32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»: история создания, описание и характеристики

Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»: история создания, описание и характеристики

ЗСУ-23-4 «Шилка» — это зенитная самоходная установка, созданная в середине 60-х годов прошлого столетия, она и сегодня находится на вооружении десятков армий мира. «Шилку» без всякого преувеличения можно назвать уникальным оружием, из всех зенитных комплексов, построенных после Второй мировой войны, она обладает самым длинным и впечатляющим послужным списком.

Местом боевого крещения для «Шилки» стал Ближний Восток, затем была борьба против американской авиации во Вьетнаме, многочисленные конфликты на африканском континенте и война в Афганистане. У афганских моджахедов не было авиации, поэтому «Шилку» использовали не по назначению: ЗСУ-23-4 применялась для поддержки сухопутных войск и защиты транспортных колонн. Душманы называли «Шилку» «шайтан-арбой» и очень ее боялись.

ЗСУ-23-4 предназначена для прикрытия наземных войск, а также борьбы с низколетящими целями. «Шилка» входила в состав ПВО полкового звена. Потенциальные противники высоко оценивали боевую эффективность этого зенитного комплекса, в свое время американцы и израильтяне потратили много сил, чтобы получить его для изучения.

В настоящее время ЗСУ-23-4 считается устаревшей зенитной установкой, еще в советское время началась ее замена на более совершенный ЗРПК «Тунгуска». Несмотря на это, «Шилки» до сих пор стоят на вооружении вооруженных сил России, Украины и нескольких десятков других стран. Они активно используются в локальных конфликтах на территории стран третьего мира.

С момента начала серийного производства было изготовлено 6,5 тыс. единиц этого оружия.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Практически по всей проекции «Шилка» защищена бронелистами толщиной 15 мм. Три из четырёх членов экипажа находится в башне, прямо за боекомплектом, занимающий всю переднюю часть башни. Также рядом с механиком-водителем находится значительный по размерам топливный бак. Всё это не позволяет продержаться хоть сколько-то долго против любых противников: каморные снаряды будут взводится, уничтожая модули и нанося критические повреждения членам экипажа; кумулятивные снаряды будут детонировать топливные баки и боеукладку; крупнокалиберные пулемёты пробивают слабую броню и повреждают членов экипажа, а самолёты (если, конечно, смогут достать «Шилку» в силу определённых обстоятельств) способны своим курсовым вооружением достаточно быстро уничтожить машину.

Встреча вражеского танка на поле боя скорее всего окажется фатальной для «Шилки». Единственное, что можно попытаться сделать против столь бронированных целей — попытаться сбить им гусеницы и повредить ствол. И если гусеницы повреждаются достаточно быстро, то для многих стволов у «Шилки» не хватает мощности снарядов для их повреждения.

Из-за всего перечисленного выше следует сделать вывод, что «Шилка» — техника не второй и даже не третьей линии — ей следует оставаться в укрытии домов, холмов, других препятствий от вражеской наземной техники и сконцентрироваться на уничтожении вражеской авиации, не отвлекаясь на наземную.

Подвижность

Шилка имеет достаточно посредственную подвижность и мобильность — удельная мощность составляет 14.7 лошадиных сил на тонну. Для некоторых танков такой относительно низкий показатель был бы недостатком, но для ЗСУ подвижность является наименее важной характеристикой, поэтому его можно опустить и не рассматривать как недостаток. Большинство безопасных позиций, с которых можно эффективно контролировать небо над полем боя зачастую находится неподалёку от точек возрождения, поэтому нужды в лучшей подвижности нету.

Точность наведения на земле и в воздухе

Предприятие также ведет ряд работ по созданию приводов и стабилизаторов вооружения для сухопутной и авиационной техники. В частности, разработан электрический привод наведения вооружения по горизонтали и вертикали, который может быть интегрирован в новейший танк Т-14 «Армата».

«Мы поработали с «Уралвагонзаводом» [входит в Ростех] вариант электрической вертикали на базе мехподъемника: мы сделали два опытных образца, которые прошли полный цикл испытаний на танке Т-72. Готовы в случае очередной модернизации «Арматы» предложить свои разработки», — сообщил Николаев, отметив, что новый привод вооружения может быть установлен и на ранее разработанные танки, в частности Т-72 и Т-80.

Читать еще:  Все особенности бомбардировщика су-24

Предприятие выпускает и привода для пушек разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор».

По оценке специалиста, новые привода пушки для Ка-52 будут широко востребованы: эти устройства могут устанавливаться как на новых вертолетах, так и на машинах, проходящих ремонт и модернизацию. Они повозили существенно снизить количество отказов и улучшили точность стрельбы очередями.

«Сигнал» выпускает в том числе привода для сухопутных артиллерийских систем. Начальник научно-производственного комплекса №1 предприятия Алексей Бабкин сообщил ТАСС, что институт является разработчиком приводов наведения для реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» и модернизированных самоходных артиллерийских установок семейства «Мста-С».

Для «Смерча» предприятие разработало улучшенные привода с увеличенной в несколько раз скоростью наведения вооружения. «В настоящее время мы находимся на этапе изготовления двух образцов и в этом году должны провести предварительные испытания устройств. В следующем году пройдут государственные испытания, дальше возможно их серийное изготовление», — сообщил Бабкин.

По его словам, привода разработки и производства института интегрируются в состав новейшей сухопутной техники, создаваемой в настоящее время АО «НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева», в том числе тяжелых огнеметных систем ТОС-2 «Тосочка» и систем дистанционного минирования ИСДМ «Земледелие».

Достоинства и недостатки

Одним из главных минусов зенитной установки «Шилка» является ее тяжелая, сложная и маломощная ходовая часть. Ее ремонт и обслуживание – дело сложное и трудоемкое. Чтобы добраться до некоторых ее узлов, необходимо демонтировать множество агрегатов, слить масло и охлаждающую жидкость. Мощность в 240 л. с., на которую способен двигатель «Шилки», недостаточна для ее веса, поэтому машина тихоходна и маломаневрена.

Кроме этого, в силовой установке и ходовой части машины допущены другие конструкционные ошибки и недоработки, результатом чего стали частые поломки зенитной установки.

РЛС «Шилки» имеет небольшой радиус действия и довольно капризна в настройке. Также следует добавить, что машина обеспечивала минимальный уровень комфорта для экипажа.

Однако все вышеперечисленные минусы нивелируются высочайшим уровнем надежности зенитных пушек комплекса. Если они правильно собраны и установлены, система охлаждения залита водой по нормам, то вероятность сбоя или выхода из строя во время стрельбы практически исключалась.

Даже сегодня «Шилка» может представлять серьезную опасность для самолетов и вертолетов противника, если, конечно же, они летят не слишком высоко.

Историческая справка

Сразу после начала серийного производства ЗСУ-57-2 стало ясно, что она категорически не подходит для современных боевых условий. Эффективность двух 57-мм пушек была крайне низкой даже против поршневой авиации, а с появлением над полем боя реактивных самолетов противодействовать вражеской авиации стало и вовсе невозможным. В 1957 году вышло постановление о постройки двух современных ЗСУ: «Шилки» и «Енисей» (ЗСУ-37-2 с двумя спаренными 37-мм пушками), обе ЗСУ были готовы к концу 1960 года, а их испытания продолжались ещё год — до октября 1961-го. Обе машины прошли испытания, однако на малых высотах «Шилка» оказалась намного эффективней Енисея, поэтому на вооружение приняли именно её.

ЗСУ-23-4 «Шилка» участвовала во многих локальных конфликтах по всему земному шару. Её первое боевое применение состоялось в ходе Войны на истощение в составе войск ПВО Египта. Отлично она проявила себя и во время войны в Афганистане в качестве орудия поддержки пехоты. Со снятой РЛС и некоторыми сопутствующими приборами она могла эффективно поражать наземную силу и лёгкие укрепления противника.

Описание конструкции[править]

Броневой корпус и башня[править]

Тип брони — противоосколочная, противопульная.

Вооружение[править]

Вооружение «Шилки» состоит из 23-мм счетверенной автоматической пушки АЗП-23 «Амур» (индекс ее и башни — 2А10, автоматов пушки — 2А7, силовых приводов — 2Э2). Автомат 2А7 является модификацией автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23 и дополнен кожухом с жидкостным принудительным охлаждением (200 л воды или антифриза) и электроспуском. Может вести огонь как из всех четырех автоматов, так и из пары или любого из четырёх. Боекомплект установки — 2000 выстрелов (у ЗСУ-23-4М2 — 3000 выстрелов). Темп стрельбы пушки — 3400 выстрелов в минуту. Снаряды снаряжаются в ленты. Снаряжение ленты: на три осколочно-фугасных снаряда с трассёром или без (ОФЗТ/ОФЗ) один бронебойный зажигательный трассирующий (БЗТ). Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении. По азимуту и углу возвышения пушка наводится гидроприводами; также есть возможность наводить вручную, с помощью маховиков.

Читать еще:  Обзор дальнемагистрального пассажирского лайнера boeing 747

В состав установки входит радиолокационно-приборный комплекс орудийной наводки РПК-2, смонтированный в башне, дальность обнаружения цели — до 18 км. Также имеется аналоговый счётно-решающий прибор (СРП), который решает задачу встречи снаряда с целью.

Режимы стрельбы[править]

Установка может стрелять по воздушным целям в автоматическом режиме — цель сопровождается комплексом по дальности и углу цели, счётно-решающий прибор (СРП) определяет необходимое упреждение, открывает огонь при достижении целью дальности эффективной стрельбы и прекращает его при прохождении целью расчётной критической точки.

Имеется также полуавтоматический режим — наводчик совмещает перекрестие прицела с целью; дальность попадает в СРП по каналу радара — всё остальное вычисляет автоматика, и наводчику остаётся только открыть огонь.

ЗСУ-23-4 имеет пять режимов боевой работы:

  • автоматический;
  • полуавтоматический;
  • по запомненным координатам;
  • по ракурсным кольцам;
  • по дистанционной шкале (наземные цели).

Средства наблюдения и связи[править]

Радиоприборный комплекс РПК-2М:

  • Радиолокационная станция 1РЛ33М2: выполнена на лампах;
  • дальность обнаружения до 20 км, дальность автосопровождения до 15 км (цель типа МИГ-17);
  • защита от пассивных и активных помех, режим изменения частоты «Вобуляция».
  • Счётно-решающий прибор — решает задачу встречи цели и снаряда.
  • Визирное устройство (визир-дублёр).
  • Система стабилизации (гироазимутгоризонт).
  • 5 режимов боевой работы:
      режим автоматического сопровождения воздушной цели;
  • по угловым координатам воздушных целей от основного визира;
  • по запомненным координатам движения воздушной цели;
  • по ракурсным кольцам воздушных целей;
  • стрельба по наземным целям.
    • Радиостанция Р-123М.
    • Танковое переговорное устройство ТПУ-4.

    Двигатель и трансмиссия[править]

    Двигатель — дизель В6Р. Ёмкость двух топливных баков — 520 л. Запас хода без дозаправки топливом — 400 км. Вспомогательная силовая установка — газотурбинный двигатель мощностью 74 л. с., предназначен для обеспечения питанием электрооборудования РПК-2.

    Точность наведения на земле и в воздухе

    Предприятие также ведет ряд работ по созданию приводов и стабилизаторов вооружения для сухопутной и авиационной техники. В частности, разработан электрический привод наведения вооружения по горизонтали и вертикали, который может быть интегрирован в новейший танк Т-14 «Армата».

    «Мы поработали с «Уралвагонзаводом» [входит в Ростех] вариант электрической вертикали на базе мехподъемника: мы сделали два опытных образца, которые прошли полный цикл испытаний на танке Т-72. Готовы в случае очередной модернизации «Арматы» предложить свои разработки», — сообщил Николаев, отметив, что новый привод вооружения может быть установлен и на ранее разработанные танки, в частности Т-72 и Т-80.

    Предприятие выпускает и привода для пушек разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор».

    По оценке специалиста, новые привода пушки для Ка-52 будут широко востребованы: эти устройства могут устанавливаться как на новых вертолетах, так и на машинах, проходящих ремонт и модернизацию. Они повозили существенно снизить количество отказов и улучшили точность стрельбы очередями.

    «Сигнал» выпускает в том числе привода для сухопутных артиллерийских систем. Начальник научно-производственного комплекса №1 предприятия Алексей Бабкин сообщил ТАСС, что институт является разработчиком приводов наведения для реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» и модернизированных самоходных артиллерийских установок семейства «Мста-С».

    Для «Смерча» предприятие разработало улучшенные привода с увеличенной в несколько раз скоростью наведения вооружения. «В настоящее время мы находимся на этапе изготовления двух образцов и в этом году должны провести предварительные испытания устройств. В следующем году пройдут государственные испытания, дальше возможно их серийное изготовление», — сообщил Бабкин.

    По его словам, привода разработки и производства института интегрируются в состав новейшей сухопутной техники, создаваемой в настоящее время АО «НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева», в том числе тяжелых огнеметных систем ТОС-2 «Тосочка» и систем дистанционного минирования ИСДМ «Земледелие».

    Применение в бою

    • Аркадный режим

    Из-за возможности вылета на самолёте противником в любой момент, в аркадном режиме имеет смысл с самого начала боя брать «Шилку», занимать прикрытую от вражеской наземной техники позицию и прикрывать союзников от штурмовиков и бомбардировщиков противника. Позицию следует подобрать такую, чтобы противнику не был виден аркадный маркер над вашей техникой. Обычно такие позиции есть на точке возрождения либо где-то неподалёку неё. Маркер упреждения хорошо поможет в наведении по самолётам противника, хотя из-за повышенной манёвренности, попасть по вёрткой цели становится на порядок сложнее (чем в РБ или СБ). Для собственной защиты следует опасаться не только штурмовиков и бомбардировщиков, а также и истребителей без подвесного вооружения — на столь высоком уровне боёв истребители имеют мощное курсовое вооружение, способное без особого труда поразить лёгкую броню «Шилки».

    Читать еще:  Сплавная речная мина СРМ

    Из-за ограничения реалистичного режима на вылет самолётов, некоторое время после начала боя небо будет чистым (а в совсем редких случаях у противника вообще не будет самолётов) и потребность в «Шилке» отпадает. Гораздо более рациональным будет использовать первой техникой танк, принося таким образом несоизмеримо большую пользу своей команде из-за невозможности «Шилки» хоть сколько-то эффективно бороться основной массой наземной техники из-за малого показателя пробития её снарядов. Если же к моменту потери первой техники у противника были замечены воздушные цели — можно смело брать «Шилку» и занимать позицию, с которой будет возможность эффективно наблюдать за небом около поля боя, оставаясь недосягаемым для наземной техники противника — это либо двор, окружённый низкими домами, либо впадина в холмистой местности, а на крайний случай подойдёт и просто точка возрождения. Идеальным будет позиция, с которой открывается отличный обзор на направление к вражескому аэродрому — в таком случае самолёт противника будет замечен заранее и наблюдать за ним до дистанции открытия огня будет значительно проще.

    Большинство противников на данном ранге уже имеют самолёты высокого уровня, многие — реактивные, с высокой скоростью полёта, которые особенно затруднительно сбить если те не будут атаковать саму Шилку, технику рядом с ней либо просто пролетать мимо на низкой высоте. Не стоит лишний раз тратить боеприпасы на вражеских истребителей, которые летают на большом расстоянии от поля боя — лучше приберечь боекомплект для вражеской штурмовой авиации.

    Штурмовая авиация представляет серьёзную угрозу наземной союзной силе и именно она является основной, заложенной при создании ЗСУ, целью. Например, хороший пилот на бомбардировщике Do.217 (который способен точечно сбрасывать бомбы с пикирования), может уничтожить 3-5 танка с одной бомбовой нагрузки, а довольно футуристически выглядящий истребитель Ho.229 V3, используя ленту для наземных целей, может нанести ущерб нескольким танкам, поджигая их попаданиями в моторно-трансмиссионное отделение, отвлекая их от сражения с союзниками. Данные самолёты более опасны для наземной техники, чем многие реактивные варианты бомбардировщиков типа Ил-28 из-за более низкой скорости полёта и лучшей управляемости, но это не значит, что реактивные бомбардировщики полностью бесполезны в бою — они тоже способны нанести значительный ущерб союзным танкам.

    Самолёт противника необходимо подпустить достаточно близко перед открытием огня по двум причинам: первая — несмотря на высокую скорострельность есть шанс не попасть по самолёту, летящем вдалеке; вторая — увидев трассы пушек «Шилки» противник может отвернуть и начать искать цели подальше от места, от куда по нему вели огонь. В таком случае «Шилка» не получит очередную пометку о сбитом самолёте, а противник будет безнаказанно атаковать наземную технику союзников. Из-за столь большой плотности огня на Шилке можно применить следующую тактику стрельбы — когда противник подойдёт достаточно 1.0 — 1.3 км. необходимо выбрать упреждение по направлению его полёта, после чего требуется взять достаточное упреждение по скорости и меняя упреждение оси скорости противника (будто представляя, что он летит сначала с меньшей скоростью — меньшее упреждение, а потом с большой — большее упреждение) поливать его градом снарядов. Такая стрельба позволяет эффективней поражать цели, летящие на средних и выше средних дистанциях.

    Если же противник улетает от Шилки на уже приличной дистанции (более 700-800 метров), то не стоит тратить боекомплект — скорее всего снаряды пролетят мимо, а возможность сбить самолёт будет когда он вернётся — чаще всего они возвращаются.

    Достоинства и недостатки

    Достоинства:

    • Очень высокая скорострельность и плотность огня.
    • Достаточно мощные осколочно-фугасные снаряды.
    • Высокая скорость наведения башни и орудий.
    • Вместительный боезапас.
    • Нет перезарядок (непрерывное ленточное питание).
    • Большой размер машины.
    • Боекомплект «окружает» башню.
    • Малая подвижность.
    • Низкий показатель пробития бронебойных снарядов.
    • Нет подкалиберных снарядов.

    Технические характеристики

    Ниже представлены ТТХ ЗСУ-23-4 «Шилка».

    Год принятия на вооружение1962
    Размеры зоны поражения, км:
    — по дальности0-2,5
    — по высоте0-1,5-2
    Скорость поражаемых целей, м/c:
    — при стрельбе навстречу450
    — при стрельбе вдогон300
    Количество и калибр пушек, мм4х23
    Масса снаряда, кг0,19
    Начальная скорость снаряда, м/c1000
    Возможность стрельбы в движенииДа
    Всепогодность работыДа
    Масса, т20,5
    Расчет, чел.4

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector