1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правительственный лимузин новой истории ЗиЛ-111

До середины прошлого столетия Советское руководство для передвижения использовало ЗИС-110. К концу 50-х годов машина морально и технически устарела, поэтому требовалась её замена. Стране нужен был новый транспорт, поддерживающий имидж крупного на мировой арене государства.

В 1948 спроектирована модификация 110-й модели, получившая индекс «М». Она сохранила прежнее шасси, но получила рестайлинговый кузов с современными очертаниями, присущими «Победе» 1948 года выпуска. Авто представляло собой опытный образец. Специалисты между собой называли его ЗИС-111, но в официальных документах такое название не указывалось.

В середине 50-х годов прошлого века дизайнер Валентин Ростков разработал новый проект государственной машины. По нему собрали новый образец с новым шасси. Разработкой нового шасси занималась команда под руководством А.Н. Островцева, который также руководил проектом ЗИС-110. Новая модель получила наименование ЗИС-111 «Москва». Неофициальные источники утверждали, что первые экземпляры седана получили шасси от 110-й модели.

Главное отличие от старого поколения — современный дизайн кузова. Он совместил в себе лучшие черты легкового транспорта премиум-класса от американских производителей Cadillac, Packard и Buick. Внешний вид получился банальным, в нём не было ничего уникального. До 1956 года собрали 2-3 экземпляра. Их показывали на многих отечественных выставках, но интереса у потребителей они не вызвали. В 1955 году американские аналоги перешли к новому дизайнерскому направлению, поэтому новый автомобиль уступал им по красоте.

Чтобы решить проблему, предприятие запустило конкурс на разработку дизайна машины. С разных уголков Союза поступило множество интересных вариантов. Окончательный выбор делали из двух предложений — Росткова и Льва Еремеева (работал на предприятии ГАЗ, разработал «Волгу» ГАЗ-21 и ЗИМ-13, который позже стал известен как «Чайка). Выбор сделали в пользу идеи Льва Еремеева, подготовив макет из пластилина в 1956 году. Валентин Ростков не принял проигрыша, поэтому в этот же год покинул своё место работы.

Концепты и прототипы НАМИ

Научный автомоторный институт был создан в 1920 году на базе Научной автомобильной лаборатории (НАЛ) и стал кузницей высококвалифицированных кадров и талантливых инженеров. Под руководством пионера автомобилестроения в СССР Николая Брилинга в стенах НАМИ создавались автомобили, которые на десятилетия вперед задавали вектор развития отрасли.

Самым первым опытным образцом стал проект малолитражного легкового автомобиля НАМИ-1. Разработка проекта дешевого и просторного автомобиля началась в 1925 году, а за основу была взята дипломная работа выпускника Московского политеха (ныне — МАМИ) Константина Шарапова. В состав рабочей группы вошли и другие талантливые выпускники — Андрей Липгарт (в будущем — знаменитый конструктор автомобилей, руководивший разработкой ГАЗ-21 «Победа») и Евгений Чарнко (впоследствии главный конструктор ЦНИИМаш). Работа над малолитражкой была завершена в 1927 году. Для НАМИ-1 был специально спроектирован силовой агрегат из двухцилиндрового V-образного двигателя воздушного охлаждения, с рабочим объемом 1160 см³ и трехступенчатой коробкой передач. Мощность мотора составляла 22 л.с. при 2800 об/мин. Отличительной особенностью данного автомобиля была его относительная легкость (масса составляла 700 кг) и высокая проходимость, добиться которой удалось благодаря инновационной рессорной передней подвеске и независимой подвеске задних колес.

Читать еще:  Боевой нож: тактическое оружие спецназа россии и мира, японские, русские, американские, немецкие, виды, типы

Климент Ворошилов и Михаил Калинин на испытании автомобиля НАМИ-1

Всего было произведено 369 серийных и 3 опытных автомобиля, сборка которых осуществлялась исключительно вручную и была не очень высокого качества, что и предопределило дальнейшую судьбу НАМИ-1. До наших дней сохранилось только два полноценных экземпляра малолитражки. Один выставлен в Московском политехническом музее, а другой хранится на нижегородском заводе «Гидромаш» — преемнике завода «Спартак», где и был изготовлен.

Описание конструкции

В основе конструкции автомобиля ЗиЛ-111 лежит рама, собранная из штампованных элементов сваркой или на заклепках. В центре размещен Х-образный усилитель, фронтальные лонжероны имеют коробчатую конструкцию. Передние колеса лимузина установлены на независимой рычажной подвеске с амортизаторами 2-строннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Балка заднего моста установлена на полуэллиптических листовых рессорах с дополнительными амортизаторами.

Рулевое управление автомобиля ЗиЛ-111 оборудовано гидравлическим усилителем, золотник управления силовым цилиндром установлен в редукторе.

Тормозные механизмы всех колес лимузина барабанного типа с вакуумным усилителем в приводе. Стояночный тормоз с механическим приводом.

Лимузин ЗиЛ-111 имеет закрытый 4-дверный кузов, внутри которого установлены 7 мест для пассажиров и водителя. Средний ряд, рассчитанный на 2 человек, может складываться, увеличивая свободное пространство для ног людей, находящихся на заднем диване. Передний ряд сидений лимузина отделяется от остального салона прозрачной перегородкой с возможностью опускания вниз. Кузов автомобиля установлен на раме при помощи большого количества болтов и резиновых подушек.

Лобовое и заднее стекла лимузина ЗиЛ-111 выполнены панорамными, в дверях использованы электрические приводы стеклоподъемников. Дополнительная вентиляция салона автомобиля ЗиЛ-111 осуществляется через поворотные форточки передних дверей и сдвижные стекла, расположенные в задних стойках крыши.

Для обеспечения комфорта используется климатическая установка с кондиционером воздуха (модель ЗиЛ-111А).

В состав системы отопления автомобиля входят два независимых радиатора, подключенных к системе охлаждения двигателя. Кондиционер, заправленный фреоном, размещается в багажном отделении. Установка оснащается индивидуальным вентилятором, нагнетание охлажденного воздуха в салон осуществляется по каналам, размещенным в углах задней верхней части кузова.

Читать еще:  Airbus a350: аэробус, конструкция, история создания, лётно-технические характеристики, модификации

Автомобиль ЗиЛ-111 оснащался 8-ми цилиндровым 4-х тактным карбюраторным двигателем с чугунным блок-картером, объемом почти 6 литров, если быть совершенно точным – 5,969л. Два ряда цилиндров расположены V-образно под углом 90⁰. Штампованный поддон крепится к плоскости, расположенной ниже оси коленчатого вала, что обеспечило увеличение жесткости конструкции.

Головки блоков изготовлены из алюминия, каждый цилиндр имеет по 2 клапана со штанговым приводом от общего распределительного вала, установленного в развале рядов цилиндров. Поршни отлиты из алюминиевого сплава, имеют специальное покрытие.

Силовой агрегат автомобиля ЗиЛ-111 развивает мощность 200 л.с. (в некоторых источниках – 220 л.с.) при 4200 об/мин, повышенная до 9,0 степень сжатия требовала использования бензина с октановым числом не менее 92.

Расход – 29/100. Запас топлива размещается в баке вместимостью 120 л, который установлен в задней части кузова лимузина ЗиЛ-111. Для подачи топливной смеси используется 4-камерный карбюратор К-85, оснащенный автоматическим температурным регулятором на основе биметаллической пружины.

Регулировка состава смеси автоматическая, для пуска холодного двигателя надо просто повернуть ключ в замке зажигания. Выпуск отработавших газов ведется через два трубопровода с индивидуальными глушителями.

Радиатор системы охлаждения автомобиля ЗиЛ-111 оснащен дополнительными лентами из красной меди, размещенными в зоне обдува вентилятором. Для усиления потока воздуха, проходящего через соты, используется стальной диффузор. Перед радиатором лимузина установлены жалюзи с автоматическим управлением от отдельного термостата. На корпусе помпы расположен дополнительный радиатор, служащий для охлаждения масла автоматической трансмиссии. В конструкции автомобиля ЗиЛ-111 предусмотрен отдельный радиатор для охлаждения масла.

Для изменения крутящего момента используется автоматическая коробка передач, состоящая из 1-скоростного гидравлического трансформатора и планетарных передач, обеспечивающих 2-е скорости переднего хода и реверс. Переключение ступеней выполняется фрикционными механизмами с электрогидравлическим приводом.

Выбор режима движения осуществляется кнопочным переключателем, установленным на панели приборов.

Выходной вал коробки передач автомобиля ЗиЛ-111 и фланец заднего ведущего моста соединены 2-мя карданными валами с дополнительной опорой. Концевая часть переднего вала имеет скользящее шлицевое соединение. Главная пара гипоидного типа и 2-х сателлитный дифференциал расположены внутри стальной балки моста. Колеса автомобиля ЗиЛ-111 оснащены декоративным хромированным колпаком с вентиляционными лопатками, которые улучшают охлаждение тормозов и бескамерных шин размера 8,90*15.

Сравнение ГАЗ 13 Чайка и ЗиЛ-111

Одно из основных отличий — молдинг. У Чайки он имеет яркое выражение, обозначенное выделенным рельефом. Дизайн молдинга 111-й модели проще, но придаёт транспорту характер стремительности. Спереди он выглядит более эмоциональным. Длина Чайки — 5,5 метров, а ЗиЛ-111 — чуть больше 6 метров.

Дерзости «111» придавали клыки на бамперах. Противотуманные фары получили прямоугольную форму. В декоративных целях эмблему и решётку радиатора покрыли позолотой. Чайка на фоне этого авто выглядела нежнее и спокойнее. Задние фонари обоих автомобилей сделаны в плавниковом стиле, но у Чайки они имеют более современный вид.

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс 9К111 "Фагот"

Объём силового агрегата Чайки меньше на пол литра, по мощности уступает на 5 лошадиных сил. Алюминиевых деталей в двигателе больше, поэтому вес меньше. Масса коробки передач меньше, несмотря на большее количество скоростей. За счёт меньшего веса Чайка разгоняется до 100 км/ч за 20 секунд, а ЗиЛ-111 за 23 секунды. Расход топлива у первой — 23 литра на 100 километров, у второй — 30 литров.

В основе интерьера Чайки лежат дизайнерские решения компании Packard. Приборная панель «111» тоже заимствована у американских коллег и не уступает по качеству. В отделке салона обоих машин использованы качественные и дорогие материалы, которые служили владельцам долгие годы при должном уходе. Чайка первая в истории российского автомобилестроения получила электрические стеклоподъёмники.

Популярность Чайки в России выше, чем у ЗиЛ-111. Она имела упрощённую конструкцию, не требовала тщательного ухода и дорогостоящего обслуживания. Преимущество объясняется сроком производства и количеством выпущенных экземпляров.

«Юность» в лимузине

Завод имени Лихачева сыграл в истории советского автомобилестроения поистине колоссальную роль. В разные годы с конвейера ЗиЛа сошли первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15, самый массовый и популярный на территории Советского Союза грузовик ЗиЛ-130 «Бычок», легендарные лимузины ЗиС-101, ЗиЛ-111 и лимузин для президента России — ЗиЛ-41052.

Кроме грузовиков и лимузинов Завод имени Лихачева производил различную спецтехнику и транспорт для армии, а также пассажирские автобусы. Одним из наиболее знаменательных представителей транспорта для пассажирских перевозок стал ЗиЛ с поэтичным названием «Юность». В разные годы он выпускался под индексами ЗиЛ-118/118К и ЗиЛ-3207; всего с 1961 по 1994 год было собрано около ста экземпляров. «Юность» стала одним из самых красивых автомобилей, когда-либо созданных в СССР.

Дизайн ЗиЛ-118 — микроавтобуса первого поколения — был крайне изящным: хром, «плавники», округлые и вытянутые формы. Первые испытания машина проходила в конце 1961 года. Внутри базовой пассажирской версии «Юности» были установлены 17 посадочных мест. Существенно поработали и над шумоизоляцией; также был усовершенствована подвеска. Благодаря этому микроавтобус стал очень комфортным, но заметно потяжелел. У правительственного лимузина ЗиЛ-111 были позаимствованы подвеска, трансмиссия и карбюраторная V-образная «восьмерка», дефорсированная до 150 л. с.

Знаменитые «Москвичи» разных модификаций

В кабине «Волги» ГАЗ-21

Автомобиль Ford Model T, собранный в России

Один из «Москвичей» в музее «Московский транспорт»

Советский ответ «Жуку» — малолитражный «Запорожец»

Легендарные лимузины ЗИЛ

«Москвич 401» — одна из первых отечественных машин экономкласса

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector