0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронеавтомобиль Тигр

Толчком для создания прототипа бронеавтомобиля Тигр послужило обращение правительства Иордании, во главе с королем Абдулой II, к нашим отечественным специалистам, которые уже занимались разработкой подобных проектов и имели немалый опыт. ОАЭ требовался армейский внедорожник специального назначения, некая альтернатива американскому броневику «Хамви». Этот броневик стоил и обслуживался очень дорого и поэтому не устраивал руководство Иордании.

Выполнить заказ должны были на Горьковском автомобильном заводе. Главной целью было создание качественного прототипа на основе Хаммера, который полностью был бы ориентирован на военную специфику с тремя различными видами кузова. Надежность автомобиля должна была стать основополагающей для использования в пустынной местности, так как в данных условиях Хаммеры часто ломались. Для этой цели руководство ОАЭ выделило 60 млн долларов. Представленные на международной выставке в Абу-Даби в 2001 году первые прототипы, были одобрены заказчиком. Однако, по неизвестным причинам, контракт не был подписан.

После такого разочарования был переделан дизайн машины и некоторые узлы машины, и вскоре появился готовый для серийного выпуска ГАЗ-233034 (Тигр).

Купить автомобиль Тигр могут позволить себе далеко не все, в основном он доступен для покупки только для различных военных ведомств. Однако существуют гражданские версии автомобилей Тигр, которые выпускают не серийно, именно данные модели могут позволить для покупки обычные «смертные». Стоимость гражданской версии Тигра начинается от 90 000 долларов, а по нынешнему курсу это 5 128 000 рублей. Самая дорогая гражданская версия Тигра обойдется уже в 6 миллионов 840 тысяч рублей. Внушительная цена за российский внедорожник.

Технические характеристики (таблица и описание)

Основой автомобиля является рамная конструкция с цельнообъёмным пятидверным кузовом и платформой грузоподъёмностью 1500 кг, которая отделена от пассажирской части перегородкой. Для заказа также доступен вариант с кузовом пикап. Функции силового агрегата выполняют 6-цилиндровые рядные дизели мощностью 205 л. с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения. «Тигр» оснащён 5-ступенчатой механической коробкой передач.

С учётом резкого увеличения расхода горючего при движении по бездорожью и естественных проблем с заправками вдали от дорог на машине предусмотрены два топливных бака общей ёмкостью 136 литров.

Длина/ширина/высота (мм)5160/2300/2150
Масса (кг)6200
Дорожный просвет (мм)400
Двигатель: тип/мощность (л. с.)дизель/205
Колёсная формула4х4
Максимальная скорость (км/ч)160
Средний расход топлива (л/100 км)20
Минимальный радиус разворота (м)9
Глубина преодолеваемого брода (м)1

Модификации ГАЗ-2975 «Тигр»

ГАЗ-2975 «Тигр»

Прототип автомобиля повышенной проходимости с трёхдверным кузовом универсал, не бронированный, до сертификации.

ГАЗ-2330 «Тигр»

Многоцелевой внедорожник, выполненный в двух-, трёхдверном небронированном исполнении.

ГАЗ-23304 «Тигр»

Многоцелевой небронированный внедорожник с однообъёмным кузовом пятидверный универсал с задними распашными дверьми.

ГАЗ-233001/ГАЗ-233011 «Тигр»

Многоцелевой небронированный четырёхместный внедорожник с кузовом четырёхдверный пикап и распашными створками грузовой платформы.

ГАЗ-233002/ГАЗ-233012 «Тигр»

Многоцелевой небронированный двухместный внедорожник с кузовом двухдверный пикап и распашными створками грузовой платформы.

ГАЗ-233003/ГАЗ-233013 «Тигр»

Многоцелевой небронированный внедорожник с кузовом трёхдверный универсал с задними распашными дверьми, выполненный как с однобъёмным, так и разделённым салоном.

Небронированная гражданская версия «Тигра».

Опытный гражданский внедорожник класса SUV.

ГАЗ-23034 СПМ-1 «Тигр»

Специальная полицейская машина ГАЗ-233034 СПМ-1 предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия ФПС России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств. Читать далее

Штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль Абаим-Абанат. Читать далее

ГАЗ-233036 СПМ-2 «Тигр»

ГАЗ-233036 СПМ-2 «Тигр» — бронированный автомобиль, имеет 5-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96. В крыше машины имеется два люка, в бронированных стёклах встроены закрывающиеся бойницы для ведения огня из личного оружия экипажа и десанта, в салоне оборудованы места для размещения водителя, старшего машины и 7 человек десанта. Предусмотрены места для установки радиостанции.

Машина предназначена для организации связи командира (руководителя специального мероприятия) на стоянке и во время его перемещения с вышестоящим командованием (руководством федеральных органов исполнительной власти), подчинёнными силами и подразделениями, с взаимодействующими частями, органами управления и местными органами исполнительной власти. Машина унифицирована по корпусу с СПМ-2, и также имеет 5-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 по кругу.

Корнет-Д/ЭМ

На авиасалоне МАКС-2011, тульским Конструкторским Бюро Приборостроения (КБП), был продемонстрирован модернизированный Противотанковый Ракетный Комплекс «Корнет-ЭМ», в виде автоматической пусковой установки с прицельными системами и 4 контейнерами ПТУР «Корнет-ЭМ». Две такие установки были смонтированы на модифицированном шасси СПМ-2 ГАЗ-233036 Тигр — в таком виде комплекс демонстрировался на открытой экспозиции. Машина оснащается двумя выдвижными пусковыми установками на 8 ракет и оборудованием наводчика оператора (пульт управления с экранами для вывода изображения от прицельных систем), а также дополнительным боекомплектом на 8 ракет. Читать далее…

В настоящее время этот самоходный противотанковый комплекс проходит испытания на полигоне в Капустин-Яре. Предположительно, «Корнет-Д» — возможное обозначения комплекса для Российских Вооружённых Сил, а «Корнет-ЭМ» — экспортное наименование.

В начале 2010 года президент России Дмитрий Медведев на полигоне в подмосковном Солнечногорске при ознакомлении с российской бронетехникой лично ездил на броневике Тигр с 420-сильным двигателем Dodge Cummins ISB объемом 5,9 л, изначально предназначенного для пикапа Dodge Ram, и автоматической трансмиссией GM 545RFE, так же устанавливаемой на пикапы Dodge. Внешне автомобиль отличался дополнительным воздухозаборником над капотом и увеличенными тормозными барабанами. Время разгона автомобиля до 100 км/ч сократилось с 35 до 23 с по сравнению со стандартными версиями, а максимальная скорость выросла со 140 до 160 км/ч.

АМН 233114 «Тигр-М»

Во время выставки «Интерполитех-2010» Военно-промышленная компания представила модернизированный автомобиль Тигр-М. На автомобиль установлен новый дизельный двигатель ЯМЗ 5347-10, новый бронированный капот, фильтровентиляционная установка, увеличено количество посадочных мест до 9, поворотная платформа с двустворчатым люком заменена на один распашной люк квадратной формы. Двери оборудованы ригельными замками, улучшена эффективность тормозной системы, установлена принудительная блокировка дифференциалов.

В настоящее время Тигр-М выпускается серийно и поступает на снабжение в российскую армию.

Тигр-6А

Специальное транспортное средство (СТС) «Тигр 6а», предназначен для безопасной перевозки командного состава военных структур в условиях боевых действий[16]. Имеет четырёхдверный кузов «пикап» с усилением бронезащиты до класса 6А по ГОСТ. Предположительно — усиление противоминной защиты до Level 2A STANAG (6 кг ВВ под колесом и 3кг ВВ под днищем кузова). Противоминной защите экипажа (для четырёх человек в креслах) также способствуют специальные амортизированные кресла и подставки для ног, не прикреплённые к полу. По состоянию на ноябрь 2012 г. подтверждающих защиту испытаний не проводилось.

Усиленное бронирование обеспечивает защиту от обстрела с расстояния 5-10 м отечественными винтовочными патронами калибра 7,62 мм с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 или патронами 7,62×51 мм NATO с бронебойными пулями M948, имеющими вольфрамовый сердечник. 10 октября 2011 г. в СМИ сообщается о том, что опытный образец изготовлен Арзамасским заводом для испытаний. На самом деле прототип автомобиля «Тигр-6А» впервые показан на показе бронетехники в Бронницах 10 июня 2011 г.

Глава автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-майор Александр Шевченко в ноябре 2012 года заявил, что «Тигров» с таким уровнем бронирования на испытания представлено не было. Была озвучена информация, что Тигр-6А пока не существует.

Читать еще:  Ан-225 «мрия»: самый большой грузовой самолет

ГАЗ-233014 СТС «Тигр»

СТС ГАЗ-233014 «Тигр» — специальное транспортное средство или армейский вариант автомобиля. Бронированный автомобиль, имеет 3-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96. В крыше машины имеется один большой вращающийся люк со складывающейся двустворчатой крышкой и два кронштейна для крепления оружия. Ведение огня из личного оружия экипажа и десанта осуществляется через открывающиеся бронированные стекла в дверях и по бортам машины. В салоне оборудованы места для размещения водителя, старшего машины и 4 человек десанта. Предусмотрены места для укладки боекомплекта, реактивных противотанковых гранат типа РПГ-26, установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) бронеавтомобиля «Тигр»:

  • Длина, мм — 5700
  • Ширина, мм — 2300
  • Высота, мм — 2200
  • Колёсная база, мм — 3300
  • Дорожный просвет, мм — 400
  • Колёсная формула — 4×4
  • Грузоподъёмность, кг — 1200
  • Вместимость, чел. — 6
  • Шины, размерность — 335/80 R20
  • Снаряжённая масса автомобиля, кг — 5300
  • Максимальная скорость, км/ч — не менее 125
  • Угол преодолеваемого подъёма, град. — 30
  • Допустимый крен при движении по косогору, град. — 20
  • Глубина преодолеваемого брода, м — 1,2
  • Угол свеса передний/задний, град. — 52 / 52
  • Минимальный радиус поворота, м — 8,9
  • Трансмиссия — 5-МКПП

Технические характеристики


Преодоление водного препятствия на ГАЗ-2330
ГАЗ-2330 выпускался в разных вариантах, отличавшихся между собой по бронированию, мощности силовой установки и вооружению.

ТТХ приводятся для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:

Полная масса7,8 тонны
Снаряженная масса6,6 тонны
ГрузоподъемностьДо 1,4 тонны + прицеп весом до 2,5 тонн
Максимальная скорость по бездорожьюТочных данных нет, предположительно до 80 км/ч
Максимальная скорость по шоссе125 км/ч (по другой информации, до 140 км/ч)
Запас хода1000 километров
Глубина преодолеваемого брода1,2 м
Допустимый угол подъема30 градусов
Ширина преодолеваемого рва0,5 м
Высота преодолеваемого препятствияДо 40 см
Клиренс400 мм
Ширина колесной базы3 300 мм
Высота корпуса (без оружия)2 300 мм
Длина автомобиляОт 5650 до 5700 мм
Ширина автомобиляОт 2300 до 2400 мм

Баллистическое бронирование передней части машины отвечает уровню 3 (5-й класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминное – уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв устройства, эквивалентного по силе шести килограммам тротила при условии наезда на него колесом.

Как белорусам извлечь выгоду из предприимчивости арабов и россиян

Отечественному ВПК не следует игнорировать рыночную конъюнктуру

На параде в честь 70-летия Великой Победы 9 мая 2015 года в Минске среди других перспективных образцов вооружения и военной техники белорусской армии впервые были публично показаны новейшие бронеавтомобили «Лис-ПМ», производство которых налажено в Беларуси.

На данный момент бронеавтомобили «Лис-ПМ» собираются на Минском заводе колесных тягачей по российской лицензии. При их изготовлении используются узлы и агрегаты, поставляемые из России. Прототипом «Лиса» является бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр», разработанный и выпускаемый предприятиями Группы ГАЗ. Однако доля белорусских комплектующих неуклонно растет. Уже сейчас она составляет 85% и в будущем должна увеличиться еще больше.

Здесь нельзя не отметить, что российский «Тигр» (как, соответственно, и белорусский «Лис») являются в своем роде «наследниками» американского армейского защищенного внедорожника HMMWW M998 (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle Model 998), разработкой которого начиная с 1979 года занималась компания American Motors.

Что снег, что песок…

С 22 марта 1983 года этот автомобиль официально поступил на вооружение американской армии. Был заключен один из самых больших контрактов в истории армии США: за 55 тыс. ед. государство отдало около 1,2 млрд. долларов. Затем последовали поставки во многие другие страны.

Правда, чтобы упростить произношение, в обиходе машину переименовали в Humvee. Однако поистине всемирную известность приобрела его гражданская версия, получившая название Hummer («Молот»), которая, несмотря на высокую цену, продолжительное время пользовалась достаточно высоким и устойчивым спросом среди зажиточных покупателей (ввиду чего это наименование перешло и на военный прототип).

Вероятно, под влиянием истории этого успеха тем же путем решила пойти и Группа ГАЗ. Как и в предыдущем случае, отправной точкой стал армейский бронированный внедорожник.

Воздадим хвалу Абдуле

В 1999 году король Иордании Абдула II с целью повышения боеспособности своих вооруженных сил создал для их развития специальную компанию, получившую название King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB). Одной из рекомендаций KADDB стало переоснащение иорданской армии новыми специальными внедорожниками. Состоявший на ее вооружении Hummer не устраивал арабов по причине как высокой цены самого автомобиля, так и стоимости его обслуживания – Hummer не выдерживал тяжелых условий пустыни.

Заниматься этой проблемой должна была компания Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, которая готова была потратить на разработку нового армейского внедорожника 60 млн. долларов. Специалисты BJG сформулировали общие технические требования к этой машине, главное из которых — она должна превзойти Hummer по большинству характеристик.

В качестве генподрядчика для реализации данного проекта был выбран Горьковский автозавод, ныне входящий в Группу ГАЗ. Главным исполнителем и координатором работ стала дочерняя фирма Горьковского автозавода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ).

Как определили разработчики, главной причиной низкой надежности знаменитого американского внедорожника в тяжелых дорожных условиях стало использование в его конструкции «легковых» узлов и агрегатов, имеющих относительно невысокие прочностные характеристики. А посему было решено для создания альтернативы «американцу» применить узлы и компоненты армейского бронетранспортера БТР-80 и броневика «Водник».

Это позволило выполнить заказ за достаточно короткий период времени: были созданы бронированная и небронированная версии машины, получившей заводской индекс ГАЗ-2975.

В 2000 году опытные образцы автомобилей и конструкторская документация были переданы компании Bin Jabr Group, которая осталась довольна результатами испытаний прототипов. А в 2001 году машины, получившие обозначение Tiger HMTV, с большим успехом были продемонстрированы на оружейной выставке в Абу-Даби.

Тем не менее по неизвестной причине заказчик российских «тигров» их не выкупил. Правда, вскоре в Иордании в Аль Дулайле было организовано совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA – 80% его акций принадлежит BJG), которое с июня 2005 года начало производство нескольких версий бронеавтомобилей AR-17 Nimr, разработанных совместно с Renault на базе Tiger HMTV.

Горьковский же автозавод получил право оставить себе все наработки по новому внедорожнику и распоряжаться ими как угодно. И вскоре практически готовый к реализации проект бронеавтомобиля был востребован в России: большой интерес к его высоким техническим характеристикам проявили силовые ведомства, а также представители нефтегазовой отрасли.

Учитывая пожелания потенциальных заказчиков, первоначальный проект был значительно переработан. В 2002 году эта модификация под обозначением ГАЗ-2330 «Тигр» была представлена на Московском международном автомобильном автосалоне MIMS-2002. А с конца 2002 года ее серийное производство началось на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в Группу ГАЗ. И хотя изначально «Тигр» разрабатывался как сугубо армейская машина (мощная, высокопроходимая, оснащенная солидной броней), вскоре возник спрос на его гражданскую версию со стороны любителей экстрима и активного отдыха, да и просто тех, кто имеет средства, чтобы выделиться в транспортном потоке.

Так что в настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе, помимо полицейских и военных версий «Тигра», изготавливается (пусть и по индивидуальным заказам) также гражданская – ГАЗ-2975.

Анатомия кошачьих

Невоенный «Тигр» имеет шасси рамной конструкции, на нем монтируется основная часть агрегатов и кузов. Кузов — цельнометаллический, однообъемный, пятидверный с грузовым отсеком — рассчитан на перевозку четырех человек и до 1500 кг груза. Грузовое отделение отгорожено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2-4 человек.

Читать еще:  Что такое Blowback в пневматике

Броневик во фраке.

Несмотря на военное происхождение, он имеет необходимые «прибамбасы», упрощающие вождение по дорогам и вне их: гидроусилитель руля, независимую торсионную подвеску всех колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточную коробку с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, систему автоматической подкачки шин, предпусковой подогреватель, электрическую лебедку.

Что касается силовой установки, то здесь вариантов пока не так много. Наиболее популярные: проверенный дизель ЯМЗ-5347-10 (215 л. с.) с механической коробкой передач, либо Cummins B-180 (180 л. с.) с той же механикой, либо Cummins B-205 с турбонаддувом (205 л. с.), трудящийся в паре с автоматической трансмиссией родной фирмы.

Теперь о салоне. Помимо стандартной – спартанской, существует также VIP-версия его внутреннего дизайна. При таком варианте в отделке салона использованы натуральная кожа и высококачественная пластмасса. Кузов оборудован кондиционером с фильтром, подогревом сидений и декоративной подсветкой. В крыше имеется люк с электроприводом. Мощная стереосистема оснащена шестью динамиками. Автомобиль имеет и другие атрибуты повышенной комфортности: анатомический руль, регулировку сидений, подлокотники для пассажиров и подстаканники на центральной консоли.

«Тигр» может комплектоваться электростеклоподъемниками, дополнительным и независимым отопителем и даже ABS.

Но элементы роскоши не влияют на ходовые качества этого «бойца». Благодаря шасси от БТР «Тигр» обладает способностью передвигаться в условиях полного бездорожья, преодолевая самые сложные препятствия: снег глубиной 50 см, водные преграды до 1,5 м, рвы 50 см, вертикальные стенки до 40 см, косогоры 20 градусов. Не имеет большого значения и несущая способность поверхности – легко преодолеваются и болота, и пески. Более того, спецназовцы, использующие эту технику, утверждают: «Тигр» пройдет там, где увязнет БТР.

Пока не упущенные возможности

Если говорить о недостатках «Тигра», то главный – это цена, которая варьируется в пределах 100-120 тыс. долларов. Основная причина в том, что в настоящее время гражданские машины делают поштучно, основные мощности Арзамасского завода загружены военными заказами. Но даже несмотря на это, многие российские депутаты, высокопоставленные чиновники и представители культурной элиты уже приобрели этот внедорожник. В их числе Владимир Жириновский, Дмитрий Рогозин, Никита Михалков и др.

Как отмечают эксперты, снизить цену позволит только наращивание объемов производства, что, учитывая сегодняшние реалии (выполнение программы перевооружения российской армии), произойдет нескоро.

Воспользоваться этой рыночной ситуацией вполне мог бы Минский завод колесных тягачей, у которого на дочерних предприятиях существуют избыточные мощности. Наладив сборку аналога военной версии «Тигра», он вполне в состоянии потянуть и гражданскую. Тем более что есть возможность повысить степень локализации производства.

А ведь заказы МЗКТ могли бы благоприятно сказаться на экономическом положении ряда ведущих белорусских предприятий. Например, позволили бы Минскому моторному заводу наконец-то освоить производство двигателей Д-249, которые ничем не уступают российским дизелям серии ЯМЗ-534.

Если бы дело происходило на Западе, то уже завтра наши покупатели могли бы прицениться к гражданским внедорожникам «Лис» со 100-процентной местной комплектацией. Но как это будет в условиях нашей чудесной экономической модели, неизвестно.

Заключение

За 12 лет серийного производства военных и гражданских версий, от эксплуатантов поступают положительные отзывы.

«Тигр» — высокомобильное средство передвижения, благодаря конструкции которого, бойцы чувствуют себя в безопасности, а частные лица ощущают максимальную уверенность во внешнем виде, системе управления, узлах и агрегатах мощного внедорожника.

По отзывам бойцов специальных подразделений, принимавших участие в локальных боевых конфликтах, ТС проявило себя, как надёжная боевая единица.

Находясь на службе, бронированный автомобиль спасёт ещё не одну жизнь солдату и офицеру, а его грозный вид может заставить сложить оружие врагов и не испытывать судьбу на прочность.

Дизайн и конструкция

Основным элементом автомобиля является сварная рама. На раму устанавливается кузов и остальные необходимые элементы. Для крепости рама усиливается лонжеронами. Кузов автомобиля выполнен из цельных стальных листов. Отличительной особенностью кузова является то, что существует разделение между пассажирским и грузовым отсеками. Этот внедорожник способен перевести до 1,5 тонны груза, чего не может сделать ни один аналогичный автомобиль. При стандартной комплектации Тигр рассчитан на перевозку до 9 людей в пассажирском отделении, и 2-4 человека в грузовом.

В стандартной комплектации Тигра установлен гидроусилитель руля для более легкого управления машиной, для более плавного хода установлена независимая торсионная подвеска. Прижившееся на других автомобилях подобного типа автоматическое накачивание шин получило и здесь свое применение. Современные внедрения тоже не обошли стороной. По желанию заказчика можно установить следующую комплектацию:

  • электрические стеклоподъемники;
  • система аудио;
  • кондиционер;
  • ABS.

Вообще многие технические решения позаимствованы у БТР-80. В основном это подвеска колес, межколесные дифференциалы, которые серьезно помогают для преодолевания трудной и заболоченной местности, а так же устойчивости на высоких скоростях.

Основные технические характеристики

На Тигры устанавливают шестицилиндровые рядные двигатели, оснащенные турбонадувом Cummins серии «В, которые имеют мощность в 205 лошадиных сил или 150 кВт.

Габаритные размеры данного агрегата внушительные и имеют следующие значения: длина составляет 5 метров 70 сантиметров, ширина и высота — по 2 метра 20 сантиметров. Колесная формула автомобиля — 4х4. Размер шин составляет 335/80 R20 и позволяет уверенно передвигаться по любым видам дорог и бездорожью. Масса при полном оснащении достигает шести тонн. При полной заливке баков, которых аж два штуки по 70 литров, Тигр преодолевает 1000 км. Наибольшая скорость, которую может развивать эта модель ГАЗа достигает 140 км/ч, а вот спидометр промаркировали до 160 км/. При развороте потребуется около 10 метров пространства. Тигры, обладающие броней, имеют различный класс защиты, который зависит от модели.

Технические характеристики (таблица и описание)

Основой автомобиля является рамная конструкция с цельнообъёмным пятидверным кузовом и платформой грузоподъёмностью 1500 кг, которая отделена от пассажирской части перегородкой. Для заказа также доступен вариант с кузовом пикап. Функции силового агрегата выполняют 6-цилиндровые рядные дизели мощностью 205 л. с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения. «Тигр» оснащён 5-ступенчатой механической коробкой передач.

С учётом резкого увеличения расхода горючего при движении по бездорожью и естественных проблем с заправками вдали от дорог на машине предусмотрены два топливных бака общей ёмкостью 136 литров.

Длина/ширина/высота (мм)5160/2300/2150
Масса (кг)6200
Дорожный просвет (мм)400
Двигатель: тип/мощность (л. с.)дизель/205
Колёсная формула4х4
Максимальная скорость (км/ч)160
Средний расход топлива (л/100 км)20
Минимальный радиус разворота (м)9
Глубина преодолеваемого брода (м)1

Как белорусам извлечь выгоду из предприимчивости арабов и россиян

Отечественному ВПК не следует игнорировать рыночную конъюнктуру

На параде в честь 70-летия Великой Победы 9 мая 2015 года в Минске среди других перспективных образцов вооружения и военной техники белорусской армии впервые были публично показаны новейшие бронеавтомобили «Лис-ПМ», производство которых налажено в Беларуси.

На данный момент бронеавтомобили «Лис-ПМ» собираются на Минском заводе колесных тягачей по российской лицензии. При их изготовлении используются узлы и агрегаты, поставляемые из России. Прототипом «Лиса» является бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр», разработанный и выпускаемый предприятиями Группы ГАЗ. Однако доля белорусских комплектующих неуклонно растет. Уже сейчас она составляет 85% и в будущем должна увеличиться еще больше.

Здесь нельзя не отметить, что российский «Тигр» (как, соответственно, и белорусский «Лис») являются в своем роде «наследниками» американского армейского защищенного внедорожника HMMWW M998 (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle Model 998), разработкой которого начиная с 1979 года занималась компания American Motors.

Читать еще:  Прицел для снайпера-истребителя

Что снег, что песок…

С 22 марта 1983 года этот автомобиль официально поступил на вооружение американской армии. Был заключен один из самых больших контрактов в истории армии США: за 55 тыс. ед. государство отдало около 1,2 млрд. долларов. Затем последовали поставки во многие другие страны.

Правда, чтобы упростить произношение, в обиходе машину переименовали в Humvee. Однако поистине всемирную известность приобрела его гражданская версия, получившая название Hummer («Молот»), которая, несмотря на высокую цену, продолжительное время пользовалась достаточно высоким и устойчивым спросом среди зажиточных покупателей (ввиду чего это наименование перешло и на военный прототип).

Вероятно, под влиянием истории этого успеха тем же путем решила пойти и Группа ГАЗ. Как и в предыдущем случае, отправной точкой стал армейский бронированный внедорожник.

Воздадим хвалу Абдуле

В 1999 году король Иордании Абдула II с целью повышения боеспособности своих вооруженных сил создал для их развития специальную компанию, получившую название King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB). Одной из рекомендаций KADDB стало переоснащение иорданской армии новыми специальными внедорожниками. Состоявший на ее вооружении Hummer не устраивал арабов по причине как высокой цены самого автомобиля, так и стоимости его обслуживания – Hummer не выдерживал тяжелых условий пустыни.

Заниматься этой проблемой должна была компания Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, которая готова была потратить на разработку нового армейского внедорожника 60 млн. долларов. Специалисты BJG сформулировали общие технические требования к этой машине, главное из которых — она должна превзойти Hummer по большинству характеристик.

В качестве генподрядчика для реализации данного проекта был выбран Горьковский автозавод, ныне входящий в Группу ГАЗ. Главным исполнителем и координатором работ стала дочерняя фирма Горьковского автозавода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ).

Как определили разработчики, главной причиной низкой надежности знаменитого американского внедорожника в тяжелых дорожных условиях стало использование в его конструкции «легковых» узлов и агрегатов, имеющих относительно невысокие прочностные характеристики. А посему было решено для создания альтернативы «американцу» применить узлы и компоненты армейского бронетранспортера БТР-80 и броневика «Водник».

Это позволило выполнить заказ за достаточно короткий период времени: были созданы бронированная и небронированная версии машины, получившей заводской индекс ГАЗ-2975.

В 2000 году опытные образцы автомобилей и конструкторская документация были переданы компании Bin Jabr Group, которая осталась довольна результатами испытаний прототипов. А в 2001 году машины, получившие обозначение Tiger HMTV, с большим успехом были продемонстрированы на оружейной выставке в Абу-Даби.

Тем не менее по неизвестной причине заказчик российских «тигров» их не выкупил. Правда, вскоре в Иордании в Аль Дулайле было организовано совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA – 80% его акций принадлежит BJG), которое с июня 2005 года начало производство нескольких версий бронеавтомобилей AR-17 Nimr, разработанных совместно с Renault на базе Tiger HMTV.

Горьковский же автозавод получил право оставить себе все наработки по новому внедорожнику и распоряжаться ими как угодно. И вскоре практически готовый к реализации проект бронеавтомобиля был востребован в России: большой интерес к его высоким техническим характеристикам проявили силовые ведомства, а также представители нефтегазовой отрасли.

Учитывая пожелания потенциальных заказчиков, первоначальный проект был значительно переработан. В 2002 году эта модификация под обозначением ГАЗ-2330 «Тигр» была представлена на Московском международном автомобильном автосалоне MIMS-2002. А с конца 2002 года ее серийное производство началось на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в Группу ГАЗ. И хотя изначально «Тигр» разрабатывался как сугубо армейская машина (мощная, высокопроходимая, оснащенная солидной броней), вскоре возник спрос на его гражданскую версию со стороны любителей экстрима и активного отдыха, да и просто тех, кто имеет средства, чтобы выделиться в транспортном потоке.

Так что в настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе, помимо полицейских и военных версий «Тигра», изготавливается (пусть и по индивидуальным заказам) также гражданская – ГАЗ-2975.

Анатомия кошачьих

Невоенный «Тигр» имеет шасси рамной конструкции, на нем монтируется основная часть агрегатов и кузов. Кузов — цельнометаллический, однообъемный, пятидверный с грузовым отсеком — рассчитан на перевозку четырех человек и до 1500 кг груза. Грузовое отделение отгорожено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2-4 человек.

Броневик во фраке.

Несмотря на военное происхождение, он имеет необходимые «прибамбасы», упрощающие вождение по дорогам и вне их: гидроусилитель руля, независимую торсионную подвеску всех колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточную коробку с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, систему автоматической подкачки шин, предпусковой подогреватель, электрическую лебедку.

Что касается силовой установки, то здесь вариантов пока не так много. Наиболее популярные: проверенный дизель ЯМЗ-5347-10 (215 л. с.) с механической коробкой передач, либо Cummins B-180 (180 л. с.) с той же механикой, либо Cummins B-205 с турбонаддувом (205 л. с.), трудящийся в паре с автоматической трансмиссией родной фирмы.

Теперь о салоне. Помимо стандартной – спартанской, существует также VIP-версия его внутреннего дизайна. При таком варианте в отделке салона использованы натуральная кожа и высококачественная пластмасса. Кузов оборудован кондиционером с фильтром, подогревом сидений и декоративной подсветкой. В крыше имеется люк с электроприводом. Мощная стереосистема оснащена шестью динамиками. Автомобиль имеет и другие атрибуты повышенной комфортности: анатомический руль, регулировку сидений, подлокотники для пассажиров и подстаканники на центральной консоли.

«Тигр» может комплектоваться электростеклоподъемниками, дополнительным и независимым отопителем и даже ABS.

Но элементы роскоши не влияют на ходовые качества этого «бойца». Благодаря шасси от БТР «Тигр» обладает способностью передвигаться в условиях полного бездорожья, преодолевая самые сложные препятствия: снег глубиной 50 см, водные преграды до 1,5 м, рвы 50 см, вертикальные стенки до 40 см, косогоры 20 градусов. Не имеет большого значения и несущая способность поверхности – легко преодолеваются и болота, и пески. Более того, спецназовцы, использующие эту технику, утверждают: «Тигр» пройдет там, где увязнет БТР.

Пока не упущенные возможности

Если говорить о недостатках «Тигра», то главный – это цена, которая варьируется в пределах 100-120 тыс. долларов. Основная причина в том, что в настоящее время гражданские машины делают поштучно, основные мощности Арзамасского завода загружены военными заказами. Но даже несмотря на это, многие российские депутаты, высокопоставленные чиновники и представители культурной элиты уже приобрели этот внедорожник. В их числе Владимир Жириновский, Дмитрий Рогозин, Никита Михалков и др.

Как отмечают эксперты, снизить цену позволит только наращивание объемов производства, что, учитывая сегодняшние реалии (выполнение программы перевооружения российской армии), произойдет нескоро.

Воспользоваться этой рыночной ситуацией вполне мог бы Минский завод колесных тягачей, у которого на дочерних предприятиях существуют избыточные мощности. Наладив сборку аналога военной версии «Тигра», он вполне в состоянии потянуть и гражданскую. Тем более что есть возможность повысить степень локализации производства.

А ведь заказы МЗКТ могли бы благоприятно сказаться на экономическом положении ряда ведущих белорусских предприятий. Например, позволили бы Минскому моторному заводу наконец-то освоить производство двигателей Д-249, которые ничем не уступают российским дизелям серии ЯМЗ-534.

Если бы дело происходило на Западе, то уже завтра наши покупатели могли бы прицениться к гражданским внедорожникам «Лис» со 100-процентной местной комплектацией. Но как это будет в условиях нашей чудесной экономической модели, неизвестно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector