0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерная техника Советской Армии

Самоходная бронированная плавающая гусеничная установка разминирования УР-67 предназначена для проделывания в ходе боя проходов шириной около 6 метров и длиной 80-90 метров взрывным способом в противотанковых минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-67, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.

Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62 или английские типа Mk7 со взрывателем No.5 Mk 4, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались). Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.

От автора. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мины взрываются не вследствие передачи детонации на заряд ВВ мины, а вследствие срабатывания штатного взрывателя мины под воздействием давления ударной волны. Автору приходилось обнаруживать разрушенные и поврежденные взрывом заряда, но не взорвавашиеся мины, имеющие взрыыватели не нажимного действия. И даже пробиваемые струей кумулятивного заряда мины не всегда детонируют. Так что и этот способ проделывания проходов не дает стопроцентной гарантии. Абсолютно надежных способов поиска и уничтожения мин так и не создано по сей день. Никем и нигде.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Была разработана и принята на вооружение Советской армии в 1968 году. С 1978 года началось их замена на более совершенную машину УР-77. К настоящему времени в Российской Армии установок УР-67 уже не имеется.

УР-67 состоит из базовой машины ( бронетранспортер БТР-50ПК) и специального оборудования (непосредственно установки разминирования).

Специальное оборудование включает:
— направляющая для размещения реактивных двигателей двух зарядов;
— механизм подъёма направляющей;
— два контейнера для зарядов, которые установлены в десантном отделении бронетранспортёра;
— два механизма отцепки тормозного каната МТК, которые расположены впереди по бортам над надгусеничной полкой;
— две специальные рамы для крепления укладки тормозного каната, которые размещены над моторным отделением, справа и слева от направляющей, каждая для крепления трёх укладок тормозного каната;
— пульт управления.
Экипаж 3 человека: командир, механик-водитель и оператор.
УР-67 имеет вооружение: пулемёт СГМБ ( или ПКБ).

На схеме справа:
1- Механизм отцепки тормозного каната (МТК),
2- Тормозной канат
3- Взрыватель,
4- Узел передачи детонации,
5- Секции заряда,
6- Ящики укладки тормозного каната,
7- Соединительные втулки,
8- Разъёмы,
9- Реактивные двигатели
10- Разъединительное устройство,
11- Соединительный трос

Боекомплект установки состоит из двух удлиненных зарядов разминирования с твердотопливными ракетными двигателями. Один заряд — один проход, т.е. установка одним боекомплектом может проделать два прохода, каждый из которых имеет примерные размеры 90х6м. Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Экипаж в момент пуска остается в машине.
Могут использоваться заряды УЗ-67, УЗП-72, УЗП-77. Первоначально существовал только заряд УЗ-67, позднее был разработан его модифицированный вариант УЗП-72. Заряд УЗП-77 предназначен для установки разминирования УР-77, однако без каких либо проблем и ограничений сможет испоььзоваться установкой УР-67.
Дальность подачи зарядов фиксированная и составляет для УЗ-67 200 и 350 метров, для УЗП-72 500 метров, для УЗП-77 200 и 500 метров.

Установка разминирования выдвигается к передней границе минного поля. Направляющая поднимается на 50 градусов. Оператор с пульта управления производит пуск двигателей заряда. Двигатели за соединительный трос вытягивают за собой заряд, через 3-4 секунды после пуска приводится в боевое положение взрыватель . После того, как сам заряд полностью выйдет из касеты, он увлекает за собой тормозной канат, выбирая его из ящиков. Через 6-9 секунд после пуска срабатывает разъединительное устройство РУ, отделяющее двигатель от заряда. Двигатель уходит по баллистической траектории, а заряд продолжает полет по инерции. После выбора тормозного каната на всю длину происходит остановка полета заряда и он падает на землю на минное поле. Установка отъезжает на некоторое расстояние назад выпрямляя тем самым заряд. По тонкому кабелю, вплетенному в тормозной канат, на заряд с пульта управления подается электроимпульс, что приводит к взрыву заряда. От действия ударной волны взрыва заряда противотанковые мины срабатывают. Осью образовавшегося прохода в минном поле является образовавшаяся от взрыва заряда канавка. После взрыва заряда с пульта управления подается импульс на патрон отцепки тормозного каната. Канат перебивается и остаётся на месте. Установка покидает пусковую позицию.

От автора. Отчетливо заметный на местности белый торомозной канат является прекрасным линейным ориентиром для танкистов, выводя их точно на проход. Но обычно во время учений сразу после взрыва заряда УР-67 к этому канату, невзирая на приближающиеся танки и на присутствие на командно-наблюдательных вышках руководителей учений в лампасах, устремлялись с разных сторон фигурки военных. Еще бы, тормозной канат по толщине немногим превышающий толщину бельевой веревки, имел прочность стального буксирного троса для тяжелых грузовиков. При этом канат был очень гибкий и легкий. Лучше буксирного троса для собственной легковой машины и не придумать. Впрочем, и высокопоставленные начальники бывали очень довольны, если и им доставалась доля от каната.

Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранеее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-67

Тип установки разминирования.Реактивная взрывная самоходная гусеничная плавающая бронированная
Вооружение.Пулемет СГМБ или ПКБ
Типы применяемых зарядов разминирования.УЗП-67, УЗП-72, УЗП-77
Длина заряда разминирования.
УЗ-67.
УЗП-72.
УЗП-77.
.

Вес комплекта заряд УЗП-72 без упаковки 1200 кг. Заряд состоит из двух паралельных нитей, в каждой из которых 9 секций. Длина каждой секции 10.3 м. , диаметр 7 см.
На погонный метр секции приходится 4 кг. ВВ, что обеспечивает требуемые 8 кг. на метр длины заряда.
В комплекте одного заряда 18 секций ДКРП-4 и 4 двигателя ДУР-67.
Время, требуемое для снаряжения одной установки УР-67 одним зарядом. экипажем вручную 3 часа, с использованием автокрана 0.5 часа; экипажем с привлечением саперного отделения вручную 1 час.

Подвижность и проходимость установки соответствует требованиям танковых и мотострелковыхй войск.

На вооружении УР-67 состояли в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 2 установки, в инженерном батальоне штурма и разграждения (инженерно-штурмовом) — 6 установок.

Особая благодарность Виктору Гензе за предоставленные иллюстрации и технические характеристики машины УР-67..

Почему «Змей Горыныч»?

Оружие, фото которого говорит о его грозности, получило данное название неспроста. Связано это с мощным и страшноватым зрелищем: сначала раздается оглушительный рев ракетного двигателя, после чего в небо взметается короткая ракета, а за ней тянется нечто белое. После отцепки ракета улетает вперед, а на землю падает длинная «колбаса», после чего землю сотрясает тяжелейший взрыв.

Ужасный «Змей Горыныч»: как российская машина выжигает боевиков в Сирии

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.

Так, например, появился новый элемент боевого порядка – подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача – быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.

Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.

Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости – потеря драгоценного, особенно в бою, времени.

Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.

Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток – танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.

Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.

Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.

Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300 – 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.

В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования – УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.

Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м – два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением – 30 – 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge – удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6 – 14 метров и длиной до 100 м.

Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска – всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.

Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский.

В настоящее время был отмечен также случай успешного применения УР-77 сирийской армией против действующих в районе Джобар (восточная окраина Дамаска) боевиков. На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

Самоходная бронированная плавающая гусеничная установка разминирования УР-67 предназначена для проделывания в ходе боя проходов шириной около 6 метров и длиной 80-90 метров взрывным способом в противотанковых минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-67, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.

Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62 или английские типа Mk7 со взрывателем No.5 Mk 4, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались). Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.

От автора. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мины взрываются не вследствие передачи детонации на заряд ВВ мины, а вследствие срабатывания штатного взрывателя мины под воздействием давления ударной волны. Автору приходилось обнаруживать разрушенные и поврежденные взрывом заряда, но не взорвавашиеся мины, имеющие взрыыватели не нажимного действия. И даже пробиваемые струей кумулятивного заряда мины не всегда детонируют. Так что и этот способ проделывания проходов не дает стопроцентной гарантии. Абсолютно надежных способов поиска и уничтожения мин так и не создано по сей день. Никем и нигде.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Была разработана и принята на вооружение Советской армии в 1968 году. С 1978 года началось их замена на более совершенную машину УР-77. К настоящему времени в Российской Армии установок УР-67 уже не имеется.

УР-67 состоит из базовой машины ( бронетранспортер БТР-50ПК) и специального оборудования (непосредственно установки разминирования).

Специальное оборудование включает:
— направляющая для размещения реактивных двигателей двух зарядов;
— механизм подъёма направляющей;
— два контейнера для зарядов, которые установлены в десантном отделении бронетранспортёра;
— два механизма отцепки тормозного каната МТК, которые расположены впереди по бортам над надгусеничной полкой;
— две специальные рамы для крепления укладки тормозного каната, которые размещены над моторным отделением, справа и слева от направляющей, каждая для крепления трёх укладок тормозного каната;
— пульт управления.
Экипаж 3 человека: командир, механик-водитель и оператор.
УР-67 имеет вооружение: пулемёт СГМБ ( или ПКБ).

На схеме справа:
1- Механизм отцепки тормозного каната (МТК),
2- Тормозной канат
3- Взрыватель,
4- Узел передачи детонации,
5- Секции заряда,
6- Ящики укладки тормозного каната,
7- Соединительные втулки,
8- Разъёмы,
9- Реактивные двигатели
10- Разъединительное устройство,
11- Соединительный трос

Боекомплект установки состоит из двух удлиненных зарядов разминирования с твердотопливными ракетными двигателями. Один заряд — один проход, т.е. установка одним боекомплектом может проделать два прохода, каждый из которых имеет примерные размеры 90х6м. Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Экипаж в момент пуска остается в машине.
Могут использоваться заряды УЗ-67, УЗП-72, УЗП-77. Первоначально существовал только заряд УЗ-67, позднее был разработан его модифицированный вариант УЗП-72. Заряд УЗП-77 предназначен для установки разминирования УР-77, однако без каких либо проблем и ограничений сможет испоььзоваться установкой УР-67.
Дальность подачи зарядов фиксированная и составляет для УЗ-67 200 и 350 метров, для УЗП-72 500 метров, для УЗП-77 200 и 500 метров.

Установка разминирования выдвигается к передней границе минного поля. Направляющая поднимается на 50 градусов. Оператор с пульта управления производит пуск двигателей заряда. Двигатели за соединительный трос вытягивают за собой заряд, через 3-4 секунды после пуска приводится в боевое положение взрыватель . После того, как сам заряд полностью выйдет из касеты, он увлекает за собой тормозной канат, выбирая его из ящиков. Через 6-9 секунд после пуска срабатывает разъединительное устройство РУ, отделяющее двигатель от заряда. Двигатель уходит по баллистической траектории, а заряд продолжает полет по инерции. После выбора тормозного каната на всю длину происходит остановка полета заряда и он падает на землю на минное поле. Установка отъезжает на некоторое расстояние назад выпрямляя тем самым заряд. По тонкому кабелю, вплетенному в тормозной канат, на заряд с пульта управления подается электроимпульс, что приводит к взрыву заряда. От действия ударной волны взрыва заряда противотанковые мины срабатывают. Осью образовавшегося прохода в минном поле является образовавшаяся от взрыва заряда канавка. После взрыва заряда с пульта управления подается импульс на патрон отцепки тормозного каната. Канат перебивается и остаётся на месте. Установка покидает пусковую позицию.

От автора. Отчетливо заметный на местности белый торомозной канат является прекрасным линейным ориентиром для танкистов, выводя их точно на проход. Но обычно во время учений сразу после взрыва заряда УР-67 к этому канату, невзирая на приближающиеся танки и на присутствие на командно-наблюдательных вышках руководителей учений в лампасах, устремлялись с разных сторон фигурки военных. Еще бы, тормозной канат по толщине немногим превышающий толщину бельевой веревки, имел прочность стального буксирного троса для тяжелых грузовиков. При этом канат был очень гибкий и легкий. Лучше буксирного троса для собственной легковой машины и не придумать. Впрочем, и высокопоставленные начальники бывали очень довольны, если и им доставалась доля от каната.

Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранеее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-67

Тип установки разминирования.Реактивная взрывная самоходная гусеничная плавающая бронированная
Вооружение.Пулемет СГМБ или ПКБ
Типы применяемых зарядов разминирования.УЗП-67, УЗП-72, УЗП-77
Длина заряда разминирования.
УЗ-67.
УЗП-72.
УЗП-77.
.

Вес комплекта заряд УЗП-72 без упаковки 1200 кг. Заряд состоит из двух паралельных нитей, в каждой из которых 9 секций. Длина каждой секции 10.3 м. , диаметр 7 см.
На погонный метр секции приходится 4 кг. ВВ, что обеспечивает требуемые 8 кг. на метр длины заряда.
В комплекте одного заряда 18 секций ДКРП-4 и 4 двигателя ДУР-67.
Время, требуемое для снаряжения одной установки УР-67 одним зарядом. экипажем вручную 3 часа, с использованием автокрана 0.5 часа; экипажем с привлечением саперного отделения вручную 1 час.

Подвижность и проходимость установки соответствует требованиям танковых и мотострелковыхй войск.

На вооружении УР-67 состояли в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 2 установки, в инженерном батальоне штурма и разграждения (инженерно-штурмовом) — 6 установок.

Особая благодарность Виктору Гензе за предоставленные иллюстрации и технические характеристики машины УР-67..

Как работает?

УР-77 – это самоходная установка разминирования легкой бронированности, которая может проделывать проходы шириной в 6 м на минных полях, которые «напичканы» противотанковыми противогусеничными минами и минами со штыревым датчиком цели. Специалисты отмечают, что система легко и надежно справляется с подрыванием фугасных противопехотных мин (аналогичных американским М14) в полосе шириной до 14 м.

Одно из самых надежных средств разминирования сегодня – система «Змей Горыныч» (оружие). Как использовать его? Мины взрываются вследствие того, что срабатывают их собственные взрыватели под воздействием ударной волны. Она, в свою очередь, образуется при взрыве удлиненного заряда разминирования. Сама установка включает в себя два элемента – базовую машину в виде доработанного шасси и башенную установку, состоящую из пусковых направляющих для двух ракет и двух отсеков под секции детонирующего кабеля.

Ужасный «Змей Горыныч»: как российская машина выжигает боевиков в Сирии

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.

Так, например, появился новый элемент боевого порядка – подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача – быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.

Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.

Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости – потеря драгоценного, особенно в бою, времени.

Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.

Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток – танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.

Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.

Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.

Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300 – 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.

В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования – УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.

Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м – два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением – 30 – 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge – удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6 – 14 метров и длиной до 100 м.

Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска – всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.

Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский.

В настоящее время был отмечен также случай успешного применения УР-77 сирийской армией против действующих в районе Джобар (восточная окраина Дамаска) боевиков. На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

Читать еще:  Фото: Бронеавтомобиль ГАЗ-233034 / СПМ-1 / "Тигр"
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector