4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Павел Сухой: опережая время

Содержание

Павел Сухой: опережая время

22 июля исполнилось 124 года со дня рождения Павла Осиповича Сухого – выдающегося авиаконструктора, одного из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 моделей самолетов, многие из которых произвели настоящую революцию в мировом авиастроении.

Самолеты марки «Су» не раз становились мировыми рекордсменами. Истребители, штурмовики Сухого находятся на вооружении во многих странах мира. Их создатель был всегда нацелен на будущее, создавая машины, опережающие свое время. Во многом это и стало залогом успеха КБ Сухого на долгие годы вперед.

Крутой подъём, высокий полёт

Павел появился на свет в селе Глубокое 22 июля 1895 года, в семье преподавателя. В 1900-м Осипу Сухому предложили место заведующего в школе, и семья переехала в Гомель, где и прошло детство Павла.

В Гомельской мужской гимназии мальчик учился хорошо и окончил её летом 1914-го с серебряной медалью. Во время учёбы он проявил большой интерес к изучению иностранных языков, которые впоследствии стали существенным подспорьем в изучении технической литературы. Однажды в Гомеле Павел увидел первый в своей жизни полёт авиатора Сергея Уточкина на аэроплане. Это событие заворожило белорусского подростка и определило его жизненный путь.

Цветочные композиции выражают глубокое уважение почившему, его прижизненным заслугам.

Дальнейшее обучение Павел проходил в Императорском высшем техническом училище, где была возможность изучить основы проектирования воздухоплавательных средств. Там же он вступил в Кружок воздухоплавания под руководством видного русского учёного Николая Жуковского, основоположника гидро- и аэродинамики.

Однако учёбе Павла Сухого помешала Первая мировая война. В 1915 году он был зачислен в школу прапорщиков и направлен в артиллерийский полк на Западном фронте. После трагических событий 1917-го Российская Империя вышла из войны, фронт развалился. Несостоявшийся студент захотел возобновить обучение. Однако училище было закрыто, и молодой ветеран Первой мировой был вынужден вернуться в Гомель.

Следующие два с половиной года на белорусской земле для бывшего поручика Павла Сухого были трудными. Он работал учителем сначала в Лунинце, а после, спасаясь от вторжения польской армии, в Гомеле. Перенёс сыпной тиф, а затем переболел скарлатиной, которая повредила голосовые связки.

Наконец в 1921-м были вновь открыты учебные заведения, и Павел возобновил учёбу в Москве. Через четыре года он получил приглашение на работу от А. Туполева, который увидел в молодом инженере конструкторский дар. Последующие годы группа под руководством Сухого занималась разработкой новых типов самолётов — цельнометаллических бомбардировщиков и штурмовиков.

Во время Великой Отечественной войны Павел Сухой заведовал производством военной техники для нужд фронта на предприятиях Москвы и Подмосковья. Машины, собранные на этих заводах по его чертежам, обороняли Москву и Киев, воевали в небе Сталинграда и над Курской дугой.

После победы Павел Осипович стал главным конструктором ОКБ, которое разрабатывало самолёты следующего поколения — реактивную авиацию. Под руководством Сухого в ОКБ было спроектировано свыше пятидесяти видов боевых машин. Среди принятых на вооружение Советской Армией разработок были сверхзвуковые истребители-перехватчики, фронтовые бомбардировщики, мощные штурмовики и многоцелевые самолёты.

ОКБ Сухого вот уже восемьдесят лет является одним из ведущих советских, а затем и российских разработчиков современной боевой авиации. Ключ к успеху ОКБ был заложен прославленным авиаконструктором ещё на заре карьеры. Забота о коллективе, трудолюбие и дальновидность Павла Осиповича передались сотрудникам его бюро, которое в наше время известно как компания «Сухой».

Проживал и работал П.О. Сухой в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Был награждён двумя золотыми звёздами Героя Социалистического Труда, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», а также медалями и премиями.

uacrussia

«Голубь мира» над «Китти Хоком»: самолет-разведчик, посрамивший американский флот, остается в строю

Этот самолет появился в рядах отечественных военно-воздушных сил в середине 1980-х годов. Он до сих пор остается на боевом посту, прекрасно справляясь со стоящими перед ним задачами. Ему уже ставят памятники, отдавая дань заслугам и возможностям. Он поучаствовал в нескольких вооруженных конфликтах, но славу ему принесли полеты в мирное время. За рубежом он стал широко известен, когда «посрамил» американское авианосное соединение.

Тактические разведчики в СССР зачастую создавались путем модернизации уже выпускавшихся серийно истребителей и бомбардировщиков. В 1950-е годы таким самолетом стал Ил-28Р (производство в 1949–1955 годах, снят с вооружения в начале 1960-х годов), созданный на базе первого советского реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Ему на смену пришли машины яковлевского КБ: сначала Як-27Р (производство в 1958–1962 годах, снят с вооружения в середине 1970-х годов) на базе барражирующего истребителя-перехватчика Як-27, затем Як-28Р (производство в 1966–1970 годах, снят с вооружения 1994 году), основой для которого послужил сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28. Кстати, Як-28Р за полное отсутствие вооружения на борту получил в войсках шутливое прозвище «голубь мира». Параллельно с ним использовался тактический самолет-разведчик МиГ-21Р (производство в 1965–1971 годах, снят с вооружения в начале 1990-х годов), созданный на базе всепогодного перехватчика МиГ-21ПФ. Однако он обладал недостаточной для разведчика дальностью полета.

Заменить их, предоставив новые возможности ведения тактической разведки, смог в середине 1980-х годов самолет Су-24МР, созданный в ОКБ Сухого – филиале компании «Сухой».

  • 4 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link
Читать еще:  Револьвер обр. 1895 года (Наган)

Боевой «Грач»: несколько эпизодов из истории создания и испытаний легендарного штурмовика Су-25

Сорок лет назад начались испытания уникального самолета – штурмовика Су-25. До сих пор эта машина остается востребованной, оставаясь на вооружении на только Воздушно-космических сил России, но и ВВС ряда других стран.

История разработки, испытаний и эксплуатации Су-25 обширна и многогранна. В этом номере корпоративного журнала «Горизонты» мы приводим лишь несколько ее эпизодов, рассказанных главным конструктором Су-25 Юрием Викторовичем Ивашечкиным.

Юрий Викторович Ивашечкин. В ОКБ П. О. Сухого работал с января 1961 года. С марта 1968 года сначала неофициально возглавлял работы по теме Т-8, в конце 1974 года официально назначен руководителем этой темы. В 1980-1985 годах – исполнял обязанности главного конструктора Су-25. В 2000 году стал первым главным конструктором самолета Sukhoi Superjet 100.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Жизнь в стиле Kaizen: нематериальные способы поощрения

Машины администрации с водителем еще в советское время служили символом престижа. Руководитель филиала компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в Комсомольске-на-Амуре Дмитрий Блощинский изменил подход к использованию автотранспорта. Теперь служебный автомобиль возит не только начальника, но и … автора лучших Kaizen-предложений в области производства.

Предоставление машины администрации — одна из множества идей, позволивших вовлечь персонал в процесс незатратных изменений в Комсомольском-на-Амуре филиале (КнАФ) компании ГСС. Именно здесь организована сборка и проведение испытаний гражданских лайнеров SSJ100. С февраля 2015 года, когда стартовала программа, по декабрь 2015 года было подано более 1000 предложений, из них более 900 (89%) внедрено.

В настоящее время в процесс непрерывных улучшений вовлечено почти 80% инженерно-технических работников производственных участков филиала.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Наши в Сирии: российские летчики помогают сирийской армии в борьбе с террористами

По официальной просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада с 30 сентября 2015 года Российская Федерация оказывает военную поддержку сирийским правительственным войскам в войне с террористическими группировками. Для этого была сформирована авиационная группа Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации. За первый месяц проведения военной операции российские летчики оказали существенную поддержку сухопутным войскам армии Сирии, а также точечными ударами нанесли серьезный ущерб объектам инфраструктуры террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).
( Read more. Collapse )

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Молодежный прорыв: смелый кадровый эксперимент завершился блестящим результатом

В июле этого года отмечалось 120-летие советского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. Про жизнь, работу, достижения этого легендарного человека написано много книг и статей. Мы хотели бы остановиться лишь на одном эпизоде, имевшем важные последствия для всего конструкторского бюро, которое возглавлял Павел Осипович. Это история про то, как в начале 1960-х группа недавних выпускников вузов пришла в бригаду общих видов — проектный отдел КБ, определявший облик будущих самолетов.

Тогда генеральный конструктор поверил в желание творить и в талант молодых специалистов. Сухой не прогадал — в будущем эта группа создала немало передовых проектов, многие из ее участников выросли до должностей заместителей генерального конструктора, главных конструкторов, начальников отделов. Наиболее живо и интересно об этой истории, о роли в ней Павла Осиповича рассказывают сами ее участники.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Т-50 уходит в серию: новый российский истребитель заставляет нервничать «наших зарубежных партнеров»


Фото: Владислав Перминов

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 начнет поступать на вооружение российских ВВС c 2017 года. В его создании использованы самые передовые технологии. Самолет еще проходит испытания, но ему уже дают высокую оценку как заказчики в России и Индии, так и зарубежные эксперты.

Российский истребитель пятого поколения Т-50, именуемый также перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), создан компанией «Сухой», входящей в ОАК. По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.

Основная силовая установка прототипов Т-50, а также первых серийных образцов, которые поступят на вооружение ВВС РФ, состоит из двух двигателей «Изделие-117». Это авиационные турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги.

Они позволяют Т-50 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. «Изделие-117» имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания.

Т-50 оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.

Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности, что позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и по наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре был осуществлен первый полет опытного самолета Т-50-1. Его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан. Первый публичный показ Т-50 состоялся на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. Через два года на МАКС-2013 были показаны уже три ПАК ФА: машины впервые продемонстрировали групповой пилотаж. На сегодня изготовлены пять опытных образцов ПАК ФА. В феврале 2014 года для проведения государственных совместных испытаний один из опытных Т-50 прибыл на аэродром 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске.

Два рождения КБ Сухого

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.

Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.

Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.

Читать еще:  Арбалет-пистолет аспид: технические характеристики, цена, отзывы, аналоги

Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.

Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.

В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.

Реактивная Эра

Возобновив в 1953 году работу, КБ больше не занималось винтовыми самолетами.

Начиналась эра реактивных двигателей, и конструктора заинтересовали и они, и машины, способные их должным образом использовать.

Самолетам П.О.Сухого на реактивной тяге удалось быстро завоевать первые позиции в мире.

Самолеты-многостаночники

Первым массовым реактивным самолетом Сухого стал истребитель Су-7. Далее конструкторское бюро чаще выпускало самолеты с комбинированным назначением:

  • Су-9 — истребитель-перехватчик;
  • Су-11 — истребитель-перехватчик;
  • Су-15 — истребитель-перехватчик;
  • Су-7Б — всепогодный истребитель-бомбардировщик;
  • Су-17 — истребитель-бомбардировщик;
  • Су-24 — фронтовой бомбардировщик;
  • Су-34 – многофункциональный истребитель-бомбардировщик.

В числе первых, боевые самолёты Сухого получили изменяемую геометрию крыла, что значительно повысило их летные качества.

Ударники неба

Во многих странах летчики называют самолеты марки Су лучшими в своем классе. Поэтому старые модели остаются на вооружении, и даже продолжается их выпуск.

Так, Су-24 впервые взлетел в 1970 году, а выпуск его планируется до 2020-го. Су-17 до сих пор состоит на вооружении 8 государств.

Штурмовики Сухого Су-25 способны нести 32 разных вида вооружений, причем некоторые одновременно. В бою они впервые побывали в 1980 году, но до сих пор «Грачи» производятся и состоят на вооружении в 17 странах мира.

uacrussia

«Голубь мира» над «Китти Хоком»: самолет-разведчик, посрамивший американский флот, остается в строю

Этот самолет появился в рядах отечественных военно-воздушных сил в середине 1980-х годов. Он до сих пор остается на боевом посту, прекрасно справляясь со стоящими перед ним задачами. Ему уже ставят памятники, отдавая дань заслугам и возможностям. Он поучаствовал в нескольких вооруженных конфликтах, но славу ему принесли полеты в мирное время. За рубежом он стал широко известен, когда «посрамил» американское авианосное соединение.

Тактические разведчики в СССР зачастую создавались путем модернизации уже выпускавшихся серийно истребителей и бомбардировщиков. В 1950-е годы таким самолетом стал Ил-28Р (производство в 1949–1955 годах, снят с вооружения в начале 1960-х годов), созданный на базе первого советского реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Ему на смену пришли машины яковлевского КБ: сначала Як-27Р (производство в 1958–1962 годах, снят с вооружения в середине 1970-х годов) на базе барражирующего истребителя-перехватчика Як-27, затем Як-28Р (производство в 1966–1970 годах, снят с вооружения 1994 году), основой для которого послужил сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28. Кстати, Як-28Р за полное отсутствие вооружения на борту получил в войсках шутливое прозвище «голубь мира». Параллельно с ним использовался тактический самолет-разведчик МиГ-21Р (производство в 1965–1971 годах, снят с вооружения в начале 1990-х годов), созданный на базе всепогодного перехватчика МиГ-21ПФ. Однако он обладал недостаточной для разведчика дальностью полета.

Заменить их, предоставив новые возможности ведения тактической разведки, смог в середине 1980-х годов самолет Су-24МР, созданный в ОКБ Сухого – филиале компании «Сухой».

  • 4 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Боевой «Грач»: несколько эпизодов из истории создания и испытаний легендарного штурмовика Су-25

Сорок лет назад начались испытания уникального самолета – штурмовика Су-25. До сих пор эта машина остается востребованной, оставаясь на вооружении на только Воздушно-космических сил России, но и ВВС ряда других стран.

История разработки, испытаний и эксплуатации Су-25 обширна и многогранна. В этом номере корпоративного журнала «Горизонты» мы приводим лишь несколько ее эпизодов, рассказанных главным конструктором Су-25 Юрием Викторовичем Ивашечкиным.

Юрий Викторович Ивашечкин. В ОКБ П. О. Сухого работал с января 1961 года. С марта 1968 года сначала неофициально возглавлял работы по теме Т-8, в конце 1974 года официально назначен руководителем этой темы. В 1980-1985 годах – исполнял обязанности главного конструктора Су-25. В 2000 году стал первым главным конструктором самолета Sukhoi Superjet 100.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Жизнь в стиле Kaizen: нематериальные способы поощрения

Машины администрации с водителем еще в советское время служили символом престижа. Руководитель филиала компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в Комсомольске-на-Амуре Дмитрий Блощинский изменил подход к использованию автотранспорта. Теперь служебный автомобиль возит не только начальника, но и … автора лучших Kaizen-предложений в области производства.

Предоставление машины администрации — одна из множества идей, позволивших вовлечь персонал в процесс незатратных изменений в Комсомольском-на-Амуре филиале (КнАФ) компании ГСС. Именно здесь организована сборка и проведение испытаний гражданских лайнеров SSJ100. С февраля 2015 года, когда стартовала программа, по декабрь 2015 года было подано более 1000 предложений, из них более 900 (89%) внедрено.

В настоящее время в процесс непрерывных улучшений вовлечено почти 80% инженерно-технических работников производственных участков филиала.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Наши в Сирии: российские летчики помогают сирийской армии в борьбе с террористами

По официальной просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада с 30 сентября 2015 года Российская Федерация оказывает военную поддержку сирийским правительственным войскам в войне с террористическими группировками. Для этого была сформирована авиационная группа Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации. За первый месяц проведения военной операции российские летчики оказали существенную поддержку сухопутным войскам армии Сирии, а также точечными ударами нанесли серьезный ущерб объектам инфраструктуры террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).
( Read more. Collapse )

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link
Читать еще:  Картинки. Юмор подводников Северного Флота-О.В. Каравашкин

Молодежный прорыв: смелый кадровый эксперимент завершился блестящим результатом

В июле этого года отмечалось 120-летие советского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. Про жизнь, работу, достижения этого легендарного человека написано много книг и статей. Мы хотели бы остановиться лишь на одном эпизоде, имевшем важные последствия для всего конструкторского бюро, которое возглавлял Павел Осипович. Это история про то, как в начале 1960-х группа недавних выпускников вузов пришла в бригаду общих видов — проектный отдел КБ, определявший облик будущих самолетов.

Тогда генеральный конструктор поверил в желание творить и в талант молодых специалистов. Сухой не прогадал — в будущем эта группа создала немало передовых проектов, многие из ее участников выросли до должностей заместителей генерального конструктора, главных конструкторов, начальников отделов. Наиболее живо и интересно об этой истории, о роли в ней Павла Осиповича рассказывают сами ее участники.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Т-50 уходит в серию: новый российский истребитель заставляет нервничать «наших зарубежных партнеров»


Фото: Владислав Перминов

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 начнет поступать на вооружение российских ВВС c 2017 года. В его создании использованы самые передовые технологии. Самолет еще проходит испытания, но ему уже дают высокую оценку как заказчики в России и Индии, так и зарубежные эксперты.

Российский истребитель пятого поколения Т-50, именуемый также перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), создан компанией «Сухой», входящей в ОАК. По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.

Основная силовая установка прототипов Т-50, а также первых серийных образцов, которые поступят на вооружение ВВС РФ, состоит из двух двигателей «Изделие-117». Это авиационные турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги.

Они позволяют Т-50 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. «Изделие-117» имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания.

Т-50 оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.

Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности, что позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и по наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре был осуществлен первый полет опытного самолета Т-50-1. Его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан. Первый публичный показ Т-50 состоялся на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. Через два года на МАКС-2013 были показаны уже три ПАК ФА: машины впервые продемонстрировали групповой пилотаж. На сегодня изготовлены пять опытных образцов ПАК ФА. В феврале 2014 года для проведения государственных совместных испытаний один из опытных Т-50 прибыл на аэродром 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске.

Семейный мемориал на Новодевичьем

Могила Павла Сухого находится на седьмом участке. Над местом захоронения установлен семейный надгробный комплекс из черного гранита. Рядом с прославленным авиаконструктором похоронены члены его семьи: жена, дети и зять.

В центре композиции расположена высокая прямоугольная стела. В верхней её части вырезан портретный барельеф Павла Осиповича в полупрофиль. Ниже выгравированы изображения двух звёзд Героя Социалистического Труда и надпись: «АВИАКОНСТРУКТОР/ПАВЕЛ ОСИПОВИЧ/СУХОЙ/1895 – 1975».

Справа к памятнику примыкает невысокая стела, которая посвящена сыну выдающегося инженера. На фронтальной плоскости стелы размещена надпись: «ДМИТРИЙ/ПАВЛОВИЧ/СУХОЙ/1932 – 2000».

С левой стороны памятника установлена стела, посвящённая дочери Сухого и её мужу. На стеле выгравирована надпись: «ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ/ВОСКРЕСЕНСКИЙ/1923 – 1995/ИРИНА ПАВЛОВНА/ВОСКРЕСЕНСКАЯ/(СУХАЯ)/1925 – 2009».

На переднем плане комплекса небольшой плитой обозначено место захоронения жены авиаконструктора. На надгробии размещена надпись: «СОФЬЯ ФЕЛИКСОВНА/СУХАЯ/1895 – 1982».

Основание мемориала выложено плитами из черного гранита, небольшой квадратный цветник и ваза у центральной стелы дополняют композицию.

Рождение мечты

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом селе Глубокое Виленской губернии Российской империи. Сегодня об этом напоминает установленный на въезде в Глубокое истребитель-бомбардировщик Су-17.

В 1905 году Павел Сухой поступает в Гомельскую мужскую гимназию, а позже заканчивает ее с серебряной медалью.

Именно в эти годы гимназист Павел становится свидетелем удивительного для того времени события, которое предопределяет весь его жизненный путь. Как-то раз, возвращаясь из гимназии, он впервые в небе увидел самолет. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами…», – позже описывал свои ощущения от первого знакомства с авиацией Павел Осипович. С этого момента гимназист Павел принялся конструировать свои первые модели самолетов на чердаке дома.

В тот день над Гомелем пролетал Сергей Уточкин – один из пионеров русской авиации. К 1910 году авиационная тема быстрыми темпами набирала обороты, интерес в обществе к воздушным полетам «взлетал» с огромной скоростью. Показательные полеты первых летчиков проходили в различных уголках страны. Кстати, полеты Уточкина оказали такое впечатление не только на Сухого. Они стали отправной точкой в судьбе и других знаковых представителей отечественной авиации, таких как Королев, Поликарпов, Нестеров.

В память о конструкторе

Родина ценила достижения изобретателя при жизни и после смерти. Ему вручили три ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Звезду Героя Социалистического Труда (дважды). Также он удостоен Государственной и Ленинской премий.

Ныне его имя носят:

  • улицы в Москве, Гомеле, Витебске;
  • школа города Глубокое (родина конструктора);
  • Гомельский государственный технический университет.

А еще во многих странах на постаментах стоят самолёты Су – памятники, как конструктору, так и тем, кто сумел использовать его достижения достойно.

Павел Осипович Сухой- это целая эпоха в создании истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, а также гражданских самолётов.

Но в памяти людей он остался не только как выдающийся основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, но и как благороднейший человек. Он всегда был точен, вежлив и ценил дисциплину.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector