2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобили первых лиц России и СССР

Автомобили первых лиц России и СССР. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года в церемонии инаугурации Владимира Путина, вступившего в должность президента России, впервые использовался новый российский лимузин серии «Кортеж» (проект «Единая модульная платформа», реализуется с 2013 года, общая стоимость работ — более 12 млрд руб.).

Черный седан доставил Владимира Путина из Первого корпуса Московского Кремля, где находится его рабочий кабинет, к Большому Кремлевскому дворцу.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об автомобилях, которыми пользовались первые лица Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

Советский правительственный лимузин зил-41047

По сложившейся традиции, каждое новое поколение правительственных лимузинов ЗИЛ появлялось вскоре после смены Генерального секретаря ЦК КПСС. Однако Л.И.Брежнев пробыл на этой должности дольше других, и за 18 лет его правления ЗИЛ обновлялся дважды. Разработка новой модели под индексом ЗИЛ-115 началась в 1974 г., но в серию он пошёл только в 1978 г. как ЗИЛ-4104, что соответствовало отраслевой нормали. Почти всю конструкцию автомобиль унаследовал у ЗИЛ-114, за исключением двигателя V8, который был увеличен до 7680 см3 и теперь выдавал 315 л.с. Основные изменения касались дизайна экстерьера. ЗИЛ-4104 получил массивную решётку радиатора с горизонтальной структурой, расположенные в блоках отдельно от неё сдвоенные круглые фары, бамперы с резиновыми накладками, хромированные обводы колёсных арок и прямоугольные третьи боковые окна вместо наклонных.

С 1978 по 1983 гг. было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 всех модификаций. В это число входили три 2-дверных кабриолета ЗИЛ-41044 с автоматически складываемой крышей, укороченной на 580 мм колёсной базой и специальным оборудованием (поручнями, микрофонами, радиостанцией и антеннами на задних крыльях). Эти машины принимали участие в парадах на Красной площади с 1981 по 2009 гг., и на сегодняшний день они ещё находятся на балансе Минобороны РФ. На основе ЗИЛ-4104 и его преемников также строились 5-дверные универсалы: автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 и санитарный ЗИЛ-41042. Последний всегда присутствовал в правительственном кортеже и, чтобы из него не выделяться, окрашивался в чёрный цвет, за что получил прозвище «Чёрный доктор». Он предназначался для оказания первой помощи и быстрой транспортировки пациента, поэтому не имел реанимационного оборудования. Всего было изготовлено 4 медицинских универсала, в том числе 2 на базе ЗИЛ-41047.

С 1984 по 1999 гг. на ЗИЛе также строились бронированные лимузины ЗИЛ-4105. Со времён Сталина советские руководители не видели необходимости использовать такой транспорт, пока в 1969 г. на жизнь Брежнева не было совершено покушение. Тогда же началась разработка нового поколения бронированных машин, но до её окончания Брежнев не дожил. Первые два экземпляра ЗИЛ-4105, внешне идентичные модели ЗИЛ-4104, были изготовлены в 1983 г. и в следующие два года успешно прошли ряд испытаний, в ходе которых они обстреливались из автомата АКМ и винтовки СВД, а также подрывались гранатами. Проводились и сравнительные тесты с автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine от O’Gara Hess & Eisenhardt, а в 1994 г. — и с лимузином ЗИЛ-41047, бронированным немецкой фирмой Trasco. По всем параметрам ЗИЛ-4105 превосходил зарубежных конкурентов, что объяснялось уникальной технологией его производства: кузов собирался вокруг готовой бронекапсулы с толщиной металла 8.5 мм и пуленепробиваемыми стёклами толщиной 43-47 мм. Всего на Курганском машиностроительном заводе было сделано 25 таких бронекапсул: две для испытаний, 10 для модели ЗИЛ-41051 (с внешним оформлением, как у ЗИЛ-41045) и 13 для модели ЗИЛ-41052 (аналогичной ЗИЛ-41047). Последние четыре экземпляра ЗИЛ-41052 были выпущены в 1999 г. и поступили на службу в ГОН в 2003 г.

Характеристики
МодификацияЗИЛ-4104
Годы выпуска1978-1983
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено106
КатегорияFull-size (F)
Тип кузоваЛимузин
Технические данные
КонструкцияЛестничная рама
Тип двигателяV8
Объём двигателя7680 см3
Расположение двигателяПродольно спереди
Система питания4-камерный карбюратор
Тип ГРМOHV
Клапанов на цилиндр2
ОхлаждениеЖидкостное
Рабочий циклЧетырёхтактный
Топливная категорияБензиновые
Степень сжатия9.3:1
Максимальная мощность315 л.с. при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент608 Нм при 2500 об/мин
Трансмиссия3-ступенчатая автоматическая
ПриводЗадний
Передняя подвескаНезависимая торсионная
Задняя подвескаЗависимая на рессорах
Передние тормозаДисковые
Задние тормозаДисковые
Колёса15″
Вес3335 кг
Колёсная база3880 мм
Длина6339 мм
Ширина2086 мм
Высота1550 мм
Максимальная скорость190 км/ч
Разгон 0-96 км/ч13 с
ЗИЛ-41044 (1981)

Характеристики
МодификацияЗИЛ-41044
Годы выпуска1981
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено3
КатегорияЭксклюзив
Тип кузоваЧетырёхместный кабриолет
ЗИЛ-41045 (1983-1985)

С приходом нового генсека Ю.В.Андропова ЗИЛ-4104 прошёл символическую модернизацию и получил индекс ЗИЛ-41045. Изменения затронули только внешнее оформление: хромированные накладки исчезли с колёсных арок и появились вокруг решётки радиатора, передние фары были объединены в блоки с поворотниками, а боковые молдинги перенесли с порогов кузова на двери. В таком виде лимузин выпускался до 1985 г., и за два года было построено 48 единиц.

Характеристики
МодификацияЗИЛ-41045
Годы выпуска1983-1985
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено48
КатегорияFull-size (F)
Тип кузоваЛимузин
ЗИЛ-41047 (1986-2002)

ЗИЛ-41047 — последний советский лимузин, разработанный для последнего руководителя страны — М.С.Горбачёва. Был продолжением серии ЗИЛ-4104, но получил более радикальные изменения, чем его предшественник, актуальные на фоне перестройки и обновлений во всех сферах общественной жизни. Отличался сдвоенными прямоугольными фарами фирмы Bosch, передними и задними поворотниками на углах крыльев, меньшим количеством горизонтальных планок на решётке радиатора, закреплёнными на стойках лобового стекла зеркалами заднего вида и отсутствием угловых форточек на окнах передних дверей. На момент своего выпуска был самым длинным (6339 мм) и самым тяжёлым (3550 кг) серийным автомобилем в мире.

Шасси ЗИЛ-41047 было таким же, как у двух предыдущих моделей: периферийная рама с колёсной базой 3880 мм, независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах и продольных торсионах со стабилизатором поперечной устойчивости, ведущий задний мост на полуэллиптических рессорах, дисковые вентилируемые тормоза спереди и сзади с раздельными гидравлическими контурами и тремя гидровакуумными усилителями. 7.7-литровый алюминиевый двигатель V8 OHV с нижним распределительным валом, гидравлическими компенсаторами зазора и 4-камерным карбюратором развивал 315 л.с. и комплектовался продублированной транзисторной системой зажигания с двумя аккумуляторами. Он соединялся с доработанной автоматической трансмиссией, состоявшей из гидротрансформатора и 3-ступенчатой планетарной коробки передач. В оснащение входили 16-дюймовые колёса с особыми шинами «Гранит», способными выдержать до семи пулевых попаданий.

ЗИЛ-41047 изготавливался вручную с особой тщательностью, по стапельной технологии, чтобы удовлетворять высоким требованиям качества госзаказа. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Процесс сборки одной машины занимал 5,5 месяцев, поэтому в год выпускалось не более 15-20 единиц. Салон традиционно был разделён на две части стеклянной перегородкой с откидными креслами и имел отделку из деревянного шпона карельской берёзы, кожи (передние сиденья) и велюра (задние сиденья). Список оборудования включал раздельные системы отопления и кондиционирования для водителя и пассажиров, электрические стеклоподъёмники, двойные ручки для открывания задних дверей, центральный замок, трёхслойные тонированные стёкла, лампы индивидуального освещения, электрически регулируемые задние сиденья, регулируемая рулевая колонка с откидным рулевым колесом и всеволновой стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой, шестью динамиками и дистанционным управлением.

С 1986 по 2002 гг. завод выпустил около 150 ед. ЗИЛ-41047 всех модификаций. Кроме базового лимузина, существовали следующие модификации:

  • ЗИЛ-41041 — пятиместный седан с укороченной до 3300 мм колёсной базой и дефорсированным 7-литровым мотором. Два таких автомобиля были построены в 1986 г., один — в 1990 г., ещё 23 — в 1997-2000 гг., в том числе партия из шести седанов, заказанных мэром Москвы Юрием Лужковым.
  • ЗИЛ-41042 — медицинский универсал.
  • ЗИЛ-4107 — автомобиль спецсвязи.
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион» — автомобиль сопровождения и охраны, оснащённый большим сдвижным люком на крыше, поручнями, откидным задним стеклом и движущимся вдоль салона центральным сиденьем. В 1988 и 1999 гг. построено 8 экземпляров.
  • ЗИЛ-410441 — три чёрных кабриолета с моноблочными фарами, интегрированными бамперами и тентом немецкого производства. В 2009 г. были изготовлены на заводе для парадов на Красной площади, но в итоге конкурс выиграла нижегородская фирма «Атлант-Дельта» с кабриолетами ЗИЛ-41041 АМГ, переделанными из седанов ЗИЛ-41041 и оснащёнными двигателем и ходовой частью производства General Motors. Ещё один открытый ЗИЛ-410441 в 2011 г. был продан Виктору Януковичу.
Читать еще:  НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ. АВТОМАТ СИМОНОВА

Как и все правительственные лимузины СССР, ЗИЛ-41047 имел довольно узкое применение: обслуживание членов Политбюро и встреча иностранных делегаций. При его разработке игнорировались требования рынка, поскольку он никогда не должен был поступить в свободную продажу. Однако в 1991 г. Советский Союз прекратил своё существование, и компания ЗИЛ была вынуждена вступить в борьбу с зарубежными конкурентами. ЗИЛ-41047 сразу же утратил свой высокий статус, поскольку даже в США автомобили такого типа давно вышли из моды. Не нужен он оказался и государству: президент России Б.Н.Ельцин ездил на Mercedes-Benz S600. Гараж особого назначения (ГОН) выставил списанные лимузины на продажу, но они представляли интерес только для коллекционеров. Последний ЗИЛ-41047 был построен в 2002 г. для президента Казахстана, и после этого спеццех №6 закрылся.

Внешний вид ЗиЛ-41047

Первое, что бросается в глаза — длинные капот и багажник. Это отличительная черта советских лимузинов, которая позволила статья 41047 в годы выпуска самым длинным серийным автомобилем в мире. Покраска кузова выполнена на высочайшем уровне. Чтобы достичь изумительного внешнего вида, на заводе имени Лихачёва наносили 9-15 слоёв краски. Каждый из них тщательно сушился, а затем полировался.

Передние фонари, как уже говорилось выше, стали прямоугольными. Их главная особенность — наличие омывателей и маленьких очистителей для обеспечения хорошего освещения дороги в ненастную погоду. Для производства фар предприятие заключило сотрудничество с компанией Bosch. К мелким изменениям можно отнести упразднение поворотных форточек на передних стёклах, а также изменённое положение боковых зеркал — их стали крепить в углу стекла.

Парадную машину оснастили резиновыми заглушками на передних крыльях. Их используют для крепления кронштейнов, в которые устанавливаются флаги. Чтобы достичь полной строгости и элегантности, дизайнеры поместили крышку бензобака под задний номер. Эмблема на капоте складывается при нажатии на неё.

Советский правительственный лимузин зил-41047

По сложившейся традиции, каждое новое поколение правительственных лимузинов ЗИЛ появлялось вскоре после смены Генерального секретаря ЦК КПСС. Однако Л.И.Брежнев пробыл на этой должности дольше других, и за 18 лет его правления ЗИЛ обновлялся дважды. Разработка новой модели под индексом ЗИЛ-115 началась в 1974 г., но в серию он пошёл только в 1978 г. как ЗИЛ-4104, что соответствовало отраслевой нормали. Почти всю конструкцию автомобиль унаследовал у ЗИЛ-114, за исключением двигателя V8, который был увеличен до 7680 см3 и теперь выдавал 315 л.с. Основные изменения касались дизайна экстерьера. ЗИЛ-4104 получил массивную решётку радиатора с горизонтальной структурой, расположенные в блоках отдельно от неё сдвоенные круглые фары, бамперы с резиновыми накладками, хромированные обводы колёсных арок и прямоугольные третьи боковые окна вместо наклонных.

С 1978 по 1983 гг. было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 всех модификаций. В это число входили три 2-дверных кабриолета ЗИЛ-41044 с автоматически складываемой крышей, укороченной на 580 мм колёсной базой и специальным оборудованием (поручнями, микрофонами, радиостанцией и антеннами на задних крыльях). Эти машины принимали участие в парадах на Красной площади с 1981 по 2009 гг., и на сегодняшний день они ещё находятся на балансе Минобороны РФ. На основе ЗИЛ-4104 и его преемников также строились 5-дверные универсалы: автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 и санитарный ЗИЛ-41042. Последний всегда присутствовал в правительственном кортеже и, чтобы из него не выделяться, окрашивался в чёрный цвет, за что получил прозвище «Чёрный доктор». Он предназначался для оказания первой помощи и быстрой транспортировки пациента, поэтому не имел реанимационного оборудования. Всего было изготовлено 4 медицинских универсала, в том числе 2 на базе ЗИЛ-41047.

С 1984 по 1999 гг. на ЗИЛе также строились бронированные лимузины ЗИЛ-4105. Со времён Сталина советские руководители не видели необходимости использовать такой транспорт, пока в 1969 г. на жизнь Брежнева не было совершено покушение. Тогда же началась разработка нового поколения бронированных машин, но до её окончания Брежнев не дожил. Первые два экземпляра ЗИЛ-4105, внешне идентичные модели ЗИЛ-4104, были изготовлены в 1983 г. и в следующие два года успешно прошли ряд испытаний, в ходе которых они обстреливались из автомата АКМ и винтовки СВД, а также подрывались гранатами. Проводились и сравнительные тесты с автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine от O’Gara Hess & Eisenhardt, а в 1994 г. — и с лимузином ЗИЛ-41047, бронированным немецкой фирмой Trasco. По всем параметрам ЗИЛ-4105 превосходил зарубежных конкурентов, что объяснялось уникальной технологией его производства: кузов собирался вокруг готовой бронекапсулы с толщиной металла 8.5 мм и пуленепробиваемыми стёклами толщиной 43-47 мм. Всего на Курганском машиностроительном заводе было сделано 25 таких бронекапсул: две для испытаний, 10 для модели ЗИЛ-41051 (с внешним оформлением, как у ЗИЛ-41045) и 13 для модели ЗИЛ-41052 (аналогичной ЗИЛ-41047). Последние четыре экземпляра ЗИЛ-41052 были выпущены в 1999 г. и поступили на службу в ГОН в 2003 г.

Характеристики
МодификацияЗИЛ-4104
Годы выпуска1978-1983
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено106
КатегорияFull-size (F)
Тип кузоваЛимузин
Технические данные
КонструкцияЛестничная рама
Тип двигателяV8
Объём двигателя7680 см3
Расположение двигателяПродольно спереди
Система питания4-камерный карбюратор
Тип ГРМOHV
Клапанов на цилиндр2
ОхлаждениеЖидкостное
Рабочий циклЧетырёхтактный
Топливная категорияБензиновые
Степень сжатия9.3:1
Максимальная мощность315 л.с. при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент608 Нм при 2500 об/мин
Трансмиссия3-ступенчатая автоматическая
ПриводЗадний
Передняя подвескаНезависимая торсионная
Задняя подвескаЗависимая на рессорах
Передние тормозаДисковые
Задние тормозаДисковые
Колёса15″
Вес3335 кг
Колёсная база3880 мм
Длина6339 мм
Ширина2086 мм
Высота1550 мм
Максимальная скорость190 км/ч
Разгон 0-96 км/ч13 с
ЗИЛ-41044 (1981)

Характеристики
МодификацияЗИЛ-41044
Годы выпуска1981
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено3
КатегорияЭксклюзив
Тип кузоваЧетырёхместный кабриолет
ЗИЛ-41045 (1983-1985)

С приходом нового генсека Ю.В.Андропова ЗИЛ-4104 прошёл символическую модернизацию и получил индекс ЗИЛ-41045. Изменения затронули только внешнее оформление: хромированные накладки исчезли с колёсных арок и появились вокруг решётки радиатора, передние фары были объединены в блоки с поворотниками, а боковые молдинги перенесли с порогов кузова на двери. В таком виде лимузин выпускался до 1985 г., и за два года было построено 48 единиц.

Характеристики
МодификацияЗИЛ-41045
Годы выпуска1983-1985
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено48
КатегорияFull-size (F)
Тип кузоваЛимузин
ЗИЛ-41047 (1986-2002)

ЗИЛ-41047 — последний советский лимузин, разработанный для последнего руководителя страны — М.С.Горбачёва. Был продолжением серии ЗИЛ-4104, но получил более радикальные изменения, чем его предшественник, актуальные на фоне перестройки и обновлений во всех сферах общественной жизни. Отличался сдвоенными прямоугольными фарами фирмы Bosch, передними и задними поворотниками на углах крыльев, меньшим количеством горизонтальных планок на решётке радиатора, закреплёнными на стойках лобового стекла зеркалами заднего вида и отсутствием угловых форточек на окнах передних дверей. На момент своего выпуска был самым длинным (6339 мм) и самым тяжёлым (3550 кг) серийным автомобилем в мире.

Шасси ЗИЛ-41047 было таким же, как у двух предыдущих моделей: периферийная рама с колёсной базой 3880 мм, независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах и продольных торсионах со стабилизатором поперечной устойчивости, ведущий задний мост на полуэллиптических рессорах, дисковые вентилируемые тормоза спереди и сзади с раздельными гидравлическими контурами и тремя гидровакуумными усилителями. 7.7-литровый алюминиевый двигатель V8 OHV с нижним распределительным валом, гидравлическими компенсаторами зазора и 4-камерным карбюратором развивал 315 л.с. и комплектовался продублированной транзисторной системой зажигания с двумя аккумуляторами. Он соединялся с доработанной автоматической трансмиссией, состоявшей из гидротрансформатора и 3-ступенчатой планетарной коробки передач. В оснащение входили 16-дюймовые колёса с особыми шинами «Гранит», способными выдержать до семи пулевых попаданий.

Читать еще:  Снайперская винтовка Barrett M95

ЗИЛ-41047 изготавливался вручную с особой тщательностью, по стапельной технологии, чтобы удовлетворять высоким требованиям качества госзаказа. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Процесс сборки одной машины занимал 5,5 месяцев, поэтому в год выпускалось не более 15-20 единиц. Салон традиционно был разделён на две части стеклянной перегородкой с откидными креслами и имел отделку из деревянного шпона карельской берёзы, кожи (передние сиденья) и велюра (задние сиденья). Список оборудования включал раздельные системы отопления и кондиционирования для водителя и пассажиров, электрические стеклоподъёмники, двойные ручки для открывания задних дверей, центральный замок, трёхслойные тонированные стёкла, лампы индивидуального освещения, электрически регулируемые задние сиденья, регулируемая рулевая колонка с откидным рулевым колесом и всеволновой стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой, шестью динамиками и дистанционным управлением.

С 1986 по 2002 гг. завод выпустил около 150 ед. ЗИЛ-41047 всех модификаций. Кроме базового лимузина, существовали следующие модификации:

  • ЗИЛ-41041 — пятиместный седан с укороченной до 3300 мм колёсной базой и дефорсированным 7-литровым мотором. Два таких автомобиля были построены в 1986 г., один — в 1990 г., ещё 23 — в 1997-2000 гг., в том числе партия из шести седанов, заказанных мэром Москвы Юрием Лужковым.
  • ЗИЛ-41042 — медицинский универсал.
  • ЗИЛ-4107 — автомобиль спецсвязи.
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион» — автомобиль сопровождения и охраны, оснащённый большим сдвижным люком на крыше, поручнями, откидным задним стеклом и движущимся вдоль салона центральным сиденьем. В 1988 и 1999 гг. построено 8 экземпляров.
  • ЗИЛ-410441 — три чёрных кабриолета с моноблочными фарами, интегрированными бамперами и тентом немецкого производства. В 2009 г. были изготовлены на заводе для парадов на Красной площади, но в итоге конкурс выиграла нижегородская фирма «Атлант-Дельта» с кабриолетами ЗИЛ-41041 АМГ, переделанными из седанов ЗИЛ-41041 и оснащёнными двигателем и ходовой частью производства General Motors. Ещё один открытый ЗИЛ-410441 в 2011 г. был продан Виктору Януковичу.

Как и все правительственные лимузины СССР, ЗИЛ-41047 имел довольно узкое применение: обслуживание членов Политбюро и встреча иностранных делегаций. При его разработке игнорировались требования рынка, поскольку он никогда не должен был поступить в свободную продажу. Однако в 1991 г. Советский Союз прекратил своё существование, и компания ЗИЛ была вынуждена вступить в борьбу с зарубежными конкурентами. ЗИЛ-41047 сразу же утратил свой высокий статус, поскольку даже в США автомобили такого типа давно вышли из моды. Не нужен он оказался и государству: президент России Б.Н.Ельцин ездил на Mercedes-Benz S600. Гараж особого назначения (ГОН) выставил списанные лимузины на продажу, но они представляли интерес только для коллекционеров. Последний ЗИЛ-41047 был построен в 2002 г. для президента Казахстана, и после этого спеццех №6 закрылся.

Бронированные версии ЗИЛ-4105

После того, как на Леонида Ильича Брежнева было совершено покушение в 1969 году, было решено правительственные лимузины бронировать. На базе ЗИЛ-41047 было построено 14 бронеавтомобилей, получивших индекс ЗИЛ-4105. Несмотря на новое название, данные машины ничем не отличались от стандартных лимузинов данной модели, кроме веса, который превышал 5 тонн. В некоторых документах говорится, что для шести из 14 бронемашин использовались бронекапсулы от ЗИЛ-41045.

В начале 1990-х годов три бронеавтомобиля на базе ЗИЛ-41047 были проданы в Германию. Там один из них подвергли масштабным испытаниям, заключающимся в массированном обстреле из стрелкового оружия различного вида. После этого, два оставшихся бронированных лимузина отправили в правительственный гараж. Однако, огромный вес машины создал проблемы в эксплуатации данных автомобилей. Подвеска и тормозная система оказалась неподготовленной для этого. Машины отправили на Завод имени Лихачёва для доработки. В результате этого появилась новая модификация, получившая индекс ЗИЛ-41053.

Бронированная версия советского лимузина имела следующие характеристики:

  • Толщина брони составила 8,5 мм;
  • Броня легко выдерживала прямое попадание пули с термостойкий сердечником, калибра 7,62 мм;
  • Броня также выдерживала прямое попадание из винтовки СВД;
  • Нижняя и верхняя броня выдерживала взрывы гранат на крыше и под днищем лимузина;
  • Бронированные стёкла также выдерживали прямое попадание пуль из пистолетов, автоматов и винтовок.

Уровень защищённости бронированного лимузина, собранного на базе ЗИЛ-41047, превосходил не только отечественные, но и зарубежные аналоги этого класса.

Леонид Брежнев

Первый (1964-1966), а затем генеральный (1966-1982) секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960-1964, 1977-1982) Леонид Брежнев в качестве официального автомобиля использовал ЗиЛ-114. За то время, когда Брежнев занимал высшие государственные посты, экстерьер этой модели обновлялся трижды — в 1967, в 1971 и в 1978 годах (тогда машина получила новый индекс 4104). Кроме того, в 1975 году обслуживавшее генсека четвертое управление Минздрава СССР получило универсал экстренной медицинской помощи ЗиЛ-114А. Охотничье хозяйство Завидово обслуживала полноприводная ГАЗ-24-95 «Волга» с трансмиссией от УАЗ-469.

В отличие от большинства других руководителей СССР, Брежнев серьезно увлекался автомобилями. Еще в 1939 году на посту одного из руководителей Днепропетровского обкома партии он пользовался американской легковой машиной Buick 90 Limited. В числе автомобилей, в разные годы подаренных Брежневу, были Rolls-Royce Silver Shadow 1968 года выпуска, от американского предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte 1968 года выпуска (от коммунистов Италии), несколько Mercedes-Benz различных моделей (включая подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта), Cadillac Eldorado 1972 года (подарок президента США Ричарда Никсона) и Lincoln Continental 1973 года (был передан советскому лидеру американскими бизнесменами) и др.

Брежнев регулярно пользовался подаренными ему автомобилями. По воспоминаниям окружения генерального секретаря, поездки за рулем были его любимым хобби.

Внешний вид ЗиЛ-41047

Первое, что бросается в глаза — длинные капот и багажник. Это отличительная черта советских лимузинов, которая позволила статья 41047 в годы выпуска самым длинным серийным автомобилем в мире. Покраска кузова выполнена на высочайшем уровне. Чтобы достичь изумительного внешнего вида, на заводе имени Лихачёва наносили 9-15 слоёв краски. Каждый из них тщательно сушился, а затем полировался.

Передние фонари, как уже говорилось выше, стали прямоугольными. Их главная особенность — наличие омывателей и маленьких очистителей для обеспечения хорошего освещения дороги в ненастную погоду. Для производства фар предприятие заключило сотрудничество с компанией Bosch. К мелким изменениям можно отнести упразднение поворотных форточек на передних стёклах, а также изменённое положение боковых зеркал — их стали крепить в углу стекла.

Парадную машину оснастили резиновыми заглушками на передних крыльях. Их используют для крепления кронштейнов, в которые устанавливаются флаги. Чтобы достичь полной строгости и элегантности, дизайнеры поместили крышку бензобака под задний номер. Эмблема на капоте складывается при нажатии на неё.

Советский правительственный лимузин зил-41047

По сложившейся традиции, каждое новое поколение правительственных лимузинов ЗИЛ появлялось вскоре после смены Генерального секретаря ЦК КПСС. Однако Л.И.Брежнев пробыл на этой должности дольше других, и за 18 лет его правления ЗИЛ обновлялся дважды. Разработка новой модели под индексом ЗИЛ-115 началась в 1974 г., но в серию он пошёл только в 1978 г. как ЗИЛ-4104, что соответствовало отраслевой нормали. Почти всю конструкцию автомобиль унаследовал у ЗИЛ-114, за исключением двигателя V8, который был увеличен до 7680 см3 и теперь выдавал 315 л.с. Основные изменения касались дизайна экстерьера. ЗИЛ-4104 получил массивную решётку радиатора с горизонтальной структурой, расположенные в блоках отдельно от неё сдвоенные круглые фары, бамперы с резиновыми накладками, хромированные обводы колёсных арок и прямоугольные третьи боковые окна вместо наклонных.

С 1978 по 1983 гг. было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 всех модификаций. В это число входили три 2-дверных кабриолета ЗИЛ-41044 с автоматически складываемой крышей, укороченной на 580 мм колёсной базой и специальным оборудованием (поручнями, микрофонами, радиостанцией и антеннами на задних крыльях). Эти машины принимали участие в парадах на Красной площади с 1981 по 2009 гг., и на сегодняшний день они ещё находятся на балансе Минобороны РФ. На основе ЗИЛ-4104 и его преемников также строились 5-дверные универсалы: автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 и санитарный ЗИЛ-41042. Последний всегда присутствовал в правительственном кортеже и, чтобы из него не выделяться, окрашивался в чёрный цвет, за что получил прозвище «Чёрный доктор». Он предназначался для оказания первой помощи и быстрой транспортировки пациента, поэтому не имел реанимационного оборудования. Всего было изготовлено 4 медицинских универсала, в том числе 2 на базе ЗИЛ-41047.

Читать еще:  Гусеничный вездеход газ-3409 «бобр»

С 1984 по 1999 гг. на ЗИЛе также строились бронированные лимузины ЗИЛ-4105. Со времён Сталина советские руководители не видели необходимости использовать такой транспорт, пока в 1969 г. на жизнь Брежнева не было совершено покушение. Тогда же началась разработка нового поколения бронированных машин, но до её окончания Брежнев не дожил. Первые два экземпляра ЗИЛ-4105, внешне идентичные модели ЗИЛ-4104, были изготовлены в 1983 г. и в следующие два года успешно прошли ряд испытаний, в ходе которых они обстреливались из автомата АКМ и винтовки СВД, а также подрывались гранатами. Проводились и сравнительные тесты с автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine от O’Gara Hess & Eisenhardt, а в 1994 г. — и с лимузином ЗИЛ-41047, бронированным немецкой фирмой Trasco. По всем параметрам ЗИЛ-4105 превосходил зарубежных конкурентов, что объяснялось уникальной технологией его производства: кузов собирался вокруг готовой бронекапсулы с толщиной металла 8.5 мм и пуленепробиваемыми стёклами толщиной 43-47 мм. Всего на Курганском машиностроительном заводе было сделано 25 таких бронекапсул: две для испытаний, 10 для модели ЗИЛ-41051 (с внешним оформлением, как у ЗИЛ-41045) и 13 для модели ЗИЛ-41052 (аналогичной ЗИЛ-41047). Последние четыре экземпляра ЗИЛ-41052 были выпущены в 1999 г. и поступили на службу в ГОН в 2003 г.

Характеристики
МодификацияЗИЛ-4104
Годы выпуска1978-1983
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено106
КатегорияFull-size (F)
Тип кузоваЛимузин
Технические данные
КонструкцияЛестничная рама
Тип двигателяV8
Объём двигателя7680 см3
Расположение двигателяПродольно спереди
Система питания4-камерный карбюратор
Тип ГРМOHV
Клапанов на цилиндр2
ОхлаждениеЖидкостное
Рабочий циклЧетырёхтактный
Топливная категорияБензиновые
Степень сжатия9.3:1
Максимальная мощность315 л.с. при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент608 Нм при 2500 об/мин
Трансмиссия3-ступенчатая автоматическая
ПриводЗадний
Передняя подвескаНезависимая торсионная
Задняя подвескаЗависимая на рессорах
Передние тормозаДисковые
Задние тормозаДисковые
Колёса15″
Вес3335 кг
Колёсная база3880 мм
Длина6339 мм
Ширина2086 мм
Высота1550 мм
Максимальная скорость190 км/ч
Разгон 0-96 км/ч13 с
ЗИЛ-41044 (1981)

Характеристики
МодификацияЗИЛ-41044
Годы выпуска1981
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено3
КатегорияЭксклюзив
Тип кузоваЧетырёхместный кабриолет
ЗИЛ-41045 (1983-1985)

С приходом нового генсека Ю.В.Андропова ЗИЛ-4104 прошёл символическую модернизацию и получил индекс ЗИЛ-41045. Изменения затронули только внешнее оформление: хромированные накладки исчезли с колёсных арок и появились вокруг решётки радиатора, передние фары были объединены в блоки с поворотниками, а боковые молдинги перенесли с порогов кузова на двери. В таком виде лимузин выпускался до 1985 г., и за два года было построено 48 единиц.

Характеристики
МодификацияЗИЛ-41045
Годы выпуска1983-1985
СтранаСССР
ПроизводительПО «ЗИЛ»
Произведено48
КатегорияFull-size (F)
Тип кузоваЛимузин
ЗИЛ-41047 (1986-2002)

ЗИЛ-41047 — последний советский лимузин, разработанный для последнего руководителя страны — М.С.Горбачёва. Был продолжением серии ЗИЛ-4104, но получил более радикальные изменения, чем его предшественник, актуальные на фоне перестройки и обновлений во всех сферах общественной жизни. Отличался сдвоенными прямоугольными фарами фирмы Bosch, передними и задними поворотниками на углах крыльев, меньшим количеством горизонтальных планок на решётке радиатора, закреплёнными на стойках лобового стекла зеркалами заднего вида и отсутствием угловых форточек на окнах передних дверей. На момент своего выпуска был самым длинным (6339 мм) и самым тяжёлым (3550 кг) серийным автомобилем в мире.

Шасси ЗИЛ-41047 было таким же, как у двух предыдущих моделей: периферийная рама с колёсной базой 3880 мм, независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах и продольных торсионах со стабилизатором поперечной устойчивости, ведущий задний мост на полуэллиптических рессорах, дисковые вентилируемые тормоза спереди и сзади с раздельными гидравлическими контурами и тремя гидровакуумными усилителями. 7.7-литровый алюминиевый двигатель V8 OHV с нижним распределительным валом, гидравлическими компенсаторами зазора и 4-камерным карбюратором развивал 315 л.с. и комплектовался продублированной транзисторной системой зажигания с двумя аккумуляторами. Он соединялся с доработанной автоматической трансмиссией, состоявшей из гидротрансформатора и 3-ступенчатой планетарной коробки передач. В оснащение входили 16-дюймовые колёса с особыми шинами «Гранит», способными выдержать до семи пулевых попаданий.

ЗИЛ-41047 изготавливался вручную с особой тщательностью, по стапельной технологии, чтобы удовлетворять высоким требованиям качества госзаказа. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Процесс сборки одной машины занимал 5,5 месяцев, поэтому в год выпускалось не более 15-20 единиц. Салон традиционно был разделён на две части стеклянной перегородкой с откидными креслами и имел отделку из деревянного шпона карельской берёзы, кожи (передние сиденья) и велюра (задние сиденья). Список оборудования включал раздельные системы отопления и кондиционирования для водителя и пассажиров, электрические стеклоподъёмники, двойные ручки для открывания задних дверей, центральный замок, трёхслойные тонированные стёкла, лампы индивидуального освещения, электрически регулируемые задние сиденья, регулируемая рулевая колонка с откидным рулевым колесом и всеволновой стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой, шестью динамиками и дистанционным управлением.

С 1986 по 2002 гг. завод выпустил около 150 ед. ЗИЛ-41047 всех модификаций. Кроме базового лимузина, существовали следующие модификации:

  • ЗИЛ-41041 — пятиместный седан с укороченной до 3300 мм колёсной базой и дефорсированным 7-литровым мотором. Два таких автомобиля были построены в 1986 г., один — в 1990 г., ещё 23 — в 1997-2000 гг., в том числе партия из шести седанов, заказанных мэром Москвы Юрием Лужковым.
  • ЗИЛ-41042 — медицинский универсал.
  • ЗИЛ-4107 — автомобиль спецсвязи.
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион» — автомобиль сопровождения и охраны, оснащённый большим сдвижным люком на крыше, поручнями, откидным задним стеклом и движущимся вдоль салона центральным сиденьем. В 1988 и 1999 гг. построено 8 экземпляров.
  • ЗИЛ-410441 — три чёрных кабриолета с моноблочными фарами, интегрированными бамперами и тентом немецкого производства. В 2009 г. были изготовлены на заводе для парадов на Красной площади, но в итоге конкурс выиграла нижегородская фирма «Атлант-Дельта» с кабриолетами ЗИЛ-41041 АМГ, переделанными из седанов ЗИЛ-41041 и оснащёнными двигателем и ходовой частью производства General Motors. Ещё один открытый ЗИЛ-410441 в 2011 г. был продан Виктору Януковичу.

Как и все правительственные лимузины СССР, ЗИЛ-41047 имел довольно узкое применение: обслуживание членов Политбюро и встреча иностранных делегаций. При его разработке игнорировались требования рынка, поскольку он никогда не должен был поступить в свободную продажу. Однако в 1991 г. Советский Союз прекратил своё существование, и компания ЗИЛ была вынуждена вступить в борьбу с зарубежными конкурентами. ЗИЛ-41047 сразу же утратил свой высокий статус, поскольку даже в США автомобили такого типа давно вышли из моды. Не нужен он оказался и государству: президент России Б.Н.Ельцин ездил на Mercedes-Benz S600. Гараж особого назначения (ГОН) выставил списанные лимузины на продажу, но они представляли интерес только для коллекционеров. Последний ЗИЛ-41047 был построен в 2002 г. для президента Казахстана, и после этого спеццех №6 закрылся.

Основные модификации на базе ЗИЛ-41047

На базе последнего советского и российского лимузина было разработано несколько модификаций:

  • ЗИЛ-41041 – короткобазная версия, в которой было всего два ряда кресел. Она рассчитывалась на пять человек;
  • ЗИЛ-41042 — специальная медицинская модификация. Использовалась для доставки первых лиц государства в больницы и госпитали;
  • ЗИЛ-4105 – бронированная модификация, вес которой был более 5 тонн;
  • ЗИЛ-4107 – машина, оборудованная специальным связным оборудованием;
  • ЗИЛ-41052 – бронированная версия, доработанная на основе модели 4105;
  • ЗИЛ-41053 – специально доработанная модификация для правительства Германии;
  • ЗИЛ-41072 – специальная модификация под кодовым названием «Скорпион». Разрабатывалась специально для службы охраны высших государственных чинов;
  • ЗИЛ-410441 – модель с кузовом типа фаэтон.

На протяжении последнего десятка лет в народе ходили слухи, что Завод имени Лихачёва занимается разработкой нового правительственного лимузина, но закрытие завода и постепенный снос его корпусов поставили жирную точку в истории лимузинов ЗИЛ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector