3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский грузовик-среднетоннажник ГАЗ 52

Советский грузовик-среднетоннажник ГАЗ 52

История одного из крупнейших предприятий российского автомобилестроения, Горьковского Автомобильного Завода, расположенного в Нижнем Новгороде, насчитывает уже более 80 лет. За это время конструкторами было создано более 40 базовых моделей грузовых и легковых автомобилей, а также огромное количество их модификаций для гражданских и военных нужд. И в наши дни, и в середине прошлого века машины, сходившие с заводского конвейера были обречены на популярность. А как иначе объяснить то, что давно снятые с производства, они до сих пор успешно эксплуатируются на всей территории постсоветского пространства и даже за её пределами?

Горьковскому автомобильному заводу исполняется 85 лет

КАТЕГОРИИ

  • Новости Союза
  • Анонсы
  • Работа в регионах
  • Донорство крови
  • Новости предприятий
  • Социальное партнерство
  • Мнения
  • СМИ о нас

ПОПУЛЯРНОЕ

Уралвагонзавод (в составе АО «К.

Объединенная двигателестроител.

30 октября состоялось заседание Ко.

Первый зампред Комитета Госдумы по.

Этот праздник символизирует единен.

  • бюро
  • Деятельность бюро ЦС
  • Донорство крови
  • Инженеры будущего
  • Комитеты и комиссии
  • Конференции
  • Неделя без турникетов
  • Новости предприятий
  • Работа в регионах
  • СПК
  • Съезды

1 января 2017 года исполняется 85 лет со дня основания Горьковского автозавода – ключевого предприятия «Группы ГАЗ», входящей в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент». Автозавод был построен за 18 месяцев, вступил в строй в начале января 1932 года, а 29 января с конвейера сошел первый грузовик – «полуторка» ГАЗ-АА. Горьковский автомобильный – традиционный поставщик лучших в своем классе легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей для различных сфер экономики, малого и среднего бизнеса, социальных учреждений.

В 2017 году крупнейшее предприятие российского автомобилестроения, Горьковский автомобильный завод, отмечает 85-летний юбилей: 1 января 1932 года прозвучал заводской гудок, возвещая о рождении предприятия. С именем Горьковского автозавода связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт (оснащение сельского хозяйства среднетоннажными грузовиками, организация пассажирских таксоперевозок и т.д.). С момента основания ГАЗ выпустил более 18 млн грузовых и легковых автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей и модификаций техники.

По автомобилям ГАЗ можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни государства. Среди наиболее известных моделей Горьковского автомобильного завода – легендарные «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, знаменитые грузовые автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые автомобили «Победа», «Волга» и «Чайка». В 90-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, расширении грузовых и пассажирских перевозок, дала импульс развитию российского предпринимательства.

Горьковский автозавод сыграл огромную роль в развитии других предприятий отрасли – накопленный опыт специалисты ГАЗа передавали Ульяновскому автомобильному заводу, Волжскому автозаводу, Камскому комплексу заводов по производству грузовых автомобилей и др. На Горьковском автозаводе сформировалась конструкторская автомобилестроительная школа страны: ГАЗ в короткий срок освоил полный технологический цикл создания автомобилей и сформировал базу подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроительной отрасли.

В годы Великой Отечественной войны автогигант сыграл важную роль в достижении Победы над врагом. В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск военной продукции – танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Автозаводские танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, являются одним из символов Победы под Москвой. Многие рабочие и инженеры завода, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни, защищая Родину. Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны отмечен тремя орденами – Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Тысячи автозаводцев награждены орденами и медалями, заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя Государственного комитета обороны.

В послевоенный период завод стал выпускать новые модели грузовых и легковых машин, разработка которых не прекращалась и в военные годы. Эта техника участвовала в восстановлении разрушенных во время войны предприятий, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа.

В 1994 году завод приступил к выпуску автомобилей «ГАЗель», позволивших в сложных условиях переходного периода не только сохранить коллектив и производственный потенциал самого завода, но и дать новый импульс развитию всей экономике страны. В начале 2000-х гг. ГАЗ вошел в состав активов Олега Дерипаски и стал основой для создания ведущего российского холдинга по производству коммерческого транспорта – «Группы ГАЗ». С 2003 года Горьковский автозавод первым в стране начал внедрять систему бережливого производства, которая позволила повысить производительность труда на предприятии в четыре раза. Опыт ГАЗа по организации бережливого производства перенимают компании не только из автомобильной индустрии, но и лидеры различных отраслей экономики России (Сбербанк России, «Росатом» и др.).

Сегодня Горьковский автозавод «Группы ГАЗ» обладает передовыми технологиями международного автомобилестроения по разработке и производству автомобильной техники, в том числе работающей на альтернативных видах топлива. Завод выпускает широкий модельный ряд легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей: микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили. На базе автомобилей ГАЗ изготавливается свыше 300 видов спецтехники: автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, эвакуаторы, инкассаторские автомобили и др. Самые популярные автомобильные бренды завода – «ГАЗель», «Соболь» и «ГАЗон». Завод сохраняет лидерство на российском рынке, занимая долю около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей и около 70% в сегменте среднетоннажных грузовиков. ГАЗ также является одним из лидеров отечественного автокомпонентного рынка.

За последние пять лет ГАЗ полностью обновил модельный ряд и разработал новое поколение автомобилей семейства NEXT с улучшенными потребительскими характеристиками, принципиально новым уровнем качества, надежности, безопасности и комфорта. В 2013 году ГАЗ начал серийное производство автомобиля «ГАЗель NEXT», в 2014 году – его грузопассажирской версии, а также каркасного микроавтобуса NEXT и среднетоннажного грузовика «ГАЗон NEXT», в 2015 году – цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT», в 2016 году – микроавтобуса ГАЗель NEXT на базе фургона. Новые модели расширяют линейку техники ГАЗа для российского рынка и обладают высоким экспортным потенциалом.

При подготовке производства к выпуску автомобилей семейства NEXT на ГАЗе проведена масштабная модернизация производства: установлены новые роботизированные линии сварки, создан новый цех штамповки, введен в эксплуатацию новый окрасочный комплекс Eisenmann. Степень автоматизации процессов достигает 85%.

На производстве коммерческих автомобилей ГАЗа внедрена система качества в соответствии с международными стандартами. Это контроль соответствия параметров каждого автомобиля заданным техническим характеристикам на протяжении всего производственного цикла (сварка, окраска, сборка), который позволяет обеспечить высокий уровень надежности и безопасности продукции. На предприятии применяется специальная методика аудита автомобиля для оценки его качества с позиции потребителя.

ГАЗ реализует на своей площадке инвестиционные проекты в сотрудничестве с международными партнерами – компаниями Volkswagen и Daimler. Организовано производство полного цикла легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. Индустриальное партнерство ГАЗа с лидерами мирового автопрома открыло новые перспективы по локализации компонентов на предприятиях «Группы ГАЗ»: на ГАЗе организовано производство штампованных кузовных деталей для Mercedes-Benz Sprinter, на Ярославском моторном заводе «Группы ГАЗ» ведется выпуск двигателей для автомобилей Mercedes. Также ГАЗ развивает сотрудничество с иностранными производителями автокомпонентов: создано совместное предприятие с международным производителем систем выпуска отработанных газов Bosal, а также СП со шведской компанией Bulten, специализирующейся на выпуске деталей крепежа. Совместные проекты с международными автопроизводителями позволили модернизировать мощности предприятия, обеспечить обучение персонала лучшим стандартам мировой автоиндустрии и использовать полученные компетенции в улучшении собственного модельного ряда завода.

В сферу деятельности Горьковского автомобильного завода также входит производство более пяти тысяч наименований автокомпонентов. Компонентное производство ГАЗа является одним из крупнейших российских производителей в своем сегменте, выпуская мосты, оси и подвески, колесные диски, элементы выхлопной системы, чугунное литье, продукцию кузнечного производства и инструментальную оснастку. ГАЗ является активным участником программ локализации и импортозамещения: в 2016 году ГАЗ стал поставщиком компонентов для двигателестроительного завода Ford Sollers, СП ГАЗа и Bulten было номинировано на поставку продукции для промышленных проектов альянса Renault-Nissan и АВТОВАЗа и т.д.

Читать еще:  Российский бронетранспортёр бтр-70

Горьковский автозавод имеет разветвленную сервисно-сбытовую сеть, в которую входит более 230 центров продаж и сервисного обслуживания автомобилей в России и в странах Ближнего Зарубежья, а также около 1,7 тысяч точек продаж автокомплектующих. С 2013 года ГАЗ занимает первое место в рейтинге удовлетворенности автодилеров компании Ernst&Young.

Новые подходы к качеству и к организации производственных процессов, внедренные на ГАЗе, распространяются на все входящие в состав холдинга предприятия. В 2008 году для освоения современных технологий производства и профессионального развития работников компании на Горьковском автозаводе был создан корпоративный университет. На его базе разработано 600 уникальных учебных программ для повышения квалификации работников по наиболее востребованным специальностям. В 2012 году совместно с Volkswagen Group Rus ГАЗ создал новый учебный центр для освоения на практике передовых технологий мировой индустрии.

ГАЗ занимается подготовкой современных инженерных кадров для промышленных предприятий страны в рамках Всероссийской программы «Робототехника», воспитывая со школьной и студенческой скамьи будущую инженерно-техническую элиту для своих высокотехнологичных производств, в том числе для работы над перспективными проектами по созданию автоматизированных транспортных средств.

Горьковский автомобильный является центром интеграции предприятий «Группы ГАЗ». В компании работает единый инженерный центр и применяется модульный принцип разработки техники, который позволяет в кратчайшие сроки создавать современные модели коммерческого транспорта для российского и экспортных рынков.

Вадим Сорокин, Президент «Группы ГАЗ»:

– Сегодня Горьковский автомобильный завод – это промышленный символ и национальное достояние России, 85 лет успеха. Бережно сохраняя накопленные традиции, ГАЗ с уверенностью смотрит в будущее, продолжая выпускать машины, востребованные всей страной, осваивая новые сегменты рынка и расширяя географию продаж. Залогом успеха завода является высокий профессионализм его коллектива: на протяжении всего существования ГАЗа основной ценностью предприятия являются его люди – творцы истории российского автомобилестроения.

Модификации

За время производства моделей ГАЗ-52 было выпущено множество различных вариантов. На конвейер попали далеко не все, многие модификации по разным причинам отклонялись после изготовления опытных образцов. Серийно выпускались модели на обычной базе (3,3 метра) и удлиненной (3,7 метра). Среди них были грузовики с деревянной платформой, седельные тягачи и шасси под установку фургонов, цистерн, и прочих.

Габаритные размеры ГАЗ 52

В результате собирались самосвалы САЗ-3503 и САЗ-3504, применявшиеся в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях.

Широкое распространение получила модель ГАЗ-52-01, выпускавшаяся с 1966 по 1989 год. Это шасси на удлиненной базе 3,7 метра, на которое ставили промтоварные, мебельные, хлебные и другие кузова-фургоны, цистерны и бензовозов, ассенизаторский автомобиль, перевозки воды и прочие.

Внешний вид промтоварного грузовика ГАЗ-52-01

  • Грузоподъемность, кг — 2500;
  • Длина/ширина/высота по кабине, мм — 6150/1965/2190;
  • Количество мест (включая водителя) — 2;
  • Вес, кг — 2300;
  • Наибольшая скорость, км/ч — 70;
  • Клиренс под задним мостом, мм — 245;
  • Расход бензина на 100 км, литров — 22;
  • Емкость бензобака, литров — 90.

Шасси ГАЗ-52-01 использовали также под салоны автобусов.
Не меньшей популярностью пользовалась модель ГАЗ-52-04, выпускавшаяся с 1975 по 1989 год. Этот универсальный грузовик с открытым деревянным кузовом имел базу 3,3 метра, на него нередко устанавливали тент. Вместо обычной платформы, машину иногда оборудовали кузовом-фургоном.

Сфера применения модели весьма велика: доставка строительных и прочих грузов, перевозка людей, сельскохозяйственной продукции и так далее. Автомобиль использовался в городах и сельской местностях.
На базе ГАЗ-52-04 создавались другие машины, например, такси с увеличенными по высоте тентами, тягачи для буксировки полуприцепов, автомобили с моторами, работавшими на газе и прочие. Выпускались две модели в экспортном исполнении — для средних широт и тропиков. Технические характеристики ГАЗ-52-04 были такими же, как у ГАЗ-52-01.
Заслуживает внимания ГАЗ-52-07. Машина производилась с 1974 года, являлась одной из модификаций ГАЗ-52-04, топливом для двигателя служил сжиженный газ. Стоимость авто была выше, но за счет уменьшения расходов на топливо разница достаточно быстро окупалась. Газовый баллон (красного цвета) устанавливали на раме слева по ходу.

Варианты расположения газового баллона в грузовике ГАЗ 52

За время выпуска (23 года) изменений в конструкции ГАЗ-52 было немного. Мотор запускался с помощью педали, при нажиме на которую шестеренка стартера (бендикс) вводилась в зацепление с венцом маховика, одновременно замыкались контакты пускового реле, соединяя аккумулятор со стартером. Такой механизм стоял на большинстве выпущенных авто. Позднее появилось более современное втягивающее реле, приводившееся в действие поворотом ключа зажигания (часто ставилось на ГАЗ-52-01). В тормозную систему добавили вакуумный усилитель, некоторые изменения произошли в конструкции мотора. Вместо двух фильтров, в системе смазки стали устанавливать один, пропускавший весь масляный поток.

Экспорт Править

Грузовые автомобили семейства ГАЗ-52/53 экспортировались в:

В 1967—1991 гг. автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 собирали из советских сборочных комплектов на болгарском предприятии «Мадара» в городе Шумен. При этом, с начала 1970-х машины оснащали 80-сильным дизелем производства варненского моторостроительного завода, позднее — и другие агрегаты (в частности, в Болгарии был освоен выпуск передних мостов) (модификации: «Коларов», выпускавшимся по лицензии английской фирмы Perkins. В 80-х среднегодовой выпуск ГАЗ-53 предприятием «Мадара» достиг 3 000 ед.

Основные модификации популярного советского грузовика

Вообще, модельный ряд этой серии был представлен огромным количеством модификаций. Так, в 1966 г. начался выпуск шасси ГАЗ 52-01 с увеличенной до 3 700 мм колесной базой, которое использовалось для создания автобусов и других специализированных транспортных средств. С конвейера это шасси сходило более 20 лет, последние образцы были выпущены в 1989 году.

Параллельно с 1966 по 1989 годы было налажено производство шасси ГАЗ 52-02, ставшее основой для самосвалов ГАЗ-САЗ. ГАЗ 52-03 был максимально унифицирован с более тяжелым ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 тонны, «забрав» от него раму, кабину и более вместительную платформу, правда, с уменьшенной высотой бортов. Двигатель же, впрочем как и остальные основные узлы, этому автомобилю достался от ГАЗ 51А.

Достаточно популярной в советское время стала модификация ГАЗ 52-04 (годы производства 1975 – 1989 гг.) с базой 3 300мм. Размеры этого грузовика (д х ш х в) были 5 708 х 2 200 х 2 150 мм. Модель явилась тандемом шасси ГАЗ-51А, но с более компактным кузовом, и кабины ГАЗ-53А. При этом 75-сильный двигатель также было решено оставить от предшественника – «пятьдесят первой» модели. На основе этой модификации было создано грузовое такси, получившее индекс 52-05. Седельный тягач этого семейства, выпуск которого осуществлялся с 1977 по 1985 годы, назывался ГАЗ 52-06.

В конце 1976 года конструкторами нижегородского завода была разработана модель ГАЗ 52-07, которая работала на сжиженном газе. Она комплектовалась 73-сильным двигателем. В 1977 году появились ГАЗ 52-08 и ГАЗ 52-09 – модификации ранее созданных версий, двигатель которых также работал на сжиженном газе. Кроме того, Горьковский завод выпускали экспортную и тропическую версии автомобиля.

Технические характеристики ГАЗ 52, несмотря на большое количество модификаций, были схожи у всех автомобилей этого семейства горьковских грузовиков. В основном, они комплектовались 6-цилиндровым 4-х-тактными двигателями мощностью 75 л.с. Расход топлива составлял 17 литров / 100 км. Топливный бак вмещал до 90 литров горючего.

Мотор этого грузовика доставлял немало проблем водителям – они считали его слабым и ненадежным. И не зря. Максимальная скорость, которую мог развивать автомобиль была 70 км/час, при любых попытках превысить её, двигатель попросту не выдерживал нагрузок и ломался. Что только не делали народные автоумельцы, чтобы отодвинуть дату очередного ремонта. Уже в 90-х годах появились ГАЗ 52, работающие на дизеле. Многие автолюбители стали переделывать своих «рабочих лошадок», ставя на них более дешевые в эксплуатации дизельные силовые агрегаты.

Несмотря на что, производство грузовых автомобилей этой модели было прекращено уже более 20 лет назад, тысячи машин до сих пор колесят по дорогам нашей страны, и купить на вторичном рынке ГАЗ 52 с пробегом не составляет никакого труда. Средняя цена грузовиков – 100 – 200 тыс. рублей. Машины, нуждающиеся в ремонте, стоят еще дешевле – 30 – 70 тыс. рублей. Так что, если есть желание, время и силы, можно заняться «приведением в порядок» видавшего виды грузовичка. Благо, запчасти на ГАЗ 52 найти нетрудно, да и заменить их при необходимости можно на аналогичные.

Читать еще:  Большой водоплавающий автомобиль зис-485/бав

Основные отличия ГАЗ-52

На мотор ГАЗ-52 устанавливался двухкамерный карбюратор К-126И, это было единственным отличием от прототипа, в остальном конструкция не изменилась. С рычага КПП исчезла «собачка» фиксатора, предохранявшего от случайного включения задней передачи.

Так выглядит карбюратор К-126

Долговечность такой подвески возросла, упростилось техническое обслуживание. Был внедрен новый задний мост, в котором размещался кулачковый дифференциал, улучшивший проходимость автомобиля. После 1978 года модификация ГАЗ-52-01 получила гипоидную главную передачу вместо конической. У ГАЗ-52 появилась новая кабина, капот и оперение, сильно изменившие внешний вид, автомобиль имел сходство с американскими грузовиками тех лет. Эти же элементы устанавливались на ГАЗ-53, более мощный грузовик с грузоподъемностью в четыре тонны, выпускавшийся параллельно.

Классический грузовик ГАЗ 52

Массовый труженик

За почти три десятилетия миллионы этих машин разъехались не только по всей стране, но и по многим странам мира — от Кубы до Вьетнама.

Смена поколений

ГАЗ-53 со всеми своими модификациями относился к третьему (после ГАЗ-АА/ММ и ГАЗ-51) поколению среднетоннажных грузовиков Горьковского автозавода. Его наиболее известными «ровесниками» были ГАЗ-52 и ГАЗ-66.

— Эта сильная машина с мощным двигателем, вместительным и удобным кузовом, была большим шагом вперед по сравнению с грузовыми автомобилями второго поколения, — констатирует ветеран ГАЗа Юрий Иванович Карбасов.

За свою долгую жизнь ГАЗ-53 совершенствовался в соответствии с требованиями времени.

— В процессе развития производства машина постоянно модернизировалась, улучшалась. Не случайно она выпускалась почти 30 лет, — рассказывает Григорий Языков, прошедший путь от слесаря механосборочных работ до начальника сборочного цеха производства грузовых автомобилей. — ГАЗ-53А отличала большая выносливость — на бездорожье, в полях он не имел себе равных.

Разработка среднетоннажника третьего поколения началась в конце 1950-х под руководством главного конструктора Горьковского автозавода Александра Просвирнина, ведущим конструктором по автомобилю был Борис Шихов. Новая модель создавалась на основе опыта проектирования ГАЗ-51 и его модификаций, а также с учетом новейших достижений мирового автопрома. Перед разработчиками стояла цель — создать автомобиль, подходящий как для городских улиц, так и для сельских дорог.

Прототипы ГАЗ-53 продемонстрировали прекрасные результаты на испытаниях в самых разных условиях: на грунтовых и горных дорогах, булыжных мостовых, в пустынях и на Крайнем Севере.

Производство новой модели осваивалось поэтапно. С 1961 года завод наладил выпуск базовой версии ГАЗ-53 грузоподъемностью 3 тонны, пока еще с шестицилиндровым двигателем и рядом других агрегатов от ГАЗ-51. Затем пришла очередь модернизированного варианта — ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 тонны, полностью в новой комплектации, с более мощным, 8-цилиндровым V-образным двигателем, который позволил увеличить максимальную скорость до 85 км/ч. В апреле 1964 года была изготовлена первая партия, а в июне 1965-го начался серийный выпуск.

Сильный и надежный

Сразу после запуска ГАЗ-53А на базе широкой унификации с его кабиной и другими узлами было налажено производство автомобиля ГАЗ-52-03. Почти одновременно осваивался и знаменитый ГАЗ-66. Поскольку линейка грузовых машин серьезно расширялась, был построен второй конвейер.

Ю.И.Карбасов в 1962 году пришел работать на главный конвейер грузовых автомобилей сборщиком, потом стал мастером. Он принял самое активное участие в освоении производства ГАЗ-53А.

— Когда я начал работать, был только один конвейер, потом, пока учился в дизелестроительном техникуме, построили второй, и я перешел туда мастером. Там мы постепенно начали собирать ГАЗ-53, сначала небольшими партиями — по 5-10 штук в день, а потом серийно, — вспоминает Юрий Иванович.

Производство ГАЗ-53А развивалось благодаря усилиям многотысячного коллектива рабочих, инженеров, специалистов в различных областях. Одним из них был Иван Бирюков, который с 1956 года работал на сборочном конвейере, сначала слесарем механосборочных работ, потом — бригадиром.

— Мы обслуживали много известных моделей грузовых автомобилей, ГАЗ-53 был самой массовой, — вспоминает Иван Федорович. — Контролировали и обеспечивали высокое качество каждой сошедшей с конвейера машины, прежде чем она уходила к потребителям. Работа требовала большой сосредоточенности, ритм производства был очень напряженный — с конвейера сходило до полутора сотен машин в день.

Ветеран ГАЗа Валентина Ногтева в то время трудилась на конвейере сборщицей.

— Работать приходилось много, но нам было интересно, трудились дружно, старались перевыполнить задание, — говорит она. — Автомобиль ГАЗ-53 был просто замечательный, делать его было одно удовольствие.

Вскоре включился в производственный процесс и Григорий Языков.

— С ГАЗ-53 я впервые познакомился еще в 1966 году, когда перед армией обучался вождению на этой машине, — рассказывает он. — А когда пришел в 1970-м на завод, эта модель уже массово выпускалась на одном из двух тогдашних конвейеров, которые обслуживала наша бригада слесарей.

Миллионные рубежи

После масштабной реконструкции производства грузовых автомобилей в 1975 году были запущены конвейеры №3 и №4, ГАЗ-53А начали собирать на третьем.

— Я перешел туда начальником участка, а со временем стал заместителем начальника цеха, — вспоминает Юрий Иванович Карбасов. — План производства был большой, но мы его выполняли, побеждали в соцсоревнованиях с другими конвейерами. Часто поступали сложные и важные государственные задания. Так, за рекордно короткое время мы собрали и досрочно сдали сразу 1500 автомобилей для Казахстана. За это группа сотрудников завода получила от руководства республики медали «За освоение целинных земель».

В 1982 году ГАЗ-53А прошел основательную модернизацию, грузоподъемность увеличилась до 4,5 тонны. Новая версия получила наименование ГАЗ-53-12 и выпускалась до января 1993 года. На ее базе изготавливались самосвалы, автолавки, фургоны и другие специальные модификации. ГАЗ-53А хорошо знали не только в СССР, но и в других странах, куда экспортировались эти автомобили.

— Особенно много их шло на Кубу и во Вьетнам, в то время на лобовом стекле часто можно было увидеть таблички с названиями этих государств, — вспоминает Ю.И.Карбасов. — Поставляли грузовики и в Индию, и в африканские страны. Даже в Европу — в Германию, Финляндию.

В 1973 году автомобилю ГАЗ-53А был присвоен Государственный знак качества, который впоследствии подтверждался четыре раза. В 1982 году Знака качества был удостоен и ГАЗ-53-12.

Сергей Целибеев

Читайте также

Первая представительская

Сегодня мало кто помнит, что олень – символ Горьковского автозавода — впервые появился на капоте легендарного автомобиля ЗИМ, положившего начало эпохе представительской техники марки «ГАЗ». В этом году он отмечает свое 70-летие.

Фронтовые самоходки

75 лет назад, 16 сентября 1945 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Горьковский автозавод был награжден орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по производству для фронта самоходных артиллерийских установок.

Стахановец машиностроения

В последний день августа 2020 года исполнилось 85 лет с тех пор, как забойщик шахты «Центральная-Ирмино» Алексей Стаханов добыл за смену 102 тонны угля при норме в 7 тонн. Через несколько дней этот легендарный почин первыми в машиностроении поддержали кузнец ГАЗа Александр Бусыгин и его бригада.

Горьковскому автомобильному заводу исполняется 85 лет

КАТЕГОРИИ

  • Новости Союза
  • Анонсы
  • Работа в регионах
  • Донорство крови
  • Новости предприятий
  • Социальное партнерство
  • Мнения
  • СМИ о нас

ПОПУЛЯРНОЕ

Уралвагонзавод (в составе АО «К.

Объединенная двигателестроител.

30 октября состоялось заседание Ко.

Первый зампред Комитета Госдумы по.

Этот праздник символизирует единен.

  • бюро
  • Деятельность бюро ЦС
  • Донорство крови
  • Инженеры будущего
  • Комитеты и комиссии
  • Конференции
  • Неделя без турникетов
  • Новости предприятий
  • Работа в регионах
  • СПК
  • Съезды

1 января 2017 года исполняется 85 лет со дня основания Горьковского автозавода – ключевого предприятия «Группы ГАЗ», входящей в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент». Автозавод был построен за 18 месяцев, вступил в строй в начале января 1932 года, а 29 января с конвейера сошел первый грузовик – «полуторка» ГАЗ-АА. Горьковский автомобильный – традиционный поставщик лучших в своем классе легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей для различных сфер экономики, малого и среднего бизнеса, социальных учреждений.

В 2017 году крупнейшее предприятие российского автомобилестроения, Горьковский автомобильный завод, отмечает 85-летний юбилей: 1 января 1932 года прозвучал заводской гудок, возвещая о рождении предприятия. С именем Горьковского автозавода связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт (оснащение сельского хозяйства среднетоннажными грузовиками, организация пассажирских таксоперевозок и т.д.). С момента основания ГАЗ выпустил более 18 млн грузовых и легковых автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей и модификаций техники.

Читать еще:  Пентагон сша: интересные факты

По автомобилям ГАЗ можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни государства. Среди наиболее известных моделей Горьковского автомобильного завода – легендарные «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, знаменитые грузовые автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые автомобили «Победа», «Волга» и «Чайка». В 90-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, расширении грузовых и пассажирских перевозок, дала импульс развитию российского предпринимательства.

Горьковский автозавод сыграл огромную роль в развитии других предприятий отрасли – накопленный опыт специалисты ГАЗа передавали Ульяновскому автомобильному заводу, Волжскому автозаводу, Камскому комплексу заводов по производству грузовых автомобилей и др. На Горьковском автозаводе сформировалась конструкторская автомобилестроительная школа страны: ГАЗ в короткий срок освоил полный технологический цикл создания автомобилей и сформировал базу подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроительной отрасли.

В годы Великой Отечественной войны автогигант сыграл важную роль в достижении Победы над врагом. В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск военной продукции – танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Автозаводские танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, являются одним из символов Победы под Москвой. Многие рабочие и инженеры завода, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни, защищая Родину. Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны отмечен тремя орденами – Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Тысячи автозаводцев награждены орденами и медалями, заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя Государственного комитета обороны.

В послевоенный период завод стал выпускать новые модели грузовых и легковых машин, разработка которых не прекращалась и в военные годы. Эта техника участвовала в восстановлении разрушенных во время войны предприятий, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа.

В 1994 году завод приступил к выпуску автомобилей «ГАЗель», позволивших в сложных условиях переходного периода не только сохранить коллектив и производственный потенциал самого завода, но и дать новый импульс развитию всей экономике страны. В начале 2000-х гг. ГАЗ вошел в состав активов Олега Дерипаски и стал основой для создания ведущего российского холдинга по производству коммерческого транспорта – «Группы ГАЗ». С 2003 года Горьковский автозавод первым в стране начал внедрять систему бережливого производства, которая позволила повысить производительность труда на предприятии в четыре раза. Опыт ГАЗа по организации бережливого производства перенимают компании не только из автомобильной индустрии, но и лидеры различных отраслей экономики России (Сбербанк России, «Росатом» и др.).

Сегодня Горьковский автозавод «Группы ГАЗ» обладает передовыми технологиями международного автомобилестроения по разработке и производству автомобильной техники, в том числе работающей на альтернативных видах топлива. Завод выпускает широкий модельный ряд легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей: микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили. На базе автомобилей ГАЗ изготавливается свыше 300 видов спецтехники: автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, эвакуаторы, инкассаторские автомобили и др. Самые популярные автомобильные бренды завода – «ГАЗель», «Соболь» и «ГАЗон». Завод сохраняет лидерство на российском рынке, занимая долю около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей и около 70% в сегменте среднетоннажных грузовиков. ГАЗ также является одним из лидеров отечественного автокомпонентного рынка.

За последние пять лет ГАЗ полностью обновил модельный ряд и разработал новое поколение автомобилей семейства NEXT с улучшенными потребительскими характеристиками, принципиально новым уровнем качества, надежности, безопасности и комфорта. В 2013 году ГАЗ начал серийное производство автомобиля «ГАЗель NEXT», в 2014 году – его грузопассажирской версии, а также каркасного микроавтобуса NEXT и среднетоннажного грузовика «ГАЗон NEXT», в 2015 году – цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT», в 2016 году – микроавтобуса ГАЗель NEXT на базе фургона. Новые модели расширяют линейку техники ГАЗа для российского рынка и обладают высоким экспортным потенциалом.

При подготовке производства к выпуску автомобилей семейства NEXT на ГАЗе проведена масштабная модернизация производства: установлены новые роботизированные линии сварки, создан новый цех штамповки, введен в эксплуатацию новый окрасочный комплекс Eisenmann. Степень автоматизации процессов достигает 85%.

На производстве коммерческих автомобилей ГАЗа внедрена система качества в соответствии с международными стандартами. Это контроль соответствия параметров каждого автомобиля заданным техническим характеристикам на протяжении всего производственного цикла (сварка, окраска, сборка), который позволяет обеспечить высокий уровень надежности и безопасности продукции. На предприятии применяется специальная методика аудита автомобиля для оценки его качества с позиции потребителя.

ГАЗ реализует на своей площадке инвестиционные проекты в сотрудничестве с международными партнерами – компаниями Volkswagen и Daimler. Организовано производство полного цикла легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. Индустриальное партнерство ГАЗа с лидерами мирового автопрома открыло новые перспективы по локализации компонентов на предприятиях «Группы ГАЗ»: на ГАЗе организовано производство штампованных кузовных деталей для Mercedes-Benz Sprinter, на Ярославском моторном заводе «Группы ГАЗ» ведется выпуск двигателей для автомобилей Mercedes. Также ГАЗ развивает сотрудничество с иностранными производителями автокомпонентов: создано совместное предприятие с международным производителем систем выпуска отработанных газов Bosal, а также СП со шведской компанией Bulten, специализирующейся на выпуске деталей крепежа. Совместные проекты с международными автопроизводителями позволили модернизировать мощности предприятия, обеспечить обучение персонала лучшим стандартам мировой автоиндустрии и использовать полученные компетенции в улучшении собственного модельного ряда завода.

В сферу деятельности Горьковского автомобильного завода также входит производство более пяти тысяч наименований автокомпонентов. Компонентное производство ГАЗа является одним из крупнейших российских производителей в своем сегменте, выпуская мосты, оси и подвески, колесные диски, элементы выхлопной системы, чугунное литье, продукцию кузнечного производства и инструментальную оснастку. ГАЗ является активным участником программ локализации и импортозамещения: в 2016 году ГАЗ стал поставщиком компонентов для двигателестроительного завода Ford Sollers, СП ГАЗа и Bulten было номинировано на поставку продукции для промышленных проектов альянса Renault-Nissan и АВТОВАЗа и т.д.

Горьковский автозавод имеет разветвленную сервисно-сбытовую сеть, в которую входит более 230 центров продаж и сервисного обслуживания автомобилей в России и в странах Ближнего Зарубежья, а также около 1,7 тысяч точек продаж автокомплектующих. С 2013 года ГАЗ занимает первое место в рейтинге удовлетворенности автодилеров компании Ernst&Young.

Новые подходы к качеству и к организации производственных процессов, внедренные на ГАЗе, распространяются на все входящие в состав холдинга предприятия. В 2008 году для освоения современных технологий производства и профессионального развития работников компании на Горьковском автозаводе был создан корпоративный университет. На его базе разработано 600 уникальных учебных программ для повышения квалификации работников по наиболее востребованным специальностям. В 2012 году совместно с Volkswagen Group Rus ГАЗ создал новый учебный центр для освоения на практике передовых технологий мировой индустрии.

ГАЗ занимается подготовкой современных инженерных кадров для промышленных предприятий страны в рамках Всероссийской программы «Робототехника», воспитывая со школьной и студенческой скамьи будущую инженерно-техническую элиту для своих высокотехнологичных производств, в том числе для работы над перспективными проектами по созданию автоматизированных транспортных средств.

Горьковский автомобильный является центром интеграции предприятий «Группы ГАЗ». В компании работает единый инженерный центр и применяется модульный принцип разработки техники, который позволяет в кратчайшие сроки создавать современные модели коммерческого транспорта для российского и экспортных рынков.

Вадим Сорокин, Президент «Группы ГАЗ»:

– Сегодня Горьковский автомобильный завод – это промышленный символ и национальное достояние России, 85 лет успеха. Бережно сохраняя накопленные традиции, ГАЗ с уверенностью смотрит в будущее, продолжая выпускать машины, востребованные всей страной, осваивая новые сегменты рынка и расширяя географию продаж. Залогом успеха завода является высокий профессионализм его коллектива: на протяжении всего существования ГАЗа основной ценностью предприятия являются его люди – творцы истории российского автомобилестроения.

Экспорт Править

Грузовые автомобили семейства ГАЗ-52/53 экспортировались в:

В 1967—1991 гг. автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 собирали из советских сборочных комплектов на болгарском предприятии «Мадара» в городе Шумен. При этом, с начала 1970-х машины оснащали 80-сильным дизелем производства варненского моторостроительного завода, позднее — и другие агрегаты (в частности, в Болгарии был освоен выпуск передних мостов) (модификации: «Коларов», выпускавшимся по лицензии английской фирмы Perkins. В 80-х среднегодовой выпуск ГАЗ-53 предприятием «Мадара» достиг 3 000 ед.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector