0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российские малогабаритные РЛС против беспилотников

Российские малогабаритные РЛС против беспилотников


Малогабаритная станция МБРЛС-МФ2 разработки «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ. Фото Bastion-opk.ru
В ряде ситуаций современному наземному робототехническому комплексу (РТК) или беспилотному летательному аппарату (БПЛА) необходимы средства радиолокации. Ввиду объективных ограничений такие радиолокационные станции (РЛС) должны иметь малую массу и небольшие габариты. В настоящее время в нашей стране создается сразу несколько подобных изделий, и в обозримом будущем их могут довести до реальной эксплуатации.

Новый проект

О существовании одного из подобных проектов стало известно на днях. 4 марта газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником технополиса «Эра» генерал-лейтенантом Владимиром Ивановским. Темой разговора стали текущие и перспективные работы технополиса.

Генерал Ивановский рассказал, что сейчас в «Эре» ведутся научно-исследовательские работы по теме многофункциональной программной РЛС малых габаритов и массы. Инициатором этого проекта стало Главное командование ВКС.

Характеристики и иные особенности перспективной РЛС остались нераскрытыми. При этом уточняется, что станция будет пригодной для использования на различных образцах военной техники. В качестве средства разведки ее смогут нести малоразмерные БПЛА. Также предусматривается применение РЛС на наземных РТК – в этом случае она будет выполнять функции т.н. технического зрения.

Информация о возможности применения РЛС на малоразмерных БПЛА позволяет определить ее примерные размеры и массу. Так, современный легкий БПЛА «Орлан-10» способен нести полезную нагрузку объемом не более нескольких литров и массой до 5 кг. Сейчас этот беспилотник является одним из основных образцов своего класса в российской армии, и вполне возможно, что новая аппаратура разрабатывается с учетом именно его возможностей.


Авиационная РЛС Н010 «Жук-АЭ». Изделие весит более 240-250 кг и занимает почти всю носовую часть носителя? что не позволяет использовать его на легких и средних летательных аппаратах. Фото Wikimedia Commons
Помимо воздушных платформ новую РЛС смогут нести наземные, причем в их случае она будет не только средством разведки. В этом контексте габариты и масса сохраняют свое значение, но появляются новые требования, связанные со спецификой работы РЛС на земле. Таким образом, проект универсальной станции для воздушных и наземных комплексов, при всех ожидаемых преимуществах, получается достаточно сложным.

В случае его успешной реализации армия сможет получить новые возможности. Так, существующие и перспективные БПЛА можно будет оснащать не только оптическими, но и радиолокационными средствами разведки – с понятным ростом эффективности работы. Схожим образом вырастет потенциал наземных РТК.

Тем не менее, все эти возможности пока остаются делом будущего. Проект малогабаритной РЛС от «Эры» находится на стадии исследовательских работ, а сроки его завершения еще не оглашались. Можно предположить, что после недавнего анонса проект не будут скрывать, и в ближайшем будущем огласят его результаты. В частности, нельзя исключать, что РЛС или ее элементы покажут на будущей выставке «Армия-2020».

Новинка прошлого

РЛС от «Эры» не является единственной отечественной разработкой своего рода. Еще несколько лет назад схожий проект представили корпорация «Фазотрон-НИИР» (входит в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии») и Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ (НЦ СРСиМ МАИ). Их малогабаритная станция получила обозначение МБРЛС-МФ2.

Конструкторские работы по изделию МБРЛС-МФ2 велись в начале прошлого десятилетия. В 2012 г. станцию впервые показали публике на одной из профильных выставок. В конце года опытная РЛС успешно прошла испытания на стенде. В начале 2013 г. разработчики сообщали о готовности перехода к стадии летных испытаний. Через несколько месяцев после этого опытный образец показали на выставке МАКС-2013.


Легкий БПЛА «Орлан-10» — один из основных образцов своего класса в российской армии. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Сообщалось, что станцией МБРЛС-МФ2 заинтересовались некоторые отечественные производители авиационной и беспилотной техники. В начале 2014 г. разработчики утверждали, что эта РЛС вскоре может стать частью бортовой аппаратуры одного из перспективных БПЛА. Какой беспилотник мог стать носителем МБРЛС-МФ2 – неизвестно. С 2016 г. новые сообщения о ходе этого проекта не поступали.

Изделие МБРЛС-МФ2 представляет собой малогабаритную легкую цифровую РЛС, работающую в Ka- и X-диапазоне. В полной комплектации станция имеет массу не более 55-60 кг. Имеется возможность поставки в измененной конфигурации – с одним из двух радиомодулей. РЛС с блоком X-диапазона весит 35 кг, с модулем Ka-диапазона – ок. 23 кг. Подобные показатели позволяют использовать станцию на различных самолетах, вертолетах или БПЛА среднего либо тяжелого класса.

В зависимости от используемого диапазона и других факторов, дальность действия МБРЛС-МФ2 достигает 160 км. Обеспечивается линейное разрешение до 0,25 м и возможность обнаружения объектов, движущихся с малой скоростью. Утверждалось, что вычислительный комплекс РЛС имеет избыточную производительность – запас его характеристик может использоваться для дальнейшей модернизации.

Перспективная малогабаритная РЛС МБРЛС-МФ2 от «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ представляет определенный интерес в контексте развития пилотируемой и беспилотной авиации. Она в разы меньше и легче других современных станций, но при этом способна показывать требуемые характеристики. Тем не менее, масса от 23 до 60 кг, в зависимости от конфигурации, может ограничивать круг потенциальных носителей.


Перспективный тяжелый БПЛА С-70 «Охотник». Такая техника тоже нуждается в бортовой РЛС. Фото Минобороны РФ / mil.ru
На момент появления МБРЛС-МФ2 в нашей стране отсутствовали собственные БПЛА, способные нести ее. Сообщалось о разработке проекта интеграции такой РЛС в комплекс оборудования неназванного беспилотника, но новые данные на этот счет не поступали. К настоящему времени ситуация с носителями изменилась. Разработано несколько тяжелых БПЛА, грузоподъемность которых позволяет использовать изделие МБРЛС-МФ2. Однако перспективы этой РЛС туманны. Возможно, проект больше не получит развития.

Перспективы направления

Разработка малогабаритных легких РЛС для различной авиационной и наземной техники уже ведется в нашей стране, но это направление пока нельзя назвать развитым и активным. Известно лишь несколько проектов такого рода, пока не доведенных до применения на практике. Впрочем, ситуация может измениться в самое ближайшее время, в результате чего перспективные проекты окажут заметное влияние на развитие сфер БПЛА и РТК.

По очевидным причинам, наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют РЛС по типу разрабатываемой в технополисе «Эра». Однако и более крупные изделия с иными характеристиками, такие, как МБРЛС-МФ2, тоже могут найти применение: этому способствует прогресс последних лет в сфере беспилотной авиации.

Можно предположить, что в обозримом будущем перспективное направление малогабаритных РЛС получит развитие и приведет к получению новых результатов, пригодных к практическому применению. Этому способствуют наличие необходимой элементной базы и технологий, большой опыт промышленности в сфере радиолокации и некоторый интерес со стороны потенциальных эксплуатантов, выраженный в виде реального заказа.

Союз спасения

Первоначальная задача построить вертолет, летающий значительно быстрее обычной авиационной техники такого типа, прорабатывалась как эксперимент по достижению максимальной скорости. Позднее возникла идея использовать подобные машины в практических целях — военных и коммерческих, однако на протяжении длительного времени от разработки и крупносерийного производства вертолетов с толкающим винтом отказывались как из-за значительного объема инвестиций, так и по причине сложности конструкции в целом.

На протяжении десятилетий классическая схема с одним несущим винтом была основным направлением работ авиационных КБ по всему миру. И американские, и советские, а позднее и российские КБ сосредоточили свои усилия вокруг доработок и улучшения конструкции машин с традиционной компоновкой.

«Черный ястреб» (англ. Black Hawk) — американский многоцелевой вертолет

Ключевой проблемой вертолетов армейской авиации, несмотря на приложенные усилия, по-прежнему оставалась скорость реагирования. Ранее внедренные и максимально улучшенные технические решения как для ударных задач, так и для поисково-спасательных и обычных логистических операций уже не подходили, а максимальная скорость таких вертолетов, как американский «Черный ястреб» (280 км/ч) и советский/российский Ми-8 (260 км/ч), перестала полностью удовлетворять основных операторов такой техники.

Разработчики авиационной техники практически уперлись в потолок — даже эксперименты по снижению веса не помогали, и в конце концов создание «перспективной машины» на основе классической схемы потерпело фиаско.

Российские малогабаритные РЛС против беспилотников


Малогабаритная станция МБРЛС-МФ2 разработки «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ. Фото Bastion-opk.ru
В ряде ситуаций современному наземному робототехническому комплексу (РТК) или беспилотному летательному аппарату (БПЛА) необходимы средства радиолокации. Ввиду объективных ограничений такие радиолокационные станции (РЛС) должны иметь малую массу и небольшие габариты. В настоящее время в нашей стране создается сразу несколько подобных изделий, и в обозримом будущем их могут довести до реальной эксплуатации.

Новый проект

О существовании одного из подобных проектов стало известно на днях. 4 марта газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником технополиса «Эра» генерал-лейтенантом Владимиром Ивановским. Темой разговора стали текущие и перспективные работы технополиса.

Генерал Ивановский рассказал, что сейчас в «Эре» ведутся научно-исследовательские работы по теме многофункциональной программной РЛС малых габаритов и массы. Инициатором этого проекта стало Главное командование ВКС.

Характеристики и иные особенности перспективной РЛС остались нераскрытыми. При этом уточняется, что станция будет пригодной для использования на различных образцах военной техники. В качестве средства разведки ее смогут нести малоразмерные БПЛА. Также предусматривается применение РЛС на наземных РТК – в этом случае она будет выполнять функции т.н. технического зрения.

Информация о возможности применения РЛС на малоразмерных БПЛА позволяет определить ее примерные размеры и массу. Так, современный легкий БПЛА «Орлан-10» способен нести полезную нагрузку объемом не более нескольких литров и массой до 5 кг. Сейчас этот беспилотник является одним из основных образцов своего класса в российской армии, и вполне возможно, что новая аппаратура разрабатывается с учетом именно его возможностей.


Авиационная РЛС Н010 «Жук-АЭ». Изделие весит более 240-250 кг и занимает почти всю носовую часть носителя? что не позволяет использовать его на легких и средних летательных аппаратах. Фото Wikimedia Commons
Помимо воздушных платформ новую РЛС смогут нести наземные, причем в их случае она будет не только средством разведки. В этом контексте габариты и масса сохраняют свое значение, но появляются новые требования, связанные со спецификой работы РЛС на земле. Таким образом, проект универсальной станции для воздушных и наземных комплексов, при всех ожидаемых преимуществах, получается достаточно сложным.

В случае его успешной реализации армия сможет получить новые возможности. Так, существующие и перспективные БПЛА можно будет оснащать не только оптическими, но и радиолокационными средствами разведки – с понятным ростом эффективности работы. Схожим образом вырастет потенциал наземных РТК.

Читать еще:  Пистолетный глушитель без резьбы

Тем не менее, все эти возможности пока остаются делом будущего. Проект малогабаритной РЛС от «Эры» находится на стадии исследовательских работ, а сроки его завершения еще не оглашались. Можно предположить, что после недавнего анонса проект не будут скрывать, и в ближайшем будущем огласят его результаты. В частности, нельзя исключать, что РЛС или ее элементы покажут на будущей выставке «Армия-2020».

Новинка прошлого

РЛС от «Эры» не является единственной отечественной разработкой своего рода. Еще несколько лет назад схожий проект представили корпорация «Фазотрон-НИИР» (входит в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии») и Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ (НЦ СРСиМ МАИ). Их малогабаритная станция получила обозначение МБРЛС-МФ2.

Конструкторские работы по изделию МБРЛС-МФ2 велись в начале прошлого десятилетия. В 2012 г. станцию впервые показали публике на одной из профильных выставок. В конце года опытная РЛС успешно прошла испытания на стенде. В начале 2013 г. разработчики сообщали о готовности перехода к стадии летных испытаний. Через несколько месяцев после этого опытный образец показали на выставке МАКС-2013.


Легкий БПЛА «Орлан-10» — один из основных образцов своего класса в российской армии. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Сообщалось, что станцией МБРЛС-МФ2 заинтересовались некоторые отечественные производители авиационной и беспилотной техники. В начале 2014 г. разработчики утверждали, что эта РЛС вскоре может стать частью бортовой аппаратуры одного из перспективных БПЛА. Какой беспилотник мог стать носителем МБРЛС-МФ2 – неизвестно. С 2016 г. новые сообщения о ходе этого проекта не поступали.

Изделие МБРЛС-МФ2 представляет собой малогабаритную легкую цифровую РЛС, работающую в Ka- и X-диапазоне. В полной комплектации станция имеет массу не более 55-60 кг. Имеется возможность поставки в измененной конфигурации – с одним из двух радиомодулей. РЛС с блоком X-диапазона весит 35 кг, с модулем Ka-диапазона – ок. 23 кг. Подобные показатели позволяют использовать станцию на различных самолетах, вертолетах или БПЛА среднего либо тяжелого класса.

В зависимости от используемого диапазона и других факторов, дальность действия МБРЛС-МФ2 достигает 160 км. Обеспечивается линейное разрешение до 0,25 м и возможность обнаружения объектов, движущихся с малой скоростью. Утверждалось, что вычислительный комплекс РЛС имеет избыточную производительность – запас его характеристик может использоваться для дальнейшей модернизации.

Перспективная малогабаритная РЛС МБРЛС-МФ2 от «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ представляет определенный интерес в контексте развития пилотируемой и беспилотной авиации. Она в разы меньше и легче других современных станций, но при этом способна показывать требуемые характеристики. Тем не менее, масса от 23 до 60 кг, в зависимости от конфигурации, может ограничивать круг потенциальных носителей.


Перспективный тяжелый БПЛА С-70 «Охотник». Такая техника тоже нуждается в бортовой РЛС. Фото Минобороны РФ / mil.ru
На момент появления МБРЛС-МФ2 в нашей стране отсутствовали собственные БПЛА, способные нести ее. Сообщалось о разработке проекта интеграции такой РЛС в комплекс оборудования неназванного беспилотника, но новые данные на этот счет не поступали. К настоящему времени ситуация с носителями изменилась. Разработано несколько тяжелых БПЛА, грузоподъемность которых позволяет использовать изделие МБРЛС-МФ2. Однако перспективы этой РЛС туманны. Возможно, проект больше не получит развития.

Перспективы направления

Разработка малогабаритных легких РЛС для различной авиационной и наземной техники уже ведется в нашей стране, но это направление пока нельзя назвать развитым и активным. Известно лишь несколько проектов такого рода, пока не доведенных до применения на практике. Впрочем, ситуация может измениться в самое ближайшее время, в результате чего перспективные проекты окажут заметное влияние на развитие сфер БПЛА и РТК.

По очевидным причинам, наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют РЛС по типу разрабатываемой в технополисе «Эра». Однако и более крупные изделия с иными характеристиками, такие, как МБРЛС-МФ2, тоже могут найти применение: этому способствует прогресс последних лет в сфере беспилотной авиации.

Можно предположить, что в обозримом будущем перспективное направление малогабаритных РЛС получит развитие и приведет к получению новых результатов, пригодных к практическому применению. Этому способствуют наличие необходимой элементной базы и технологий, большой опыт промышленности в сфере радиолокации и некоторый интерес со стороны потенциальных эксплуатантов, выраженный в виде реального заказа.

Отечественный защитник

Первые удачные эксперименты с толкающим винтом вместо рулевого показали, что даже при увеличении полной взлетной массы перспективного вертолета почти вдвое, выигрыш в скорости позволяет значительно — на 20–30% — ускорить выполнение боевых, десантно-транспортных и логистических задач. По подсчетам авиационных специалистов, рост крейсерской скорости машин на 120–130 км/ч резко увеличит ударные возможности вертолетных частей.

Источник «Известий» в ОПК отметил, что увеличение скоростного режима в рамках ударных операций позволит экипажу ударной машины быстрее выдвигаться в район цели и эффективнее действовать.

«Ключевыми в этом отношении стали сразу два обстоятельства: время от получения приказа до момента начала боевой работы и время, необходимое непосредственно на боевую работу. Скоростные параметры оказались важны, поскольку опыт предыдущих лет показал: вовремя выйти из-под обстрела или отработать до того момента, как противник начнет вести прицельный огонь, — это практически 80% успеха для выполнения боевой задачи», — отметил источник «Известий».

При разработке перспективных сверхскоростных машин российские военные поставили целый ряд условий. О некоторых из них, например, таких как параллельное участие в конкурсе на создание ПСВ сразу двух конструкторских бюро, было известно заранее. Однако еще в феврале 2018 года начальник НИУ бортового радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения Минобороны России Павел Щавелев заявил, что перспективный вертолет будет существовать в двух версиях: пилотируемой и беспилотной, причем скоростной беспилотник сможет летать в составе группы обычных машин.

Вертолет Ми-24 на совместном военном антитеррористическом командно-штабном учении

Выбор в пользу сразу двух конкурирующих за государственные заказы конструкторских бюро объясняется просто — в Минобороны России надеются получить сразу две перспективные машины, которые будут действовать в составе армейской авиации. Первую создают, по близкой к классической схеме, с одним несущим винтом. Открытых данных об этой разработке практически нет, за исключением тех, что связаны с испытаниями оборудования на вертолете Ми-24ЛЛ. На данный момент нет подтвержденных данных о том, что новая машина получит дополнительный толкающий винт.

Учитывая заявленную скорость в 400 км/ч, перспективный скоростной вертолет может быть создан на базе заметно измененного (как конструктивно, так и внешне) Ми-24 (машина может получить название Х-1), а унификация по основным системам позволит упростить обслуживание новой машины в войсках. При этом остается неизвестным и назначение машины. Будет ли она применяться в качестве «мула» армейской авиации или превратится в сверхскоростной летающий танк с серьезным вооружением — об этом не сообщают ни военные, ни разработчики.

Зато по второму типу перспективного вертолета, разработку которого ведет ОКБ Камова, можно сделать практически однозначный вывод, что машина может выполняться как в транспортной, так и в ударной версии. Стоит заметить, что облик и концепцию перспективного скоростного вертолета камовцы предложили еще в 2007 году и при создании вертолета Ка-92 опытным специалистам придется соревноваться не столько с конкурентами из КБ имени Миля, сколько с самими собой.

Несмотря на большой опыт в создании вертолетов с соосной схемой размещения несущих винтов, рост скорости заставит разработчиков создать и внедрить новые системы демпфирования, новые лопасти, новые системы контроля устойчивости и даже новый автомат перекоса. Всё это придется создавать практически с нуля. Единственный вопрос с машиной ОКБ Камова заключается в выборе или отказе от толкающего винта. Исходя из кадров закрытого совещания, опубликованных в октябре 2018 года, речь может идти о гибридной силовой установке, ключевым элементом которой может стать реактивный авиационный двигатель.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в разговоре с «Известиями» подтвердил, что создание машины с соосной схемой требует более серьезной проработки.

«Сегодня промышленность еще не готова выполнять опытно-конструкторские работы, нужно продолжать именно НИРы, искать оптимальные компоновочные решения, выбирать материалы, создавать математические модели, стенды и т.д. Поэтому второй этап — это вопрос более отдаленной перспективы», — сказал Пантелеев.

Несмотря на то что в конце концов Минобороны сделало выбор в пользу МВЗ имени Миля, о машине с двумя несущими винтами забывать не стоит. Не исключено, что такой проект будет реализован позднее сразу в нескольких вариантах, включая вертолет палубного базирования. Вероятнее всего, такая машина будет востребована через 8–10 лет, когда флот наконец получит вертолетоносцы нового поколения.

Российские малогабаритные РЛС против беспилотников


Малогабаритная станция МБРЛС-МФ2 разработки «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ. Фото Bastion-opk.ru
В ряде ситуаций современному наземному робототехническому комплексу (РТК) или беспилотному летательному аппарату (БПЛА) необходимы средства радиолокации. Ввиду объективных ограничений такие радиолокационные станции (РЛС) должны иметь малую массу и небольшие габариты. В настоящее время в нашей стране создается сразу несколько подобных изделий, и в обозримом будущем их могут довести до реальной эксплуатации.

Новый проект

О существовании одного из подобных проектов стало известно на днях. 4 марта газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником технополиса «Эра» генерал-лейтенантом Владимиром Ивановским. Темой разговора стали текущие и перспективные работы технополиса.

Генерал Ивановский рассказал, что сейчас в «Эре» ведутся научно-исследовательские работы по теме многофункциональной программной РЛС малых габаритов и массы. Инициатором этого проекта стало Главное командование ВКС.

Характеристики и иные особенности перспективной РЛС остались нераскрытыми. При этом уточняется, что станция будет пригодной для использования на различных образцах военной техники. В качестве средства разведки ее смогут нести малоразмерные БПЛА. Также предусматривается применение РЛС на наземных РТК – в этом случае она будет выполнять функции т.н. технического зрения.

Информация о возможности применения РЛС на малоразмерных БПЛА позволяет определить ее примерные размеры и массу. Так, современный легкий БПЛА «Орлан-10» способен нести полезную нагрузку объемом не более нескольких литров и массой до 5 кг. Сейчас этот беспилотник является одним из основных образцов своего класса в российской армии, и вполне возможно, что новая аппаратура разрабатывается с учетом именно его возможностей.


Авиационная РЛС Н010 «Жук-АЭ». Изделие весит более 240-250 кг и занимает почти всю носовую часть носителя? что не позволяет использовать его на легких и средних летательных аппаратах. Фото Wikimedia Commons
Помимо воздушных платформ новую РЛС смогут нести наземные, причем в их случае она будет не только средством разведки. В этом контексте габариты и масса сохраняют свое значение, но появляются новые требования, связанные со спецификой работы РЛС на земле. Таким образом, проект универсальной станции для воздушных и наземных комплексов, при всех ожидаемых преимуществах, получается достаточно сложным.

Читать еще:  Карабин вепрь-12/впо-205 молот: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

В случае его успешной реализации армия сможет получить новые возможности. Так, существующие и перспективные БПЛА можно будет оснащать не только оптическими, но и радиолокационными средствами разведки – с понятным ростом эффективности работы. Схожим образом вырастет потенциал наземных РТК.

Тем не менее, все эти возможности пока остаются делом будущего. Проект малогабаритной РЛС от «Эры» находится на стадии исследовательских работ, а сроки его завершения еще не оглашались. Можно предположить, что после недавнего анонса проект не будут скрывать, и в ближайшем будущем огласят его результаты. В частности, нельзя исключать, что РЛС или ее элементы покажут на будущей выставке «Армия-2020».

Новинка прошлого

РЛС от «Эры» не является единственной отечественной разработкой своего рода. Еще несколько лет назад схожий проект представили корпорация «Фазотрон-НИИР» (входит в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии») и Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ (НЦ СРСиМ МАИ). Их малогабаритная станция получила обозначение МБРЛС-МФ2.

Конструкторские работы по изделию МБРЛС-МФ2 велись в начале прошлого десятилетия. В 2012 г. станцию впервые показали публике на одной из профильных выставок. В конце года опытная РЛС успешно прошла испытания на стенде. В начале 2013 г. разработчики сообщали о готовности перехода к стадии летных испытаний. Через несколько месяцев после этого опытный образец показали на выставке МАКС-2013.


Легкий БПЛА «Орлан-10» — один из основных образцов своего класса в российской армии. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Сообщалось, что станцией МБРЛС-МФ2 заинтересовались некоторые отечественные производители авиационной и беспилотной техники. В начале 2014 г. разработчики утверждали, что эта РЛС вскоре может стать частью бортовой аппаратуры одного из перспективных БПЛА. Какой беспилотник мог стать носителем МБРЛС-МФ2 – неизвестно. С 2016 г. новые сообщения о ходе этого проекта не поступали.

Изделие МБРЛС-МФ2 представляет собой малогабаритную легкую цифровую РЛС, работающую в Ka- и X-диапазоне. В полной комплектации станция имеет массу не более 55-60 кг. Имеется возможность поставки в измененной конфигурации – с одним из двух радиомодулей. РЛС с блоком X-диапазона весит 35 кг, с модулем Ka-диапазона – ок. 23 кг. Подобные показатели позволяют использовать станцию на различных самолетах, вертолетах или БПЛА среднего либо тяжелого класса.

В зависимости от используемого диапазона и других факторов, дальность действия МБРЛС-МФ2 достигает 160 км. Обеспечивается линейное разрешение до 0,25 м и возможность обнаружения объектов, движущихся с малой скоростью. Утверждалось, что вычислительный комплекс РЛС имеет избыточную производительность – запас его характеристик может использоваться для дальнейшей модернизации.

Перспективная малогабаритная РЛС МБРЛС-МФ2 от «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ представляет определенный интерес в контексте развития пилотируемой и беспилотной авиации. Она в разы меньше и легче других современных станций, но при этом способна показывать требуемые характеристики. Тем не менее, масса от 23 до 60 кг, в зависимости от конфигурации, может ограничивать круг потенциальных носителей.


Перспективный тяжелый БПЛА С-70 «Охотник». Такая техника тоже нуждается в бортовой РЛС. Фото Минобороны РФ / mil.ru
На момент появления МБРЛС-МФ2 в нашей стране отсутствовали собственные БПЛА, способные нести ее. Сообщалось о разработке проекта интеграции такой РЛС в комплекс оборудования неназванного беспилотника, но новые данные на этот счет не поступали. К настоящему времени ситуация с носителями изменилась. Разработано несколько тяжелых БПЛА, грузоподъемность которых позволяет использовать изделие МБРЛС-МФ2. Однако перспективы этой РЛС туманны. Возможно, проект больше не получит развития.

Перспективы направления

Разработка малогабаритных легких РЛС для различной авиационной и наземной техники уже ведется в нашей стране, но это направление пока нельзя назвать развитым и активным. Известно лишь несколько проектов такого рода, пока не доведенных до применения на практике. Впрочем, ситуация может измениться в самое ближайшее время, в результате чего перспективные проекты окажут заметное влияние на развитие сфер БПЛА и РТК.

По очевидным причинам, наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют РЛС по типу разрабатываемой в технополисе «Эра». Однако и более крупные изделия с иными характеристиками, такие, как МБРЛС-МФ2, тоже могут найти применение: этому способствует прогресс последних лет в сфере беспилотной авиации.

Можно предположить, что в обозримом будущем перспективное направление малогабаритных РЛС получит развитие и приведет к получению новых результатов, пригодных к практическому применению. Этому способствуют наличие необходимой элементной базы и технологий, большой опыт промышленности в сфере радиолокации и некоторый интерес со стороны потенциальных эксплуатантов, выраженный в виде реального заказа.

Союз спасения

Первоначальная задача построить вертолет, летающий значительно быстрее обычной авиационной техники такого типа, прорабатывалась как эксперимент по достижению максимальной скорости. Позднее возникла идея использовать подобные машины в практических целях — военных и коммерческих, однако на протяжении длительного времени от разработки и крупносерийного производства вертолетов с толкающим винтом отказывались как из-за значительного объема инвестиций, так и по причине сложности конструкции в целом.

На протяжении десятилетий классическая схема с одним несущим винтом была основным направлением работ авиационных КБ по всему миру. И американские, и советские, а позднее и российские КБ сосредоточили свои усилия вокруг доработок и улучшения конструкции машин с традиционной компоновкой.

«Черный ястреб» (англ. Black Hawk) — американский многоцелевой вертолет

Ключевой проблемой вертолетов армейской авиации, несмотря на приложенные усилия, по-прежнему оставалась скорость реагирования. Ранее внедренные и максимально улучшенные технические решения как для ударных задач, так и для поисково-спасательных и обычных логистических операций уже не подходили, а максимальная скорость таких вертолетов, как американский «Черный ястреб» (280 км/ч) и советский/российский Ми-8 (260 км/ч), перестала полностью удовлетворять основных операторов такой техники.

Разработчики авиационной техники практически уперлись в потолок — даже эксперименты по снижению веса не помогали, и в конце концов создание «перспективной машины» на основе классической схемы потерпело фиаско.

Российские малогабаритные РЛС против беспилотников


Малогабаритная станция МБРЛС-МФ2 разработки «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ. Фото Bastion-opk.ru
В ряде ситуаций современному наземному робототехническому комплексу (РТК) или беспилотному летательному аппарату (БПЛА) необходимы средства радиолокации. Ввиду объективных ограничений такие радиолокационные станции (РЛС) должны иметь малую массу и небольшие габариты. В настоящее время в нашей стране создается сразу несколько подобных изделий, и в обозримом будущем их могут довести до реальной эксплуатации.

Новый проект

О существовании одного из подобных проектов стало известно на днях. 4 марта газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником технополиса «Эра» генерал-лейтенантом Владимиром Ивановским. Темой разговора стали текущие и перспективные работы технополиса.

Генерал Ивановский рассказал, что сейчас в «Эре» ведутся научно-исследовательские работы по теме многофункциональной программной РЛС малых габаритов и массы. Инициатором этого проекта стало Главное командование ВКС.

Характеристики и иные особенности перспективной РЛС остались нераскрытыми. При этом уточняется, что станция будет пригодной для использования на различных образцах военной техники. В качестве средства разведки ее смогут нести малоразмерные БПЛА. Также предусматривается применение РЛС на наземных РТК – в этом случае она будет выполнять функции т.н. технического зрения.

Информация о возможности применения РЛС на малоразмерных БПЛА позволяет определить ее примерные размеры и массу. Так, современный легкий БПЛА «Орлан-10» способен нести полезную нагрузку объемом не более нескольких литров и массой до 5 кг. Сейчас этот беспилотник является одним из основных образцов своего класса в российской армии, и вполне возможно, что новая аппаратура разрабатывается с учетом именно его возможностей.


Авиационная РЛС Н010 «Жук-АЭ». Изделие весит более 240-250 кг и занимает почти всю носовую часть носителя? что не позволяет использовать его на легких и средних летательных аппаратах. Фото Wikimedia Commons
Помимо воздушных платформ новую РЛС смогут нести наземные, причем в их случае она будет не только средством разведки. В этом контексте габариты и масса сохраняют свое значение, но появляются новые требования, связанные со спецификой работы РЛС на земле. Таким образом, проект универсальной станции для воздушных и наземных комплексов, при всех ожидаемых преимуществах, получается достаточно сложным.

В случае его успешной реализации армия сможет получить новые возможности. Так, существующие и перспективные БПЛА можно будет оснащать не только оптическими, но и радиолокационными средствами разведки – с понятным ростом эффективности работы. Схожим образом вырастет потенциал наземных РТК.

Тем не менее, все эти возможности пока остаются делом будущего. Проект малогабаритной РЛС от «Эры» находится на стадии исследовательских работ, а сроки его завершения еще не оглашались. Можно предположить, что после недавнего анонса проект не будут скрывать, и в ближайшем будущем огласят его результаты. В частности, нельзя исключать, что РЛС или ее элементы покажут на будущей выставке «Армия-2020».

Новинка прошлого

РЛС от «Эры» не является единственной отечественной разработкой своего рода. Еще несколько лет назад схожий проект представили корпорация «Фазотрон-НИИР» (входит в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии») и Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ (НЦ СРСиМ МАИ). Их малогабаритная станция получила обозначение МБРЛС-МФ2.

Конструкторские работы по изделию МБРЛС-МФ2 велись в начале прошлого десятилетия. В 2012 г. станцию впервые показали публике на одной из профильных выставок. В конце года опытная РЛС успешно прошла испытания на стенде. В начале 2013 г. разработчики сообщали о готовности перехода к стадии летных испытаний. Через несколько месяцев после этого опытный образец показали на выставке МАКС-2013.


Легкий БПЛА «Орлан-10» — один из основных образцов своего класса в российской армии. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Сообщалось, что станцией МБРЛС-МФ2 заинтересовались некоторые отечественные производители авиационной и беспилотной техники. В начале 2014 г. разработчики утверждали, что эта РЛС вскоре может стать частью бортовой аппаратуры одного из перспективных БПЛА. Какой беспилотник мог стать носителем МБРЛС-МФ2 – неизвестно. С 2016 г. новые сообщения о ходе этого проекта не поступали.

Изделие МБРЛС-МФ2 представляет собой малогабаритную легкую цифровую РЛС, работающую в Ka- и X-диапазоне. В полной комплектации станция имеет массу не более 55-60 кг. Имеется возможность поставки в измененной конфигурации – с одним из двух радиомодулей. РЛС с блоком X-диапазона весит 35 кг, с модулем Ka-диапазона – ок. 23 кг. Подобные показатели позволяют использовать станцию на различных самолетах, вертолетах или БПЛА среднего либо тяжелого класса.

В зависимости от используемого диапазона и других факторов, дальность действия МБРЛС-МФ2 достигает 160 км. Обеспечивается линейное разрешение до 0,25 м и возможность обнаружения объектов, движущихся с малой скоростью. Утверждалось, что вычислительный комплекс РЛС имеет избыточную производительность – запас его характеристик может использоваться для дальнейшей модернизации.

Перспективная малогабаритная РЛС МБРЛС-МФ2 от «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ представляет определенный интерес в контексте развития пилотируемой и беспилотной авиации. Она в разы меньше и легче других современных станций, но при этом способна показывать требуемые характеристики. Тем не менее, масса от 23 до 60 кг, в зависимости от конфигурации, может ограничивать круг потенциальных носителей.

Читать еще:  Як-152: технические характеристики (ттх), самолёт, учебно-тренировочный, конструкция, двигатель, назначение


Перспективный тяжелый БПЛА С-70 «Охотник». Такая техника тоже нуждается в бортовой РЛС. Фото Минобороны РФ / mil.ru
На момент появления МБРЛС-МФ2 в нашей стране отсутствовали собственные БПЛА, способные нести ее. Сообщалось о разработке проекта интеграции такой РЛС в комплекс оборудования неназванного беспилотника, но новые данные на этот счет не поступали. К настоящему времени ситуация с носителями изменилась. Разработано несколько тяжелых БПЛА, грузоподъемность которых позволяет использовать изделие МБРЛС-МФ2. Однако перспективы этой РЛС туманны. Возможно, проект больше не получит развития.

Перспективы направления

Разработка малогабаритных легких РЛС для различной авиационной и наземной техники уже ведется в нашей стране, но это направление пока нельзя назвать развитым и активным. Известно лишь несколько проектов такого рода, пока не доведенных до применения на практике. Впрочем, ситуация может измениться в самое ближайшее время, в результате чего перспективные проекты окажут заметное влияние на развитие сфер БПЛА и РТК.

По очевидным причинам, наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют РЛС по типу разрабатываемой в технополисе «Эра». Однако и более крупные изделия с иными характеристиками, такие, как МБРЛС-МФ2, тоже могут найти применение: этому способствует прогресс последних лет в сфере беспилотной авиации.

Можно предположить, что в обозримом будущем перспективное направление малогабаритных РЛС получит развитие и приведет к получению новых результатов, пригодных к практическому применению. Этому способствуют наличие необходимой элементной базы и технологий, большой опыт промышленности в сфере радиолокации и некоторый интерес со стороны потенциальных эксплуатантов, выраженный в виде реального заказа.

Борьба с лишним весом

Это обстоятельство хорошо уяснили американские разработчики авиационной техники — сначала S-97 Raider, а затем и его доработанная версия SB-1 Defiant начали создаваться не просто как перспективные винтокрылые машины, а как средство для максимально быстрого реагирования на любые угрозы.

Наиболее перспективной в этом отношении выглядит работа сверхскоростных вертолетов в поисково-спасательной службе (USAF Pararescue), для операторов которой минимальное время запуска машины и вылет в течение нескольких минут — гарантия спасения человеческой жизни. Уже известно, что SB-1 практически завершил испытательный цикл — проверку прошли электронные системы и авионика, гидро- и электросистемы, вспомогательные системы и контуры резервирования, а также двигатели, наземные испытания которых, согласно сообщению компании Lockheed Martin, успешно завершились «раскруткой несущих винтов» в конце января 2019 года.

Sikorsky S-97 Raider (Сикорский S-97) — разведывательный вертолет американской компании Sikorsky Aircraft, построенный по соосной схеме с толкающим винтом в хвостовой части

Несмотря на существенное увеличение габаритов и массы, Defiant должен позволить армии США значительно сэкономить ресурсы, необходимые для операций в зоне боевых действий. По сравнению с UH-60 пассажировместимость Defiant возросла незначительно — до 14 человек, однако три дополнительные спасенные жизни или 300–400 кг боекомплекта, или медицинское оборудование никогда не будут лишними.

К экспериментам с нетрадиционной схемой размещения винтов в США приступили еще в 1970-х, однако в течение длительного времени «классические» авиационные материалы не позволяли достичь нужных показателей — отсутствовала нужная прочность несущих винтов, двигатели не справлялись с работой в критических режимах, а машина в целом была слишком тяжела и неповоротлива. Даже преуспевшим в разработке вертолетов американцам пришлось серьезно отсрочить создание перспективного скоростного вертолета, пока авиационная промышленность во всем мире не перешла на повсеместное внедрение сверхлегких и одновременно доступных по цене сплавов, а также композитных материалов.

Стоит заметить, что SB-1 не стал в этом смысле испытательной площадкой или прорывным летательным аппаратом. И хотя в его конструкции широко применяются композиты, впервые полимерные соединения были внедрены на уровне разработки еще при создании конвертоплана V-22 и его развития — V-280 Valor, который получил углепластиковые несущие элементы, облегченный редуктор и втулку несущего винта.

Технологичность американской машины подчеркивается многозадачностью — Defiant будет иметь десантный отсек, который при необходимости можно переоборудовать в медицинский модуль или воздушный командный пункт, а сама машина получит складные лопасти несущих винтов, что идеально вписывается в концепцию применения на авианосцах и универсальных десантных кораблях.

Первые фотографии вертолета Sikorsky-Boeing SB1 Defiant

Российские малогабаритные РЛС против беспилотников


Малогабаритная станция МБРЛС-МФ2 разработки «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ. Фото Bastion-opk.ru
В ряде ситуаций современному наземному робототехническому комплексу (РТК) или беспилотному летательному аппарату (БПЛА) необходимы средства радиолокации. Ввиду объективных ограничений такие радиолокационные станции (РЛС) должны иметь малую массу и небольшие габариты. В настоящее время в нашей стране создается сразу несколько подобных изделий, и в обозримом будущем их могут довести до реальной эксплуатации.

Новый проект

О существовании одного из подобных проектов стало известно на днях. 4 марта газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником технополиса «Эра» генерал-лейтенантом Владимиром Ивановским. Темой разговора стали текущие и перспективные работы технополиса.

Генерал Ивановский рассказал, что сейчас в «Эре» ведутся научно-исследовательские работы по теме многофункциональной программной РЛС малых габаритов и массы. Инициатором этого проекта стало Главное командование ВКС.

Характеристики и иные особенности перспективной РЛС остались нераскрытыми. При этом уточняется, что станция будет пригодной для использования на различных образцах военной техники. В качестве средства разведки ее смогут нести малоразмерные БПЛА. Также предусматривается применение РЛС на наземных РТК – в этом случае она будет выполнять функции т.н. технического зрения.

Информация о возможности применения РЛС на малоразмерных БПЛА позволяет определить ее примерные размеры и массу. Так, современный легкий БПЛА «Орлан-10» способен нести полезную нагрузку объемом не более нескольких литров и массой до 5 кг. Сейчас этот беспилотник является одним из основных образцов своего класса в российской армии, и вполне возможно, что новая аппаратура разрабатывается с учетом именно его возможностей.


Авиационная РЛС Н010 «Жук-АЭ». Изделие весит более 240-250 кг и занимает почти всю носовую часть носителя? что не позволяет использовать его на легких и средних летательных аппаратах. Фото Wikimedia Commons
Помимо воздушных платформ новую РЛС смогут нести наземные, причем в их случае она будет не только средством разведки. В этом контексте габариты и масса сохраняют свое значение, но появляются новые требования, связанные со спецификой работы РЛС на земле. Таким образом, проект универсальной станции для воздушных и наземных комплексов, при всех ожидаемых преимуществах, получается достаточно сложным.

В случае его успешной реализации армия сможет получить новые возможности. Так, существующие и перспективные БПЛА можно будет оснащать не только оптическими, но и радиолокационными средствами разведки – с понятным ростом эффективности работы. Схожим образом вырастет потенциал наземных РТК.

Тем не менее, все эти возможности пока остаются делом будущего. Проект малогабаритной РЛС от «Эры» находится на стадии исследовательских работ, а сроки его завершения еще не оглашались. Можно предположить, что после недавнего анонса проект не будут скрывать, и в ближайшем будущем огласят его результаты. В частности, нельзя исключать, что РЛС или ее элементы покажут на будущей выставке «Армия-2020».

Новинка прошлого

РЛС от «Эры» не является единственной отечественной разработкой своего рода. Еще несколько лет назад схожий проект представили корпорация «Фазотрон-НИИР» (входит в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии») и Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ (НЦ СРСиМ МАИ). Их малогабаритная станция получила обозначение МБРЛС-МФ2.

Конструкторские работы по изделию МБРЛС-МФ2 велись в начале прошлого десятилетия. В 2012 г. станцию впервые показали публике на одной из профильных выставок. В конце года опытная РЛС успешно прошла испытания на стенде. В начале 2013 г. разработчики сообщали о готовности перехода к стадии летных испытаний. Через несколько месяцев после этого опытный образец показали на выставке МАКС-2013.


Легкий БПЛА «Орлан-10» — один из основных образцов своего класса в российской армии. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Сообщалось, что станцией МБРЛС-МФ2 заинтересовались некоторые отечественные производители авиационной и беспилотной техники. В начале 2014 г. разработчики утверждали, что эта РЛС вскоре может стать частью бортовой аппаратуры одного из перспективных БПЛА. Какой беспилотник мог стать носителем МБРЛС-МФ2 – неизвестно. С 2016 г. новые сообщения о ходе этого проекта не поступали.

Изделие МБРЛС-МФ2 представляет собой малогабаритную легкую цифровую РЛС, работающую в Ka- и X-диапазоне. В полной комплектации станция имеет массу не более 55-60 кг. Имеется возможность поставки в измененной конфигурации – с одним из двух радиомодулей. РЛС с блоком X-диапазона весит 35 кг, с модулем Ka-диапазона – ок. 23 кг. Подобные показатели позволяют использовать станцию на различных самолетах, вертолетах или БПЛА среднего либо тяжелого класса.

В зависимости от используемого диапазона и других факторов, дальность действия МБРЛС-МФ2 достигает 160 км. Обеспечивается линейное разрешение до 0,25 м и возможность обнаружения объектов, движущихся с малой скоростью. Утверждалось, что вычислительный комплекс РЛС имеет избыточную производительность – запас его характеристик может использоваться для дальнейшей модернизации.

Перспективная малогабаритная РЛС МБРЛС-МФ2 от «Фазотрон-НИИР» и НЦ СРСиМ МАИ представляет определенный интерес в контексте развития пилотируемой и беспилотной авиации. Она в разы меньше и легче других современных станций, но при этом способна показывать требуемые характеристики. Тем не менее, масса от 23 до 60 кг, в зависимости от конфигурации, может ограничивать круг потенциальных носителей.


Перспективный тяжелый БПЛА С-70 «Охотник». Такая техника тоже нуждается в бортовой РЛС. Фото Минобороны РФ / mil.ru
На момент появления МБРЛС-МФ2 в нашей стране отсутствовали собственные БПЛА, способные нести ее. Сообщалось о разработке проекта интеграции такой РЛС в комплекс оборудования неназванного беспилотника, но новые данные на этот счет не поступали. К настоящему времени ситуация с носителями изменилась. Разработано несколько тяжелых БПЛА, грузоподъемность которых позволяет использовать изделие МБРЛС-МФ2. Однако перспективы этой РЛС туманны. Возможно, проект больше не получит развития.

Перспективы направления

Разработка малогабаритных легких РЛС для различной авиационной и наземной техники уже ведется в нашей стране, но это направление пока нельзя назвать развитым и активным. Известно лишь несколько проектов такого рода, пока не доведенных до применения на практике. Впрочем, ситуация может измениться в самое ближайшее время, в результате чего перспективные проекты окажут заметное влияние на развитие сфер БПЛА и РТК.

По очевидным причинам, наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют РЛС по типу разрабатываемой в технополисе «Эра». Однако и более крупные изделия с иными характеристиками, такие, как МБРЛС-МФ2, тоже могут найти применение: этому способствует прогресс последних лет в сфере беспилотной авиации.

Можно предположить, что в обозримом будущем перспективное направление малогабаритных РЛС получит развитие и приведет к получению новых результатов, пригодных к практическому применению. Этому способствуют наличие необходимой элементной базы и технологий, большой опыт промышленности в сфере радиолокации и некоторый интерес со стороны потенциальных эксплуатантов, выраженный в виде реального заказа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector