3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Призрак Каспийского монстра: Россия возрождает тяжелые экранопланы

Призрак «Каспийского монстра»: Россия возрождает тяжелые экранопланы

МОСКВА. 18 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Рев мощных авиационных двигателей, стена брызг и многотонная машина, скользящая над водой с невероятной скоростью до 500 километров в час: в России возрождается производство многоцелевых экранопланов. Над проектами уже работают отраслевые КБ, причем создаются как легкие, так и тяжелые многоцелевые машины. Высокая грузоподъемность, экономичность и способность за считанные часы покрывать огромные расстояния делают экранопланы незаменимыми для решения широкого спектра задач, в том числе боевых. О том, почему эта техника так интересна военным и на что способны перспективные экранопланы — в материале РИА Новости.

Летящие по волнам

По своим возможностями экраноплан находится между кораблями и самолетами, сочетая в себе их лучшие качества. «Экранный эффект» заключается в создании «воздушной подушки» между корпусом/крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, аппарат приобретает устойчивость и способность «скользить» с минимальным расходом топлива. При этом вместо моря внизу может быть любая другая ровная поверхность — ледяное поле, снег или степь.

По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости — у судов на подводных крыльях. С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, одновременно отсутствие контакта с водой исключает обнаружение гидролокаторами и вероятность напороться на мину.

Взлетная масса аппарата составит 54 тонны, а грузоподъемность — девять тонн, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев. В качестве стартовых двигателей, предположительно, будут использоваться Р-195 (как на штурмовике Су-25), а маршевых — ТВ-7-117 (как на Ил-114). По данным разработчиков, «Чайка-2» взлетит уже к 2022 году — эскизный проект успешно завершен и сейчас идет работа над техническим обликом.

Машину оснастят российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, она сможет самостоятельно выходить на необорудованное побережье с уклоном в пять градусов, базироваться на воде и аэродромах. По заявленным характеристикам экраноплан идеально подходит для Федеральной погранслужбы, МЧС, ФСО, патрулирования ближней прибрежной зоны в составе ВМФ России.

Кроме того, КБ имени Алексеева работает над созданием еще более тяжелой машины — многоцелевого транспортного экраноплана А-080 «Чайка-3» со взлетной массой в 100 тонн.

К службе годен

Несмотря на то что двойное назначение подобной техники не афишируется, очевидно, что Минобороны не оставит ее без внимания. В частности, начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников проговорился на одной из выставок, что пункт «Развитие экранопланов» будет включен в программу кораблестроения до 2050 года.

Неоднократно звучали заявления руководства концерна «Моринформсистема-Агат» о проведении целого комплекса научно-исследовательских работ с целью «вписать» экранопланы в систему управления флотом будущего. В частности, «Чайку-2» назвали весьма «перспективной для Минобороны» и предложили вооружить крылатыми противокорабельными ракетами «БраМос», превратив тем самым в скоростной ударный боевой комплекс. Любопытно, что «Чайками» заинтересовался Китай, который в 2015 году даже инициировал переговоры с Россией о приобретении нескольких машин для Народно-освободительной армии.

Летучий эсминец

Известно, что в СССР экранопланы уже приспосабливали для доставки десантников и ракет, причем весьма успешно. Пожалуй, самыми яркими страницами в истории боевого отечественного экранопланостроения стали проекты 903 «Лунь» и 904 «Орленок». Судьбы десантного «Орленка» и ударного «Луня» («Каспийский монстр») одинаково трагичны — распад СССР и нехватка денег практически уничтожили этот вид оружия без боя.

«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, — ранее заявлял телеканалу «Звезда» бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны «Каспийские монстры». — Самая главная их проблема — в надежности. Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективность и целесообразность, что и определило в дальнейшем судьбу кораблей».

Десантный «Орленок» был поменьше размером, имел откидываемую набок носовую часть и предназначался для быстрой перевозки войск и техники — мог вместить до 150 бойцов или две БМП. Его начали создавать еще задолго до «Луня», в конце 60-х годов. Для войсковых испытаний были построены три «Орленка», которые с 1979 года зачислили в состав ВМФ.

Если не использовать, можно навсегда потерять

О ситуации с российским экранопланостроением состоялся разговор с представителем Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р. Е. Алексеева Владимиром Кирилловых – главным конструктором ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь».

Выходу из той сложной ситуации, в которой сегодня находится отечественное экранопланостроение, может помочь экспорт. Многие предприятия российского оборонного комплекса в 90-е годы не только смогли устоять в сложных экономических условиях, но и продолжают укреплять свои позиции как на мировом, так и на внутреннем рынке. Этот пример должен быть распространен и на экранопланостроение, убежден главный конструктор.

В настоящее время заказов на экранопланы от российских ведомств нет, а на имеющиеся проекты нет разрешения для их продвижения на мировой рынок. В то же время решение вопроса о создании экранопланов по заказам зарубежных заказчиков позволило бы оживить внутренний рынок, поднять на новый уровень технологию производства этих судов и остаться мировым лидером создания этого перспективного вида транспорта.

«Технология, разработанная в ЦКБ по СПК и обеспечившая успешное создание и серийное строительство экранопланов, позволила России вырваться вперед на десятилетия в этой высокотехнологичной области. Если не использовать это преимущество, то можно навсегда его потерять и стать зависимыми от иностранных производителей», – отметил Кирилловых.

Сегодня разработкой и строительством экранопланов активно занимаются в США, Германии, Южной Корее и Китае. Заинтересованность в этом виде транспорта проявляют как военные, так и гражданские структуры.

На мировом рынке в этом сегменте появляются новые игроки со своей продукцией. В частности, в Южной Корее недавно спущен на воду и сейчас испытывается 40-местный экраноплан, построенный по немецкой лицензии. Это именно тот тип судна, который может быть востребован в коммерческой области.

Читать еще:  Трактор-карабин или карабин-трактор?

«К сожалению, по различным причинам в России пока для экранопланов внешний рынок закрыт, что не может не вызвать обеспокоенности, поскольку самым непосредственным образом сказывается и на производстве этого класса судов для внутреннего рынка», – подчеркнул эксперт.

Хотя Морская коллегия предложила пять лет назад рассмотреть вопрос о возможности создания экраноплана массой до 50 тонн для его экспорта за рубеж, продвижение российских малоразмерных экранопланов на мировой рынок до сих пор остается под запретом.

В то же время у России есть все возможности возродить экранопланостроение и вернуться на лидирующие позиции. А центром этого возрождения может стать ЦКБ по СПК, поскольку это нижегородское предприятие является сегодня единственной отечественной организацией, обладающей опытом проектирования, испытания и строительства экранопланов.

Три группы

Начиная с 50-х годов на базе ЦКБ в Нижнем Новгороде проведены полномасштабные испытания всех разработанных в стенах КБ экранопланов, включая ударный экраноплан «Лунь», транспортно-десантный экраноплан «Орленок» и экспериментальный экраноплан «КМ».

Созданная за это время на предприятии опытно-экспериментальная база позволяет проводить любые испытания, необходимые при разработке новых моделей экранопланов и подтверждении их технических характеристик. Кроме того, более чем за полувековой период испытаний и строительства экранопланов в ЦКБ по СПК наработана уникальная статистика, дополняющая теоретические расчеты.

К сожалению, подчеркнул Владимир Кирилловых, по разным причинам компании-разработчики не стремятся проводить такие испытания, предпочитая просто декларировать технические показатели своих изделий, часто существенно их завышая.

«В этих условиях заказчику ничего не остается, как поверить на слово. Полученные таким образом суда с высокими заявленными характеристиками зачастую не могут эксплуатироваться даже на реках. Сложная техника, а экранопланы представляют собой именно такую технику, без серьезного цикла опытно-экспериментальной отработки создана быть не может», – заметил он.

Существующие и создаваемые сегодня экранопланы можно условно разделить на три группы. Это разделение достаточно условное, но основано на точном научном расчете и проверено экспериментально при отработке всех моделей экранопланов, созданных в ЦКБ по СПК. В частности, у абсолютного большинства имеющихся сегодня в разной стадии готовности экранопланов масса менее 10 тонн и они относятся к третьей группе. Эти суда не рассчитаны на выход в море и могут эксплуатироваться только на спокойной воде, то есть не обеспечивают регулярность эксплуатации. В принципе сегодня реальные показатели по мореходности предлагаемых экранопланов не превышают одного-двух баллов.

Ко второй группе относятся экранопланы, массовые характеристики которых находятся в диапазоне от 20–30 до 50–60 тонн. Именно эта группа вероятнее всего будет востребована на рынке, в первую очередь коммерческом. Благодаря относительно большим габаритам и массе мореходность включаемых в эту группу судов позволяет начать их эксплуатацию на относительно спокойных морях.

На сегодня только проекты разработки ЦКБ по СПК можно включить во вторую группу. На основе масштабирования разработанных проектов экранопланов ЦКБ по СПК разработало целый ряд проектов для эксплуатации в различных условиях. Эти проекты прошли экспертизу и получили положительные заключения от ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского, ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, профильных институтов Минобороны и Пограничной службы России. Они позволяют начать работы по строительству опытных экранопланов и обеспечены необходимыми исследованиями, подтверждающими их технические характеристики.

Попытки других разработчиков попасть во вторую группу пока имеют только теоретическую направленность. Заявленные в этом сегменте опытные экранопланы типа «Орион» еще не проходили главных испытаний, а «Акваглайд-30» и «Акваглайд-60» только проектируются и говорить об их возможностях преждевременно.

В первую группу попадают тяжелые экранопланы – «Лунь», «Орленок» и экспериментальный экраноплан «КМ». Все они созданы и испытаны в ЦКБ по СПК и обладают мореходностью, затребованной ВМФ и позволяющей регулярно выходить в море. Больше всех в машинах такого класса должно быть заинтересовано Министерство обороны России, которому необходимо решать задачи в морских зонах. В частности, сегодня за рубежом (США и НАТО) ставка делается на патрульные корабли прибрежной зоны типа LCS (littorial combat ship), скорость которых доходит до 50 узлов, а в составе вооружения имеются десятки современных крылатых ракет. Для борьбы с такими кораблями вполне могли бы подойти экранопланы первой группы.

В принципе силовым структурам экранопланы нужны в первую очередь в открытом море и прежде всего в северных и дальневосточных морях.

Как полагает Владимир Кирилловых, у маломерных экранопланов третьей группы есть некоторая ниша на рынке, но она очень невелика. Как правило, это прогулочно-экскурсионные туристические маршруты в тихую погоду. В ряде случаев расчет тех, кто предлагает такие машины, основывается на том, что заказчики возьмут эти суда, ведь на бумаге их заявленные характеристики весьма заманчивы, тем более что декларирована возможность эксплуатации на море. Проверять эти показатели скорее всего не будут или вернее – не очень захотят. В результате заказчики получат не соответствующую требованиям продукцию, а предприятия начнут разрабатывать новые модели, несколько большие по размеру суда, и эта история может повториться.

В то же время река не гарантирует идеальных условий по волнению. Недавний яркий и, к сожалению, трагический пример – теплоход «Булгария». «Речные» заказчики раньше были готовы приобретать экранопланы с мореходностью не ниже трех баллов (волна – не менее 1,2 метра). Однако пока предлагаемые экранопланы не пройдут приборные испытания на мореходность, говорить об эксплуатации на море преждевременно.

«Заказчики таких высокотехнологичных транспортных средств, как экранопланы, не должны становиться заложниками лиц или компаний, продвигающих эти суда. Нельзя блуждать в лесу красивых проспектов и выбирать необходимые модели на глаз», – сказал Кирилловых.

По его мнению, настало время создать жесткую систему проведения экспертиз для подтверждения всех заявленных характеристик предлагаемых экранопланов. Необходимо организовать комиссии, которые бы ставили во главу угла результаты экспертиз и испытаний. Это позволит регламентировать хаотичный рынок судов этого класса. Проведение экспертиз может быть поручено, как и было раньше, головным институтам по направлениям: ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского, ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, ЦИАМ имени П. И. Баранова, 1-му ЦНИИ ВМФ и другим. Для этого необходимо финансировать несколько опытных образцов экранопланов, выставляемых разными компаниями, для проведения полномасштабных испытаний и оценки характеристик. У заказчика появляется инструмент, обеспечивающий объективность при выборе проекта, – открытое соперничество, а не реклама, которой в последнее время подменяют хорошую конструкторскую работу.

«Организация такой системы оценок оградит потенциальных заказчиков от продавцов «мыльных пузырей». Как правило, такой подход к созданию новых образцов высокотехнологичной техники, какими являются экранопланы, быстро убирает с рынка всех тех, кто готов поживиться за счет государства. Сейчас же получается, что кто громче всех заявил о себе, тот и смог получить кусок государственного пирога», – считает главный конструктор.

Читать еще:  Советский ПЗРК "Колос"

Описание конструкции

Экраноплан «Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана и имеет крыло трапециевидной формы, расположенное в центре корпуса. В передней части находится кабина пилотов, также здесь установлен пилон, на котором расположены восемь двигателей НК-87. Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. Толщина обшивки составляет от четырех до двенадцати миллиметров.

На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет «Москит».

В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение, которое имеет Т-образную форму.

Длина корпуса «Луня» составляет семьдесят три метра, он разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков, также корпус экраноплана делится на три палубы. Снизу на корпусе установлено гидролыжное устройство, применяемое при посадке и взлете аппарата.

Размах крыла – 44 метра, на его концах установлена концевидная шайба. Крыло водонепроницаемо, в нем размещены четыре емкости с топливом.

Экипаж экраноплана состоял из семи офицеров и четырех мичманов. Автономность «Луня» — пять суток.

Силовая установка экраноплана состояла из восьми двигателей НК-87, ее мощность составляла 104 кгс (8 х 13000).

Призрак «Каспийского монстра»: Россия возрождает тяжелые экранопланы

МОСКВА. 18 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Рев мощных авиационных двигателей, стена брызг и многотонная машина, скользящая над водой с невероятной скоростью до 500 километров в час: в России возрождается производство многоцелевых экранопланов. Над проектами уже работают отраслевые КБ, причем создаются как легкие, так и тяжелые многоцелевые машины. Высокая грузоподъемность, экономичность и способность за считанные часы покрывать огромные расстояния делают экранопланы незаменимыми для решения широкого спектра задач, в том числе боевых. О том, почему эта техника так интересна военным и на что способны перспективные экранопланы — в материале РИА Новости.

Летящие по волнам

По своим возможностями экраноплан находится между кораблями и самолетами, сочетая в себе их лучшие качества. «Экранный эффект» заключается в создании «воздушной подушки» между корпусом/крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, аппарат приобретает устойчивость и способность «скользить» с минимальным расходом топлива. При этом вместо моря внизу может быть любая другая ровная поверхность — ледяное поле, снег или степь.

По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости — у судов на подводных крыльях. С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, одновременно отсутствие контакта с водой исключает обнаружение гидролокаторами и вероятность напороться на мину.

Взлетная масса аппарата составит 54 тонны, а грузоподъемность — девять тонн, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев. В качестве стартовых двигателей, предположительно, будут использоваться Р-195 (как на штурмовике Су-25), а маршевых — ТВ-7-117 (как на Ил-114). По данным разработчиков, «Чайка-2» взлетит уже к 2022 году — эскизный проект успешно завершен и сейчас идет работа над техническим обликом.

Машину оснастят российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, она сможет самостоятельно выходить на необорудованное побережье с уклоном в пять градусов, базироваться на воде и аэродромах. По заявленным характеристикам экраноплан идеально подходит для Федеральной погранслужбы, МЧС, ФСО, патрулирования ближней прибрежной зоны в составе ВМФ России.

Кроме того, КБ имени Алексеева работает над созданием еще более тяжелой машины — многоцелевого транспортного экраноплана А-080 «Чайка-3» со взлетной массой в 100 тонн.

К службе годен

Несмотря на то что двойное назначение подобной техники не афишируется, очевидно, что Минобороны не оставит ее без внимания. В частности, начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников проговорился на одной из выставок, что пункт «Развитие экранопланов» будет включен в программу кораблестроения до 2050 года.

Неоднократно звучали заявления руководства концерна «Моринформсистема-Агат» о проведении целого комплекса научно-исследовательских работ с целью «вписать» экранопланы в систему управления флотом будущего. В частности, «Чайку-2» назвали весьма «перспективной для Минобороны» и предложили вооружить крылатыми противокорабельными ракетами «БраМос», превратив тем самым в скоростной ударный боевой комплекс. Любопытно, что «Чайками» заинтересовался Китай, который в 2015 году даже инициировал переговоры с Россией о приобретении нескольких машин для Народно-освободительной армии.

Летучий эсминец

Известно, что в СССР экранопланы уже приспосабливали для доставки десантников и ракет, причем весьма успешно. Пожалуй, самыми яркими страницами в истории боевого отечественного экранопланостроения стали проекты 903 «Лунь» и 904 «Орленок». Судьбы десантного «Орленка» и ударного «Луня» («Каспийский монстр») одинаково трагичны — распад СССР и нехватка денег практически уничтожили этот вид оружия без боя.

«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, — ранее заявлял телеканалу «Звезда» бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны «Каспийские монстры». — Самая главная их проблема — в надежности. Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективность и целесообразность, что и определило в дальнейшем судьбу кораблей».

Десантный «Орленок» был поменьше размером, имел откидываемую набок носовую часть и предназначался для быстрой перевозки войск и техники — мог вместить до 150 бойцов или две БМП. Его начали создавать еще задолго до «Луня», в конце 60-х годов. Для войсковых испытаний были построены три «Орленка», которые с 1979 года зачислили в состав ВМФ.

Если не использовать, можно навсегда потерять

О ситуации с российским экранопланостроением состоялся разговор с представителем Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р. Е. Алексеева Владимиром Кирилловых – главным конструктором ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь».

Выходу из той сложной ситуации, в которой сегодня находится отечественное экранопланостроение, может помочь экспорт. Многие предприятия российского оборонного комплекса в 90-е годы не только смогли устоять в сложных экономических условиях, но и продолжают укреплять свои позиции как на мировом, так и на внутреннем рынке. Этот пример должен быть распространен и на экранопланостроение, убежден главный конструктор.

В настоящее время заказов на экранопланы от российских ведомств нет, а на имеющиеся проекты нет разрешения для их продвижения на мировой рынок. В то же время решение вопроса о создании экранопланов по заказам зарубежных заказчиков позволило бы оживить внутренний рынок, поднять на новый уровень технологию производства этих судов и остаться мировым лидером создания этого перспективного вида транспорта.

Читать еще:  Пневматическая винтовка hatsan at44 10 (tact, long, pa, camo): обзор, тюнинг, цена, отзывы, видео

«Технология, разработанная в ЦКБ по СПК и обеспечившая успешное создание и серийное строительство экранопланов, позволила России вырваться вперед на десятилетия в этой высокотехнологичной области. Если не использовать это преимущество, то можно навсегда его потерять и стать зависимыми от иностранных производителей», – отметил Кирилловых.

Сегодня разработкой и строительством экранопланов активно занимаются в США, Германии, Южной Корее и Китае. Заинтересованность в этом виде транспорта проявляют как военные, так и гражданские структуры.

На мировом рынке в этом сегменте появляются новые игроки со своей продукцией. В частности, в Южной Корее недавно спущен на воду и сейчас испытывается 40-местный экраноплан, построенный по немецкой лицензии. Это именно тот тип судна, который может быть востребован в коммерческой области.

«К сожалению, по различным причинам в России пока для экранопланов внешний рынок закрыт, что не может не вызвать обеспокоенности, поскольку самым непосредственным образом сказывается и на производстве этого класса судов для внутреннего рынка», – подчеркнул эксперт.

Хотя Морская коллегия предложила пять лет назад рассмотреть вопрос о возможности создания экраноплана массой до 50 тонн для его экспорта за рубеж, продвижение российских малоразмерных экранопланов на мировой рынок до сих пор остается под запретом.

В то же время у России есть все возможности возродить экранопланостроение и вернуться на лидирующие позиции. А центром этого возрождения может стать ЦКБ по СПК, поскольку это нижегородское предприятие является сегодня единственной отечественной организацией, обладающей опытом проектирования, испытания и строительства экранопланов.

Технические характеристики

Размах крыла, м44,00
Длина, м73,80
Высота, м19,20
Площадь крыла, м 2550,00
Масса максимальная взлётная, кг380000
Тип двигателейНК-87
Тяга8 х 13000 кгс
Максимальная скорость, км/ч500
Высота полёта на экране1-5 м
Мореходность, баллов5-6
Экипаж, чел.10
Вооружение:6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Призрак «Каспийского монстра»: Россия возрождает тяжелые экранопланы

МОСКВА. 18 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Рев мощных авиационных двигателей, стена брызг и многотонная машина, скользящая над водой с невероятной скоростью до 500 километров в час: в России возрождается производство многоцелевых экранопланов. Над проектами уже работают отраслевые КБ, причем создаются как легкие, так и тяжелые многоцелевые машины. Высокая грузоподъемность, экономичность и способность за считанные часы покрывать огромные расстояния делают экранопланы незаменимыми для решения широкого спектра задач, в том числе боевых. О том, почему эта техника так интересна военным и на что способны перспективные экранопланы — в материале РИА Новости.

Летящие по волнам

По своим возможностями экраноплан находится между кораблями и самолетами, сочетая в себе их лучшие качества. «Экранный эффект» заключается в создании «воздушной подушки» между корпусом/крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, аппарат приобретает устойчивость и способность «скользить» с минимальным расходом топлива. При этом вместо моря внизу может быть любая другая ровная поверхность — ледяное поле, снег или степь.

По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости — у судов на подводных крыльях. С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, одновременно отсутствие контакта с водой исключает обнаружение гидролокаторами и вероятность напороться на мину.

Взлетная масса аппарата составит 54 тонны, а грузоподъемность — девять тонн, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев. В качестве стартовых двигателей, предположительно, будут использоваться Р-195 (как на штурмовике Су-25), а маршевых — ТВ-7-117 (как на Ил-114). По данным разработчиков, «Чайка-2» взлетит уже к 2022 году — эскизный проект успешно завершен и сейчас идет работа над техническим обликом.

Машину оснастят российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, она сможет самостоятельно выходить на необорудованное побережье с уклоном в пять градусов, базироваться на воде и аэродромах. По заявленным характеристикам экраноплан идеально подходит для Федеральной погранслужбы, МЧС, ФСО, патрулирования ближней прибрежной зоны в составе ВМФ России.

Кроме того, КБ имени Алексеева работает над созданием еще более тяжелой машины — многоцелевого транспортного экраноплана А-080 «Чайка-3» со взлетной массой в 100 тонн.

К службе годен

Несмотря на то что двойное назначение подобной техники не афишируется, очевидно, что Минобороны не оставит ее без внимания. В частности, начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников проговорился на одной из выставок, что пункт «Развитие экранопланов» будет включен в программу кораблестроения до 2050 года.

Неоднократно звучали заявления руководства концерна «Моринформсистема-Агат» о проведении целого комплекса научно-исследовательских работ с целью «вписать» экранопланы в систему управления флотом будущего. В частности, «Чайку-2» назвали весьма «перспективной для Минобороны» и предложили вооружить крылатыми противокорабельными ракетами «БраМос», превратив тем самым в скоростной ударный боевой комплекс. Любопытно, что «Чайками» заинтересовался Китай, который в 2015 году даже инициировал переговоры с Россией о приобретении нескольких машин для Народно-освободительной армии.

Летучий эсминец

Известно, что в СССР экранопланы уже приспосабливали для доставки десантников и ракет, причем весьма успешно. Пожалуй, самыми яркими страницами в истории боевого отечественного экранопланостроения стали проекты 903 «Лунь» и 904 «Орленок». Судьбы десантного «Орленка» и ударного «Луня» («Каспийский монстр») одинаково трагичны — распад СССР и нехватка денег практически уничтожили этот вид оружия без боя.

«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, — ранее заявлял телеканалу «Звезда» бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны «Каспийские монстры». — Самая главная их проблема — в надежности. Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективность и целесообразность, что и определило в дальнейшем судьбу кораблей».

Десантный «Орленок» был поменьше размером, имел откидываемую набок носовую часть и предназначался для быстрой перевозки войск и техники — мог вместить до 150 бойцов или две БМП. Его начали создавать еще задолго до «Луня», в конце 60-х годов. Для войсковых испытаний были построены три «Орленка», которые с 1979 года зачислили в состав ВМФ.

Технические характеристики

Размах крыла, м44,00
Длина, м73,80
Высота, м19,20
Площадь крыла, м 2550,00
Масса максимальная взлётная, кг380000
Тип двигателейНК-87
Тяга8 х 13000 кгс
Максимальная скорость, км/ч500
Высота полёта на экране1-5 м
Мореходность, баллов5-6
Экипаж, чел.10
Вооружение:6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector