1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подборка фото: ПЗРК «Стрела-3»

Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы. Среди последних такие проекты, как лодки типа «Борей» и «Ясень». Страна явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота. Вот пять российских подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за «Красным Октябрем»» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.

После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» – она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.

Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

На фото: подводные лодки класса «Варшавянка».

Подводная лодка проекта «Щука-Б»

Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.

Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение – 12 770 тонн. Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.

Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач. Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.

На фото: буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».

Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)

Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.

«Палтус» – субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).

Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.

На фото: дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)

Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны – лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.

На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.

«Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.

Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.

На фото: спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).

Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.

Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.

На фото: атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.

У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач. Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.

Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.

На фото: церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.

Память должна быть долгой
Автор Александр Карпов
Первоисточник nvo.ng.ru/realty/2014-03-07/9_apakidze.html

Герой России генерал-майор авиации Тимур Автандилович Апакидзе. Фото предоставлено автором

«Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей».
Николай Тихонов (1922 год)

Можно с сожалением констатировать, что в современном мире мало кто соответствует таким словам. Размытые понятия патриотизма, предательство на каждом шагу. Рыночные отношения. Считается, что человек, который не изменяет своим убеждениям, ущербен. Однако более вероятно, что тот, кто их часто меняет в угоду карьеристским или другим выгодам, – это флюгер. Конечно, от юношеского романтизма до зрелого разумения проходит достаточно долгий период нашей жизни, но стержень, заложенный в детстве и юношестве, должен остаться.

Любой человек проверяется на изломах истории. У знаменитого российского летчика Тимура Апакидзе таких изломов было несколько. И особенно показательно время распада Советского Союза. Командир 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ, базирующегося на аэродроме Саки, отошедшем к Украине. Посыпались предложения: принять присягу Украины, с другой стороны – возглавить ВВС Грузии. Все предложения отвергнуты. Присягу принимают один раз! И дальше думы: что делать? Первая мысль – поднять полк и перелететь в Россию! Но по телевизору показывают, как Ельцин обнимается с Кравчуком. Нельзя подставлять людей, только добровольцы. В конечном итоге ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с 18 летчиками-истребителями и самолетами покидает Севастополь и направляется в Североморск, что позволило сохранить авианосец и опытных, обученных Тимуром, палубных летчиков. Это внушает оптимизм, что будет у нас авианосный флот.

Но в стране нет денег, как содержать такой большой корабль? Может, лучше «на иголки» порезать? Тимур Апакидзе предпринимает титанические усилия, чтобы доказать важность корабля и палубной авиации для России. С трудом, но это удается. А затем – поход в Средиземное море. В Атлантике проводятся интенсивные полеты, где Апакидзе выполняет по семь взлетов и посадок в день. Колоссальная нагрузка. Его выпестованные «соколы» почти ни в чем не уступают. И все это на глазах у натовцев, которым уже как-то и неприятно, не по себе.

В разных источниках приводятся разные цифры насчет общего налета Апакидзе, наиболее часто – 3850 часов. Непостижимо, фантастика. Освоено 13 типов летательных аппаратов. Это человек неба! Надо понимать, что за летную смену продолжительностью 8 часов он прыгал из самолета в самолет. Находясь на руководящих должностях, не жалея себя, пытался научить тому, чем сам овладел.

И все-таки. Кто такие летчики-истребители? А особенно палубные?

Здесь вспоминается наш легендарный летчик Иван Кожедуб, генерал-полковник авиации и трижды Герой Советского Союза. Для воздушного боя на малых высотах он придумал себе такую тренировку. Обычно ранней осенью в небе образуется слоистая облачность с достаточно ровной верхней кромкой. Так вот над этой ровной кромкой и отрабатывал фигуры вертикального воздушного боя вблизи земли Кожедуб. От простого к сложному – известный педагогический принцип. Этим принципом в полной мере пользовался и Тимур Апакидзе.

У моряков есть такое напутствие: «Семь футов под килем», в авиации: «Чтобы число посадок равнялось числу взлетов». У Апакидзе это число, к сожалению, минус два. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К – Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался по команде с командного пункта, но после очень сожалел, что не спас самолет. И вот второй раз… 17 июля 2001 года во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ на аэродроме Остров…

Читать еще:  СВД с прицелом НСПУМ, ПСО-1. Детальные фото.

Есть официальная версия гибели Тимура Апакидзе. Есть много различных гипотез. Мне же хочется предложить свою версию, основанную только на своих эмоциях и любви к этому великому человеку.

Что мы наблюдали в 90-е годы прошлого века? Развитие военной, да и не только военной, авиации затормозилось, если не сказать остановилось. Выпускники военных авиационных училищ после направления в части почти не летали. В результате конкурс на поступление в летные училища упал не то что до нуля, а до минуса. Тимура Апакидзе, как настоящего патриота нашей родины, возможно, мучила и эта мысль – как поднять престиж авиации в глазах молодого поколения. И вот на 85-летие морской авиации для зрителей и, главным образом, молодого поколения целый каскад высшего пилотажа. Перегрузка более 8g. Что такое 8g? Если вы весите 70 кг, то при этой перегрузке 8g – будет 560 кг. У нетренированного человека может случиться обморок, но и у тренированного при относительно длительном воздействии может наступить временная потеря пространственной ориентировки…

На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак, а в Североморске на площади Сафонова и в поселке Новофедоровка на Аллее героев установлены бюсты Герою России Тимуру Апакидзе. Мемориальные доски, посвященные Тимуру Апакидзе, есть в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.

17 июля 2013 года, ровно через 12 лет со дня гибели Тимура Апакидзе, на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолет нанесены портрет Тимура Апакидзе и бортовой номер машины – «70».

Конструкция и пуск ПЗРК

Ракета размещается в тубусе 9П59 из стеклоткани или пластика. Тубус служит для хранения, транспортировки и прицеливания (откидные механические прицелы) во время пуска. Рули управления и перьевые стабилизаторы раскладываются после вылета из тубуса. Тубус герметизируется от влаги и пыли с помощи резиновых крышек, которые необходимо снять перед пуском ракеты. Пустой тубус можно использовать для повторного снаряжения ракетой до 5 раз, перезаряженный тубус маркируется красными линиями на корпусе тубуса.
В головном отсеке ракеты размещаются: автопилот (следящий координатор цели), тепловая головка самонаведения-ТГСН, гироскоп, система охлаждения ТГСН.
Следящий координатор цели предназначен для непрерывного автоматического определения осей координат ракеты и цели, вырабатывает сигнал совмещения оси цели и оси ракеты.

Рулевой отсек состоит из: порохового электрогенератора, электронного блока, система управления рулями, разъёмы подключения к пусковому блоку.
Маршевый двигатель ракеты однокамерный с двумя режимами полета. В качестве топлива используется пороховая шашка. Для вылета ракеты из тубуса используется вышибной заряд, который полностью сгорает во время вылета из тубуса на безопасное расстояние (5-6 метров) от стрелка-зенитчика, после чего запускается маршевый двигатель на первом режиме полета. На первом режиме полета ракета пролетает порядка 100-140 метров в разгоном режиме. На этом расстояние ракета разгоняется до своей средней скорости 470 м/с. Во время разгона ракета летит без активных рулей управления. После чего включается второй режим порохового двигателя ракеты. После чего происходит преследование цели, активация боевой части. Второй режим двигателя работает порядка 6-7 секунд, после чего ракета преследует цель по инерции. В случае промаха поле 14-17 секунд полета у ракеты срабатываем самоликвидатор.

Для обеспечения ПЗРК электричеством используется одноразовый пороховой аккумулятор. Аккумулятор выходит на заданную рабочую мощность через 3 секунды после активации и работает порядка 40 секунд. Аккумуляторный блок совмещен с баллоном для сжатого азота. Во время полета ракета обеспечивается электричеством за счет порохового-газового генератора: во время сгорания пороховой шашки образуются газы, которые раскручивают электрогенератор.
Переду пуском ракеты зенитчик-ракеты выбирает удобное место для запуска ракеты соблюдая технику безопасности: отсутствие позади людей, легковоспламеняемых веществ, техники и т.п.

Предварительно с тубуса с ракетой снимаются транспортировочные крышки. После обнаружения цели зенитчик-ракетчик производит надкол аккумуляторной батареи, которая в течении 3-ех секунд обеспечивает электричеством блок управления и саму ракету. После подачи электричества происходит раскрутка гироскопа (жужжание перед стартом) тепловой головки самонаведения и поиск цели. Одновременно с подачей электричества происходит подача жидкого азота под давлением в ракету для охлаждения тепловой головки самонаведения.
После захвата цели зенитчик информируется световым и звуковым сигналом, после чего производит пуск ракеты. При недостаточном сигнале захвате стрелок информируется, так же световым и звуковым сигналом другой тональности. Если пуск ракеты не произошел, то стрелок должен подготовить для пуска новый тубус с ракетой. Информации о возможности повторного пуска ракеты после неудачно пуска не имеется: как и кем ее переподготавливают для последующего пуска.

Ракету можно запустить в автоматическом и ручном режиме. При ручном режиме спуск нажимается до первого упора, происходит захват цели и оповещении стрелка о захвате цели, после чего стрелок дожимает пуск для непосредственного пуска. При автоматическом режиме зенитчик сразу производит нажатие спуска до упора с последующим пуском ракеты.
Ракета преследует цель по принципу сведения оси полета ракеты и оси полета цели, предварительно высчитывается примерное место сведения осей (упреждение подлета ракеты). Подрыв ракеты происходит при непосредственном контакте с воздушной целью. Контакт с целью приводит активация контактного взрывателя боевой части массой 1,17 кг (0,37 кг приходится на взрывчатое вещество). Цель поражается фугасным и осколочным воздействием на воздушную цель. Часто фигурирует информация, что боевую часть увеличили в ПЗРК «Стрела-2М» и «Стрела-3» после того, как у военных были рекламации о недостаточной эффективности взрыва и цели часто оставались не сбитыми. На практике боевая часть у ракет для ПЗРК «Стрелы-2», «Стрелы-2М» и «Стрелы-3» оказалось не изменой на протяжении всего их выпуска и составил 1,17 кг (0,37 кг из которых ВВ).

Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы. Среди последних такие проекты, как лодки типа «Борей» и «Ясень». Страна явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота. Вот пять российских подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за «Красным Октябрем»» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.

После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» – она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.

Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

На фото: подводные лодки класса «Варшавянка».

Подводная лодка проекта «Щука-Б»

Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.

Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение – 12 770 тонн. Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.

Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач. Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.

На фото: буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».

Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)

Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.

«Палтус» – субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).

Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.

На фото: дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)

Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны – лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.

На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.

«Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.

Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.

На фото: спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).

Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.

Читать еще:  Фото: Пулемет КОРД. Подборка фото-1

Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.

На фото: атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.

У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач. Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.

Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.

На фото: церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.

Память должна быть долгой
Автор Александр Карпов
Первоисточник nvo.ng.ru/realty/2014-03-07/9_apakidze.html

Герой России генерал-майор авиации Тимур Автандилович Апакидзе. Фото предоставлено автором

«Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей».
Николай Тихонов (1922 год)

Можно с сожалением констатировать, что в современном мире мало кто соответствует таким словам. Размытые понятия патриотизма, предательство на каждом шагу. Рыночные отношения. Считается, что человек, который не изменяет своим убеждениям, ущербен. Однако более вероятно, что тот, кто их часто меняет в угоду карьеристским или другим выгодам, – это флюгер. Конечно, от юношеского романтизма до зрелого разумения проходит достаточно долгий период нашей жизни, но стержень, заложенный в детстве и юношестве, должен остаться.

Любой человек проверяется на изломах истории. У знаменитого российского летчика Тимура Апакидзе таких изломов было несколько. И особенно показательно время распада Советского Союза. Командир 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ, базирующегося на аэродроме Саки, отошедшем к Украине. Посыпались предложения: принять присягу Украины, с другой стороны – возглавить ВВС Грузии. Все предложения отвергнуты. Присягу принимают один раз! И дальше думы: что делать? Первая мысль – поднять полк и перелететь в Россию! Но по телевизору показывают, как Ельцин обнимается с Кравчуком. Нельзя подставлять людей, только добровольцы. В конечном итоге ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с 18 летчиками-истребителями и самолетами покидает Севастополь и направляется в Североморск, что позволило сохранить авианосец и опытных, обученных Тимуром, палубных летчиков. Это внушает оптимизм, что будет у нас авианосный флот.

Но в стране нет денег, как содержать такой большой корабль? Может, лучше «на иголки» порезать? Тимур Апакидзе предпринимает титанические усилия, чтобы доказать важность корабля и палубной авиации для России. С трудом, но это удается. А затем – поход в Средиземное море. В Атлантике проводятся интенсивные полеты, где Апакидзе выполняет по семь взлетов и посадок в день. Колоссальная нагрузка. Его выпестованные «соколы» почти ни в чем не уступают. И все это на глазах у натовцев, которым уже как-то и неприятно, не по себе.

В разных источниках приводятся разные цифры насчет общего налета Апакидзе, наиболее часто – 3850 часов. Непостижимо, фантастика. Освоено 13 типов летательных аппаратов. Это человек неба! Надо понимать, что за летную смену продолжительностью 8 часов он прыгал из самолета в самолет. Находясь на руководящих должностях, не жалея себя, пытался научить тому, чем сам овладел.

И все-таки. Кто такие летчики-истребители? А особенно палубные?

Здесь вспоминается наш легендарный летчик Иван Кожедуб, генерал-полковник авиации и трижды Герой Советского Союза. Для воздушного боя на малых высотах он придумал себе такую тренировку. Обычно ранней осенью в небе образуется слоистая облачность с достаточно ровной верхней кромкой. Так вот над этой ровной кромкой и отрабатывал фигуры вертикального воздушного боя вблизи земли Кожедуб. От простого к сложному – известный педагогический принцип. Этим принципом в полной мере пользовался и Тимур Апакидзе.

У моряков есть такое напутствие: «Семь футов под килем», в авиации: «Чтобы число посадок равнялось числу взлетов». У Апакидзе это число, к сожалению, минус два. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К – Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался по команде с командного пункта, но после очень сожалел, что не спас самолет. И вот второй раз… 17 июля 2001 года во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ на аэродроме Остров…

Есть официальная версия гибели Тимура Апакидзе. Есть много различных гипотез. Мне же хочется предложить свою версию, основанную только на своих эмоциях и любви к этому великому человеку.

Что мы наблюдали в 90-е годы прошлого века? Развитие военной, да и не только военной, авиации затормозилось, если не сказать остановилось. Выпускники военных авиационных училищ после направления в части почти не летали. В результате конкурс на поступление в летные училища упал не то что до нуля, а до минуса. Тимура Апакидзе, как настоящего патриота нашей родины, возможно, мучила и эта мысль – как поднять престиж авиации в глазах молодого поколения. И вот на 85-летие морской авиации для зрителей и, главным образом, молодого поколения целый каскад высшего пилотажа. Перегрузка более 8g. Что такое 8g? Если вы весите 70 кг, то при этой перегрузке 8g – будет 560 кг. У нетренированного человека может случиться обморок, но и у тренированного при относительно длительном воздействии может наступить временная потеря пространственной ориентировки…

На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак, а в Североморске на площади Сафонова и в поселке Новофедоровка на Аллее героев установлены бюсты Герою России Тимуру Апакидзе. Мемориальные доски, посвященные Тимуру Апакидзе, есть в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.

17 июля 2013 года, ровно через 12 лет со дня гибели Тимура Апакидзе, на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолет нанесены портрет Тимура Апакидзе и бортовой номер машины – «70».

Конструкция и пуск ПЗРК

Ракета размещается в тубусе 9П59 из стеклоткани или пластика. Тубус служит для хранения, транспортировки и прицеливания (откидные механические прицелы) во время пуска. Рули управления и перьевые стабилизаторы раскладываются после вылета из тубуса. Тубус герметизируется от влаги и пыли с помощи резиновых крышек, которые необходимо снять перед пуском ракеты. Пустой тубус можно использовать для повторного снаряжения ракетой до 5 раз, перезаряженный тубус маркируется красными линиями на корпусе тубуса.
В головном отсеке ракеты размещаются: автопилот (следящий координатор цели), тепловая головка самонаведения-ТГСН, гироскоп, система охлаждения ТГСН.
Следящий координатор цели предназначен для непрерывного автоматического определения осей координат ракеты и цели, вырабатывает сигнал совмещения оси цели и оси ракеты.

Рулевой отсек состоит из: порохового электрогенератора, электронного блока, система управления рулями, разъёмы подключения к пусковому блоку.
Маршевый двигатель ракеты однокамерный с двумя режимами полета. В качестве топлива используется пороховая шашка. Для вылета ракеты из тубуса используется вышибной заряд, который полностью сгорает во время вылета из тубуса на безопасное расстояние (5-6 метров) от стрелка-зенитчика, после чего запускается маршевый двигатель на первом режиме полета. На первом режиме полета ракета пролетает порядка 100-140 метров в разгоном режиме. На этом расстояние ракета разгоняется до своей средней скорости 470 м/с. Во время разгона ракета летит без активных рулей управления. После чего включается второй режим порохового двигателя ракеты. После чего происходит преследование цели, активация боевой части. Второй режим двигателя работает порядка 6-7 секунд, после чего ракета преследует цель по инерции. В случае промаха поле 14-17 секунд полета у ракеты срабатываем самоликвидатор.

Для обеспечения ПЗРК электричеством используется одноразовый пороховой аккумулятор. Аккумулятор выходит на заданную рабочую мощность через 3 секунды после активации и работает порядка 40 секунд. Аккумуляторный блок совмещен с баллоном для сжатого азота. Во время полета ракета обеспечивается электричеством за счет порохового-газового генератора: во время сгорания пороховой шашки образуются газы, которые раскручивают электрогенератор.
Переду пуском ракеты зенитчик-ракеты выбирает удобное место для запуска ракеты соблюдая технику безопасности: отсутствие позади людей, легковоспламеняемых веществ, техники и т.п.

Предварительно с тубуса с ракетой снимаются транспортировочные крышки. После обнаружения цели зенитчик-ракетчик производит надкол аккумуляторной батареи, которая в течении 3-ех секунд обеспечивает электричеством блок управления и саму ракету. После подачи электричества происходит раскрутка гироскопа (жужжание перед стартом) тепловой головки самонаведения и поиск цели. Одновременно с подачей электричества происходит подача жидкого азота под давлением в ракету для охлаждения тепловой головки самонаведения.
После захвата цели зенитчик информируется световым и звуковым сигналом, после чего производит пуск ракеты. При недостаточном сигнале захвате стрелок информируется, так же световым и звуковым сигналом другой тональности. Если пуск ракеты не произошел, то стрелок должен подготовить для пуска новый тубус с ракетой. Информации о возможности повторного пуска ракеты после неудачно пуска не имеется: как и кем ее переподготавливают для последующего пуска.

Ракету можно запустить в автоматическом и ручном режиме. При ручном режиме спуск нажимается до первого упора, происходит захват цели и оповещении стрелка о захвате цели, после чего стрелок дожимает пуск для непосредственного пуска. При автоматическом режиме зенитчик сразу производит нажатие спуска до упора с последующим пуском ракеты.
Ракета преследует цель по принципу сведения оси полета ракеты и оси полета цели, предварительно высчитывается примерное место сведения осей (упреждение подлета ракеты). Подрыв ракеты происходит при непосредственном контакте с воздушной целью. Контакт с целью приводит активация контактного взрывателя боевой части массой 1,17 кг (0,37 кг приходится на взрывчатое вещество). Цель поражается фугасным и осколочным воздействием на воздушную цель. Часто фигурирует информация, что боевую часть увеличили в ПЗРК «Стрела-2М» и «Стрела-3» после того, как у военных были рекламации о недостаточной эффективности взрыва и цели часто оставались не сбитыми. На практике боевая часть у ракет для ПЗРК «Стрелы-2», «Стрелы-2М» и «Стрелы-3» оказалось не изменой на протяжении всего их выпуска и составил 1,17 кг (0,37 кг из которых ВВ).

Память должна быть долгой
Автор Александр Карпов
Первоисточник nvo.ng.ru/realty/2014-03-07/9_apakidze.html

Герой России генерал-майор авиации Тимур Автандилович Апакидзе. Фото предоставлено автором

«Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей».
Николай Тихонов (1922 год)

Можно с сожалением констатировать, что в современном мире мало кто соответствует таким словам. Размытые понятия патриотизма, предательство на каждом шагу. Рыночные отношения. Считается, что человек, который не изменяет своим убеждениям, ущербен. Однако более вероятно, что тот, кто их часто меняет в угоду карьеристским или другим выгодам, – это флюгер. Конечно, от юношеского романтизма до зрелого разумения проходит достаточно долгий период нашей жизни, но стержень, заложенный в детстве и юношестве, должен остаться.

Любой человек проверяется на изломах истории. У знаменитого российского летчика Тимура Апакидзе таких изломов было несколько. И особенно показательно время распада Советского Союза. Командир 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ, базирующегося на аэродроме Саки, отошедшем к Украине. Посыпались предложения: принять присягу Украины, с другой стороны – возглавить ВВС Грузии. Все предложения отвергнуты. Присягу принимают один раз! И дальше думы: что делать? Первая мысль – поднять полк и перелететь в Россию! Но по телевизору показывают, как Ельцин обнимается с Кравчуком. Нельзя подставлять людей, только добровольцы. В конечном итоге ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с 18 летчиками-истребителями и самолетами покидает Севастополь и направляется в Североморск, что позволило сохранить авианосец и опытных, обученных Тимуром, палубных летчиков. Это внушает оптимизм, что будет у нас авианосный флот.

Но в стране нет денег, как содержать такой большой корабль? Может, лучше «на иголки» порезать? Тимур Апакидзе предпринимает титанические усилия, чтобы доказать важность корабля и палубной авиации для России. С трудом, но это удается. А затем – поход в Средиземное море. В Атлантике проводятся интенсивные полеты, где Апакидзе выполняет по семь взлетов и посадок в день. Колоссальная нагрузка. Его выпестованные «соколы» почти ни в чем не уступают. И все это на глазах у натовцев, которым уже как-то и неприятно, не по себе.

В разных источниках приводятся разные цифры насчет общего налета Апакидзе, наиболее часто – 3850 часов. Непостижимо, фантастика. Освоено 13 типов летательных аппаратов. Это человек неба! Надо понимать, что за летную смену продолжительностью 8 часов он прыгал из самолета в самолет. Находясь на руководящих должностях, не жалея себя, пытался научить тому, чем сам овладел.

Читать еще:  Детальные фото ПТРС. Фотоподборка-5

И все-таки. Кто такие летчики-истребители? А особенно палубные?

Здесь вспоминается наш легендарный летчик Иван Кожедуб, генерал-полковник авиации и трижды Герой Советского Союза. Для воздушного боя на малых высотах он придумал себе такую тренировку. Обычно ранней осенью в небе образуется слоистая облачность с достаточно ровной верхней кромкой. Так вот над этой ровной кромкой и отрабатывал фигуры вертикального воздушного боя вблизи земли Кожедуб. От простого к сложному – известный педагогический принцип. Этим принципом в полной мере пользовался и Тимур Апакидзе.

У моряков есть такое напутствие: «Семь футов под килем», в авиации: «Чтобы число посадок равнялось числу взлетов». У Апакидзе это число, к сожалению, минус два. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К – Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался по команде с командного пункта, но после очень сожалел, что не спас самолет. И вот второй раз… 17 июля 2001 года во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ на аэродроме Остров…

Есть официальная версия гибели Тимура Апакидзе. Есть много различных гипотез. Мне же хочется предложить свою версию, основанную только на своих эмоциях и любви к этому великому человеку.

Что мы наблюдали в 90-е годы прошлого века? Развитие военной, да и не только военной, авиации затормозилось, если не сказать остановилось. Выпускники военных авиационных училищ после направления в части почти не летали. В результате конкурс на поступление в летные училища упал не то что до нуля, а до минуса. Тимура Апакидзе, как настоящего патриота нашей родины, возможно, мучила и эта мысль – как поднять престиж авиации в глазах молодого поколения. И вот на 85-летие морской авиации для зрителей и, главным образом, молодого поколения целый каскад высшего пилотажа. Перегрузка более 8g. Что такое 8g? Если вы весите 70 кг, то при этой перегрузке 8g – будет 560 кг. У нетренированного человека может случиться обморок, но и у тренированного при относительно длительном воздействии может наступить временная потеря пространственной ориентировки…

На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак, а в Североморске на площади Сафонова и в поселке Новофедоровка на Аллее героев установлены бюсты Герою России Тимуру Апакидзе. Мемориальные доски, посвященные Тимуру Апакидзе, есть в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.

17 июля 2013 года, ровно через 12 лет со дня гибели Тимура Апакидзе, на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолет нанесены портрет Тимура Апакидзе и бортовой номер машины – «70».

Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы. Среди последних такие проекты, как лодки типа «Борей» и «Ясень». Страна явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота. Вот пять российских подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за «Красным Октябрем»» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.

После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» – она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.

Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

На фото: подводные лодки класса «Варшавянка».

Подводная лодка проекта «Щука-Б»

Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.

Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение – 12 770 тонн. Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.

Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач. Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.

На фото: буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».

Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)

Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.

«Палтус» – субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).

Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.

На фото: дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)

Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны – лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.

На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.

«Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.

Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.

На фото: спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).

Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.

Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.

На фото: атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.

У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач. Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.

Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.

На фото: церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.

Итоги

ПЗРК «Стрела-3» состоит на вооружении многих стран мира, куда поставлялась на экспорт дружественным странам СССР. «Стрела-3» часто попадает в сводки новостей из «горячих точек» по всему миру после поражения очередного вертолёта или самолета. В СССР/России ПЗРК «Стрела-2М» и «Стрела-3» стали заменяться на ПЗРК «Игла-1» и «Игла» с большей вероятностью поражения цели, которые стали дальнейшим развитием-модернизацией «Стрелы-3». ПЗРК получился удачным за счет своей простоты, надежности, легкости обучения зенитчиков, мобильности в районе боевых действий.

Для обучения стрелков-зенитчиков ПЗРК используются тренажеры:

  • полевой тренажер 9Ф635;
  • универсальный электронный тренажер «Конус»;
  • учебно-тренировочный комплект 9Ф663 для классов;
  • макет массо-габаритный ПЗРК для обучения старта ракеты и преодоления страха во время вылета ракеты.

ТТХ ПЗРК «Стрела-3» / 9К34

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector