0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Щуки; и; летающие танки: оружие Красной армии перед началом Великой Отечественной войны

«Щуки» и «летающие танки»: оружие Красной армии перед началом Великой Отечественной войны

За годы предвоенных пятилеток советские конструкторы создали новые образцы стрелкового оружия, танков, артиллерии, минометов и самолетов. На вооружение флота поступали все более совершенные эскадренные миноносцы, крейсеры, сторожевые корабли, также особое внимание уделялось развитию подводного флота.

В итоге перед началом Великой Отечественной войны СССР обладал достаточно современной системой вооружения и военной техники, а по некоторым тактико-техническим характеристикам даже превосходил оружейные немецкие аналоги. Поэтому основные причины поражений советских войск на начальном этапе войны нельзя списать на просчеты в техническом оснащении войск.

Танк по-настоящему редкий: выпущено примерно 60 экземпляров. Его производили еще до войны, в тридцатые годы. За время производства конструкция постепенно дорабатывалась: двигатели подросли в мощности, инженеры подбирали разную толщину броневых листов, дизайн башен тоже менялся.

Главная особенность Т-35 — у него сразу пять башен, главная была унифицирована с башней более массового Т-28. Пушки калибром 45-76,2 мм располагались в два ряда, что позволяло вести плотный огонь практически во все стороны. Управлять этим всем должен был большой экипаж — вплоть до 11 человек, в зависимости от конкретного экземпляра танка.

Мощность бензинового двигателя с двенадцатью цилиндрами равнялась 500 л. с. Скорость по дороге не превышала 30 км/ч, а на пересеченной местности была около 12 км/ч.

Но танк страдал от ряда проблем: башни поворачивались медленно, командиру сложно было руководить столь большим экипажем, а броня недостаточно защищала людей и важные агрегаты.

Т-35 застал лишь первые месяцы войны. Несколько машин было потеряно в боях, другие уничтожили экипажи, чтобы они не достались противнику. При этом известно, что один трофейный Т-35 использовался немцами при обороне Берлина. Необходимость создания нового танка привела в итоге к появлению серии «КВ».

АВИАЦИЯ

К началу войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941-го в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.

Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).

Новые самолеты по боевым возможностям не уступали самолетам люфтваффе (название германских Военно-воздушных сил. — Прим. ТАСС), по ряду показателей даже превосходили их.

Штурмовик Ил-2

Бронированный Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли «летающим танком», руководство вермахта — «черной смертью» и «железным Густавом». Немецкие летчики прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» за его высокую боевую живучесть.

Первые боевые подразделения, вооруженные этими машинами, были созданы перед самой войной. В начале войны Ил-2 был практически единственным самолетом, который в условиях превосходства немецкой авиации боролся с врагом в воздухе. Он сыграл большую роль в сдерживании противника в 1941 году.

За годы войны было создано несколько модификаций самолетов. Ил-2 и его дальнейшее развитие — штурмовик Ил-10 — активно применялись во всех крупных сражениях ВОВ и в Советско-японской войне.

Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли составляла 388 км/ч, а на высоте 2000 м — 407 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 2,4 минуты. При этом за один боевой разворот штурмовик набирал высоту 400 метров.

Ночной истребитель МиГ-3

Конструкторская группа, возглавляемая А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый). Впоследствии его модернизированный вариант получил наименование МиГ-3.

Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли превышала 500 км/ч, а на высоте 7 тыс. метров достигала 640 км/ч. Это была наибольшая на тот момент скорость, полученная на серийных самолетах. За счет высокого потолка и большой скорости на высоте свыше 5 тыс. метров МиГ-3 эффективно применялся как самолет-разведчик, а также истребитель ПВО. Однако плохая горизонтальная маневренность и относительно слабое вооружение не позволили ему стать полноценным фронтовым истребителем.

Читать еще:  Плавающий танк ТМ "Танк Молотова": обзор, фото, характеристики.: обзор, фото, характеристики.

По оценкам известного аса Александра Покрышкина, уступая в горизонтали, МиГ-3 значительно превосходил немецкий Me109 в вертикальном маневре, что могло послужить ключом к победе в столкновении с фашистскими истребителями. Однако успешно пилотировать МиГ-3 на вертикальных виражах и на предельных перегрузках могли только летчики экстра-класса.

РФ-8

Боевые аэросани начали делать к первой зиме Великой Отечественной войны. Экипаж состоял из двоих человек, располагались они друг за другом. Спереди находился стрелок, позади него сидел водитель, а уже за ним был автомобильный мотор мощностью 50 л. с. Корпус использовался деревянный — дерево не было в таком дефиците, как металл. Но из-за этого РФ-8 лишились брони.

Защиту экипажа обеспечивала, по сути, только маневренность и скорость передвижения. В 1942 году начали устанавливать более мощные авиационные двигатели (примерно на 120 л. с.), что улучшило ситуацию — максимальная скорость составляла около 75 км/ч.

В северных регионах СССР аэросани широко использовались: там, где снег держался долго, эксплуатация шла до середины весны. Благодаря высокой скорости и маневренности РФ-8 часто применяли для разведки и внезапных атак.

ТАНКИ

По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.

Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось почти 10 тыс., и представители семейства БТ — их было около 7,5 тыс. Значительную долю составляли танкетки и малые плавающие танки — на вооружении советских войск находилось в общей сложности почти 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.

Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1,85 тыс. единиц.

Тяжелый танк КВ-1

Поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонны, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 мм.

Некоторые эксперты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.

Танк имел так называемую классическую компоновку — разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Также он получил независимую торсионную подвеску, противоснарядную круговую защиту, дизельный двигатель и одно относительно мощное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервые были собраны воедино.

Первое боевое применение КВ-1 относится к Советско-финской войне: опытный образец танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.

В 1940–1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда появился немецкий «Тигр», КВ был самым мощным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище Призрак. Стандартные снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.

Средний танк Т-34

В мае 1938-го Автобронетанковое управление Красной армии предложило заводу №183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) создать новый гусеничный танк. Под руководством Михаила Кошкина была создана модель А-32. Работы шли параллельно с созданием БТ-20 — улучшенной модификации уже выпускавшегося серийно танка БТ-7.

Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя — Т-34 — и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 мм, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы.

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 машин. После 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» в Свердловске (ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и Уралвагонзаводе (Нижний Тагил).

В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.

Читать еще:  Огнеметный танк ОТ-37 / БХМ-4 / ХТ-37: описание, фото, характеристики

Всего было изготовлено более 84 тыс. Т-34. Эта модель также побывала во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950–1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии в конце 1990-х годов.

ТАНКИ

По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.

Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось почти 10 тыс., и представители семейства БТ — их было около 7,5 тыс. Значительную долю составляли танкетки и малые плавающие танки — на вооружении советских войск находилось в общей сложности почти 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.

Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1,85 тыс. единиц.

Тяжелый танк КВ-1

Поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонны, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 мм.

Некоторые эксперты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.

Танк имел так называемую классическую компоновку — разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Также он получил независимую торсионную подвеску, противоснарядную круговую защиту, дизельный двигатель и одно относительно мощное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервые были собраны воедино.

Первое боевое применение КВ-1 относится к Советско-финской войне: опытный образец танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.

В 1940–1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда появился немецкий «Тигр», КВ был самым мощным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище Призрак. Стандартные снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.

Средний танк Т-34

В мае 1938-го Автобронетанковое управление Красной армии предложило заводу №183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) создать новый гусеничный танк. Под руководством Михаила Кошкина была создана модель А-32. Работы шли параллельно с созданием БТ-20 — улучшенной модификации уже выпускавшегося серийно танка БТ-7.

Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя — Т-34 — и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 мм, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы.

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 машин. После 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» в Свердловске (ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и Уралвагонзаводе (Нижний Тагил).

В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.

Всего было изготовлено более 84 тыс. Т-34. Эта модель также побывала во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950–1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии в конце 1990-х годов.

БА-64

Это первый броневик серийного производства у СССР. Машина взяла за основу вседорожный ГАЗ-64, но были изменены органы управления, а рессоры усилены, чтобы удерживать возросшую массу. Использовалась она в основном для разведки и поддержки пехоты в открытых столкновениях.

На вооружение БА-64 поступил весной 1942 года. У машины оказалась хорошая проходимость: она взбиралась под уклоны до 30 градусов и проезжала броды почти метровой глубины — сейчас похожие характеристики можно встретить и в гражданских внедорожниках, но по меркам сороковых годов показатели были достойными. Из вооружения на БА-64 был пулемет калибром 7,62 мм.

К недочетам броневика относили, собственно, шасси от ГАЗ-64 — колесная база была узкой, из-за чего модель страдала от недостаточной устойчивости. Решением проблемы стала модификация БА-64Б. В ее основу лег ГАЗ-67Б, который был шире ГАЗ-64.

Читать еще:  Плавающая САУ СУ-45(СУ-37) Т-48: описание, характеристики, фото.

ТАНКИ

По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.

Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось почти 10 тыс., и представители семейства БТ — их было около 7,5 тыс. Значительную долю составляли танкетки и малые плавающие танки — на вооружении советских войск находилось в общей сложности почти 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.

Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1,85 тыс. единиц.

Тяжелый танк КВ-1

Поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонны, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 мм.

Некоторые эксперты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.

Танк имел так называемую классическую компоновку — разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Также он получил независимую торсионную подвеску, противоснарядную круговую защиту, дизельный двигатель и одно относительно мощное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервые были собраны воедино.

Первое боевое применение КВ-1 относится к Советско-финской войне: опытный образец танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.

В 1940–1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда появился немецкий «Тигр», КВ был самым мощным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище Призрак. Стандартные снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.

Средний танк Т-34

В мае 1938-го Автобронетанковое управление Красной армии предложило заводу №183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) создать новый гусеничный танк. Под руководством Михаила Кошкина была создана модель А-32. Работы шли параллельно с созданием БТ-20 — улучшенной модификации уже выпускавшегося серийно танка БТ-7.

Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя — Т-34 — и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 мм, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы.

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 машин. После 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» в Свердловске (ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и Уралвагонзаводе (Нижний Тагил).

В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.

Всего было изготовлено более 84 тыс. Т-34. Эта модель также побывала во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950–1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии в конце 1990-х годов.

СУ-152

Самоходка получила звучное прозвище «Зверобой», явно намекая на способность разнести в щепки немецкие «Тигры». Вообще, так оно и было: СУ-152 впервые участвовала в бою на Курской дуге (1943 год) и быстро зарекомендовала себя в боях против танков тяжелого типа.

Цифра в названии указывает на калибр пушки — 152 мм. САУ разрабатывалась на основе танка КВ-1с (более легкий, динамичный и надежный вариант КВ-1), поэтому ходовая часть была унифицирована.

Среди минусов модели указывают проблемы с вентилированием боевого отсека, а также недостатки в бронировании. Эти моменты учли при создании ИСУ-152, которая разрабатывалась на основе танка ИС. До нашего времени сохранилось лишь три экземпляра СУ-152.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector