0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шмайссер начинает — Калашников выигрывает

Содержание

Шмайссер начинает — Калашников выигрывает

  • было дело
  • Волгоградская область
  • оружие

Советский конструктор стрелкового оружия известен во всём мире. Имя Михаила Калашникова и его автомат — в числе главных символов нашей страны. Впрочем, АК изображён в гербах нескольких государств Латинской Америки и Африки. Не так давно о русском оружейнике сняли фильм, и в этом году он вышел в прокат. Рабочее название ленты «АК-47», но картину в итоге назвали «Калашников», и это очень показательно, ведь проект режиссёра Константина Буслова — история не автомата, а человека.

Производственная драма

Биографическая киноэпопея посвящена молодому военному конструктору, прошедшему тернистый путь, преодолевшему множество преград и сложностей на пути к созданию АК-47, который до сих пор применяется с успехом в военных целях. Лента рассказывает о самоучке, сделавшем легендарное изобретение в 28 лет.

Командир танка Калашников убеждается в превосходстве немецких огнестрелов над советскими и, получив ранение, собирает в тылу опытные образцы своего изобретения. Таким образом, «Калашников» — производственная драма, в центре которой конструктор: упёртый, целеустремлённый, желание в нём часто преобладает над возможностями, но такой человек может двигать прогресс вперёд. В 1949 году, когда АК-47 был запущен в серийное производство, Михаил Калашников удостаивается Сталинской премии и награждается орденом Красной Звезды.

Попадание в десятку

Сценарист Сергей Бодров изобразил Калашникова не самым симпатичным человеком: с коллегами он грубоват, за женой ухаживает нелепо, его фанатизм иногда выходит за рамки здравого смысла. Но это и хорошо, ведь персонаж получился живым и натуральным. Молодой Калашников в талантливом исполнении внешне неброского, но весьма эмоционального пластичного Юрия Борисова вызывает доверие и симпатию с первых минут. Действительно, складывается впечатление, что он не играет, а живёт в кадре: естественность в жестах, интонации, глубокая проработка роли. За внешним сходством создатели фильма не гнались, но Калашников получился настолько убедительным, что другим его уже и не видишь.

Режиссёрский выбор актёра на главную роль одобрила и дочь конструктора Елена. Да и в целом к кастингу не придерёшься — яркие, фактурные Артур Смольянинов в роли верного товарища Калашникова — капитана Василия Лютого, Виталий Хаев в образе генерал-майора Курбаткина, разглядевшего способности у настырного алтайского паренька без образования. Изящный Анатолий Лобоцкий сыграл человечного полковника Глухова. Дмитрий Богдан изобразил талантливого инженера майора Судаева, поначалу снисходительно подтрунивавшего над изобретателем, а потом признавшего его победу. Валерий Баринов перевоплотился в генерала Дегтярева, тогдашнего советского оружейного конструктора номер один. Все работы актёров — стопроцентные попадания в десятку.

Кому принадлежит пальма первенства?

Кадр из фильма «Калашников»

Режиссёр Буслов разбередил крайне болезненную для знатоков оружия тему, ибо по сей день не стихают споры о том, на чьей всё-таки стороне, советской или германской, в первые годы войны было преимущество в стрелковом вооружении.

Помните фильмы, где немцы идут во весь рост на позиции Красной армии с пистолетом-пулемётом МР-40, более известным как «шмайссер», стреляя от живота веером? Если бы так было в действительности, то красноармейцы расстреляли фрицев на дистанции 200-800 метров из винтовок Мосина образца 1891 года. Дело в том, что «от живота веером» из МР-40 можно попасть в цель на расстоянии 50 метров, а прицельная дальность у них 200 метров. Затем оружие модернизировали в декабре 1944 года. Новый вариант немецкого оружейника Хуго Шмайссера — МР-44 — пошёл в массовое производство. Штурмовой карабин, на который очень похож внешне автомат Калашникова, после войны стоял на вооружении армий ГДР, Югославии, Франции, Швейцарии и Скандинавских стран.

Есть основания полагать, что в АК-47 использованы идеи и узлы, принадлежащие нескольким конструкторам: Хуго Шмайссеру, Алексею Судаеву и Алексею Булкину. Кстати, автомат Булкина АБ-40 до конца 1947 конкурировал с АК-47 на государственных испытаниях. Кроме того, известно, что с 1946 по 1952 год братья Шмайссеры добровольно работали в Ижевске, где и производился «калаш». При этом они получали зарплату наравне с самим Сталиным. Когда Хуго отправили в 1952 году в ГДР под надзор Министерства Госбезопасности ГДР для сохранения секретности, на все вопросы немцев о том, что он делал в СССР, неизменно отвечал: «Давал русским некоторые советы».

Хоть «шмайссер» и послужил отправной точкой, до совершенства довёл автомат Михаил Тимофеевич. Он и опередил претендентов на победу в конкурсе на новый вид оружия для Красной армии. Как сказал Наполеон: «Выиграл сражение не тот, кто предложил идею, а тот, кто взялся её выполнять и довёл битву до победы!»

Выход картины на экраны, безусловно, подстегнул обсуждения о том, кому всё же принадлежит пальма первенства в конструировании легендарного автомата. Но фильм Буслова не о технологиях. «Калашников» о том, как Советская страна давала возможность таланту пробить себе дорогу.

Оружие прошлого, настоящего и будущего

Легендарный автомат — не единственный успех паренька из российской глубинки. Конструктор-самоучка изобрёл также инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, ручной пулемёт Калашникова РПК, пулемёт Калашникова ПК, автомат Калашникова 100-й серии, самозарядный охотничий карабин «Сайга», автоматический пистолет Калашникова.

За творческую и производственную деятельность по созданию новых образцов стрелкового оружия Михаилу Тимофеевичу дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 2009 году он стал Героем Российской Федерации, также награждён орденом Красной Звезды.

…Каждый, кто служил в армии, спецслужбах или правоохранительных органах, имел на вооружении автомат Калашникова разных модификаций. До сих пор помню номер своего АК-47, с которым охранял советско-турецкую границу на погранзаставе отдельного Хичаурского погранотряда Краснознамённого Закавказского погранокруга.

А во время службы в МВД России при выполнении оперативно-боевых задач в составе Объединённой группировки войск и сил на Северном Кавказе я располагал АКМ с откидным прикладом. Кстати, чеченские боевики уважали этот автомат, но магазин использовали от РПК — ручного пулемёта Калашникова ёмкостью 40 патронов. «Калаш» ещё долгие годы останется в строю российской и других армий мира. На автомат будут навешивать лазерные прицелы, баллистические вычислители и другие современные приспособления, но его устройство не подвергнется изменениям.

Конструктор Калашников: дебют

Если спросить у иностранца, какие слова больше прочих ассоциируются у него с Россией, с высокой долей вероятности в самом коротком списке окажется «Калашников». Знаменитый автомат стал одним из символов не только СССР и Российской Федерации, но и всего XX века. Не обошла слава и его создателя Михаила Тимофеевича Калашникова. Однако, как это часто бывает, известность эта стала однобокой и порой, мягко говоря, необъективной. Попробуем разобраться с творчеством конструктора, ставшего заложником своего самого известного детища.

Несостоявшийся конструктор танков

Как правило, при упоминаниях о Михаиле Тимофеевиче в ход идёт лишь созданный им автомат. Даже пулемёт Калашникова в итоге оказался в тени своего предшественника — хотя для конструктора-оружейника создание удачного единого пулемёта под патрон с закраиной представляло гораздо более сложную задачу.

Ещё реже пишут о других работах Калашникова, которые не были приняты на вооружение. Понятно, что были эти образцы менее удачны — но, с другой стороны, именно нехватка информации о них зачастую порождает рассказы о безграмотном сержанте, который вдруг вынырнул из ниоткуда, размахивая чертежами «лучшего в мире автомата». На самом деле, путь Калашникова к победе в послевоенном «автоматном» конкурсе был долог и сложен, и до самого финала будущий АК не был однозначным лидером.

Однако начинать рассказ о конструкторском творчестве Калашникова стоит всё-таки с более раннего времени — с работы, имеющей отношение не к стрелковому оружию, а к танкам. Речь идёт о счётчике моторесурса двигателя, который тогда ещё даже не сержант, а простой танкист красноармеец Калашников спроектировал в 1940 году. Собственно, взлёт карьеры будущего конструктора мог начаться именно с него — за разработку счётчика механик-водитель Калашников получил именные часы от командующего Киевским округом генерала армии Г.К. Жукова и был командирован на завод №174 в Ленинград для помощи в налаживании производства счётчика. Повернись история иначе, возможно, мир так и не узнал бы конструктора стрелкового оружия Калашникова, но зато «от Африки до Арктики» были бы известны танки Т-74…

К счастью или нет, но конструктором танков Михаил Тимофеевич не стал. Счётчик Калашникова был выпущен небольшой опытной серией, а затем началась война, и о его производстве, как и об основной планировавшейся на заводе №174 продукции — новых танках Т-50 — пришлось забыть. Завод поехал в эвакуацию на восток, а танкист Калашников — на фронт. Вновь заняться конструированием Калашников решил уже в 1942 году, получив после ранения отпуск для восстановления.

Пистолет-пулемёт для танкистов?

Сама история создания как опытного пистолета-пулемёта, так и двух других образцов — карабина и ручного пулемёта — достаточно полно описана в целом ряде изданий и в воспоминаниях самого Михаила Тимофеевича. Более интересно взглянуть на сами образцы и то, как их оценивали в тот период, когда долечивавшийся после ранения танкист Калашников был, как иногда принято говорить, «никто и звать никак». Если выражаться более корректно, Михаил Тимофеевич был одним из множества изобретателей, сумевший, однако, не просто «родить идею», чем занималось в годы войны множество людей, но и довести её до воплощения в металле. При этом большинство авторов проектов не разменивались на мелочи вроде стрелкового оружия, предпочитая сразу чертить «планы разгрома Гитлера за две недели».

Итак, на Научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения (НИПСВО) Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) Михаил Тимофеевич попал со своим пистолетом-пулемётом — уже вторым образцом, доработанным в мастерских эвакуированного в Алма-Ату Московского авиационного института. Работа со специалистами МАИ и на имеющемся у них оборудовании весьма благоприятно сказалась на результате, да и, вероятно, на дальнейшей судьбе Калашникова.

Образцы пистолетов-пулемётов на стрелковый полигон, с конструкторами или без них, поступали регулярно. Фактически весь 1942 год шла достаточно напряжённая работа по выбору нового пистолета-пулемёта в рамках объявленного ГАУ задания. Только в ходе конкурсных испытаний было опробовано несколько десятков образцов пистолетов-пулемётов разных конструкторов. Кроме «конкурсных» был ещё и «самотёк» из самых разных мест — от мастерских Карельского фронта до Сталинградского судоремонтного завода.

Однако многие из этих образцов, даже созданные в специализированных оружейных конструкторских бюро, отсеивались уже на предварительном опробовании, если демонстрировали явные проблемы с работой. Уже тот факт, что пистолет-пулемёт Калашникова прошёл этот этап и был допущен к полноценным испытаниям, сам по себе немало значит. Впрочем, даже этот образец Михаилу Тимофеевичу пришлось доводить на самом полигоне — в частности, пистолет-пулемёт получил новый ствол от ППШ, рукоятку перезаряжания, разобщитель и ещё ряд деталей.

ПП КалашниковаПП СудаеваПП Шпагина (обр.41)
Вес без магазина, кг2,6302,8003,640
Вес с магазином без патронов, кг2,8053,0403,920
Вес с магазином и патронами, кг3,0753,4204,800 *
Длина с откинутым прикладом, мм747905850
Ёмкость магазина, патронов253571

* Так в документе. Вес пустого ППШ с пустым магазином примерно соответствует коробчатому магазину на 35 патронов, а вот вес полностью снаряжённого соответствует скорее барабанному магазину на 71 патрон.

Судя по данным в таблице, танкист Калашников сосредоточился в первую очередь на компактности своего пистолета-пулемёта. В тот момент это действительно была достаточно важная проблема. Имевшиеся на вооружении Красной армии образцы Дегтярёва и Шпагина с нескладным деревянным прикладом и массивным барабанным магазином для вооружения экипажей бронетехники были, мягко говоря, не лучшим выбором. В тесном заброневом пространстве ППШ было очень непросто разместить так, чтобы он был в случае необходимости под рукой, но при этом не служил постоянным источником синяков.

Срочное покидание машины с оружием тоже было непростым. Неудивительно, что с началом Великой Отечественной войны Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) регулярно бомбардировало соседей, отвечавших за стрелковое вооружение, просьбами сделать что-то более лёгкое и компактное, иной раз прямо указывая: «по типу немецкого МП-40».

Особое внимание испытателей привлекла оригинальность конструкции пистолета-пулемёта Калашникова. Большинство образцов — как серийных, так и опытных — создавалось на схеме автоматики со свободным затвором, как наиболее простой и технологичной. Именно таким был самый первый образец конструкции Калашникова, сделанный в паровозном депо станции Матай под Алма-Атой, но приехавший на НИПСВО пистолет-пулемёт был построен уже на схеме полусвободного затвора. Причиной переделки стали испытания в Алма-Ате: массивный свободный затвор при высоком темпе стрельбы и относительно малой массе пистолета-пулемёта при автоматической стрельбе приводил к слишком большому рассеиванию.

Но и введение оригинальной и при этом достаточно сложной системы торможения затвора не сняло вопрос полностью — по кучности автоматической стрельбы образец конструкции Калашникова примерно вдвое уступил и ППШ, и победителю конкурса 1942 года пистолету-пулемёту Судаева. Возможно, этот параметр молодому конструктору и удалось бы улучшить путём правильного подбора компенсатора и иных мер, но главным препятствием для решения хотя бы о доработке проекта стала явная производственная сложность. Только для одной детали — спиральной трубки затвора — механической лаборатории НИПСВО потребовалось 12 станкочасов работы техника 7-го разряда, при этом полученная деталь требовала дополнительной отделки. В условиях массового производства военного времени это было бы просто недопустимо.

Запрограммированная неудача

Однако, если дорабатывать пистолет-пулемёт не стали, самого Калашникова ГАУ решило не выпускать из поля зрения — тем более что сам Михаил Тимофеевич сообщил о наличии у него проекта ещё и ручного пулемёта. Тема «ручника» для ГАУ в тот момент была ещё более актуальна, чем вопрос пистолета-пулемёта. Армии остро требовался новый ручной пулемёт, и начальство здраво решило, что в таких условиях даже разработки какого-то старшего сержанта будут совсем не лишними.

Читать еще:  СВТ - 40 (7,62 мм Самозарядная винтовка системы Токарева образца 1940 года)

Калашникову снова пришлось вернуться в Среднеазиатский военный округ, но на этот раз уже с официальным заданием от ГАУ на создание ручного пулемёта собственной конструкции. Сам Михаил Тимофеевич об этой работе вспоминал довольно неохотно:

«На конкурс представлялись три отличающихся друг от друга пулемёта — В.А. Дегтярёва, С.Г. Симонова и мой. Они дошли до финальной части соревнований. Не буду рассказывать обо всех подробностях полигонных испытаний. Скажу лишь, что мой образец не выдержал экзамена. Комиссия сделала вывод: он не имеет преимуществ перед принятыми ранее на вооружение армии изделиями. Так и ручной пулемёт стал достоянием музея».

В оправдание молодого конструктора стоит заметить, что поставленная перед разработчиками задача оказалась для тех условий слишком сложной. Её не смогли решить и конструкторы со стажем и опытом, гораздо большим, чем у Калашникова — Дегтярёв, Симонов, Шпагин, Владимиров, будущий соперник Калашникова по «автоматному» конкурсу Булкин — этот ряд можно продолжать долго.

Основной причиной неудач стало «тяжёлое наследие царского режима» — винтовочный патрон, имевший гильзу с закраиной, вызывавшей из-за своей геометрии значительные трудности при подаче. Это в свою очередь снижало надёжность оружия в целом даже в обычных условиях, а при загрязнении, отсутствии смазки и т.д. практически в 100% случаев приводило к задержкам. На момент участия Калашникова в конкурсе более-менее был отработан только магазин на 10 патронов к винтовке СВТ, но для пулемёта этого явно было мало. Магазин на 20 патронов приемлемой надёжности был отработан только в 1944 году. Наличие закраины также приводило к тому, что из обычной ленты, даже металлической, патроны нельзя было подавать «на прошив» простым проталкиванием вперёд — требовалась двухступенчатая подача. Это также увеличивало сложность конструкции и её вес.

Не удивительно, что в итоге за годы войны нового ручного пулемёта под винтовочный патрон в СССР на вооружение так и не приняли. Тем не менее и вторая неудача не заставила Калашникова отказаться от выбранного пути — хотя, судя по воспоминаниям конструктора, попытки подтолкнуть его к такому решению были. Вскоре на полигоне снова появился образец конструкции Калашникова, теперь под новый «промежуточный» патрон образца 1943 года… но ещё не автомат.

Продолжение следует.

Источники и литература:

  1. Документы ЦАМО РФ из фонда ГАУ КА
  2. Калашников М.Т. Записки конструктора-оружейника – М.: Воениздат, 1992

Шмайссер начинает — Калашников выигрывает

  • было дело
  • Волгоградская область
  • оружие

Советский конструктор стрелкового оружия известен во всём мире. Имя Михаила Калашникова и его автомат — в числе главных символов нашей страны. Впрочем, АК изображён в гербах нескольких государств Латинской Америки и Африки. Не так давно о русском оружейнике сняли фильм, и в этом году он вышел в прокат. Рабочее название ленты «АК-47», но картину в итоге назвали «Калашников», и это очень показательно, ведь проект режиссёра Константина Буслова — история не автомата, а человека.

Производственная драма

Биографическая киноэпопея посвящена молодому военному конструктору, прошедшему тернистый путь, преодолевшему множество преград и сложностей на пути к созданию АК-47, который до сих пор применяется с успехом в военных целях. Лента рассказывает о самоучке, сделавшем легендарное изобретение в 28 лет.

Командир танка Калашников убеждается в превосходстве немецких огнестрелов над советскими и, получив ранение, собирает в тылу опытные образцы своего изобретения. Таким образом, «Калашников» — производственная драма, в центре которой конструктор: упёртый, целеустремлённый, желание в нём часто преобладает над возможностями, но такой человек может двигать прогресс вперёд. В 1949 году, когда АК-47 был запущен в серийное производство, Михаил Калашников удостаивается Сталинской премии и награждается орденом Красной Звезды.

Попадание в десятку

Сценарист Сергей Бодров изобразил Калашникова не самым симпатичным человеком: с коллегами он грубоват, за женой ухаживает нелепо, его фанатизм иногда выходит за рамки здравого смысла. Но это и хорошо, ведь персонаж получился живым и натуральным. Молодой Калашников в талантливом исполнении внешне неброского, но весьма эмоционального пластичного Юрия Борисова вызывает доверие и симпатию с первых минут. Действительно, складывается впечатление, что он не играет, а живёт в кадре: естественность в жестах, интонации, глубокая проработка роли. За внешним сходством создатели фильма не гнались, но Калашников получился настолько убедительным, что другим его уже и не видишь.

Режиссёрский выбор актёра на главную роль одобрила и дочь конструктора Елена. Да и в целом к кастингу не придерёшься — яркие, фактурные Артур Смольянинов в роли верного товарища Калашникова — капитана Василия Лютого, Виталий Хаев в образе генерал-майора Курбаткина, разглядевшего способности у настырного алтайского паренька без образования. Изящный Анатолий Лобоцкий сыграл человечного полковника Глухова. Дмитрий Богдан изобразил талантливого инженера майора Судаева, поначалу снисходительно подтрунивавшего над изобретателем, а потом признавшего его победу. Валерий Баринов перевоплотился в генерала Дегтярева, тогдашнего советского оружейного конструктора номер один. Все работы актёров — стопроцентные попадания в десятку.

Кому принадлежит пальма первенства?

Кадр из фильма «Калашников»

Режиссёр Буслов разбередил крайне болезненную для знатоков оружия тему, ибо по сей день не стихают споры о том, на чьей всё-таки стороне, советской или германской, в первые годы войны было преимущество в стрелковом вооружении.

Помните фильмы, где немцы идут во весь рост на позиции Красной армии с пистолетом-пулемётом МР-40, более известным как «шмайссер», стреляя от живота веером? Если бы так было в действительности, то красноармейцы расстреляли фрицев на дистанции 200-800 метров из винтовок Мосина образца 1891 года. Дело в том, что «от живота веером» из МР-40 можно попасть в цель на расстоянии 50 метров, а прицельная дальность у них 200 метров. Затем оружие модернизировали в декабре 1944 года. Новый вариант немецкого оружейника Хуго Шмайссера — МР-44 — пошёл в массовое производство. Штурмовой карабин, на который очень похож внешне автомат Калашникова, после войны стоял на вооружении армий ГДР, Югославии, Франции, Швейцарии и Скандинавских стран.

Есть основания полагать, что в АК-47 использованы идеи и узлы, принадлежащие нескольким конструкторам: Хуго Шмайссеру, Алексею Судаеву и Алексею Булкину. Кстати, автомат Булкина АБ-40 до конца 1947 конкурировал с АК-47 на государственных испытаниях. Кроме того, известно, что с 1946 по 1952 год братья Шмайссеры добровольно работали в Ижевске, где и производился «калаш». При этом они получали зарплату наравне с самим Сталиным. Когда Хуго отправили в 1952 году в ГДР под надзор Министерства Госбезопасности ГДР для сохранения секретности, на все вопросы немцев о том, что он делал в СССР, неизменно отвечал: «Давал русским некоторые советы».

Хоть «шмайссер» и послужил отправной точкой, до совершенства довёл автомат Михаил Тимофеевич. Он и опередил претендентов на победу в конкурсе на новый вид оружия для Красной армии. Как сказал Наполеон: «Выиграл сражение не тот, кто предложил идею, а тот, кто взялся её выполнять и довёл битву до победы!»

Выход картины на экраны, безусловно, подстегнул обсуждения о том, кому всё же принадлежит пальма первенства в конструировании легендарного автомата. Но фильм Буслова не о технологиях. «Калашников» о том, как Советская страна давала возможность таланту пробить себе дорогу.

Оружие прошлого, настоящего и будущего

Легендарный автомат — не единственный успех паренька из российской глубинки. Конструктор-самоучка изобрёл также инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, ручной пулемёт Калашникова РПК, пулемёт Калашникова ПК, автомат Калашникова 100-й серии, самозарядный охотничий карабин «Сайга», автоматический пистолет Калашникова.

За творческую и производственную деятельность по созданию новых образцов стрелкового оружия Михаилу Тимофеевичу дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 2009 году он стал Героем Российской Федерации, также награждён орденом Красной Звезды.

…Каждый, кто служил в армии, спецслужбах или правоохранительных органах, имел на вооружении автомат Калашникова разных модификаций. До сих пор помню номер своего АК-47, с которым охранял советско-турецкую границу на погранзаставе отдельного Хичаурского погранотряда Краснознамённого Закавказского погранокруга.

А во время службы в МВД России при выполнении оперативно-боевых задач в составе Объединённой группировки войск и сил на Северном Кавказе я располагал АКМ с откидным прикладом. Кстати, чеченские боевики уважали этот автомат, но магазин использовали от РПК — ручного пулемёта Калашникова ёмкостью 40 патронов. «Калаш» ещё долгие годы останется в строю российской и других армий мира. На автомат будут навешивать лазерные прицелы, баллистические вычислители и другие современные приспособления, но его устройство не подвергнется изменениям.

Конкурс лучших

Калашников мечтал создать оружие победы, мечтал — как оружейник — внести свой вклад в разгром Германии, во взятие Берлина. Не получилось. Разработок и предложений было немало, но ни один из его проектов в годы Великой Отечественной не был реализован на индустриальном уровне. И все-таки он не сдавался.

В 1943 году в СССР был разработан новый патрон калибра 7,62 — нечто среднее между винтовочным и пистолетным. Его так и называют — промежуточным. С этим патроном можно было сочетать скорострельность и дальность огня при сравнительно легком оружии. Неудивительно, что вскоре был объявлен конкурс на создание модели автомата под перспективный боеприпас. Свои проекты представили высокой комиссии самые маститые конструкторы стрелкового оружия — Георгий Шпагин, Василий Дегтярев, Алексей Судаев. Участвовал в столь представительном конкурсе и мало кому известный в те годы Калашников.

Оценивали их работу придирчиво: после великой войны обескровленная страна не могла бросать деньги на ветер, на вооружение в армию должен был поступить только такой автомат, который не устареет хотя бы 5–10 лет. Борьба шла нешуточная. Ко всем трем проектам, вышедшим в финал, у специалистов нашлись серьезные претензии.

Автомат Калашникова был признан самым надежным, но, по мнению экспертов, давал недостаточную кучность стрельбы. Словом, нужно было работать засучив рукава. В усовершенствовании модели большую помощь оказал Калашникову конструктор-фронтовик Александр Зайцев. Вместе они дорабатывали автомат на ковровском заводе. Там и были выпущены опытные образцы знаменитого АК.

Сам изобретатель возглавил и производство своего автомата на ижевском заводе. Это было непростое и по тем временам затратное предприятие. «Калашниковы» при всей гениальной простоте этой модели — техника тонкая. Для их массового выпуска потребовалась индустриальная культура нового уровня. Всего лишь несколько лет прошло после войны. Одновременно реализовывался атомный проект — а тут перед технологами и рабочими встала задача, потребовавшая новых навыков — начиная с фрезерной обработки деталей.

Первую партию новых автоматов удалось собрать к середине 1948 года. Войсковые испытания новое оружие прошло успешно, и в январе следующего года автомат приняли на вооружение Советской армии.

Конструктор Калашников: дебют

Если спросить у иностранца, какие слова больше прочих ассоциируются у него с Россией, с высокой долей вероятности в самом коротком списке окажется «Калашников». Знаменитый автомат стал одним из символов не только СССР и Российской Федерации, но и всего XX века. Не обошла слава и его создателя Михаила Тимофеевича Калашникова. Однако, как это часто бывает, известность эта стала однобокой и порой, мягко говоря, необъективной. Попробуем разобраться с творчеством конструктора, ставшего заложником своего самого известного детища.

Несостоявшийся конструктор танков

Как правило, при упоминаниях о Михаиле Тимофеевиче в ход идёт лишь созданный им автомат. Даже пулемёт Калашникова в итоге оказался в тени своего предшественника — хотя для конструктора-оружейника создание удачного единого пулемёта под патрон с закраиной представляло гораздо более сложную задачу.

Ещё реже пишут о других работах Калашникова, которые не были приняты на вооружение. Понятно, что были эти образцы менее удачны — но, с другой стороны, именно нехватка информации о них зачастую порождает рассказы о безграмотном сержанте, который вдруг вынырнул из ниоткуда, размахивая чертежами «лучшего в мире автомата». На самом деле, путь Калашникова к победе в послевоенном «автоматном» конкурсе был долог и сложен, и до самого финала будущий АК не был однозначным лидером.

Однако начинать рассказ о конструкторском творчестве Калашникова стоит всё-таки с более раннего времени — с работы, имеющей отношение не к стрелковому оружию, а к танкам. Речь идёт о счётчике моторесурса двигателя, который тогда ещё даже не сержант, а простой танкист красноармеец Калашников спроектировал в 1940 году. Собственно, взлёт карьеры будущего конструктора мог начаться именно с него — за разработку счётчика механик-водитель Калашников получил именные часы от командующего Киевским округом генерала армии Г.К. Жукова и был командирован на завод №174 в Ленинград для помощи в налаживании производства счётчика. Повернись история иначе, возможно, мир так и не узнал бы конструктора стрелкового оружия Калашникова, но зато «от Африки до Арктики» были бы известны танки Т-74…

К счастью или нет, но конструктором танков Михаил Тимофеевич не стал. Счётчик Калашникова был выпущен небольшой опытной серией, а затем началась война, и о его производстве, как и об основной планировавшейся на заводе №174 продукции — новых танках Т-50 — пришлось забыть. Завод поехал в эвакуацию на восток, а танкист Калашников — на фронт. Вновь заняться конструированием Калашников решил уже в 1942 году, получив после ранения отпуск для восстановления.

Пистолет-пулемёт для танкистов?

Сама история создания как опытного пистолета-пулемёта, так и двух других образцов — карабина и ручного пулемёта — достаточно полно описана в целом ряде изданий и в воспоминаниях самого Михаила Тимофеевича. Более интересно взглянуть на сами образцы и то, как их оценивали в тот период, когда долечивавшийся после ранения танкист Калашников был, как иногда принято говорить, «никто и звать никак». Если выражаться более корректно, Михаил Тимофеевич был одним из множества изобретателей, сумевший, однако, не просто «родить идею», чем занималось в годы войны множество людей, но и довести её до воплощения в металле. При этом большинство авторов проектов не разменивались на мелочи вроде стрелкового оружия, предпочитая сразу чертить «планы разгрома Гитлера за две недели».

Итак, на Научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения (НИПСВО) Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) Михаил Тимофеевич попал со своим пистолетом-пулемётом — уже вторым образцом, доработанным в мастерских эвакуированного в Алма-Ату Московского авиационного института. Работа со специалистами МАИ и на имеющемся у них оборудовании весьма благоприятно сказалась на результате, да и, вероятно, на дальнейшей судьбе Калашникова.

Образцы пистолетов-пулемётов на стрелковый полигон, с конструкторами или без них, поступали регулярно. Фактически весь 1942 год шла достаточно напряжённая работа по выбору нового пистолета-пулемёта в рамках объявленного ГАУ задания. Только в ходе конкурсных испытаний было опробовано несколько десятков образцов пистолетов-пулемётов разных конструкторов. Кроме «конкурсных» был ещё и «самотёк» из самых разных мест — от мастерских Карельского фронта до Сталинградского судоремонтного завода.

Читать еще:  Президенты боливии: история становления государства путём революций и переворотов

Однако многие из этих образцов, даже созданные в специализированных оружейных конструкторских бюро, отсеивались уже на предварительном опробовании, если демонстрировали явные проблемы с работой. Уже тот факт, что пистолет-пулемёт Калашникова прошёл этот этап и был допущен к полноценным испытаниям, сам по себе немало значит. Впрочем, даже этот образец Михаилу Тимофеевичу пришлось доводить на самом полигоне — в частности, пистолет-пулемёт получил новый ствол от ППШ, рукоятку перезаряжания, разобщитель и ещё ряд деталей.

ПП КалашниковаПП СудаеваПП Шпагина (обр.41)
Вес без магазина, кг2,6302,8003,640
Вес с магазином без патронов, кг2,8053,0403,920
Вес с магазином и патронами, кг3,0753,4204,800 *
Длина с откинутым прикладом, мм747905850
Ёмкость магазина, патронов253571

* Так в документе. Вес пустого ППШ с пустым магазином примерно соответствует коробчатому магазину на 35 патронов, а вот вес полностью снаряжённого соответствует скорее барабанному магазину на 71 патрон.

Судя по данным в таблице, танкист Калашников сосредоточился в первую очередь на компактности своего пистолета-пулемёта. В тот момент это действительно была достаточно важная проблема. Имевшиеся на вооружении Красной армии образцы Дегтярёва и Шпагина с нескладным деревянным прикладом и массивным барабанным магазином для вооружения экипажей бронетехники были, мягко говоря, не лучшим выбором. В тесном заброневом пространстве ППШ было очень непросто разместить так, чтобы он был в случае необходимости под рукой, но при этом не служил постоянным источником синяков.

Срочное покидание машины с оружием тоже было непростым. Неудивительно, что с началом Великой Отечественной войны Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) регулярно бомбардировало соседей, отвечавших за стрелковое вооружение, просьбами сделать что-то более лёгкое и компактное, иной раз прямо указывая: «по типу немецкого МП-40».

Особое внимание испытателей привлекла оригинальность конструкции пистолета-пулемёта Калашникова. Большинство образцов — как серийных, так и опытных — создавалось на схеме автоматики со свободным затвором, как наиболее простой и технологичной. Именно таким был самый первый образец конструкции Калашникова, сделанный в паровозном депо станции Матай под Алма-Атой, но приехавший на НИПСВО пистолет-пулемёт был построен уже на схеме полусвободного затвора. Причиной переделки стали испытания в Алма-Ате: массивный свободный затвор при высоком темпе стрельбы и относительно малой массе пистолета-пулемёта при автоматической стрельбе приводил к слишком большому рассеиванию.

Но и введение оригинальной и при этом достаточно сложной системы торможения затвора не сняло вопрос полностью — по кучности автоматической стрельбы образец конструкции Калашникова примерно вдвое уступил и ППШ, и победителю конкурса 1942 года пистолету-пулемёту Судаева. Возможно, этот параметр молодому конструктору и удалось бы улучшить путём правильного подбора компенсатора и иных мер, но главным препятствием для решения хотя бы о доработке проекта стала явная производственная сложность. Только для одной детали — спиральной трубки затвора — механической лаборатории НИПСВО потребовалось 12 станкочасов работы техника 7-го разряда, при этом полученная деталь требовала дополнительной отделки. В условиях массового производства военного времени это было бы просто недопустимо.

Запрограммированная неудача

Однако, если дорабатывать пистолет-пулемёт не стали, самого Калашникова ГАУ решило не выпускать из поля зрения — тем более что сам Михаил Тимофеевич сообщил о наличии у него проекта ещё и ручного пулемёта. Тема «ручника» для ГАУ в тот момент была ещё более актуальна, чем вопрос пистолета-пулемёта. Армии остро требовался новый ручной пулемёт, и начальство здраво решило, что в таких условиях даже разработки какого-то старшего сержанта будут совсем не лишними.

Калашникову снова пришлось вернуться в Среднеазиатский военный округ, но на этот раз уже с официальным заданием от ГАУ на создание ручного пулемёта собственной конструкции. Сам Михаил Тимофеевич об этой работе вспоминал довольно неохотно:

«На конкурс представлялись три отличающихся друг от друга пулемёта — В.А. Дегтярёва, С.Г. Симонова и мой. Они дошли до финальной части соревнований. Не буду рассказывать обо всех подробностях полигонных испытаний. Скажу лишь, что мой образец не выдержал экзамена. Комиссия сделала вывод: он не имеет преимуществ перед принятыми ранее на вооружение армии изделиями. Так и ручной пулемёт стал достоянием музея».

В оправдание молодого конструктора стоит заметить, что поставленная перед разработчиками задача оказалась для тех условий слишком сложной. Её не смогли решить и конструкторы со стажем и опытом, гораздо большим, чем у Калашникова — Дегтярёв, Симонов, Шпагин, Владимиров, будущий соперник Калашникова по «автоматному» конкурсу Булкин — этот ряд можно продолжать долго.

Основной причиной неудач стало «тяжёлое наследие царского режима» — винтовочный патрон, имевший гильзу с закраиной, вызывавшей из-за своей геометрии значительные трудности при подаче. Это в свою очередь снижало надёжность оружия в целом даже в обычных условиях, а при загрязнении, отсутствии смазки и т.д. практически в 100% случаев приводило к задержкам. На момент участия Калашникова в конкурсе более-менее был отработан только магазин на 10 патронов к винтовке СВТ, но для пулемёта этого явно было мало. Магазин на 20 патронов приемлемой надёжности был отработан только в 1944 году. Наличие закраины также приводило к тому, что из обычной ленты, даже металлической, патроны нельзя было подавать «на прошив» простым проталкиванием вперёд — требовалась двухступенчатая подача. Это также увеличивало сложность конструкции и её вес.

Не удивительно, что в итоге за годы войны нового ручного пулемёта под винтовочный патрон в СССР на вооружение так и не приняли. Тем не менее и вторая неудача не заставила Калашникова отказаться от выбранного пути — хотя, судя по воспоминаниям конструктора, попытки подтолкнуть его к такому решению были. Вскоре на полигоне снова появился образец конструкции Калашникова, теперь под новый «промежуточный» патрон образца 1943 года… но ещё не автомат.

Продолжение следует.

Источники и литература:

  1. Документы ЦАМО РФ из фонда ГАУ КА
  2. Калашников М.Т. Записки конструктора-оружейника – М.: Воениздат, 1992

Шмайссер начинает — Калашников выигрывает

  • было дело
  • Волгоградская область
  • оружие

Советский конструктор стрелкового оружия известен во всём мире. Имя Михаила Калашникова и его автомат — в числе главных символов нашей страны. Впрочем, АК изображён в гербах нескольких государств Латинской Америки и Африки. Не так давно о русском оружейнике сняли фильм, и в этом году он вышел в прокат. Рабочее название ленты «АК-47», но картину в итоге назвали «Калашников», и это очень показательно, ведь проект режиссёра Константина Буслова — история не автомата, а человека.

Производственная драма

Биографическая киноэпопея посвящена молодому военному конструктору, прошедшему тернистый путь, преодолевшему множество преград и сложностей на пути к созданию АК-47, который до сих пор применяется с успехом в военных целях. Лента рассказывает о самоучке, сделавшем легендарное изобретение в 28 лет.

Командир танка Калашников убеждается в превосходстве немецких огнестрелов над советскими и, получив ранение, собирает в тылу опытные образцы своего изобретения. Таким образом, «Калашников» — производственная драма, в центре которой конструктор: упёртый, целеустремлённый, желание в нём часто преобладает над возможностями, но такой человек может двигать прогресс вперёд. В 1949 году, когда АК-47 был запущен в серийное производство, Михаил Калашников удостаивается Сталинской премии и награждается орденом Красной Звезды.

Попадание в десятку

Сценарист Сергей Бодров изобразил Калашникова не самым симпатичным человеком: с коллегами он грубоват, за женой ухаживает нелепо, его фанатизм иногда выходит за рамки здравого смысла. Но это и хорошо, ведь персонаж получился живым и натуральным. Молодой Калашников в талантливом исполнении внешне неброского, но весьма эмоционального пластичного Юрия Борисова вызывает доверие и симпатию с первых минут. Действительно, складывается впечатление, что он не играет, а живёт в кадре: естественность в жестах, интонации, глубокая проработка роли. За внешним сходством создатели фильма не гнались, но Калашников получился настолько убедительным, что другим его уже и не видишь.

Режиссёрский выбор актёра на главную роль одобрила и дочь конструктора Елена. Да и в целом к кастингу не придерёшься — яркие, фактурные Артур Смольянинов в роли верного товарища Калашникова — капитана Василия Лютого, Виталий Хаев в образе генерал-майора Курбаткина, разглядевшего способности у настырного алтайского паренька без образования. Изящный Анатолий Лобоцкий сыграл человечного полковника Глухова. Дмитрий Богдан изобразил талантливого инженера майора Судаева, поначалу снисходительно подтрунивавшего над изобретателем, а потом признавшего его победу. Валерий Баринов перевоплотился в генерала Дегтярева, тогдашнего советского оружейного конструктора номер один. Все работы актёров — стопроцентные попадания в десятку.

Кому принадлежит пальма первенства?

Кадр из фильма «Калашников»

Режиссёр Буслов разбередил крайне болезненную для знатоков оружия тему, ибо по сей день не стихают споры о том, на чьей всё-таки стороне, советской или германской, в первые годы войны было преимущество в стрелковом вооружении.

Помните фильмы, где немцы идут во весь рост на позиции Красной армии с пистолетом-пулемётом МР-40, более известным как «шмайссер», стреляя от живота веером? Если бы так было в действительности, то красноармейцы расстреляли фрицев на дистанции 200-800 метров из винтовок Мосина образца 1891 года. Дело в том, что «от живота веером» из МР-40 можно попасть в цель на расстоянии 50 метров, а прицельная дальность у них 200 метров. Затем оружие модернизировали в декабре 1944 года. Новый вариант немецкого оружейника Хуго Шмайссера — МР-44 — пошёл в массовое производство. Штурмовой карабин, на который очень похож внешне автомат Калашникова, после войны стоял на вооружении армий ГДР, Югославии, Франции, Швейцарии и Скандинавских стран.

Есть основания полагать, что в АК-47 использованы идеи и узлы, принадлежащие нескольким конструкторам: Хуго Шмайссеру, Алексею Судаеву и Алексею Булкину. Кстати, автомат Булкина АБ-40 до конца 1947 конкурировал с АК-47 на государственных испытаниях. Кроме того, известно, что с 1946 по 1952 год братья Шмайссеры добровольно работали в Ижевске, где и производился «калаш». При этом они получали зарплату наравне с самим Сталиным. Когда Хуго отправили в 1952 году в ГДР под надзор Министерства Госбезопасности ГДР для сохранения секретности, на все вопросы немцев о том, что он делал в СССР, неизменно отвечал: «Давал русским некоторые советы».

Хоть «шмайссер» и послужил отправной точкой, до совершенства довёл автомат Михаил Тимофеевич. Он и опередил претендентов на победу в конкурсе на новый вид оружия для Красной армии. Как сказал Наполеон: «Выиграл сражение не тот, кто предложил идею, а тот, кто взялся её выполнять и довёл битву до победы!»

Выход картины на экраны, безусловно, подстегнул обсуждения о том, кому всё же принадлежит пальма первенства в конструировании легендарного автомата. Но фильм Буслова не о технологиях. «Калашников» о том, как Советская страна давала возможность таланту пробить себе дорогу.

Оружие прошлого, настоящего и будущего

Легендарный автомат — не единственный успех паренька из российской глубинки. Конструктор-самоучка изобрёл также инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, ручной пулемёт Калашникова РПК, пулемёт Калашникова ПК, автомат Калашникова 100-й серии, самозарядный охотничий карабин «Сайга», автоматический пистолет Калашникова.

За творческую и производственную деятельность по созданию новых образцов стрелкового оружия Михаилу Тимофеевичу дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 2009 году он стал Героем Российской Федерации, также награждён орденом Красной Звезды.

…Каждый, кто служил в армии, спецслужбах или правоохранительных органах, имел на вооружении автомат Калашникова разных модификаций. До сих пор помню номер своего АК-47, с которым охранял советско-турецкую границу на погранзаставе отдельного Хичаурского погранотряда Краснознамённого Закавказского погранокруга.

А во время службы в МВД России при выполнении оперативно-боевых задач в составе Объединённой группировки войск и сил на Северном Кавказе я располагал АКМ с откидным прикладом. Кстати, чеченские боевики уважали этот автомат, но магазин использовали от РПК — ручного пулемёта Калашникова ёмкостью 40 патронов. «Калаш» ещё долгие годы останется в строю российской и других армий мира. На автомат будут навешивать лазерные прицелы, баллистические вычислители и другие современные приспособления, но его устройство не подвергнется изменениям.

Крестьянский сын

Калашниковы не считались коренными сибиряками: на Алтай они переселились с Кубани по «столыпинскому призыву» в 1910 году. Хозяйство их было не слишком зажиточным, но крепким, и в 1930-м старшего Калашникова признали кулаком. Наказали его, по меркам того времени, не слишком строго: вместе с семьей заставили переселиться в Томскую область.

Михаил окончил семилетку. Что дальше? Крестьянский труд его не привлекал: мальчишка мечтал работать с техникой. Однажды ему удалось разобрать и собрать браунинг — и этот день запомнился Калашникову на всю жизнь: он ощутил себя настоящим мастером, которому подвластна хитрая техника. Но сын кулака не мог получить паспорт и переехать в город. Пришлось прибегнуть к хитрости, даже к подделке документов. В результате с 17 лет Калашников работал на Туркестано-Сибирской железной дороге. Он стал секретарем политотдела, но техника интересовала комсомольца сильнее, чем бумагооборот и марксистские премудрости.

Конструктор Калашников: дебют

Если спросить у иностранца, какие слова больше прочих ассоциируются у него с Россией, с высокой долей вероятности в самом коротком списке окажется «Калашников». Знаменитый автомат стал одним из символов не только СССР и Российской Федерации, но и всего XX века. Не обошла слава и его создателя Михаила Тимофеевича Калашникова. Однако, как это часто бывает, известность эта стала однобокой и порой, мягко говоря, необъективной. Попробуем разобраться с творчеством конструктора, ставшего заложником своего самого известного детища.

Несостоявшийся конструктор танков

Как правило, при упоминаниях о Михаиле Тимофеевиче в ход идёт лишь созданный им автомат. Даже пулемёт Калашникова в итоге оказался в тени своего предшественника — хотя для конструктора-оружейника создание удачного единого пулемёта под патрон с закраиной представляло гораздо более сложную задачу.

Ещё реже пишут о других работах Калашникова, которые не были приняты на вооружение. Понятно, что были эти образцы менее удачны — но, с другой стороны, именно нехватка информации о них зачастую порождает рассказы о безграмотном сержанте, который вдруг вынырнул из ниоткуда, размахивая чертежами «лучшего в мире автомата». На самом деле, путь Калашникова к победе в послевоенном «автоматном» конкурсе был долог и сложен, и до самого финала будущий АК не был однозначным лидером.

Однако начинать рассказ о конструкторском творчестве Калашникова стоит всё-таки с более раннего времени — с работы, имеющей отношение не к стрелковому оружию, а к танкам. Речь идёт о счётчике моторесурса двигателя, который тогда ещё даже не сержант, а простой танкист красноармеец Калашников спроектировал в 1940 году. Собственно, взлёт карьеры будущего конструктора мог начаться именно с него — за разработку счётчика механик-водитель Калашников получил именные часы от командующего Киевским округом генерала армии Г.К. Жукова и был командирован на завод №174 в Ленинград для помощи в налаживании производства счётчика. Повернись история иначе, возможно, мир так и не узнал бы конструктора стрелкового оружия Калашникова, но зато «от Африки до Арктики» были бы известны танки Т-74…

Читать еще:  Стрелкового оружия различных стран мира

К счастью или нет, но конструктором танков Михаил Тимофеевич не стал. Счётчик Калашникова был выпущен небольшой опытной серией, а затем началась война, и о его производстве, как и об основной планировавшейся на заводе №174 продукции — новых танках Т-50 — пришлось забыть. Завод поехал в эвакуацию на восток, а танкист Калашников — на фронт. Вновь заняться конструированием Калашников решил уже в 1942 году, получив после ранения отпуск для восстановления.

Пистолет-пулемёт для танкистов?

Сама история создания как опытного пистолета-пулемёта, так и двух других образцов — карабина и ручного пулемёта — достаточно полно описана в целом ряде изданий и в воспоминаниях самого Михаила Тимофеевича. Более интересно взглянуть на сами образцы и то, как их оценивали в тот период, когда долечивавшийся после ранения танкист Калашников был, как иногда принято говорить, «никто и звать никак». Если выражаться более корректно, Михаил Тимофеевич был одним из множества изобретателей, сумевший, однако, не просто «родить идею», чем занималось в годы войны множество людей, но и довести её до воплощения в металле. При этом большинство авторов проектов не разменивались на мелочи вроде стрелкового оружия, предпочитая сразу чертить «планы разгрома Гитлера за две недели».

Итак, на Научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения (НИПСВО) Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) Михаил Тимофеевич попал со своим пистолетом-пулемётом — уже вторым образцом, доработанным в мастерских эвакуированного в Алма-Ату Московского авиационного института. Работа со специалистами МАИ и на имеющемся у них оборудовании весьма благоприятно сказалась на результате, да и, вероятно, на дальнейшей судьбе Калашникова.

Образцы пистолетов-пулемётов на стрелковый полигон, с конструкторами или без них, поступали регулярно. Фактически весь 1942 год шла достаточно напряжённая работа по выбору нового пистолета-пулемёта в рамках объявленного ГАУ задания. Только в ходе конкурсных испытаний было опробовано несколько десятков образцов пистолетов-пулемётов разных конструкторов. Кроме «конкурсных» был ещё и «самотёк» из самых разных мест — от мастерских Карельского фронта до Сталинградского судоремонтного завода.

Однако многие из этих образцов, даже созданные в специализированных оружейных конструкторских бюро, отсеивались уже на предварительном опробовании, если демонстрировали явные проблемы с работой. Уже тот факт, что пистолет-пулемёт Калашникова прошёл этот этап и был допущен к полноценным испытаниям, сам по себе немало значит. Впрочем, даже этот образец Михаилу Тимофеевичу пришлось доводить на самом полигоне — в частности, пистолет-пулемёт получил новый ствол от ППШ, рукоятку перезаряжания, разобщитель и ещё ряд деталей.

ПП КалашниковаПП СудаеваПП Шпагина (обр.41)
Вес без магазина, кг2,6302,8003,640
Вес с магазином без патронов, кг2,8053,0403,920
Вес с магазином и патронами, кг3,0753,4204,800 *
Длина с откинутым прикладом, мм747905850
Ёмкость магазина, патронов253571

* Так в документе. Вес пустого ППШ с пустым магазином примерно соответствует коробчатому магазину на 35 патронов, а вот вес полностью снаряжённого соответствует скорее барабанному магазину на 71 патрон.

Судя по данным в таблице, танкист Калашников сосредоточился в первую очередь на компактности своего пистолета-пулемёта. В тот момент это действительно была достаточно важная проблема. Имевшиеся на вооружении Красной армии образцы Дегтярёва и Шпагина с нескладным деревянным прикладом и массивным барабанным магазином для вооружения экипажей бронетехники были, мягко говоря, не лучшим выбором. В тесном заброневом пространстве ППШ было очень непросто разместить так, чтобы он был в случае необходимости под рукой, но при этом не служил постоянным источником синяков.

Срочное покидание машины с оружием тоже было непростым. Неудивительно, что с началом Великой Отечественной войны Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) регулярно бомбардировало соседей, отвечавших за стрелковое вооружение, просьбами сделать что-то более лёгкое и компактное, иной раз прямо указывая: «по типу немецкого МП-40».

Особое внимание испытателей привлекла оригинальность конструкции пистолета-пулемёта Калашникова. Большинство образцов — как серийных, так и опытных — создавалось на схеме автоматики со свободным затвором, как наиболее простой и технологичной. Именно таким был самый первый образец конструкции Калашникова, сделанный в паровозном депо станции Матай под Алма-Атой, но приехавший на НИПСВО пистолет-пулемёт был построен уже на схеме полусвободного затвора. Причиной переделки стали испытания в Алма-Ате: массивный свободный затвор при высоком темпе стрельбы и относительно малой массе пистолета-пулемёта при автоматической стрельбе приводил к слишком большому рассеиванию.

Но и введение оригинальной и при этом достаточно сложной системы торможения затвора не сняло вопрос полностью — по кучности автоматической стрельбы образец конструкции Калашникова примерно вдвое уступил и ППШ, и победителю конкурса 1942 года пистолету-пулемёту Судаева. Возможно, этот параметр молодому конструктору и удалось бы улучшить путём правильного подбора компенсатора и иных мер, но главным препятствием для решения хотя бы о доработке проекта стала явная производственная сложность. Только для одной детали — спиральной трубки затвора — механической лаборатории НИПСВО потребовалось 12 станкочасов работы техника 7-го разряда, при этом полученная деталь требовала дополнительной отделки. В условиях массового производства военного времени это было бы просто недопустимо.

Запрограммированная неудача

Однако, если дорабатывать пистолет-пулемёт не стали, самого Калашникова ГАУ решило не выпускать из поля зрения — тем более что сам Михаил Тимофеевич сообщил о наличии у него проекта ещё и ручного пулемёта. Тема «ручника» для ГАУ в тот момент была ещё более актуальна, чем вопрос пистолета-пулемёта. Армии остро требовался новый ручной пулемёт, и начальство здраво решило, что в таких условиях даже разработки какого-то старшего сержанта будут совсем не лишними.

Калашникову снова пришлось вернуться в Среднеазиатский военный округ, но на этот раз уже с официальным заданием от ГАУ на создание ручного пулемёта собственной конструкции. Сам Михаил Тимофеевич об этой работе вспоминал довольно неохотно:

«На конкурс представлялись три отличающихся друг от друга пулемёта — В.А. Дегтярёва, С.Г. Симонова и мой. Они дошли до финальной части соревнований. Не буду рассказывать обо всех подробностях полигонных испытаний. Скажу лишь, что мой образец не выдержал экзамена. Комиссия сделала вывод: он не имеет преимуществ перед принятыми ранее на вооружение армии изделиями. Так и ручной пулемёт стал достоянием музея».

В оправдание молодого конструктора стоит заметить, что поставленная перед разработчиками задача оказалась для тех условий слишком сложной. Её не смогли решить и конструкторы со стажем и опытом, гораздо большим, чем у Калашникова — Дегтярёв, Симонов, Шпагин, Владимиров, будущий соперник Калашникова по «автоматному» конкурсу Булкин — этот ряд можно продолжать долго.

Основной причиной неудач стало «тяжёлое наследие царского режима» — винтовочный патрон, имевший гильзу с закраиной, вызывавшей из-за своей геометрии значительные трудности при подаче. Это в свою очередь снижало надёжность оружия в целом даже в обычных условиях, а при загрязнении, отсутствии смазки и т.д. практически в 100% случаев приводило к задержкам. На момент участия Калашникова в конкурсе более-менее был отработан только магазин на 10 патронов к винтовке СВТ, но для пулемёта этого явно было мало. Магазин на 20 патронов приемлемой надёжности был отработан только в 1944 году. Наличие закраины также приводило к тому, что из обычной ленты, даже металлической, патроны нельзя было подавать «на прошив» простым проталкиванием вперёд — требовалась двухступенчатая подача. Это также увеличивало сложность конструкции и её вес.

Не удивительно, что в итоге за годы войны нового ручного пулемёта под винтовочный патрон в СССР на вооружение так и не приняли. Тем не менее и вторая неудача не заставила Калашникова отказаться от выбранного пути — хотя, судя по воспоминаниям конструктора, попытки подтолкнуть его к такому решению были. Вскоре на полигоне снова появился образец конструкции Калашникова, теперь под новый «промежуточный» патрон образца 1943 года… но ещё не автомат.

Продолжение следует.

Источники и литература:

  1. Документы ЦАМО РФ из фонда ГАУ КА
  2. Калашников М.Т. Записки конструктора-оружейника – М.: Воениздат, 1992

Шмайссер начинает — Калашников выигрывает

  • было дело
  • Волгоградская область
  • оружие

Советский конструктор стрелкового оружия известен во всём мире. Имя Михаила Калашникова и его автомат — в числе главных символов нашей страны. Впрочем, АК изображён в гербах нескольких государств Латинской Америки и Африки. Не так давно о русском оружейнике сняли фильм, и в этом году он вышел в прокат. Рабочее название ленты «АК-47», но картину в итоге назвали «Калашников», и это очень показательно, ведь проект режиссёра Константина Буслова — история не автомата, а человека.

Производственная драма

Биографическая киноэпопея посвящена молодому военному конструктору, прошедшему тернистый путь, преодолевшему множество преград и сложностей на пути к созданию АК-47, который до сих пор применяется с успехом в военных целях. Лента рассказывает о самоучке, сделавшем легендарное изобретение в 28 лет.

Командир танка Калашников убеждается в превосходстве немецких огнестрелов над советскими и, получив ранение, собирает в тылу опытные образцы своего изобретения. Таким образом, «Калашников» — производственная драма, в центре которой конструктор: упёртый, целеустремлённый, желание в нём часто преобладает над возможностями, но такой человек может двигать прогресс вперёд. В 1949 году, когда АК-47 был запущен в серийное производство, Михаил Калашников удостаивается Сталинской премии и награждается орденом Красной Звезды.

Попадание в десятку

Сценарист Сергей Бодров изобразил Калашникова не самым симпатичным человеком: с коллегами он грубоват, за женой ухаживает нелепо, его фанатизм иногда выходит за рамки здравого смысла. Но это и хорошо, ведь персонаж получился живым и натуральным. Молодой Калашников в талантливом исполнении внешне неброского, но весьма эмоционального пластичного Юрия Борисова вызывает доверие и симпатию с первых минут. Действительно, складывается впечатление, что он не играет, а живёт в кадре: естественность в жестах, интонации, глубокая проработка роли. За внешним сходством создатели фильма не гнались, но Калашников получился настолько убедительным, что другим его уже и не видишь.

Режиссёрский выбор актёра на главную роль одобрила и дочь конструктора Елена. Да и в целом к кастингу не придерёшься — яркие, фактурные Артур Смольянинов в роли верного товарища Калашникова — капитана Василия Лютого, Виталий Хаев в образе генерал-майора Курбаткина, разглядевшего способности у настырного алтайского паренька без образования. Изящный Анатолий Лобоцкий сыграл человечного полковника Глухова. Дмитрий Богдан изобразил талантливого инженера майора Судаева, поначалу снисходительно подтрунивавшего над изобретателем, а потом признавшего его победу. Валерий Баринов перевоплотился в генерала Дегтярева, тогдашнего советского оружейного конструктора номер один. Все работы актёров — стопроцентные попадания в десятку.

Кому принадлежит пальма первенства?

Кадр из фильма «Калашников»

Режиссёр Буслов разбередил крайне болезненную для знатоков оружия тему, ибо по сей день не стихают споры о том, на чьей всё-таки стороне, советской или германской, в первые годы войны было преимущество в стрелковом вооружении.

Помните фильмы, где немцы идут во весь рост на позиции Красной армии с пистолетом-пулемётом МР-40, более известным как «шмайссер», стреляя от живота веером? Если бы так было в действительности, то красноармейцы расстреляли фрицев на дистанции 200-800 метров из винтовок Мосина образца 1891 года. Дело в том, что «от живота веером» из МР-40 можно попасть в цель на расстоянии 50 метров, а прицельная дальность у них 200 метров. Затем оружие модернизировали в декабре 1944 года. Новый вариант немецкого оружейника Хуго Шмайссера — МР-44 — пошёл в массовое производство. Штурмовой карабин, на который очень похож внешне автомат Калашникова, после войны стоял на вооружении армий ГДР, Югославии, Франции, Швейцарии и Скандинавских стран.

Есть основания полагать, что в АК-47 использованы идеи и узлы, принадлежащие нескольким конструкторам: Хуго Шмайссеру, Алексею Судаеву и Алексею Булкину. Кстати, автомат Булкина АБ-40 до конца 1947 конкурировал с АК-47 на государственных испытаниях. Кроме того, известно, что с 1946 по 1952 год братья Шмайссеры добровольно работали в Ижевске, где и производился «калаш». При этом они получали зарплату наравне с самим Сталиным. Когда Хуго отправили в 1952 году в ГДР под надзор Министерства Госбезопасности ГДР для сохранения секретности, на все вопросы немцев о том, что он делал в СССР, неизменно отвечал: «Давал русским некоторые советы».

Хоть «шмайссер» и послужил отправной точкой, до совершенства довёл автомат Михаил Тимофеевич. Он и опередил претендентов на победу в конкурсе на новый вид оружия для Красной армии. Как сказал Наполеон: «Выиграл сражение не тот, кто предложил идею, а тот, кто взялся её выполнять и довёл битву до победы!»

Выход картины на экраны, безусловно, подстегнул обсуждения о том, кому всё же принадлежит пальма первенства в конструировании легендарного автомата. Но фильм Буслова не о технологиях. «Калашников» о том, как Советская страна давала возможность таланту пробить себе дорогу.

Оружие прошлого, настоящего и будущего

Легендарный автомат — не единственный успех паренька из российской глубинки. Конструктор-самоучка изобрёл также инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, ручной пулемёт Калашникова РПК, пулемёт Калашникова ПК, автомат Калашникова 100-й серии, самозарядный охотничий карабин «Сайга», автоматический пистолет Калашникова.

За творческую и производственную деятельность по созданию новых образцов стрелкового оружия Михаилу Тимофеевичу дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 2009 году он стал Героем Российской Федерации, также награждён орденом Красной Звезды.

…Каждый, кто служил в армии, спецслужбах или правоохранительных органах, имел на вооружении автомат Калашникова разных модификаций. До сих пор помню номер своего АК-47, с которым охранял советско-турецкую границу на погранзаставе отдельного Хичаурского погранотряда Краснознамённого Закавказского погранокруга.

А во время службы в МВД России при выполнении оперативно-боевых задач в составе Объединённой группировки войск и сил на Северном Кавказе я располагал АКМ с откидным прикладом. Кстати, чеченские боевики уважали этот автомат, но магазин использовали от РПК — ручного пулемёта Калашникова ёмкостью 40 патронов. «Калаш» ещё долгие годы останется в строю российской и других армий мира. На автомат будут навешивать лазерные прицелы, баллистические вычислители и другие современные приспособления, но его устройство не подвергнется изменениям.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector