0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолет-разведчик SR-71 Blackbird

Самолет-разведчик SR-71 Blackbird

Lockheed SR-71 является стратегическим сверхзвуковым разведчиком, разработанным в Соединенных Штатах. Его особенность заключается в высокой скорости и практическом потолке. Благодаря этим параметрам, основным маневром уклонения от ракет противника был резкий подъем с ускорением. Из эксплуатации уникальная машина была выведена в 1998 году.

В декабре 1964-го года «Черный дрозд» SR-71 совершил свой первый полет. Изначально самолет должен был быть истребителем. Но превратился в несравненный самолет-разведчик, который «ускользал» от любого советского самолета.

Меньше чем за два часа из Лондона в Нью-Йорк — ни один самолет не совершит такой перелет. Кроме одного — самого быстрого самолета из всех, когда-либо стоявших на вооружении в США. Речь идет о стратегическом сверхзвуковом разведчике американских ВВС Lockheed SR-71 («Черный дрозд»). «Чудо-птица» Центрального разведывательного управления (ЦРУ) совершила свой первый вылет 22 декабря 1964 года. Ее рекорды скорости до сих пор не побиты.

Еще один не побитый рекорд стратегического разведчика: ни один из двухместных самолетов Blackbird ни разу не был обстрелян. Впрочем, со временем больше чем треть всех самолетов выходила из строя либо по причине несчастного случая, либо из-за технической ошибки.

Несмотря на это, самолеты Blackbird считаются самым успешным проектом в авиационной индустрии США. За тридцать два года службы всего было создано тридцать два самолета, из которых двенадцать вышли из строя. Часов налета насчитывается восемьдесят тысяч, из которых двадцать тысяч полетов были совершены на скорости, превышающей три числа Маха, то есть в три раза больше, чем скорость звука. Самолеты участвовали примерно в пяти тысячах разведывательных миссиях: делали фотоснимки и радарную аэросъемку.

Из Мюнхена в Гамбург за десять минут

Самолет SR-71 летал на таких высотах и с такой скоростью, что ни ракеты, ни любые другие советские истребители, такие как МиГ-25, не могли нанести ущерб самолету-разведчику. Максимально самолет достигал скорости 3,36 Маха. В отличие от своих советских конкурентов, SR-17 мог долгое время «выдерживать» максимальную скорость. Больше, чем три с половиной тысячи километров означает тысяча метров в секунду. Из Гамбурга в Мюнхен самолет бы долетел за десять минут.

Маловероятно, что SR-17 когда-нибудь пролетал по данному маршруту, потому что, в первую очередь, невероятно дорогой самолет-разведчик, находившийся на службе у ЦРУ, осуществлял разведывательные миссии над территорией Советского Союза. За исключением сотрудников ЦРУ в Лэнгли (штат Виргиния), никто не знает, сколько самолет собрал политически значимой информации. До 1998 года самолеты находились в боевом строю. 9 октября 1999 года самолет SR-71 совершил свой последний полет.

Изначально самолет должен был быть истребителем, но превратился в разведчика, который смог оторваться от любого другого самолета. Высокая скорость, максимальная эксплуатационная высота (около двадцати пяти километров) превратили самолет в недосягаемый летательный аппарат. И, конечно, сделали его недосягаемым для зенитных пушек, так как «Черный дрозд» был быстрее, чем любое зенитное орудие.

Слишком быстрый для советских истребителей

Но и ракеты ни разу не смогли попасть по самолету, даже несмотря на то, что были быстрее. Однако чтобы взять самолет «на мушку», истребителю было необходимо максимально приблизиться к SR-71 и в пределах ограниченного расстояния полета снаряда сократить дистанцию до нескольких метров. Советской противовоздушной обороне это ни разу не удалось.

При этом самолет был тяжел в управлении. Терри Паппас, один из восьмидесяти шести тщательно выбранных пилотов «чудо-птицы» рассказывает: «При скорости 3 Маха самолетом нужно владеть. Но это находится на пределе вашего контроля. Все время бьет адреналин. Он тоже своего рода причина, почему пилот уже после сорока пяти минут полета полностью выбивался из сил». Пока первый летчик потел, второй офицер-разведчик, сидевший сзади, фотографировал Советский Союз или Вьетнам.

Несмотря на то, что двенадцать самолетов вышли из строя, всего один человек погиб, потому что не только огромные двигатели были сделаны согласно последним технологиям, но и катапультное кресло задало новые масштабы. С самого начала пилоты были скептически настроены. Паппас считает, что дело было в величине «Черного дрозда»: «Когда человек впервые видит этот самолет, он задается вопросом, как конструкторы смогли его построить?» Широкий корпус, длинный «нос», огромные турбины — не удивительно, что Голливуд охотно использует данную редкую конструкцию в своих фильмах.

Внешняя обшивка самолета: четыреста градусов по Цельсию

К слову, при создании самолета использовались стелс-технологии, то есть еще до того, как вообще появилось само это понятие. Правда, SR-71 не всегда был недосягаем для радаров, но все же обнаружить его было очень сложно.

Читать еще:  Винтовка бердана: история создания и применение

Самолет SR-71, как и его предшественник А-12, был сделан из титана. Материал легкий и стабильный — такой же используют для строительства самолетов, чья внешняя поверхность при трении о воздух нагревается до температуры выше четырехсот градусов по Цельсию. К сожалению, титан тяжело обрабатывать. Материал дорогой. И к тому же во времена холодной войны достать его было крайне сложно.

ЦРУ окольными путями приобретал его в стране, которая обладает самыми крупными запасами титана: ничего не подозревая, Советский Союз за приличную сумму в валюте продавал титан именно для тех самолетов, которые впоследствии так успешно вели слежку за его территорией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Последние годы своей службы «Черный дрозд» провел в NASA, где его уникальные характеристики были использованы для разработки перспективных авиационных технологий. Абсолютный рекорд скорости SR-71 установил в далеком 1976 году – 3530 км/ч.

В 1998 году SR-71 был снят с вооружения. Причин было несколько. Основная – высокая аварийность. 12 из 32 построенных машин были потеряны в результате аварий. «Черный дрозд» к тому же очень дорого обходился ВВС США. Достаточно сказать, что их полеты стоили американской казне свыше 1 млрд. долларов.

Боевое применение

Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве. При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но не один самолёт не был сбит. Однако за это время было потеряно две машины и обе из-за механических неисправностей.

В период базирования SR-71 на Японских островах, он регулярно подлетал к границам советского воздушного пространства, однако его не нарушал. Помнили, наверное, американцы незавидную участь U-2.

Кроме того, в то время в Советском Союзе уже был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-25, лётные характеристики которого (в первую очередь скорость на большой высоте, равная 3000 км/ч (M=2.83)) позволяли без проблем осуществить перехват SR-71.

Самолёт выполнял также аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

Примечания

  1. Строго говоря, есть более быстрые летательные аппараты, например, ракетоплан X-15. Но по правилам
  2. Максимальная высота горизонтального полёта составила 26 213 метров. Тем не менее, рекорд высоты в параболическом полёте принадлежит МиГ-25 и составляет 37 650 метров.
  3. …27 мая 1987 г. в Заполярье экипажу МиГ-31 в составе гв. капитана Ю. Н. Моисеева и гв. капитана О. А. Краснова (72-й ГИАП) пришлось осуществить боевое воздействие на самолёт-разведчик SR-71 и вытеснить его далеко в нейтральные воды.
  4. http://records.fai.org/general_aviation/aircraft.asp?id=779

4277 (1) Тема от А-Лиса 19.06.2018, 18:01

Тема: Военная авиация, интересные операции с её участьем, закрытые проекты.

Интересные исторические факты из истории боевой авиации , при ее участие

Это информативный раздел в котором публикуется только информация , любые посты вызывающие споры и обсуждения по поводу публикации будут перенесены в свободную тему где можно их свободно обсуждать : http://aerotero.ru/forum/viewtopic.php?id=67

4278 (2) Ответ от А-Лиса 19.06.2018, 18:59

Re: Военная авиация, интересные операции с её участьем, закрытые проекты.

Taranis новейший беспилотным разведчик-штурмовиком-бомбардировщик пятого поколения Великобритании

Самолет был назван в честь Тараниса — кельтского бога грома и переводится как «Громовержец»

Масса данного БПЛА составляет чуть меньше 3 тонн, длина — 11 метров, размах крыльев — около 10 метров.
Максимальная скорость — сверхзвуковая, но точные пределы, как и максимальная операционная высота, не установлены. Использована технология «стелс».
Уникальность Taranis состоит в том, что он не требует постоянного контроля со стороны оператора, в отличие от других, использующихся в наше время, беспилотников.

БПЛА «Таранис» может самостоятельно маневрировать, выполнять разнообразные операции, например, принимать решения об уничтожении атакующих его ракет. Запрос оператору Taranis делает только при выходе на цель — о необходимости уничтожения.

В настоящее время беспилотный летательный аппарат Taranis является полуавтоматическим аппаратом, способным выполнять самостоятельно ограниченные действия.
В будущем он получит совершенную компьютеризированную систему управления с элементами искусственного интеллекта, благодаря которой аппарат сможет выполнять в автоматическом режиме боевые задания любой сложности.

Источник сайт производителя BAE Systems : https://www.baesystems.com/en/product/taranis

4288 (3) Ответ от А-Лиса 21.06.2018, 22:44

Re: Военная авиация, интересные операции с её участьем, закрытые проекты.

Новости за 30 июля 1970 года .

Израильские ВВС сбили пять принадлежавших Египту истребителей МИГ-21 за три минуты.

Операция «Римон 20»

Около полудня пара «Фантомов» атаковала РЛС обнаружения в Сохне на западном берегу Суэцкого канала.

Четвёрка «Миражей» на предельной высоте двинулась в глубь египетской территории.

Следом, на бреющем полёте вылетела вторая четвёрка «Миражей» и четвёрка «Фантомов» под командованием Авиху Бин-Нуна.

Читать еще:  Мц — 255 револьверное охотничье ружье

Первая четвёрка «Миражей» (демонстративная группа) летела по парам очень близко друг к другу.

На экранах советских радаров светились две точки. В эфир выходили только два лётчика, летавших ранее на разведывательных «Миражах», голоса которых были известны местным радистам.
Операторы радаров приняли четвёрку истребителей за два разведывательных «Миража»

На выносном командном пункте «Бир-Арейда» в это время находился начштаба ВВС Египта генерал Мубарак и советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал-майор авиации Дольников. Мубарак предупредил Дольникова, что израильтяне заманивают советских летчиков в ловушку, но тот считал, что два разведывательных «Миража», не имеющих вооружения, станут легкой добычей.
Дольников помнил, что 18 апреля самолеты-разведчики ушли от «МиГов».
Он приказал поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» пути к отступлению.
С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180 км южнее Каира) поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко.
Ещё две четвёрки «МиГов» под командованием капитана Каменева взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120 км на юго-восток от Каира), пятая четвёрка поднялась с аэродрома в Катамие.

Три группы «МиГов» приближались к звену «Миражей» на встречных курсах.
Восьмёрка «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с демонстративной группой, но «Миражи» неожиданно развернулись на 180°, а к команде преследователей присоединилась восьмёрка «МиГов» под командованием капитана Каменева.
Шестнадцать «МиГов» летели за демонстративным звеном «Миражей», имея огромное преимущество. Когда ударная группа заняла выгодную позицию для нанесения главного удара, Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по «МиГам» вспомогательный удар.
Две пары «Миражей» разошлись в стороны, сбросили подвесные баки с горючим, развернулись и, заняв боевой порядок, начали сближаться с «МиГами».

Советские лётчики вместо двух разведывательных самолётов неожиданно обнаружили четвёрку «Миражей».
Правильно сориентировавшийся в обстановке капитан Юрченко доложил на командный пункт: «Вижу четвёрку истребителей». Генерал Дольников отдал приказ на уничтожение «Миражей», но советские лётчики не услышали эту команду — в 14.20 израильтяне включили радиопомехи и забили советскую линию связи.
Советские лётчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четвёркой «Фантомов». В этот момент четвёрка «Миражей» нанесла ракетный удар.

Первый «МиГ» был сбит пушечным огнём «Миража»,
Второй — ракетой «Спэрроу», пущенной Авиху Бин-Нуном.
Ашер Снир сбил «МиГ» ракетой на высоте 10 тысяч метров. Пилот сбитого «МиГа» катапультировался. Но Снир увлёкся погоней и не заметил атакующий его сзади самолёт капитана Владимира Ивлева. Ракета Р-3С повредила «Мираж», Снир вышел из боя и сумел сесть в Рефидим.
После потери четвёртого и пятого «МиГов» Дольников отдал команду лётчикам оторваться от израильтян, и советские лётчики стали выходить из боя.

Бой длился 6 минут. В 14.26 Мордехай Ход запретил преследовать «МиГи» и приказал израильским лётчикам вернуться на базу .

Конструкция

Фюзеляж самолёта собирался из титана. Выбора у конструкторов не было – при движении со скоростью около 3000 км/ч самолёт нагревался настолько, что алюминий мог бы просто расплавиться в полёте. В начале 60-х годов титан был не только дорогим и сложным в обработке – в США не было достаточного количества этого металла, и его пришлось закупать через подставных лиц в СССР. Также для обеспечения охлаждения крыла часть его поверхности выполнялась гофрированной.

Панели корпуса SR-71 соединялись друг с другом неплотно – до тех пор, пока не разогревались и не увеличивались в размере из-за теплового расширения.

Часть планера для снижения радиолокационной заметности выполнялась из композитов, той же цели служат характерные обводы фюзеляжа и чёрная окраска. Практически вся центральная часть фюзеляжа занята топливными отсеками, бортовая электроника находится в боковых «наплывах» корпуса. Остекление кокпитов – из кварца, соединённого с титаном ультразвуковой сваркой.

Силовая установка SR-71 Blackbird – два уникальных двигателя «Пратт-Уитни» J58 (первые A-12 из-за неготовности J58 летали с обычными турбореактивными моторами J75). Уникальность двигателя в том, что на малых (для SR-71) скоростях он работает, как нормальный турбореактивный мотор, а на большой скорости конус воздухозаборника перекрывает воздушный поток так, чтобы его большая часть шла напрямую в форсажную камеру. В таком режиме двигатель J58 работает, фактически, как прямоточный.

Для разведчика разработали специальное топливо JP7 – с очень высокой термической устойчивостью, исключающей возможность его возгорания от воздействия высоких температур. С другой стороны, это сделало невозможным использования свечей зажигания для запуска двигателя. В результате, для запуска моторов и розжига форсажных камер использовался триэтилборан. Ёмкости баков с ТЭБ должно было хватать на 16 запусков двигателей.

Топливо JP7, помимо основной функции, также использовалось в качестве охлаждающей жидкости и в двигатели поступало уже нагретым. Поскольку масса заправленного SR-71 превышала взлётную, а зазоры между «непрогретыми» панелями корпуса гарантировали утечку топлива из баков-кессонов, специально для дозаправки разведчиков была разработана модификация авиазаправщика KC-135Q.

Специально для SR-71 Blackbird разработали весьма совершенную инерциальную навигационную систему, дополненную астрокорректором.

Она оказалась настолько удачно, что на некоторое время стала эталонным образцом.

Читать еще:  Истребитель миг-35: особенности и ттх

Разведчик оснащался радаром бокового обзора, инфракрасными и обычными камерами, а также радиоэлектронными датчиками. Единственным средством активной защиты самолёта служили съёмные помехопостановщики различных моделей, которые выбирались, исходя из типа ожидаемой угрозы перед вылетом. Жизнедеятельность пилотов обеспечивалась скафандрами полного давления.

Опередивший время

В SR-71 была реализована схема-бесхвостка. В своем стремительном полете к цели «Черный дрозд» опирался на трапециевидные стреловидные крылья. У него отсутствовали традиционные стабилизаторы и горизонтальное оперение. Их функции были возложены на цельноповоротные кили, слегка заваленные внутрь на 15 градусов.

Трехстоечное шасси также имело некоторые особенности. Так передняя стойка убиралась против хода, а остальные – в крыло и фюзеляж к продольной оси машины. Здесь же впервые нашла свое применение технология «стелс», благодаря специальной темно-синей краске, которая одновременно предохраняла корпус самолета от перегрева, маскировала его и делала малозаметным для наземных РЛС.

Список стелс-технологий можно дополнить специальным радиопоглощающим покрытием, особой формой фюзеляжа и добавкой цезия в топливо, снижающей температуру выхлопа.

Тактико-технические характеристики
Lockheed SR-71
Показатель
Размах, м16,94
Длина, м32,74
Высота, м5,64
Площадь крыла, м 2141,1
Максимальная взлетная масса, т78
Масса пустого, т30,6
Запас топлива, л46180
Скорость на высоте 24 км, км/ч3300
Потолок высоты, км25,9
Скороподъемность, м/с60
Тактический радиус действия, км2000
Дальность полета без дозаправки, км5230
Продолжительность полета без дозаправки1ч 30 мин
Разбег, м2745
Пробег, м1830
Экипаж, чел2

Огромную скорость SR-71 развивал благодаря двум прямоточным двигателям производства компании Pratt & Whitney мощностью по 10603 л.с. каждый. На форсаже их тяга увеличивалась почти до 14,5 тысяч л.с. Для них было разработано специальное топливо JP-7 и самое совершенное на то время бортовое и разведывательное оборудование. Экипаж состоял из двух человек.

Ссылки

  • 32.726764 , -117.153872 32°43′36.35″ с. ш. 117°09′13.94″ з. д.  /  32.726764° с. ш. 117.153872° з. д.(G) — A-12, установленный около Аэрокосмического музея в Сан-Диего, США[1].
  • 33.883222 , -117.266283 33°52′59.6″ с. ш. 117°15′58.62″ з. д.  /  33.883222° с. ш. 117.266283° з. д.(G) — SR-71.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • SR-71
  • SQlite

Смотреть что такое «SR-71 Blackbird» в других словарях:

Blackbird (disambiguation) — Blackbird can refer to:Birds*Blackbird ( Turdus merula ), a species of bird of the thrush family indigenous to Europe and Asia *New World blackbirds, about 20 species of icterid birds that resemble the Blackbird including: **Red winged Blackbird… … Wikipedia

Blackbird (online platform) — Blackbird was the codename for an online content authoring platform developed by Microsoft in the mid 90s based on the concept of distributed OLE (Object Linking and Embedding) and meant as an alternative to HTML. With scripting capability for… … Wikipedia

Blackbird Leys — is a ward located on the south eastern outskirts of Oxford, England and is one of the largest council estates in Europe. According to the 2001 census, the ward had a population of 5,803. [cite web | url =… … Wikipedia

Blackbird (Lied) — Blackbird The Beatles Veröffentlichung 22. November 1968 Genre(s) Popsong Autor(en) Lennon/McCartney Album The Beatles … Deutsch Wikipedia

Blackbird (canción) — Saltar a navegación, búsqueda «Blackbird» Canción de The Beatles Álbum The Beatles Publicación 22 de noviembre de 1968 … Wikipedia Español

BlackBird — Blackbird англ. чёрный дрозд. Blackbird браузер. Blackbird (программирование) консоль языка JavaScript, для отладки скриптов. Lockheed SR 71 (BlackBird) самолёт. Blackbird песня группы The Beatles.… … Википедия

Blackbird (álbum) — Saltar a navegación, búsqueda Blackbird Álbum de Alter Bridge Publicación … Wikipedia Español

Blackbird Hundred — is the name of an unincorporated subdivision of New Castle County, Delaware. Hundreds were once used as a basis for representation in the Delaware General Assembly, and while their names still appear on all real estate transactions, they… … Wikipedia

Blackbird — (engl.: „Amsel“) bezeichnet: ein amerikanisches Militärflugzeug, siehe Lockheed SR 71 ein Lied der Beatles, siehe Blackbird (Lied) den Künstlernamen von Manuel Tur (* 1986), deutscher Musiker das zweite Studioalbum und dessen Titelsong der Hard… … Deutsch Wikipedia

Blackbird Island — ist der Name mehrerer Inseln in den Vereinigten Staaten: Blackbird Island (Michigan) Blackbird Island (Minnesota) Blackbird Island (Missouri) Blackbird Island (Wisconsin) Diese Seite ist eine Begriffsklärung zur Unterscheidung mehrerer mit … Deutsch Wikipedia

Blackbird — Saltar a navegación, búsqueda Blackbird puede referirse a: Blackbird, una canción de The Beatles El Lockheed SR 71 Blackbird, un avión de reconocimiento estratégico de largo alcance Nuevo navegador web basado en Firefox 3 de Mozilla, diseñado… … Wikipedia Español

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector