0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронетранспортер БТР-60

Полные характеристики

Боевая масса, кг:10300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч:80
Запас хода по шоссе, км:500
Вооружение:1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм
Экипаж, чел.:2+8

Литература

Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО Ns 0202 от 13 ноября 1059 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1960 по 1967 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БТР-60П (ГАЗ-49) – базовый вариант. Открытый сверху сварной несущий корпус, снабженный съемным брезентовым верхом. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах имеются 6 амбразур. Вооружение: пулемет СГМБ (позже ПКБ) на специальном кронштейне на лобовом или бортовых листах корпуса. Дневные приборы наблюдения Б-1, приборы ночного видения ТКН-1 и ТВН-2. Два двигателя ГАЗ-49 мощностью 90 л.с. каждый. Через самостоятельную трансмиссию от правого двигателя приводятся в действие колеса первого и третьего мостов; от левого двигателя – колеса второго и четвертого мостов. Движение на плаву- с помощью водометного движителя реактивного типа. Боевая
масса машины 9,9 т. Экипаж 2 человека, десант 14 человек. Радиостанция Р-113. Серийное производство с 1960 по 1963 год.

БТР-60ПА (ГАЗ-49А) – полностью бронированный герметичный корпус. Для посадки и высадки экипажа и десанта в крыше имеются четыре люка. Повышена надежность работы отдельных узлов ходовой части и силовой передачи. Боевая масса 10,2 т. Десант 12 человек. Серийное производство с 1963 по 1966 год.

БТР-60ПА1 – усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи. Боевая масса 10,3 т. Радиостанция Р-123. Серийное производство в 1965 -1966 годах.

БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) – наиболее удачная и самая массовая модификация. На крыше корпуса размещена вращающаяся башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ и ПКТ и оптическим прицелом ПП-61А (позже ПП-61АМ). Вертикальный угол обстрела +30°…-5°. Система ПАЗ. Серийное производство с 1966 по 1976 год.

Бронетранспортеры семейства БТР-60 стали поступать в войска в начале 60-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий “первого эшелона”. Несколько позже эти машины пошли на вооружение морской пехоты и пограничных войск. Всего же, по западным данным, было изготовлено 25000 БТР всех модификаций. На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения. Это, в первую очередь, БТР-60ПУ – машина управления звена “батальон – полк” на базе БТР-60П или БТР-60ПА; в ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р-107, Р-123 и радиоприемник Р-311. БТР-60ПУ-12-подвижной командный пункт подразделений и частей ПВО сухопутных войск, БТР-60ВВС – военно-воздушных сил, полевые телефонные станции БТР-60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ и машина-укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения – БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156, БТР-60 Р-975 и БТР-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливались пулемет ПКТ и приборы наблюдения. С середины 70-х годов на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 “Клен-1” и командира дивизиона 1В19 “Клен-2”, а также их модернизированные образцы 1В18-1 и 1В19-1. Активно эксплуатировалась в войсках машина технической помощи МТП-2. БТР-60 принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о. Даманский в 1969 году. В последнем случае БТР применялись для совместной с танками атаки окопавшегося на острове противника и понесли тяжелые потери. В частях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в основном использовались машины управления на базе БТР-60. К середине 90-х годов в частях Российской Армии этих боевых машин Практически не осталось, их можно встретить лишь в пограничных войсках.

По советской лицензии в Румынии выпускался бронетранспортер TAB-71 (БТР-60П) и TAB-71 M (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели бо- лее мощные двигатели ,и больший угол вертикального наведения пулеметов. Помимо Румынии, TAB-71 M состояли на вооружении в Югославии.
Из стран Варшавского договора БТР-60ПБ находились только в армиях ГДР и Болгарии, однако активно поставлялись Советским Союзом в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, где широко применялись в боевых действиях.

По состоянию на 1995 год БТР-60 разных модификаций (в основном БТР-60ПБ) имелись в армиях Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Ботсваны (24 единицы), Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Египта, Замбии (10), Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Камбоджи, Конго (28), Кубы, Лаоса, Ливии, Литвы (10), Мали, Мозамбика (80), Монголии, Никарагуа (19), Сирии, Финляндии (110), Эстонии (20), Эфиопии.
Кроме того, они еще состоят на вооружении в армиях многих стран СНГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-60ПБ

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7220,
ширина – 2825,
высота по корпусу – 2055,
высота по башне – 2420,
база – 4240,
колея – 2370,
дорожный просвет – 475.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 9…11,
борт – 7…9,
корма – 7,
башня – 7.
ДВИГАТЕЛЬ: два ГАЗ-49, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 180 (2х90) л.с. при 3600 об/мин, рабочий объем 6960 (3480х2)см3.
ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача с шестью карданными валами, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8х8, размер шин 13,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,5 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше-80, на плаву-10.
ЗАПАС ХОДА: по суше – 500 км, на плаву – 12 часов.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2;
высота стенки, м – 0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123

Конструкция и оснащение

Броневой корпус и башня

Противопульная защита — слабая дифференцированная. Катаные листы гомогенной броневой стали лежат в основе корпуса (толщина — 5-9 мм). Для их соединения между собой применялась сварка. Для передвижения по воде корпус сделали обтекаемым. В конструкцию добавили складывающийся волноотражатель.

В стандартной версии кузов открытый. Предусмотрена установка тента для защиты от дождя. Улучшенная модификация БТР-60 ПБ получила полностью крытый кузов. Благодаря многочисленным резиновым уплотнителям машина стала полностью герметизированной. Фильтровентиляционная установка создавала внутри повышенное давление. Это не позволяло проникать грязному воздуху во все отделения бронетранспортёра.

Передняя часть выделена под отсек управления. В нём размещается два человека — капитан и механик. Десантники располагались в центральной части. Кормовую часть отвели под мотор и трансмиссию, а также иные технические узлы. Для комфортной транспортировки солдат в кузове имеются скамейки (в разных модификациях разное количество). Максимальная загрузка на воде — 10 человек.

Загрузка и выгрузка экипажа проходит через двери (четыре штуки). На каждом борту находится по две двери (расположены в верхней части). Солдаты имеют возможность вести огонь из личного оружия из корпуса бронетранспортёра. Для этого используются люки и лючки.

БТР-60 ПБ оснастили усечённой конусной башней. Она изготавливалась из тех же материалов и по той же технологии, что и корпус. Для размещения вооружения и прицельной системы сделали три амбразуры. Внутри башни находится стрелок, руководящий стрельбой. Винтовой механизм обеспечивает вращение конструкции.

Вооружение

Базовый вариант получил три пулемёта СГБМ. Первый находился в лобовой части кузова, второй и третий по бортам. В модификациях ПА и ПА1 СГБМ заменили на аналогичный по многим характеристикам ПКБ. К дополнительному вооружению относятся АК-47, РПГ-7 и гранаты Ф-1.

Читать еще:  Карабин «Вепрь» ВПО-155-20 в видеоформате

БТР-60 ПБ в передней части башни получил симбиоз КПВТ и ПКТ. Для горизонтального и вертикального наведения применялись винтовые механизмы. Для наводки на цель использовали перископический оптический прицел. КПВТ использовали для поражения легкобронированной или небронированной техники (дальность стрельбы — до 2 км). ПКТ применялся для обезвреживания живых вражеских объектов (дальность стрельбы — до 1,5 км).

Наблюдение и связь

Экземпляры первых лет выпуска оснащались двумя лобовыми люками для обзора местности. В условиях боевых действий функции люков на себя брали приборы Б-1 (шесть штук). В последующие годы оснащение дополнили устройством ТПКУ-2Б (капитан использовал его для осмотра окружения). Ночные приборы ТВН-2 (для механика) и ТВН-1 (для капитана) использовались в условиях ограниченной видимости. На последующих модификациях ПА и ПА1 состав обзорного оборудования сохранился.

Обзорность в БТР-60 ПБ улучшена. Все Б-1 заменили на 9 приборов ТНП-Б. Их расположили в различных частях корпуса. Прибор ночного виденья сохранили. В устройство добавили модернизированный прожектор. Десантное отделение оснастили перископическими смотровыми приборами МК-4Н. Башня лишена обзорных приспособлений. Имеются только прицельные механизмы пулемётов.

Первые модели и модификации для связи получили радиостанции Р-113. В ПБ их усовершенствовали, они получили индекс Р-123. В этой же версии БТР-60 схема дополнена танковым переговорным устройством. Им пользовались капитан, механик и стрелок.

Мотор и трансмиссия

Для передвижения используются сразу два двигателя — горьковские 40П. Они имеют по шесть цилиндров, в сумме развивают до 180 л.с. Крепятся к общей раме. Первый и третий мосты работают за счёт правой силовой установки, второй и четвёртый — за счёт левой. Капитан имеет возможность деактивировать два моста. К дополнительным функциям силовых агрегатов относятся работа лебёдки и водомётного движителя. Топливные баки изолированы.

  • Сцепление сухого типа с одним диском, дополненное гидравлическим приводом. Оно входит в единое устройство двигателя и КПП;
  • МКПП имеет четыре ступени. Движение по воде возможно за счёт работы коробки отбора мощности;
  • Раздатка БТР-60 имеет понижающую ступень. Правый ГАЗ-40П обеспечивает работу привода лебёдки благодаря наличию механизма отбора мощности;
  • В устройство двух главных передач входят кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы БТР-60 повышенного трения. Такая технология применяется в наши дни на УАЗ в качестве пользовательского тюнинга;
  • Колёсные редукторы (четыре штуки);
  • Карданные валы, выступающие в роли связующих элементов узлов трансмиссии.

Конструкцию трансмиссии разрабатывали с оглядкой на то, чтобы была возможность передвигаться при одном неисправном силовом агрегате. В конструкции предусмотрен самоблок БТР-60, который обеспечивает одинаковую скорость вращения колёс, что повышает проходимость транспорта. Недостатком самоблока БТР-60 является то, что система уравнивает скорость вращения даже в тех ситуациях, когда это не требуется.

Ходовка

Колёсная формула — 8х8. Четыре моста равномерно распределены по базе. Две передние пары колёс управляются. Односкатные шины выдерживают пулевое попадание. Давление в шинах регулируется дистанционно двумя компрессорами. Независимая подвеска выполнена по торсионному типу. Колёса крепятся к двум рычагам, которые соединены с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг всех осей, кроме третьей, оснащён двумя гидравлическими амортизаторами. При полной потере до двух колёс техника сохраняет способность передвигаться.

Водоходный движитель

Эксплуатация БТР-60 предусматривает преодоление водных преград, поэтому в устройство внедрили водомётный движитель. Реализован в виде водовода. Размещён под мотором. Водовод оснащён четырёхлопастным винтом, который приводится в действие от обоих ГАЗ-40П. Входное отверстие перекрыто решёткой, выходное закрыто броневой заслонкой.

Водовод оснащён двумя рулями, которые используются для маневрирования наплаву. Рули сблокированы с поворотом колёс. Передвижение назад обеспечивается блокировкой выходного отверстия, а потоки воды при этом направляются в боковые отверстия. Если водомёт сломается на воде, роль ускорителей на себя берут колёса (максимальная скорость в таком случае — 4 км/ч).

Какой можно сделать вывод?

БТР-60 — легендарный бронетранспортёр, который сыскал спрос на всех континентах. За всё время серийного выпуска с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точной информации с документальным подтверждением нет). На базе заводской техники инженеры в разных странах создавали многочисленные модификации. Они предназначаются для выполнения разных задач, и эксплуатируются по сей день.

Технология самоблокирующегося дифференциала сейчас используется не только в военных целях, но и гражданских. 60-я модель стала основой для будущих поколений.

Литература

Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО Ns 0202 от 13 ноября 1059 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1960 по 1967 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БТР-60П (ГАЗ-49) – базовый вариант. Открытый сверху сварной несущий корпус, снабженный съемным брезентовым верхом. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах имеются 6 амбразур. Вооружение: пулемет СГМБ (позже ПКБ) на специальном кронштейне на лобовом или бортовых листах корпуса. Дневные приборы наблюдения Б-1, приборы ночного видения ТКН-1 и ТВН-2. Два двигателя ГАЗ-49 мощностью 90 л.с. каждый. Через самостоятельную трансмиссию от правого двигателя приводятся в действие колеса первого и третьего мостов; от левого двигателя – колеса второго и четвертого мостов. Движение на плаву- с помощью водометного движителя реактивного типа. Боевая
масса машины 9,9 т. Экипаж 2 человека, десант 14 человек. Радиостанция Р-113. Серийное производство с 1960 по 1963 год.

БТР-60ПА (ГАЗ-49А) – полностью бронированный герметичный корпус. Для посадки и высадки экипажа и десанта в крыше имеются четыре люка. Повышена надежность работы отдельных узлов ходовой части и силовой передачи. Боевая масса 10,2 т. Десант 12 человек. Серийное производство с 1963 по 1966 год.

БТР-60ПА1 – усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи. Боевая масса 10,3 т. Радиостанция Р-123. Серийное производство в 1965 -1966 годах.

БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) – наиболее удачная и самая массовая модификация. На крыше корпуса размещена вращающаяся башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ и ПКТ и оптическим прицелом ПП-61А (позже ПП-61АМ). Вертикальный угол обстрела +30°…-5°. Система ПАЗ. Серийное производство с 1966 по 1976 год.

Бронетранспортеры семейства БТР-60 стали поступать в войска в начале 60-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий “первого эшелона”. Несколько позже эти машины пошли на вооружение морской пехоты и пограничных войск. Всего же, по западным данным, было изготовлено 25000 БТР всех модификаций. На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения. Это, в первую очередь, БТР-60ПУ – машина управления звена “батальон – полк” на базе БТР-60П или БТР-60ПА; в ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р-107, Р-123 и радиоприемник Р-311. БТР-60ПУ-12-подвижной командный пункт подразделений и частей ПВО сухопутных войск, БТР-60ВВС – военно-воздушных сил, полевые телефонные станции БТР-60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ и машина-укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения – БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156, БТР-60 Р-975 и БТР-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливались пулемет ПКТ и приборы наблюдения. С середины 70-х годов на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 “Клен-1” и командира дивизиона 1В19 “Клен-2”, а также их модернизированные образцы 1В18-1 и 1В19-1. Активно эксплуатировалась в войсках машина технической помощи МТП-2. БТР-60 принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о. Даманский в 1969 году. В последнем случае БТР применялись для совместной с танками атаки окопавшегося на острове противника и понесли тяжелые потери. В частях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в основном использовались машины управления на базе БТР-60. К середине 90-х годов в частях Российской Армии этих боевых машин Практически не осталось, их можно встретить лишь в пограничных войсках.

По советской лицензии в Румынии выпускался бронетранспортер TAB-71 (БТР-60П) и TAB-71 M (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели бо- лее мощные двигатели ,и больший угол вертикального наведения пулеметов. Помимо Румынии, TAB-71 M состояли на вооружении в Югославии.
Из стран Варшавского договора БТР-60ПБ находились только в армиях ГДР и Болгарии, однако активно поставлялись Советским Союзом в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, где широко применялись в боевых действиях.

Читать еще:  Видеотрансляция с выставки «ДЕГТЯРЁВ» ПЕХОТНЫЙ»

По состоянию на 1995 год БТР-60 разных модификаций (в основном БТР-60ПБ) имелись в армиях Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Ботсваны (24 единицы), Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Египта, Замбии (10), Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Камбоджи, Конго (28), Кубы, Лаоса, Ливии, Литвы (10), Мали, Мозамбика (80), Монголии, Никарагуа (19), Сирии, Финляндии (110), Эстонии (20), Эфиопии.
Кроме того, они еще состоят на вооружении в армиях многих стран СНГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-60ПБ

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7220,
ширина – 2825,
высота по корпусу – 2055,
высота по башне – 2420,
база – 4240,
колея – 2370,
дорожный просвет – 475.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 9…11,
борт – 7…9,
корма – 7,
башня – 7.
ДВИГАТЕЛЬ: два ГАЗ-49, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 180 (2х90) л.с. при 3600 об/мин, рабочий объем 6960 (3480х2)см3.
ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача с шестью карданными валами, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8х8, размер шин 13,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,5 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше-80, на плаву-10.
ЗАПАС ХОДА: по суше – 500 км, на плаву – 12 часов.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2;
высота стенки, м – 0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123

Литература

Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО Ns 0202 от 13 ноября 1059 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1960 по 1967 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БТР-60П (ГАЗ-49) – базовый вариант. Открытый сверху сварной несущий корпус, снабженный съемным брезентовым верхом. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах имеются 6 амбразур. Вооружение: пулемет СГМБ (позже ПКБ) на специальном кронштейне на лобовом или бортовых листах корпуса. Дневные приборы наблюдения Б-1, приборы ночного видения ТКН-1 и ТВН-2. Два двигателя ГАЗ-49 мощностью 90 л.с. каждый. Через самостоятельную трансмиссию от правого двигателя приводятся в действие колеса первого и третьего мостов; от левого двигателя – колеса второго и четвертого мостов. Движение на плаву- с помощью водометного движителя реактивного типа. Боевая
масса машины 9,9 т. Экипаж 2 человека, десант 14 человек. Радиостанция Р-113. Серийное производство с 1960 по 1963 год.

БТР-60ПА (ГАЗ-49А) – полностью бронированный герметичный корпус. Для посадки и высадки экипажа и десанта в крыше имеются четыре люка. Повышена надежность работы отдельных узлов ходовой части и силовой передачи. Боевая масса 10,2 т. Десант 12 человек. Серийное производство с 1963 по 1966 год.

БТР-60ПА1 – усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи. Боевая масса 10,3 т. Радиостанция Р-123. Серийное производство в 1965 -1966 годах.

БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) – наиболее удачная и самая массовая модификация. На крыше корпуса размещена вращающаяся башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ и ПКТ и оптическим прицелом ПП-61А (позже ПП-61АМ). Вертикальный угол обстрела +30°…-5°. Система ПАЗ. Серийное производство с 1966 по 1976 год.

Бронетранспортеры семейства БТР-60 стали поступать в войска в начале 60-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий “первого эшелона”. Несколько позже эти машины пошли на вооружение морской пехоты и пограничных войск. Всего же, по западным данным, было изготовлено 25000 БТР всех модификаций. На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения. Это, в первую очередь, БТР-60ПУ – машина управления звена “батальон – полк” на базе БТР-60П или БТР-60ПА; в ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р-107, Р-123 и радиоприемник Р-311. БТР-60ПУ-12-подвижной командный пункт подразделений и частей ПВО сухопутных войск, БТР-60ВВС – военно-воздушных сил, полевые телефонные станции БТР-60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ и машина-укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения – БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156, БТР-60 Р-975 и БТР-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливались пулемет ПКТ и приборы наблюдения. С середины 70-х годов на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 “Клен-1” и командира дивизиона 1В19 “Клен-2”, а также их модернизированные образцы 1В18-1 и 1В19-1. Активно эксплуатировалась в войсках машина технической помощи МТП-2. БТР-60 принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о. Даманский в 1969 году. В последнем случае БТР применялись для совместной с танками атаки окопавшегося на острове противника и понесли тяжелые потери. В частях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в основном использовались машины управления на базе БТР-60. К середине 90-х годов в частях Российской Армии этих боевых машин Практически не осталось, их можно встретить лишь в пограничных войсках.

По советской лицензии в Румынии выпускался бронетранспортер TAB-71 (БТР-60П) и TAB-71 M (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели бо- лее мощные двигатели ,и больший угол вертикального наведения пулеметов. Помимо Румынии, TAB-71 M состояли на вооружении в Югославии.
Из стран Варшавского договора БТР-60ПБ находились только в армиях ГДР и Болгарии, однако активно поставлялись Советским Союзом в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, где широко применялись в боевых действиях.

По состоянию на 1995 год БТР-60 разных модификаций (в основном БТР-60ПБ) имелись в армиях Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Ботсваны (24 единицы), Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Египта, Замбии (10), Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Камбоджи, Конго (28), Кубы, Лаоса, Ливии, Литвы (10), Мали, Мозамбика (80), Монголии, Никарагуа (19), Сирии, Финляндии (110), Эстонии (20), Эфиопии.
Кроме того, они еще состоят на вооружении в армиях многих стран СНГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-60ПБ

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7220,
ширина – 2825,
высота по корпусу – 2055,
высота по башне – 2420,
база – 4240,
колея – 2370,
дорожный просвет – 475.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 9…11,
борт – 7…9,
корма – 7,
башня – 7.
ДВИГАТЕЛЬ: два ГАЗ-49, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 180 (2х90) л.с. при 3600 об/мин, рабочий объем 6960 (3480х2)см3.
ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача с шестью карданными валами, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8х8, размер шин 13,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,5 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше-80, на плаву-10.
ЗАПАС ХОДА: по суше – 500 км, на плаву – 12 часов.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2;
высота стенки, м – 0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123

История создания

Команда горьковского автомобильного завода начала проектировать транспорт в 56-м году. Проектом руководил Дедков В.А. В 1958 году инженеры подготовили первый прототип. Образец оснастили карбюраторным силовым агрегатом ГАЗ-40П, который развивал до 90 л.с.

Читать еще:  Тяжелые огнеметные системы «буратино» и «солнцепек»

Первые испытания показали, что мощности недостаточно для обеспечения требуемой проходимости. Инженеры попытались внедрить в конструкцию дизельный мотор ЯАЗ-206Б (205 л.с.), но из-за его большой массы от этой идеи отказались. Чтобы компенсировать недостаток мощности, приняли решения поместить в моторное отделение два двигателя 40П. Для стабильного функционирования всех мостов конструкторы собрали уникальную трансмиссию. Финальный вариант подготовили во второй половине 59 года.

БТР-60 опередил многих конкурентов, которые создавались в 50-х годах на конкурсной основе. Простота, надёжность и дешевизна — вот благодаря чему горьковский проект стал победителем государственного конкурса.

Приёмная комиссия Минавтопрома скептически отнеслась к идеи спарки двух двигателей. Этот вариант понравился военным: в случае отказа одного силового агрегата, транспорт мог доехать до технического центра на одном (максимальная скорость по шоссе при этом — 60 км/ч). 13 ноября 1959 года Министерство обороны приняло технику на вооружение.

История создания

Команда горьковского автомобильного завода начала проектировать транспорт в 56-м году. Проектом руководил Дедков В.А. В 1958 году инженеры подготовили первый прототип. Образец оснастили карбюраторным силовым агрегатом ГАЗ-40П, который развивал до 90 л.с.

Первые испытания показали, что мощности недостаточно для обеспечения требуемой проходимости. Инженеры попытались внедрить в конструкцию дизельный мотор ЯАЗ-206Б (205 л.с.), но из-за его большой массы от этой идеи отказались. Чтобы компенсировать недостаток мощности, приняли решения поместить в моторное отделение два двигателя 40П. Для стабильного функционирования всех мостов конструкторы собрали уникальную трансмиссию. Финальный вариант подготовили во второй половине 59 года.

БТР-60 опередил многих конкурентов, которые создавались в 50-х годах на конкурсной основе. Простота, надёжность и дешевизна — вот благодаря чему горьковский проект стал победителем государственного конкурса.

Приёмная комиссия Минавтопрома скептически отнеслась к идеи спарки двух двигателей. Этот вариант понравился военным: в случае отказа одного силового агрегата, транспорт мог доехать до технического центра на одном (максимальная скорость по шоссе при этом — 60 км/ч). 13 ноября 1959 года Министерство обороны приняло технику на вооружение.

Литература

Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО Ns 0202 от 13 ноября 1059 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1960 по 1967 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БТР-60П (ГАЗ-49) – базовый вариант. Открытый сверху сварной несущий корпус, снабженный съемным брезентовым верхом. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах имеются 6 амбразур. Вооружение: пулемет СГМБ (позже ПКБ) на специальном кронштейне на лобовом или бортовых листах корпуса. Дневные приборы наблюдения Б-1, приборы ночного видения ТКН-1 и ТВН-2. Два двигателя ГАЗ-49 мощностью 90 л.с. каждый. Через самостоятельную трансмиссию от правого двигателя приводятся в действие колеса первого и третьего мостов; от левого двигателя – колеса второго и четвертого мостов. Движение на плаву- с помощью водометного движителя реактивного типа. Боевая
масса машины 9,9 т. Экипаж 2 человека, десант 14 человек. Радиостанция Р-113. Серийное производство с 1960 по 1963 год.

БТР-60ПА (ГАЗ-49А) – полностью бронированный герметичный корпус. Для посадки и высадки экипажа и десанта в крыше имеются четыре люка. Повышена надежность работы отдельных узлов ходовой части и силовой передачи. Боевая масса 10,2 т. Десант 12 человек. Серийное производство с 1963 по 1966 год.

БТР-60ПА1 – усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи. Боевая масса 10,3 т. Радиостанция Р-123. Серийное производство в 1965 -1966 годах.

БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) – наиболее удачная и самая массовая модификация. На крыше корпуса размещена вращающаяся башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ и ПКТ и оптическим прицелом ПП-61А (позже ПП-61АМ). Вертикальный угол обстрела +30°…-5°. Система ПАЗ. Серийное производство с 1966 по 1976 год.

Бронетранспортеры семейства БТР-60 стали поступать в войска в начале 60-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий “первого эшелона”. Несколько позже эти машины пошли на вооружение морской пехоты и пограничных войск. Всего же, по западным данным, было изготовлено 25000 БТР всех модификаций. На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения. Это, в первую очередь, БТР-60ПУ – машина управления звена “батальон – полк” на базе БТР-60П или БТР-60ПА; в ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р-107, Р-123 и радиоприемник Р-311. БТР-60ПУ-12-подвижной командный пункт подразделений и частей ПВО сухопутных войск, БТР-60ВВС – военно-воздушных сил, полевые телефонные станции БТР-60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ и машина-укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения – БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156, БТР-60 Р-975 и БТР-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливались пулемет ПКТ и приборы наблюдения. С середины 70-х годов на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 “Клен-1” и командира дивизиона 1В19 “Клен-2”, а также их модернизированные образцы 1В18-1 и 1В19-1. Активно эксплуатировалась в войсках машина технической помощи МТП-2. БТР-60 принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о. Даманский в 1969 году. В последнем случае БТР применялись для совместной с танками атаки окопавшегося на острове противника и понесли тяжелые потери. В частях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в основном использовались машины управления на базе БТР-60. К середине 90-х годов в частях Российской Армии этих боевых машин Практически не осталось, их можно встретить лишь в пограничных войсках.

По советской лицензии в Румынии выпускался бронетранспортер TAB-71 (БТР-60П) и TAB-71 M (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели бо- лее мощные двигатели ,и больший угол вертикального наведения пулеметов. Помимо Румынии, TAB-71 M состояли на вооружении в Югославии.
Из стран Варшавского договора БТР-60ПБ находились только в армиях ГДР и Болгарии, однако активно поставлялись Советским Союзом в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, где широко применялись в боевых действиях.

По состоянию на 1995 год БТР-60 разных модификаций (в основном БТР-60ПБ) имелись в армиях Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Ботсваны (24 единицы), Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Египта, Замбии (10), Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Камбоджи, Конго (28), Кубы, Лаоса, Ливии, Литвы (10), Мали, Мозамбика (80), Монголии, Никарагуа (19), Сирии, Финляндии (110), Эстонии (20), Эфиопии.
Кроме того, они еще состоят на вооружении в армиях многих стран СНГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-60ПБ

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7220,
ширина – 2825,
высота по корпусу – 2055,
высота по башне – 2420,
база – 4240,
колея – 2370,
дорожный просвет – 475.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 9…11,
борт – 7…9,
корма – 7,
башня – 7.
ДВИГАТЕЛЬ: два ГАЗ-49, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 180 (2х90) л.с. при 3600 об/мин, рабочий объем 6960 (3480х2)см3.
ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача с шестью карданными валами, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8х8, размер шин 13,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,5 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше-80, на плаву-10.
ЗАПАС ХОДА: по суше – 500 км, на плаву – 12 часов.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2;
высота стенки, м – 0,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector