0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк Т-37А — T-37A tank

Танк Т-37А — T-37A tank

Т-37А был советским амфибия легким танком . Танк часто называют Т-37, хотя это обозначение использовалось на другом танке, который так и не вышел из стадии прототипа . Т-37А был первой серией серийных полностью плавающих танков в мире.

Танк был впервые создан в 1932 году на базе британской танкетки Vickers и других боевых плавающих танков. Танк выпускался серийно с 1933 года до 1936 года, когда его заменил более современный Т-38 на базе Т-37А. Всего за четыре года производства было выпущено 2552 танка Т-37А, включая оригинальные прототипы.

В Красной Армии они использовались для выполнения задач связи, разведки и защиты на марше, а также для активной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А использовались в больших количествах во время советского вторжения в Польшу и во время Зимней войны против Финляндии . Т-37 А также использовались СССР в начале Великой Отечественной войны , но большинство из них было быстро потеряно. Уцелевшие танки этого типа сражались на передовой до 1944 года и использовались в учебной и вспомогательной обороне до конца Второй мировой войны .

Описание конструкции [ править ]

Корпус и бронирование [ править ]

Бронирование Т-37А — равнопрочное, лёгкое противопульное. Броневой корпус танка имел простую коробчатую форму и собирался при помощи заклёпок и сварки на каркасе из подкладных уголков. Для изготовления бронекорпуса использовались катаные листы броневой стали толщиной 4 (крыша и днище), 6 и 8 мм (прочие детали, с марта 1934 года 8-мм броневой лист был заменён на 10-мм). Лоб и корма корпуса, а также лобовая часть рубки механика-водителя имели незначительные углы наклона, борта корпуса — вертикальные. При этом для повышения обтекаемости корпуса его нижние носовые и кормовые листы были наклонены и плавно соединялись с днищем. В лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные крюки.

Башня Т-37А собиралась по аналогичной корпусу системе из бронелистов толщиной 4 и 8 мм. Башня имела цилиндрическую форму с нишей в лобовой части и была расположена на правой половине отделения управления. Вертикальные стенки башни собирались из 8-мм броневых листов, горизонтальные же поверхности — из листов 4-мм толщины. Башня устанавливалась на шариковой опоре крыши подбашенной коробки. Поворот башни осуществлялся вручную с помощью приваренных внутри рукояток.

Т-37А производился с двумя типами башен и корпусов, имевших незначительные различия в форме — производства Ижорского и Подольского крекинго-электровозостроительного заводов.

Для посадки и высадки командир танка и механик-водитель имели собственные люки, в крыше башни и рубки соответственно, механик-водитель имел также смотровой люк в лобовой части рубки. Несколько люков в крыше отделения управления и в лобовых и кормовых наклонных листах служили для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии.

Вооружение [ править ]

Всё вооружение Т-37А состояло из 7,62-мм танкового пулемёта ДТ образца 1929 года, устанавливавшегося в шаровой установке в лобовом листе башни. Шаровое яблоко обеспечивало наведение пулемёта без поворота башни в пределах 30° по горизонтали и от −20 до +30° по вертикали. Для наведения пулемёта использовался диоптрический прицел. Боекомплект пулемёта состоял из 2142 патронов в 34 трёхрядных дисковых магазинах по 63 патрона каждый, размещавшихся в укладках на левом борту корпуса и стенках башни. Установка пулемёта допускала при необходимости его быстрое снятие для использования вне танка, для чего пулемёт комплектовался складными сошками.

Двигатель и трансмиссия [ править ]

Т-37А оснащался четырёхтактным рядным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. Рабочий объём двигателя составлял 3280 см³, топливом для него служил бензин второго сорта. Силовой агрегат, выполненный в едином блоке с коробкой передач, размещался в отделении управления между местами командира и механика-водителя, со смещением к корме. Система зажигания — от батареи. Пуск двигателя производился электрическим стартером МАФ-4001 или заводной рукояткой. На двигатель устанавливался карбюратор «ГАЗ-Зенит». Радиатор системы охлаждения и топливный бак располагались в кормовом отделении танка. Запас горючего обеспечивал машине дальность хода по шоссе до 230 км. На Т-37А ранних серий могли устанавливаться иные по сравнению с машинами 1934-1936 гг. карбюратор и стартер. Указанные выше марки этих агрегатов применялись также на Т-38, который использовал ту же силовую установку, что и Т-37А поздних серий с незначительными изменениями.

Танк Т-37А оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • однодисковый главный фрикцион сухого трения;
  • четырёхступенчатая коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад), заимствованная от грузовика ГАЗ-АА;
  • карданный вал;
  • коническая главная передача;
  • дифференциальный механизм поворота от грузовика ГАЗ-АА;
  • колодочные тормоза механизмов поворота, находившиеся вне бронекорпуса танка.

Все приводы управления трансмиссией — механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением танка двумя рычагами под обе руки по обеим сторонам своего рабочего места. Коробка передач управлялась отдельным рычагом и педалью сцепления.

Некоторые танки («средних» серий по времени выпуска) Т-37А имели дублирование управления, то есть любой член экипажа мог управлять танком со своего места, используя находящиеся в его распоряжении механизмы управления. Такое решение очень положительно сказывалось на живучести машины в целом — в случае ранения или гибели механика-водителя командир танка был в состоянии оперативно вывести машину из боя.

За исключением автомобильного дифференциала и тормозов механизмов поворота, заменённых на бортовые фрикционы с ленточными тормозами, остальные агрегаты трансмиссии Т-37А перешли на следующую серийную модель малого танка Т-38.

Водоходный движитель включал в себя открыто установленный двухлопастный реверсивный гребной винт левого вращения. Отбор мощности от силовой установки танка осуществлялся с помощью храповой муфты, соединённой с винтом посредством вала. Гребной винт имел поворачивающиеся лопасти, что обеспечивало танку возможность движения задним ходом на плаву. Поворот машины на воде осуществлялся с помощью пера руля. Для обеспечения безопасности движения на воде танк имел волноотражательный щиток (на машинах первых серий не устанавливался) и откачивающий насос. Для повышения плавучести танк оснащался двумя поплавками, которые также выполняли функцию надгусеничных полок (на машинах первых серий не устанавливались). Эти поплавки представляли собой клёпаные или сварные металлические ёмкости, заполненные пробкой (с 1934 года наполнение пробкой было упразднено, поплавки стали пустотелыми). Мореходность танка расценивалась как удовлетворительная, хотя были случаи, когда Т-37А тонули из-за недостаточной герметизации бронекорпуса.

Известно также более позднее распоряжение Главного бронетанкового управления РККА об использовании поплавков со списанных или ремонтных Т-37А для улучшения плавучести следующей модели лёгкого танка, Т-38, мореходность которой была значительно хуже, чем у Т-37А. Причинами этого были несколько возросшая масса, меньшая высота борта и отсутствие в изначальном виде поплавков.

Ходовая часть [ править ]

Ходовая часть Т-37А применительно к одному борту состояла из четырёх одиночных обрезиненных опорных катков, трёх обрезиненных поддерживающих катков, обрезиненного ленивца и одиночного ведущего колеса (звёздочки). Подвеска опорных катков — сблокированная попарно по схеме «ножницы»: каждый опорный каток устанавливался на одном конце треугольного балансира, другой конец которого крепился на шарнире к корпусу танка, а третий — соединялся попарно пружиной со вторым балансиром тележки. Гусеница Т-37А — двухгребневая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Каждая из гусениц танка состояла из 86 литых стальных траков шириной 200 мм и шагом 87 мм. Траки изготовлялись методом литья из ковкого чугуна и имели развитые грунтозацепы.

Подобную конструкцию ходовой части имел и Т-38, причём некоторые её составляющие были позаимствованы целиком у Т-37А (гусеничные ленты и опорные катки), а другие были очень похожи по типу на аналогичные узлы предшественника (устройство тележки).

Описание конструкции

Корпус и бронирование

Корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной 8, 15 и 22 мм (лобовой щиток механика-водителя). По проекту предполагалось изготовление корпуса при помощи сварки, но ввиду неготовности Ижорского завода к серийному производству сварных корпусов первые образцы Т-46-1 были клепаными. Броневая защита легкого танка Т-46 была разработана по противопульному принципу. Она защищала основные узлы и агрегаты танка, а так же его экипаж от поражения мелкими осколками, шрапнелью и пуль пулеметно-винтовочных калибров.

Тип бронистальная катаная
Лоб корпуса15-22 мм
Борт корпуса15 мм
Корма корпуса15 мм
Днище8 мм
Крыша корпуса8 мм
Лоб башни16 мм
Борт башни16 мм
Корма башни16 мм
Крыша башни8 мм

Компоновка танка несколько изменилась. В передней части корпуса размещалось отделение управления и трансмиссия, место механика-водителя (с характерным выступом в виде будки) оставили с левой стороны. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, моторное отделение – в кормовой части.

Башня танка цилиндрической формы была увеличена относительно башен Т-26 и БТ для возможности свободной установки как 45-мм, так и 76-мм пушки. Башня изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 15 мм и имела развитую кормовую нишу для размещения части боекомплекта и радиостанции. Поручневая антенна крепилась практически по всей окружности башни на выдающиеся кронштейны. Крыша башни формировалась из плоского бронелиста с толщиной до 8, а в некоторых источниках – до 10 миллиметров.

Вооружение

В качестве основного вооружения планировалось использовать 45-мм пушку 20К или 76,2-мм пушку ПС-3, однако последний тип артсистемы промышленность так и не освоила. Пушка устанавливалась на цапфы в переднюю часть башни и защищалась небольшим кожухом и бронемаской, которая, как и у танка Т-26 (однобашенного), имела полуцилиндрическую форму.

Оба пулемета ДТ, имевшиеся на Т-26, оставили. Кроме спаренного с пушкой 7,62-миллиметрового пулемета ДТ-29, который монтировался справа от орудия в бронемаску, предлагали установить еще один аналогичный пулемет в кормовую нишу башни. Кроме этого так же планировалась оснастить Т-46 турельной установкой с третьим пулеметом ДТ-29 в качестве зенитного.

Кроме того справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45 с запасом огнесмеси 50 л. Боекомплект танка составляли 101 выстрел унитарного заряжания к 45-мм орудию, которые укладывались по бортам боевого отделения, 43 магазина (2709) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 л огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета КС-45.

Двигатель и трансмиссия

Проект Т-46-1 предусматривал установку дизельного или бензинового двигателя мощностью 180-210 л.с., и поскольку более привлекательный дизель ДТ-4 к моменту сборки не был готов, на танк установили карбюраторный МТ-4 мощностью 200 л.с. Затем в результате очередной доработки появилась возможность оснастить танк более мощным двигателем, и на его роль выбрали МТ-5-1 мощностью 330 л.с.

Элементы трансмиссии легкого танка Т-46 были почти идентичны конструкции танка Т-26. К их числу относились:

  • основной однодисковый фрикцион, который работал по принципу сухого трения (сталь по феродо);
  • ступенчатый протяженный карданный вала;
  • четырехступенчатая механическая коробка передач;
  • механизм поворота;
  • тормоза ленточного типа;
  • бортовые передачи.
Читать еще:  Огнеметный танк ОТ-37 / БХМ-4 / ХТ-37: описание, фото, характеристики

Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редуктора. При движении на колесном ходу две задние пары опорных катков шасси были ведущими, а передняя пара — поворотными. При движении на колесах в качестве механизма поворота использовался простой дифференциал, отключавшийся при движении на гусеницах. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах — рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.

Ходовая часть

Подвеска танка — блокированная пружинная, состояла из четырех пар опорных и двух пар поддерживающих катков, а также двух ведущих катков цевочного зацепления и двух направляющих катков с механизмами натяжения. Танк получил мелкозвенчатые гусеничные цепи из литых траков шириной 390 мм, выполненных из стали Гартфильда по типу траков танка Т-26.

Т-46 на колесном ходу, вид спереди.

При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах — рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.

Электрооборудование

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников питания использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 Ач и генератор мощностью 500 Вт. Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размещенной в нише башни.

ФЛОТ

К началу войны советский флот имел в общей сложности три линкора и семь крейсеров, 54 лидера и эсминца, 212 подводных лодок, 287 торпедных катеров и множество других кораблей.

Предвоенная кораблестроительная программа предусматривала создание «большого флота», основу которого составляли бы крупные надводные корабли — линкоры и крейсера. В соответствии с ней в 1939–1940 годах были заложены линкоры типа «Советский Союз» и тяжелые крейсера «Кронштадт» и «Севастополь», в Германии приобрели недостроенный крейсер «Петропавловск», однако планам о радикальном обновлении флота не суждено было осуществиться.

В предвоенные годы советские моряки получали новые легкие крейсера типа «Киров», лидеры эсминцев проектов 1 и 38, эсминцы проекта 7 и другие корабли. Бурно шло строительство подводных лодок и торпедных катеров.

Многие корабли достраивались уже в ходе войны, часть из них так и не приняла участия в боях. К ним относятся, например, крейсера проекта 68 «Чапаев» и эсминцы проекта 30 «Огневой».

Основные типы надводных кораблей предвоенного периода:

Танки T-29

История танка Т-28 могла закончится в 1937 году. Дело в том, что согласно «Системе танко-такторного и авто-броневооружения РККА на 2-ю пятилетку» его должен был заменить в производстве колесно-гусеничный танк Т-29.

История последнего началась в 1933 году, когда конструкторское бюро технического отдела экономического отделения ОГПУ, в котором работали арестованные конструкторы, разработало и изготовило на в Москве танк ПТ-1. ПТ-1 являлся дальнейшим развитием танка БТ, но в отличие от «бетешки» он имел привод на три пары опорных катков при движении на колесах, а также мог плавать. Параллельно с этим были разработаны пять вариантов «неплавающего колесно-гусеничного танка типа ПТ-1». Они различались размещением вооружения (в одной или трех башнях) и толщиной брони – от 15 до 30 мм. После обсуждения проектов предпочтение отдали трехбашенным вариантам № 4 и 5, которые планировалось изготовить в «металле» в конце 1933 года. Но в связи с расформированием КБ ОГПУ эту работу передали на опытный завод им. Кирова в Ленинграде, который в 1934 году построил два трехбашенных колесно-гусеничных танка, получивших обозначения Т-294 и Т-295. Они имели одинаковое вооружение – 76,2-мм пушку КТ-28 и пять пулеметов ДТ – и различались между собой бронированием (15–20 мм и 20–30 мм соответственно), массой (16 и 23,5 т), скоростью движения и рядом других параметров.

Колесно-гусеничный танк Т-29-4 во время испытаний. Вид спереди. Лето 1935 года.

По компоновке танки Т-29 были аналогичны машине Т-28, но отличались от нее конструкцией ходовой части. Она включала в себя восемь двухскатных опорных катков большого диаметра на индивидуальной пружинной подвеске, звездочки и ленивцы. При движении на колесах три задние пары опорных катков были ведущими, а передняя пара – управляемой.

В 1934–1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с Т-28. Например, Т-29-5 по приказу наркома обороны СССР № 019с от 8 октября 1935 года поступил на войсковые испытания (к этому моменту пробег машины составил 1724 км – 1010 на колесах, 714 на гусеницах).

Эскизный проект танка Т-29 (варианты № 1–3), разработанный в АТБ техотдела экономического отделения ОГПУ. 1933 год. Варианты № 1–3 имели только одну башню и отличались только толщиной брони.

Эскизный проект танка Т-29 (варианты № 4 и 5), разработанный в АТБ техотдела экономического отделения ОГПУ. 1933 год. Хорошо видно, что в отличие от вариантов № 1–3 машина имеет три башни.

Колесно-гусеничный танк Т-29-4 преодолевает подъем на колесном ходу. Лето 1935 года. На борту видна укладка гусениц и поручневая антенна.

Ремонт танка Т-29-4 во время испытаний в полевых условиях. Лето 1935 года.

При движении на колесном ходу машина застряла, хорошо видны люки для доступа к трансмиссии и поднятый колпак над вентилятором.

Колесно-гусеничный танк Т-29-5, вид слева. Октябрь 1935 года.

В отличие от Т-29-4 эта машина не оборудовалась поручневой антенной на корпусе.

В ходе испытаний с 19 по 29 октября 1935 года Т-29-5 прошел 375 км, а в выводах комиссия отмечала следующее: «Танк Т-29 имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного, и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода».

По результатам испытаний в 1936 году опытный завод им. Кирова изготовил эталонный образец Т-29 (в некоторых публикациях упоминаются два танка Т-29, якобы изготовленные на Кировском заводе в 1937 году, но эта информация не подтверждается архивными документами). В 1937 году планировалось приступить к серийному производству таких машин на Кировском заводе. Однако эталонный Т-29 имел много недостатков и не удовлетворял требованиям военных. Поэтому согласно постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года «По вопросу производства машин на Кировском заводе» последний должен был представить на утверждение проект нового образца Т-29 с утолщенными и наклонными листами из цементованной брони.

Эталонный образец танка Т-29 с пушкой ПС-3 на испытаниях. 1936 год.

При помощи синхронизаторов эта машина могла двигаться на одной гусенице и колесах.

Эталонный образец колесно-гусеничного танка Т-29 с пушкой ПС-3 на полигонных испытаниях, вид сзади. Лето 1936 года. На фото испытание синхронизаторов – левый борт на колесах, правый на гусенице. Считалось, что это позволит вывести танк из боя при потере одной гусеницы.

Эталонный образец танка Т-29, вид слева (копия заводских чертежей). В отличие от построенного образца на чертеже танк вооружен пушкой КТ-28. Эти чертежи были переданы на Кировский завод для организации серийного производства танка Т-29.

Эталонный образец танка Т-29, вид сверху (копия заводских чертежей).

Эскизный проект танка Т-29Ц, разработанный в СКБ-2 в 1937 году.

Эталонный образец колесно-гусеничного танка Т-29 с пушкой ПС-3 на полигонных испытаниях, вид справа. Лето 1936 года.

Проект такой машины, получившей обозначение Т-29Ц – буква «Ц» обозначала, что танк изготавливается из цементованной брони, – был разработан под руководством Н. Цейца и 4 июля представлен на рассмотрение наркомам тяжелой и оборонной промышленности Межлауку и Рухимовичу (в некоторых публикациях проект Т-29Ц ошибочно называют проектом «объект 115 ЛK3»).

Т-29Ц представлял собой 30-тонную машину с цементованной броней толщиной 30 мм. Ходовая часть состояла из 5 пар опорных катков большого диаметра (на колесном ходу четыре пары ведущих и одна управляемых) и 6 поддерживающих роликов. Вооружение – 5 пулеметов ДТ, 2 ДК и 76-мм пушка Л-10 – размещалось в трех башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект получил одобрение, и к 1 июня 1938 года предполагалось изготовить опытный образец. Но осенью 1937 года все работы по Т-29Ц были свернуты.

Судьба трех изготовленных Т-29 сложилась по-разному. Т-29-5 был разобран в 1938 году. В том же году эталонный образец Т-29 был перевооружен пушкой Л-10. После начала советско-финляндской войны этот танк отремонтировали, и 13 февраля 1940 года он «убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии». Однако о боевом применении этой машины в ходе этого конфликта ничего не известно.

Летом 1941 года Т-29-4 и эталонный Т-29 числились среди «боевых музейных и трофейных машин» НИБТ полигона. 22 сентября 1941 года Т-29-4 вместе с рядом других машин полигона был отправлен в Казань, а эталонный Т-29 остался. 8 октября 1941 года он в составе роты Семенова убыл в распоряжение командования Можайского укрепрайона. В ноябре 1941 года Т-29 встречается в ведомости машин 22-й танковой бригады, ведущей бои в районе Павловский Посад. Дальнейшая судьба машины неизвестна.

Эталонный образец танка Т-29, перевооруженный 76,2-мм пушкой Л-10.

Лето 1938 года. Поручневая антенна с башни демонтирована.

В танкетки Карден-Лойд по Карден-Лойд Трактора, Ltd., обещали достаточно , что компания была приобретена Виккерс-Армстронг . Они разработали легкие плавающие танки по требованиям Генерального штаба (A4E11 и т. Д.). В апреле 1931 года компания Vickers-Armstrongs провела несколько успешных испытаний этих легких транспортных средств в присутствии прессы. Публикация проекта и испытаний в прессе привлекла внимание Управления моторизации и механизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (УММРККА), поскольку малый танк хорошо подходил для новой политики вооружения Красной Армии , поскольку а также возможность заменить старую танкетку Т-27 , которая никогда не показывала себя в бою. На завод ОКМО « Большевик » в Ленинграде от Всероссийского кооперативного общества (« Аркос» ) были переданы газеты, содержащие информацию о британской танкетке, а также фотографии и технические характеристики. Основываясь на этой информации, советские инженеры выяснили, что силовая установка танкетки Carden-Loyd изначально была от легкого тягача, производимого компанией, и, следовательно, общая компоновка должна быть аналогичной. Соответственно, Селезень ( «Селезень», Р. Селезень ) программа была создана для того , чтобы построить подобный Плавающий танк с расположением на основании , что британский прототип. Первый прототип « Селезена» , получивший обозначение Т-33 , был построен в марте 1932 года и показал хорошую плавучесть во время испытаний. Однако Т-33 не показал удовлетворительных результатов в других испытаниях и был слишком сложен для производства существующим военно-промышленным комплексом . В результате его не производили серийно и не оснащали в больших количествах.

Т-41 и Т-37

Еще до постройки Т-33 было решено увеличить масштабы работ по созданию плавающего танка. Помимо Ленинградского ОКМО, разработку и производство бронетранспортеров-амфибий занимал завод № 2 Всесоюзного автомобильного союза (ВТО), который уже производил бронетехнику для Красной Армии . В итоге на 2-м заводе ВТО под руководством Н.Н. Козырева был изготовлен плавающий танк Т-41 массой 3,5 тонны с двигателем ГАЗ-АА , который базировался на силовой установке Т-27 . Передача была почти идентична , что Т-27, а также к отбору мощности для винта , они добавили жесткую шестерню муфту . Его конструкция для отключения винта требовала остановки танка и выключения двигателя. Шасси было, в частности, заимствованные из Т-33, и гусеницы были полностью из Т-27 . Ленинградские строители также продолжили разработку более подходящего плавающего танка, и свою последнюю модель они обозначили как «Т-37». У него был тот же двигатель ГАЗ AA, что и у Т-41, та же трансмиссия, широкое использование автомобильных запчастей и шасси Krupp , с которым советские инженеры впервые столкнулись в результате технологического партнерства с Веймарской Германией . Хотя Т-41 на самом деле производился для военных в небольшом количестве, после испытаний и боевых испытаний Т-37 было отказано в производстве из-за различных мелких неисправностей и незавершенного процесса разработки.

Читать еще:  Плавающая САУ СУ-45(СУ-37) Т-48: описание, характеристики, фото.

Сделки с Vickers

Между тем появилась возможность полностью проанализировать сам британский прототип. Британская армия отказалась поставить Vickers прототип в эксплуатацию (хотя они были использованы в качестве судебных процессов транспортных средств), и поэтому компания решила искать иностранные покупатель. Уже будучи заинтересованным с апрельской демонстрации 1931 года, СССР 5 февраля 1932 года сделал предложение через представителя Arcos Ю. Сквирского на закупку восьми машин. Переговоры о выполнении заказа не затянулись, и к июню 1932 года Vickers уже изготовил и отгрузил Советскому Союзу два первых танка.

Считается, что Т-37А был копией плавающего танка «Виккерс», имея в виду закупку таких танков Советским Союзом. Однако более пристальное изучение хода событий приводит к дискредитации такой теории, но это правда, что советские прототипы Т-37А находились под сильным влиянием британских моделей. Советский инженер Николай Астров , много поработавший над прототипами Т-37А, написал в своих мемуарах, что «мир Т-37А, рожденный« Виккерс-Карден-Лойд ».

АВИАЦИЯ

К началу войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941-го в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.

Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).

Новые самолеты по боевым возможностям не уступали самолетам люфтваффе (название германских Военно-воздушных сил. — Прим. ТАСС), по ряду показателей даже превосходили их.

Штурмовик Ил-2

Бронированный Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли «летающим танком», руководство вермахта — «черной смертью» и «железным Густавом». Немецкие летчики прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» за его высокую боевую живучесть.

Первые боевые подразделения, вооруженные этими машинами, были созданы перед самой войной. В начале войны Ил-2 был практически единственным самолетом, который в условиях превосходства немецкой авиации боролся с врагом в воздухе. Он сыграл большую роль в сдерживании противника в 1941 году.

За годы войны было создано несколько модификаций самолетов. Ил-2 и его дальнейшее развитие — штурмовик Ил-10 — активно применялись во всех крупных сражениях ВОВ и в Советско-японской войне.

Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли составляла 388 км/ч, а на высоте 2000 м — 407 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 2,4 минуты. При этом за один боевой разворот штурмовик набирал высоту 400 метров.

Ночной истребитель МиГ-3

Конструкторская группа, возглавляемая А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый). Впоследствии его модернизированный вариант получил наименование МиГ-3.

Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли превышала 500 км/ч, а на высоте 7 тыс. метров достигала 640 км/ч. Это была наибольшая на тот момент скорость, полученная на серийных самолетах. За счет высокого потолка и большой скорости на высоте свыше 5 тыс. метров МиГ-3 эффективно применялся как самолет-разведчик, а также истребитель ПВО. Однако плохая горизонтальная маневренность и относительно слабое вооружение не позволили ему стать полноценным фронтовым истребителем.

По оценкам известного аса Александра Покрышкина, уступая в горизонтали, МиГ-3 значительно превосходил немецкий Me109 в вертикальном маневре, что могло послужить ключом к победе в столкновении с фашистскими истребителями. Однако успешно пилотировать МиГ-3 на вертикальных виражах и на предельных перегрузках могли только летчики экстра-класса.

Танки T-29

История танка Т-28 могла закончится в 1937 году. Дело в том, что согласно «Системе танко-такторного и авто-броневооружения РККА на 2-ю пятилетку» его должен был заменить в производстве колесно-гусеничный танк Т-29.

История последнего началась в 1933 году, когда конструкторское бюро технического отдела экономического отделения ОГПУ, в котором работали арестованные конструкторы, разработало и изготовило на в Москве танк ПТ-1. ПТ-1 являлся дальнейшим развитием танка БТ, но в отличие от «бетешки» он имел привод на три пары опорных катков при движении на колесах, а также мог плавать. Параллельно с этим были разработаны пять вариантов «неплавающего колесно-гусеничного танка типа ПТ-1». Они различались размещением вооружения (в одной или трех башнях) и толщиной брони – от 15 до 30 мм. После обсуждения проектов предпочтение отдали трехбашенным вариантам № 4 и 5, которые планировалось изготовить в «металле» в конце 1933 года. Но в связи с расформированием КБ ОГПУ эту работу передали на опытный завод им. Кирова в Ленинграде, который в 1934 году построил два трехбашенных колесно-гусеничных танка, получивших обозначения Т-294 и Т-295. Они имели одинаковое вооружение – 76,2-мм пушку КТ-28 и пять пулеметов ДТ – и различались между собой бронированием (15–20 мм и 20–30 мм соответственно), массой (16 и 23,5 т), скоростью движения и рядом других параметров.

Колесно-гусеничный танк Т-29-4 во время испытаний. Вид спереди. Лето 1935 года.

По компоновке танки Т-29 были аналогичны машине Т-28, но отличались от нее конструкцией ходовой части. Она включала в себя восемь двухскатных опорных катков большого диаметра на индивидуальной пружинной подвеске, звездочки и ленивцы. При движении на колесах три задние пары опорных катков были ведущими, а передняя пара – управляемой.

В 1934–1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с Т-28. Например, Т-29-5 по приказу наркома обороны СССР № 019с от 8 октября 1935 года поступил на войсковые испытания (к этому моменту пробег машины составил 1724 км – 1010 на колесах, 714 на гусеницах).

Эскизный проект танка Т-29 (варианты № 1–3), разработанный в АТБ техотдела экономического отделения ОГПУ. 1933 год. Варианты № 1–3 имели только одну башню и отличались только толщиной брони.

Эскизный проект танка Т-29 (варианты № 4 и 5), разработанный в АТБ техотдела экономического отделения ОГПУ. 1933 год. Хорошо видно, что в отличие от вариантов № 1–3 машина имеет три башни.

Колесно-гусеничный танк Т-29-4 преодолевает подъем на колесном ходу. Лето 1935 года. На борту видна укладка гусениц и поручневая антенна.

Ремонт танка Т-29-4 во время испытаний в полевых условиях. Лето 1935 года.

При движении на колесном ходу машина застряла, хорошо видны люки для доступа к трансмиссии и поднятый колпак над вентилятором.

Колесно-гусеничный танк Т-29-5, вид слева. Октябрь 1935 года.

В отличие от Т-29-4 эта машина не оборудовалась поручневой антенной на корпусе.

В ходе испытаний с 19 по 29 октября 1935 года Т-29-5 прошел 375 км, а в выводах комиссия отмечала следующее: «Танк Т-29 имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного, и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода».

По результатам испытаний в 1936 году опытный завод им. Кирова изготовил эталонный образец Т-29 (в некоторых публикациях упоминаются два танка Т-29, якобы изготовленные на Кировском заводе в 1937 году, но эта информация не подтверждается архивными документами). В 1937 году планировалось приступить к серийному производству таких машин на Кировском заводе. Однако эталонный Т-29 имел много недостатков и не удовлетворял требованиям военных. Поэтому согласно постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года «По вопросу производства машин на Кировском заводе» последний должен был представить на утверждение проект нового образца Т-29 с утолщенными и наклонными листами из цементованной брони.

Эталонный образец танка Т-29 с пушкой ПС-3 на испытаниях. 1936 год.

При помощи синхронизаторов эта машина могла двигаться на одной гусенице и колесах.

Эталонный образец колесно-гусеничного танка Т-29 с пушкой ПС-3 на полигонных испытаниях, вид сзади. Лето 1936 года. На фото испытание синхронизаторов – левый борт на колесах, правый на гусенице. Считалось, что это позволит вывести танк из боя при потере одной гусеницы.

Эталонный образец танка Т-29, вид слева (копия заводских чертежей). В отличие от построенного образца на чертеже танк вооружен пушкой КТ-28. Эти чертежи были переданы на Кировский завод для организации серийного производства танка Т-29.

Эталонный образец танка Т-29, вид сверху (копия заводских чертежей).

Эскизный проект танка Т-29Ц, разработанный в СКБ-2 в 1937 году.

Эталонный образец колесно-гусеничного танка Т-29 с пушкой ПС-3 на полигонных испытаниях, вид справа. Лето 1936 года.

Проект такой машины, получившей обозначение Т-29Ц – буква «Ц» обозначала, что танк изготавливается из цементованной брони, – был разработан под руководством Н. Цейца и 4 июля представлен на рассмотрение наркомам тяжелой и оборонной промышленности Межлауку и Рухимовичу (в некоторых публикациях проект Т-29Ц ошибочно называют проектом «объект 115 ЛK3»).

Т-29Ц представлял собой 30-тонную машину с цементованной броней толщиной 30 мм. Ходовая часть состояла из 5 пар опорных катков большого диаметра (на колесном ходу четыре пары ведущих и одна управляемых) и 6 поддерживающих роликов. Вооружение – 5 пулеметов ДТ, 2 ДК и 76-мм пушка Л-10 – размещалось в трех башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект получил одобрение, и к 1 июня 1938 года предполагалось изготовить опытный образец. Но осенью 1937 года все работы по Т-29Ц были свернуты.

Судьба трех изготовленных Т-29 сложилась по-разному. Т-29-5 был разобран в 1938 году. В том же году эталонный образец Т-29 был перевооружен пушкой Л-10. После начала советско-финляндской войны этот танк отремонтировали, и 13 февраля 1940 года он «убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии». Однако о боевом применении этой машины в ходе этого конфликта ничего не известно.

Летом 1941 года Т-29-4 и эталонный Т-29 числились среди «боевых музейных и трофейных машин» НИБТ полигона. 22 сентября 1941 года Т-29-4 вместе с рядом других машин полигона был отправлен в Казань, а эталонный Т-29 остался. 8 октября 1941 года он в составе роты Семенова убыл в распоряжение командования Можайского укрепрайона. В ноябре 1941 года Т-29 встречается в ведомости машин 22-й танковой бригады, ведущей бои в районе Павловский Посад. Дальнейшая судьба машины неизвестна.

Читать еще:  Огнеметный танк ОТ-37 / БХМ-4 / ХТ-37: описание, фото, характеристики

Эталонный образец танка Т-29, перевооруженный 76,2-мм пушкой Л-10.

Лето 1938 года. Поручневая антенна с башни демонтирована.

Разработанный и производимый советский легкий танк Т-26 в однобашенной компоновке по мнению руководства РККА хотя и имел достаточную для того времени огневую мощь, но не отличался скоростными и динамическими характеристиками. С целью улучшения этих качеств танка Т-26 была утверждена специальная программа модернизации машины. В рамках данной программы предлагалось создать легкий танк для поддержки пехоты при наступательных действиях на колесно-гусеничном ходу.

Несмотря на то, что проект КТ-26 не принес желаемого результата от идеи поставить Т-26 на колесный ход ни в коем случае не отказывались. В 1933 г. КБ завода им. Ворошилова начало проектные работы над машиной Т-26А, получившей в начале 1934 г. новый индекс Т-46. Кроме колесно-гусеничной ходовой части предполагалась установка дизельного двигателя, а также усиление вооружения и бронирования. Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Ведущим конструктором танка стал В. Симский.

В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г. Согласно техническому заданию Т-46 должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Но прежде всего планировалось существенное улучшение ходовых качеств танка.

Опытный образец танка был построен в 1935 г., но оказался сильно перетяжелен. Его вес почти наполовину превысил положенные 10 т, и потому КПП и бортредуктора, спроектированные для него, уже не справлялись с возросшими нагрузками. Было принято решение по доработке танка, боевой вес которого разрешили поднять до 14— 15 т. Продолжала работы над Т-46 (проекты №№ 46-1, 46-2, 46-3) конструкторская группа нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского. При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА.

Столь большая спешка объяснялась тем, что серийные Т-26 от серии к серии только набирали массу, при откровенно небольшом росте боевого потенциала и снижении ходовых качеств. Поэтому, принятие на вооружение более скоростного и лучше вооруженного танка было одной из приоритетных задач.

Эталон же танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова. Этот вариант, по сравнению с прототипом Т-46, потяжелел еще больше. Его боевой вес составлял уже 17,5 т, что произошло во многом потому, что танк получил новый двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с, а также усиленную броню (толщина вертикальных листов брони теперь составляла 15 мм, а не 10—14, как прежде), вооружение дополнялось огнеметом пневматического типа с баком огне-смеси, танк получил усиленную трансмиссию.

Испытания Т-46-1 прошли вполне успешно. Танк обладал значительно большей скоростью и подвижностью на гусеницах, чем Т-26, а на колесах его максимальная скорость достигала 72 км/ч. Также упростилась управляемость танка, за счет использования новой трансмиссии. По вооружению Т-46-1 вполне соответствовал требованиям РККА, однако от установки огнемета впоследствии отказались. Решение о запуске танка в серийное производство было получено ещё до окончания его испытаний.

Производство Т-46-1 с декабря 1936 года развернули на заводе №174 им.Ворошилова, где параллельно шла сборка Т-26. Всего в ноябре-декабре 1936 г. заводом было изготовлено 4 серийных танка Т-46-1, которые поступили на войсковые испытания. Танки эксплуатировались в войсках больше года и показали себя очень хорошо. Их проходимость на колесном ходу была выше, чем у БТ, подвижность как на гусеницах, так и на колесах была сравнима с ПТ-1. Танки были легче в управлении, потребляли бензин 2-го сорта, но после всесторонних испытаний серийных танков Т-46-1 начальник УММ с горечью констатировал, что «в результате доработки дешевого Т-26 к требованиям улучшения его подвижности, мы получили танк, догнавший по цене средний трехбашенный Т-28″. С этим смириться, конечно, никто не мог. Выпуск танка Т-46-1 и все работы по нему в начале 1937 г. были прекращены, за исключением варианта с противоснарядным бронированием, которые в дальнейшем был значительно переработан и теперь известен нам под индексом Т-111 (Т-46-5). По решению военного совета один из выпущенных Т-46-1 передавался в распоряжение бронетанковго музея, где он и оставался до середины 1941 г.

Описание конструкции [ править ]

Корпус и бронирование [ править ]

Бронирование Т-37А — равнопрочное, лёгкое противопульное. Броневой корпус танка имел простую коробчатую форму и собирался при помощи заклёпок и сварки на каркасе из подкладных уголков. Для изготовления бронекорпуса использовались катаные листы броневой стали толщиной 4 (крыша и днище), 6 и 8 мм (прочие детали, с марта 1934 года 8-мм броневой лист был заменён на 10-мм). Лоб и корма корпуса, а также лобовая часть рубки механика-водителя имели незначительные углы наклона, борта корпуса — вертикальные. При этом для повышения обтекаемости корпуса его нижние носовые и кормовые листы были наклонены и плавно соединялись с днищем. В лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные крюки.

Башня Т-37А собиралась по аналогичной корпусу системе из бронелистов толщиной 4 и 8 мм. Башня имела цилиндрическую форму с нишей в лобовой части и была расположена на правой половине отделения управления. Вертикальные стенки башни собирались из 8-мм броневых листов, горизонтальные же поверхности — из листов 4-мм толщины. Башня устанавливалась на шариковой опоре крыши подбашенной коробки. Поворот башни осуществлялся вручную с помощью приваренных внутри рукояток.

Т-37А производился с двумя типами башен и корпусов, имевших незначительные различия в форме — производства Ижорского и Подольского крекинго-электровозостроительного заводов.

Для посадки и высадки командир танка и механик-водитель имели собственные люки, в крыше башни и рубки соответственно, механик-водитель имел также смотровой люк в лобовой части рубки. Несколько люков в крыше отделения управления и в лобовых и кормовых наклонных листах служили для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии.

Вооружение [ править ]

Всё вооружение Т-37А состояло из 7,62-мм танкового пулемёта ДТ образца 1929 года, устанавливавшегося в шаровой установке в лобовом листе башни. Шаровое яблоко обеспечивало наведение пулемёта без поворота башни в пределах 30° по горизонтали и от −20 до +30° по вертикали. Для наведения пулемёта использовался диоптрический прицел. Боекомплект пулемёта состоял из 2142 патронов в 34 трёхрядных дисковых магазинах по 63 патрона каждый, размещавшихся в укладках на левом борту корпуса и стенках башни. Установка пулемёта допускала при необходимости его быстрое снятие для использования вне танка, для чего пулемёт комплектовался складными сошками.

Двигатель и трансмиссия [ править ]

Т-37А оснащался четырёхтактным рядным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. Рабочий объём двигателя составлял 3280 см³, топливом для него служил бензин второго сорта. Силовой агрегат, выполненный в едином блоке с коробкой передач, размещался в отделении управления между местами командира и механика-водителя, со смещением к корме. Система зажигания — от батареи. Пуск двигателя производился электрическим стартером МАФ-4001 или заводной рукояткой. На двигатель устанавливался карбюратор «ГАЗ-Зенит». Радиатор системы охлаждения и топливный бак располагались в кормовом отделении танка. Запас горючего обеспечивал машине дальность хода по шоссе до 230 км. На Т-37А ранних серий могли устанавливаться иные по сравнению с машинами 1934-1936 гг. карбюратор и стартер. Указанные выше марки этих агрегатов применялись также на Т-38, который использовал ту же силовую установку, что и Т-37А поздних серий с незначительными изменениями.

Танк Т-37А оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • однодисковый главный фрикцион сухого трения;
  • четырёхступенчатая коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад), заимствованная от грузовика ГАЗ-АА;
  • карданный вал;
  • коническая главная передача;
  • дифференциальный механизм поворота от грузовика ГАЗ-АА;
  • колодочные тормоза механизмов поворота, находившиеся вне бронекорпуса танка.

Все приводы управления трансмиссией — механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением танка двумя рычагами под обе руки по обеим сторонам своего рабочего места. Коробка передач управлялась отдельным рычагом и педалью сцепления.

Некоторые танки («средних» серий по времени выпуска) Т-37А имели дублирование управления, то есть любой член экипажа мог управлять танком со своего места, используя находящиеся в его распоряжении механизмы управления. Такое решение очень положительно сказывалось на живучести машины в целом — в случае ранения или гибели механика-водителя командир танка был в состоянии оперативно вывести машину из боя.

За исключением автомобильного дифференциала и тормозов механизмов поворота, заменённых на бортовые фрикционы с ленточными тормозами, остальные агрегаты трансмиссии Т-37А перешли на следующую серийную модель малого танка Т-38.

Водоходный движитель включал в себя открыто установленный двухлопастный реверсивный гребной винт левого вращения. Отбор мощности от силовой установки танка осуществлялся с помощью храповой муфты, соединённой с винтом посредством вала. Гребной винт имел поворачивающиеся лопасти, что обеспечивало танку возможность движения задним ходом на плаву. Поворот машины на воде осуществлялся с помощью пера руля. Для обеспечения безопасности движения на воде танк имел волноотражательный щиток (на машинах первых серий не устанавливался) и откачивающий насос. Для повышения плавучести танк оснащался двумя поплавками, которые также выполняли функцию надгусеничных полок (на машинах первых серий не устанавливались). Эти поплавки представляли собой клёпаные или сварные металлические ёмкости, заполненные пробкой (с 1934 года наполнение пробкой было упразднено, поплавки стали пустотелыми). Мореходность танка расценивалась как удовлетворительная, хотя были случаи, когда Т-37А тонули из-за недостаточной герметизации бронекорпуса.

Известно также более позднее распоряжение Главного бронетанкового управления РККА об использовании поплавков со списанных или ремонтных Т-37А для улучшения плавучести следующей модели лёгкого танка, Т-38, мореходность которой была значительно хуже, чем у Т-37А. Причинами этого были несколько возросшая масса, меньшая высота борта и отсутствие в изначальном виде поплавков.

Ходовая часть [ править ]

Ходовая часть Т-37А применительно к одному борту состояла из четырёх одиночных обрезиненных опорных катков, трёх обрезиненных поддерживающих катков, обрезиненного ленивца и одиночного ведущего колеса (звёздочки). Подвеска опорных катков — сблокированная попарно по схеме «ножницы»: каждый опорный каток устанавливался на одном конце треугольного балансира, другой конец которого крепился на шарнире к корпусу танка, а третий — соединялся попарно пружиной со вторым балансиром тележки. Гусеница Т-37А — двухгребневая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Каждая из гусениц танка состояла из 86 литых стальных траков шириной 200 мм и шагом 87 мм. Траки изготовлялись методом литья из ковкого чугуна и имели развитые грунтозацепы.

Подобную конструкцию ходовой части имел и Т-38, причём некоторые её составляющие были позаимствованы целиком у Т-37А (гусеничные ленты и опорные катки), а другие были очень похожи по типу на аналогичные узлы предшественника (устройство тележки).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector