1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолет ка-26: история создания, описание и характеристики машины

Вертолет ка-26: история создания, описание и характеристики машины

О вертолете

В начале 1960-х годов перед ОКБ, возглавляемым главным конструктором Н.И.Камовым, была поставлена задача создания высокоэффективного вертолета для сельского хозяйства, который бы мог использовать различные комплекты сельскохозяйственного оборудования, учитывая сезонность сельскохозяйственных работ, для более эффективного использования вертолет решено было сделать универсальным, что позволит его быстро конвертировать для перевозки пассажиров или грузов или использовать в качестве крана для монтажных работ. Работами по проектированию, обеспечившими создание простого по конструкции и легкого в управлении и пилотировании вертолета, обладающего высокой экономичностью, руководил заместитель главного конструктора М.А.Купфер.

Для вертолета была выбрана оригинальная компоновочная схема в виде “летающего шасси” с различными комплектами быстросъемного навесного оборудования (баки и штанги для разбрызгивания жидких химикатов, бункеры и распылители для твердых химикатов, пассажирская кабина, грузовая платформа, дистанционно управляемая лебедка с крюком для подъема грузов и т. п.). В качестве силовой установки было решено применить хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации поршневые двигатели воздушного охлаждения М-14B26, используемые на вертолетах Ka-15 и Ka-18, созданных в 1950-х годах, однако, в отличие от них, установить два двигателя, что в сочетании с простой и легкой конструкцией вертолета обеспечивало увеличение полезной нагрузки более чем в три раза. Применение на вертолете ПД М-14B26, имевших меньший расход топлива по сравнению с подобными по мощности ГТД, обеспечивало высокую экономичность вертолета в эксплуатации.

Использование на вертолете двухвинтовой соосной несущей системы, успешно применяемой ОКБ для своих вертолетов, позволяло получить высокий к.п.д. винтов на режиме висения и малых скоростей полета, характерных для сельскохозяйственных работ, а также интенсивное разбрызгивание и распыление химикатов потоком от соосных несущих винтов. Для вертолета были разработаны впервые в практике мирового вертолетостроения лопасти несущих винтов из стеклопластика, имеющие практически неограниченный ресурс.

Первый опытный вертолет Ка-26 совершил первый полет 18 августа 1965г. (летчик-испытатель В.И.Громов), в 1966г. на международной выставке сельскохозяйственных машин и оборудования вертолет был удостоен золотой медали, а в 1967г. демонстрировался на 27-м международном Авиакосмическом Салоне в Париже. Вертолеты Ка-26 успешно прошли испытания и впервые для отечественных вертолетов были сертифицированы по американским нормам летной годности FAR-29. Серийное производство вертолетов Ка-26 началось в январе 1969г. на авиационном заводе в г. Улан-Удэ и продолжалось до 1977г; всего было построено 850 вертолетов, из которых 150 были поставлены за рубеж в 13 стран, где применялись в основном для гражданских целей, а в Болгарии и Венгрии – и для военных целей. На вертолетах Ка-26 установлено пять мировых рекордов, среди которых рекорд высоты 5330м для вертолетов взлетной массой в классе 1750-3000кг и рекорд скороподъемности: достижение высоты 3000м – за 51.2с.

Вертолеты Ка-26 производились в следующих вариантах:

  • сельскохозяйственный – без грузопассажирской кабины, с баками или бункерами для разбрызгивания и распыления химикатов полосой шириной 20-60м при скорости полета 30-130км/ч;
  • транспортный – с грузопассажирской кабиной для перевозки 6 пассажиров или грузов массой 900кг или с грузовой платформой вместо кабины;
  • санитарный – для перевозки двух больных на носилках и двух – на сиденьях с сопровождающим медработником и медицинским оборудованием;
  • лесопатрульный – для патрулирования лесных массивов и для спасательных работ при пожарах; снабжен электрической лебедкой ЛПГ-150 грузоподъемностью 150кг с тросом длиной 40м и крюком;
  • летающий кран – для монтажных работ и транспортировки грузов массой 900кг на внешней подвеске, когда грузы из-за габаритов не размещаются на грузовой платформе;
  • корабельный спасательный – с электролебедкой ЛПГ-150-M3, с системой подъема пострадавших, спасательной лодкой ЛАС-5М3 с радиостанцией “Коралл” и телевизионной камерой, аварийными баллонетами для посадки на воду;
  • патрульный – для госавтоинспекции, с громкоговорителями, электролебедками, грузовым крюком, может оснащаться телевизионной камерой и использоваться для съемок с воздуха.

История

В январе 1964 г. вышло правительственное постановление о создании в ОКБ, возглавляемом Н.И. Камовым, легкого экономичного многоцелевого вертолета для народного хозяйства. Непосредственно все работы по созданию вертолета возглавил заместитель главного конструктора МЛ Купфер. Для вертолета была выбрана оригинальная компоновочная схема «летающего шасси» с различными комплектами быстросъемного навесного оборудования: баки и штанги для разбрызгивания жидких химикатов, бункеры и распылители для твердых химикатов, пассажирская кабина, грузовая платформа, дистанционно управляемая лебедка с крюком для подъема грузов и т.п. Такая концепция позволила сделать вертолет максимально универсальным: быстро конвертировать его из перевозчика пассажиров в транспортера грузов, летающий кран или многофункциональное средство проведения агрохимработ.

В качестве силовой установки конструкторы решили применить хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации поршневые двигатели воздушного охлаждения М-14В26. Применение на вертолете поршневых двигателей, имевших меньший расход топлива по сравнению с подобными по мощности ГТД, обеспечивало высокую экономичность вертолета в эксплуатации.

Опытный вертолет Ка-26 совершил первый полет 18 августа 1965 г., пилотировал его летчик-испытатель В.И. Громов, в 1966 г. на Международной выставке сельскохозяйственных машин и оборудования вертолет был удостоен золотой медали, а в 1967 г. демонстрировался на 27-м Международном авиакосмическом салоне в Париже.

Читать еще:  Французский истребитель dassault rafale

Характеристики

Экипаж, чел.1-2
Число пассажиров6-7
Двигатели2ПДМ-14В-26
взлетная мощность, кВт/л.с.2х239/2х325
Размеры, м:
диаметр несущих винтов13
длина фюзеляжа7,75
ширина вертолета3,22
Массы и нагрузки, кг:
взлетная масса максимальная3250
взлетная масса нормальная3000
масса груза максимальная
внутри грузовой кабины700
на внешней подвеске1000
Летные данные:
максимальная скорость, км/ч170
крейсерская скорость, км/ч130
статический потолок, м800
динамический потолок, м3000
практическая дальность полета, км465
максимальная продолжительность полета, ч3,7

Конструкция

Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя поршневыми двигателями и четырехопорным шасси.

Фюзеляж представляет собой металлическую клепаную конструкцию. Он состоит из кабины экипажа, центрального силового отсека и двух хвостовых балок. На силовом отсеке сверху крепится редуктор Р-26, а по бокам отсека устанавливаются два пилона с мотогондолами для двух поршневых двигателей М-14В26.

Кабина экипажа двухместная, с хорошим обзором и сдвижными дверьми. В кабине предусматривается установка второго комплекта управления. За сиденьями экипажа размещаются отсеки радиоэлектронного и приборного оборудования с большими люками для обслуживания.

Две хвостовые балки полумонококовой конструкции из алюминиевого сплава служат для установки горизонтального и вертикального оперений. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора размахом 3,22 м и руля высоты.

Вертикальное оперение состоит из двух килей двухлонжеронной металлической конструкции со стеклопластиковой обшивкой. Для повышения путевой устойчивости кили установлены под углом 15,5° к продольной оси вертолета. Кили снабжены рулями направления.

Несущая система включает колонку и два несущих трехлопастных винта. На двух соосно вращающихся выходных валах редуктора Р-26 крепятся трехшарнир-ные втулки несущих винтов. Лопасть винта трапециевидной формы в плане изготавливается из полимерных композиционных материалов, имеет практически неограниченный ресурс и может эксплуатироваться по техническому состоянию. Управление углами установки лопастей производится через кинематически жестко связанные верхний и нижний автоматы перекоса.

Силовая установка состоит из двух девятицилиндровых звездообразных поршневых двигателей М-14В26 с воздушным охлаждением. Двигатели установлены в гондолах по бокам центрального отсека фюзеляжа, имеют редуктор, центробежный односкоростной нагнетатель и вентилятор. Редукторы двигателей снабжены фрикционными и храповыми муфтами, обеспечивающими запуск двигателей при отключенном несущем винте и автоматическое отключение для обеспечения посадки на авторотации.

Шасси неубирающееся, четырехопор-ное с ферменными главными опорами с азотно-масляными амортизаторами и тормозными колесами. Главные опоры снабжены демпферами поперечных колебаний. Амортизационные стойки передних опор рычажного типа, колеса само-ориентируюшиеся. Колеса передних опор – самоориентирующиеся. Колея главных опор шасси 2,42 м, передних -0,9 м, база шасси 3,48 м.

Топливная система состоит из соединенных между собой трех мягких топливных баков общей емкостью 630 л, фильтра-отстойника и двух пожарных кранов. Возможна установка двух дополнительных баков емкостью по 160 л по бокам грузопассажирской кабины. Два передних бака находятся за кабиной экипажа в отсеке оборудования, в верхней его части, а задний бак расположен за редуктором Р-26 в центральном силовом отсеке фюзеляжа.

Масляная система включает маслобак емкостью 38 л, маслорадиатор и масляные насосы.

Трансмиссия включает в себя два редуктора двигателей, две комбинированные муфты сцепления, редуктор несущих винтов Р-26 и валы, соединяющие редукторы двигателей с редуктором Р-26. Редуктор двигателя и муфта сцепления являются составной частью двигателя М-14В26. Редуктор несущих винтов Р-26 – двухступенчатый, планетарный; в конструкцию редуктора входит тормоз несущих винтов.

Электрооборудование обеспечивает зажигание при запуске и работе двигателей, питание приборов,радиооборудования, систем освещения, сигнализации, обогрева и вентиляции, а также работу сельскохозяйственного оборудования.

Оборудование определяется назначением вертолета, разработано 8 различных комплектов сменного оборудования. Пило-тажно-навигационное оборудование очень простое и включает радиокомпас, командную радиостанцию, курсовую систему.

Необходимые температурные условия для экипажа и пассажиров создаются системой вентиляции и обогрева. Для защиты летчика от вредного воздействия химикатов на вертолете установлена система очистки воздуха и создания в кабине избыточного давления. При низких температурах предусмотрен обогрев лобовых стекол кабины.

Противообледенительная спиртовая система защищает лопасти винтов и лобовые стекла кабины экипажа от обледенения.

Какие узлы AHL будут российскими

В 2017 году директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов рассказывал, что соглашение по AHL предполагает «технологическое партнерство», а не создание совместного предприятия. По его словам, непосредственно организацией и реализацией программы в целом, включая проектирование, постройку опытных образцов, проведение испытаний, сертификацию, производство, а также продвижение вертолета на рынок, будет заниматься китайская сторона. Со стороны «Вертолетов России» предполагаются «инвестиции в качестве технологий», а также разработка технического предложения и поставка отдельных систем, которые не производятся в Китае.

По словам знакомого с переговорами источника РБК, вертолет появится «не раньше чем через лет семь» с момента подписания контракта. «Российская сторона делает редуктор, рулевой винт и трансмиссионную систему», — уточнил он.

В пресс-службе «Вертолетов России» РБК подтвердили, что в проекте AHL компания выступает подрядчиком по разработке ряда систем и агрегатов вертолета, «выполняя работы на коммерческой основе». По оценкам российской компании, путь от начала разработки до получения сертификата типа займет не менее десяти лет.

Описание конструкции

Вертолет Ка-26 выполнен по двухвинтовой соосной схеме, характерной для большинства машин ОКБ Камова. Он имеет два поршневых двигателя и четырехопорное неубирающееся шасси. В зависимости от модификации машины за кабиной пилотов могли быть установлены различные типы подвесок: грузовая кабина, подъемное оборудование, емкости для химикатов.

На вертолет установлены два поршневых звездообразных двигателя М-14В26 с воздушным охлаждением, которые расположены в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Ка-26 имеет два соосных трехлопастных винта с шарнирным креплением лопастей. Впервые в истории вертолетостроения лопасти Ка-26 изготовлены из стекловолокна, что значительно увеличивало их ресурс. Лопасти вертолета оснащены противообледенительной системой.

Читать еще:  Как выбрать лучший страйкбольный пистолет

Фюзеляж вертолета – это платформа прямоугольной формы, спереди которой установлена кабина экипажа, а в задней части — хвостовые балки с оперением. Кабина пилотов двухместная, с раздвижными дверьми, большой площадью остекления и отличным обзором.

Вертолеты грузопассажирской модификации имеют подвесную кабину прямоугольной формы с шестью откидными сидениями, двустворчатой дверью и люком в полу. Кабина звукоизолирована, оснащена системами отопления и вентиляции.

Хвостовые балки выполнены из алюминиевого сплава, на них устанавливается вертикальное и горизонтальное оперение.

Топливная система машина состоит из двух передних и одного заднего бака. Их общая емкость составляет 630 литров. На вертолет можно устанавливать дополнительные баки.

В состав пилотажно-навигационного оборудования Ка-26 входит радиокомпас, радиостанция и курсовая система.

След в культуре

В силу своей распространенности, Ка-26 «засветился» в ряде художественных фильмов. Среди них «Старики-разбойники», «Шла собака по роялю» и ряд других. Вертолет, не обойден вниманием и модельными производителями – существуют миниатюрные копии в масштабах 1/72 и 1/48.

Несмотря на прекращение выпуска, вертолет Ка-26 продолжает эксплуатироваться в ряде государств как машина для доставки небольших грузов и для обработки сельхозугодий.

На базе поршневой версии был создан Ка-126, оснащенный одним газотурбинным двигателем и Ка-226, имеющий две турбины.

Ни одной из этих машин не удалось даже близко приблизиться к популярности предшественника – суммарный выпуск их составил менее 90 единиц. Стоимость производимого сегодня вертолета Ка-226 делает его недоступным для сельскохозяйственных предприятий, а потребности МЧС или армии также ограничены финансовыми возможностями.

Сначала для опыления и внесения удобрений привлекались вертолеты Ми-1 и Ка-15, затем более грузоподъемный вертолет Ми-2 и самолет Ан-2. Но в связи с постоянно увеличивавшимся объемом работ, его в полной мере уже не могли обеспечить вышеуказанные машины. Поэтому потребовался многоцелевой, специализированный летальный аппарат. Таким образом, в начале 60-х годов перед ОКБ Н.И. Камова поставили задачу по созданию многоцелевого вертолета для сельского хозяйства, который мог бы использовать различные комплексы сельскохозяйственного оборудования. Вертолет Ка-26 был построен по оригинальной компоновочной схеме в виде «летающего шасси» с различными комплектами съемного модульного оборудования (пассажирская кабина, система распыления жидких химикатов, грузовая платформа, лебедка с крюком для подъема грузов). За 1,5-2 часа работы бригада из 3 человек могла переоборудовать машину из одного варианта в другой. В качестве силовой установки на Ка-26 применили поршневые двигатели воздушного охлаждения М-14B26, хорошо зарекомендовавшие себя на вертолетах Ka-15 и Ka-18. Их расположили в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Что позволило в сочетании с простой и легкой конструкцией летательного аппарата обеспечить увеличение полезной нагрузки более чем в три раза. Установка более экономичных поршневых двигателей, чем подобных по мощности ГТД, обеспечило высокую экономичность машины в эксплуатации. На вертолете, впервые в практике мирового вертолетостроения, применили лопасти несущего винта, изготовленные из стеклопластика. Их ресурс почти в 10 раз превосходил ресурс металлических лопастей Ми-2, и составлял более 5000 летных часов. Вертолет Ка-26 стал единственным в СССР, прошедшим испытания и получившим сертификат по американским нормам летной годности FAR-29. Свой первый полет опытный Ка-26 совершил 18 августа 1965года, а серийное производство машин началось в январе 1969г. на авиационном заводе в г. Улан-Удэ и и авиационном заводе в Кумертау. Производство продолжалось до 1977 года, за это время было построено 850 экземпляров. Из этого числа 257 единиц было поставлено в 14 стран мира где, в основном, использовалась в гражданских целях.

Длина фюзеляжа: 7,75 м.
Ширина фюзеляжа: 3,64м
Высота: 4,05 м.
Диаметр главного винта: 13 м.
Тип двигателя: 2 ПД М-14В-26
Мощность двигателя: 2 х 325 л.с.
Масса пустого: 2072 кг.
Нормальная взлетная масса: 3060 кг.
Максимальная взлетная масса: 3250 кг.
Максимальная скорость: 170 км/ч
Крейсерская скорость: 135 км/ч
Практическая дальность полета: 520 км
Практический потолок: 3000 м.
Экипаж: 2 человека
Полезная нагрузка: 6 пассажиров
Грузоподъемность 700 кг груза.

Что касается моделей Ка-26, то в масштабе 1:72 ее выпускает фирма A-model, обзор которой был сделан ранее в статье модель вертолета Ка-26.

Интересные факты

Пять мировых достижений по праву принадлежат вертолёту Ка-26, из них наиболее значимые — это рекорд по достижению высоты машиной весом от 1750 кг до 3000 кг и он равен 5330 метров.

Ещё одно мировое достижение для вертолётов класса Ка-26 – скороподъёмность 51,2 м/с достигнутая в наборе высоты 3000 метров за 8 минут

Вертолёт Ка-26 многие режиссёры использовали в съёмках своих фильмов:

  • В фильме «Старики-разбойник» персонаж Ю. Никулина пролетает над городом, держась за верёвочную лестницу, подцепленную к Ка-26.
  • В комедии «Шла собака по роялю» один из героев молодой лётчик с Ка-26.
  • В фильме для детей «Три весёлые смены» друг героя фильма Микоши Павел летает на вертолёте Ка-26.
  • В трёх фильмах «Сыщик», «Всё будет хорошо» и «Языческая мадонна» — это вертолёт ГАИ.

Эффективнее всего вертолёт Ка-26 применялся на авиационно-химических работах.

Ка-26 первый из гражданских вертолётов, который закупался странами Западной Европы.

В Ле-Бурже через базы НАТО

В июне 1981-го состоялся первый публичный показ Ми-26 на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. «Ну и когда нужно было лететь, КГБ разрешение дало, ЦК дало, а комитет партийного контроля не дает», — рассказывает Карапетян. Была написана анонимка. Хотели даже уволить летчика и первого заместителя генерального директора завода. Правда, потом разобрались и получилось все наоборот: уволили того, кто написал донос. Марат Тищенко (в то время генконструктор ОКБ Миля) ездил защищать пилота.

Читать еще:  Советский правительственный лимузин зил-41047

Кстати, перелет до Парижа занял около 17 часов. Остановки были в Вильнюсе, Варшаве, Берлине и Франкфурте-на-Майне. «Мы делали столько много посадок из-за того, что машина опытная была и у нас в сопровождении был вертолет Ми-8. У нас крейсерская скорость 250–270 километров в час, а у него — 230. И нам пришлось на такой скорости лететь, чтоб он мог нас сопровождать», — сказал Карапетян.

По словам летчика, Ми-26 на выставке произвел фурор, все восторгались вертолетом. «Машина уникальная, это наше национальное достояние. И с тех пор никто в мире такую машину даже не создал. Американцы из фирмы Boeing начали работать по этому поводу, на полдороге бросили, истратив примерно 2,5 миллиарда долларов», — говорит он.

Вертолет демонстрировался на открытой статичной экспозиции, но позже летчики договорились и, когда улетали, сделали круг над аэродромом. Все были довольны и фотографировали.

Когда прилетели в Париж, Карапетяна встретил первый заместитель генерального директора «Аэрофлота». Он был его приятелем, с которым они вместе летали в аэроклубе на вертолетах в начале 1960-х годов.

«И обратно когда полетели, у нас маршрут, а нам говорят: «Вот сюда давайте». Я штурмана спрашиваю: «Куда?» — «Да тут аэродром НАТО есть», — рассказывает Карапетян. Вертолет развернулся в центре аэродрома и взял курс.

Тот немецкий диспетчер, который разрешил полет, через 20 минут после взлета Ми-26 был уволен.

Как создавался многоцелевой Ка-26

В начале 60-х годов перед конструкторами КБ Камова была поставлена задача создать новый вертолет, эффективный при проведении сельскохозяйственных работ. Нужна была универсальная машина, способная нести различные виды оборудования в зависимости от вида выполняемых работ. Поэтому было решено использовать в конструкции вертолета схему «летающее шасси». Она позволяла в кратчайшие сроки переоборудовать вертолет из сельхозмашины в грузопассажирскую или задействовать его при проведении монтажных работ. Руководителем проекта стал заместитель генерального конструктора М. А. Купфер. Дополнительно от конструкторов потребовали, чтобы новая машина была легкой в управлении и отличалась высокой экономичностью.

Следует отметить, что работы над Ка-26 несколько лет шли в инициативном порядке. Только в 1964 году задача была официально оформлена правительственным постановлением, заказчиком новой машины выступил ГВФ.

К этому моменту советские конструкторы имели серьезный опыт разработки вертолетов, как классической, так и соосной схемы. Были известны их основные достоинства и недостатки. Кроме того, был накоплен огромный массив информации относительно практического использования винтокрылых машин в разных областях народного хозяйства. При создании Ка-26 конструкторы использовали наработки по проекту с аналогичным названием, который пытались реализовать еще в начале 50-х годов. Но тогда для вертолета не нашли двигателя с достаточной мощностью.

В Советском Союзе вертолеты в сельском хозяйстве начали эксплуатировать примерно с середины 50-х годов. Они вносили удобрения, опрыскивали с воздуха поля и сады, боролись с вредителями и сорняками. Первоначально для этой работы были привлечены Ми-1 и Ка-15, позже к ним присоединился и Ми-2. Все эти вертолеты были гражданскими версиями военных машин, поэтому говорить об их экономической эффективности не приходилось. Ка-15 при этом имел еще и недостаточную грузоподъемность, хотя использование в его конструкции соосной схемы делало этот вертолет маневренным и простым в управлении.

В 1965 году был изготовлен первый прототип будущего вертолета. Он получил обозначение Ка-26. Следует отметить, что форма новой машины с двумя массивными поршневыми двигателями и неубирающимся шасси, была весьма далека от аэродинамического совершенства. Но при этом конструкторам удалось обеспечить максимальную топливную эффективность для каждого конкретного варианта применения вертолета, решив, таким образом, одну из главных проблем любой многоцелевой машины.

Вообще, если говорить о критерии «стоимость-эффективность», то Ка-26 можно смело назвать уникальным вертолетом. Имея меньшую массу, чем Ми-2, и уступая ему в мощности двигателя, Ка-26 способен перевозить равный груз в кабине и на 200 кг больше на внешней подвеске. Кроме того, Ка-26 практически в два раза превосходил милевскую машину в дальности полета.

Для нового вертолета была выбрана соосная схема, которая обеспечила ему отличную маневренность, компактность, высокую тяговооруженность и простоту в управлении.

Во время разработки Ка-26 конструкторам пришлось решать проблему флаттера, «земного резонанса», опасного сближения лопастей. Однако со всеми этими вызовами создателям удалось успешно справиться.

Еще одним несомненным достоинством Ка-26 стали новые лопасти несущего винта с ресурсом в 5 тыс. летных часов, что почти в десять раз превышало аналогичный показатель лопастей вертолета Ми-2. Они изготавливались из стеклопластика, и эта советская технология была запатентована в пяти ведущих вертолетных державах мира.

В 1965 году Ка-26 выполнил висение, а также первый раз пролетел по кругу. В 1966 году начались государственные испытания машины, а уже в следующем году он был впервые показан широкой публике на международном авиасалоне в Париже.

В 1969 году началось серийное производство вертолета. До 1972 года были созданы все основные модификации вертолета.

Видео: многоцелевой вертолёт Ка-26

Всего было выпущено более восьмисот вертолётов Ка-26. Машина пользовалась большим спросом и у иностранных заказчиков. Зарубеж было поставлено 257 Ка-26.

Вертолёт был очень востребован в народном хозяйстве и при выполнении авиационно-химических работ. Многие Ка-26 используются по сей день.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector