0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новая версия ГеММа-3D

Нам неоднократно приходилось слышать мнение о системе ГеММа — мол, замечательная цеховая система, но не более того. Эдакий комплекс «гадкого утенка». Да, действительно, для инструментальных подразделений лично я лучше систем не знаю. А чтобы доказать (себе в первую очередь), что ГеММа не уступает другим CAD/CAM-системам любого уровня, необходимо поставить достаточно сложную задачу и попытаться ее решить.

По чертежу (рис. 1) создать модель одного из лучших фронтовых истребителей Великой Отечественной войны Як-3 и фрагмент формы для ее изготовления.

Рис. 1. Чертеж истребителя Як-3 в растровом формате

История создания

В 1942-43 году, с целью улучшения летных характеристик серийного истребителя Як-1, были созданы две машины с двигателем ВК-105ПФ. Первый экземпляр получил мотор мощностью 1180 л.с., а второй – форсированный по давлению наддува агрегат, развивавший 1240 л.с.

Конструкция опытных самолетов была максимально облегчена, площадь хвостового оперения и крыла сокращена на 15-20%. На машинах, получивших обозначение Як-1М, применили фанерную обшивку фюзеляжа.

Внешние обводы самолета были переработаны, что позволило улучшить аэродинамику машины.

Радиатор системы охлаждения установлен в глубине фюзеляжа.

Масляные радиаторы размещены в крыле и имеют отдельные каналы для подачи воздуха, выполненные в носке крыла.

Уменьшение плоскостей и перенос масляного радиатора привели к снижению запаса топлива и масла. Вооружение опытных машин состояло из пушки ШВАК и пулемета УБС на первом экземпляре и новой пушки Ш-20М и пары УБС на втором.

Испытания машин проводились с февраля до октября 1943 года. По итогам государственных испытаний машина была рекомендована к серийному производству под индексом Як-3.

Экипаж

Юрий Иванович Горохов (1.08.1921 — 1.01.1944)

Звание. Майор

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года

Боевые вылеты. 350

Сбитые самолеты. 22 лично (в том числе 9 на «Александре Пушкине»), 10 в группе

Награды. Герой Советского Союза; ордена Ленина (1944 г., посмертно), Красного Знамени (3), Александра Невского, Отечественной войны I степени.

Последний вылет. С 28 июня до осени 1943 года бессменно летал на истребителе Як7б «Александр Пушкин», затем осваивал новую авиатехнику. 1 января 1944 года сбит зенитной артиллерией противника, погиб.

Штрих. О боевом крещении «Пушкина» 6 июля 1943 года писал «Сталинский пилот»: «Однажды Горохов со своим ведомым смело ринулся в бой против 37 немецких бомбардировщиков. Производить атаку было нельзя, потому что бомбовозы прикрывались большой группой «мессершмидтов». Тогда Горохов решил действовать по-иному. Он атаковал вражеские самолеты снизу, когда те пикировали на цель. Благодаря отличному взаимодействию ведущего и ведомого наши истребители разогнали вражеских бомбардировщиков, сорвав их замысел» 4 .

Степан Григорьевич Барановский (10.11.1916 — 12.08.1943)

Звание. Старший лейтенант.

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с 11 декабря 1941 года

Боевые вылеты. Свыше 400

Сбитые самолеты. 4 лично (в том числе один на «Александре Пушкине»), 2 в группе

Награды. Ордена Ленина, Красного Знамени (2), Отечественной войны II степени.

Последний полет. 12 августа 1943 года Барановский совершил боевой вылет на «Александре Пушкине» вместо Ю.И. Горохова и сбил вражеский самолет. При этом именной истребитель получил повреждения, поэтому Барановский пересел на другой самолет. В этот же день, 12 августа 1943 года, не вернулся с боевого задания.

Читать еще:  Малый водоплавающий автомобиль газ-011

В начале 2015 года поисковый отряд «Никто не забыт» под руководством А.А. Ильюшечкина недалеко от деревни Острая Слобода Кировского района Калужской области обнаружил место падения самолета, которым управлял Степан Барановский. Останки летчика захоронены на братском кладбище на улице Зои Космодемьянской в городе Киров Калужской области. На месте падения самолета установлена гранитная памятная плита.

Штрих. «Обладает отменным летным мастерством. В самое темное время ночи сажал машину буквально «на пятачке». Поражает всех отличной штурманской подготовкой. Ночью в пургу и метель, в туман и дождь, идя слепым полетом, всегда находил цель и метко ее поражал. Отличная боевая работа, смелость и умение идти на риск, русская смекалка, снискали ему огромную популярность лучшего воздушного бойца» 5 .

Василий Андреевич Бахирев (6.08.1921-21.10.1992)

Звание. Старший лейтенант

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Прошел с полком весь путь до Победы.

Боевые вылеты. 330

Сбитые самолеты. 9 лично (в том числе 3 на «Александре Пушкине»), 5 в группе

Награды. Ордена Красного Знамени (2), Отечественной войны I степени (2), Отечественной войны II степени, Красной Звезды (3), медали «За отвагу», «За боевые заслуги».

Штрих. 5 сентября 1943 года над Ельней «при сопровождении ПЕ-2 в районе цели их группа была атакована противником, но в это время Бахирев отсек их и завязал бой с двумя Фокке-Вульфами, и после первой же атаки сбил одного. В этом бою Бахирев был ранен и самолет его («Александр Пушкин» — Авт.) получил сильные повреждения, пробиты бензобаки, фюзеляж. В этом тяжелом положении он не бросил самолет и посадил на свой аэродром» 6 .

Оба — и летчик, и самолет — вскоре вернулись в строй.

Петр Иванович Коломин (2.10.1910-07.04.1990)

Звание. Подполковник

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. С марта 1943 года бессменный командир 162го истребительного авиационного полка.

Решение

Шаг первый. Импортируем в геометрический редактор ГеММа растровый рисунок (см. рис. 1). Он хорош тем, что даны практически все необходимые для построения поверхностей сечения. Вышеупомянутый редактор предлагает два способа обводки — сплайнами и дугами. Используем оба — подойдем к решению проблемы творчески. Сплайны удобнее в том плане, что не надо заморачиваться с построением множества дуг и последующим поиском плавных сопряжений. После довольно монотонной работы не забываем «подписать» сечения, используя пункт меню Текст, который вообще-то предназначен для создания текстов для гравировки. Но, как уже было сказано, подходим к делу творчески. Теперь мы имеем всё необходимое для создания модели (рис. 2).

Рис. 2. Обводка сечений дугами и сплайнами

Шаг второй . Приступаем к построению трехмерной модели. В 3D-редакторе получаем следующую картинку, показанную на рис. 3.

Рис. 3. Вид сечений в 3D-редакторе ГеММа

Шаг третий . С помощью элементарных пространственных преобразований переносим и разворачиваем сечения. Теперь все готово для построения модели.

Шаг четвертый . Строим по сечениям бикубические поверхности — почему-то в авиации так принято: то ли не признают легких путей, то ли чтобы лучше летало — не знаю. Дело технологов — потакать всем прихотям заказчика. По образующим сплайнам получаем поверхность фюзеляжа (рис. 4).

Рис. 4. Модель фюзеляжа

Аналогично строим поверхности плоскостей, кабины и винта (рис. 5).

Рис. 5. Модель винта

Достраиваем всякие мелочи: шасси, обечайку кабины пилота, кок, пулеметы — с помощью линейчатых поверхностей и поверхностей вращения.

На рис. 6 показан окончательный результат работы — упрощенная (без закрылков, элеронов, рулей, швов) модель легендарного самолета Як-3.

Читать еще:  Глубинные бомбы: общее описание, принцип действия и боевое применение

Рис. 6. Созданная упрощенная модель самолета

Союзники

Boeing B-17 Flying Fortress

Американская «летающая крепость» в ходе войны постоянно наращивала свою защищенность. Вдобавок к великолепной живучести (в виде, например, способности вернуться на базу с одним целым мотором из четырех) в модификации В-17G тяжелый бомбардировщик получил тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, в рамках которой «летающие крепости» шли над вражеской территорией в шахматном порядке, защищая друг друга перекрестным огнем. Самолет оснастили высокотехнологичным на то время бомбовым прицелом Norden, построенным на основе аналогового вычислителя. Если британцы бомбили Третий рейх в основном в темное время суток, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией в светлое время суток.

Boeing B-17 Flying Fortress

Avro 683 Lancaster

Один из главных участников налетов бомбардировочной авиации союзников на Германию, британский тяжелый бомбардировщик Второй мировой. На долю Avro 683 Lancaster пришлось ¾ всего бомбового груза, выброшенного англичанами на Третий рейх. Грузоподъемность позволяла четырехмоторному самолету брать на борт «блокбастеры» — сверхтяжелые бетонобойные бомбы Tallboy и Grand Slam. Низкая защищенность предполагала использование «Ланкастеров» в качестве ночных бомбардировщиков, однако ночное бомбометание отличалось невысокой точностью. Днем же эти самолеты несли ощутимые потери. «Ланкастеры» активно участвовали в самых разрушительных бомбовых налетах Второй мировой — на Гамбург (1943) и Дрезден (1945).

Avro 683 Lancaster

North American P-51 Mustang

Один из самых знаковых истребителей Второй мировой, сыгравший исключительную роль в событиях на Западном фронте. Как бы ни защищали себя тяжелые бомбардировщики союзников, уходившие в рейды на Германию, эти большие, низкоманевренные и относительно тихоходные самолеты несли тяжелые потери от немецкой истребительной авиации. Компания North American по заказу британского правительства срочно создала истребитель, который мог не только успешно сражаться с «мессерами» и «фоккерами», но и иметь достаточный радиус действия (за счет подвесных баков), чтобы сопровождать рейды «бомберов» на континент. Когда в 1944 году «Мустанги» стали использоваться в этом качестве, стало ясно, что воздушная война на Западе немцами окончательно проиграна.

North American P-51 Mustang

Supermarine Spitfire

Основной и самый массовый истребитель британских ВВС военной поры, один из лучших истребителей Второй мировой. Его высотные и скоростные характеристики делали его равным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109, и в очной схватке этих двух машин большую роль играло мастерство пилотов. «Спитфайры» отлично зарекомендовали себя, прикрывая эвакуацию англичан из Дюнкерка после успеха гитлеровского блицкрига, а затем в ходе Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 года), когда английским истребителям приходилось бороться как с немецкими бомбардировщиками Не-111, Do-17, Ju 87, так и с истребителями Bf. 109 и Bf.110.

Боевое применение

Истребители Як-3 стали поступать в строевые части с лета 1944 года. Первой боевой операцией с участием новых машин стала Львовско-Сандомирская операция. Массовые поставки Як-3 начались к концу лета. За 1944 год потеряно 90 машин, за 1945 год — ориентировочно 25 (официальных данных не найдено).

Опыт применения самолета Як-3 показал превосходство нового истребителя над немецкими машинами в вертикальных маневрах на высоте до 5000 м. Проблемой истребителя Яковлева стала низкая дальность полета.

Увеличить радиус путем установки подвесных баков было невозможно, поскольку облегченная конструкция крыла не была предназначена для установки подвесов. Упрощенное приборное оснащение делало невозможным ночные полеты.

Несмотря на недостатки, машины Як-3 применялись до конца войны.

На сентябрь 1946 года в строю находилось более 2 тыс. единиц Як-3, которые постепенно списывались и заменялись на реактивные самолеты. Последние строевые истребители списали только в 1953 году.

Читать еще:  «нерехта» — пионер боевых роботов

Экипаж

Юрий Иванович Горохов (1.08.1921 — 1.01.1944)

Звание. Майор

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года

Боевые вылеты. 350

Сбитые самолеты. 22 лично (в том числе 9 на «Александре Пушкине»), 10 в группе

Награды. Герой Советского Союза; ордена Ленина (1944 г., посмертно), Красного Знамени (3), Александра Невского, Отечественной войны I степени.

Последний вылет. С 28 июня до осени 1943 года бессменно летал на истребителе Як7б «Александр Пушкин», затем осваивал новую авиатехнику. 1 января 1944 года сбит зенитной артиллерией противника, погиб.

Штрих. О боевом крещении «Пушкина» 6 июля 1943 года писал «Сталинский пилот»: «Однажды Горохов со своим ведомым смело ринулся в бой против 37 немецких бомбардировщиков. Производить атаку было нельзя, потому что бомбовозы прикрывались большой группой «мессершмидтов». Тогда Горохов решил действовать по-иному. Он атаковал вражеские самолеты снизу, когда те пикировали на цель. Благодаря отличному взаимодействию ведущего и ведомого наши истребители разогнали вражеских бомбардировщиков, сорвав их замысел» 4 .

Степан Григорьевич Барановский (10.11.1916 — 12.08.1943)

Звание. Старший лейтенант.

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с 11 декабря 1941 года

Боевые вылеты. Свыше 400

Сбитые самолеты. 4 лично (в том числе один на «Александре Пушкине»), 2 в группе

Награды. Ордена Ленина, Красного Знамени (2), Отечественной войны II степени.

Последний полет. 12 августа 1943 года Барановский совершил боевой вылет на «Александре Пушкине» вместо Ю.И. Горохова и сбил вражеский самолет. При этом именной истребитель получил повреждения, поэтому Барановский пересел на другой самолет. В этот же день, 12 августа 1943 года, не вернулся с боевого задания.

В начале 2015 года поисковый отряд «Никто не забыт» под руководством А.А. Ильюшечкина недалеко от деревни Острая Слобода Кировского района Калужской области обнаружил место падения самолета, которым управлял Степан Барановский. Останки летчика захоронены на братском кладбище на улице Зои Космодемьянской в городе Киров Калужской области. На месте падения самолета установлена гранитная памятная плита.

Штрих. «Обладает отменным летным мастерством. В самое темное время ночи сажал машину буквально «на пятачке». Поражает всех отличной штурманской подготовкой. Ночью в пургу и метель, в туман и дождь, идя слепым полетом, всегда находил цель и метко ее поражал. Отличная боевая работа, смелость и умение идти на риск, русская смекалка, снискали ему огромную популярность лучшего воздушного бойца» 5 .

Василий Андреевич Бахирев (6.08.1921-21.10.1992)

Звание. Старший лейтенант

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Прошел с полком весь путь до Победы.

Боевые вылеты. 330

Сбитые самолеты. 9 лично (в том числе 3 на «Александре Пушкине»), 5 в группе

Награды. Ордена Красного Знамени (2), Отечественной войны I степени (2), Отечественной войны II степени, Красной Звезды (3), медали «За отвагу», «За боевые заслуги».

Штрих. 5 сентября 1943 года над Ельней «при сопровождении ПЕ-2 в районе цели их группа была атакована противником, но в это время Бахирев отсек их и завязал бой с двумя Фокке-Вульфами, и после первой же атаки сбил одного. В этом бою Бахирев был ранен и самолет его («Александр Пушкин» — Авт.) получил сильные повреждения, пробиты бензобаки, фюзеляж. В этом тяжелом положении он не бросил самолет и посадил на свой аэродром» 6 .

Оба — и летчик, и самолет — вскоре вернулись в строй.

Петр Иванович Коломин (2.10.1910-07.04.1990)

Звание. Подполковник

Боевой путь. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. С марта 1943 года бессменный командир 162го истребительного авиационного полка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector