0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МАЗ 543: военная мощь СССР

Содержание

МАЗ 543: военная мощь СССР

Экспонат под названием МАЗ 543 разрабатывался как лучший полноприводный автомобиль, который по конструкции не отличался от мировых аналогов. Самое интересное, что этот четырехосный гигант создан исключительно из деталей отечественного производства.

Изначально перед инженерами стояла задача разработать ракетоносец, позже база 543-го стала универсальной для самых разных систем и дополнительной техники. В результате тяжелый автомобиль стал одним из самых востребованных в военно-автомобильном комплексе СССР.

Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300

Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.

Э то уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М. Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.

Мощная боевая машина «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Первая четырехзарядная зенитная установка комплекса С-300 на шасси МАЗ-543М

Наиболее совершенная пусковая система зенитного комплекса «Фаворит» (фото автора)

Система залпового огня «Смерч»

До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).

Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)

Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.

Пусковая установка 9А52 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543М (из проспекта «Росвооружение»)

Запуск реактивного снаряда из установки «Смерч» (из архива НИИЦ АТ)

На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.

Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)

Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)

С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.

РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)

Установка залпового огня «Смерч-М» возвращается с военного парада (фото автора)

В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.

Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)

В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».

Модернизированная бортовая ТЗМ системы залпового огня «Смерч-М»

Заряжающая машина 9Т234-2 с запасом из 12 снарядов (из проспекта «Росвооружение»)

После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.

Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400

Береговой артиллерийский комплекс «Берег»

Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.

Береговой артиллерийский комплекс «Берег» на трех автомобилях МАЗ-543М (из архива завода «Баррикады»)

Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.

Самоходная артиллерийская установка А222-С1 с пушкой калибра 130 мм

САУ комплекса «Берег» с шестиместной поворотной башней (из архива СКБ-1 МАЗ)

В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.

Первая пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПС на шасси МАЗ-543М (из архива НИИЦ АТ)

Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение — С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок — основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.

Основная пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М

Серийная машина 5П85С с кабиной управления и автономным питанием

Перегрузка ТПК с зенитной ракетой комплекса С-300ПМУ на пусковую установку

Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д с питанием от внешней электросети

Машина 5П85Д с системой управления от основной пусковой установки 5П85С

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт — С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.

Экспортная зенитная система 5П85СЕ комплекса С-300ПМУ-1 в болгарской армии

В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте — 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.

Пусковая установка 5П85СЕ2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит» (из архива СКБ-1 МАЗ)

Установка 5П85СЕ2 на шасси МАЗ-543М с четырьмя ракетами на боевой позиции (из архива НИИЦ АТ)

Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.

Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.

Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М

Универсальное военное шасси маз-543

Военное применение шасси МАЗ-543

Похожие книги из библиотеки

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.

Читать еще:  Американский дробовик remington 870

Новая книга от автора бестселлера «Автомобили Советской Армии»! Первая энциклопедия сверхсекретных проектов военного автопрома, неопровержимо доказывающая, что в этой области СССР был «впереди планеты всей» и что высшим достижением нашего автомобилестроения стали даже не всем известные массовые армейские машины, а разработанные в условиях абсолютной секретности уникальные многоосные полноприводные шасси для ракетных комплексов стратегического назначения, которые несли боевое дежурство в постоянном движении по специальным скрытным грунтовым дорогам и были фактически неуязвимы для противника. Непревзойденные скоростные амфибии и специальные плавающие грузовики, активные автопоезда и многосекционные транспортные средства, самые передовые агрегаты и материалы: многотопливные, газотурбинные, электрические и даже реактивные двигатели, сверхпрочные титановые сплавы – советские инженеры и конструкторы поистине не знали себе равных!

Новая энциклопедия ведущего историка автотехники, иллюстрированная сотнями эксклюзивных фотографий, дает полный обзор этих секретных разработок, на многие десятилетия обогнавших свое время и превративших СССР в лидера военного автомобилестроения.

Разделы Библиотеки

    Разное

    • Боевые искусства 7
    • Общевоенная подготовка 8
    • Исторические 34

    Страны

    • Германия 82
    • СССР 163
    • Россия 58

    Оружие

    • Разное 45
    • Ножи 8
    • Пистолеты 16
    • Автоматы 23

    Техника

    • Ракеты 18
    • Разное 56
    • Танки 178
    • Корабли 139
    • Авиация 171
О проекте Арсенал-Инфо.рф

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

Разделы Библиотеки
  • Техника
    • Авиация
    • Ракеты
    • Корабли
    • Танки
    • Разное
  • Оружие
    • Автоматы
    • Пистолеты
    • Ножи
    • Разное
  • Страны
    • Россия
    • СССР
    • Германия
  • Разное
    • Исторические
    • Боевые искусства
    • Общевоенная подготовка
Категории Публикаций
  • Оружие
  • Приспособления и Аксессуары
  • События и Факты
  • Боеприпасы
  • Мины
  • Пистолеты
  • Военные самолеты
  • Винтовки / Карабины
  • Профессионалы
  • Дробовики
  • Приспособления и Аксессуары
  • Пистолеты-пулемёты
Популярные теги
  • SNIPER.RU
  • ZBROYA.INFO
  • СМ СССР
  • НИМРО
  • ДАННЫЕ НА 2011
  • ВМФ СССР
  • ЦК КПСС
  • ЦКИБ СОО
  • WEAPONCAST.COM
  • KALASHNIKOV.RU
  • 1945-2000. М
  • ЦНИИТОЧМАШ
  • WARSPOT.RU
  • 62х51 НАТО
  • ДАННЫЕ НА 2012
  • 1891/30
  • ALL4SHOOTERS.COM
  • ДАННЫЕ НА 2014
  • ДАННЫЕ НА 2013
  • ДАННЫЕ НА 2016
  • ДАННЫЕ НА 2015
  • ВС СССР
  • ВВС СССР
  • МО СССР
  • ДАННЫЕ НА 2010
  • 56х45 НАТО
  • АК-74М
  • 2010-2011
  • 2009-2010
  • 150-200
  • АКС-74У

© Copyright 2014-2020, Все права на материалы, размещенные на этом сайте — принадлежат их правообладателям.

Кому «танцевать» под белорусско-китайский «Полонез»

Минск может стать обладателем оружия, способного серьезно повлиять на геополитическую и военно-стратегическую обстановку в нашем регионе.

Презентация на недавней выставке вооружений и военной техники MILEX-2017 новой ракеты к белорусскому ракетному комплексу «Полонез», судя по реакции экспертного сообщества, стала неожиданностью для многих военных аналитиков. Вызвав значительное количество разноречивых откликов как в общественно-политических, так и в специализированных изданиях.

Между тем, для тех, кто регулярно и внимательно следит за тенденциями в развитии ВПК Беларуси, данное событие было вполне ожидаемым.

Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что в прошлом президент РБ Александр Лукашенко неоднократно заявлял о желательности и даже необходимости приобретения нашей страной мощного ракетного оружия. Так, еще 14 ноября 2008 года в интервью The Wall Street Journal белорусский лидер заявил: «Сейчас у нас нет на это средств, но получить такое оружие — я сейчас выдам тайну — мы планируем».

И хотя затем последовала длительная пауза, как оказалось, это не означало, что белорусский президент оставил свои ракетные притязания. 29 января 2015 года во время открытого диалога с представителями СМИ он сообщил о скором создании в Беларуси собственного производства современных средств огневого поражения.

«Мы работаем над тем, чтобы у Беларуси было свое оружие. Сейчас основное производство оружия, которым пользуется наша армия, сконцентрировано в России. Мы лишь создаем некоторые части оружия: электроника, оптика и другие. Нам надо иметь хорошее оружие, чтобы будущий агрессор даже не помышлял воевать против Беларуси. Мы будем иметь такие системы через несколько месяцев».

И 9 мая 2015 года за словом последовало дело: на параде в честь 70-летия Победы публике официально были показаны первые машины отечественной ракетной системы залпового огня (РСЗО) «Полонез».

Что на что похоже

Элементы РСЗО базируются на колесных шасси белорусского производства: на транспортерах Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930 «Астролог» (формула 8×8) — пусковая установка (ПУ) и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ). На шасси Минского автозавода МАЗ-6317 (6х6) установлена машина управления огнем.

А вот конструкция артиллерийской части и ракет, по мнению экспертов, заимствована у реактивных систем залпового огня, созданных ведущими оружейными компаниями Китая. ПУ «Полонеза», как и китайские аналоги, не имеет, обычных в таких случаях, трубчатых направляющих. Вместо них смонтирована поворотная платформа, на которой крепится опорная рама.

Приводы платформы и рамы позволяют производить наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости. На опорной раме имеются крепления для стандартных пакетов-модулей с транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК).

При заряжании эти модули перегружаются с ТЗМ на ПУ с помощью крана-манипулятора и закрепляются на опорной раме (после запуска ракет модуль снимается и отправляется для перезарядки на завод-изготовитель либо утилизируется).

По мнению специалистов, такая технология не только позволяет ускорить перезарядку боевой машины и ее подготовку к новому залпу. Что само по себе очень важно. Но главное, делает возможным запуск с одной пусковой установки реактивных снарядов и ракет (вплоть до оперативно-тактических) разных калибров и типов.

При этом есть достаточно оснований утверждать: РСЗО «Полонез» не является простой копией китайских образцов, при подготовке его производства приобретены опыт и знания, необходимые для создания всех необходимых компонентов собственных ракетных систем.

Отвечая в день президентских выборов на вопросы представителей СМИ, Александр Лукашенко заявил: «Но если бы Россия нас подкрепила ракетным вооружением, нам не надо было бы создавать, тратить огромные деньги для создания таких систем ракетных, как «Полонез». Беларусь была вынуждена сама их сделать, так как просьбы к Российской Федерации о помощи в приобретении такого оружия остались без последствий. Сегодня мы работаем над другими системами, которые сегодня сделают невозможными войну против Беларуси».

3 ноября 2015 года во время посещения Республиканского производственного унитарного предприятия «Завод точной электромеханики» в Дзержинском районе, президенту было доложено о создании в Беларуси собственного центра, работающего над созданием современных ракетных систем в составе научного и производственного подразделений.

Как сообщил президенту глава Госвоенпрома Сергей Гурулев, отечественные специалисты уже в ближайшее время планируют выйти не только на создание собственной ракеты для комплекса «Полонез» дальностью 200 км, но и освоят выпуск боеприпаса с существенно более высокими характеристиками.

Исходя из имеющейся информации, наблюдатели уже тогда сделали предположение, что речь может идти об освоении производства аналога ракеты, входящей в состав ОТРК «Искандер». А точнее, его версии «М» c дальностью стрельбы до 500 км, так как дальность экспортной версии «Э» (280 км) будет достигнута уже вскоре.

На первых порах ряд исходных компонентов, которые Беларусь пока не в состоянии выпускать сама, предполагалось поставлять из Китая. Одновременно в качестве первостепенной была поставлена задача по максимальной локализации производства. Поэтому уже полтора года назад доля белорусских комплектующих в РСЗО «Полонез» приближалась к 70%. В ближайшие время этот показатель предполагается довести до 90-95%.

Прошло меньше года и 16 июня 2016 года Александр Лукашенко сообщил о первых боевых пусках ракет РСЗО «Полонез» с полигона в Гомельской области, через территорию девяти районов, на полигон в Брестской области. Этим пускам предшествовало успешное завершение государственных испытаний РСЗО 30 мая 2016 года.

А еще через год специалистам, зарубежным гостям, представителям СМИ и широкой публике 20-22 мая в рамках выставки MILEX-2017 была представлена ракетная система «Полонез», пригодная для стрельбы боеприпасами нескольких типов.

По «пятьсот» и не больше

Как отметил российский блог bmpd (который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий — ЦАСТ), чью оценку растиражировали многие СМИ, РСЗО «Полонез», скорее всего, является белорусской версией китайского экспортного универсального ракетного комплекса GATTS (General Army Tactical Strike System), способного применять с одной пусковой установки ракеты типов А100, А200, А300 и М20, а также сверхзвуковые противокорабельные ракеты CX-1. Выпуск китайских ракет в Беларуси локализован на предприятии «Завод точной электромеханики».

Макет оперативно-тактической баллистической ракеты в составе реактивной системы залпового огня «Полонез», в экспозиции выставки MILEX-2017. Фото http://bmpd.livejournal.com

Эксперты отмечают, что ракета М20 (экспортная версия ракеты DF-12), премьера которой в составе РСЗО «Полонез» состоялась на MILEX-2017, относится к классу оперативно-тактических ракет с максимальной дальностью полета до 280 км.

Эта цифра установлена с учетом ограничений международного режима контроля ракетных технологий (РКРТ), запрещающего экспорт ракет дальностью свыше 300 км (дальность же ее прототипа DF-12 может существенно превышать 400 км.) Благодаря системам спутниковой навигации круговое вероятное отклонение (КВО) М20 от цели составляет около 30 м, мощность боевой части в тротиловом эквиваленте — свыше 500 кг.

Как полагают специалисты ЦАСТ, де-факто комплекс GATTS с ракетами М20 является функциональным аналогом и конкурентом современных ОТРК типа российского «Искандер» или американского ATACMS.

В связи с чем многие наблюдатели задались вопросом: может ли радиус действия белорусской версии М20 быть доведен до дальности ракет, входящих в состав ОТРК «Искандер-М» (500 км), стоящего на вооружении вооруженных сил РФ? Если «да», то как это повлияет на взаимоотношения Москвы и Минска?

Отвечая на него в интервью изданию «Свободная Пресса», ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин заявил, что потенциально «белорусская» версия М20 может иметь дальность и 500 км. Но за этот предел Минск выходить не будет, потому что Беларусь является участником Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) наряду с Россией, США, Украиной и Казахстаном. При нарушении его положений страна может подвергнутся санкциям.

Он также выразил мнение, что официальной негативной реакции руководства РФ в случае локализации в Беларуси производства ракет М20, ожидать не стоит, «поскольку белорусы действуют в пределах международного права». Хотя неофициально Москва вряд ли будет этим довольна.

Что касается военного планирования, то постановка на вооружение белорусской армии таких ракет никак на него не повлияет. Военное ведомство РФ будет их просто учитывать, оценивая потенциал белорусской армии при организации защиты западных рубежей Союзного государства.

Между тем, немалое число российских экспертов до сих пор продолжает придерживаться мнения, что все разговоры о создании собственных «белорусских ракет» являются простой спекуляцией, а страна как не имела собственной школы и производственной базы в ракетостроении, так и не имеет.

И тем не менее, как заявил «Свободной Прессе» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов: «Главное, чтобы китайско-белорусская разработка «не утекла» на Украину».

Возможно он обеспокоен полемикой, развернувшейся в интернете вокруг снимков самоходной пусковой установки (СПУ) нового украинского оперативно-тактического комплекса «Гром-2», которая едва выехав на ходовые испытания попала на любительское фото, приведенное военно-промышленным ресурсом ukrmilitary.com.

У кого «Полонез», а у кого «Гром»

По данным, обнародованным в свое время «Укроборонпромом», при разработке этого комплекса были использованы конструкторские решения, заложенные в ОТРК «Коршун-2», так и не пошедший в серию. Сообщалось, что максимальная дальность пуска ракет ОТРК «Гром-2» в экспортном варианте должна составить 280 км, а для боеприпасов, предназначенных для поставок вооруженным силам Украины, она может достигать и 450 км. Боевая часть такой ракеты способна гарантированно поразить живую силу и технику противника на открытой местности на площади в 10 тыс. кв. м.

Известно, что «Гром-2» разрабатывается ОКБ «Южное» и Павлодарским химическим заводом под конкретного заказчика. Каковым, по данным пресс-службы Павлодарского химического завода, является Саудовская Аравия. Последняя, по некоторым данным, уже внесла около 40 млн. долларов США на реализацию данного проекта. Первое огневое испытание ОТРК намечено на вторую половину 2017 года.

На основании фото, выложенных интернет-порталами, некоторые комментаторы сделали вывод, что пусковая установка ОТРК «Гром-2» размещена на шасси Минского завода колесных тягачей — МЗКТ-79292 либо, по крайней мере, очень похожем на него.

По их утверждению, на Украине есть, как минимум, четыре предприятия, способных собирать колесные тягачи, «очень похожие» на белорусские, однако, вопрос состоит в том, где взять необходимую для этого технологическую и конструкторскую документацию.

А так как МЗКТ не выступал с какими-либо претензиями к украинским оборонщикам по нелицензионному выпуску изделий своей разработки, то есть основания говорить о том, что либо готовые МЗКТ-79292 поступают на Украину непосредственно из Беларуси, либо на некоем тамошнем предприятии ведется их лицензионная сборка из белорусских машинокомплектов.

Между тем, внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси СПУ комплекса ракетного комплекса «Гром-2» и шасси МЗКТ-79292 приводит к выводу, что это — две разные машины несмотря на одинаковое количество осей. В первом случае схема их расположения 8х8+2, во втором — 2+2+6×6.

Учитывая, что на Украине нет опыта разработки колесных шасси с более чем тремя ведущими мостами, рискнем предположить: за основу транспортера для СПУ «Гром-2» взято шасси МАЗ-543. Большое количество таких машин досталось украинской армии в наследство от советской. На их базе размещены ЗРК С-300, РСЗО «Смерч» и ряд других видов вооружения и военной техники.

В процессе переделки МАЗ-543 вместо двух узких смонтирована одна широкая кабина, а к четырем ведущим осям (с целью увеличения размера платформы для размещения более длинной ракеты) добавлена пятая — поддерживающая. Примерно также поступали китайцы до того как с помощью МЗКТ не наладили производство шасси с числом ведущих осей больше четырех.

Таким образом, нет оснований говорить о передаче Беларусью Украине технологий способных продвинуть ее ракетную программу. И политика здесь не причем. Просто страны являются потенциальными конкурентами на этом рынке. Бизнес — есть бизнес.

Здесь же, очевидно, следует искать причину плохо скрываемого (а то и вовсе нескрываемого) недовольства российских экспертов успехами белорусского ракетостроения.

Вывод

Тягач МАЗ-543 редко можно встретить в хозяйственной сфере. Его основным предназначением является военное дело: транспортировка различных прицепов, установка оружия и разнообразных специальных модулей. Некоторые подразделения получали такой транспорт в виде полевого жилья. На вооружении состоят также машины, оснащенные радиолокационными станциями, позволяющими отслеживать воздушную обстановку. На вторичном рынке авто не продаётся, в аренду не сдаётся. Производство продолжается до сих пор, но мелкими партиями и только по государственным заказам.

Читать еще:  Обзор пассажирского самолета airbus a340

Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300

Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.

Э то уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М. Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.

Мощная боевая машина «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Первая четырехзарядная зенитная установка комплекса С-300 на шасси МАЗ-543М

Наиболее совершенная пусковая система зенитного комплекса «Фаворит» (фото автора)

Система залпового огня «Смерч»

До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).

Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)

Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.

Пусковая установка 9А52 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543М (из проспекта «Росвооружение»)

Запуск реактивного снаряда из установки «Смерч» (из архива НИИЦ АТ)

На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.

Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)

Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)

С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.

РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)

Установка залпового огня «Смерч-М» возвращается с военного парада (фото автора)

В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.

Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)

В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».

Модернизированная бортовая ТЗМ системы залпового огня «Смерч-М»

Заряжающая машина 9Т234-2 с запасом из 12 снарядов (из проспекта «Росвооружение»)

После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.

Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400

Береговой артиллерийский комплекс «Берег»

Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.

Береговой артиллерийский комплекс «Берег» на трех автомобилях МАЗ-543М (из архива завода «Баррикады»)

Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.

Самоходная артиллерийская установка А222-С1 с пушкой калибра 130 мм

САУ комплекса «Берег» с шестиместной поворотной башней (из архива СКБ-1 МАЗ)

В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.

Первая пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПС на шасси МАЗ-543М (из архива НИИЦ АТ)

Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение — С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок — основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.

Основная пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М

Серийная машина 5П85С с кабиной управления и автономным питанием

Перегрузка ТПК с зенитной ракетой комплекса С-300ПМУ на пусковую установку

Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д с питанием от внешней электросети

Машина 5П85Д с системой управления от основной пусковой установки 5П85С

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт — С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.

Экспортная зенитная система 5П85СЕ комплекса С-300ПМУ-1 в болгарской армии

В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте — 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.

Пусковая установка 5П85СЕ2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит» (из архива СКБ-1 МАЗ)

Установка 5П85СЕ2 на шасси МАЗ-543М с четырьмя ракетами на боевой позиции (из архива НИИЦ АТ)

Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.

Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.

Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М

Эксплуатация военной техники

К управлению таким огромным транспортным средством допускаются водители, прошедшие соответствующее обучение. Прежде всего, необходима сдача экзаменов на знание тех. части, техники безопасности и, конечно же, само вождение. Вообще стандартный экипаж машины состоит из двух человек, поэтому нужно действовать сообща.

Новая техника обязательно обкатывается. Сначала через 1000 км. пробега проводится первое техническое обслуживание. Далее через две тысячи километров проводится замена масла.

Перед тем как запустить двигатель, водитель прокачивает систему смазки с помощью специального насоса (давление до 2,5 атм) не более одной минуты. Если температура ниже 5 градусов, двигатель перед запуском обязательно подогревается: для этого имеется специальная система подогрева.

После остановки двигателя повторный запуск допускается только через 30 минут. После мойки при низких температурах силовая установка запускается для выведения воды из турбины.

Было так, что транспортное средство стояло без дела продолжительное время при температуре окружающей среды менее 15 градусов. Тогда гидромеханическая КПП с повышенной передачей самостоятельно отключалась.

Стоит заметить, что задняя скорость включается только после полной остановки. При езде по твердому покрытию и сухому грунту включается повышенная передача, а в условиях бездорожья пониженная.

При остановке на уклоне более 7 градусов дополнительно к ручному тормозу используется привод главного цилиндра тормозной системы. Стоянка не должна превышать 4 часа, в противном случае устанавливаются противооткатные упоры под колеса.

Универсальное военное шасси маз-543

Военное применение шасси МАЗ-543

Похожие книги из библиотеки

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Читать еще:  Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ттх)

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.

Новая книга от автора бестселлера «Автомобили Советской Армии»! Первая энциклопедия сверхсекретных проектов военного автопрома, неопровержимо доказывающая, что в этой области СССР был «впереди планеты всей» и что высшим достижением нашего автомобилестроения стали даже не всем известные массовые армейские машины, а разработанные в условиях абсолютной секретности уникальные многоосные полноприводные шасси для ракетных комплексов стратегического назначения, которые несли боевое дежурство в постоянном движении по специальным скрытным грунтовым дорогам и были фактически неуязвимы для противника. Непревзойденные скоростные амфибии и специальные плавающие грузовики, активные автопоезда и многосекционные транспортные средства, самые передовые агрегаты и материалы: многотопливные, газотурбинные, электрические и даже реактивные двигатели, сверхпрочные титановые сплавы – советские инженеры и конструкторы поистине не знали себе равных!

Новая энциклопедия ведущего историка автотехники, иллюстрированная сотнями эксклюзивных фотографий, дает полный обзор этих секретных разработок, на многие десятилетия обогнавших свое время и превративших СССР в лидера военного автомобилестроения.

Разделы Библиотеки

    Разное

    • Боевые искусства 7
    • Общевоенная подготовка 8
    • Исторические 34

    Страны

    • Германия 82
    • СССР 163
    • Россия 58

    Оружие

    • Разное 45
    • Ножи 8
    • Пистолеты 16
    • Автоматы 23

    Техника

    • Ракеты 18
    • Разное 56
    • Танки 178
    • Корабли 139
    • Авиация 171
О проекте Арсенал-Инфо.рф

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

Разделы Библиотеки
  • Техника
    • Авиация
    • Ракеты
    • Корабли
    • Танки
    • Разное
  • Оружие
    • Автоматы
    • Пистолеты
    • Ножи
    • Разное
  • Страны
    • Россия
    • СССР
    • Германия
  • Разное
    • Исторические
    • Боевые искусства
    • Общевоенная подготовка
Категории Публикаций
  • Оружие
  • Приспособления и Аксессуары
  • События и Факты
  • Боеприпасы
  • Мины
  • Пистолеты
  • Военные самолеты
  • Винтовки / Карабины
  • Профессионалы
  • Дробовики
  • Приспособления и Аксессуары
  • Пистолеты-пулемёты
Популярные теги
  • SNIPER.RU
  • ZBROYA.INFO
  • СМ СССР
  • НИМРО
  • ДАННЫЕ НА 2011
  • ВМФ СССР
  • ЦК КПСС
  • ЦКИБ СОО
  • WEAPONCAST.COM
  • KALASHNIKOV.RU
  • 1945-2000. М
  • ЦНИИТОЧМАШ
  • WARSPOT.RU
  • 62х51 НАТО
  • ДАННЫЕ НА 2012
  • 1891/30
  • ALL4SHOOTERS.COM
  • ДАННЫЕ НА 2014
  • ДАННЫЕ НА 2013
  • ДАННЫЕ НА 2016
  • ДАННЫЕ НА 2015
  • ВС СССР
  • ВВС СССР
  • МО СССР
  • ДАННЫЕ НА 2010
  • 56х45 НАТО
  • АК-74М
  • 2010-2011
  • 2009-2010
  • 150-200
  • АКС-74У

© Copyright 2014-2020, Все права на материалы, размещенные на этом сайте — принадлежат их правообладателям.

Кому «танцевать» под белорусско-китайский «Полонез»

Минск может стать обладателем оружия, способного серьезно повлиять на геополитическую и военно-стратегическую обстановку в нашем регионе.

Презентация на недавней выставке вооружений и военной техники MILEX-2017 новой ракеты к белорусскому ракетному комплексу «Полонез», судя по реакции экспертного сообщества, стала неожиданностью для многих военных аналитиков. Вызвав значительное количество разноречивых откликов как в общественно-политических, так и в специализированных изданиях.

Между тем, для тех, кто регулярно и внимательно следит за тенденциями в развитии ВПК Беларуси, данное событие было вполне ожидаемым.

Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что в прошлом президент РБ Александр Лукашенко неоднократно заявлял о желательности и даже необходимости приобретения нашей страной мощного ракетного оружия. Так, еще 14 ноября 2008 года в интервью The Wall Street Journal белорусский лидер заявил: «Сейчас у нас нет на это средств, но получить такое оружие — я сейчас выдам тайну — мы планируем».

И хотя затем последовала длительная пауза, как оказалось, это не означало, что белорусский президент оставил свои ракетные притязания. 29 января 2015 года во время открытого диалога с представителями СМИ он сообщил о скором создании в Беларуси собственного производства современных средств огневого поражения.

«Мы работаем над тем, чтобы у Беларуси было свое оружие. Сейчас основное производство оружия, которым пользуется наша армия, сконцентрировано в России. Мы лишь создаем некоторые части оружия: электроника, оптика и другие. Нам надо иметь хорошее оружие, чтобы будущий агрессор даже не помышлял воевать против Беларуси. Мы будем иметь такие системы через несколько месяцев».

И 9 мая 2015 года за словом последовало дело: на параде в честь 70-летия Победы публике официально были показаны первые машины отечественной ракетной системы залпового огня (РСЗО) «Полонез».

Что на что похоже

Элементы РСЗО базируются на колесных шасси белорусского производства: на транспортерах Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930 «Астролог» (формула 8×8) — пусковая установка (ПУ) и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ). На шасси Минского автозавода МАЗ-6317 (6х6) установлена машина управления огнем.

А вот конструкция артиллерийской части и ракет, по мнению экспертов, заимствована у реактивных систем залпового огня, созданных ведущими оружейными компаниями Китая. ПУ «Полонеза», как и китайские аналоги, не имеет, обычных в таких случаях, трубчатых направляющих. Вместо них смонтирована поворотная платформа, на которой крепится опорная рама.

Приводы платформы и рамы позволяют производить наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости. На опорной раме имеются крепления для стандартных пакетов-модулей с транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК).

При заряжании эти модули перегружаются с ТЗМ на ПУ с помощью крана-манипулятора и закрепляются на опорной раме (после запуска ракет модуль снимается и отправляется для перезарядки на завод-изготовитель либо утилизируется).

По мнению специалистов, такая технология не только позволяет ускорить перезарядку боевой машины и ее подготовку к новому залпу. Что само по себе очень важно. Но главное, делает возможным запуск с одной пусковой установки реактивных снарядов и ракет (вплоть до оперативно-тактических) разных калибров и типов.

При этом есть достаточно оснований утверждать: РСЗО «Полонез» не является простой копией китайских образцов, при подготовке его производства приобретены опыт и знания, необходимые для создания всех необходимых компонентов собственных ракетных систем.

Отвечая в день президентских выборов на вопросы представителей СМИ, Александр Лукашенко заявил: «Но если бы Россия нас подкрепила ракетным вооружением, нам не надо было бы создавать, тратить огромные деньги для создания таких систем ракетных, как «Полонез». Беларусь была вынуждена сама их сделать, так как просьбы к Российской Федерации о помощи в приобретении такого оружия остались без последствий. Сегодня мы работаем над другими системами, которые сегодня сделают невозможными войну против Беларуси».

3 ноября 2015 года во время посещения Республиканского производственного унитарного предприятия «Завод точной электромеханики» в Дзержинском районе, президенту было доложено о создании в Беларуси собственного центра, работающего над созданием современных ракетных систем в составе научного и производственного подразделений.

Как сообщил президенту глава Госвоенпрома Сергей Гурулев, отечественные специалисты уже в ближайшее время планируют выйти не только на создание собственной ракеты для комплекса «Полонез» дальностью 200 км, но и освоят выпуск боеприпаса с существенно более высокими характеристиками.

Исходя из имеющейся информации, наблюдатели уже тогда сделали предположение, что речь может идти об освоении производства аналога ракеты, входящей в состав ОТРК «Искандер». А точнее, его версии «М» c дальностью стрельбы до 500 км, так как дальность экспортной версии «Э» (280 км) будет достигнута уже вскоре.

На первых порах ряд исходных компонентов, которые Беларусь пока не в состоянии выпускать сама, предполагалось поставлять из Китая. Одновременно в качестве первостепенной была поставлена задача по максимальной локализации производства. Поэтому уже полтора года назад доля белорусских комплектующих в РСЗО «Полонез» приближалась к 70%. В ближайшие время этот показатель предполагается довести до 90-95%.

Прошло меньше года и 16 июня 2016 года Александр Лукашенко сообщил о первых боевых пусках ракет РСЗО «Полонез» с полигона в Гомельской области, через территорию девяти районов, на полигон в Брестской области. Этим пускам предшествовало успешное завершение государственных испытаний РСЗО 30 мая 2016 года.

А еще через год специалистам, зарубежным гостям, представителям СМИ и широкой публике 20-22 мая в рамках выставки MILEX-2017 была представлена ракетная система «Полонез», пригодная для стрельбы боеприпасами нескольких типов.

По «пятьсот» и не больше

Как отметил российский блог bmpd (который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий — ЦАСТ), чью оценку растиражировали многие СМИ, РСЗО «Полонез», скорее всего, является белорусской версией китайского экспортного универсального ракетного комплекса GATTS (General Army Tactical Strike System), способного применять с одной пусковой установки ракеты типов А100, А200, А300 и М20, а также сверхзвуковые противокорабельные ракеты CX-1. Выпуск китайских ракет в Беларуси локализован на предприятии «Завод точной электромеханики».

Макет оперативно-тактической баллистической ракеты в составе реактивной системы залпового огня «Полонез», в экспозиции выставки MILEX-2017. Фото http://bmpd.livejournal.com

Эксперты отмечают, что ракета М20 (экспортная версия ракеты DF-12), премьера которой в составе РСЗО «Полонез» состоялась на MILEX-2017, относится к классу оперативно-тактических ракет с максимальной дальностью полета до 280 км.

Эта цифра установлена с учетом ограничений международного режима контроля ракетных технологий (РКРТ), запрещающего экспорт ракет дальностью свыше 300 км (дальность же ее прототипа DF-12 может существенно превышать 400 км.) Благодаря системам спутниковой навигации круговое вероятное отклонение (КВО) М20 от цели составляет около 30 м, мощность боевой части в тротиловом эквиваленте — свыше 500 кг.

Как полагают специалисты ЦАСТ, де-факто комплекс GATTS с ракетами М20 является функциональным аналогом и конкурентом современных ОТРК типа российского «Искандер» или американского ATACMS.

В связи с чем многие наблюдатели задались вопросом: может ли радиус действия белорусской версии М20 быть доведен до дальности ракет, входящих в состав ОТРК «Искандер-М» (500 км), стоящего на вооружении вооруженных сил РФ? Если «да», то как это повлияет на взаимоотношения Москвы и Минска?

Отвечая на него в интервью изданию «Свободная Пресса», ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин заявил, что потенциально «белорусская» версия М20 может иметь дальность и 500 км. Но за этот предел Минск выходить не будет, потому что Беларусь является участником Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) наряду с Россией, США, Украиной и Казахстаном. При нарушении его положений страна может подвергнутся санкциям.

Он также выразил мнение, что официальной негативной реакции руководства РФ в случае локализации в Беларуси производства ракет М20, ожидать не стоит, «поскольку белорусы действуют в пределах международного права». Хотя неофициально Москва вряд ли будет этим довольна.

Что касается военного планирования, то постановка на вооружение белорусской армии таких ракет никак на него не повлияет. Военное ведомство РФ будет их просто учитывать, оценивая потенциал белорусской армии при организации защиты западных рубежей Союзного государства.

Между тем, немалое число российских экспертов до сих пор продолжает придерживаться мнения, что все разговоры о создании собственных «белорусских ракет» являются простой спекуляцией, а страна как не имела собственной школы и производственной базы в ракетостроении, так и не имеет.

И тем не менее, как заявил «Свободной Прессе» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов: «Главное, чтобы китайско-белорусская разработка «не утекла» на Украину».

Возможно он обеспокоен полемикой, развернувшейся в интернете вокруг снимков самоходной пусковой установки (СПУ) нового украинского оперативно-тактического комплекса «Гром-2», которая едва выехав на ходовые испытания попала на любительское фото, приведенное военно-промышленным ресурсом ukrmilitary.com.

У кого «Полонез», а у кого «Гром»

По данным, обнародованным в свое время «Укроборонпромом», при разработке этого комплекса были использованы конструкторские решения, заложенные в ОТРК «Коршун-2», так и не пошедший в серию. Сообщалось, что максимальная дальность пуска ракет ОТРК «Гром-2» в экспортном варианте должна составить 280 км, а для боеприпасов, предназначенных для поставок вооруженным силам Украины, она может достигать и 450 км. Боевая часть такой ракеты способна гарантированно поразить живую силу и технику противника на открытой местности на площади в 10 тыс. кв. м.

Известно, что «Гром-2» разрабатывается ОКБ «Южное» и Павлодарским химическим заводом под конкретного заказчика. Каковым, по данным пресс-службы Павлодарского химического завода, является Саудовская Аравия. Последняя, по некоторым данным, уже внесла около 40 млн. долларов США на реализацию данного проекта. Первое огневое испытание ОТРК намечено на вторую половину 2017 года.

На основании фото, выложенных интернет-порталами, некоторые комментаторы сделали вывод, что пусковая установка ОТРК «Гром-2» размещена на шасси Минского завода колесных тягачей — МЗКТ-79292 либо, по крайней мере, очень похожем на него.

По их утверждению, на Украине есть, как минимум, четыре предприятия, способных собирать колесные тягачи, «очень похожие» на белорусские, однако, вопрос состоит в том, где взять необходимую для этого технологическую и конструкторскую документацию.

А так как МЗКТ не выступал с какими-либо претензиями к украинским оборонщикам по нелицензионному выпуску изделий своей разработки, то есть основания говорить о том, что либо готовые МЗКТ-79292 поступают на Украину непосредственно из Беларуси, либо на некоем тамошнем предприятии ведется их лицензионная сборка из белорусских машинокомплектов.

Между тем, внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси СПУ комплекса ракетного комплекса «Гром-2» и шасси МЗКТ-79292 приводит к выводу, что это — две разные машины несмотря на одинаковое количество осей. В первом случае схема их расположения 8х8+2, во втором — 2+2+6×6.

Учитывая, что на Украине нет опыта разработки колесных шасси с более чем тремя ведущими мостами, рискнем предположить: за основу транспортера для СПУ «Гром-2» взято шасси МАЗ-543. Большое количество таких машин досталось украинской армии в наследство от советской. На их базе размещены ЗРК С-300, РСЗО «Смерч» и ряд других видов вооружения и военной техники.

В процессе переделки МАЗ-543 вместо двух узких смонтирована одна широкая кабина, а к четырем ведущим осям (с целью увеличения размера платформы для размещения более длинной ракеты) добавлена пятая — поддерживающая. Примерно также поступали китайцы до того как с помощью МЗКТ не наладили производство шасси с числом ведущих осей больше четырех.

Таким образом, нет оснований говорить о передаче Беларусью Украине технологий способных продвинуть ее ракетную программу. И политика здесь не причем. Просто страны являются потенциальными конкурентами на этом рынке. Бизнес — есть бизнес.

Здесь же, очевидно, следует искать причину плохо скрываемого (а то и вовсе нескрываемого) недовольства российских экспертов успехами белорусского ракетостроения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector