0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

152-мм гаубица образца 1938 года (М-10)

152-мм гаубица образца 1938 года (М-10)

152-мм гаубица образца 1938 года (М-10, индекс ГАУ — 52-Г-536) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1941 год включительно, использовалось в течение всей Великой Отечественной войны и состояло на вооружении Рабоче-крестьянской Красной армии (позже Советской армии) до конца 1950-х годов. Трофейные гаубицы М-10 были приняты на вооружение немецкого вермахта и армии Финляндии.

История создания

В 50-е годы, впрочем, советская артиллерия процветала. Разрабатывались и совершенствовались «зенитки», пушки среднего калибра, противотанковые орудия. А вот дивизионная артиллерия, предназначенная для поддержки дивизий, продолжала использовать разработанную ещё до Великой Отечественной Войны гаубицу М-30 калибра 122мм. Она, хотя и считалась неким «пределом совершенства», имела серьёзные недостатки, выявленные в боях.

Маховики наведения М-30 располагались с разных сторон ствола, делая невозможным наведение на цель силами одного номера расчёта. Если возникала необходимость стрелять прямой наводкой – это мешала сделать неудовлетворительная конструкция прицела и отсутствие в составе прицельной сетки шкал для определения дальности и боковых поправок. А большая масса гаубицы не давала быстро развернуть её, если противник атаковал с неожиданного направления.

Участие М-30 в Корейской войне вновь напомнило о минусах орудия, и в 1954 году, наконец, началась разработка новой гаубицы для дивизионного звена.

Им занялось ОКБ завода №9, находящегося в Свердловске. Коллектив конструкторов возглавил Фёдор Петров. На протяжении 1955 года велась проектировка орудия. К декабрю построили первый прототип.

Доводка орудия затянулась на несколько лет – заказчик требовал устранить любые возможные недостатки до начала массового производства, новые боеприпасы для гаубицы тоже приходилось «обкатывать» с нуля. В 1960-м гаубицу приняли на вооружение под заводским обозначением Д-30 и уточняющим индексом ГРАУ «2А18».

Серийное производство М-10 велось с 1939 года только на заводе № 172 в Перми. В 1939 году было выпущено 4 гаубицы, в 1940 году — 685 и в 1941 году — 833 (включая 100 М-10Т) [6] . В связи с исключением 152-мм гаубиц из состава дивизионной артиллерии и упразднением стрелковых корпусов летом — осенью 1941 года производство орудия было завершено «за отсутствием надобности». Кроме того, производились качающиеся части М-10Т для вооружения танков КВ-2 в количестве около 340 шт. (всего 204 танка) [9]

Гаубица М-10 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы М-10 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов (по состоянию на 1957 год [10] ). Орудие оснащалось подъёмным и поворотным механизмами секторного типа. В походном положении ствол оттягивался. Лафет с раздвижными клёпаными станинами коробчатого типа комплектовался колёсами от грузового автомобиля ЗИС-5. Для защиты расчёта от пуль и осколков имелось щитовое прикрытие [6] .

Читать еще:  Новый карабин ADAR 2-15 уже в продаже

Отдельно необходимо отметить отсутствие у гаубицы М-10 дульного тормоза. Для изначальной ориентации орудия на его использование в дивизионной артиллерии это было большим плюсом — боевые порядки дивизионной артиллерии располагаются достаточно близко к передовой, и при наличии дульного тормоза поднятая с поверхности земли пороховыми газами пыль сильно демаскирует орудие. С другой стороны, при использовании М-10 в роли более удалённого от передовой корпусного орудия этот недостаток уже не играл значительной роли [6] .

Орудие могло перемещаться как конной (имелся передок массой около 400 кг), так и механической тягой.

Заводские паспортные данные, выбитые на стволе гаубицы

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Тактико-технические характеристики

Прямых аналогов по ТТХ гаубица за рубежом не имела. Иностранные системы, как правило, имели либо меньший калибр, либо больший.

В то же время в Китае было налажено нелицензионное производство Д-30 (на основе изучения купленных в Египте образцов), что свидетельствует о востребованности такой системы.

Масса, кг3200
Длина, мм7800
Длина ствола, мм4785
Начальная скорость снаряда, м/с690 (для осколочно-фугасных снарядов)
Максимальная дальность стрельбы, м15300 (для осколочно-фугасных снарядов)
Скорострельность, выстрелов в минуту7-8
Расчёт, человек6

Западные армии считали недостатком Д-30 то, что высокое давление, создаваемое дульным тормозом, превышает установленные нормы в два раза. Поэтому производить выстрел расчётам рекомендовалось, находясь на расстоянии с помощью шнура. А вот сложности, возникающие при фиксации лафета Д-30 на мёрзлом грунте, бетоне или скалах негативно оценивались и в советских войсках.

К началу 1930-х годов руководству РККА стало очевидно, что состоящие на её вооружении тяжёлые 152-мм гаубицы обр. 1909 и 1910 гг. периода Первой мировой войны устарели и не удовлетворяют современным требованиям к орудиям такого класса. Основными недостатками этих орудий являлись: [1] [2]

  • низкая мобильность из-за отсутствия подрессоривания;
  • малые углы наведения, особенно горизонтального, что обуславливалось устаревшей конструкцией однобрусного лафета;
  • недостаточная дальность стрельбы по причине небольшой длины ствола и недостаточного угла возвышения.

Некоторые недостатки попытались устранить путём модернизации этих орудий (152-мм гаубица образца 1909/30 годов и 152-мм гаубица образца 1910/37 годов), однако бо́льшая часть проблем так и осталась нерешённой вследствие устаревшей конструкции лафета и ствольной группы. В то же время РККА испытывала большу́ю потребность в мощных 152-мм гаубицах, которые в тот период входили в том числе и в состав дивизионной артиллерии. Осознавая невозможность быстрого решения задачи собственными силами (российская конструкторская школа была сильно ослаблена Революцией и Гражданской войной), советское руководство попыталось решить эту проблему, заключив в 1930 году договор с Германией о поставке современных образцов артиллерийского вооружения. Немецкая сторона, представленная обществом «БЮТАСТ» (подставной организацией фирмы «Рейнметалл (Rheinmetall)»), обязалась поставить в СССР ряд современных артиллерийских систем, лицензии на их производство и оказать содействие в освоении их серийного выпуска. Сделка была выгодна обеим сторонам — СССР получал самые современные образцы артиллерийского вооружения, а Германия, скованная рамками Версальского договора, получала возможность сохранить передовые позиции в области создания артиллерийских вооружений [3] .

Читать еще:  Американская снайперская винтовка barrett m82

В числе закупаемых артсистем были и тяжёлые гаубицы, получившие в СССР названия 152-мм мортира образца 1931 года (НМ) и 152-мм гаубица обр. 1931 года (НГ). Первое орудие представляло собой достаточно оригинальную конструкцию, одновременно сочетавшую в себе свойства пушки, гаубицы и мортиры. Вторая же артсистема являлась классической тяжёлой гаубицей достаточно современной на тот момент конструкции — орудие имело раздвижные станины, ствол длиной 25 калибров с горизонтальным клиновым затвором и дульным тормозом, подрессоренный колёсный ход с металлическими колёсами на резиновых шинах. НГ имела мощную баллистику с дальностью стрельбы порядка 13 км (аналогичный показатель советских гаубиц того периода не превышал 9 км). Орудие было принято на вооружение, его производство было поручено Мотовилихинскому механическому заводу (ММЗ). В 1932 году завод не смог сдать приёмке ни одной гаубицы, в декабре 1933 года было сдано 4 гаубицы, в 1934 году — ещё 4, на чём их производство было прекращено. Основной причиной такого решения являлась низкая технологичность орудия, не соответствовавшая уровню имевшейся производственной базы (на ММЗ гаубицы собирались полукустарным способом) [4] . В первой половине 1930-х годов советская промышленность была ещё не вполне способной освоить в производстве современные сложные орудия — помимо гаубицы НГ не удалось наладить выпуск крайне нужных 20-мм и 37-мм немецких зенитных автоматов, а также 122-мм гаубицы «Лубок» [5] . Кроме того, существовала ещё одна веская причина для снятия НГ с производства — орудие имело большую массу в походном положении — 5445 кг, что очень затрудняло его возку лошадьми, а механическая тяга в то время в РККА была развита очень слабо [4] . Однако даже неудачный результат оказался полезным — советские инженеры и технологи в ходе попытки освоения серийного производства НГ ознакомились с конструкцией современных артсистем. Через несколько лет полученный ценный опыт был реализован на практике.

В 1937 году на заводе № 172 в Мотовилихе (бывший ММЗ) в КБ под руководством Ф. Ф. Петрова начинается проектирование новой гаубицы современной конструкции. Технический проект нового орудия был отправлен в Артиллерийское управление 1 августа 1937 года, первый опытный образец был готов 2 ноября 1937 года, после чего начались его заводские испытания. На полигонные испытания 25 июля 1938 года были поданы уже два опытных образца, имевших между собой существенные отличия — гаубица № 303 имела ствол длиной 20 калибров с нарезкой прогрессивной крутизны, а гаубица № 302 — ствол длиной 25 калибров с нарезкой постоянной крутизны. Проводившиеся с 19 по 23 октября 1938 года полигонные испытания выявили преимущество гаубицы с длиной ствола 20 калибров, имевшей лучшую кучность при той же дальности стрельбы. В то же время полигонные испытания гаубица не выдержала — были выявлены недостаточная прочность верхнего станка, ненадёжность подрессоривания, течь тормоза отката, низкое качество колёс. Разработчику было предложено исправить недостатки и отправить орудие на войсковые испытания. На войсковые испытания, проходившие дважды (в начале 1939 года и с 22 декабря 1939 года по 10 января 1940 года), был подан доработанный вариант М-10 с удлинённым на 2,3 калибра стволом, что обеспечило полное сгорание заряда. Также в 1939 году был создан опытный образец М-10 с картузным заряжанием, однако дальше заводских испытаний этого образца дело не пошло. В итоге ещё до полного завершения войсковых испытаний 29 сентября 1939 года М-10 была принята на вооружение под официальным наименованием «152-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.». Впоследствии прилагательное «дивизионная» было опущено из официального наименования орудия [6] [7] .

Читать еще:  Карабин вепрь пионер: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

История создания

В 50-е годы, впрочем, советская артиллерия процветала. Разрабатывались и совершенствовались «зенитки», пушки среднего калибра, противотанковые орудия. А вот дивизионная артиллерия, предназначенная для поддержки дивизий, продолжала использовать разработанную ещё до Великой Отечественной Войны гаубицу М-30 калибра 122мм. Она, хотя и считалась неким «пределом совершенства», имела серьёзные недостатки, выявленные в боях.

Маховики наведения М-30 располагались с разных сторон ствола, делая невозможным наведение на цель силами одного номера расчёта. Если возникала необходимость стрелять прямой наводкой – это мешала сделать неудовлетворительная конструкция прицела и отсутствие в составе прицельной сетки шкал для определения дальности и боковых поправок. А большая масса гаубицы не давала быстро развернуть её, если противник атаковал с неожиданного направления.

Участие М-30 в Корейской войне вновь напомнило о минусах орудия, и в 1954 году, наконец, началась разработка новой гаубицы для дивизионного звена.

Им занялось ОКБ завода №9, находящегося в Свердловске. Коллектив конструкторов возглавил Фёдор Петров. На протяжении 1955 года велась проектировка орудия. К декабрю построили первый прототип.

Доводка орудия затянулась на несколько лет – заказчик требовал устранить любые возможные недостатки до начала массового производства, новые боеприпасы для гаубицы тоже приходилось «обкатывать» с нуля. В 1960-м гаубицу приняли на вооружение под заводским обозначением Д-30 и уточняющим индексом ГРАУ «2А18».

Характеристики гаубицы Д-30

Расчет, чел.6
Калибр, мм121,9
Длина ствола, мм4875
Ширина орудия в походном положении, мм1950
Углы наведения по вертикали, градот -7 до +70
Углы наведения по горизонтали, град360
Масса боевая максимальная, кг3150
Дальность стрельбы максимальная, м— 15400 (ОФС)
— 21900 (АРС)
Скорость снаряда начальная690 м/с
Время перевода в боевое положение, мин2-3
Скорострельность боевая, выстр./мин.6-8
Макс. скорость буксировки, км/ч80

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector