8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Усадьба Котельниково

Усадьба Котельниково

Вологодская область, Вологодский район
пос. Можайское

social object

about object

  • Степень сохранности: музейный объект.
  • Состав объекта: главный дом, парк (частичная сохранность), водоемы, интерьеры, коллекции.
  • Тематика: исторические личности, история семьи, военно-историческая, наука.

photo1

home photos

МОЖАЙСКИЙ Александр Фёдорович

Изобретатель – пионер авиации, русский военный деятель, контр-адмирал.

Родился 21 марта 1825г. в г. Роченсальм, Выборгская губерния.

20 июля 1882г. был испытан летательный аппарат его конструкции.

Память:

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского в Санкт-Петербурге,
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А.Ф.Можайского (Красное Село),
  • памятник А.Ф.Можайскому в Красном Селе,
  • улицы в г.Твери, Ульяновске, Ставрополе, Вологде, Черкассы,
  • именем Можайского названа формула – «Управление существования летательного аппарата».

Умер 21 марта 1890 года.

  • Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955 г. — им. А. Ф. Можайского). Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
  • В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского в поселке Можайское
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург)
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе
  • именем А. Ф. Можайского назван улица в городе Твери
  • именем Можайского названа улица в городе Ульяновске
  • именем А. Ф. Можайского названа формула уравнения существования летательного аппарата:

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Конструкция

Основные элементы летательного аппарата:

  • Крыло — создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше, чем давление на верхнюю его поверхность. На крыле располагаются аэродинамические органы управления (элероны, элевоны и др.), а также механизация крыла — то есть устройства, служащие для управления подъёмной силой и сопротивлением самолёта (закрылки, интерцепторы и др.). [2][6]
  • Фюзеляж — предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также для крепления крыла, оперения, шасси, двигателей и т. п. (является как бы «телом» самолёта). Известны самолёты без фюзеляжа (например — «летающее крыло»).
  • Оперение — аэродинамические поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта. Для управления самолётом на оперении располагают отклоняемые поверхности — аэродинамические рули (руль высоты, руль направления), или же делают поверхности оперения цельноповоротными (на многих сверхзвуковых самолётах).
  • Шасси — система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле. Наибольшее распространение имеет колёсное шасси. Также известны конструкции шасси с лыжами, поплавками, полозьями. В СССР осуществлялись эксперименты с гусеничным шасси и шасси на воздушной подушке. Многие современные самолёты, в частности большинство самолётов военного назначения, а также пассажирских самолётов, имеют убираемое шасси.
  • Силовая установка самолёта, состоящая из двигателя и движителя (например, воздушного винта), а также систем, обеспечивающих их работу — создаёт необходимую тягу, которая, уравновешивая аэродинамическое сопротивление, обеспечивает самолёту поступательное движение.
  • Системы бортового оборудования — различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях. Приблизительно последние 30-40 лет бортовая электроника является наиболее умным, сложным и дорогостоящим оборудованием, превосходящим по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.

    Сухой Суперджет 100

    В книгах и фильмах

    Но позже изобретателю было отдано должное. Его имя получило село в Вологодской области, где он когда-то жил. Его имя носит Петербургская военно-космическая академия.

    Сам Можайский и его самолет даже превратились в героев кино и литературных произведений.

    В 1950 году поэт С.Васильев написал поэму об испытании первого самолета и его конструкторе. В том же году режиссер В.И.Пудовкин изобразил сцену испытания самолета Можайского в своем фильме о Жуковском.
    Современная литература превратила «Жар-птицу» в героя фантастических произведений.

    В 2013 году вышла книга белорусского писателя А.Е Матвиенко «Аэропланы над Мукденом» (жанр альтернативной истории). В ней судьба изобретения сложилась более благоприятно. А в 2016 году культовый В.Пелевин выпустил «Лампу Мафусаила», где тоже изображено в фантастической форме изобретение первого самолета.

    Россия – не родина слонов, и приписывать русским все мировые изобретения не стоит. Они достаточно сделали на самом деле. В том числе изобрели самолет.

    Информация об усадьбе

    info object

    Усадьба Котельниково.

    В Котельниково, имении своей жены, с 1861 по 1868 гг. жил и проводил опыты построения летательного аппарата создатель и испытатель первого в мире самолета Александр Федорович Можайский.

    Усадьбой Котельниково с 1854 года владела Елизавета Николаевна Кузьмина (урожд. Эндоурова), супруга надворного советника Д.И. Кузьмина. В этом же году ею был заложен фундамент усадебного дома, в последующие годы было построено множество хозяйственных строений, выкопан пруд, посажена роща напротив деревни, заложен сад. Стараниями Елизаветы Николаевны Котельниково превратилось в живописное поместье.
    В 1861 году ее старшая дочь Любовь Дмитриевна выходит замуж за морского офицера Александра Федоровича Можайского и получает в приданое усадьбу Котельниково. Александр Федорович после смерти жены в 1866 году стал опекуном имения, жил здесь до 1868 года. Последним владельцем имения был Александр Александрович Можайский (1863–1922) – сын А.Ф. Можайского, вологодский уездный предводитель дворянства, член IV Государственной думы.

    Из усадебного комплекса сохранились:
    главный дом – двухэтажный деревянный особняк с двумя флигелями, в котором с 1986 года располагается музей,
    пруд,
    парк – по характеру планировки и композиции относится к регулярному стилю, для которого характерно геометрически правильное построение композиционных элементов. В настоящее время первоначальная планировка на значительной части парка утрачена. Сохранилась только часть посадок севернее и западнее дома.

    Постройка первого русского самолёта

    Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.

    ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович

    Выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, академик АН СССР.

    Родился 30 марта 1894г.в д. Дилялево Вологодской губернии. 17 июля 1936 г.

    В.Коккинаки установил на самолёте ОКБ Ильюшина «ЦКБ-26» первый мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза). В 1937г. в ОКБ Ильюшина был создан Дальний бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4), серийный выпуск которого превысил 6000 самолётов. На этих машинах советские лётчики бомбили логово фашистов и их союзников, начиная с августа 1941 года. С 1943г. ОКБ Ильюшина приступает к разработке гражданских самолётов. Один из них- Ил-78 используется в Дальней авиации в качестве самолёта заправщика.

    Награды:

    • бюст С.В.Ильюшина в Вологде,
    • трижды Герой Социалистического Труда,
    • лауреат Ленинской и Государственной премий,
    • семикратный лауреат Сталинской премии,
    • восемь орденов Ленина,
    • орден Октябрьской Революции,
    • два ордена Красного Знамени,
    • орден Трудового Красного Знамени,
    • орден Суворова 1-й и 2-й степени,
    • два ордена Красной Звезды,
    • командор Ордена Возрождения Польши.

    Умер 9 февраля 1977г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    История

    На рубеже XVIII-XIX веков английский естествоиспытатель Джордж Кейли предложил концепцию летательного аппарата с фиксированным крылом и отдельным от него двигателем. В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта. Первый российский проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году [7] . В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт. В 1882 в присутствии представителей военного ведомства Российской Империи и Русского технического общества была предпринята попытка взлёта на самолёте с паровой силовой установкой, построенном по проекту русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Согласно ряду исследований, проведённых в XX веке в СССР, имеющаяся мощность двигателей также не позволяла самолёту Можайского совершать установившийся полёт, однако по некоторым сообщениям современников, имел место кратковременный отрыв аппарата от земли. Самолёты с паровыми двигателями Клемана Адера (Франция) и Хайрема (Гирама) Максима (США) также кратковременно отрывались от земли, однако не могли совершать устойчивый управляемый полёт. [2] [5] Причинами этого служили: отсутствие теории полёта и управления, теории прочностных и аэродинамических расчётов. В связи с этим самолёты строились «наобум», «на глазок», несмотря на наличие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

    В современной академической литературе, касающейся авиастроения, наиболее распространено мнение, что первым самолётом, который смог самостоятельно совершить устойчивый управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. [8] «Флайер-1» продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36.58 метров (120 футов). На усовершенствованных моделях братья Райт 20 сентября 1904 года впервые в мире выполнили полёт по кругу, а в 1905 году — полёт по замкнутому маршруту длиной в 39 км. [2]

    Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 кг.

    Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

    В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта.

    Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» [de] В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. [9] Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов — русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий. [ источник не указан 1600 дней ]

    В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.

    Читать еще:  Всс винторез: российская специальная снайперская винтовка
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector