9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Владимир Петляков; создатель бомбардировщиков-рекордсменов

Владимир Петляков — создатель бомбардировщиков-рекордсменов

Попробуйте попросить любого случайного человека назвать самых известных конструкторов самолетов. Наверняка будут названы фамилии Илюшина, Туполева, Яковлева и Сухого. Возможно прозвучат еще несколько славных имен.

А вот фамилия создателя легендарной «Пешки» (советского бомбардировщика), талантливого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова, незаслуженно оказалась в тени корифеев. Авиакатастрофа прервала жизнь этого незаурядного человека на пике конструкторской деятельности.

  1. Страницы биографии
  2. Начало работы
  3. Успехи профессионала
  4. Арест и работа в «шарашке»
  5. Создание легенды
  6. Гибель конструктора
  7. Видео

АНТ-4 «Страна Советов» и рекордный перелет в США

Владимир Петляков учился в Московском высшем техническом училище (сегодняшнем МГТУ им. Баумана) и работал лаборантом в легендарном ЦАГИ под руководством Андрея Николаевича Туполева.

В 1922 году Петляков защищает на «отлично» дипломный проект «Легкий одноместный спортивный самолет» и становится дипломированным инженером-механиком. Он участвовал в создании первого отечественного моноплана с металлическими элементами АНТ-1. Впервые машина поднялась в небо 21 октября 1923 года.

После окончания учебы Владимир Петляков переходит в ЦАГИ на должность инженера-конструктора. Начиная со второго самолета серии АНТ (АНТ-2) он отвечает за все крылья самолетов Туполева.

Одним из следующих значимых для страны проектов становится создание в 1925 году первого отечественного тяжелого бомбардировщика ТБ-1, позже получившего имя АНТ-4. Свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом «родился» за девять месяцев. Кстати, метод расчета многолонжеронного крыла стал одним из изобретений Владимира Петлякова. Позже он получил название «метод Петлякова» и использовался всеми КБ страны.

По своим техническим характеристикам и размерам АНТ-4 превосходил иностранные самолеты этого класса. Он стал первым в мире серийным цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком. Гордиться было чем, и новый самолет решили показать за рубежом. Для этого с машины сняли вооружение, бомбоотсек был заделан, и самолет получил название «Страна Советов». На нем был совершен сверхдальний полет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – Сан-Франциско – Нью-Йорк.

Читать еще:  PCP-винтовка Puncner Maxi

Перелет начался 23 августа в Москве и закончился 1 ноября 1929 года в Нью-Йорке. По приглашению Генри Форда советская делегация посетила его завод в Детройте со знаменитым конвейером. Владимир Петляков, который отвечал за техническую часть перелета, идеи Форда в дальнейшем применил при организации серийного производства самолетов.


Экипаж АНТ-4 в США. Второй справа – Владимир Петляков

Перелет «Страны Советов» в США должен был не только продемонстрировать всю мощь советского самолетостроения, но и имел огромное политическое значение для налаживания отношений между странами. Везде советских летчиков ждал теплый прием. В Нью-Йорке на аэродроме Лонг-Айленд их восторженно встречала стотысячная толпа.

Начало работы

Закончив учебу, Петляков начинает работать В ЦАГИ, со временем став близким другом и помощником А.Н.Туполева. Второй моноплан серии АНТ проектировался уже цельнометаллическим.

Будучи ответственным за разработку крыльев, В.М.Петляков с В.Н. Беляевым изобрели способ расчета многолонжеронного крыла. Этим изобретением долгое время пользовались в своих расчетах все КБ страны. В одном из испытательных полетов АНТ-2 участвовал сам Петляков лично.

Также он принимал участие в создании АНТ-3(Р-3) — первого самолета, совершившего рекордные перелеты. Первенец серии с названием «Пролетарий» пролетел 7150 км, а следующий самолет «Наш ответ» преодолел уже 22000 км.

Очень интересна история создания Ант-4(ТБ-4), ставшего первым тяжелым бомбардировщиком страны. Первоначально заказ на создание тяжелого самолета, способного сбрасывать мины, бомбы и торпеды попытались сделать в Англии на известной фирме «Хэндли Пейдж». Однако англичане запросили полмиллиона рублей и полтора года.

Это было непозволительно дорого и слишком долго. Тогда в ЦАГИ провели предварительные расчеты и всего за 200000 рублей и 9 месяцев был создан бомбардировщик, который стал поистине триумфом отечественного самолетостроения.

Читать еще:  Как должен выглядеть правильный оружейный сейф

Было принято решение показать самолет, получивший название «Страна Советов», за рубежом. Техническим руководителем опять назначили Петлякова.

На переделанном из бомбардировщика самолете был совершен сверхдальний полет по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский — Сан-Франциско — Нью-Йорк.

А в 1933 году А.В.Ляпидевский на АНТ-4 спас челюскинцев.

И во время финской компании отличился ТБ-1, сыграв решающую роль при прорыве линии Маннергейма.

Именно Петлякова, после создания АНТ-4, Туполев назначил ответственным за летные испытания всех последующих машин и передачу их на производство для серийного выпуска.

Успехи профессионала

В 1928 году Петляков возглавил бригаду создания тяжелых самолетов. Разрабатывая АНТ-6 (ТБ-3) он изобрел конструкцию бензобака, которой пользовались еще более 20 лет все конструкторы самолетов. Размах крыла у самолета был почти 42 метра. С тремя тоннами бомб он мог подняться на высоту до 8000 метров.

ТБ-3 стал основным бомбардировщиком страны. За создание этой машины В.М.Петлякова наградили орденом Красной Звезды и Орденом Ленина.
Вот основные достижения ТБ-3:

  • Бои на Халкин-Голе;
  • Участие в Финской войне;
  • Оборона Смоленска;
  • Битва под Москвой;
  • Оборона Петрозаводска;
  • Бомбардировки под Мурманском;
  • Проект «Звено» (самолет-носитель для истребителей);
  • Доставка И.Д.Папанина с экспедицией на первую в мире дрейфующую станцию СП-1.

Бомбардировщик прошел несколько модернизаций для разных целей. До 22 июня 1941 года в авиацию было поставлено 516 машин и 25 во флот. Этот самолет из-за низкой скорости лучше всего зарекомендовал себя на фронте как ночной бомбардировщик.

Очередным гигантом, разработанным в КБ Туполева, был АНТ-16 (ТБ-4). Серийно он не производился, но стал прототипом агитсамолета «Максим Горький», самого большого на тот момент в мире.

Даже сейчас он в Топе 10 самых больших пассажирских самолетов. Длина его составляла 33 метра с размахом крыльев аж 63 метра. 8 моторов суммарной мощностью 7500 л.с. поднимали до 53 тонн общей массы. К несчастью 18 мая 1935 года самолет разбился. Погибли 11 членов экипажа и 47 пассажиров.

Читать еще:  Новейший японский эсминец противоракетной обороны

При создании самолета АНТ-25 «РД» (Рекорд дальности) Петляков придумал как сделать крыло-цистерну.

Именно на этой машине совершены два рекордных перелета в США через северный полюс. В.М.Петлякова опять назначили отвечать за техническую подготовку перелета.

Пе-2: крылья Победы

Во время заключения в специальном КБ Владимиру Михайловичу поручили создать новый самолет на базе двухмоторного высотного истребителя «100» (ВИ-100). Для выполнения задания было отведено 52 суток.

Петляков уложился в срок, и уже в декабре 1940 года началось серийное производство нового бомбардировщика под названием Пе-2. Все участники создания Пе-2 получили свободу в 1940 году, а Владимиру Петлякову даже вручили Сталинскую премию первой степени.

Конструкция Пе-2 по прозвищу «пешка» оказалась очень удачной, что позволило за время войны создать 22 модификации бомбардировщика. К примеру, самолет использовался и в разведывательных целях: существовала специальная модификация Пе-2Р. На ней не было бомбардировочного оборудования, но зато на борту находился первый серийный советский авиационный радиолокатор «Гнейс-2».

Пе-2 активно применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, и даже в боях с Японией. За эти годы Пе-2 полюбили летчики, которые говорили: «Наша «пешка» выходит в ферзи». Можно сказать, что вышла. Пе-2 стал самым массовым бомбардировщиком советского производства: всего за годы войны было выпущено свыше 11 000 самолетов.

Часто именно упоминание о легендарной «пешке» возвращает имя Петлякова из прошлого. И по злому року судьбы еще по одной причине. Владимир Михайлович Петляков погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года, возвращаясь из Казани в Москву на самолете Пе-2.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector