3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективный МиГ-41: российский перехватчик будущего

Перспективный МиГ-41: российский перехватчик будущего?

МиГ-41. Пока об этой машине неизвестно практически ничего — ни о ее характеристиках, ни даже об особенностях внешнего облика этого самолета. Известно только, что это МиГ-41 – проект тяжелого истребителя-перехватчика, который в будущем заменит МиГ-31. Эту перспективную машину называют самым закрытым проектом российской оборонки. На виртуальных просторах интернета дискуссии вокруг нового российского самолета не утихают уже который год.

В начале нынешнего года вице-президент российской Объединенной самолетостроительной корпорации Сергей Коротков заявил журналистам, что работы над созданием нового истребителя МиГ-41 продолжаются. По его словам, это будет машина нового поколения, которая в заменит высотный истребитель-перехватчик МиГ-31, разработанный еще в середине 70-х годов прошлого столетия. Коротков также сообщил, что в создании новой машины принимают участие не только конструкторы ОКБ им. Микояна, но и представители других предприятий отечественной оборонной отрасли.

Разработки ведутся согласно заданию, которое было сформулировано российским Министерством обороны. Это значит, что ни о какой работе в инициативном порядке (а так нередко бывало в прошлом) речь не идет. Военным действительно нужен новый самолет для замены заслуженного МиГ-31. Никакой дополнительной информации, которая хотя бы немного приоткрывала завесу секретности над перспективным истребителем, чиновник журналистам не сообщил.

Ранее по поводу проекта МиГ-41 высказался главком российских ВВС Виктор Бондарев. Он заявил, что разработка нового истребителя-перехватчика активно ведется и находится на стадии научно-исследовательских работ (НИР), а в 2020 году начались ОКР (опытно-конструкторские работы). Генерал-полковник сообщил журналистам, что принятие самолета на вооружение планируется в 2025 году.

Еще ранее, в 2014 году, о проекте нового тяжелого истребителя-перехватчика рассказывал известный российский летчик-испытатель Анатолий Квочур. По словам пилота, новый самолет должен был появиться еще двадцать лет тому назад, а его скорость должна была достигать 4,3 Маха.

Чтобы представить себе концепцию и идею разрабатываемой машины, совсем необязательно иметь доступ к закрытым лабораториям или секретным документам Министерства обороны. Нужно просто понять, какие задачи будет выполнять новый истребитель, и для какой работы он задуман. И еще следует внимательно посмотреть на разработки прошлых лет, на знаменитый истребитель-перехватчик МиГ-31 – первый советский самолет четвертого поколения, который поднялся в небо в далеком 1975 году.

Ультрасовременный истребитель-перехватчик МиГ-41

История появления

Первые упоминания о создании нового истребителя-перехватчика начала появились начале 2014 года. Тогда эксперты рассуждали о возможном появлении сверхнового перехватчика, аналогов которому нет.

Только в конце 2017 года, в информационных агентствах России появилась официальная информация о том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ведет работы над созданием высотного перехватчика нового поколения.

Работы по созданию скоростного истребителя-перехватчика ведутся ОКБ МиГ совместно с конструкторским бюро авиазавода «Сокол» в Нижнем Новгороде с начала 2010-х годов.

МиГ-41 позиционируется как первый в мире космический истребитель.

Истребитель нового поколения — одна из немногих разработок отечественных специалистов, на которую действительно ложится большой груз ответственности. Главная задача — это противостоять американским аналогам. США неоднократно упоминали о проекте гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, способной развивать скорость до 6200 км/ч.

Кроме того, некоторые эксперты считают, что будущий МиГ-41 должен стать беспилотным. Для заданных скоростей лётчикам пришлось бы переносить слишком сильные нагрузки. Скептически настроенные инженеры выражают опасения по поводу возможности достичь такого результата, ведь беспилотные технологии ещё несколько далеки от западных аналогов.

Проект «МиГ-41» является одной из тех программ, которые проводятся под грифом «Секретно», поэтому сведения о технических характеристиках самолета открыто не афишируются.

The Paper: с этой российской ракетой США справятся нескоро

Основные характеристики МиГ-41:

Этот тип перехватчика относится к самолетам четвертого поколения (российские самолеты пятого поколения). В нем используется новая стелс-технология, ожидается, что скорость будет составлять 4-4,3 Маха, а боевой радиус действия — 1400-1500 километров, что значительно превышает радиус действия МиГ-31, у него он составляет 700-720 километров.

Самолет будет оснащен новейшим высокоэффективным оборудованием для целевого поиска и обнаружения, а его способность отражать радиолокационные сигналы будет еще более модернизированной и эффективной. В будущем он сможет работать с глобальной системой обороны России, иметь возможность обмена данными в режиме реального времени, тем самым обеспечивая получение информации от внешних целей и других элементов системы.

Как сообщается, в этой модели будет использоваться прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) или даже импульсный детонационный двигатель.

Читать еще:  Военные грузовики категория

В качестве основного вооружения будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности, кроме того, самолет может быть оснащен дальнодействующими ракетами класса «воздух-воздух» Р-37 (РВВ-БД) или использовать новейшие ракеты и модифицированное вооружение с более высокими эксплуатационными характеристиками, включая многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП) и противоракетное лазерное оружие.

МиГ-41 сможет выполнять космические миссии. Глава РСК «МиГ» сообщил, что МиГ-41 будет не только способен бороться с воздушными целями, но и может быть оснащен новым аэрокосмическим вооружением для поражения космических аппаратов на низкой орбите. Подобные испытания уже проводились в России.

В настоящее время конструкция и внешний вид самолета еще неизвестны, и, скорее всего, за основу будет взят традиционный вариант, однако вряд ли он будет иметь существенное сходство с МиГ-31.

Истребитель сможет выполнять миссии по перехвату в Арктике, и позднее, возможно, начнется разработка беспилотной модели самолета.

История развития проекта, ожидаемые ключевые элементы и последние достижения:

Самолетостроительная компания «МиГ» запустила проект создания преемника для МиГ-31 в 2013 году.

В марте 2017 года Минобороны России заявило о необходимости разработки модели истребителя для замены МиГ-31. И РСК «МиГ» вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) приступили к исследовательским работам по созданию новой модели высотных перехватчиков.

В июле 2017 года Илья Тарасенко, генеральный директор РСК «МиГ», сообщил, что модель перехватчика, которая должна заменить МиГ-31, была официально названа «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) под кодовым названием МиГ-41, работы по исследованию и разработкам этого перехватчика начались в 2019 году. Одновременно с разработкой самолета новой системы производится модернизация и усовершенствование действующего парка МиГ-31 ВКС России.

В августе 2017 года Тарасенко сообщил, что МиГ-41 поступит в Минобороны России в середине 2020 года.

Говоря о проекте ПАК ДП в июне 2019 года, Тарасенко сказал, что в настоящее время ведутся исследовательские работы касательно внешнего вида самолета, и в нем будут отражены все основные требования. Эти работы планировалось завершить к концу 2019 года и затем перейти в следующую фазу проекта.

Ожидается, что первый полет МиГ-41 произойдет после 2025 года. В 2028 году МиГ-31 будет выведен из эксплуатации, и его заменит МиГ-41.

Если предварительно судить о перспективах проекта исходя из этой разрозненной информации, то по сравнению с МиГ-31, все основные характеристики МиГ-41 будут улучшены, включая взлетный вес, способность к скрытности, скорость, вес полезной нагрузки. В скоростном истребителе-перехватчике МиГ-41 большой дальности будут использоваться новейшие технологии, а не просто тщательно усовершенствованные технологии МиГ-31. Текущий проект включает не только разработку самолета, бортовой техники и вооружения, но и всех компонентов оборонной системы воздушного пространства. Очевидно, что большую часть работ нужно будет проводить с нуля — с исследований и разработок, что в будущем в значительной степени поспособствует национальной безопасности России.

Однако, стимулируя разработку МиГ-41, Россия в то же время продвигает проекты ПАК-ДА и Су-57. Очевидно, что они требуют такого же большого количества ресурсов, как и МиГ-41. Поэтому стоит задуматься, как в условиях ограниченного военного бюджета Россия сможет своевременно проводить исследовательско-конструкторские работы, поддерживая их надлежащее качество.

Насколько можно судить по открытым источникам, нормы проектирования нового перехватчика настолько высоки, что некоторые из них уже превышают текущие возможности технической реализации. Поэтому сейчас трудно сделать вывод о том, будет ли проект успешно завершен или смогут ли фактические результаты соответствовать заявленным ранее стандартам.

Конечно, в настоящее время информация о проекте МиГ-41 ограничена, а некоторые умозаключения и предположения могут не соответствовать фактам, из-за чего этому проекту нужно и дальше уделять внимание.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Комментарии официальных лиц

В официальных источниках пока не было никакой информации о том, создан этот новый самолёт или нет. Вполне возможно, что он уже стоит в испытательных ангарах ОКБ им. Микояна и ожидает своего часа. Однако, это остаётся засекреченной информацией, а на сегодняшний день сведений о технических характеристиках, внешнем виде и эксплуатационных данных нет.

Известно только, что истребитель МИГ-41 это современная инновационная разработка современного перехватчика, способного заменить МИГ-31. Благодаря своей секретности, работы над машиной получили название «самой закрытой задумкой российской оборонки».

На специализированных форумах достаточно много обсуждений на эту тему, однако все они заканчиваются ничем не обоснованными прогнозами и предположениями.

Со слов Сергея Короткова, Президента российской Объединённой самолётостроительной корпорации, в текущем году было выполнено много отдельных проектов, предназначенных для сборки истребителя.

Он ещё раз подчеркнул, что современный истребитель перехватчик создаётся с целью замены устаревшей модели, использующейся с 1975 г. Помимо этого, было отмечено, что над созданием самолёта трудятся не только специалисты ОКБ им. Микояна, но и ряд представителей других предприятий относящихся к российской оборонной отрасли.

Читать еще:  Вопросы квалификационного экзамена для частных охранников 4 разряда, правовая подготовка

Разработки ведутся по предзаказу, полученному от МО РФ, так как на самом деле стоит задача о замене морально устаревших МИГ-31 на новую современную модификацию. Другой информации, Коротков не предоставил.

Генерал-полковник российских ВВС Виктор Бондарев высказывается следующим образом: «Работы над проектом ведутся довольно активно, на сегодняшний момент основные действия производятся в лице научных исследователей, передающих проектную документацию для начала опытно конструкторских работ».

Также, главнокомандующий подчеркнул, что современный истребитель перехватчик МИГ-41 будет принят на вооружение в 2025г.

Несколько лет назад, лётчик-испытатель комментировал ситуацию словами, что новый истребитель должен был появиться ещё на рубеже веков.

Имеется ли будущее у проекта МиГ-41?

Хотя в США военные уверены в реальности МиГ-41, и уже достаточно продолжительное время разрабатывают оружие, способное ему противостоять, в России дела идут не так гладко, как хотелось бы. МиГ-41 существует только в проекте, так как финансирования на создание хотя бы прототипа не хватает. Разработка истребителей 5-го поколения стоит невероятно дорого. К примеру американцам разработка их истребителя F-22, который является истребителем именно 5-го поколения, понадобилось около 66,7 миллиарда долларов. В связи с этим, становится ясно, что России проще вложить такие огромные средства в создание многоцелевого истребителя, чем создавать достаточно специфическую модель перехватчика, которые не сможет выполнять множество других боевых задач.

Если проанализировать ВВС множества мировых стран, то можно увидеть, что кроме России, большинство развитых стран отказались от использования узкоспециализированных перехватчиков. Только Россия и некоторые страны бывшего «соцлагеря» продолжают МиГ-31 и МиГ-25. МиГ-25 продолжает оставаться на вооружении некоторых стран, а в России его сняли с вооружения в 2013 году.

На вопрос, кто же будет исполнять обязанности истребителя-перехватчика, есть 2 варианта ответа:

  • МиГ-31 каждый год модернизируют до МиГ-31БМ, которые ещё долго останутся в строю;
  • Большую часть задач, которые выполняли истребители-перехватчики, возьмут на себя новые истребители проекта ПАК-ФА, которые будут постепенно закупаться российскими военными.

Именно из-за совокупности всех этих причин, МиГ-41 может превратиться в очередную легенду, которой так и не суждено будет появиться на свет. Такие примеры уже случались. Например, в США был пущен слух о создании новейшего военного самолёта «Аврора», который будет самым быстрым самолётом на земле. Многие до сих пор утверждают, что «Аврора» находится на вооружении американских спецслужб, хотя за все годы достоверной информации о реальном существовании данного самолёта так и не появилось.

МиГ-41: актуальные планы

В будущем на вооружение воздушно-космических сил должен поступить перспективный самолет-перехватчик, способный полноценно заменить существующий МиГ-31. Эта машина разрабатывается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) и известна под условным обозначением МиГ-41. На днях стало известно, что момент появления такого самолета приближается – через несколько месяцев должно стартовать проектирование.

Последние новости

17 июня «РИА Новости» опубликовало интервью с гендиректором РСК «МиГ» Ильей Тарасенко. Руководитель организации рассказал о текущих работах и планах по ряду современных и перспективных проектов. Вместе с прочими темами затронули и проект ПАК ДП.

И. Тарасенко рассказал, что сейчас продолжается научно-исследовательская работа по формированию облика будущего перехватчика. В облик машины закладываются все основные требования, и подобные работы планируется завершить до конца этого года. Утверждение готового технического облика позволит перейти к следующим этапам программы.

Гендиректор РСК «МиГ» раскрыл некоторые черты будущего ПАК ДП, но без особых подробностей. Самолет будет создаваться с применением технологий малозаметности. Он сможет нести необходимое количество вооружений нужных типов и доставлять его на увеличенный радиус перехвата. При этом МиГ-41 будет не просто самостоятельным средством. Продолжается работа над перспективной комплексной системой глобальной обороны, способной прикрыть все границы страны. В состав этой системы войдет и новый самолет.

Руководитель Корпорации не назвал точные сроки появления будущего ПАК ДП. Однако он указал, что МиГ-41 должен будет заменить МиГ-31, когда тот завершит свою службу.

Предполагаемый облик

НИР по формированию облика будущего ПАК ДП / МиГ-41 еще не завершена, а ее результаты пока остаются неизвестными. В прошлом году руководство РСК «МиГ» обещало раскрыть некоторые подробности в ближайшем времени, но, по-видимому, этот срок еще не наступил – общественности приходится полагаться только на отрывочные сведения и известные заявления или оценки.

Из разных заявлений и предположений складывается весьма интересная картина. Перспективный МиГ-41 выходит похожим на своего предшественника, но отличающимся за счет более высоких характеристик во всех основных областях – от взлетной массы заметности для локаторов противника до скорости и полезной нагрузки.

ПАК ДП предположительно будет относиться к классу тяжелых истребителей. Планер и другие агрегаты разработают с использованием стелс-технологий для упрощения прорыва к рубежу пуска ракет. При этом схема и архитектура самолета остается неизвестной. Вероятнее всего, будет использоваться традиционная схема, но не стоит ожидать существенного внешнего сходства с перехватчиком-предшественником.

Читать еще:  Как выбрать хороший спальный мешок

Ожидается появление новых высокоэффективных средств поиска и обнаружения целей. Радиолокационная станция МиГ-41 по своим характеристикам должна превосходить аппаратуру МиГ-31 – достаточно совершенную и эффективную. Намерение включить ПАК ДП в глобальную систему обороны предъявляет особые требования к прицельно-навигационному комплексу. Эта аппаратура должна обеспечивать обмен данными в реальном времени с получением стороннего целеуказания или передачей информации другим элементам системы обороны.

Боевая эффективность МиГ-31 определяется использованием ракет «воздух-воздух» большой дальности как основного оружия. Перспективный МиГ-41 должен сохранять подобные возможности, однако реализовывать их необходимо при помощи современных и перспективных изделий. Прежде всего, в номенклатуру вооружений ПАК ДП должна войти ракета Р-37 РВВ-БД. Также возможно создание ее модификаций или полностью новых ракет с сопоставимыми или более высокими характеристиками.

Ранее сообщалось, что МиГ-41 сможет бороться не только с воздушными целями. Для этого самолета может быть создана новая ракета класса «воздух-космос». С помощью такого оружия авиационный комплекс сможет поражать космические аппараты на низких орбитах. В нашей стране уже проводились опыты такого рода, что делает информацию о космическом перехвате весьма правдоподобной.

По летно-техническим характеристикам МиГ-41 будет превосходить существующие машины. Максимальную скорость планируется вывести на уровень М=4…4,5. Боевой радиус будет превышать 700-720 км, имеющиеся у МиГ-31, и достигать 1400-1500 км. Таким образом, рубеж применения вооружения будет дополнительно вынесен от границ страны, а высокая скорость обеспечит быстрый выход на него.

Предполагаемые сроки

Согласно последним заявлениям руководства РСК «МиГ», до конца года завершится НИР по формированию облика ПАК ДП. После этого должна стартовать опытно-конструкторская работа. Следует напомнить, что ранее в качестве сроков начала ОКР назывались именно 2019-2020 гг. Получается, что график работ пока соблюдается.

Сроки выполнения ОКР все еще не назывались, но ранее упоминалась возможность появления опытного МиГ-41 к 2025 г. Удастся ли соблюсти такие сроки либо они сдвинутся в ту или иную сторону – неизвестно. Затем несколько лет потребуется на отработку и испытания техники. Ввиду большой сложности и ответственности спрогнозировать сроки выполнения испытаний и доводки крайне сложно.

МиГ-41 / ПАК ДП создается в качестве замены для МиГ-31. Последние, согласно известным планам, будут оставаться в эксплуатации до 2028 г., после чего стартует процесс их списания. Все это позволяет представить требуемые сроки завершения проектирования и испытаний ПАК ДП, а также развертывания, как минимум, малосерийного производства.

Ожидаемые результаты

Прежде всего результатом программы ПАК ДП станет появление собственно самолета-перехватчика. Он сможет заменить устаревающие МиГ-31 в их роли и обеспечит сохранение парка дальних скоростных перехватчиков. При этом современная конструкция и высокие тактико-технические характеристики обеспечат заметный прирост общей эффективности.

Для использования на МиГ-41 требуется разработать целый набор новой авионики разного назначения, способной обеспечить рост основных характеристик. Вероятно, в рамках ПАК ДП будет разрабатываться и новое авиационное вооружение, что тоже окажет положительное влияние на потенциал обороны.

Следует учитывать, что актуальные планы предусматривают создание не только самолета с бортовой аппаратурой и вооружением. Все эти изделия должны стать компонентами более крупной системы обороны воздушного пространства страны. Очевидно, что существенная часть компонентов такой системы будет разрабатываться с нуля. Все эти проекты имеют большое значение для национальной безопасности, хотя и не привлекают внимание так же, как ПАК ДП / МиГ-41.

На данный момент ситуация с доступными данными в контексте программы ПАК ДП выглядит не лучшим образом. Официальные лица изредка дают те или иные комментарии, способные прояснить ситуацию, но не обеспечивающие создание полной и подробной картины. Прочие оценки и предположения могут не соответствовать реальному положению дел.

Следует ожидать, что после завершения текущих НИР разработчики будут готовы огласить новые подробности, а процесс проектирования будет сопровождаться очередными сообщениями с теми или иными интересными деталями. И каждая такая новость будет уточнять, почему ПАК ДП / МиГ-41 необходим нашим вооруженным силам и важен для обороны.

Перспективы разработки самолета МиГ-41

Успешное завершение проектирования МиГ-41 и ввод его в эксплуатацию во многом определяются финансированием этого проекта, ведь эти мероприятия требуют колоссальных вложений.

Несмотря на то, что во всем мире в последнее время наблюдается тенденция к отказу от проектировки узкоспециализированных самолетов и началу массового выпуска универсальных боевых авиамашин, в российских условиях тяжелый высокоскоростной истребитель-перехватчик станет самым оптимальным вариантом.

Если ввиду некоторых обстоятельств разработку МиГ-41 придется приостановить, его отчасти смогут заменить ПАК ФА и современные системы противовоздушной обороны, проектируемые в наши дни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector