1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Т-34 обр

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
    • 3.2 Пулемётное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Т-34 (1940) — советский средний танк II ранга с боевым рейтингом 3.3 (АБ, РБ) и 2.7 (СБ). Танк был введен еще во время закрытого тестирования наземной техники. Легендарная советская «тридцатьчетверка» имеет знаменитую наклонную броню, конкурентоспособную даже некоторым тяжелым танкам, хорошее вооружение, превосходные ходовые качества. «Округлые» контуры и маленькая башня выделяют его на фоне других моделей.

Как после Второй мировой войны сложилась карьера танка Т-34

Т-34 на улицах Будапешта во время подавления Венгерского восстания, 1956 год

©Erich Lessing/AKG-Images/Vostock Photo

Выход на экраны фильма «Т‑34», совпавший по времени с передачей Лаосом России партии одноименных танков, не мог не пробудить интерес к истории этой машины. Танк, остающийся в строю спустя 80 лет после его разработки, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем говорили.

2 сентября 1945 года подписанием акта о капитуляции Японии завершилась Вторая мировая война. Одним из ее главных «железных» героев стал советский средний танк Т‑34. Машина, прошедшая всю войну с первого до последнего дня, от западной советской границы до Москвы и Сталинграда и обратно – до Берлина, была признана самым эффективным танком этой войны.

Вторая мировая, безусловно, стала звездным часом Т‑34, но, как оказалось, это было лишь началом истории. В 2019 году советский танк остается единственной машиной того периода, которая еще применяется по прямому назначению. В послевоенной истории самого знаменитого советского танка разбирался «Профиль».

Танк и бомба

16 июля 1945 года в США прошло первое ядерное испытание, а 6 и 9 августа того же года ядерные боеприпасы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. К этому моменту Советский Союз уже включился в ядерную гонку, вскоре повлекшую очередную революцию в военном деле.

Некоторые специалисты полагали, что ядерная бомба обессмыслит бронетехнику, однако этого не произошло – боевые машины, особенно танки, напротив, оказались самыми «выносливыми» изделиями, способными перенести обжигающую вспышку, защитить экипаж от проникающей радиации, выжить под молотом ударной волны и, наконец, действовать на загрязненной радиоактивными осадками местности. Танки менялись, в том числе и с учетом прогресса «классического» оружия. Мощная броня лучше защищала в том числе и от радиации, улучшившаяся герметизация, необходимая для преодоления водных преград, оказалась очень к месту для защиты от опасных осадков, возросшая защищенность машин-конкурентов потребовала мощных пушек… Новые модели появлялись почти каждый год, и казалось, что для Т‑34, первый вариант которого вышел на испытания еще в 1940‑м, уже нет места в этой гонке.

Реальность оказалась сложнее.Во‑первых, ядерная гонка и начавшаяся следом органически связанная с ней ракетная требовали слишком много сил и средств, чтобы позволить «вот так сразу» перейти на новое поколение танков.

Во‑вторых, и само это поколение рождалось довольно тяжело. Эксперименты с «промежуточными» решениями заняли не один год что в развитии линейки Т‑44/54 в СССР, что в США, последовательно сменивших несколько серийных танков – М‑26, М‑46, 47, 48…

«Стабильность» была достигнута только к концу 1950‑х, когда в Советском Союзе прочно освоился на конвейере танк Т‑55, ставший настоящим «солдатом атомной эры», а в Америке был создан М‑60. Все это время танки «военного» поколения продолжали оставаться в строю – Т‑34–85 в СССР и «Шерман» в Соединенных Штатах, – неохотно и не спеша уступая место более новым собратьям.

Первым послевоенным конфликтом для Т‑34 стала гражданская война в Китае, победителями в которой стали поддержанные Москвой коммунисты. Логичным развитием этого конфликта стала война в Корее, где Т‑34 подтвердили реноме эффективной боевой машины, способной драться и с одноклассниками «Шерманами», и с более тяжелыми и лучше бронированными «Першингами».

Боевая эффективность, однако, была не единственным преимуществом танка. Простота конструкции, тянувшая за собой простоту эксплуатации и ремонта, оказалась востребованной в армиях, укомплектованных вчерашними корейскими и китайскими крестьянами, точно так же, как в СССР во время Великой Отечественной.

В итоге советские машины составили основу бронетанковых сил и Народно-освободительной армии Китая (НОАК), и Корейской народной армии (КНА), задержавшись и там, и там достаточно надолго: в Северной Корее – и до сих пор.

В Европе, где Восточный и Западный блоки готовились к новой мировой войне, простые по конструкции и легкие в освоении машины тоже были востребованы: после завершения выпуска Т‑34–85 у себя Советский Союз передал лицензии и технологии, необходимые для производства этих танков, Чехословакии и Польше.

Переданные Лаосом Т-34 в России будут принимать участие в парадах, приуроченных к Дню Победы, и использоваться во время съемок исторических фильмов

Дорога войн

Этим машинам была уготована интересная судьба – с середины 1950‑х, когда армии союзников СССР в Восточной Европе уже начали получать танки Т‑54, «тридцатьчетверки» чехословацкого производства пошли на экспорт в самые разные уголки планеты – от Финляндии до Вьетнама.

Первым боем для этих танков стал Суэцкий кризис 1956 года: Египет получил из ЧССР более 800 машин – и до войны, и после, для возмещения потерь. Танки этого типа оставались в составе египетской армии несколько десятилетий, в конце службы активно модернизируясь в вариант истребителя танков Т‑100 со 100‑миллиметровой пушкой БС‑3 или САУ Т‑122 со 122‑миллиметровой гаубицей Д‑30.

В том же году «тридцатьчетверки» в последний раз вступили в бой в составе Вооруженных сил СССР – во время подавления Венгерского восстания. Окончательно Т‑34 уйдут из советских строевых частей «в запас» и в учебки уже в конце 1960‑х.

В 1961 году Т‑34 кубинской армии как советского, так и чехословацкого производства примут участие в отражении высадки в заливе Свиней. Ставшие первыми танками социалистической Кубы, эти машины тоже до сих пор остаются в строю как в оригинальном виде, так и во множестве трансформаций.

1962 год станет дебютным для Т‑34–85 в Йемене – ранее поставленные в эту страну машины чешского производства будут участвовать в военном перевороте во главе с полковником Абдаллой ас-Салялем. Многие из тех машин сегодня принимают участие в очередной гражданской войне в этой стране.

Наиболее «долгоиграющим» конфликтом 1960–1970‑х стала война во Вьетнаме. Впервые появившиеся в войсках социалистического Вьетнама в конце 1950‑х Т‑34–85 (как чехословацкого производства, так и советского – в основном из состава НОАК) использовались в основном «на вторых ролях», не столкнувшись с американскими танками. Тогда же эти машины впервые появились в Лаосе, действуя на стороне отрядов Патет Лао во время гражданской войны в этой стране. Позднее Народная армия Лаоса получит несколько десятков Т‑34 чехословацкого производства и будет использовать их, поддерживая в отличном состоянии, до наших дней.

На Ближнем Востоке ни египетские, ни сирийские Т‑34 не блеснули – качество подготовки израильских войск оказалось выше, и в итоге и Шестидневная война 1967 года, и Война Судного дня 1973‑го закончились появлением большого количества трофейных танков, включая Т‑34 и его модификации, у Израиля. Впрочем, если Т‑54/55 и тем более Т‑62 Израиль немедленно начал использовать по прямому назначению, включив в танковые войска ЦАХАЛа, то Т‑34 отправились прямиком на танковые кладбища, а затем в музеи – их переоборудование и использование сочли нецелесообразным.

На рубеже 1960–1970‑х танки этого типа имели шанс вновь поучаствовать в бою уже под советским флагом – рост напряженности между Москвой и Пекином затрагивал в первую очередь восточные военные округа. В составе советских строевых частей Т‑34 уже не было и там, но они имелись у союзной СССР Монголии. Кроме того, к мобилизации в Советской армии готовились всерьез, и в случае, если бы приграничные конфликты переросли во что-то более серьезное, танки этого типа имели все шансы столкнуться в бою с обеих сторон – и с советской/монгольской, и с китайской.

В 1974 году Т‑34 стали участниками греко-турецкого конфликта на Кипре: во время вторжения турецких войск эти танки не без успеха применялись в бою, записав на свой счет несколько подбитых бронемашин и уничтоженный танк М‑47.

Основным же театром военных действий 1970‑х для Т‑34 стала Африка: машины этого типа получили армии множества стран, от Алжира до Зимбабве, и точно подсчитать все африканские конфликты, в которых они участвовали, вряд ли возможно. Выделим наиболее заметные: гражданская война в Анголе, где действовали в основном танки кубинской армии (затем переданные собственно ангольцам), эфиопско-сомалийский и эфиопско-эритрейский конфликты, гражданская война в Республике Конго.

В этих войнах Т‑34 приходилось противостоять как приемам «каменного века» – рвам, завалам и ловушкам, так и вполне современным, включая противотанковые управляемые ракеты и реактивные гранатометы. Чудес от машины Второй мировой, да еще и в африканских армиях, ждать вряд ли стоило, но репутацию надежного, неприхотливого и сильного бойца советский танк вновь подтвердил.

Читать еще:  РСА Кобальт (Револьвер Стечкина - Авраамова)

В Азии 1970‑х основными конфликтами для Т‑34 стала интервенция Вьетнама в Камбоджу, китайско-вьетнамский конфликт и, конечно, разгоревшийся к концу десятилетия конфликт в Афганистане – Кабул получил танки этого типа еще при королевской власти.

В 1980‑х применение «тридцатьчетверок» идет на спад, все же производство машины окончательно прекратилось в 1958-м, и к началу 1980‑х и советские, и китайские, и восточноевропейские склады основательно подвымело. Однако это не помешало Т‑34 отметиться в Ливанской войне 1982 года (танки, переданные Сирией, действовали в составе формирований ООП).

В 1990‑х, видимо, пошли в последний бой Т‑34 военного производства – в конфликтах на территории бывшей Югославии участвовали машины, ранее использовавшиеся Народно-освободительной армией Югославии (НОАЮ), многие из которых были получены из СССР в 1944–1945 годах. Этот конфликт, по некоторым данным, стал последним для ровесников Т‑34 – танков «Шерман», также из бывших югославских арсеналов. Но если «Шерманы» после распада Югославии в качестве боевых машин больше не всплывали, то Т‑34 остаются в строю, пережив всех ровесников.

В значительной мере долгожительство Т‑34 объясняется преемственностью силовой установки танков советского производства – современный двигатель В‑92 С2 Ф, используемый на последних версиях танка Т‑90, восходит именно к В‑2, который ставили на Т‑34. Общность конструкции двигателя с послевоенными машинами облегчила поддержку парка Т‑34 в рабочем состоянии, а боеприпасы калибром 85 мм имеются в избытке и сейчас, хотя в основном уже китайские.

В России Т‑34 переживает ренессанс: интерес к машине возрос, появилось немало музеев, и, наконец, Т‑34 стали постоянными участниками Парадов Победы, а заодно и фестивалей исторической реконструкции

100 лет не предел?

Практически всю дорогу на пару с Т‑34 прошла самоходная установка СУ‑100, которую многие считают самым эффективным истребителем танков, разработанным во время Второй мировой. Она также используется и сейчас, и не менее масштабно, чем исходная машина, в силу совместимости по боеприпасам с самым распространенным на планете сегодня семейством танков Т‑54/55, использующим те же 100‑миллиметровые снаряды.

Исходный же танк по мере устаревания переделывался во все, что бог на душу положит: от зенитных установок до тягачей и от САУ со 122‑миллиметровыми гаубицами до специальных пожарных машин. В этих вспомогательных ролях Т‑34 вполне имеет шанс дожить до столетия со дня выпуска первых серийных машин данного типа в 1940 году.

Впрочем, и вполне боевые модификации советского танка еще послужат – и на Кубе, и в Северной Корее, и в некоторых африканских странах. В Лаосе, видимо, уже нет: доставленные в Россию три десятка Т‑34 составляли единственный комплектный батальон лаосской Народной армии на танках этого типа, которая продолжает использовать более поздние советские машины – Т‑55 и Т‑72.

А в России Т‑34 фактически переживает ренессанс: интерес к машине возрос, появилось немало доступных хороших музеев, представляющих и саму «тридцатьчетверку», и машины на ее базе, и, наконец, Т‑34 стали постоянными участниками Парадов Победы и в Москве, и в других городах, а заодно и фестивалей исторической реконструкции. Теперь же парк этих танков пополнился еще тремя десятками исправных единиц, так что запасов хватит надолго.

«Т-34 произвел сенсацию»

В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании, был хорошо приспособлен к массовому производству. В начале войны 76,2-мм орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса.

Отправной точкой к вершине танкового олимпа для Т-34 стала Сталинградская битва. Уже в середине ноября 1942-го уральские танки влились в 7-й танковый корпус и сразу приняли боевое крещение. Именно они освобождали от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.

Т-34, по словам главы УКБТМ, до конца 1942 года в той или иной степени превосходил немецкие средние танки Pz. Kpfz III и Pz. Kpfz IV по уровню защищенности и мощности своего артиллерийского вооружения. «У пушки Ф-34 были явно лучшие характеристики по дальности и бронепробиваемости. Именно поэтому, несмотря на недостатки и дефекты, «тридцатьчетверка» произвела на противника ошеломляющее впечатление, — говорит Терликов. — Германия резко активизировала работы по созданию достойного «противоядия».

Имея технические недочеты, танк оказался еще и сложным в производстве. Для первых машин не хватало дизельных двигателей В-2, поэтому в 1941-м и в начале 1942 года Т-34 комплектовали бензиновыми моторами, которые требовали больше внимания к обслуживанию и чаще ломались. «Машина потеряла в мощности и подвижности. Проблему с серийным производством В-2 решили только к лету 1942 года», — отметил Терликов.

Шла война не только на поле боя, но и между конструкторскими отделами противоборствующих сторон. Гитлеровские инженеры создали новые танки — Т-34 в сравнении с ними имел меньшую огневую мощь и нуждался в перевооружении. Поэтому в 1944-м был начат серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и новым 85-мм орудием, которое позволяло вести дуэли с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дальних дистанциях. Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых деталей и небольшой общей высотой машины превратили танк Т-34-85 в трудноуязвимую мишень на полях сражений.

Уникальность Т-34, по мнению инженера-конструктора УКБТМ, заключалась в высоком уровне защищенности, наличии мощной пушки, высоких характеристиках подвижности и маневренности, проходимости, а также в простоте и обслуживании, эксплуатации и высокой технологичности. «Все это вместе и сделало машину уникальной и признанной всеми сторонами лучшим танком Второй мировой войны», — считает Колмаков. Случалось, что за 20–30 суток наступления усилиями ремонтников танк два-три раза возвращался в строй — ремонтировать Т-34 можно было прямо у фронтовой полосы.

В грозные годы войны

К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.

Т-34 с пушкой Ф-34

Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.

Т-34 обр. 1943 года

Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 год, 15696 машин – за 1943 год.).И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.

Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).

В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшего на тот момент 57-миллиметрового противотанкового орудия, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.

Т-62: первый с гладкоствольным орудием

Следующим танком, созданным конструкторами УВЗ, стал Т-62 – первый в мире серийный танк с гладкоствольной пушкой. Он был призван заменить модель Т-54/55, так как несмотря на постоянные обновления танка, его 100-мм орудие уже не выдерживало конкуренции. Снаряды новой гладкоствольной пушки Т-62 обладали большей пробивной способностью.


Танк Т-62

Танк был оборудован защитой от радиации и системой автоматического пожаротушения. Т-62 выпускались в СССР вплоть до 1975 года, а также в Чехословакии и в Китае. Всего было произведено около 20 000 машин различных модификаций. Т-62 хорошо показал себя в боевых действиях в Афганистане, в результате чего мировой спрос на него возрос. Этот надежный и неприхотливый танк используется и сегодня в танковых армиях некоторых государств.

Как после Второй мировой войны сложилась карьера танка Т-34

Т-34 на улицах Будапешта во время подавления Венгерского восстания, 1956 год

©Erich Lessing/AKG-Images/Vostock Photo

Выход на экраны фильма «Т‑34», совпавший по времени с передачей Лаосом России партии одноименных танков, не мог не пробудить интерес к истории этой машины. Танк, остающийся в строю спустя 80 лет после его разработки, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем говорили.

2 сентября 1945 года подписанием акта о капитуляции Японии завершилась Вторая мировая война. Одним из ее главных «железных» героев стал советский средний танк Т‑34. Машина, прошедшая всю войну с первого до последнего дня, от западной советской границы до Москвы и Сталинграда и обратно – до Берлина, была признана самым эффективным танком этой войны.

Вторая мировая, безусловно, стала звездным часом Т‑34, но, как оказалось, это было лишь началом истории. В 2019 году советский танк остается единственной машиной того периода, которая еще применяется по прямому назначению. В послевоенной истории самого знаменитого советского танка разбирался «Профиль».

Читать еще:  Сау «коалиция-св»: история и ттх

Танк и бомба

16 июля 1945 года в США прошло первое ядерное испытание, а 6 и 9 августа того же года ядерные боеприпасы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. К этому моменту Советский Союз уже включился в ядерную гонку, вскоре повлекшую очередную революцию в военном деле.

Некоторые специалисты полагали, что ядерная бомба обессмыслит бронетехнику, однако этого не произошло – боевые машины, особенно танки, напротив, оказались самыми «выносливыми» изделиями, способными перенести обжигающую вспышку, защитить экипаж от проникающей радиации, выжить под молотом ударной волны и, наконец, действовать на загрязненной радиоактивными осадками местности. Танки менялись, в том числе и с учетом прогресса «классического» оружия. Мощная броня лучше защищала в том числе и от радиации, улучшившаяся герметизация, необходимая для преодоления водных преград, оказалась очень к месту для защиты от опасных осадков, возросшая защищенность машин-конкурентов потребовала мощных пушек… Новые модели появлялись почти каждый год, и казалось, что для Т‑34, первый вариант которого вышел на испытания еще в 1940‑м, уже нет места в этой гонке.

Реальность оказалась сложнее.Во‑первых, ядерная гонка и начавшаяся следом органически связанная с ней ракетная требовали слишком много сил и средств, чтобы позволить «вот так сразу» перейти на новое поколение танков.

Во‑вторых, и само это поколение рождалось довольно тяжело. Эксперименты с «промежуточными» решениями заняли не один год что в развитии линейки Т‑44/54 в СССР, что в США, последовательно сменивших несколько серийных танков – М‑26, М‑46, 47, 48…

«Стабильность» была достигнута только к концу 1950‑х, когда в Советском Союзе прочно освоился на конвейере танк Т‑55, ставший настоящим «солдатом атомной эры», а в Америке был создан М‑60. Все это время танки «военного» поколения продолжали оставаться в строю – Т‑34–85 в СССР и «Шерман» в Соединенных Штатах, – неохотно и не спеша уступая место более новым собратьям.

Первым послевоенным конфликтом для Т‑34 стала гражданская война в Китае, победителями в которой стали поддержанные Москвой коммунисты. Логичным развитием этого конфликта стала война в Корее, где Т‑34 подтвердили реноме эффективной боевой машины, способной драться и с одноклассниками «Шерманами», и с более тяжелыми и лучше бронированными «Першингами».

Боевая эффективность, однако, была не единственным преимуществом танка. Простота конструкции, тянувшая за собой простоту эксплуатации и ремонта, оказалась востребованной в армиях, укомплектованных вчерашними корейскими и китайскими крестьянами, точно так же, как в СССР во время Великой Отечественной.

В итоге советские машины составили основу бронетанковых сил и Народно-освободительной армии Китая (НОАК), и Корейской народной армии (КНА), задержавшись и там, и там достаточно надолго: в Северной Корее – и до сих пор.

В Европе, где Восточный и Западный блоки готовились к новой мировой войне, простые по конструкции и легкие в освоении машины тоже были востребованы: после завершения выпуска Т‑34–85 у себя Советский Союз передал лицензии и технологии, необходимые для производства этих танков, Чехословакии и Польше.

Переданные Лаосом Т-34 в России будут принимать участие в парадах, приуроченных к Дню Победы, и использоваться во время съемок исторических фильмов

Дорога войн

Этим машинам была уготована интересная судьба – с середины 1950‑х, когда армии союзников СССР в Восточной Европе уже начали получать танки Т‑54, «тридцатьчетверки» чехословацкого производства пошли на экспорт в самые разные уголки планеты – от Финляндии до Вьетнама.

Первым боем для этих танков стал Суэцкий кризис 1956 года: Египет получил из ЧССР более 800 машин – и до войны, и после, для возмещения потерь. Танки этого типа оставались в составе египетской армии несколько десятилетий, в конце службы активно модернизируясь в вариант истребителя танков Т‑100 со 100‑миллиметровой пушкой БС‑3 или САУ Т‑122 со 122‑миллиметровой гаубицей Д‑30.

В том же году «тридцатьчетверки» в последний раз вступили в бой в составе Вооруженных сил СССР – во время подавления Венгерского восстания. Окончательно Т‑34 уйдут из советских строевых частей «в запас» и в учебки уже в конце 1960‑х.

В 1961 году Т‑34 кубинской армии как советского, так и чехословацкого производства примут участие в отражении высадки в заливе Свиней. Ставшие первыми танками социалистической Кубы, эти машины тоже до сих пор остаются в строю как в оригинальном виде, так и во множестве трансформаций.

1962 год станет дебютным для Т‑34–85 в Йемене – ранее поставленные в эту страну машины чешского производства будут участвовать в военном перевороте во главе с полковником Абдаллой ас-Салялем. Многие из тех машин сегодня принимают участие в очередной гражданской войне в этой стране.

Наиболее «долгоиграющим» конфликтом 1960–1970‑х стала война во Вьетнаме. Впервые появившиеся в войсках социалистического Вьетнама в конце 1950‑х Т‑34–85 (как чехословацкого производства, так и советского – в основном из состава НОАК) использовались в основном «на вторых ролях», не столкнувшись с американскими танками. Тогда же эти машины впервые появились в Лаосе, действуя на стороне отрядов Патет Лао во время гражданской войны в этой стране. Позднее Народная армия Лаоса получит несколько десятков Т‑34 чехословацкого производства и будет использовать их, поддерживая в отличном состоянии, до наших дней.

На Ближнем Востоке ни египетские, ни сирийские Т‑34 не блеснули – качество подготовки израильских войск оказалось выше, и в итоге и Шестидневная война 1967 года, и Война Судного дня 1973‑го закончились появлением большого количества трофейных танков, включая Т‑34 и его модификации, у Израиля. Впрочем, если Т‑54/55 и тем более Т‑62 Израиль немедленно начал использовать по прямому назначению, включив в танковые войска ЦАХАЛа, то Т‑34 отправились прямиком на танковые кладбища, а затем в музеи – их переоборудование и использование сочли нецелесообразным.

На рубеже 1960–1970‑х танки этого типа имели шанс вновь поучаствовать в бою уже под советским флагом – рост напряженности между Москвой и Пекином затрагивал в первую очередь восточные военные округа. В составе советских строевых частей Т‑34 уже не было и там, но они имелись у союзной СССР Монголии. Кроме того, к мобилизации в Советской армии готовились всерьез, и в случае, если бы приграничные конфликты переросли во что-то более серьезное, танки этого типа имели все шансы столкнуться в бою с обеих сторон – и с советской/монгольской, и с китайской.

В 1974 году Т‑34 стали участниками греко-турецкого конфликта на Кипре: во время вторжения турецких войск эти танки не без успеха применялись в бою, записав на свой счет несколько подбитых бронемашин и уничтоженный танк М‑47.

Основным же театром военных действий 1970‑х для Т‑34 стала Африка: машины этого типа получили армии множества стран, от Алжира до Зимбабве, и точно подсчитать все африканские конфликты, в которых они участвовали, вряд ли возможно. Выделим наиболее заметные: гражданская война в Анголе, где действовали в основном танки кубинской армии (затем переданные собственно ангольцам), эфиопско-сомалийский и эфиопско-эритрейский конфликты, гражданская война в Республике Конго.

В этих войнах Т‑34 приходилось противостоять как приемам «каменного века» – рвам, завалам и ловушкам, так и вполне современным, включая противотанковые управляемые ракеты и реактивные гранатометы. Чудес от машины Второй мировой, да еще и в африканских армиях, ждать вряд ли стоило, но репутацию надежного, неприхотливого и сильного бойца советский танк вновь подтвердил.

В Азии 1970‑х основными конфликтами для Т‑34 стала интервенция Вьетнама в Камбоджу, китайско-вьетнамский конфликт и, конечно, разгоревшийся к концу десятилетия конфликт в Афганистане – Кабул получил танки этого типа еще при королевской власти.

В 1980‑х применение «тридцатьчетверок» идет на спад, все же производство машины окончательно прекратилось в 1958-м, и к началу 1980‑х и советские, и китайские, и восточноевропейские склады основательно подвымело. Однако это не помешало Т‑34 отметиться в Ливанской войне 1982 года (танки, переданные Сирией, действовали в составе формирований ООП).

В 1990‑х, видимо, пошли в последний бой Т‑34 военного производства – в конфликтах на территории бывшей Югославии участвовали машины, ранее использовавшиеся Народно-освободительной армией Югославии (НОАЮ), многие из которых были получены из СССР в 1944–1945 годах. Этот конфликт, по некоторым данным, стал последним для ровесников Т‑34 – танков «Шерман», также из бывших югославских арсеналов. Но если «Шерманы» после распада Югославии в качестве боевых машин больше не всплывали, то Т‑34 остаются в строю, пережив всех ровесников.

В значительной мере долгожительство Т‑34 объясняется преемственностью силовой установки танков советского производства – современный двигатель В‑92 С2 Ф, используемый на последних версиях танка Т‑90, восходит именно к В‑2, который ставили на Т‑34. Общность конструкции двигателя с послевоенными машинами облегчила поддержку парка Т‑34 в рабочем состоянии, а боеприпасы калибром 85 мм имеются в избытке и сейчас, хотя в основном уже китайские.

В России Т‑34 переживает ренессанс: интерес к машине возрос, появилось немало музеев, и, наконец, Т‑34 стали постоянными участниками Парадов Победы, а заодно и фестивалей исторической реконструкции

100 лет не предел?

Практически всю дорогу на пару с Т‑34 прошла самоходная установка СУ‑100, которую многие считают самым эффективным истребителем танков, разработанным во время Второй мировой. Она также используется и сейчас, и не менее масштабно, чем исходная машина, в силу совместимости по боеприпасам с самым распространенным на планете сегодня семейством танков Т‑54/55, использующим те же 100‑миллиметровые снаряды.

Исходный же танк по мере устаревания переделывался во все, что бог на душу положит: от зенитных установок до тягачей и от САУ со 122‑миллиметровыми гаубицами до специальных пожарных машин. В этих вспомогательных ролях Т‑34 вполне имеет шанс дожить до столетия со дня выпуска первых серийных машин данного типа в 1940 году.

Читать еще:  Подствольный гранатомет гп-25 «костер»: история создания, описание и характеристики

Впрочем, и вполне боевые модификации советского танка еще послужат – и на Кубе, и в Северной Корее, и в некоторых африканских странах. В Лаосе, видимо, уже нет: доставленные в Россию три десятка Т‑34 составляли единственный комплектный батальон лаосской Народной армии на танках этого типа, которая продолжает использовать более поздние советские машины – Т‑55 и Т‑72.

А в России Т‑34 фактически переживает ренессанс: интерес к машине возрос, появилось немало доступных хороших музеев, представляющих и саму «тридцатьчетверку», и машины на ее базе, и, наконец, Т‑34 стали постоянными участниками Парадов Победы и в Москве, и в других городах, а заодно и фестивалей исторической реконструкции. Теперь же парк этих танков пополнился еще тремя десятками исправных единиц, так что запасов хватит надолго.

Вооружение

Основное орудие

Основным вооружением танка Т-34 (1940) является 76-мм пушка Л-11 (Боезапас: 77 снарядов). Перезарядка на асах составляет 7.1 секунд, что является далеко не самым лучшим показателем среди средних танков. Плохие углы вертикальной наводки не позволят играть от рельефа местности (-5 / 25°), а бронепробиваемости снарядов порой не будет хватать, поэтому по многим целям придется стрелять в ослабленные зоны. Однако танк обладает снарядами с отличным заброневым действием. При точной стрельбе, одного снаряда хватит, чтобы уничтожить любую цель.

В состав боекомплекта пушки Л-11 входят следующие типы боеприпасов:

  • БР-350А — бронебойный тупоголовый каморный снаряд со взрывателем МД-5.
  • БР-350СП — бронебойный тупоголовый сплошной снаряд. Находится на втором ранге исследования модификаций.
  • ОФ-350М — осколочно-фугасный снаряд.
  • Ш-354Т — шрапнельный снаряд.

Пулемётное вооружение

Мелкокалиберный 7,62-мм пулемет ДТ (Боезапас 1890). Подходит для борьбы с небронированной техникой, а также для пометки целей на поле боя.

Рождение легенды

Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в конструкторском бюро завода №183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи.

«Машина рождалась достаточно тяжело, потому что в конце 1930-х годов достаточно сильно действовал репрессивный аппарат, который коснулся многих танкостроителей, — рассказал Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, в составе «Уралвагонзавода» госкорпорации «Ростех»). — В частности, когда начались работы по созданию нового среднего танка, Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями. Тем не менее работы велись в очень быстрых темпах».

13 октября 1937 года автобронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13–14 т, с пушкой калибра 45 мм и толщиной брони от 16 до 25 мм. В мае 1938-го было предложено создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую компоновку. Руководили работами по созданию А-32 конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко.

В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939-го Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм. Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов.

«Интерес состоит в том, что машина была принята на вооружение еще до того, как заводом был изготовлен опытный образец, а он был сделан лишь в январе-феврале 1940 года, — говорит инженер-конструктор УКБТМ. — Видимо, пришли к выводу, что нужно окончательно принимать решение по принятию машины на вооружение. Главный конструктор убедил. И в дальнейшем это и показало. На тот момент она была революционной машиной».

После прохождения всех испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке в марте 1940 года два Т-34 осуществили пробег по маршруту Харьков — Москва — Харьков (750 км в одну сторону). И 17 марта в московском Кремле машины были продемонстрированы членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По воспоминаниям очевидцев, Сталин тогда сказал: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!» Так и произошло.

С 31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе №183 и Сталинградском тракторном заводе (ныне — Волгоградский тракторный завод).

Однако «тридцатьчетверка» не только прославила своего «отца», но и стала причиной его смерти. Тот самый пробег оказался роковым. Весной 41-летний конструктор помогал вытаскивать танк из холодной воды, после чего в Харькове был госпитализирован с пневмонией. После смерти Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940-го доработками Т-34 руководил его заместитель Морозов. В 1942 году за создание танка три его создателя были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. Однако после вторжения немецких войск производство танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе «Красное Сормово» (ныне — в Нижнем Новгороде), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (ныне — в Екатеринбурге), заводе №174 в Омске (ныне — Омский завод транспортного машиностроения) и Уральском танковом заводе №183 (сегодня — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин.

Кстати, за годы войны на уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех предприятиях Германии вместе взятых. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности. С мая 1942 года с конвейера каждые 30 минут сходил танк (ежесуточно на фронт уходил эшелон бронемашин). Последний Т-34-85 сошел с заводского конвейера в феврале 1946 года. Здание, где изготавливали эти машины, сохранилось — сейчас здесь вагоносборочный конвейер.

Длина без пушки — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 т; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.

Оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-миллиметровыми пушками (Л-11 образца 1938-1939 годов, Ф-34 1940-го), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм (один из пулеметов устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй – в верхней лобовой бронеплите корпуса). Экипаж состоял из четырех человек – командира, механика-водителя, заряжающего и радиста-пулеметчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа выросло до пяти – появился отдельный наводчик орудия.

По словам руководителя УКБТМ Андрея Терликова, для своего времени танк получился новаторским: рациональные углы наклона броневых листов корпуса и башни, мощная пушка и дизельный двигатель. Вместе с тем, как выяснилось уже в ходе боев, Т-34 имел и серьезные недостатки. «Например, очень стесненные условия работы членов экипажа в башне, недостаточный обзор, несовершенная четырехскоростная коробка передач и сложность работы с ней. Не оправдала надежд система воздухоочистки и охлаждения двигателя. Вопросы возникли и к низкой технической надежности, качеству изготовления и сборки самой машины», — рассказывает он. И все это немедленно сказалось в самых тяжелых условиях первых двух лет войны.

Выдержка из отчета об испытаниях Т-34 на Абердинском полигоне в США в мае 1942 года: «Есть основания считать, что он обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе».

К началу 1942 года в целях совершенствования конструкции машины инженерами-конструкторами Уральского танкового завода №183 были внесены изменения в чертежи 770 деталей, а 1265 просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки, ошибок выявлено не было.

От Курска до Победы

С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.

Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.

Новая башня увеличенного объема и с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повысилась и общая защищенность экипажа, который тоже увеличен до 5 человек, добавлен наводчик, командир освободился от наведения орудия, улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно. Основным преимуществом новой машины стало новое орудие, «шившее» ухудшившуюся к концу войны броню немецких тяжелых танков. А маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.

Эволюция башен Т-34

Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).

Т-34-85 в конце войны

Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.

Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector