0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колёсный вездеход «Шерп»: история разработки, характеристики, достоинства и недостатки

Колёсный вездеход «Шерп»: история разработки, характеристики, достоинства и недостатки

В ряду транспортных средств повышенной проходимости особое место занимает колёсный вездеход-амфибия «Шерп». Эту российскую разработку по ряду параметров можно отнести к уникальным, поскольку машина обеспечивает по-настоящему максимальную проходимость любой поверхности, включая полное бездорожье, болота, водные преграды и лёд.

Шерп (шэрп), давший название вездеходу, — это носильщик и проводник на высокогорных участках Гималаев, ставший широко известным символом для туристов-экстремалов. В России же авто под таким названием стало популярным среди охотников и рыболовов, которые с его помощью получили возможность попасть в ранее недоступные любому другому транспорту места.

История создания самодельного вездехода «Шерп»

Одним из интереснейших образцов снегоболотохода является самодельный вездеход Шерп, описание которого изложено ниже. Машина разработана инженером-конструктором А. Гарагашьяном. Работа над автомобилем стартовала в 2012 году.

В течении 3-х лет велась активная разработка конструкции и продумывалось устройство Шерпа: компоновка кузова и кабины, силовой агрегат и трансмиссия, система электрооборудования и прочее.

В 2015 году питерский изобретатель представил свое творение на суд общественности. Стоит отметить, что Гарагашьян не в первый раз занимался подобными проектами и обладал репутацией в кругах поклонников вездеходов.

По своим параметрам проходимости и надежности превосходил Российские и зарубежные аналоги среди колесной и гусеничной техники.

Не существует препятствий, которых не способен преодолеть вездеход Шерп, устройство трансмиссии позволяет ему даже плавать по открытой воде.

Это позволило быстро наработать клиентскую базу — сейчас для покупки внедорожника приходится ждать 2 — 3 месяца. Настолько загружены заказами заводы, где производят Шерп.

Устройство

Довольно важный момент, что российский вездеход «Шерп» получил собственные отличительные черты и узнаваемое лицо. Благодаря же особенным конструкторским подходам, он еще и технически совершенен. Гарагашьян, например, особенно выделяет конструктивные особенности колес. Он создавал их на основе своего огромного опыта езды по бездорожью, применив технологии, которые запатентовал.

Во-первых, у «Шерп» очень большие по размерам колеса. Они достигают 1,6 м в диаметре, 60 см в ширину.

Особый рисунок получил протектор колес – он представляет собой поперечную гребенку, которая улучшает движение по воде и грязи.

Такой подход применяется редко, но действительно хорош для вездехода. Правда, пришлось пожертвовать тем, что «Шерп» серьезно изнашивает шины при движении по асфальту. Производитель не рекомендует много ездить на вездеходе по твердому покрытию

Читать еще:  Обзор широкофюзеляжного пассажирского самолета ил-86

Во-вторых, колесо на «Шерп» устроено довольно сложно. Оно представляет собой цельную конструкцию для шины и диска (из-за применяемой автоматической системы подкачки), поэтому разбортировать самостоятельно узел не получится. Внутри дисков предусмотрены дополнительные баки (4х50 л). Шина защищена от проколов и не имеет камеры. Характерная особенность колес – они у «Шерп» со сверхнизким давлением. Это значительным образом повышает проходимость даже на самом сложном рельефе.

На вездеходе нет классической подвески, а колесные оси сразу крепятся к корпусу. Но плавность хода у него достаточная. Опять же, за этот аспект отвечает еще одна находка конструктора – пневмоциркулярная подвеска. Другими словами – при движении давление из одного колеса может перемещаться в другое (по специальным трубкам), таким образом машина аккуратно переваливается через камни и стволы деревьев до 1 м высотой, движется под боковым уклоном до 35⁰ и хорошо сглаживает неровности.

По своим размерам вездеход «Шерп» скорее можно отнести к мини-внедорожникам. Высота машины достигает 2,3 м (но это величина не постоянна из-за особенностей колес низкого давления, которые спускаются и накачиваются). Длина равняется 3,4 м, ширина – 2,5 м. В целом, автомобиль сложно опрокинуть за счет того, что он крайне устойчив из-за широких колес.

Для вездехода всегда важно расстояние между днищем и поверхностью земли или клиренс.

Он на «Шерпе» в максимальном состоянии составляет до 600 мм, но тоже зависит от того, как сильно накачаны колеса. Днище гладкое, чтобы скользить по грязи и не цепляться за камни и ветки.

На вездеходе стоят вентилируемые гидравлические тормоза. «Шерп» также стал обладателем достаточно продуманной, но аскетичной кабины из алюминия (модель Pro) и других сплавов металлов, устойчивых к коррозии. Попасть в машину можно спереди через откидывающийся борт и поднимающуюся раму лобового стекла. В задней части также есть дверь багажника.

В передней части установлены два сиденья: для водителя и пассажира. Управление осуществляется двумя рычагами. Поворачивает вездеход не с помощью рулевых тяг, а по принципу блокировки колес одного из бортов. Этот момент повышает маневренность и дает возможность поворачивать практически на одном месте.

Панель управления представлена основными приборами, которые разместили вверху, в районе козырька. Под рукой и водителя также будут кнопки включения света, дворников, поворотников и навигатор. Внизу – педали газа и сцепления. Между сиденьями – рычаг коробки передач и ручного тормоза.

Читать еще:  Снайперская винтовка Зауэр С 205 Фантом (Sauer S 205 Phantom)

Задняя часть вездехода представляет собой удобный салон, в котором на боковых лежанках могут легко лечь два человека в полный рост.

В целом, в кузове могут разместиться 3-5 человек.

В полу предусмотрены закрываемые ящики, в которых можно хранить провизию. На стенках имеются зацепы и карманы для компактного размещения ружей, удочек и других инструментов. Достаточно важный момент для вездехода – возможность осуществить практически любой ремонт прямо из кабины. Для этого можно открыть ниши, через которые появится доступ к ходовой или двигателю.

Конструкция техники повышенной проходимости

Огромные колёса «Шерпа» высотой 1,6 метра не только являются зримой основой его конструкции, но и исполняют важнейшие функции вездехода. По своему типу они бескамерные, что в сочетании с низким давлением способно привести к сильным деформациям и самопроизвольному разбортированию. Не допустить такое явление призваны особые диски и механизмы крепления шин.

Одновременно колёса фактически исполняют всю функцию подвески машины. При наезде на выступающее препятствие лишённая жёсткости шина способна охватить его, сохраняя таким образом максимальное сцепление с поверхностью. Избыточное давление газа внутри шины при этом быстро распределяется на другие колёса благодаря наличию единой пневматической системы.

За счёт централизованной системы контроля давления в шинах колёса выбирают вариант наилучшего приспособления к условиям конкретного преодолеваемого типа бездорожья. В частности, вездеход «Шерп» имеет уникальную способность перебираться с воды прямо на лёд, применяя вариант соответствующей заполненности шин.

Ещё одним важным элементом техники повышенной проходимости стал особый рельеф протектора шин. Он также позволяет улучшать сцепление с поверхностью при движении под достаточно высокими углами наклона и преодолении препятствий. Кроме того, такой протектор даёт способность вездеходу продвигаться в воде исключительно за счёт вращения колёс. Высокую положительную плавучесть при этом обеспечивается герметичностью корпуса и 3400-литровым общим водоизмещением колёс.

Технические характеристики

Максимальная скорость передвижения для болотохода «Шерп» установлена в 45 километров в час по суше и 6 километров в час по водной поверхности. В технических характеристиках машины указана её способность преодолевать подъёмы крутизной до 35 градусов и взбираться на отвесные стенки высотой до 1 метра.

Максимальная грузоподъёмность этого транспорта составляет 1 тонну. В то же время для гарантированного преодоления всех возможных препятствий на маршруте следования массу перевозимого груза рекомендуется не превышать выше отметки в 500 килограммов.

Колёсный вездеход способен транспортировать прицеп весом до 2,4 тонны. Но в таком режиме его скорость не может превышать 30-33 км/ч, а общие характеристики проходимости также снижаются.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат расположен в центральной части машины. Он представляет собой 4-цилиндровый дизель японского бренда Kubota V1505-t мощностью 44,3 л. с. при 3000 оборотах в минуту. Его рабочий объём составляет 1498 куб. см. Дизель выбранной для Sherpa линейки турбированный, при этом его выхлоп соответствует требованием экологического стандарта 2012 года Tier 4.

Читать еще:  Подствольный гранатомет Хеклер Кох 79 (Heckler&Koch 79)

В сочетании с мотором вездеход оснащён 5-ступенчатой механической коробкой передач. Кроме того, в его конструкции применяется сцепление ведущей немецкой компании SACHS, что также служит дополнительным усилением надёжности и проходимости конструкции.

Габариты и вес

ПараметрыЗначения
Длина3400 мм
Ширина2520 мм
Высота2300 мм
Клиренс600 мм
Сухая масса1300 кг
Предельно допустимая масса2500 кг

Расход топлива

В зависимости от сложности трассы «Шерп» расходует от 2 до 3 литров топлива в час. Максимально затратным для этого транспортного средства является режим плавания по воде.

Стандартный топливный бак вездехода вмещает 58 литров топлива. В полостях колёсных дисков по желанию заказчика могут быть размещены дополнительные топливные баки общим объёмом до 200 литров. Это позволяет увеличить дальность поездки до 900 километров.

Органы управления

На первых образцах вездеходов функцию трансмиссии принимала на себя КПП, соединённая с помощью дифференциала от грузовика КАМАЗ с вентилируемыми тормозными дисками. Серийные «Шерпы» сменили это устройство на механизм поворота, основанный на фрикционах, что делает управление вездеходом-амфибией сравнимым с «танковым».

Водитель управляет вездеходом из кабины при помощи педалей газа и сцепления, а также рычагов. Помимо рычага коробки передач, имеются два рычага, приводящих в действие гидроприводы бортовых тормозов. Поворот производится путём блокировки колёс одного из бортов и обеспечивает машине максимальную манёвренность, позволяя развернуться практически на месте.

Приборная доска на водительском месте укомплектована современной аппаратурой, применяемой на катерах и глиссерах. Кроме того, хорошему обзору при вождении способствуют широкие окна со всех сторон корпуса и крупное зеркало заднего вида.

Технические характеристики Шерпа

КлассификацияВнедорожник
Мощность дизельного двигателя44 л/с
Колесная формула4 х 4
Время закачки шин30 с
Вес полезной нагрзки500 кг
Скорость по суше48 км/ч
Скорость по воде6 км/ч
ВместимостьДо 10 человек
Объем топливного бака (Включая размещенные в колесах)258 литров
Запас хода900 км
Габариты (Д х Ш х В), м3,40 х 2,52 х 2,52
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector