0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роковой авианосец

Роковой авианосец. История несчастливого для россиян крейсера Адмирал Кузнецов, на котором произошел пожар

12 декабря на российском авианосце Адмирал Кузнецов вспыхнул пожар. С 2018 года крейсер находится на ремонте — тогда на него упал кран, нанесший значительный ущерб. До этого РФ перебросила « Кузнецова» в Сирию — однако истребители не могли с него взлететь.

Публикуем материал журналиста НВ Олега Шамы о четвертьвековой истории авианосца.

О сенью 2016 года Россия решила продемонстрировать миру свой авианосный флот, отправив к берегам охваченной войной Сирии его единственный представитель — тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов. Судно долго шло из Белого моря в Средиземное, на месте корабль потерял самолет и удивил международных наблюдателей своим потрепанным состоянием.

У этого корабля солидный возраст — четверть века. Его проектировали и строили — без малого десять лет — еще в советские времена на верфях Николаева. Незадолго до провозглашения независимости Украины крейсер вывели в Архангельск.

Корабль стал запоздалой попыткой СССР догнать США по авианесущим военно-морским силам. Почему Союз спохватился так поздно, ведь американцы активно использовали авианосцы еще в ходе Второй мировой войны? Ответом отчасти служит биография адмирала Николая Кузнецова.

Он провел Вторую мировую на посту наркома ( министра) ВМФ и сразу после разгрома стран Оси стал идеологом создания авианосных судов. Но адмирала втянули во внутриполитические интриги Кремля, разыгравшиеся не в пользу его проектов.

Развитие ракетно-ядерного оружия в СССР вообще отодвинуло надводный флот на вторые-третьи роли в планировании возможных войн. Даже экспорт революции, которым Страна Советов занималась до самого конца своего существования, не способствовал развитию ВМФ. Оружие зарубежным прокоммунистическим движениям поставлялось даже за моря-океаны тайком — чтобы сохранить образ миротворца в первую очередь перед своим народом. Авианосцы для этого не требовались.

Кто заменит ПД-50

Ремонт подводной части корпуса авианосца «Адмирал Кузнецов» был начат в плавучем доке ПД-50, принадлежавшем 82-му судоремонтному заводу, однако в ночь с 29 на 30 октября 2018 года произошла авария, в результате которой док затонул. Авианосец получил повреждения, но был успешно отбуксирован к стенке 35-го судоремонтного завода, по совместительству являющейся его штатным местом стоянки.

Докование — важная часть восстановления технической готовности корабля, без чего «Кузнецов» не сможет вернуться в строй, хотя бы потому, что только в доке можно заново установить на корабль снятые ранее в процессе ремонта гребные винты.

Крейсер «Адмирал Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода (СРЗ) в Мурманской области

На сегодня дока, способного заменить построенный в 1980 году по советскому заказу в Швеции ПД-50, на севере нет, что ставит под вопрос не только перспективы ремонта «Кузнецова», но и поддержания готовности других сил флота — в первую очередь кораблей первого ранга. Имеющий близкие характеристики плавучий док ПД-41, построенный в 1978 году по заказу СССР в Японии, находится на Дальнем Востоке, в Фокино, и перевод его на север практически не реален.

В 1980-х годах на северной оконечности мыса Чалмпушка в Кольском заливе начались подготовительные работы по строительству сухого дока для перспективного авианосца «Ульяновск», который должен был быть крупнее «Кузнецова» и уже не поместился бы в ПД-50, однако дальше первой очереди взрывных работ дело тогда не пошло, и быстро завершить этот проект не получится при всем желании.

Завершать, между тем, требуется именно быстро — в марте 2019 года глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов пообещал вернуть «Кузнецова» в строй до конца 2021 года, с возможным отклонением от срока не более чем на 2–4 месяца.

Читать еще:  АВТОМАТ СУДАЕВА АС-44

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода АО «Центр судоремонта «Звездочка» в Мурманске

Единственной реальной альтернативой в этих условиях становится использование площадки «Кольской верфи», сооружаемой компании «Новатэк» на другом берегу Кольского залива. СМИ сообщали, что первая очередь нового предприятия, где должны строиться в том числе плавучие заводы по производству сжиженного природного газа, должна заработать уже летом 2019 года.

Водоизмещение подобных сооружений может превышать полмиллиона тонн, и технически площадка, способная строить плавучие объекты такого масштаба, сможет принять на ремонт авианосец — вопрос заключается в возможно необходимом увеличении длины бассейна, так как плавучий завод при большей осадке и ширине может быть короче, и уже организационных проблемах, включая аренду площадки у коммерческого предприятия, ранее не претендовавшего на участие в ремонте боевых кораблей по заказу Минобороны.

Строительство, испытания

Корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, ныне на территории Украины) 1 сентября 1982 года под заводским номером 105. 22 февраля 1983 года перезаложен (как «Леонид Брежнев»), спущен на воду 4 декабря 1985 года.

8 июня 1989 года начались швартовые испытания. 21 октября того же года корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов. Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (пос. Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА («Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный», ныне — полигон взлетно-посадочных систем «Нитка»). Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачев на самолете Су-27К.

25 декабря 1990 года был подписан приемный акт, а 20 января 1991 года корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Однако он оставался на Черном море, продолжая испытания. Переход в Североморск был совершен только в конце 1991 года.

Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.

Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.

Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.

В целом, на сегодняшний день это полностью готовый к службе боевой корабль, который продолжают модернизировать. Он единственный в своем роде, и более подобных авианосный крейсеров строить не планируют.

По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.

Что известно о пожаре

Как сообщили в Следственном комитете Мурманской области, к 14:30 мск пожар локализовали военнослужащие из состава экипажа корабля, которые сопровождали ремонтные работы, а также пожарные судоремонтного завода. Во время возгорания на судне работали около 400 человек, они были эвакуированы.

По информации ТАСС со ссылкой на экстренные службы, пострадали 10 человек, шесть из них находятся в реанимации: это члены экипажа корабля и сотрудники судоремонтного завода. Большинство пострадавших отравились продуктами горения, один получил черепно-мозговую травму. Состояние лишь одного пострадавшего оценивается как легкой степени тяжести.

Читать еще:  Автоматы калашникова сотой серии: тактико-технические характеристики (ттх) ак-103, 105, 107

По информации Baza, во время возгорания пропал капитан третьего ранга, командир дивизиона аварийно-спасательных работ Виктор Измайлов, он отвечал за ремонт «Адмирала Кузнецова». Его поиски продолжаются. Всего пропавшими числится трое человек, 12 пострадавших отправлены в мурманские больницы, причина – «отправление продуктами горения».

Пожарный, работающий на месте ЧП, сообщил корреспонденту Север.Реалии, что на 17.25 пожар продолжался, «до очага возгорания ещё не добрались, трое человек не найдены».

Промежуточное решение

Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.

«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.

По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.

«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.

То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.

По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.

Индийский контракт и новый взлет

Испытания МиГ-29К были возобновлены только в 1996 году, во многом благодаря контракту с ВМС Индии. «Индийский контракт», как его часто называют, был подписан 20 января 2004 года между Военно-морскими силами Индии и РСК «МиГ». Согласно документу, Индия закупала большую партию многофункциональных истребителей корабельного базирования в одноместном (МиГ-29К) и двухместном (МиГ-29КУБ) вариантах.

Кроме того, данный контракт стал частью более важного российско-индийского межправительственного соглашения, которое было заключено в 2000 году. Документ предусматривал проведение работ по ремонту и модернизации в интересах ВМС Индии российского ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В Индии «Адмирал Горшков» получил имя «Викрамадитья», что в переводе с санскрита означает «всемогущий как Солнце». Совокупная стоимость соглашения составила около 1,5 млрд долларов, что тогда стало рекордом для нашей страны в сфере военно-технического сотрудничества.

Обновленный МиГ-29К поднялся в небо 20 января 2007 года. В тот же день совершил свой первый полет двухместный МиГ-29КУБ. Этот долгожданный взлет стал началом летных испытаний самолетов МиГ-29К/КУБ.

Наконец, 28 сентября 2009 года на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» успешно совершил посадку МиГ-29К, а следом за ним – серийный МиГ-29КУБ, окрашенный в цвета ВМС Индии.

В середине мая 2013 года состоялось официальное принятие истребителей МиГ-29К/КУБ на вооружение Индии. По состоянию на 2018 год индийским ВМС принадлежат 45 самолетов МиГ-29К/КУБ.

Читать еще:  Соавторы стрелковых рекордов

«Индийский контракт» стал не только успешной программой в области военно-технического сотрудничества, но также оказал позитивное влияние в целом на развитие палубной авиации ВМФ России. Компания «МиГ» сумела предложить российскому флоту новые самолеты корабельного базирования МиГ-29К/КУБ. Минобороны России подписало контракт на 24 таких самолетов для крейсера «Адмирал Кузнецов». Сегодня МиГ-29К совместно с Су-33 составляют основу палубной авиации России.

Авиагруппа

ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29. С конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования — Североморск-3, Мурманская обл.), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база — Североморск-1).

Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 гг. на «Адмирале Кузнецове» во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К «Катран».

Тайный экспорт

С оветский Союз до конца своего существования не отошел от старой большевистской стратегии экспорта пролетарской революции. Она оставалась все время актуальной хотя бы потому, что США после Второй мировой стали активно поддерживать своим военным присутствием принципы демократии, не всегда четко понимая целесообразность такой поддержки.

При Ленине и Сталине в экспорте революции упор делался на идейную подготовку коммунистических лидеров далеких стран, для чего и существовал дорогостоящий Коминтерн с центром в Москве. Война показала, что такая стратегия дала ничтожно мало. Поэтому при Хрущеве, а потом и при Леониде Брежневе СССР экспортировал не идеи, а щедро предоставлял оружие и военспецов своим союзникам в любую точку планеты по первому же зову.

США свое военное вмешательство почти не скрывали. Особенно после неудачной попытки подавить революцию на Кубе в начале 1961 года. К тому же трудно было тайно проводить какие‑либо операции с мощным военно-морским флотом.

Союзу же вплоть до Афганской войны удавалось организовать свое военное присутствие более-менее тайно. Даже переброску баллистических ракет на Кубу Кремль провел в полной секретности. Их обнаружили американские самолеты-разведчики уже после установки на острове.

В 1990‑х стало известно о колоссальных военных поставках Москвы по меньшей мере в 15 государств мира. К концу существования Страны Советов треть ее населения проживала в зоне предприятий военно-промышленного комплекса. Даже производство бытовой техники оказалось в сфере ВПК: они делали 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит.

СССР безвозмездно поставлял оружие в Бангладеш, Мозамбик, Йемен, Никарагуа, Лаос. Самой дорогостоящей ( только по официальным данным) была помощь Вьетнаму — $9,1 млрд, Сирии — $6,7 млрд, Эфиопии — $2,8 млрд, Алжиру — $2,5 млрд, Анголе — $2 млрд. В 1980‑х четверть всего производимого в Союзе оружия отправлялась за рубеж. Взамен Кремль получал лишь весьма условное уважение и значимость в мире.

Федор Бурлацкий, советник Брежнева, в то время, когда о старческих речах генсека уже ходили анекдоты, как‑то осмелился заметить: мол, советская экономика — хуже некуда, много тратим на оружие, разбазариваем энергоресурсы. Тот выслушал и ответил: «Да, я все это прекрасно понимаю. Но я не по этой части. Я больше насчет организации и психологии».

К середине 1970‑х Союз достиг относительного паритета с США в ядерном оружии. А это считалось стратегически самым важным. Точечные удары авиации и пехоты далеко за пределами страны вообще не предполагались — со всем должны были справиться ракеты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector