0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жизнь легендарного завода, который скоро превратится в стройплощадку,— в репортаже «Ъ»

Содержание

Жизнь легендарного завода, который скоро превратится в стройплощадку,— в репортаже «Ъ»

К концу марта московские власти рассчитывают определиться с инвестором, который возьмется за расчистку территории ЗИЛа на юго-востоке столицы и строительство здесь нового жилого района. Пока участники проекта стоимостью около 200 млрд руб. договариваются между собой, «Ъ» попал за главную проходную ЗИЛа. Об уникальных бронированных лимузинах, заброшенных цехах завода, подробностях сохранения производства и будущей стройки рассказывает МАРГАРИТА ФЕДОРОВА.

— Без машины до следующего дня не управимся: у нас тут почти 300 га.

Если точнее, ЗИЛ занимает 280 га, протянувшихся между станциями метро «Автозаводская» и «Нагатинская», с севера зажатых Третьим транспортным кольцом (ТТК), с юга и запада — Москвой-рекой. В годы расцвета с конвейера завода ежегодно сходило около 200 тыс. машин. В конце 2013 года конвейер окончательно встал. Тогда, в 1970-х — начале 1980-х, ЗИЛ был похож на быстро растущий город в городе с собственной железной дорогой, бульварами и снующими туда-сюда автобусами, переполненными рабочими. Сегодня ЗИЛ — охраняемая промышленная резервация в 5 км от Кремля, где среди закрытых цехов с разбитыми стеклами бегают собаки, а на остановках мерзнут те немногие, кто еще остался работать на заводе.

Сносить нельзя реконструировать

На въезде с Третьего транспортного кольца (ТТК), почти сразу после центральной проходной, стоит памятник Ленину. За ним высится похожее на гору серое здание — кузовной цех, который пока планируют реконструировать и превратить в культурный центр. Здесь начинается главный бульвар ЗИЛа

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В главном холле высотки ЗИЛа, которая смотрит на ТТК, пустынно — только охранник, кофемашина, банкомат и несколько таких же, как и мы, отогревающихся от холодного ветра со снегом посетителей. Вот и наш проводник, Александр. Документы на нас оформлены: по-другому на ЗИЛ не попасть. Подъезжаем к шлагбауму. Досмотр багажника обязателен.

— На выезде еще раз проверят. Столько лет пытаются растащить завод, и до сих пор есть что,— невесело объясняет наш гид.

Вдоль бульвара тянутся производственные цеха, фасады которых архитекторы предлагают сохранить. Арматурный корпус (на фото) – один из них

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Минуем охрану. Нас встречает памятник Ленину, за ним начинается главный бульвар ЗИЛа, ведущий до круга, в центре которого стоит один из первых грузовиков завода — ЗИС-5, на который во время Второй мировой войны ставили минометы «Катюша». Слева от Ленина режет небо острыми углами, как будто сложенная из детских деревянных кубиков, серая махина кузовного цеха. По задумке архитекторов, ее планируется превратить в культурный центр. Но у здания слишком нестандартная планировка — девятиметровые потолки и необъятные пролеты, сохранение которых может обойтись слишком дорого. И тогда цех останется только на фотографиях. Архитекторы предлагают также оставить фасады цехов, тянущихся справа вдоль главного бульвара. Пока мы проезжаем мимо, читаю: арматурный корпус, рессорно-пружинный, ремонтно-инструментальное производство (РИП). Люди стоят только на входе у РИП, всего несколько человек: курят, о чем-то говорят. Ощущение, что время остановилось — мимо проносится советский грузовик ЗИЛ-130, поворачиваю голову, взгляд натыкается на «доску почета».

Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб.

— Из всех цехов на бульваре работает только РИП. Его еще у нас называют сердцем завода,— продолжает рассказ наш проводник.

Справа от бульвара за пустующей теперь доской «Передовики производства» и обесточенными цехами появится жилой район

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Когда цех закрывают, его обычно отключают от коммуникаций. Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб. Расплатиться по счетам город намерен за счет продажи земли, располагающейся как раз за этими цехами. За 65 га, где разрешено построить около 1,56 млн кв. м различной недвижимости, преимущественно жилья и апартаментов, чиновники рассчитывают выручить минимум 23,4 млрд руб. Сохранит ли инвестор фасады цехов ЗИЛа — вопрос открытый: пока из всех строений завода памятником признано лишь выходящее на ТТК красное здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту архитектора Константина Мельникова. Выбор, скорее всего, будет сделан в пользу экономически выгодного решения. Еще в 2012 году власти подумывали создать на территории завода технопарк, но когда встал вопрос, как расплатиться с долгами, без долгих колебаний предпочли научно-промышленному кластеру жилье.

Как устроить из стройки спектакль

Большинство цехов ЗИЛа сегодня не отапливаются и не освещаются, во многих разбиты стекла. После сноса части из них необходимо будет срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, обойдется почти в 9 млрд руб.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Идей, как не убить ЗИЛ типовой панельной застройкой, у архитекторов много. К примеру, создать здесь полигон проектирования и тестирования новых видов городского транспорта или устроить из производства спектакль: ты сидишь в ресторане, а за стеклом роботы собирают машину. Но все опять упирается в деньги.

Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли.

Среди интересующихся ЗИЛом — крупнейшие российские девелоперы: «Кортрос» Виктора Вексельберга, группа ПИК Александра Мамута и Сергея Гордеева, «Главстрой» Олега Дерипаски, но даже им есть о чем волноваться. Общие инвестиции в освоение 65 га оцениваются минимум в 152 млрд руб. без учета 23,4 млрд руб., которые инвестор выложит за право поучаствовать в стройке. Из них общие инвестиции на создание транспортной сети — в частности, продление Симоновской набережной от существующего участка до ТТК — превышают сумму в 33 млрд руб. Понятно, что эти затраты возьмет на себя город, но совсем непонятно, в какие сроки эти задачи реально будут решены. За чей счет будет производиться рекультивация земель — еще один болезненный вопрос: после сноса зиловских цехов предстоит срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, будет стоить почти 9 млрд руб. Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли. Новая до сих пор не назначена, хотя уже 20 марта должно состояться вскрытие конвертов с заявками от претендентов.

Когда попадаешь за проходную ЗИЛа, кажется, что время остановилось: мимо проезжает советский грузовик ЗИЛ-130, по пути встречается доска «Передовики производства»

Коммерсантъ / Глеб Щелкунов

Сталкеровские пейзажи пользуются спросом среди киношников: одни разыгрывают в этих декорациях постановочные бойни, другие арендуют просторные цеха завода под студии

Двигатель ЗИЛ 131: характеристика, описание, устройство, ремонт

Многие автолюбители встречались с ЗИЛ 131. Это, по большей части, военный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. Но, существует много модификаций этого транспортного средства, поэтому он нашёл себя и на гражданке, как автомобиль специального назначения, или обычный грузовик.

Технические характеристики

Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.

Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:

НаименованиеТехнические характеристики
МаркаЗИЛ
Модель131
Объем двигателя6,0 литра (5969 см куб)
Мощность двигателя150
КонфигурацияV8
РасположениеРядный, продольный
Расход49,5 литра на каждые 100 км пробега
Количество цилиндров8
Количество клапанов16
Диаметр поршня100 мм
ОхлаждениеЖидкостное
ТопливоБензин (газ — как дополнительное оборудование)
Система питанияКарбюратор
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Вес мотора490 кг

Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.

Обслуживание

Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.

Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.

Неисправности и ремонт

Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.

Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:

Вывод

Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.

Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.

Кузов ЗИЛ-130 самосвал

Кузов ЗИЛ -130 самосвал поднимается на определенный угол подъема в 50 градусов. Этот градус дает перевозимому грузу легко высыпаться из данного кузова под своим весом.

Кузов ЗИЛ-130 самосвал

Объем кузова ЗИЛ-130 составляет — 5 кубов

Вес кузова автомобиля ЗИЛ — 1,5 т

Размеры кузова ЗИЛ — 130 — 3750 х 2215 х 490

Площадь кузова автомобиля ЗИЛ — 8,7 м.кв.

Платформа ЗИЛ — 130

Разгрузка кузова возможна на три стороны, сельхоз вариант.Такие машины широко применялись на посевных и уборке урожая с полей.

Рычаг подъема кузова ЗИЛ

У меня раньше был ЗИЛ бортовой с деревянным кузовом. Все это снимал пустил в дрова. Купил кузов самосвальный на чермете, весь его усилил, проварил и установил на автомобиль. Только вот переоформлял долго, кучи справок пришлось собирать чтобы поставить его на чет как самосвал.

Крепление борта ЗИЛ

Шарнир борта делал усиленный, толстые пластины как показано на фото приваренные к ролику и на шплинте плюс уголок на крестовине борта все это дает надежно сваренную конструкцию и ходит уже много лет.

Крепление лопаты на кузове

Крепление для лопаты сделано очень просто. Приварена пластина к ребру жесткости кузова и одной рукой лопата легко под своим весом вставляется и держится надежно.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Грузовик ЗИЛ-130 / ЗИЛ-431410: характеристики, описание, фото, видео..

Обзорная статья на грузовик ЗИЛ-131
Фото: «Аварийка на базе ЗИЛ-130. Подборка-1»
Фото: «АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2»
Фото: «ЗИЛ-130. Подборка-2»
Фото: «ЗИЛ-130. Подборка-3»
Фото: «Старые фото ЗИЛ-130. Подборка-4»

Читать еще:  Старые фото Т-38. Фотоподборка-6

ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) –советский, а в дальнейшем российский грузовик разработанный и производимый на московском заводе имени Лихачёва (ЗиЛ). Грузовик стал самым массовым грузовиком в СССР и производился с 1956 по 1994 года. Работы по созданию автомобиля возглавил главный конструктор по грузовым авто Анатолием Маврикиевичем Кригером. Проект грузового автомобиля изначально имел название ЗиС-125, первые наброски ЗИЛ-130 делались в Днепропетровске, но со временем документацию и чертежи передали для дальнейшей доработки в КБ ЗиЛ в Москву. С 1986 года выпускался под индексом ЗИЛ-130-76 (ЗИЛ-431410)

История создания

В послевоенные годы грузовой парк Советского Союза нуждался в новом грузовике, поскольку основной грузовик ЗИС-150 (производился с 1947-1957 год, 95л.с) не удовлетворял потребности военных и сельского хозяйства, а пришедший на ему смену ЗИЛ-164 стал лишь временной мерой, который по сути выпускал глубоко модернизированный ЗИС-150. Первые опытный образец ЗИЛ-130 появился в конце 1956 года на котором стоял шестицилиндровый однорядный карбюраторные двигатели ЗИЛ-120. В 1959 грузовик показали публике в ВДНХ на выставке сельского хозяйства. В начале 1961 года были утверждены тактико-технические задания для грузовика. При дальнейшей доработке опытных ЗИЛ-130 было решено устанавливать на них восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель. Новый двигатель оказался в несколько раз лучше: 150 л.с., против 95 л.с., более современный, надежней. Двигатель потреблял низкооктановый бензин А-72 при степени сжатия 6,5 атмосфер. Автомобиль ЗИЛ-130 проектировался одновременно с трехосным грузовиком ЗИЛ-131 имевший колесную формулу 6х6. Производство грузовиков ЗИЛ-130 началось 1 октября 1964 года.

Для своего времени грузовик был уникален, так как в нем было появился ГУР, пятиступенчатая коробка передач с синхронизатором всех скоростей, кроме первой. Движения на грузовике, как правило можно начинать со второй скорости, а первая используется при начале движения на бездорожье, при подъеме в горку или большой массе груза.

Кабина ЗИЛ-130-го внешне бросалась в глаза людей, так как ничего подобного в то время люди не видели. Кабина имела обтекаемые формы и панорамное лобовое стекло. Над дизайном кабины работал выпускник Московского художественно-промышленного училища «Строгановка» Эрик Владимирович Сабо, по некоторым данным работы по внешнему облику (дизайн) производила сотрудница ЗиЛа Т.П. Кисилева. Грузовик стал заметен на публике за счет голубой раскраски кузова, были еще и другие цвета, но голубой цвет преобладал среди 131-ых. Как правило полноприводные автомобили и грузовики красили в зеленый «хаки» цвет, в случае военной мобилизации большинство автопарка сразу имело маскировочный цвет.

Любовь водителей к грузовику пришла практически сразу. Для своего времени у него было достаточной мощный мотор в 150 л.с., приятный внешний вид, гидроусилитель руля, панорамное стекло. А самое важное в грузовике было высокое качество и надежность. Ресурс до первого капитального ремонта составлял 300 000 км. В мае 1973 во время тестовых испытаний на полигоне НАМИ ЗИЛ-130 преодолел 25 000 км за 12 дней без поломок.

В конце 1960-ых не смотря на удачную и надежную конструкцию ЗИЛ-130 автомобильные конструкторские бюро стали подготавливать приемника грузовику. Так в 1969 на свет появился бескапотный дизельный ЗИЛ-170, который позже превратился в КАМАЗ-5320. В 1976 началось производство КАМАЗ-5320 в Набережных Челнах. Модернизации грузовика была запоздалой-в 1978 году на свет появился обновлённый ЗИЛ-130-76, затем в 1986 году грузовик получил индекс ГАЗ-431410. Грузовик ЗИЛ-130-76 внешне отличается от ЗИЛ-130 поворотным огнями над фарами, а не под фарами. Не смотря на новый индекс и модернизации грузовик не имел значительных отличий от ранней модели. Основной недостаток был прожорливый карбюраторный двигатель, а дизельный двигатель ЗИЛ-64 появился лишь 1987 году для ЗИЛ-4331 (спроектирован в 1976 году), как мы видим новый вариант ЗИЛ-130, запоздал на 11 лет. Не смотря на появление дизельного двигателя ЗИЛ-131 продолжали оснащать карбюраторными двигателями. Скорей всего это связано с тем, что не было конкуренции, а о расходе топливо мало, кто задумывался, так как за него платило государство. За 30 лет производства было выпущено более 3,5 млн ЗИЛ-130 и его модификаций. ЗИЛ-130 стал самым массовым автомобилем в истории Советского автопрома. Это самый массовый автомобиль в истории Советского автопрома. После распада СССР производство ЗИЛ-131 стало быстро падать из-за кризиса в стране и неготовность отечественного автопрома к рыночной экономике. Основным эксплуататором ЗИЛ-130 являлось сельское хозяйство, строительные организации т промышленность. Для военных ЗИЛ-130 не представлял особого интереса, так как были полно приводные грузвоики-ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и т.п. В армии ЗИЛ-130, как правило выполнял тыловую работу на дорогах общего пользования выполняя роль бензовоза, аэродромной-диспетчерской машины, РСЗО «Град-1» и «Катюша» (выпуск РСЗО был незначителен).

Конструкция

На машины ставили 6-целиндровый V-образный двигатель ЗИЛ-311 с двухкамерным карбюратором К-88 и ограничителем оборотов. Двигатель обеспечивает мощность в 150 л.с. при 3200 оборотах в минуту, что позволяет разогнать грузовик до 90 км/ч. Двигатель объемом 6 литров рассчитан на использование бензина А-76. Объем бензобака составляет 175 литров. Средний расход топлива по трассе 25-28 литров, по городу и пересеченной местности 35-42 литра на 100 км. Кабина грузовика трехместная (водитель+2 пассажира). Грузовик имел гидроусилитель руля и 5-и ступенчатую коробку передач. Некоторые автомобили оборудовались предпусковым подогревом двигателя для запуска в холодную погоду. Колесная формула 4х2 (привод на задний мост). Ресурс до первого капитального ремонта составляет 300 000 км.

Итоги

У грузовика 30-летняя история успеха с трёхмиллионным выпуском машин и печальная история заката после распада СССР, полное закрытие завода ЗИЛ в 2012 году. Для нужд страны выпускалось порядка 100 модификаций ГАЗ-130 (дизельные, газовые, бензиновые двигатели), но в своей массе производились с бензиновым двигателем. В качестве военного автомобиля был мало востребован военным, но в случаи войны он быстро мог стать в строй выполняя армейские задачи. Грузовик часто можно встретить на дорогах России и стран СНГ. Проблемой ЗИЛ-130, как и многих грузовиков стала их медленная модернизация и техническая отсталость от зарубежных конкурентов. Грузовик поставлялся на экспорт примерно в 40 стран мира. На смену ЗИЛ-130 пришел ЗИЛ-4331.

Жизнь легендарного завода, который скоро превратится в стройплощадку,— в репортаже «Ъ»

К концу марта московские власти рассчитывают определиться с инвестором, который возьмется за расчистку территории ЗИЛа на юго-востоке столицы и строительство здесь нового жилого района. Пока участники проекта стоимостью около 200 млрд руб. договариваются между собой, «Ъ» попал за главную проходную ЗИЛа. Об уникальных бронированных лимузинах, заброшенных цехах завода, подробностях сохранения производства и будущей стройки рассказывает МАРГАРИТА ФЕДОРОВА.

— Без машины до следующего дня не управимся: у нас тут почти 300 га.

Если точнее, ЗИЛ занимает 280 га, протянувшихся между станциями метро «Автозаводская» и «Нагатинская», с севера зажатых Третьим транспортным кольцом (ТТК), с юга и запада — Москвой-рекой. В годы расцвета с конвейера завода ежегодно сходило около 200 тыс. машин. В конце 2013 года конвейер окончательно встал. Тогда, в 1970-х — начале 1980-х, ЗИЛ был похож на быстро растущий город в городе с собственной железной дорогой, бульварами и снующими туда-сюда автобусами, переполненными рабочими. Сегодня ЗИЛ — охраняемая промышленная резервация в 5 км от Кремля, где среди закрытых цехов с разбитыми стеклами бегают собаки, а на остановках мерзнут те немногие, кто еще остался работать на заводе.

Сносить нельзя реконструировать

На въезде с Третьего транспортного кольца (ТТК), почти сразу после центральной проходной, стоит памятник Ленину. За ним высится похожее на гору серое здание — кузовной цех, который пока планируют реконструировать и превратить в культурный центр. Здесь начинается главный бульвар ЗИЛа

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В главном холле высотки ЗИЛа, которая смотрит на ТТК, пустынно — только охранник, кофемашина, банкомат и несколько таких же, как и мы, отогревающихся от холодного ветра со снегом посетителей. Вот и наш проводник, Александр. Документы на нас оформлены: по-другому на ЗИЛ не попасть. Подъезжаем к шлагбауму. Досмотр багажника обязателен.

— На выезде еще раз проверят. Столько лет пытаются растащить завод, и до сих пор есть что,— невесело объясняет наш гид.

Вдоль бульвара тянутся производственные цеха, фасады которых архитекторы предлагают сохранить. Арматурный корпус (на фото) – один из них

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Минуем охрану. Нас встречает памятник Ленину, за ним начинается главный бульвар ЗИЛа, ведущий до круга, в центре которого стоит один из первых грузовиков завода — ЗИС-5, на который во время Второй мировой войны ставили минометы «Катюша». Слева от Ленина режет небо острыми углами, как будто сложенная из детских деревянных кубиков, серая махина кузовного цеха. По задумке архитекторов, ее планируется превратить в культурный центр. Но у здания слишком нестандартная планировка — девятиметровые потолки и необъятные пролеты, сохранение которых может обойтись слишком дорого. И тогда цех останется только на фотографиях. Архитекторы предлагают также оставить фасады цехов, тянущихся справа вдоль главного бульвара. Пока мы проезжаем мимо, читаю: арматурный корпус, рессорно-пружинный, ремонтно-инструментальное производство (РИП). Люди стоят только на входе у РИП, всего несколько человек: курят, о чем-то говорят. Ощущение, что время остановилось — мимо проносится советский грузовик ЗИЛ-130, поворачиваю голову, взгляд натыкается на «доску почета».

Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб.

— Из всех цехов на бульваре работает только РИП. Его еще у нас называют сердцем завода,— продолжает рассказ наш проводник.

Справа от бульвара за пустующей теперь доской «Передовики производства» и обесточенными цехами появится жилой район

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Когда цех закрывают, его обычно отключают от коммуникаций. Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб. Расплатиться по счетам город намерен за счет продажи земли, располагающейся как раз за этими цехами. За 65 га, где разрешено построить около 1,56 млн кв. м различной недвижимости, преимущественно жилья и апартаментов, чиновники рассчитывают выручить минимум 23,4 млрд руб. Сохранит ли инвестор фасады цехов ЗИЛа — вопрос открытый: пока из всех строений завода памятником признано лишь выходящее на ТТК красное здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту архитектора Константина Мельникова. Выбор, скорее всего, будет сделан в пользу экономически выгодного решения. Еще в 2012 году власти подумывали создать на территории завода технопарк, но когда встал вопрос, как расплатиться с долгами, без долгих колебаний предпочли научно-промышленному кластеру жилье.

Как устроить из стройки спектакль

Большинство цехов ЗИЛа сегодня не отапливаются и не освещаются, во многих разбиты стекла. После сноса части из них необходимо будет срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, обойдется почти в 9 млрд руб.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Идей, как не убить ЗИЛ типовой панельной застройкой, у архитекторов много. К примеру, создать здесь полигон проектирования и тестирования новых видов городского транспорта или устроить из производства спектакль: ты сидишь в ресторане, а за стеклом роботы собирают машину. Но все опять упирается в деньги.

Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли.

Среди интересующихся ЗИЛом — крупнейшие российские девелоперы: «Кортрос» Виктора Вексельберга, группа ПИК Александра Мамута и Сергея Гордеева, «Главстрой» Олега Дерипаски, но даже им есть о чем волноваться. Общие инвестиции в освоение 65 га оцениваются минимум в 152 млрд руб. без учета 23,4 млрд руб., которые инвестор выложит за право поучаствовать в стройке. Из них общие инвестиции на создание транспортной сети — в частности, продление Симоновской набережной от существующего участка до ТТК — превышают сумму в 33 млрд руб. Понятно, что эти затраты возьмет на себя город, но совсем непонятно, в какие сроки эти задачи реально будут решены. За чей счет будет производиться рекультивация земель — еще один болезненный вопрос: после сноса зиловских цехов предстоит срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, будет стоить почти 9 млрд руб. Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли. Новая до сих пор не назначена, хотя уже 20 марта должно состояться вскрытие конвертов с заявками от претендентов.

Читать еще:  Фото-Противотанковая машина 2П32, комплекс 2К8 "Фаланга"

Когда попадаешь за проходную ЗИЛа, кажется, что время остановилось: мимо проезжает советский грузовик ЗИЛ-130, по пути встречается доска «Передовики производства»

Коммерсантъ / Глеб Щелкунов

Сталкеровские пейзажи пользуются спросом среди киношников: одни разыгрывают в этих декорациях постановочные бойни, другие арендуют просторные цеха завода под студии

Двигатель ЗИЛ 131: характеристика, описание, устройство, ремонт

Многие автолюбители встречались с ЗИЛ 131. Это, по большей части, военный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. Но, существует много модификаций этого транспортного средства, поэтому он нашёл себя и на гражданке, как автомобиль специального назначения, или обычный грузовик.

Технические характеристики

Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.

Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:

НаименованиеТехнические характеристики
МаркаЗИЛ
Модель131
Объем двигателя6,0 литра (5969 см куб)
Мощность двигателя150
КонфигурацияV8
РасположениеРядный, продольный
Расход49,5 литра на каждые 100 км пробега
Количество цилиндров8
Количество клапанов16
Диаметр поршня100 мм
ОхлаждениеЖидкостное
ТопливоБензин (газ — как дополнительное оборудование)
Система питанияКарбюратор
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Вес мотора490 кг

Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.

Обслуживание

Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.

Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.

Неисправности и ремонт

Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.

Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:

Вывод

Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.

Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.

Кузов ЗИЛ-130 самосвал

Кузов ЗИЛ -130 самосвал поднимается на определенный угол подъема в 50 градусов. Этот градус дает перевозимому грузу легко высыпаться из данного кузова под своим весом.

Кузов ЗИЛ-130 самосвал

Объем кузова ЗИЛ-130 составляет — 5 кубов

Вес кузова автомобиля ЗИЛ — 1,5 т

Размеры кузова ЗИЛ — 130 — 3750 х 2215 х 490

Площадь кузова автомобиля ЗИЛ — 8,7 м.кв.

Платформа ЗИЛ — 130

Разгрузка кузова возможна на три стороны, сельхоз вариант.Такие машины широко применялись на посевных и уборке урожая с полей.

Рычаг подъема кузова ЗИЛ

У меня раньше был ЗИЛ бортовой с деревянным кузовом. Все это снимал пустил в дрова. Купил кузов самосвальный на чермете, весь его усилил, проварил и установил на автомобиль. Только вот переоформлял долго, кучи справок пришлось собирать чтобы поставить его на чет как самосвал.

Крепление борта ЗИЛ

Шарнир борта делал усиленный, толстые пластины как показано на фото приваренные к ролику и на шплинте плюс уголок на крестовине борта все это дает надежно сваренную конструкцию и ходит уже много лет.

Крепление лопаты на кузове

Крепление для лопаты сделано очень просто. Приварена пластина к ребру жесткости кузова и одной рукой лопата легко под своим весом вставляется и держится надежно.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Жизнь легендарного завода, который скоро превратится в стройплощадку,— в репортаже «Ъ»

К концу марта московские власти рассчитывают определиться с инвестором, который возьмется за расчистку территории ЗИЛа на юго-востоке столицы и строительство здесь нового жилого района. Пока участники проекта стоимостью около 200 млрд руб. договариваются между собой, «Ъ» попал за главную проходную ЗИЛа. Об уникальных бронированных лимузинах, заброшенных цехах завода, подробностях сохранения производства и будущей стройки рассказывает МАРГАРИТА ФЕДОРОВА.

— Без машины до следующего дня не управимся: у нас тут почти 300 га.

Если точнее, ЗИЛ занимает 280 га, протянувшихся между станциями метро «Автозаводская» и «Нагатинская», с севера зажатых Третьим транспортным кольцом (ТТК), с юга и запада — Москвой-рекой. В годы расцвета с конвейера завода ежегодно сходило около 200 тыс. машин. В конце 2013 года конвейер окончательно встал. Тогда, в 1970-х — начале 1980-х, ЗИЛ был похож на быстро растущий город в городе с собственной железной дорогой, бульварами и снующими туда-сюда автобусами, переполненными рабочими. Сегодня ЗИЛ — охраняемая промышленная резервация в 5 км от Кремля, где среди закрытых цехов с разбитыми стеклами бегают собаки, а на остановках мерзнут те немногие, кто еще остался работать на заводе.

Сносить нельзя реконструировать

На въезде с Третьего транспортного кольца (ТТК), почти сразу после центральной проходной, стоит памятник Ленину. За ним высится похожее на гору серое здание — кузовной цех, который пока планируют реконструировать и превратить в культурный центр. Здесь начинается главный бульвар ЗИЛа

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В главном холле высотки ЗИЛа, которая смотрит на ТТК, пустынно — только охранник, кофемашина, банкомат и несколько таких же, как и мы, отогревающихся от холодного ветра со снегом посетителей. Вот и наш проводник, Александр. Документы на нас оформлены: по-другому на ЗИЛ не попасть. Подъезжаем к шлагбауму. Досмотр багажника обязателен.

— На выезде еще раз проверят. Столько лет пытаются растащить завод, и до сих пор есть что,— невесело объясняет наш гид.

Вдоль бульвара тянутся производственные цеха, фасады которых архитекторы предлагают сохранить. Арматурный корпус (на фото) – один из них

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Минуем охрану. Нас встречает памятник Ленину, за ним начинается главный бульвар ЗИЛа, ведущий до круга, в центре которого стоит один из первых грузовиков завода — ЗИС-5, на который во время Второй мировой войны ставили минометы «Катюша». Слева от Ленина режет небо острыми углами, как будто сложенная из детских деревянных кубиков, серая махина кузовного цеха. По задумке архитекторов, ее планируется превратить в культурный центр. Но у здания слишком нестандартная планировка — девятиметровые потолки и необъятные пролеты, сохранение которых может обойтись слишком дорого. И тогда цех останется только на фотографиях. Архитекторы предлагают также оставить фасады цехов, тянущихся справа вдоль главного бульвара. Пока мы проезжаем мимо, читаю: арматурный корпус, рессорно-пружинный, ремонтно-инструментальное производство (РИП). Люди стоят только на входе у РИП, всего несколько человек: курят, о чем-то говорят. Ощущение, что время остановилось — мимо проносится советский грузовик ЗИЛ-130, поворачиваю голову, взгляд натыкается на «доску почета».

Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб.

— Из всех цехов на бульваре работает только РИП. Его еще у нас называют сердцем завода,— продолжает рассказ наш проводник.

Справа от бульвара за пустующей теперь доской «Передовики производства» и обесточенными цехами появится жилой район

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Когда цех закрывают, его обычно отключают от коммуникаций. Отапливать и освещать пустующие цеха нет смысла, да и лишние затраты завод сегодня не может себе позволить: год назад московские власти оценивали долг предприятия в 26 млрд руб. Расплатиться по счетам город намерен за счет продажи земли, располагающейся как раз за этими цехами. За 65 га, где разрешено построить около 1,56 млн кв. м различной недвижимости, преимущественно жилья и апартаментов, чиновники рассчитывают выручить минимум 23,4 млрд руб. Сохранит ли инвестор фасады цехов ЗИЛа — вопрос открытый: пока из всех строений завода памятником признано лишь выходящее на ТТК красное здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту архитектора Константина Мельникова. Выбор, скорее всего, будет сделан в пользу экономически выгодного решения. Еще в 2012 году власти подумывали создать на территории завода технопарк, но когда встал вопрос, как расплатиться с долгами, без долгих колебаний предпочли научно-промышленному кластеру жилье.

Как устроить из стройки спектакль

Большинство цехов ЗИЛа сегодня не отапливаются и не освещаются, во многих разбиты стекла. После сноса части из них необходимо будет срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, обойдется почти в 9 млрд руб.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Идей, как не убить ЗИЛ типовой панельной застройкой, у архитекторов много. К примеру, создать здесь полигон проектирования и тестирования новых видов городского транспорта или устроить из производства спектакль: ты сидишь в ресторане, а за стеклом роботы собирают машину. Но все опять упирается в деньги.

Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли.

Среди интересующихся ЗИЛом — крупнейшие российские девелоперы: «Кортрос» Виктора Вексельберга, группа ПИК Александра Мамута и Сергея Гордеева, «Главстрой» Олега Дерипаски, но даже им есть о чем волноваться. Общие инвестиции в освоение 65 га оцениваются минимум в 152 млрд руб. без учета 23,4 млрд руб., которые инвестор выложит за право поучаствовать в стройке. Из них общие инвестиции на создание транспортной сети — в частности, продление Симоновской набережной от существующего участка до ТТК — превышают сумму в 33 млрд руб. Понятно, что эти затраты возьмет на себя город, но совсем непонятно, в какие сроки эти задачи реально будут решены. За чей счет будет производиться рекультивация земель — еще один болезненный вопрос: после сноса зиловских цехов предстоит срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, будет стоить почти 9 млрд руб. Спорных моментов так много, что московские чиновники уже три раза переносили дату проведения road show, посвященного продаже зиловской земли. Новая до сих пор не назначена, хотя уже 20 марта должно состояться вскрытие конвертов с заявками от претендентов.

Когда попадаешь за проходную ЗИЛа, кажется, что время остановилось: мимо проезжает советский грузовик ЗИЛ-130, по пути встречается доска «Передовики производства»

Читать еще:  Фото: Старые фото ЗИЛ-130. Подборка-4

Коммерсантъ / Глеб Щелкунов

Сталкеровские пейзажи пользуются спросом среди киношников: одни разыгрывают в этих декорациях постановочные бойни, другие арендуют просторные цеха завода под студии

Грузовик ЗИЛ-130 / ЗИЛ-431410: характеристики, описание, фото, видео..

Обзорная статья на грузовик ЗИЛ-131
Фото: «Аварийка на базе ЗИЛ-130. Подборка-1»
Фото: «АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2»
Фото: «ЗИЛ-130. Подборка-2»
Фото: «ЗИЛ-130. Подборка-3»
Фото: «Старые фото ЗИЛ-130. Подборка-4»

ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) –советский, а в дальнейшем российский грузовик разработанный и производимый на московском заводе имени Лихачёва (ЗиЛ). Грузовик стал самым массовым грузовиком в СССР и производился с 1956 по 1994 года. Работы по созданию автомобиля возглавил главный конструктор по грузовым авто Анатолием Маврикиевичем Кригером. Проект грузового автомобиля изначально имел название ЗиС-125, первые наброски ЗИЛ-130 делались в Днепропетровске, но со временем документацию и чертежи передали для дальнейшей доработки в КБ ЗиЛ в Москву. С 1986 года выпускался под индексом ЗИЛ-130-76 (ЗИЛ-431410)

История создания

В послевоенные годы грузовой парк Советского Союза нуждался в новом грузовике, поскольку основной грузовик ЗИС-150 (производился с 1947-1957 год, 95л.с) не удовлетворял потребности военных и сельского хозяйства, а пришедший на ему смену ЗИЛ-164 стал лишь временной мерой, который по сути выпускал глубоко модернизированный ЗИС-150. Первые опытный образец ЗИЛ-130 появился в конце 1956 года на котором стоял шестицилиндровый однорядный карбюраторные двигатели ЗИЛ-120. В 1959 грузовик показали публике в ВДНХ на выставке сельского хозяйства. В начале 1961 года были утверждены тактико-технические задания для грузовика. При дальнейшей доработке опытных ЗИЛ-130 было решено устанавливать на них восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель. Новый двигатель оказался в несколько раз лучше: 150 л.с., против 95 л.с., более современный, надежней. Двигатель потреблял низкооктановый бензин А-72 при степени сжатия 6,5 атмосфер. Автомобиль ЗИЛ-130 проектировался одновременно с трехосным грузовиком ЗИЛ-131 имевший колесную формулу 6х6. Производство грузовиков ЗИЛ-130 началось 1 октября 1964 года.

Для своего времени грузовик был уникален, так как в нем было появился ГУР, пятиступенчатая коробка передач с синхронизатором всех скоростей, кроме первой. Движения на грузовике, как правило можно начинать со второй скорости, а первая используется при начале движения на бездорожье, при подъеме в горку или большой массе груза.

Кабина ЗИЛ-130-го внешне бросалась в глаза людей, так как ничего подобного в то время люди не видели. Кабина имела обтекаемые формы и панорамное лобовое стекло. Над дизайном кабины работал выпускник Московского художественно-промышленного училища «Строгановка» Эрик Владимирович Сабо, по некоторым данным работы по внешнему облику (дизайн) производила сотрудница ЗиЛа Т.П. Кисилева. Грузовик стал заметен на публике за счет голубой раскраски кузова, были еще и другие цвета, но голубой цвет преобладал среди 131-ых. Как правило полноприводные автомобили и грузовики красили в зеленый «хаки» цвет, в случае военной мобилизации большинство автопарка сразу имело маскировочный цвет.

Любовь водителей к грузовику пришла практически сразу. Для своего времени у него было достаточной мощный мотор в 150 л.с., приятный внешний вид, гидроусилитель руля, панорамное стекло. А самое важное в грузовике было высокое качество и надежность. Ресурс до первого капитального ремонта составлял 300 000 км. В мае 1973 во время тестовых испытаний на полигоне НАМИ ЗИЛ-130 преодолел 25 000 км за 12 дней без поломок.

В конце 1960-ых не смотря на удачную и надежную конструкцию ЗИЛ-130 автомобильные конструкторские бюро стали подготавливать приемника грузовику. Так в 1969 на свет появился бескапотный дизельный ЗИЛ-170, который позже превратился в КАМАЗ-5320. В 1976 началось производство КАМАЗ-5320 в Набережных Челнах. Модернизации грузовика была запоздалой-в 1978 году на свет появился обновлённый ЗИЛ-130-76, затем в 1986 году грузовик получил индекс ГАЗ-431410. Грузовик ЗИЛ-130-76 внешне отличается от ЗИЛ-130 поворотным огнями над фарами, а не под фарами. Не смотря на новый индекс и модернизации грузовик не имел значительных отличий от ранней модели. Основной недостаток был прожорливый карбюраторный двигатель, а дизельный двигатель ЗИЛ-64 появился лишь 1987 году для ЗИЛ-4331 (спроектирован в 1976 году), как мы видим новый вариант ЗИЛ-130, запоздал на 11 лет. Не смотря на появление дизельного двигателя ЗИЛ-131 продолжали оснащать карбюраторными двигателями. Скорей всего это связано с тем, что не было конкуренции, а о расходе топливо мало, кто задумывался, так как за него платило государство. За 30 лет производства было выпущено более 3,5 млн ЗИЛ-130 и его модификаций. ЗИЛ-130 стал самым массовым автомобилем в истории Советского автопрома. Это самый массовый автомобиль в истории Советского автопрома. После распада СССР производство ЗИЛ-131 стало быстро падать из-за кризиса в стране и неготовность отечественного автопрома к рыночной экономике. Основным эксплуататором ЗИЛ-130 являлось сельское хозяйство, строительные организации т промышленность. Для военных ЗИЛ-130 не представлял особого интереса, так как были полно приводные грузвоики-ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и т.п. В армии ЗИЛ-130, как правило выполнял тыловую работу на дорогах общего пользования выполняя роль бензовоза, аэродромной-диспетчерской машины, РСЗО «Град-1» и «Катюша» (выпуск РСЗО был незначителен).

Конструкция

На машины ставили 6-целиндровый V-образный двигатель ЗИЛ-311 с двухкамерным карбюратором К-88 и ограничителем оборотов. Двигатель обеспечивает мощность в 150 л.с. при 3200 оборотах в минуту, что позволяет разогнать грузовик до 90 км/ч. Двигатель объемом 6 литров рассчитан на использование бензина А-76. Объем бензобака составляет 175 литров. Средний расход топлива по трассе 25-28 литров, по городу и пересеченной местности 35-42 литра на 100 км. Кабина грузовика трехместная (водитель+2 пассажира). Грузовик имел гидроусилитель руля и 5-и ступенчатую коробку передач. Некоторые автомобили оборудовались предпусковым подогревом двигателя для запуска в холодную погоду. Колесная формула 4х2 (привод на задний мост). Ресурс до первого капитального ремонта составляет 300 000 км.

Итоги

У грузовика 30-летняя история успеха с трёхмиллионным выпуском машин и печальная история заката после распада СССР, полное закрытие завода ЗИЛ в 2012 году. Для нужд страны выпускалось порядка 100 модификаций ГАЗ-130 (дизельные, газовые, бензиновые двигатели), но в своей массе производились с бензиновым двигателем. В качестве военного автомобиля был мало востребован военным, но в случаи войны он быстро мог стать в строй выполняя армейские задачи. Грузовик часто можно встретить на дорогах России и стран СНГ. Проблемой ЗИЛ-130, как и многих грузовиков стала их медленная модернизация и техническая отсталость от зарубежных конкурентов. Грузовик поставлялся на экспорт примерно в 40 стран мира. На смену ЗИЛ-130 пришел ЗИЛ-4331.

ЗИЛ-131 — Википедия. Что такое ЗИЛ-131

Иные обозначенияАМУР 531340, АМУР 531350
Производитель:ЗИЛ
Марка:ЗИЛ-131
Тип:Бензиновый
Объём:5969 см 3
Максимальная мощность:150 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент:402 Н·м, при 2000 об/мин
Конфигурация:V8
Цилиндров:8
Клапанов:16
Расход топлива при смешанном цикле:49,5 л/100 км
Диаметр цилиндра:100 мм
Ход поршня:95 мм
Степень сжатия:6,5
Система питания:карбюратор
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:OHV
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:алюминий
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо:А-76
механическая 5-ступ.
Производитель:ЗИЛ
Модель:130
Тип:механическая
Число ступеней:5
Передаточные отношения:
1 передача:7,44
2 передача:4,10
3 передача:2,29
4 передача:1,47
5 передача:1,00
Задняя передача:7,09
Переключение:напольный рычаг

Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.

Высота2480 (с тентом 2970) мм
Колея задняя1820 мм
Колея передняя1820 мм
Грузоподъёмность5000 кг
Объём бака2×170 л

ЗИЛ-131 — советский и российский грузовой автомобиль повышенной проходимости Московского автозавода имени Лихачёва, основная модель. Являлся заменой грузовика ЗИЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии.

Технические характеристики

  • Снаряжённая масса:
    • без лебёдки — 6135 кг
    • с лебёдкой — 6375 кг
  • Полная масса:
    • без лебёдки — 10 185 кг
    • с лебёдкой — 10 425 кг
  • Грузоподъёмность:
    • по грунту — 3500 кг
  • Допустимая масса прицепа:
    • по дорогам с твёрдым покрытием — 6500 кг
    • по грунту — 4000 кг
  • Запас хода — 630 км
  • Радиус разворота — 10,8 м
  • Тормозной путь со скорости 50 км/ч — 29 м

Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. В отличие от ЗИЛ-157, на ЗИЛ-131 установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., унифицированный с двигателем автомобиля ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления, был применён электропневматический привод включения переднего моста. Передний мост можно включить тумблером на панели приборов, а при включении рычагом понижающей передачи в раздаточной коробке от установленного в механизме выключателя принудительно включался пневмопривод включения переднего моста. В КПП на 2-й и 4-й передаче имеются замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передачи, например при торможении двигателем на спуске. Была применена бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором, более мощный автомобильный генератор переменного тока. На случай выхода из строя электронного коммутатора имеется аварийный генератор импульсов, позволяющий двигаться своим ходом до 30 часов без существенной потери динамики.

История и модификации

В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2). Модернизированный бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 отличался увеличенной степенью сжатия, позволяющей эксплуатировать автомобиль на более высокооктановом топливе А-76 и АИ-93, винтовыми впускными каналами в ГБЦ.

Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):

  • Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
  • Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10 × 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
  • Для холодного климата ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС.

Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других [1] . Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.

Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор. Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов, это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313), с глубиной бурения 3 м. Также имеется ЗИЛ-131НА с установкой БКМ-313, у которого глубина бурения 5 м.

Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131

Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(131)М9-АР-01 на шасси ЗИЛ-131 производства «Пожтехника-Поморье», Архангельск

500-км марш украинской армии на ЗИЛ-131

ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

Вид на двигатель слева

Вид на двигатель справа

Манометр и кран регулирования давления воздуха в шинах, спидометр

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector