0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В России почтят память подводников, погибших 19 лет назад на атомной подлодке; Курск

Содержание

В России почтят память подводников, погибших 19 лет назад на атомной подлодке «Курск»

МОСКВА, 12 августа. /ТАСС/. Торжественно-траурные мероприятия пройдут в городах и регионах России в 19-ю годовщину со дня катастрофы на атомном подводном ракетном крейсере (АПРК) «Курск», унесшей жизни всех 118 членов экипажа. Память погибших подводников почтят возложениями цветов, митингами и поминальными молебнами.

В Санкт-Петербурге, по данным городского Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, в настоящее время проживают более 50 семей погибших на АПРК «Курск». На Серафимовском кладбище похоронены 32 члена экипажа и его командир, Герой России, капитан 1 ранга Геннадий Лячин. Это самое большое захоронение экипажа в стране.

«12 августа 2019 года в Санкт-Петербурге по сложившейся традиции пройдут торжественно-траурные мероприятия и отдание воинских почестей под руководством Главного командования ВМФ РФ. В 12:00 мск состоится панихида в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга, где установлена мемориальная доска с именами всех членов экипажа АПРК К-141 «Курск». В 14:00 мск пройдет заупокойная лития на мемориале АПРК «Курск» Серафимовского кладбища, возложение венков к мемориалу и цветов на могилы погибших подводников, отдание воинских почестей погибшим подводникам», — говорится в сообщении клуба.

Сегодня 20 лет со дня гибели атомной подводной лодки К-141 «Курск»

12 августа 2000 года в точке с координатами 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы затонула атомная подводная лодка «Курск» — наша вечная Память и боль. Причиной трагедии стал взрыв на борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Все 118 человек, находившихся на борту, погибли. В 2001 году в результате крупномасштабной международной операции «Курск» был поднят со дна моря.

Официальное расследование давно завершено, но некоторые вопросы о причинах и механизме катастрофы до сих пор остаются. Как заявил изданию «РосБалт» вице-адмирал запаса Геннадий Полюхович, возглавляющий Общество ветеранов 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, правда о гибели подложки «станет известна не ранее, чем через три десятка лет».

Множество неофициальных версий относительно этого трагического события, которые обсуждаются до сих пор, связаны с «иностранной подводной лодкой». Речь идет о столкновении или торпедной атаке, но специалисты опровергают эти предположения. Гибель атомного ракетоносца стала самой темной страницей в истории ВМФ, поэтому спустя 20 лет вопросы о деталях катастрофы, произошедшей в Баренцовом море все еще актуальны.

Рубка атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море, была сохранена и вошла в состав мемориального комплекса «Морякам, погибшим в мирное время», установленного около храма Спаса на водах. Открытие памятника состоялось 26 июля 2009 года в День военно-морского флота. Здесь вспоминают имена моряков, которые в мирное время навсегда остались на боевом посту.

Сегодня в Санкт-Петербурге пройдут памятные мероприятия, посвященные 20-й годовщине трагедии на атомной подводной лодке и гибели моряков-подводников. В 12.00 в Николо-Богоявленском морском соборе состоится панихида, сообщает РИА Новости. В 14.00 у мемориала членам экипажа пройдет церемония отдания воинских почестей, возложение цветов, венков и траурный митинг.

Читайте также

В России количество новых заражений превысило двадцать тысяч

Количество вновь диагностированных инфекций COVID-19 в России в пятницу побило очередной печальный рекорд и превысило двадцать с половиной тысяч. Согласно официальным данным, опубликованным в пятницу, число подтвержденных новых случаев заражения коронавирусом за прошлый день выросло на 20582 до 1,733,440 человек.

В Ираке мусульмане начали уборку в церкви, призывая христиан вернуться в Мосул

«Это наше послание: Возвращайтесь. Мосул не будет полным без вас», — сказал иракским христианам Мохаммед Эссам, соучредитель группы добровольцев, которая побуждает христиан возвращаться в город. «Мы хотим сказать, что христианам рады в этой стране, что у них здесь богатое прошлое и светлое будущее», — сказал один из добровольцев.

Французская полиция задержала еще одного подозреваемого в теракте в Ницце

Французская полиция задержала в среду 17-летнего молодого человека, который подозревается в контакте с предполагаемым виновником нападения на базилику Богоматери в Ницце на юге страны, произошедшее на прошлой неделе. В результате нападения погибли три человека — две женщины и один мужчина.

В Великом Новгороде пассажирский автобус въехал в здание ВУЗа. Есть жертвы

В Великом Новгороде пассажирский автобус протаранил здание Новгородского госуниверситета (НовГУ) имени Ярослава Мудрого. В результате столкновения погибли два человека, находившихся в автобусе, один из которых водитель.

Причины развития исламского радикализма на Западе. Все ли так однозначно?

Кровавые нападения исламистов, произошедшие во Франции и в Вене в последние дни, показали, что исламистский терроризм все еще жив и опасен. Террористические атаки, совершаемые исламистами в последние годы почти во всем мире, являются лишь внешним признаком усиления исламизма в последние десятилетия.

Ответственность за теракт в Вене взяло Исламское государство*

Группа джихадистов Исламского государства* взяла на себя ответственность за нападение в Вене, в результате которого были убиты четыре мирных жителя и 22 человека получили ранения. Подтверждено, что убитый 20-летний мужчина с гражданством Австрии и Северной Македонии, состоял в экстремистской группировке. Швейцарская полиция сообщила, что в связи с нападением они арестовали 18-летнего и 24-летнего мужчин, граждан Швейцарии.

Подписаться на эксклюзив

Подпишитесь на нашу рассылку и вы всегда будете в курсе событий еще до того, как это станет известно в СМИ

Конструкция подлодки

Атомные подводные лодки (АПЛ) проекта «Антей» имеют двухкорпусную конструкцию. Расстояние между легким и прочным корпусом составляет 3,5 метра, что обеспечивает субмарине хорошую живучесть. Также это обеспечивает дополнительную защиту от взрывов.

Какой класс

«Курск» относится к проекту 949А «Антей». Его класс — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК, АПРК). Также может называться подводным ракетным крейсером. Основное назначение — уничтожение авианосцев и противодействие авианосным группам.

Отсеки

Прочный корпус подлодки разделен на 10 отсеков:

  • носовой (торпедный) — здесь расположены пусковые аппараты и боекомплект;
  • второй отсек командный, имеет четыре палубы, здесь обеспечивается управление кораблем;
  • третий — радиоэлектронный центр связи;
  • четвертый — жилой, здесь расположены кубрики, кают-компания, спортзал, сауна, душевые, система управления пожаротушения;
  • пятый — дизель-генератор, вырабатывающий электроэнергию;
  • шестой — реакторный с двумя установками, в переходе к пятому происходит дезактивация членов экипажа;
  • седьмой и восьмой — турбинные отсеки.

Девятый отсек — убежище, здесь находятся насосы, компрессоры, запас средств индивидуальной защиты и средств для аварийного покидания лодки, небольшой запас продуктов. Именно здесь собрались 23 моряка, уцелевших при первом взрыве, но погибших позже. Десятый отсек механико-технический.

Вооружение

Противокорабельное вооружение К-141 состоит из двенадцати спаренных пусковых установок крылатых ракет П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс». В процессе модернизации их предлагается заменить на ПКР класса «Калибр». Допускается установка ПКР «Циркон».

Читать еще:  Снайперская винтовка СВД (Снайперская винтовка Дагунова)

В носовой части располагается шесть торпедных аппаратов двух калибров — 650 мм и 533 мм. Боезапас составляет 8-12 торпед и ракето-торпед 650 мм и 16 снарядов 533 мм.

«Курск» как «точка невозврата»

Позднее в российском флоте появился такой тип подводных лодок, который объединял знания нацистских ученых и ядерную энергию. Главное командование ВМФ СССР было озабочено существованием мифических американских авианосцев. «Поэтому были специально созданы подводные суда для нападения и уничтожения авианосцев. Новшество состояло в том, что использовались не торпеды (в этом случае необходимо было приблизиться на очень малое расстояние), а баллистические ракеты, специально адаптированные для такой цели», — объясняет эксперт.

Появление «Курска»

Так появилась атомная подводная лодка К-141 («Курск»), которую СМИ того времени называли «жемчужиной царской короны». Это было неким преувеличением, поскольку известно, что это подводное судно класса «Оскар» было не таким большим как суда класса «Тайфун» и не таким современным как суда класса «Акула».

Однако, «Курск» был настоящим гигантом, и это подтверждает и Сан Хуан. Судно было новейшим (построено в период между 1992 — 1994 гг.), очень быстрым (30 узлов на поверхности и 32 при погружении) и прочным как камень (корпус толщиной в 8,5 мм), а также на его борту находилось «24 ракетные пусковые установки» и четыре торпедных аппарата.

Одним словом, это было подводное хранилище боеприпасов. В репортаже «Катастрофа на атомной подводной лодке «Курск»» на телеканале National Geograpic рассказывали: «Эта подводная лодка была одним из ключевых компонентов российской обороны. Она работала на двух атомных реакторах. 150 метров в длину. Высота сравнима с шестиэтажным зданием. В два раза больше реактивного пассажирского самолета».

Военные операции

10 августа 2000 года подводная лодка «Курск» под командованием Геннадия Лячина, одного из самых опытных капитанов российского флота, вышла из порта для участия в военных тактических учениях в Баренцевом море. «Курску» была поставлена задача произвести условное нападение на отряд боевых кораблей. Его целью был атомный крейсер «Петр Великий» — флагман Северного флота России.

12 августа всё шло по плану. Утром с подводной лодки в штатном режиме была запущена крылатая ракета «Гранит». Однако когда стрелки часов приблизились к полудню, всё изменилось. В 11:27 во время подготовки запуска первой торпеды по «вражеской» эскадре произошел взрыв, повредивший носовой (торпедный) отсек судна.

Трагедия

4. Одиннадцать дней надежды и скорби

Только в 4.50 13 августа гидроакустики сумели установить местонахождение лодки, лежавшей на дне на глубине 108 метров. Как говорят моряки, атомные лодки (в отличие от дизельных) не предназначены для того, чтобы ложиться на грунт, и такое положение «Курска» однозначно свидетельствовало о том, что на борту произошла авария. Спасательные работы велись в течение одиннадцати суток — с 13 по 24 августа, но результатов не дали. Впрочем, их и не могло быть, несмотря на все надежды. Как выяснилось позднее, практически весь экипаж подлодки погиб в первые минуты катастрофы, и только в кормовом девятом отсеке (в турбинном зале) 24 моряка оставались живыми еще несколько часов. Но и их спасти не было никаких шансов, поскольку спасательный шлюз оказался затопленным.

Вид на носовую оконечность подлодки проекта 949А К-148 «Краснодар», аналогичной подлодке «Курск». Хорошо видны отверстия носовых торпедных аппаратов по правому борту, в одном из которых 12 августа 2000 года на «Курске» и взорвалась торпеда

Подводная лодка К-141 «Курск»

Атомоход «Курск» относился к кораблям проекта 949А «Антей». История подводных лодок этого проекта берет свое начало еще в конце 60-х годов прошлого века. Субмарины проекта «Антей» считаются специалистами одними из самых совершенных многоцелевых лодок на сегодняшний день. Лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году, в 1994 году ее спустили на воду, и в тот же год она была принята в состав Северного флота ВМС России. Первым командиром «Курска» был капитан 2-го ранга Рожков. На момент своей гибели этот корабль был одним из самых совершенных в составе российского флота.

Лодки класса «Антей» (Oscar-II, по классификации НАТО) были спроектированы в СССР для противодействия авианосным соединениям противника и его атомными подводными лодками. Субмарины этого класса вооружены ракетами «Гранит» и торпедами. Они имеют весьма низкую шумность и малозаметны. Это настоящие «убийцы авианосцев», незаметные и смертоносные.

Водоизмещение, т
Подводное14700
Надводное23860
Размеры, м
Длина154
Ширина18,2
Осадка9
Скорость
Надводная15 узлов
Подводная33 узла
Глубина погружения, м600
Силовая установка2 ядерных реактора ОК 650-Б
Вооружение24 крылатые ракеты П-700 («Гранит»)
4 торпедных аппарата
Автономность120 суток
Экипаж130 человек

Подводная лодка «Курск» считалась одним из лучших кораблей Северного флота. В 1999 году лодка совершила автономное плавание в Средиземное море, успешно выполнив все задания командования. Последним командиром «Курска» был капитан 1-го ранга Лячин.

Самое интересное в истории Российского флота

Гибель АПРК «Курск» — огромное потрясение для всей страны

12 августа 2000 года — гибель атомной подводной лодки АПРК «Курск». Это был российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен в Северодвинске на заводе «Севмаш» в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы находился в составе Северного флота России. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны атомной подводной лодке К-141 присвоено почетное наименование «Курск». Через семь лет этот подводный крейсер затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа погибли.

Катастрофа «Курска» была одной из самых громких в истории России, произошедших в мирное время. Вся страна испытала тогда огромное потрясение, которое до сих пор отзывается болью в душе каждого россиянина. Все с большим напряжением и состраданием следили за тем, как пытались спасти экипаж лодки, а затем поднять ее со дна моря. Сейчас, спустя столько лет после трагедии, причина гибели АПРК «Курск», по-прежнему вызывает живой интерес у многих россиян.

Наш ответ американцам

Со второй половины 60-х годов советский военно-морской флот вышел на просторы Мирового океана и наращивал силы, чтобы иметь возможность противостоять любому противнику. Особенно актуальной эта задача стала после появления в 70-х годах в составе ВМС США новейших атомных авианосцев типа «Нимитц». Они обладали колоссальной ударной мощью, а радиус их эффективной зоны ПВО достигал 5 тысяч километров. Эти авианосцы до сих пор активно используются для решения боевых задач во время локальных конфликтов в различных районах мира.

Советский Союз по ряду причин не мог строить такие корабли. Нашим ответом американцам стали крейсерские атомные подводные лодки с крылатыми ракетами на борту. Сначала под руководством академика В. Челомея был создан новый ракетный комплекс с подводным стартом. Он был принят на вооружение в 1981 году и получил название «Гранит». Дальность полета новой ракеты превышала 500 километров, управление полетом осуществлялось бортовой аппаратурой, обеспечивавшей прорыв системы ПРО противника. Одного залпа «Гранитами» достаточно, чтобы уничтожить всю авианосную ударную группу.

Проект нового подводного крейсера

Тактико-техническое задание на проектирование тяжелого подводного ракетного крейсера под этот ракетный комплекс было выдано в декабре 1969 года. Новый проект, одним из воплощений которого стала АПРК «Курск», получил наименование «949». После введения в строй двух первых кораблей, он был существенно доработан, и началось серийное производство подводных крейсеров проекта «949 А». Это очень малошумная лодка, с большой скоростью подводного хода — до 33 узлов, и глубиной погружения до 600 метров. У нее прекрасная обитаемость, а автономность вдвое больше, чем у лодок предыдущего поколения.

Читать еще:  Полицейский «Носорог» для спортсменов. Револьвер Chiappa Rhino Match Master

На вооружении подводного крейсера стояло 28 противокорабельных ракет «Гранит» и 24 противолодочные управляемые ракеты или торпеды. Эти корабли стали подлинным шедевром отечественного кораблестроения. Их уникальность состоит в том, что они имеют целый ряд преимуществ перед подводными лодками вероятного противника и способны в одиночку противостоять мощнейшим эскадрам. Американцы не без основания назвали эти подводные лодки «убийцами авианосцев» и определили их как приоритетные цели для своих сил противолодочной обороны.

Новые подводные лодки должны были стать основой двух наших океанских флотов — Северного и Тихоокеанского, но их серийное строительство продолжалось недолго. Началась перестройка, за ней последовал развал Советского Союза, смена идеологических основ и жизненных ценностей. Начался процесс развала флота, и списания сотен и сотен еще вполне боеспособных кораблей. Экономические трудности захлестнули и кораблестроительную отрасль, и проектные организации.

Сложности постройки АПРК «Курск»

В это время на стапелях Северодвинского судостроительного завода уже стоял корпус очередного подводного крейсера, которому суждено было стать АПРК «Курск». В таких исключительно трудных для флота и для кораблестроения условиях были найдены силы и средства для достройки АПРК «Курск». Корабль был спущен на воду в 1994 году и в следующем году вошел в состав Северного флота, став «лебединой песней» советского кораблестроения. 20 января 1995 года на АПРК «Курск» был поднят Андреевский флаг.

Первые годы службы прошли в обычной учебе с редкими и весьма непродолжительными выходами в море. Экипаж смог полностью освоить лодку, приобрести прочные теоретические и практические навыки в использовании оружия и всего оборудования корабля. Наиболее примечательным событием первых лет стал поход в район гибели подводной лодки «Комсомолец» и глубоководное погружение в этом районе. Затем плановый ремонт и модернизация в 1998 году. И снова напряженная учеба, результатом которой стала, выполненная на «отлично», ракетная стрельба на приз главкома.

Успехи боевой подготовки

По итогам соревнования за 1999 год экипаж АПРК «Курск» был признан лучшим в 7-й дивизии и одним из лучших на Северном флоте. Пять его боевых частей стали «отличными». 23 % членов экипажа получили квалификацию — мастер военного дела, остальные 77 % — специалиста 1-го и 2-го классов. Командир подводной лодки капитан 1-го ранга Г.П. Лячин был представлен к званию Героя России. Большинство тех, кто знал экипаж и лодку, говорят о произошедшей трагедии как об «исключительном» стечении обстоятельств.

Вот мнение Виктора Рысакова, одного из первых командиров «Курска»: «Я лично отбирал этих людей на корабль. Все они прошли подготовку в учебном центре в Обнинске и на заводе-производителе. Опытнейшие, стойкие подводники. Таких на «Курске» много. В 1994 году на испытаниях лодка показала себя превосходно, выполнив все мыслимые и немыслимые маневры». По мнению моряков, это был один из новейших и наиболее надежных подводных крейсеров. Подлодки такого проекта эксплуатируются уже много лет и не имеют серьезных нареканий.

Поход в Средиземное море

Высшей точкой короткой биографии АПРК «Курск» стал автономный поход в Атлантический океан и Средиземное море в августе-октябре 1999 года. К тому времени наши корабли уже несколько лет не появлялись в этом стратегически очень важном районе. Поход осуществлялся по замыслу и под управлением командующего Северным флотом адмирала В.А. Попова. АПРК «Курск» скрытно прошел все противолодочные кордоны в Атлантике и в проливе Гибралтар. Его появление в Средиземном море было полной неожиданностью для всех и, в первую очередь, для действовавшего там 6-го флота США.

Во время этого похода осуществлялось слежение за действиями авианосной ударной группировки США во главе с авианосцем «Теодор Рузвельт». Одновременно отрабатывались приемы применения оружия с проведением условных атак по реальным целям. Все это делалось скрытно, так, чтобы американцы знали о присутствии русской подводной лодки, но не могли установить с ней надежный контакт.

К ее поискам были привлечены противолодочные силы всех натовских государств средиземноморского бассейна. Здесь наши моряки смогли в реальной обстановке отработать способы отрыва от противолодочных сил США и НАТО. Затем корабль также скрытно покинул Средиземное море. Адмирал В.А. Попова отметил в связи с этим: «Командиру АПРК «Курск» удалось полностью реализовать наш замысел. Он провел корабль незаметно через Гибралтар в Средиземное море, это был не прорыв, а песня!». За этот поход 72 члена экипажа лодки были представлены к правительственным наградам.

Последний выход в море

Впереди были новые интересные и ответственные задания. Капитан 1-го ранга Г.П. Лячин готовил экипаж к планировавшемуся на октябрь 2000 года дальнему походу в составе мощной авианосно-маневренной группы Северного флота. Россия после лихолетья 90-х годов вновь готовилась вернуться в Средиземное море. Но эти планы были перечеркнуты рядовым выходом на плановое ученье флота 10 августа 2000 года.

Во время похода на борту лодки было 24 крылатые ракеты «Гранит» и 24 торпеды. По плану учений 12 августа в период с 11:40 до 13:40 она должна была провести учебную торпедную атаку. Последние записи в бортовом журнале лодки были оставлены в 11:15. В этот же день в районе 11:30 норвежские сейсмологические станции зафиксировали 2 взрыва, сила которых была эквивалентна 100 кг тротила и 1-2 тоннам тротила. Второй взрыв фактически был серией одновременных взрывов, что говорит о детонации боеголовок нескольких торпед.

После взрыва в живых осталось 27 человек, которые заглушив реактор, перешли в 9-й отсек. Через 7-8 часов при перезарядке системы регенерации воздуха произошел взрыв, в результате которого выгорел почти весь кислород. Все находившиеся в отсеке сразу погибли от отравления угарным газом. Наши госпитальные суда (об их истории читайте здесь) и спасательные службы (об истории их развития читайте в статье «ЭПРОН – как авантюрная идея превратилась в крупнейшую организацию») по ряду причин не смогли оказать помощь гибнущей лодке.

Навечно в памяти народной

Расследованием было установлено, что в 11 часов 28 минут в торпедном аппарате № 4 произошел взрыв торпеды 65-76А «Кит». В результате этого в 1 отсеке возник пожар, который через 2 минуты привел к детонации запасных торпед. В результате второго взрыва переборка между 1 и 2 отсеком лодки была срезана и перемещалась как поршень, разрушая все на своем пути, вплоть до переборки между 2 и 3 отсеками. Причиной взрыва торпеды признали утечку компонентов топлива.

Полной ясности в этом вопросе до сих пор нет. В газетах и на радио обсуждалось множество возможных причин катастрофы, как правило с критикой в адрес властей и командования флотом. В целом, ситуация во многом напоминала события 1955 года, когда на рейде Севастополя погиб наш линкор. Подробности читайте в статье «Линкор «Новороссийск» — трагедия флота и страны». Правда, тогда все в гораздо большей степени старались скрыть, спрятать, засекретить. Но совершенно ясно, что подобные катастрофы, будь то с линкорами «Императрица Мария» и «Новороссийск» или с подводными лодками «Комсомолец» и «Курск», до сих пор тяжелой болью отзываются в сердцах наших людей.

В Российских Вооруженных силах есть старая традиция — заносить имена погибших героев в списки частей, где они служили. Так было сделано и на этот раз. Погибший личный состав атомного подводного крейсера АПРК «Курск» был навечно зачислен в списки дивизии подводных лодок Северного флота. Это не просто память — это напоминание ныне живущим о том, что павшие стоят с нами в одном строю. Смотрите статью о Дне памяти моряков подводников.

Читать еще:  Восьмая планета солнечной системы нептун: интересные факты и открытия

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Чернов Е.Д. Тайны подводных катастроф. 2002 г.
  • Шигин В.В. АПРК «Курск» послесловие к трагедии. 2002 г.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. 2000 г.

Какие чувства и мысли гибель «Курска» вызывает у Вас, уважаемый читатель?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Сегодня 20 лет со дня гибели атомной подводной лодки К-141 «Курск»

12 августа 2000 года в точке с координатами 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы затонула атомная подводная лодка «Курск» — наша вечная Память и боль. Причиной трагедии стал взрыв на борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Все 118 человек, находившихся на борту, погибли. В 2001 году в результате крупномасштабной международной операции «Курск» был поднят со дна моря.

Официальное расследование давно завершено, но некоторые вопросы о причинах и механизме катастрофы до сих пор остаются. Как заявил изданию «РосБалт» вице-адмирал запаса Геннадий Полюхович, возглавляющий Общество ветеранов 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, правда о гибели подложки «станет известна не ранее, чем через три десятка лет».

Множество неофициальных версий относительно этого трагического события, которые обсуждаются до сих пор, связаны с «иностранной подводной лодкой». Речь идет о столкновении или торпедной атаке, но специалисты опровергают эти предположения. Гибель атомного ракетоносца стала самой темной страницей в истории ВМФ, поэтому спустя 20 лет вопросы о деталях катастрофы, произошедшей в Баренцовом море все еще актуальны.

Рубка атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море, была сохранена и вошла в состав мемориального комплекса «Морякам, погибшим в мирное время», установленного около храма Спаса на водах. Открытие памятника состоялось 26 июля 2009 года в День военно-морского флота. Здесь вспоминают имена моряков, которые в мирное время навсегда остались на боевом посту.

Сегодня в Санкт-Петербурге пройдут памятные мероприятия, посвященные 20-й годовщине трагедии на атомной подводной лодке и гибели моряков-подводников. В 12.00 в Николо-Богоявленском морском соборе состоится панихида, сообщает РИА Новости. В 14.00 у мемориала членам экипажа пройдет церемония отдания воинских почестей, возложение цветов, венков и траурный митинг.

Читайте также

В России количество новых заражений превысило двадцать тысяч

Количество вновь диагностированных инфекций COVID-19 в России в пятницу побило очередной печальный рекорд и превысило двадцать с половиной тысяч. Согласно официальным данным, опубликованным в пятницу, число подтвержденных новых случаев заражения коронавирусом за прошлый день выросло на 20582 до 1,733,440 человек.

В Ираке мусульмане начали уборку в церкви, призывая христиан вернуться в Мосул

«Это наше послание: Возвращайтесь. Мосул не будет полным без вас», — сказал иракским христианам Мохаммед Эссам, соучредитель группы добровольцев, которая побуждает христиан возвращаться в город. «Мы хотим сказать, что христианам рады в этой стране, что у них здесь богатое прошлое и светлое будущее», — сказал один из добровольцев.

Французская полиция задержала еще одного подозреваемого в теракте в Ницце

Французская полиция задержала в среду 17-летнего молодого человека, который подозревается в контакте с предполагаемым виновником нападения на базилику Богоматери в Ницце на юге страны, произошедшее на прошлой неделе. В результате нападения погибли три человека — две женщины и один мужчина.

В Великом Новгороде пассажирский автобус въехал в здание ВУЗа. Есть жертвы

В Великом Новгороде пассажирский автобус протаранил здание Новгородского госуниверситета (НовГУ) имени Ярослава Мудрого. В результате столкновения погибли два человека, находившихся в автобусе, один из которых водитель.

Причины развития исламского радикализма на Западе. Все ли так однозначно?

Кровавые нападения исламистов, произошедшие во Франции и в Вене в последние дни, показали, что исламистский терроризм все еще жив и опасен. Террористические атаки, совершаемые исламистами в последние годы почти во всем мире, являются лишь внешним признаком усиления исламизма в последние десятилетия.

Ответственность за теракт в Вене взяло Исламское государство*

Группа джихадистов Исламского государства* взяла на себя ответственность за нападение в Вене, в результате которого были убиты четыре мирных жителя и 22 человека получили ранения. Подтверждено, что убитый 20-летний мужчина с гражданством Австрии и Северной Македонии, состоял в экстремистской группировке. Швейцарская полиция сообщила, что в связи с нападением они арестовали 18-летнего и 24-летнего мужчин, граждан Швейцарии.

Подписаться на эксклюзив

Подпишитесь на нашу рассылку и вы всегда будете в курсе событий еще до того, как это станет известно в СМИ

Альтернативная причина катастрофы

Споры о причинах затопления и правдивости официальной версии катастрофы продолжаются до сих пор. Поспешные заявления правительства о гибели почти всего экипажа сразу при взрыве и его нежелание обратиться за иностранной помощью подогрело недоверие СМИ и людей к высказанной версии.

Альтернативную версию, похожую на официальную высказал вице-адмирал В. Д. Рязанцев. Он указал на химическую реакцию при загрузке снаряда в торпедный аппарат, а также на захлопки системы вентиляции. Последние оставляют открытыми при залповой стрельбе, в ином случае недостатки конструкции приведут к повышению давления.

По версии Рязанцева взрыв торпеды через открытые захлопки нанес тяжелые повреждения экипажу во втором командном отсеке. Носовая часть наполнилась водой, после чего из-за крена столкнулась с грунтом. Столкновение и привело к детонации остального боекомплекта.

Другая версия поддерживается некоторыми адмиралами, официальными лицами и источниками СМИ за рубежом. По ней наблюдавшие за учениями американские подлодки «Мемфис» и «Толедо» маневрировали вблизи К-141. Произошло столкновение (или возник риск столкновения) «Толедо» с «Курском», в результате чего «Мемфис» выпустил торпеду Mk-48 по русской субмарине.

Данная версия предполагает, что правда о катастрофе намеренно скрывается, чтобы избежать ухудшения отношения с США. Ее публикация вполне могла привести к вооруженному конфликту между двумя ядерными державами.

Есть и другие гипотезы о трагедии:

  • выпущенная подлодкой учебная ракета срикошетила и ударила по носовой части самого «Курска», приведя к детонации боекомплекта;
  • субмарина столкнулась с противокорабельной миной времен Второй Мировой;
  • столкновение с иным подводным объектом (включая американскую подлодку), приведшее к детонации;
  • попадание учебной ракеты с крейсера «Петр Великий» в борт субмарины при ее всплытии после обнаружения проблем с торпедой;
  • террористический акт — данный вариант был расследован и признан пропагандой.

Исследование бортовых журналов показало отсутствие записей об инцидентах или проблемах. Последняя пометка сделана в 11:15. Записей бортовых самописцев также не обнаружено, на момент трагедии они оказались выключены.

9. Вечная память

Память о погибших в августе 2000 года моряках-подводниках «Курска» увековечена множеством памятников по всей России. В Мурманске на спуске между улицами Челюскинцев и Героев-североморцев установлена часть рубки затонувшей подлодки — как знак памяти обо всех моряках, погибших в мирное время. Мемориалы памяти моряков «Курска» установлены в Москве и в Видяево — месте базирования подлодки, в Курске и Севастополе, Нижнем Новгороде и других городах, откуда были призваны и где похоронены погибшие члены экипажа подлодки. А в 2012 году на дне Баренцева моря (на месте, где погиб «Курск» и откуда он был поднят) установили двухметровой высоты металлический крест со специальной системой затопления. Его спустили с борта океанского спасательного буксира Северного флота «Николай Чикер» в присутствии родственников погибших моряков подлодки, в том числе родителей так и не найденного матроса Дмитрия Каткова.

Мемориал в память о гибели моряков подводной лодки «Курск» в Москве у Центрального музея Вооруженных сил

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector