9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152

В интересах воздушно-космических сил России разработан перспективный учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152. В настоящее время эта машина проходит испытания, и в обозримом будущем сможет поступить в войска. Со временем Як-152 станет основным образцом своего класса в нашей системе подготовки летного состава.

«Птичка» для ВВС

Разработка будущего УТС Як-152 началась в 2014 г. в рамках ОКР с шифром «Птичка-ВВС». Проектирование велось в ОКБ им. Яковлева (входит в состав НПК «Иркут») и заняло минимальное время. Уже летом 2016 г. Иркутским авиазаводом был построен первый опытный самолет, и 29 сентября он совершил первый полет. С тех пор продолжаются летно-конструкторские испытания, и ожидается скорое начало государственных.

Як-152 выполнен в виде цельнометаллического одномоторного низкоплана с тандемной двухместной кабиной. Длина машины – 7,8 м, размах крыла – 8,8 м, площадь – 12,9 кв.м. Максимальная взлетная масса – 1700 кг. Максимальная скорость определена в 500 км/ч, дальность при полной заправке (245 кг) – 1500 км.

Машина имеет однолонжеронное прямое крыло с выдвижными закрылками и элеронами, обеспечивающими высокие взлетно-посадочные и маневренные характеристики. Усиленное трехточечное шасси позволяет эксплуатировать самолет как на бетонных, так и на грунтовых аэродромах.

УТС оснащается дизельным двигателем RED A03T мощностью 500 л.с., использующим авиационный керосин. Двигатель соединен с винтом изменяемого шага MVT-9. Двигатель разработан немецкой компанией, но уже налажено лицензионное производство на российской площадке, что убирает зависимость от импортных поставок.

Два летчика, курсант и инструктор, располагаются в кабине тандемной компоновки с полным набором необходимого оснащения. Предусмотрены «истребительные» органы управления; приборная панель построена на основе ЖК-экранов. Авионика унифицирована с Як-130 и обеспечивает создание единого учебно-тренировочного комплекса. На случай аварий имеется система катапультирования СКС-94М.

Самолет может храниться внутри ангаров и за его пределами. Предусмотрены меры, упрощающие доступ к приборам и агрегатам, что облегчает обслуживание техники. Заявленный ресурс – не менее 10 тыс. часов, 30 лет и 30 тыс. посадок.

На стадии испытаний

В рамках первого этапа подготовки к испытаниям было построено четыре самолета Як-152 в разной комплектации. Два из них (с/н 1520001 и 1520002) предназначались для летных испытаний, а два других – для статических и ресурсных (1520003 и 1520004). Первый летный поднялся в воздух осенью 2016 г., а в 2018-м к нему присоединился второй.

Также СМИ сообщали, что в ближайшее время должны появиться еще два опытных самолета, которые позволят ускорить проведение необходимых испытаний. Год назад, в конце мая, стало известно, что НПК «Иркут» достроила пятый опытный Як-152, а также продолжает сборку шестого. Информация о завершении строительства шестой машины пока не поступала, но может появиться в любое время.

По имеющимся данным, проект Як-152 пока остается на стадии летно-конструкторских испытаний. Три летных прототипа выполняют установленную программу по проверке работы отдельных агрегатов и систем, определению летных и маневренных характеристик на разных режимах и т.д. Статические испытания планера завершились в 2018 г. получением заключения о соответствии заявленным характеристикам.

По завершении нынешнего этапа испытаний самолет выйдет на государственные. Сроки их начала пока не уточнялись. Наличие значительного количества опытных машин и длительность нынешних работ позволяют предполагать, что они начнутся в ближайшее время. По результатам государственных испытаний будет окончательно решен вопрос принятия на снабжение и запуска серийного производства.

Объемы производства

На данный момент существует только пять опытных Як-152 разного назначения, но в будущем количество такой техники резко увеличится. Еще несколько лет назад стало известно о наличии планов на серийное производство в крупных объемах – в интересах ВКС и других структур.

Еще в 2015 г. руководство министерства обороны заявило о намерении приобрести 150 легких УТС типа Як-152. Вскоре Департамент авиации ДОСААФ заявил о возможной закупке 105 самолетов. Позже, в июне 2016 г., когда еще завершалось строительство первых прототипов, руководство Иркутского авиазавода сообщило о получении заказа от Минобороны на 150 самолетов.

В октябре 2018 г. отечественные СМИ сообщили о расширении планов по перспективным УТС. Со ссылкой на источники в Минобороны сообщалось о возможной закупке 230 самолетов в течение нескольких лет. Однако тип планируемых к заказу машин не уточнялся – его определят после государственных испытаний Як-152. Конкурентом российского УТС в борьбе за будущий контракт назвали машину Diamond DART-550 австрийского производства.

Читать еще:  Аэрозольный пистолет удар м-2: отзывы, видео, устройство, разборка

По всей видимости, Минобороны пока только прорабатывает планы в отношении Як-152. Окончательные выводы будут сделаны по результатам ожидаемых госиспытаний, и только тогда появится твердый контракт. При этом уже ясно, что для нужд ВКС требуются значительные количества техники – не менее 150 единиц.

Имеется интерес со стороны ДОСААФ – эта организация может разметить весьма крупный заказ. Самолет Як-152 регулярно демонстрируют на авиационных выставках, где он может привлечь внимание зарубежных покупателей. Однако пока сообщения о возможном экспорте не поступали.

Задачи и возможности

До недавнего времени летчики фронтовой авиации проходят первоначальную подготовку на реактивных УТС L-39, после которых осваивают учебно-тренировочные модификации боевых самолетов. При этом осуществляется программа перестройки системы обучения, направленная на замену устаревших образцов.

Текущая модернизация основывается на внедрении современного УТС Як-130. Первоначальная подготовка теперь ведется при помощи L-39, а базовую и повышенную осуществляют с использованием нового Як-130. В дальнейшем предлагается отказаться от устаревших L-39 в пользу новых машин первоначального обучения – именно для этой ниши разрабатывается перспективный Як-152.

Как сообщает «Иркут», Як-152 позволяет решать все задачи первоначальной подготовки курсанта: обучать технике пилотирования и навигации, в т.ч. в сложных условиях, готовить к полетам в составе группы и т.д. При достаточно высоких летных и маневренных данных, самолет прост и прощает ошибки, свойственные новичкам.

Важнейшей особенностью Як-152 является частичная унификация по оборудованию с более «продвинутым» Як-130. Эти два УТС образуют учебный комплекс, способный обеспечить весь цикл подготовки летчика. Освоив простые задачи на поршневом Як-152, курсант сможет перейти на реактивный Як-130, полноценно имитирующий боевые самолеты.

Большое будущее

Есть все основания полагать, что Як-152 ждет большое будущее. В ближайшие годы такая техника пойдет в серию, доберется до училищ и начнет обеспечивать подготовку будущих летчиков фронтовой авиации. Учитывая заявленные сроки эксплуатации, можно ожидать, что Як-152 будут оставаться в строю и во второй половине XXI века.

Однако для большого будущего нужно разобраться с важным настоящим. Несколько опытных самолетов проходят летно-конструкторские испытания и пока не переходили на стадию государственных. На выполнение всех подобных мероприятий требуется время, что сказывается на сроках начала службы. Тем не менее, заказчик и разработчик проявляют оптимизм и строят самые смелые планы на будущее. Очевидно, что Як-152 ждет успех, и это лишь вопрос времени.

История создания

Проект Як-152 разрабатывался еще в начале 1990-х в связке с реактивным самолетом, позднее получившим название Як-130. Обе машины сконструированы для комплексного обучения — базовой и расширенной подготовки пилотов.

Первоначально за основу был взят Як-54, производимый в 1994-2002 годах. Новый самолет должен был стать его модифицированной версией. Однако в 2000 году его переименовали в Як-152, связывая с известной «летающей партой» Як-52.

В 2001 году проект принимал участие в конкурсе Минобороны на выбор самолета для первоначальной учебно-тренировочной летной подготовки. Основным соперником считался Су-49. Однако, несмотря на успешное выступление, проект не получил развития из-за недостатка финансирования.

Немаловажную роль в конструировании и продвижении проекта сыграла и заинтересованность со стороны Китая. В 2006 году компания Hongdu заключила контракт с ОКБ Яковлева, в рамках которого совместными усилиями был разработан учебно-тренировочный самолет L-7. В российской документации он известен как Як-152К. Первый образец был собран и представлен уже в 2010 году.

Активная разработка Як-152 для российского рынка велась с 2014 года в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке тренировочного комплекса для обучения пилотов. В сентябре 2016 самолет прошел первые летные испытания. Но еще до них Министерство обороны уже сделало заказ на 150 машин. Еще 105 до 2020 года закупит ДОСААФ.

Летные испытания Як-152 завершились в 2017 году, после чего начато серийное изготовление самолетов. Производство ведется Иркутским авиационным заводом.

Конструкция

Конструктивно самолет Як-152 представляет собой машину с классически устроенным фюзеляжем из металла. Алюминиевые сплавы используются для всей конструкции машины, кроме элеронов крыла и рулей, которые выполняются из углепластика. Такой подход, который сегодня применяется в авиации повсеместно, позволяет снизить вес самолета, а также повысить экономичность и маневренность.

Крыло расположено в нижней части фюзеляжа (схема — низкоплан), крепится в четырех точках.

Конструктивно механизация состоит из элеронов и выдвижных закрылков. Самолет обладает возможностью взлета и посадки с небольшим разбегом.

Даже при максимальной загрузке, взлететь получится с взлетной полосы в 300-450 метров. Кроме того, для Як-152 предусмотрена еще одна важная возможность, как работа на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Для этого на шасси используются пневматика низкого давления.

Читать еще:  Taurus Raging Hunter — револьвер для охоты

У Як-152 трехопорное убирающееся электроприводами шасси. На носовой и фюзеляжной стойках расположено по одному колесу. Торможение осуществляется гидравлическими тормозами.

В носовой части расположен винт MTV-9 и двигатель RED A03. Мощность силовой установки на взлете достигает 500 л.с. Работает самолет на авиационном керосине. Сразу за двигателем расположена двухместная кабина. Она также выполнена по классической схеме и подразумевает рассадку по типу: курсант впереди, инструктор позади. Колпак кабины не закрывается герметично, но для комфорта людей есть возможность обогревать или охлаждать воздух внутри.

Управление самолетом осуществляется центрально расположенной рукоятью, которая дублируется на оба места. Системы самолета и данные о полете отображаются на двух жидкокристаллических экранах, которые также разводятся для обучающегося и инструктора отдельно. Оборудование на борту помогает пилотам постигнуть основные навыки по работе с радиосообщением с землей, действиям приказов диспетчера, считыванию пилотажно-навигационной информации, прицеливанию и ведению боя.

Отдельных слов заслуживает продуманная система по спасению экипажа (КСАП-152).

Благодаря этой системе, покинуть кабину можно в большом диапазоне скоростей (70-400 км/ч) и на разных высотах (начиная от 10 метров над землей).

Как отмечает производственное ОКБ Яковлева, срок использования Як-152 может достигать 30 лет. Что касается эксплуатационных характеристик, то машина, по мнению ведущих мировых экспертов, способна выполнять не меньше 30 тысяч циклов взлета и посадки, а также налетать не менее 10 тысяч часов в небе.

Назначение Як-152

Як-152 сконструирован для обучения пилотированию и основам навигации.

Выделяют следующие направления его применения:

  • обучение основам навигации;
  • отработка различных техник пилотирования — от простых действий и до высшего пилотажа;
  • выполнение штопора и отработка техники вывода самолета из него;
  • пилотирование по приборам при ведении машины по заданному маршруту, а также заход на посадку по аэродромным радиотехническим системам;
  • управление самолетом в составе группы в разных погодных условиях;
  • отработка поведения летчика в чрезвычайных и нештатных ситуациях.

В рамках обучения значительное внимание отводится работе с авионикой самолета.

  • отображение информации о состоянии полета через многофункциональные индикаторы;
  • резервирование всех систем в трехкратном значении;
  • ведение записей работы всех бортовых систем, а также фиксирование переговоров экипажа;
  • автоматический ответ на запросы государственной радиолокационной системы по управлению воздушным движением (УВД).

Предполагается, что самолет будет использоваться во всех летных училищах и аэроклубах России. Расчет делается на подготовку как профессионалов, так и спортсменов-любителей.

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152

В интересах воздушно-космических сил России разработан перспективный учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152. В настоящее время эта машина проходит испытания, и в обозримом будущем сможет поступить в войска. Со временем Як-152 станет основным образцом своего класса в нашей системе подготовки летного состава.

«Птичка» для ВВС

Разработка будущего УТС Як-152 началась в 2014 г. в рамках ОКР с шифром «Птичка-ВВС». Проектирование велось в ОКБ им. Яковлева (входит в состав НПК «Иркут») и заняло минимальное время. Уже летом 2016 г. Иркутским авиазаводом был построен первый опытный самолет, и 29 сентября он совершил первый полет. С тех пор продолжаются летно-конструкторские испытания, и ожидается скорое начало государственных.

Як-152 выполнен в виде цельнометаллического одномоторного низкоплана с тандемной двухместной кабиной. Длина машины – 7,8 м, размах крыла – 8,8 м, площадь – 12,9 кв.м. Максимальная взлетная масса – 1700 кг. Максимальная скорость определена в 500 км/ч, дальность при полной заправке (245 кг) – 1500 км.

Машина имеет однолонжеронное прямое крыло с выдвижными закрылками и элеронами, обеспечивающими высокие взлетно-посадочные и маневренные характеристики. Усиленное трехточечное шасси позволяет эксплуатировать самолет как на бетонных, так и на грунтовых аэродромах.

УТС оснащается дизельным двигателем RED A03T мощностью 500 л.с., использующим авиационный керосин. Двигатель соединен с винтом изменяемого шага MVT-9. Двигатель разработан немецкой компанией, но уже налажено лицензионное производство на российской площадке, что убирает зависимость от импортных поставок.

Два летчика, курсант и инструктор, располагаются в кабине тандемной компоновки с полным набором необходимого оснащения. Предусмотрены «истребительные» органы управления; приборная панель построена на основе ЖК-экранов. Авионика унифицирована с Як-130 и обеспечивает создание единого учебно-тренировочного комплекса. На случай аварий имеется система катапультирования СКС-94М.

Самолет может храниться внутри ангаров и за его пределами. Предусмотрены меры, упрощающие доступ к приборам и агрегатам, что облегчает обслуживание техники. Заявленный ресурс – не менее 10 тыс. часов, 30 лет и 30 тыс. посадок.

На стадии испытаний

В рамках первого этапа подготовки к испытаниям было построено четыре самолета Як-152 в разной комплектации. Два из них (с/н 1520001 и 1520002) предназначались для летных испытаний, а два других – для статических и ресурсных (1520003 и 1520004). Первый летный поднялся в воздух осенью 2016 г., а в 2018-м к нему присоединился второй.

Читать еще:  Фосфорная бомба: принцип действия и последствия

Также СМИ сообщали, что в ближайшее время должны появиться еще два опытных самолета, которые позволят ускорить проведение необходимых испытаний. Год назад, в конце мая, стало известно, что НПК «Иркут» достроила пятый опытный Як-152, а также продолжает сборку шестого. Информация о завершении строительства шестой машины пока не поступала, но может появиться в любое время.

По имеющимся данным, проект Як-152 пока остается на стадии летно-конструкторских испытаний. Три летных прототипа выполняют установленную программу по проверке работы отдельных агрегатов и систем, определению летных и маневренных характеристик на разных режимах и т.д. Статические испытания планера завершились в 2018 г. получением заключения о соответствии заявленным характеристикам.

По завершении нынешнего этапа испытаний самолет выйдет на государственные. Сроки их начала пока не уточнялись. Наличие значительного количества опытных машин и длительность нынешних работ позволяют предполагать, что они начнутся в ближайшее время. По результатам государственных испытаний будет окончательно решен вопрос принятия на снабжение и запуска серийного производства.

Объемы производства

На данный момент существует только пять опытных Як-152 разного назначения, но в будущем количество такой техники резко увеличится. Еще несколько лет назад стало известно о наличии планов на серийное производство в крупных объемах – в интересах ВКС и других структур.

Еще в 2015 г. руководство министерства обороны заявило о намерении приобрести 150 легких УТС типа Як-152. Вскоре Департамент авиации ДОСААФ заявил о возможной закупке 105 самолетов. Позже, в июне 2016 г., когда еще завершалось строительство первых прототипов, руководство Иркутского авиазавода сообщило о получении заказа от Минобороны на 150 самолетов.

В октябре 2018 г. отечественные СМИ сообщили о расширении планов по перспективным УТС. Со ссылкой на источники в Минобороны сообщалось о возможной закупке 230 самолетов в течение нескольких лет. Однако тип планируемых к заказу машин не уточнялся – его определят после государственных испытаний Як-152. Конкурентом российского УТС в борьбе за будущий контракт назвали машину Diamond DART-550 австрийского производства.

По всей видимости, Минобороны пока только прорабатывает планы в отношении Як-152. Окончательные выводы будут сделаны по результатам ожидаемых госиспытаний, и только тогда появится твердый контракт. При этом уже ясно, что для нужд ВКС требуются значительные количества техники – не менее 150 единиц.

Имеется интерес со стороны ДОСААФ – эта организация может разметить весьма крупный заказ. Самолет Як-152 регулярно демонстрируют на авиационных выставках, где он может привлечь внимание зарубежных покупателей. Однако пока сообщения о возможном экспорте не поступали.

Задачи и возможности

До недавнего времени летчики фронтовой авиации проходят первоначальную подготовку на реактивных УТС L-39, после которых осваивают учебно-тренировочные модификации боевых самолетов. При этом осуществляется программа перестройки системы обучения, направленная на замену устаревших образцов.

Текущая модернизация основывается на внедрении современного УТС Як-130. Первоначальная подготовка теперь ведется при помощи L-39, а базовую и повышенную осуществляют с использованием нового Як-130. В дальнейшем предлагается отказаться от устаревших L-39 в пользу новых машин первоначального обучения – именно для этой ниши разрабатывается перспективный Як-152.

Как сообщает «Иркут», Як-152 позволяет решать все задачи первоначальной подготовки курсанта: обучать технике пилотирования и навигации, в т.ч. в сложных условиях, готовить к полетам в составе группы и т.д. При достаточно высоких летных и маневренных данных, самолет прост и прощает ошибки, свойственные новичкам.

Важнейшей особенностью Як-152 является частичная унификация по оборудованию с более «продвинутым» Як-130. Эти два УТС образуют учебный комплекс, способный обеспечить весь цикл подготовки летчика. Освоив простые задачи на поршневом Як-152, курсант сможет перейти на реактивный Як-130, полноценно имитирующий боевые самолеты.

Большое будущее

Есть все основания полагать, что Як-152 ждет большое будущее. В ближайшие годы такая техника пойдет в серию, доберется до училищ и начнет обеспечивать подготовку будущих летчиков фронтовой авиации. Учитывая заявленные сроки эксплуатации, можно ожидать, что Як-152 будут оставаться в строю и во второй половине XXI века.

Однако для большого будущего нужно разобраться с важным настоящим. Несколько опытных самолетов проходят летно-конструкторские испытания и пока не переходили на стадию государственных. На выполнение всех подобных мероприятий требуется время, что сказывается на сроках начала службы. Тем не менее, заказчик и разработчик проявляют оптимизм и строят самые смелые планы на будущее. Очевидно, что Як-152 ждет успех, и это лишь вопрос времени.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector