0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗРК «Тор-М2У»: устройство и ТТХ

ЗРК «Тор-М2У»: устройство и ТТХ

Анализ хода вооруженных конфликтов последних десятилетий наглядно показывает возрастающую роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях именно применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Этому способствует стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, новые системы прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить: авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее передовые в технологическом отношении государства активно разрабатывают перспективные системы ПВО. Начиная от тактических комплексов малой дальности, непосредственно прикрывающих войсковые соединения, до стратегических моделей, способных уничтожать воздушные цели на удалении в сотни километров.

Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, и российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был представлен Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.

«Белая ворона» на брусчатке

Фото: regnum.ru

Арктическая версия «Тора»: два года на службе

Необычная белая расцветка зенитного ракетного комплекса «Тор-М2ДТ» – громадины, пронесшейся по брусчатке Красной площади 24 июня 2020 года во время парада Победы – оставила благоговейный трепет в сердцах патриотичных зрителей. У кого-то, пожалуй, даже вызвала недоумение. Несмотря на то, что «Тор» в такой расцветке показывается не впервые. В первый раз ЗРК «Тор-М2ДТ» проносился мимо трибун еще 9 мая 2017 года.

Представьте на фоне десятков единиц боевой техники цвета хаки такую «белую ворону». А ведь арктический вариант зенитно-ракетного комплекса с белым медведем на борту казался именно «белой вороной» среди другой боевой техники привычной зеленой расцветки, принявшей участие в параде.

Но как обойтись ныне, когда Арктическое направление в контексте освоения Северного морского пути и грандиозного военного переоснащения региона, без этих грозных машин, представляющих военную мощь России в Заполярье?

Арктическая версия ЗРК «Тор-М2» уже внедрена в войска и проявила себя во время испытаний и плановых учений с превосходной стороны. Когда в феврале 2019 года Министерство обороны России сообщило о начале практического освоения Северным флотом новейших ЗРК «Тор-М2ДТ», наверняка многих специалистов интересовал вопрос отличия этой модификации от базового изделия АО «ИЭМЗ КУПОЛ».

ЗРК «Тор-М2ДТ» также предназначен для защиты воздушных рубежей России, но подразумевается, что использоваться этот комплекс должен в экстремальных климатических условиях.

Сразу же после принятия руководством страны решения о развертывании в российском Заполярье арктической группировки войск, включая военные объекты на отдаленных архипелагах Северного Ледовитого океана, начались работы Ижевского электромеханического завода «Купол», головного предприятия по производству ЗРК малой дальности семейства «Тор», над созданием на базе новейшего ЗРК «Тор-М2» арктической модификации.

Разработка арктической версии комплекса, способного успешно решать боевые задачи в условиях низких температур, завершилась успехом. Первые расчеты для этих ЗРК прошли обучение и провели учебные пуски ракет на полигоне Капустин Яр.

Арктические «Торы», успешно отстрелявшись и поразив учебные цели, имитировавшие крылатые ракеты, по понятным причинам окрестили «Северными».

Северный флот, получив этот зенитный ракетный комплекс, качественно усилил свою противовоздушную и противоракетную оборону. Сказалось усовершенствование этой боевой техники и на логистике, ведь ЗРК «ТОР-М2ДТ» может нести боевое дежурство практически в любую погоду и сопровождать войска при движении по сильно пересеченной, заснеженной местности, преодолевая как ледовые торосы, так и водные преграды.

Фото: Министерство обороны РФ

Давление на грунт меньше, чем у человека

Несущая база комплекса — двухзвенный вездеход ДТ-30 «Витязь» производства Ишимбайского машиностроительного завода — только кажется неповоротливой и громоздкой. В проходимости машины можно не сомневаться. Судите сами: удельное давление на грунт у нее меньше, чем у человека, что само по себе сенсационная характеристика — 0,3 кг/см2. Это преимущество достигается в том числе благодаря широким гусеницам. Машина способна передвигаться по болоту, глубокому снегу. Максимальный угол подъема – 30°, угол крена – 15°.

Вездеход сохраняет ход даже при потере гусениц, он без труда преодолевает водные преграды, иными словами — плавает, ну, и главное — действует в условиях экстремально низких температур, намного ниже стандартных — 50°. Метель с силой ветра свыше 35 м/сек для «Витязя» — приемлемая погода. К слову, возможности вездеходов были наглядно продемонстрированы еще в марте 2017 года в ходе пробега длиной 2400 км по маршруту Тикси – остров Котельный – мыс Святой Нос – пролив Лаптева – пролив Санникова – Тикси.

Читать еще:  Первенец в семействе советских бронированных машин — бронетранспортер бтр-40

Вездеход состоит из двух звеньев. Первое управляет движением и несет на себе модуль жизнеобеспечения экипажа, на втором располагается антенно-пусковое устройство и находится отсек управления боевой работой. У экипажа «Витязя» есть все необходимые условия для комфортной и эффективной эксплуатации комплекса в условиях суровой арктической зимы.

Фото: Министерство обороны РФ

Принцип Тора: одна цель — одна ракета!

Что касается боевых средств ЗРК «Тор-М2ДТ», то они унифицированы с ЗРК «Тор-М2» — проверенной в боевых условиях различных локальных войн модификации. А это предопределяет высочайшие тактико-технические характеристики комплекса. Зона поражения ЗРК составляет по дальности – 16 км, по высоте комплекс захватывает цель от 10 метров до 12 км.

«Тор-М2ДТ» сбивает и малоразмерные средства воздушного нападения, летящие со скоростью свыше 700 м/сек. То есть они способны противостоять на поле боя не только самолетам тактической авиации и вертолетам, в том числе использующим метод «зависания», но и малоразмерным БПЛА.

Система пригодна для борьбы с крылатыми ракетами, идущими к цели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Так что низколетящие крылатые ракеты, такие, как хваленые американские «Томагавки», а также управляемые бомбы, которые Соединенные Штаты пытаются разместить в Европе на территории своих союзников по НАТО, также не останутся незамеченными.

В настоящий момент тактических средств воздушного нападения, способных прорвать оборону «Тора», попросту не существует.

Боекомплект ЗРК «Тор-М2ДТ» состоит из 16 зенитных управляемых ракет 9К338, стартующих через 5 секунд после обнаружения цели. Интервал пуска ракет – всего 2,5 секунды. Вероятность поражения цели близка к 100%, и эта характеристика позволила отказаться от использовавшейся ранее практики одновременного обстрела цели двумя ЗУР.

Ракеты “Тора” не теряют скорость при маневре, используют двигатель не только на разгонной дистанции, а в течение большей части полета. Это повышает возможности по перехвату маневрирующих целей.

ЗРК способен одновременно обстреливать до четырех разнотипных целей на высотах до 10 км. Кроме того, «Торы» полностью автоматизированы, в случае гибели экипажа или невосполнимых потерь они могут решать боевые задачи без вмешательства расчета.

При проектировании арктической версии комплекса такая отличительная особенность ЗРК семейства «Тор», как интеграция транспортно-пусковых контейнеров ЗУР с антенно-пусковым устройством и размещение их с заглублением вовнутрь корпуса боевой машины, оказалась как нельзя кстати. Помимо защиты благодаря 15-миллимитровой броне от осколочных поражающих элементов средств воздушного нападения, это позволило значительно снизить и влияние климатических факторов.

Вертикальный пуск ЗУР по сравнению с наклонными направляющими (как у американского «Пэтриота») обеспечивает не только быстрый набор высоты и лучший маневр на стартовом отрезке траектории, но и оптимальные условия хранения боекомплекта. Для арктического театра военных действий этот фактор имеет решающее значение, поскольку при столь низких температурах металлические конструкции эксплуатируются на пределе прочностных характеристик. Морозоустойчивая версия отличается и улучшенным обогревом систем.

Фото: Пресс-служба Северного флота

Усиление ПВО военной инфраструктуры Севера продолжается

Одним словом, картинка соответствует уровню и мощи показанного на параде комплекса. «Белая ворона» только выглядит автономно.

На самом деле — это грозный комплекс, способный выбрать для поражения разнородные объекты, отличающиеся по направлениям и высотам полета, скоростным и маневренным характеристикам. Он качественно дополнил систему ПВО наших Северных рубежей.

Благодаря высокомобильной платформе ЗРК «Тор-М2ДТ» могут не только прикрывать боевые порядки войск на поле боя, но и обеспечивать противовоздушную оборону военных объектов, включая наши новые военные базы на океанских архипелагах. Батареи пусковых установок, объединенные общими задачами, способны вести совместный обстрел летящих целей. После мгновенного определения станциями обнаружения наиболее опасных участков, если мощности одного ЗРК не хватит, подключатся все батареи, расположенные в непосредственной близости от квадрата воздушной атаки.

Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, кандидат политнаук,специально для GoArctic

ЗРК Тор-М1 — видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства — до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Читать еще:  Без права на оружие. Проблемы практических стрелков в Европе

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики

  • Максимальная горизонтальная дальность поражения, км — 12;
  • Минимальная горизонтальная дальность поражения, м: на высоте 10 м — 1 500, на высоте более 100 м — не более 1 000;
  • Количество одновременно обрабатываемых целей, шт. — 48;
  • Количество одновременно обстреливаемых целей, шт. — 4;
  • Количество одновременно наводимых ракет, шт. — 8;
  • Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c — 700;
  • Перегрузка маневра цели, g. — 10;
  • Боекомплект зенитно управляемых ракет (ЗУР) на БМ, шт. — 8 в двух ЗРМ;
  • Время заряжания БМ, мин. — 18;
  • Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. — 3;
  • Скорость движения БМ, км/ч: по шоссейным дорогам — 80, по грунтовым дорогам — 30;
  • Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) — 500;
  • Максимальная масса БМ, тонны — 30;
  • Расчет БМ, чел. — 3;
  • Станция обнаружения малоразмерных воздушных целей (СОЦ):
  • Угол подхода целей — инвариантна;
  • Дальность обнаружения целей, км — 32;
  • Обнаружение целей, шт. — до 45 воздушных;
  • Сопровождение целей, шт. — до 45 воздушных;
  • Ранжирование по критерию опасности, шт. — 10;
  • Станция наведения (СН):
  • Количество сопровождаемых целей, шт. — 4;
  • Количество одновременно наводимых на цель ракет, шт. — 6.

«Белая ворона» на брусчатке

Фото: regnum.ru

Арктическая версия «Тора»: два года на службе

Необычная белая расцветка зенитного ракетного комплекса «Тор-М2ДТ» – громадины, пронесшейся по брусчатке Красной площади 24 июня 2020 года во время парада Победы – оставила благоговейный трепет в сердцах патриотичных зрителей. У кого-то, пожалуй, даже вызвала недоумение. Несмотря на то, что «Тор» в такой расцветке показывается не впервые. В первый раз ЗРК «Тор-М2ДТ» проносился мимо трибун еще 9 мая 2017 года.

Представьте на фоне десятков единиц боевой техники цвета хаки такую «белую ворону». А ведь арктический вариант зенитно-ракетного комплекса с белым медведем на борту казался именно «белой вороной» среди другой боевой техники привычной зеленой расцветки, принявшей участие в параде.

Но как обойтись ныне, когда Арктическое направление в контексте освоения Северного морского пути и грандиозного военного переоснащения региона, без этих грозных машин, представляющих военную мощь России в Заполярье?

Арктическая версия ЗРК «Тор-М2» уже внедрена в войска и проявила себя во время испытаний и плановых учений с превосходной стороны. Когда в феврале 2019 года Министерство обороны России сообщило о начале практического освоения Северным флотом новейших ЗРК «Тор-М2ДТ», наверняка многих специалистов интересовал вопрос отличия этой модификации от базового изделия АО «ИЭМЗ КУПОЛ».

ЗРК «Тор-М2ДТ» также предназначен для защиты воздушных рубежей России, но подразумевается, что использоваться этот комплекс должен в экстремальных климатических условиях.

Сразу же после принятия руководством страны решения о развертывании в российском Заполярье арктической группировки войск, включая военные объекты на отдаленных архипелагах Северного Ледовитого океана, начались работы Ижевского электромеханического завода «Купол», головного предприятия по производству ЗРК малой дальности семейства «Тор», над созданием на базе новейшего ЗРК «Тор-М2» арктической модификации.

Разработка арктической версии комплекса, способного успешно решать боевые задачи в условиях низких температур, завершилась успехом. Первые расчеты для этих ЗРК прошли обучение и провели учебные пуски ракет на полигоне Капустин Яр.

Арктические «Торы», успешно отстрелявшись и поразив учебные цели, имитировавшие крылатые ракеты, по понятным причинам окрестили «Северными».

Северный флот, получив этот зенитный ракетный комплекс, качественно усилил свою противовоздушную и противоракетную оборону. Сказалось усовершенствование этой боевой техники и на логистике, ведь ЗРК «ТОР-М2ДТ» может нести боевое дежурство практически в любую погоду и сопровождать войска при движении по сильно пересеченной, заснеженной местности, преодолевая как ледовые торосы, так и водные преграды.

Фото: Министерство обороны РФ

Давление на грунт меньше, чем у человека

Несущая база комплекса — двухзвенный вездеход ДТ-30 «Витязь» производства Ишимбайского машиностроительного завода — только кажется неповоротливой и громоздкой. В проходимости машины можно не сомневаться. Судите сами: удельное давление на грунт у нее меньше, чем у человека, что само по себе сенсационная характеристика — 0,3 кг/см2. Это преимущество достигается в том числе благодаря широким гусеницам. Машина способна передвигаться по болоту, глубокому снегу. Максимальный угол подъема – 30°, угол крена – 15°.

Читать еще:  Карабин мр-161к 5,6 мм (22lr): отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Вездеход сохраняет ход даже при потере гусениц, он без труда преодолевает водные преграды, иными словами — плавает, ну, и главное — действует в условиях экстремально низких температур, намного ниже стандартных — 50°. Метель с силой ветра свыше 35 м/сек для «Витязя» — приемлемая погода. К слову, возможности вездеходов были наглядно продемонстрированы еще в марте 2017 года в ходе пробега длиной 2400 км по маршруту Тикси – остров Котельный – мыс Святой Нос – пролив Лаптева – пролив Санникова – Тикси.

Вездеход состоит из двух звеньев. Первое управляет движением и несет на себе модуль жизнеобеспечения экипажа, на втором располагается антенно-пусковое устройство и находится отсек управления боевой работой. У экипажа «Витязя» есть все необходимые условия для комфортной и эффективной эксплуатации комплекса в условиях суровой арктической зимы.

Фото: Министерство обороны РФ

Принцип Тора: одна цель — одна ракета!

Что касается боевых средств ЗРК «Тор-М2ДТ», то они унифицированы с ЗРК «Тор-М2» — проверенной в боевых условиях различных локальных войн модификации. А это предопределяет высочайшие тактико-технические характеристики комплекса. Зона поражения ЗРК составляет по дальности – 16 км, по высоте комплекс захватывает цель от 10 метров до 12 км.

«Тор-М2ДТ» сбивает и малоразмерные средства воздушного нападения, летящие со скоростью свыше 700 м/сек. То есть они способны противостоять на поле боя не только самолетам тактической авиации и вертолетам, в том числе использующим метод «зависания», но и малоразмерным БПЛА.

Система пригодна для борьбы с крылатыми ракетами, идущими к цели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Так что низколетящие крылатые ракеты, такие, как хваленые американские «Томагавки», а также управляемые бомбы, которые Соединенные Штаты пытаются разместить в Европе на территории своих союзников по НАТО, также не останутся незамеченными.

В настоящий момент тактических средств воздушного нападения, способных прорвать оборону «Тора», попросту не существует.

Боекомплект ЗРК «Тор-М2ДТ» состоит из 16 зенитных управляемых ракет 9К338, стартующих через 5 секунд после обнаружения цели. Интервал пуска ракет – всего 2,5 секунды. Вероятность поражения цели близка к 100%, и эта характеристика позволила отказаться от использовавшейся ранее практики одновременного обстрела цели двумя ЗУР.

Ракеты “Тора” не теряют скорость при маневре, используют двигатель не только на разгонной дистанции, а в течение большей части полета. Это повышает возможности по перехвату маневрирующих целей.

ЗРК способен одновременно обстреливать до четырех разнотипных целей на высотах до 10 км. Кроме того, «Торы» полностью автоматизированы, в случае гибели экипажа или невосполнимых потерь они могут решать боевые задачи без вмешательства расчета.

При проектировании арктической версии комплекса такая отличительная особенность ЗРК семейства «Тор», как интеграция транспортно-пусковых контейнеров ЗУР с антенно-пусковым устройством и размещение их с заглублением вовнутрь корпуса боевой машины, оказалась как нельзя кстати. Помимо защиты благодаря 15-миллимитровой броне от осколочных поражающих элементов средств воздушного нападения, это позволило значительно снизить и влияние климатических факторов.

Вертикальный пуск ЗУР по сравнению с наклонными направляющими (как у американского «Пэтриота») обеспечивает не только быстрый набор высоты и лучший маневр на стартовом отрезке траектории, но и оптимальные условия хранения боекомплекта. Для арктического театра военных действий этот фактор имеет решающее значение, поскольку при столь низких температурах металлические конструкции эксплуатируются на пределе прочностных характеристик. Морозоустойчивая версия отличается и улучшенным обогревом систем.

Фото: Пресс-служба Северного флота

Усиление ПВО военной инфраструктуры Севера продолжается

Одним словом, картинка соответствует уровню и мощи показанного на параде комплекса. «Белая ворона» только выглядит автономно.

На самом деле — это грозный комплекс, способный выбрать для поражения разнородные объекты, отличающиеся по направлениям и высотам полета, скоростным и маневренным характеристикам. Он качественно дополнил систему ПВО наших Северных рубежей.

Благодаря высокомобильной платформе ЗРК «Тор-М2ДТ» могут не только прикрывать боевые порядки войск на поле боя, но и обеспечивать противовоздушную оборону военных объектов, включая наши новые военные базы на океанских архипелагах. Батареи пусковых установок, объединенные общими задачами, способны вести совместный обстрел летящих целей. После мгновенного определения станциями обнаружения наиболее опасных участков, если мощности одного ЗРК не хватит, подключатся все батареи, расположенные в непосредственной близости от квадрата воздушной атаки.

Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, кандидат политнаук,специально для GoArctic

Технические характеристики «Тор-М2У»

Максимальная дальность поражения, км12
Минимальная дальность поражения, м:
— на высоте 10 метров
— на высоте более 100 метров
1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей10
Количество одновременно обстреливаемых целей4
Количество одновременно наводимых ракет8
Максимальная скорость движения целей, м/c700
Перегрузка маневра цели10 g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт.8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин.18
Время развертывания комплекса, мин.3
Скорость движения БМ, км/ч:
— по шоссейным дорогам
— по грунтовым дорогам
до 80
до 30
Запас хода по топливу, км500
Максимальная масса БМ, т30
Расчет БМ, чел.3
Климатические условия:
— температура, °С
— влажность, %
— высота над уровнем моря, м
— скорость ветра, м/с
±50
98
до 3000
до 30

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector