0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русский национальный костюм: одежда предков и современное направление моды

Русский национальный костюм: одежда предков и современное направление моды

Русская народная одежда имеет многовековую историю, у неё много общих черт с вещами, которые носили древние славяне. Облик русского костюма соответствовал образу жизни народа и его географическому положению. Например, в более южных регионах вещи отличались яркостью, каждый элемент русского гардероба продумывался с большой любовью. В северных областях одежда была под стать тяжёлым условиям жизни – более тёмной и мрачной. Жители горных районов богато украшали обережной вышивкой свои костюмы, поскольку в горах человека подстерегало много разных опасностей. Именно с тех времён пошла поговорка «встречают по одежке…», так как по элементам украшения нарядов можно было угадать не только происхождение человека, но его социальное и семейное положение.

Северная Осетия

В Северной Осетии всё больше мужчин, предпочитающих рубашки, выполненные в национальном стиле. Особые линии кроя, этно-элементы, сдержанная цветовая гамма.

«Большинство наших гостей (клиентов – «АиФ-СК») – мужчины, — говорит модельер Лиза Габарати, создатель студии дизайнерской одежды. — Но мы можем предложить и дамам очень интересные вещи».

«Я уже не первый раз заказываю вещи в национальном стиле, — говорит житель Владикавказа Владимир. — Предпочитаю сорочки, которые в зависимости от цвета можно одевать в том числе и в офис. В планах пошить и черкеску, когда буду дочь замуж выдавать».

Архаичные характерные элементы кроя, воротник-стойка, ряд пуговиц, манжеты, украшенные национальными символами. Одежду в этно-стиле заказывают отовсюду, и не только осетины. Цена сорочки — от 5 до 7 тыс. руб.

Сейчас Лиза работает над новой линией одежды для детей. «Любовь к нашей культуре мне привили в детстве, так же как и к рукоделию, — говорит дизайнер. – Женщины в нашей семье всегда шили, и я уже с первого класса знала, чем буду заниматься ».

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Читать еще:  Каски и шлемы военного назначения в разных стран Мира

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

  • Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
  • Царские короны, старинное оружие и иконы
  • Обереги в традиционном русском костюме

Русский женский традиционный костюм

Женский русский костюм значительно отличается от славянского, появляются новые части гардероба:

  • Передники (они ещё назывались занавесками);
  • Понёвы;
  • Нагрудники;
  • Сарафаны;
  • Шушпаны.

Изначально новые элементы носили только знатные женщины, крестьянки по-прежнему обходились простой рубахой, которая со временем превратилась в прямое длинное платье. Сама рубаха не исчезла, а стала частью нижней одежды.

Русская женская рубаха только у бедных крестьянок шилась из небеленого полотна, причём почти у каждой имелась праздничная вещь белого цвета с различными вышивками и орнаментами. Особым шиком считалась одежда для повседневной жизни, украшенная орнаментом с птицами и животными. Рисунки могли иметь ширину до 30 см, причём каждая часть вышивки, проходившей по низу изделия, украшалась своим орнаментом.

Передники были самыми красивыми элементами одежды, надеваемой женщинами. Эта часть костюма делалась из толстого холста, украшалась вышивками с орнаментами и лентами из шёлка. Края занавески (передника) оформлялись бахромой из ниток, разноцветными оборками, зубцами из кружев красного или белого цвета.

Сарафаны начали шить в северных российских губерниях, где они известны с XVIII века. Такой наряд изготавливался из однотонного холста, бязи, домотканой шерсти или красной крашенины. Однотонность этого элемента женского костюма помогала выделять разноцветные красочные узоры на рубахах и передниках.

Понёва – специального типа юбка, надеваемая вокруг талии. Делалась из 3-5 кусков ткани, сшитых между собой по кромке, верхний край юбки подгибался и скреплялся, оставляя внутри место для вдевания пояска -гашника. Носилась преимущественно замужними женщинами, девушка могла надеть понёву, достигнув половой зрелости или будучи просватанной.

  • Запона – предмет женского гардероба из цветного холста грубой выделки, по бокам не сшивалась и носилась вместе с поясом. Всегда была короче рубахи, внизу скалывалась;
  • Душегрея – короткая вещь на лямках, как у сарафана, надевалась поверх его. Считалась праздничным нарядом, изготавливалась из дорогих узорчатых тканей, чаще всего имела декоративную кайму;
  • Летник – накладная одежда, которую могли позволить себе только состоятельные русские женщины. Главной особенностью летника были широкие рукава, богато украшалась кусками бархата или атласа, расшитыми жемчугом, золотом или серебром. Летник имел бобровый воротник, часто подкрашенный в чёрный цвет;
  • Шубка – зимняя разновидность летника, отличающаяся узкими и длинными рукавами;
  • Телогрея – та же шубка, только распашная, снабжалась пуговицами или завязками.
Читать еще:  Самое странное оружие мира

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Чечня

Чеченские модницы предпочитают мусульманскую одежду с элементами национального костюма.

«У нас очень много модельеров шьют мусульманские и национальные костюмы, в нашем Доме моды есть линии мужской и женской одежды, — рассказывает сотрудница Дома моды Firdows Зарима Яхоева. – Это детская одежда, спортивная, деловая, повседневная, вечерняя. Она сохраняет наш национальный колорит, менталитет и исламские нормы. Девушка, в первую очередь, должна быть скромной. Поэтому юбки макси, закрытый рукав, строгая горловина. Но скромность не значит серость! Ручная вышивка национальных орнаментов, отделка одежды бисером. Хочется разрез – пожалуйста, но только это будет не открытый разрез, а шлица, или подъюбник (нижнее платье) под разрезом. Сам крой платья или костюма – полуприлегающий силуэт, скромный, но подчёркивающий стройность фигуры».

Головной убор – неотъемлемая часть женского гардероба. Это могут быть яркие платки или шарфы, оригинально повязанные, красивые, полностью прятать волосы не обязательно.

Цветов модных у нас нет, но традиционно в республике любят зелёный. Это очень глубокий цвет, цвет жизни, весны и молодости.

Приобрести мусульманскую одежду можно во многих магазинах Грозного. Стоят наряды от 1,5 тыс. руб. Но есть элитная линия моделей из дорогих натуральных тканей, она дорогая. Как правило, это коллекции вечерних нарядов.

Читать еще:  Кинопулемёт для Luftwaffe

Фото опубликовано editashahumyan (@editashahumyan) Ноя 2 2014 в 1:10 PST

Мужская традиционная обувь

Самой известной русской национальной обувью считаются лапти. Большинство людей думают, что они появились во времена древних славян-язычников. На самом деле, первые письменные упоминания о лаптях относятся к 985 году. В летописи описан случай нападения киевского князя Владимира на волжских болгар, оказавшихся обутых в сапоги. Воевода тогда сказал князю, что нужно искать себе данников в лаптях. Из этого можно сделать вывод, что в X веке лапти носили кривичи, радимичи и дреговичи.

Другим популярным типом древней обуви были поршни – кожаные ботинки, распространённые по всей средневековой Европе. Встречались поршни из нескольких кусков кожи, а также обувь из одного куска шкуры — «прабошни черевичьи». Попадалась на Руси обувь сандального типа, позаимствованная у Византии. При раскопках иногда находят остатки сапог с жёсткой подмёткой и железными подковками.

Воины и богатые люди на Руси носили полусапожки двух видов: мягкие с вытяжным верхом и подошвой и ботинки сложного покроя с задником, голенищем, головкой и подошвой. Что касается знаменитых на весь мир валенок, то они появились только в XVIII веке в Сибири, распространившись в XIX веке в центральных губерниях России и став любимой зимней обувью крестьян.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector