2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глазами фронтовиков: 122-мм гаубица М-30

Глазами фронтовиков: 122-мм гаубица М-30

Корпусная пушка калибром 122 мм образца 1931/37 года создавалась в качестве артиллерийской системы усиления атакующих войск и как инструмент прорыва обороны противника. Базой для нового модернизированного орудия стала 122 мм пушка А-19 образца 1931 года, установленная на новый орудийный лафет от пушки-гаубицы МЛ-20. Основные работы по модернизации велись на заводе №172 в Перми под руководством известного советского конструктора артиллерийских систем Ф.Ф. Петрова.

В связи с исполнившимся 75-летием с начала Великой Отечественной войны в городе были организованы памятные акции, выставки и концерты. На Дворцовой площади прошла двухдневная выставка «Мы насмерть стояли у стен Ленинграда». Предлагаю краткий фотообзор.

Подходы к выставленным образцам военной техники времён Великой Отечественной войны с западной стороны Дворцовой площади были перекрыты противотанковыми металлическими ежами и бетонными надолбами. Что сразу же настраивало на соответствующий лад.

Колонну военной техники возглавлял легендарный танк КВ-1 («Клим Ворошилов») — советский тяжёлый танк. Выпускался с августа 1939 по август 1942, принимал участие в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. Выставленный КВ-1, заводской номер М5200, участвовал в танковом бою 30 ноября 1941 года на Невском пятачке. Командиром машины был младший лейтенант Ласточкин Василий Иосифович (убит в бою 10 января 1945 года), механиком-водителем — Иовлев. В бою танк получил повреждения и ждал эвакуации для ремонта, Ласточкин В.И. был ранен. При переправе по льду через Неву ушёл на дно. В ноябре 2011 года в результате поисково-спасательной операции танк был поднят со дна реки.

Средний танк Т-34/76. «Тридцать четверки» считались лучшим средним танком Второй мировой войны. По сочетанию трёх важнейших характеристик — огневой мощности, защищённости и подвижности — в первые годы он не имел себе равных. Средний танк Т-34 разработан коллективом под руководством талантливого конструктора Михаила Ильича Кошкина.

В феврале 1942 года на базе Т-34 был создан огнемётный танк ОТ-34 с дополнительным бронированием башни. В этих танках вместо курсового пулемёта устанавливались поршневые огнемёты АТО-41 или АТО-42. Дальность огнеметания в зависимости от смеси составляла от 60 до 100 метров при темпе 3 выстрела за 10 секунд. Всего было выпущено 1170 танков ОТ-34.

Средний танк Т-34/76, заводской номер № 14 08199. Этот танк произведён в августе 1941 года на Сталинградском тракторном заводе. Погиб в сентябре 1941 при обороне Ленинграда в районе н.п. Карбусель. Средний танк Т-34/76 № 14 08199 подняли в 2008 году. После реставрации в 2011 году занял почётное место среди экспонатов «Музея Битвы за Ленинград».

Лёгкий танк Т-70. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова. Предназначался для непосредственной поддержки пехоты. Производились на нескольких машиностроительных заводах до октября 1943 года. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего стали постепенно исчезать из танковых частей Красной армии.

Лёгкий танк Т-60. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова. Производились на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60.
Звёздным часом танков Т-60 стал прорыв блокада Ленинграда, начавшийся 12 января 1943 года. При этом использовались только лёгкие танки, поскольку именно они обладали самым необходимым на тот момент преимуществом — низким удельным давлением на опорную поверхность. Это позволило лёгким танкам пройти по льду Невы без подготовки.

122-мм корпусная пушка А-19 образца 1931/1937 годов. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1946 год. Да и после войны эта артиллерийская система ещё долго состояла на вооружении Советской армии и ряда других стран.
Среди образцов военной техники демонстрировались два малых плавающих танка с маркировкой на башнях 15 и 20.

Малый плавающий танк Т-38. Разработан в 1936 году, серийно выпускался с 1936 по 1939 год. Всего было выпущено 1340 танков этого типа. Они предназначались для связи, разведки и боевого охранения частей на марше. Использовались в боях начального периода Великой отечественной войны.

Этот малый плавающий танк Т-38 был обнаружен осенью 2008 года на дне Невы на глубине 12 м и в 70 м от берега напротив северной окраины деревни Арбузово. Из архивных документов выяснилось, что в октябре 1942 года была предпринята попытка форсирования Невы десятью танками со стороны посёлка Невская Дубровка. Во время переправы из за встречного огня фашистов четыре танка затонули. В поднятом танке были найдены останки, личные вещи и капсула смертного медальона механика-водителя Архипова Егора Михайловича, 1915 года рождения. 7 мая 2009 года на воинском мемориале в посёлке Невская Дубровка было произведено его захоронение. На торжественном мероприятии в Невской Дубровке, посвящённом 65-й годовщины Победы, присутствовали дочь и правнучка погибшего героя.
Данный экземпляр имеет очень высокую степень оригинальности и укомплектован подлинными механизмами и деталями, что представляет большую культурно-историческую ценность.

ЗИС-5 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т. Второй по массовости после ГАЗ-АА грузовик 1930-40 годов. Выпускался с 1933 по 1948 год на Автомобильном заводе имени И.В. Сталина. Во время войны использовался в самых разнообразных целях — не только непосредственно как грузовик, но и для перевозки личного состава, для звуковой агитации и оповещения, в качестве артиллерийского тягача…

ГАЗ-67 — советский военный полноприводной легковой автомобиль с упрощённым открытым кузовом, имеющий вырезы вместо дверей. Создан под руководством ведущего конструктора В.А. Грачёва. Широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, для перевозки пехоты и раненых, как лёгкий артиллерийский тягач. С сентября 1943 по 1945 год всего было выпущено 6068 автомобилей.

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года. За 1937-1943 годы было изготовлено 37 354 таких орудий.

85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Она активно использовалась в Великой Отечественной войне для борьбы с вражескими самолётами, а при необходимости и с танками. После войны долго состояла на вооружении Советской армии до принятия на вооружение зенитных ракетных комплексов.

Детворе особенно интересно посидеть за рулём мотоцикла, хотя бы потрогать установленный в люльке пулемёт,

подержать в руках карабин и сфотографироваться на фоне палатки…

ГАЗ 03-30 — советский автобус малого класса, выпускаемый на Горьковском автобусном заводе с 1933 по 1950 год. Широко применялся не только как служебный, но и как городской на регулярных маршрутах.

ГАЗ-АА — легендарный грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода грузоподъёмностью 1.5 т. Выпускался с 1932 по 1949 год. В народе известен как «Полуторка».
Представленный автомобиль — реальный исторический экспонат, номерной знак ЛР 47-77, один из четырёх тысяч «полуторок», работавших на Ладоге на «Дороге жизни» в годы блокады Ленинграда. Из них около 1200 не доехали до пункта назначения из-за бомбёжек и артналётов.
В марте 2014 года этот автомобиль был поднят со дна Ладожского озера. Была проделана огромная реставрационная работа по заводским чертежам. Мотор, генератор, стартёр, коробка передач, мосты, шасси, панель приборов и другие детали являются оригинальными.
В настоящее время этот автомобиль является экспонатом музея «Дорога жизни Кобона — Кареджский порт», расположенного в посёлке Кобона Ленинградской области на восточном берегу Ладожского озера, где в годы блокады Ленинграда располагалась основная база снабжения.

PS. Общую обстановку выставки дополняли аниматоры в обмундировании и с оружием военных лет, музыка и песни соответствующего содержания, звучащие из старинных рупорных громкоговорителей агитационных автомобилей.
Народу было очень много, иногда приходилось ждать, чтобы подробнее ознакомиться, рассмотреть. Выставка под открытым небом на Дворцовой площади «Мы насмерть стояли у стен Ленинграда» оказалась интересной и поучительно, на мой взгляд. Особенно, если внимательно рассматривать не только образцы военной техники, но и описания к каждому экспонату. Практически весь текст этой заметки написан по материалам выставленных около экспонатов информационных табличек…

Читать еще:  Австрийская винтовка steyr aug

В связи с исполнившимся 75-летием с начала Великой Отечественной войны в городе были организованы памятные акции, выставки и концерты. На Дворцовой площади прошла двухдневная выставка «Мы насмерть стояли у стен Ленинграда». Предлагаю краткий фотообзор.

Подходы к выставленным образцам военной техники времён Великой Отечественной войны с западной стороны Дворцовой площади были перекрыты противотанковыми металлическими ежами и бетонными надолбами. Что сразу же настраивало на соответствующий лад.

Колонну военной техники возглавлял легендарный танк КВ-1 («Клим Ворошилов») — советский тяжёлый танк. Выпускался с августа 1939 по август 1942, принимал участие в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. Выставленный КВ-1, заводской номер М5200, участвовал в танковом бою 30 ноября 1941 года на Невском пятачке. Командиром машины был младший лейтенант Ласточкин Василий Иосифович (убит в бою 10 января 1945 года), механиком-водителем — Иовлев. В бою танк получил повреждения и ждал эвакуации для ремонта, Ласточкин В.И. был ранен. При переправе по льду через Неву ушёл на дно. В ноябре 2011 года в результате поисково-спасательной операции танк был поднят со дна реки.

Средний танк Т-34/76. «Тридцать четверки» считались лучшим средним танком Второй мировой войны. По сочетанию трёх важнейших характеристик — огневой мощности, защищённости и подвижности — в первые годы он не имел себе равных. Средний танк Т-34 разработан коллективом под руководством талантливого конструктора Михаила Ильича Кошкина.

В феврале 1942 года на базе Т-34 был создан огнемётный танк ОТ-34 с дополнительным бронированием башни. В этих танках вместо курсового пулемёта устанавливались поршневые огнемёты АТО-41 или АТО-42. Дальность огнеметания в зависимости от смеси составляла от 60 до 100 метров при темпе 3 выстрела за 10 секунд. Всего было выпущено 1170 танков ОТ-34.

Средний танк Т-34/76, заводской номер № 14 08199. Этот танк произведён в августе 1941 года на Сталинградском тракторном заводе. Погиб в сентябре 1941 при обороне Ленинграда в районе н.п. Карбусель. Средний танк Т-34/76 № 14 08199 подняли в 2008 году. После реставрации в 2011 году занял почётное место среди экспонатов «Музея Битвы за Ленинград».

Лёгкий танк Т-70. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова. Предназначался для непосредственной поддержки пехоты. Производились на нескольких машиностроительных заводах до октября 1943 года. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего стали постепенно исчезать из танковых частей Красной армии.

Лёгкий танк Т-60. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова. Производились на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60.
Звёздным часом танков Т-60 стал прорыв блокада Ленинграда, начавшийся 12 января 1943 года. При этом использовались только лёгкие танки, поскольку именно они обладали самым необходимым на тот момент преимуществом — низким удельным давлением на опорную поверхность. Это позволило лёгким танкам пройти по льду Невы без подготовки.

122-мм корпусная пушка А-19 образца 1931/1937 годов. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1946 год. Да и после войны эта артиллерийская система ещё долго состояла на вооружении Советской армии и ряда других стран.
Среди образцов военной техники демонстрировались два малых плавающих танка с маркировкой на башнях 15 и 20.

Малый плавающий танк Т-38. Разработан в 1936 году, серийно выпускался с 1936 по 1939 год. Всего было выпущено 1340 танков этого типа. Они предназначались для связи, разведки и боевого охранения частей на марше. Использовались в боях начального периода Великой отечественной войны.

Этот малый плавающий танк Т-38 был обнаружен осенью 2008 года на дне Невы на глубине 12 м и в 70 м от берега напротив северной окраины деревни Арбузово. Из архивных документов выяснилось, что в октябре 1942 года была предпринята попытка форсирования Невы десятью танками со стороны посёлка Невская Дубровка. Во время переправы из за встречного огня фашистов четыре танка затонули. В поднятом танке были найдены останки, личные вещи и капсула смертного медальона механика-водителя Архипова Егора Михайловича, 1915 года рождения. 7 мая 2009 года на воинском мемориале в посёлке Невская Дубровка было произведено его захоронение. На торжественном мероприятии в Невской Дубровке, посвящённом 65-й годовщины Победы, присутствовали дочь и правнучка погибшего героя.
Данный экземпляр имеет очень высокую степень оригинальности и укомплектован подлинными механизмами и деталями, что представляет большую культурно-историческую ценность.

ЗИС-5 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т. Второй по массовости после ГАЗ-АА грузовик 1930-40 годов. Выпускался с 1933 по 1948 год на Автомобильном заводе имени И.В. Сталина. Во время войны использовался в самых разнообразных целях — не только непосредственно как грузовик, но и для перевозки личного состава, для звуковой агитации и оповещения, в качестве артиллерийского тягача…

ГАЗ-67 — советский военный полноприводной легковой автомобиль с упрощённым открытым кузовом, имеющий вырезы вместо дверей. Создан под руководством ведущего конструктора В.А. Грачёва. Широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, для перевозки пехоты и раненых, как лёгкий артиллерийский тягач. С сентября 1943 по 1945 год всего было выпущено 6068 автомобилей.

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года. За 1937-1943 годы было изготовлено 37 354 таких орудий.

85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Она активно использовалась в Великой Отечественной войне для борьбы с вражескими самолётами, а при необходимости и с танками. После войны долго состояла на вооружении Советской армии до принятия на вооружение зенитных ракетных комплексов.

Детворе особенно интересно посидеть за рулём мотоцикла, хотя бы потрогать установленный в люльке пулемёт,

подержать в руках карабин и сфотографироваться на фоне палатки…

ГАЗ 03-30 — советский автобус малого класса, выпускаемый на Горьковском автобусном заводе с 1933 по 1950 год. Широко применялся не только как служебный, но и как городской на регулярных маршрутах.

ГАЗ-АА — легендарный грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода грузоподъёмностью 1.5 т. Выпускался с 1932 по 1949 год. В народе известен как «Полуторка».
Представленный автомобиль — реальный исторический экспонат, номерной знак ЛР 47-77, один из четырёх тысяч «полуторок», работавших на Ладоге на «Дороге жизни» в годы блокады Ленинграда. Из них около 1200 не доехали до пункта назначения из-за бомбёжек и артналётов.
В марте 2014 года этот автомобиль был поднят со дна Ладожского озера. Была проделана огромная реставрационная работа по заводским чертежам. Мотор, генератор, стартёр, коробка передач, мосты, шасси, панель приборов и другие детали являются оригинальными.
В настоящее время этот автомобиль является экспонатом музея «Дорога жизни Кобона — Кареджский порт», расположенного в посёлке Кобона Ленинградской области на восточном берегу Ладожского озера, где в годы блокады Ленинграда располагалась основная база снабжения.

PS. Общую обстановку выставки дополняли аниматоры в обмундировании и с оружием военных лет, музыка и песни соответствующего содержания, звучащие из старинных рупорных громкоговорителей агитационных автомобилей.
Народу было очень много, иногда приходилось ждать, чтобы подробнее ознакомиться, рассмотреть. Выставка под открытым небом на Дворцовой площади «Мы насмерть стояли у стен Ленинграда» оказалась интересной и поучительно, на мой взгляд. Особенно, если внимательно рассматривать не только образцы военной техники, но и описания к каждому экспонату. Практически весь текст этой заметки написан по материалам выставленных около экспонатов информационных табличек…

Основные тактико-технические характеристики 122 мм корпусной пушки

  • Расчет — 9 человек.
  • Боевая масса — 7,117 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 800 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от -2 до +65 градусов, угол горизонтального наведения — 29 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 20400 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, бронебойно-трассирующие, бетонобойные, химические снаряды.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда — 25 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами «Коминтерн», Я-12, тракторами разных модификаций.
Читать еще:  Средство эффективной маскировки – дымовая машина тда-м

Советская 122 мм корпусная пушка являлась основной артиллерийской системой артполков, бригад и корпусов во время боев на реке Халкин-Гол, во время советско-финской войны 1939-40 годов, а так же в сражениях времен Великой Отечественной войны. Орудие активно использовалось во время Московской битвы 1941 года, во время контрнаступления советских войск под Сталинградом и на Курской дуге. Также пушка применялась для салютов, став символом Великой Победы.

История создания и основные конструктивные особенности

После проведения полигонных испытаний в 1939 году новая пушка с индексом ГАУ 52-П-471А была запущена в серию. Под названием 122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. орудие стало поступать на вооружение артиллерийских частей РККА. Всего за годы производства, с 1935 по 1946 год, тремя советскими предприятиями было выпущено 2926 экземпляров 122 мм орудий обоих модификаций.


Советская 122-мм корпусная пушка 1931/1937 представляет собой отличную артиллерийскую систему и занимает почетное место в любом музее военной техники

Новая артиллерийская система имела высокие огневые и баллистические характеристики. Устойчивый лафет со сдвоенными парами колес обладал хорошей проходимостью. Ствол орудия имел гидропневматический накатник и гидравлический откатный тормоз веретенного типа. Угол возвышения ствола в 44 калибра составлял 65⁰, что позволяло вести эффективный огонь по навесной траектории на большие расстояния.


История создания и основные конструктивные особенности

После проведения полигонных испытаний в 1939 году новая пушка с индексом ГАУ 52-П-471А была запущена в серию. Под названием 122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. орудие стало поступать на вооружение артиллерийских частей РККА. Всего за годы производства, с 1935 по 1946 год, тремя советскими предприятиями было выпущено 2926 экземпляров 122 мм орудий обоих модификаций.


Советская 122-мм корпусная пушка 1931/1937 представляет собой отличную артиллерийскую систему и занимает почетное место в любом музее военной техники

Новая артиллерийская система имела высокие огневые и баллистические характеристики. Устойчивый лафет со сдвоенными парами колес обладал хорошей проходимостью. Ствол орудия имел гидропневматический накатник и гидравлический откатный тормоз веретенного типа. Угол возвышения ствола в 44 калибра составлял 65⁰, что позволяло вести эффективный огонь по навесной траектории на большие расстояния.


В связи с исполнившимся 75-летием с начала Великой Отечественной войны в городе были организованы памятные акции, выставки и концерты. На Дворцовой площади прошла двухдневная выставка «Мы насмерть стояли у стен Ленинграда». Предлагаю краткий фотообзор.

Подходы к выставленным образцам военной техники времён Великой Отечественной войны с западной стороны Дворцовой площади были перекрыты противотанковыми металлическими ежами и бетонными надолбами. Что сразу же настраивало на соответствующий лад.

Колонну военной техники возглавлял легендарный танк КВ-1 («Клим Ворошилов») — советский тяжёлый танк. Выпускался с августа 1939 по август 1942, принимал участие в войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. Выставленный КВ-1, заводской номер М5200, участвовал в танковом бою 30 ноября 1941 года на Невском пятачке. Командиром машины был младший лейтенант Ласточкин Василий Иосифович (убит в бою 10 января 1945 года), механиком-водителем — Иовлев. В бою танк получил повреждения и ждал эвакуации для ремонта, Ласточкин В.И. был ранен. При переправе по льду через Неву ушёл на дно. В ноябре 2011 года в результате поисково-спасательной операции танк был поднят со дна реки.

Средний танк Т-34/76. «Тридцать четверки» считались лучшим средним танком Второй мировой войны. По сочетанию трёх важнейших характеристик — огневой мощности, защищённости и подвижности — в первые годы он не имел себе равных. Средний танк Т-34 разработан коллективом под руководством талантливого конструктора Михаила Ильича Кошкина.

В феврале 1942 года на базе Т-34 был создан огнемётный танк ОТ-34 с дополнительным бронированием башни. В этих танках вместо курсового пулемёта устанавливались поршневые огнемёты АТО-41 или АТО-42. Дальность огнеметания в зависимости от смеси составляла от 60 до 100 метров при темпе 3 выстрела за 10 секунд. Всего было выпущено 1170 танков ОТ-34.

Средний танк Т-34/76, заводской номер № 14 08199. Этот танк произведён в августе 1941 года на Сталинградском тракторном заводе. Погиб в сентябре 1941 при обороне Ленинграда в районе н.п. Карбусель. Средний танк Т-34/76 № 14 08199 подняли в 2008 году. После реставрации в 2011 году занял почётное место среди экспонатов «Музея Битвы за Ленинград».

Лёгкий танк Т-70. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова. Предназначался для непосредственной поддержки пехоты. Производились на нескольких машиностроительных заводах до октября 1943 года. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего стали постепенно исчезать из танковых частей Красной армии.

Лёгкий танк Т-60. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова. Производились на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60.
Звёздным часом танков Т-60 стал прорыв блокада Ленинграда, начавшийся 12 января 1943 года. При этом использовались только лёгкие танки, поскольку именно они обладали самым необходимым на тот момент преимуществом — низким удельным давлением на опорную поверхность. Это позволило лёгким танкам пройти по льду Невы без подготовки.

122-мм корпусная пушка А-19 образца 1931/1937 годов. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1946 год. Да и после войны эта артиллерийская система ещё долго состояла на вооружении Советской армии и ряда других стран.
Среди образцов военной техники демонстрировались два малых плавающих танка с маркировкой на башнях 15 и 20.

Малый плавающий танк Т-38. Разработан в 1936 году, серийно выпускался с 1936 по 1939 год. Всего было выпущено 1340 танков этого типа. Они предназначались для связи, разведки и боевого охранения частей на марше. Использовались в боях начального периода Великой отечественной войны.

Этот малый плавающий танк Т-38 был обнаружен осенью 2008 года на дне Невы на глубине 12 м и в 70 м от берега напротив северной окраины деревни Арбузово. Из архивных документов выяснилось, что в октябре 1942 года была предпринята попытка форсирования Невы десятью танками со стороны посёлка Невская Дубровка. Во время переправы из за встречного огня фашистов четыре танка затонули. В поднятом танке были найдены останки, личные вещи и капсула смертного медальона механика-водителя Архипова Егора Михайловича, 1915 года рождения. 7 мая 2009 года на воинском мемориале в посёлке Невская Дубровка было произведено его захоронение. На торжественном мероприятии в Невской Дубровке, посвящённом 65-й годовщины Победы, присутствовали дочь и правнучка погибшего героя.
Данный экземпляр имеет очень высокую степень оригинальности и укомплектован подлинными механизмами и деталями, что представляет большую культурно-историческую ценность.

ЗИС-5 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т. Второй по массовости после ГАЗ-АА грузовик 1930-40 годов. Выпускался с 1933 по 1948 год на Автомобильном заводе имени И.В. Сталина. Во время войны использовался в самых разнообразных целях — не только непосредственно как грузовик, но и для перевозки личного состава, для звуковой агитации и оповещения, в качестве артиллерийского тягача…

ГАЗ-67 — советский военный полноприводной легковой автомобиль с упрощённым открытым кузовом, имеющий вырезы вместо дверей. Создан под руководством ведущего конструктора В.А. Грачёва. Широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, для перевозки пехоты и раненых, как лёгкий артиллерийский тягач. С сентября 1943 по 1945 год всего было выпущено 6068 автомобилей.

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года. За 1937-1943 годы было изготовлено 37 354 таких орудий.

85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Она активно использовалась в Великой Отечественной войне для борьбы с вражескими самолётами, а при необходимости и с танками. После войны долго состояла на вооружении Советской армии до принятия на вооружение зенитных ракетных комплексов.

Читать еще:  НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ. АВТОМАТ СИМОНОВА

Детворе особенно интересно посидеть за рулём мотоцикла, хотя бы потрогать установленный в люльке пулемёт,

подержать в руках карабин и сфотографироваться на фоне палатки…

ГАЗ 03-30 — советский автобус малого класса, выпускаемый на Горьковском автобусном заводе с 1933 по 1950 год. Широко применялся не только как служебный, но и как городской на регулярных маршрутах.

ГАЗ-АА — легендарный грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода грузоподъёмностью 1.5 т. Выпускался с 1932 по 1949 год. В народе известен как «Полуторка».
Представленный автомобиль — реальный исторический экспонат, номерной знак ЛР 47-77, один из четырёх тысяч «полуторок», работавших на Ладоге на «Дороге жизни» в годы блокады Ленинграда. Из них около 1200 не доехали до пункта назначения из-за бомбёжек и артналётов.
В марте 2014 года этот автомобиль был поднят со дна Ладожского озера. Была проделана огромная реставрационная работа по заводским чертежам. Мотор, генератор, стартёр, коробка передач, мосты, шасси, панель приборов и другие детали являются оригинальными.
В настоящее время этот автомобиль является экспонатом музея «Дорога жизни Кобона — Кареджский порт», расположенного в посёлке Кобона Ленинградской области на восточном берегу Ладожского озера, где в годы блокады Ленинграда располагалась основная база снабжения.

PS. Общую обстановку выставки дополняли аниматоры в обмундировании и с оружием военных лет, музыка и песни соответствующего содержания, звучащие из старинных рупорных громкоговорителей агитационных автомобилей.
Народу было очень много, иногда приходилось ждать, чтобы подробнее ознакомиться, рассмотреть. Выставка под открытым небом на Дворцовой площади «Мы насмерть стояли у стен Ленинграда» оказалась интересной и поучительно, на мой взгляд. Особенно, если внимательно рассматривать не только образцы военной техники, но и описания к каждому экспонату. Практически весь текст этой заметки написан по материалам выставленных около экспонатов информационных табличек…

Организационно-штатная структура


122-мм пушка обр. 1931 г. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Вид спереди
Изначально А-19 предназначалась для корпусной артиллерии, вместе с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. В 1940—1941 гг. имелось три типа корпусных артиллерийских полков

  • два дивизиона МЛ-20 и один дивизион А-19 или 107-мм пушек (12 пушек)
  • два дивизиона МЛ-20 и два дивизиона А-19 или 107-мм пушек (24 пушки)
  • три дивизиона МЛ-20 (36 гаубиц-пушек)

Вскоре после начала Великой Отечественной войны корпусная артиллерия была упразднена вместе со стрелковыми корпусами. Вновь она была возрождена во второй половине войны. По штату корпусные артполки новой организации имели 16—20 орудий, в качестве которых использовались 122-мм пушки, 107-мм пушки и 152-мм гаубицы. На 1 июня 1944 года в корпусной артиллерии имелось 387 пушек А-19 (полки по 18 орудий), 54 гаубицы-пушки МЛ-20, 192 152-мм гаубицы и до 490 107-мм пушек. На 1 мая 1945 года в корпусной артиллерии имелось 289 пушек А-19 (полки по 18 орудий), 54 гаубицы-пушки МЛ-20, 164 152-мм гаубицы, 58 100-мм пушек БС-3 и до 490 107-мм пушек.]

Помимо корпусной артиллерии, А-19 состояла на вооружении артиллерии резерва Верховного Главнокомандования (РВГК). Пушечный полк РВГК к лету 1941 года имел по штату 48 А-19. Осенью 1941 года полки РВГК были разукрупнены, в батареях вместо четырёх орудий стало два, уменьшилось количество дивизионов с 4 до 3, итого в пушечном полку РВГК стало 18 орудий. С 1942 года формируются артиллерийские бригады РВГК, пушечная бригада имела 36 А-19. Пушечные бригады РВГК могли входить в состав более крупных артиллерийских соединений — артиллерийских дивизий. Артиллерийские дивизии, которые начали формироваться с конца 1942 года, включали одну пушечную бригаду А-19 (и ещё три бригады более лёгких орудий и миномётов). С июня 1943 года формируются пушечные артиллерийские дивизии, включавшие в себя 3—4 бригады А-19 и МЛ-20 (всего 108—144 орудия).]

76-мм полевая пушка образца 1902 г. — безотказная «трехдюймовка»

В начале Первой мировой войны русская «трехдюймовая» полевая пушка получила у противника прозвище «коса смерти». Тактико-технические требования к полевой скорострельной пушке калибром 3 дюйма (76 мм) Главное Артиллерийское Управление выработало в 1896 году.

ПУТЬ К ЛЕГКОЙ ПОЛЕВОЙ ПУШКЕ

В 1900 году на вооружение приняли пушку системы Путиловского завода с противооткатными устройствами в станинах лафета. В том же году ГАУ начало испытание пушек с откатом по оси канала ствола систем «Крупп», «Сен-Шамон», «Шнейдер» и Путиловского завода. Последняя была разработана конструкторами Л. А. Бишляком, К. М. Соколовским, К. И. Липницким и принята на вооружение высочайшим повелением от 19 марта 1903 года как «3-дм легкая полевая пушка обр. 1902 г.». Основными ее производителями были Путиловский и Обуховский заводы в Петербурге, выпускал их и Пермский (Мотовилихинский) завод. Лафеты изготавливали Петербургский, Киевский, Брянский арсеналы.

УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

Пушка имела скрепленный кожухом ствол длиной 30 калибров и откидываемый вправо поршневой затвор. В затворе был смонтирован ударный механизм с курком, взводимым шнуром.

Читать: Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76

Извлечение стреляной гильзы производилось при отпирании затвора качающимся выбрасывателем. Однобрусный клепаный лафет включал люльку, станок и боевой ход. В люльке размещены гидравлический тормоз отката (компрессор) и пружинный накатник. Хобот станка нес сошник, шворневое кольцо и правило. В лобовой части монтировали винтовой подъемный механизм. Наведение по горизонтали производилось винтовым поворотным механизмом за счет скольжения лобовой части станка вдоль боевой оси. Боевой ход — неподрессоренный, с коленчатой осью и деревянными колесами со стальными шинами. В 1906 году к пушке приняли броневой щит и панорамный прицел. Русская артиллерия одной из первых практиковала стрельбу с закрытых позиций, и панорамный прицел расширял эти возможности. Пушка возилась шестерочной запряжкой, комплектовалась зарядным ящиком на 40 выстрелов. К пушке и к ящику полагался передок с гнездами для 36 выстрелов.

К началу Первой мировой войны русская армия имела 6265 трехдюймовых полевых пушек. За 1915-1917 годы Путиловский, Петроградский орудийный, Пермский заводы и Царицынская группа заводов (с 1916 года) выпустили около 8300 трехдюймовых пушек обр. 1902 г.

Читать: Снайперская винтовка СВ-99

Но задачи артиллерии усложнялись. «Трехдюймовки» вынужденно превращали в зенитные орудия с помощью изготавливавшихся в войсках установок. В ходе мировой и гражданской войн пушки ставили на бронепоезда и канонерские лодки. Пушка была выполнена под унитарный выстрел. Поначалу единственным вариантом снаряда была шрапнель. Однако уже к концу русско-японской войны пришлось срочно вводить осколочно-фугасную гранату. Выявившаяся потребность в осколочно-фугасных снарядах вместе с катастрофической нехваткой снарядов в первые полтора года Первой мировой войны заставила резко увеличить выпуск гранат и заказывать их за рубежом. Менялись взрыватели. В ходе войны ввели зажигательные снаряды Гронова, Стефановича, Яковлева, для стрельбы по аэропланам — «шрапнель с накидками» Гартца. С 1916 года изготавливали химические 76-мм снаряды, снаряженные хлорпикрином, фосгеном, венсинитом.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

В Красной армии 76-мм пушка обр. 1902 г. стала основой дивизионной артиллерии. В 1931 году на вооружение приняли «76-мм пушку обр. 1902/30 г.», модернизированную по системе, предложенной В. Н. Сидоренко на Мотовилихинском заводе. Главной новинкой стал ствол длиной 40 калибров.

Однако по скорострельности, углу горизонтальной наводки, маневренности она не удовлетворяла изменившимся условиям и пригодна была только для конной тяги. Производство пушки продолжалось до 1937 года. Несмотря на принятие на вооружение более современных орудий, пушке обр. 1902/30 г. еще довелось принять участие в боях начального периода Великой Отечественной войны. К началу войны в западных военных округах имелось 1164 пушки обр. 1902/30 г. и 118 обр. 1902 г.

Читать: Истребители-бомбардировщики МиГ-23Б и МиГ-27 — служба и боевое применение

Возможно вам будет интересно:

  • Пушка обр. 1910 г. — 42 линии мощности
  • 75-мм пушка canon de Mle 1897
  • Mle 1913 «Шнейдер» — для двух мировых войн
  • 122-мм гаубица Д-30 (2А18) — 55 лет безупречной службы
  • 57-мм береговая пушка Норденфельда
  • 155-мм длинноствольная пушка Шнейдера

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector