков мощностью по 100 килотонн. В период холодной войны специалисты рассчитывали, что одного полного залпа Р-39 хватит, чтобы стереть западное побережье США.

Как управлять атомной подводной лодкой-4 серии

Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (41) за 2019 г.

Военный эксперт Алексей Леонков

2 мая 1982 года британская атомная подводная лодка HMS Conqueror, выполнявшая патрулирование вне 200 мильной исключительной экономической зоны Соединенного Королевства около Фолклендских островов, залпом из трех торпед Mark 8 потопила возвращавшийся на базу аргентинский легкий крейсер ARA General Belgrano. Сопровождавшие крейсер эсминцы не смогли обнаружить подводную лодку с помощью своих сонаров AN/SQS-4 (дальность обнаружения подводных целей до 4 км) и не пришли на помощь тонувшему крейсеру из-за тумана. В результате затопления крейсера погибли 323 человека.

Инцидент с аргентинским крейсером оказался первой торпедной атакой атомной подводной лодки после Второй мировой войны. Несмотря на то, что с появлением противокорабельных ракет торпедное вооружение отошло на второй план, успех этой атаки показал, что недооценивать этот вид вооружения не стоит. Поэтому программы создания торпед получили «второе дыхание» также, как и проекты совершенствования противолодочных систем обнаружения и поражения для надводных кораблей.
Как известно, подводная лодка обладает преимуществом перед кораблем по дальности обнаружения сонара. При этом современные гидроакустические станции (ГАС) кораблей максимально затрудняют выход подводных лодок на дистанцию стрельбы торпедами. Если главная цель, такая как авианосец или корабль 1-го ранга, идет в составе противолодочного охранения, то задача ее поражения усложняется в несколько раз.
Многие специалисты считают, что минимальная эффективная дистанция стрельбы торпедами с борта подводной лодки по одиночной цели, имеющей ГАС, должна быть минимум 45 кабельтовых (8 км). Естественно, эта цифра условная, т.к. дальность обнаружения кораблем подводной лодки зависит от гидрологии, рабочих параметров ГАС и характера маневров подлодки. К тому же современные подводные лодки редко используют активную акустику, работая по целям пассивным трактом шумопеленгования гидроакустического комплекса (ШП ГАК). Такой метод поиска целей практически не демаскирует подводную лодку и позволяет ей обнаруживать сильно шумящую цель на дистанции до 200 кабельтовых (35 км), а, если цель работает активными ГАС, расстояние может вырасти до 270 кабельтовых (50 км). Групповые цели, как правило, обнаруживаются на дистанции 220 кабельтовых (40 км), а, если проводят активную противолодочную оборону, расстояние превышает 600 кабельтовых (111 км).
Большинство кораблей имеют в составе бортового оборудования не только ГАК и ГАС, способных обнаружить подлодку, но и специализированные противолодочные вертолеты с опускаемыми ГАС, которые позволяют расширить зону поиска подводных лодок до 220 кабельтовых (40 км). Поэтому корабельная ударная группа (КУГ) или авианосная ударная группа (АУГ) при боевом походе выстраивается в несколько кильватерных колонн так, чтобы расстояние между кораблями было равно 1,75 дальности действия ГАС, создавая таким образом сплошное кольцо гидроакустического наблюдения.
Сочетание работы ГАС кораблей и противолодочной авиации повышают эффективность противолодочной обороны, но не дают 100% гарантии обнаружения подводной лодки до тех пор, пока она не начнет атаку торпедным или противокорабельным оружием. Дело в том, что современные подводные лодки становятся менее шумными не только благодаря пульсирующему гидрореактивному движителю, но и специальному прорезиненному покрытию корпуса — так называемому «безэховому покрытию», которое фактически гасит звуковые волны от ГАС корабля.
Таким образом, подводная лодка может подойти достаточно близко к цели для проведения скрытной торпедной атаки. Благодаря развитию торпедного вооружения максимальная дистанция для пуска торпед выросла до 200 кабельтовых (35 км). Так, американская универсальная дистанционно управляемая торпеда Mk-48 способна преодолеть это расстояние на скорости 55 узлов (свыше 100 км/ч) за 20 минут. Большую часть своего маршрута Mk-48, имеющая активную и пассивную систему самонаведения, совершает в режиме пассивного шумопеленгования на глубине до 200-300 метров. Выполняя режим атаки «вдогон цели», торпеда на конечном участке может выйти в кильватерный след корабля и поразить его ниже ватерлинии.
«Сегодня торпеды имеют большую дальность хода – до 50 км и несут большой запас взрывчатого вещества — до 500 кг в тротиловом эквиваленте. Подрыв такого мощного устройства под днищем корабля приводит к его разрушению. И на сегодняшний день мы находимся в ситуации, когда возможности торпед превышают потенциал средств противодействия кораблей» — констатировал Константин Дробот, главный конструктор ГНПП «Регион» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).
Слова главного конструктора подтверждаются тем фактом, что ВМС США на регулярной основе проводят учения с реальными пусками торпед в среднем по 250-300 пусков в год. Такое количество связано не только с дешевизной пуска торпеды по сравнению с противокорабельной ракетой, но и с тем, что в США торпеды считают «высокоточным комплексом для скрытного поражения целей с большой дистанции».
Появление в арсенале подводных лодок высокоточных торпед изменило задачи противолодочной обороны корабля. Теперь кораблям надо не только искать и уничтожать подводные лодки, но как-то ликвидировать атакующие малозаметные торпеды. Последняя задача оказалась довольно сложной, поскольку существующие ГАС российских кораблей в основном были предназначены для борьбы с подводными лодками и частично с торпедами, используя в качестве средства уничтожения реактивный бомбомет РБУ-1200 «Ураган».
В арсенале бомбомета есть реактивные глубинные бомбы РГБ-12 — это, по сути, неуправляемые реактивные снаряды с фугасной боевой частью, которые способны на глубине до 600 метров уничтожить подводную лодку. Против торпед использовались реактивные снаряды двух типов – первые создавали ложный акустический сигнал для увода торпеды от корабля, вторые на пути торпеды создавали минное поле. Вероятность отражения атаки подводной лодки, которая применила по кораблю торпеды, колебалась в пределах 0,65-0,85, а появление высокоточных торпед и малошумных подводных лодок снизило этот показатель к предельно допустимым величинам.
Поэтому потребовалось разработать специализированный комплекс со специализированной ГАС обнаружения торпед, а также определиться с более эффективным противоторпедным видом оружия.
Скоростные и точные
Исследования по возможности эффективного поражения атакующих торпед антиторпедами были начаты в ГНПП «Регион» во второй половине 80-х годов прошлого века. В качестве прототипов будущих антиторпед были выбраны авиационные скоростные противолодочные ракеты АПР-2 и АПР-3, которые получили высокую оценку у командования морской авиации ВМФ СССР.
Новая антиторпеда, согласно тактико-техническим требованиям заказчика, должна была не только обеспечить высокоскоростной перехват атакующей торпеды, но и выполнить жесткие требования поражения цели по критерию «разрушение корпуса», и тем самым выполнить задачу противоторпедной защиты (ПТЗ) подводной лодки и корабля.
В начале 90-х годов была поставлена задача разработки ПТЗ корабля с гарантированным результатом применения антиторпед. Работы над созданием нового оружия, помимо ГНПП «Регион», велись в НИИ «Морской теплотехники» и на заводе «Дагдизель» (обе организации входят в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).
Несмотря на тяжелые 1990-е годы, коллектив ГНПП «Регион» под руководством Генерального директора Евгения Шахиджанова смог организовать испытания первых в мире макетных образцов антиторпед, которые поразили скоростные цели, имитирующие американскую торпеду Mk-48. Испытания прошли на Феодосийском полигоне ВМФ в 1998 году в сложных гидрологических условиях. Результаты испытаний были учтены при разработке комплекса противолодочной и противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК»
«Первое назначение нашего комплекса — это непосредственно уничтожение атакующих корабль подводных лодок. А второе предназначение – защита корабля от торпедных атак. Собственно, комплексом проект называется неслучайно. До сих пор велась разработка отдельных составных частей – гидроакустических станций, пусковых установок, системы управления и оружия. Затем все эти подсистемы сводились на корабле, и начиналась сложная отладка. В ходе доработок приходилось устранять много нестыковок. Здесь же командование флота подошло с другой стороны: обозначило требуемые параметры комплекса противолодочного и противоторпедного вооружения и потребовало, чтобы разработчик полностью отвечал за эффективность решения всех вопросов, – продолжил свой рассказ главный конструктор комплекса «Пакет-Э/НК» Константин Дробот. — Главным новшеством нашего комплекса стало автоматизированное решение противоторпедных задач. Система самостоятельно обнаруживает атакующую торпеду, производит расчеты, дает целеуказание и производит пуск. От командира требуется лишь дать разрешение на применение оружия».
Такие противолодочные и противоторпедные требования оказали большое влияние на состав перспективного комплекса. Сегодня в состав комплекса «Пакет-Э/НК» входят:

  • малогабаритная антиторпеда АТЭ;
  • малогабаритная торпеда для поражения подводных лодок;
  • пусковая установка;
  • гидроакустическая системаобнаружения торпед и целеуказания;
  • система управления комплексом;
  • противолодочная МПТ.
Читать еще:  Серия посвящена секретной немецкой авиации времен ВМВ Японской армии

Малогабаритная противолодочная торпеда (МПТ) оснащается акустической системой наведения, разработанной ГНПП «Регион», которая позволяет обнаруживать и поражать подводные лодки вероятного противника на дальностях до 10 км. Помимо акустической системы наведения на борту установлена инерциальная навигационная система, которая обеспечивает высокоточный выход МПТ в район цели. Глубина хода торпеды соответствуют глубинам хода современных подводных лодок. Максимальная скорость – 50 узлов. Малый вес и габариты позволяют использовать торпеду МТТ в качестве вооружения надводных кораблей, подводных лодок и противолодочной авиации.
Антиторпеда
Антиторпеда для быстрого разгона и уничтожения обнаруженной торпеды оснащается реактивным двигателем и способна разгоняться до 50 узлов. Поиск и захват цели антиторпеда осуществляет активно-пассивной головкой самонаведения и «разрушает ее корпус» благодаря фугасной боевой части.
Запуск торпеды МПТ и антиторпеды осуществляется при помощи универсальной пусковой установки в любых метеоусловиях при волнении моря не более 5 баллов и скорости корабля до 20 узлов.
ГАС «Пакет-АЭ»
Гидроакустическая система «Пакет-АЭ» имеет в своем составе гидроакустический комплекс с подкилевой антенной и ГАС с буксируемой антенной. ГАС «Пакет-АЭ» позволяет выполнять следующие задачи:

  • автоматизированное обнаружение атакующих торпед;
  • автоматизированное определение параметров атакующих торпед;
  • выработка исходных данных для целеуказания;
  • передача данных в систему управления комплекса.

Таким образом комплекс «Пакет-Э/НК» автономно или в составе корабельного контура противолодочной обороны и противоторпедной защиты обеспечивает в автоматическом или автоматизированном режимах:

  • по данным корабельных гидроакустических комплексов и станций выработку целеуказания на применение малогабаритной противолодочной торпеды;
  • обнаружение, классификацию и определение параметров движения торпед, атакующих корабль, выработку целеуказания на применение антиторпеды;
  • предстартовую подготовку модулей боевых средств, выработку и ввод в них стрельбовых данных, выстреливание АТЭ и малогабаритной противолодочной торпедой;
  • управление пусковыми установками.
Читать еще:  Передача "Военная приемка", серия "Электронные войны"

Катастрофы на подлодках

Последняя авария на подводном флоте России произошла осенью 2008 года, а самой крупной в новейшей истории стала гибель АПЛ «Курск» 12 августа 2000 года.

«Курск» затонул в Баренцевом море в 137 километрах от Североморска, тогда погибли 118 моряков-подводников. Катастрофа произошла на борту подлодки во время учений.

В отчете правительственной комиссии говорилось, что в торпедном аппарате №4 произошел взрыв из-за утечки компонентов топлива торпеды, после чего взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся после взрывов в живых 23 моряка отступили в 9-й отсек, где умерли.

  • «Курск»: хроника трагедии

Спасательная операция началась 13 августа, когда гидроакустическая аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила лодку. Подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к «Курску». Только 19 августа Россия согласилась принять международную помощь, 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк 9-го отсека.

В августе 2003 года при буксировке на утилизацию в Баренцевом море рядом с островом Кильдин затонула советская атомная подводная лодка К-159, погибли девять человек.

В ноябре 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море произошла авария на АПЛ «Нерпа». На подлодке несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего произошел выброс газа. Из 208 человек, находившихся на борту, 20 погибли — трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов.

Евгений Карпов, главный редактор портала «Североморск Life», который первым сообщил о ЧП

Е.К.: Анонимный источник нам сообщил, что в госпитале Североморска готовят места для большого количества пострадавших и ЧП произошло на Северном флоте. Еще анонимный источник добавил, что есть погибшие люди и пострадавшие.

Пожар был ликвидирован силами тех, кто находился на борту этого судна. Они сами справились, помощь дополнительная не потребовалась.

Евменов прилетел в Североморск. Сейчас на месте там работает много людей, проводят мероприятия.

Би-би-си: Вы не знаете, кто те люди, которые погибли?

Е.К: В этом ключе вообще ничего: ни фамилий, ни имен, ни данных. Просто у нас люди на флоте служат не только из Североморска, естественно. То есть и из других городов. Никакой информации о родственниках и о ком-либо, о какой-либо, может, помощи, вообще ничего пока нет. Хотя прошли почти сутки уже.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector