0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк «Армата» оказался слишком дорогим для России

Танк «Армата» оказался слишком дорогим для России. Что будет вместо него?

Танк Т-14 «Армата».

ФОТО: Valery Sharifulin / Valery Sharifulin/TASS

Перспективный российский танк Т-14 «Армата» оказался слишком дорог для массовых закупок, а основной боевой танк Т-72, стоящий на вооружении армии России, — вполне современная боевая машина, считает вице-премьер Юрий Борисов.

В правительстве чиновник курирует оборонно-промышленный комплекс. Пять лет назад он же, будучи замминистра обороны, утверждал, что созданный в СССР Т-72 устарел и нуждается в замене на качественно новую боевую платформу.

«Ну и зачем наводнять „арматами“ все Вооруженные силы, у нас Т-72 пользуется огромным спросом на рынке. Его берут все, он по сравнению с „абрамсами“, „леклерками“ и „леопардами“ по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит», — цитировали в понедельник, 30 июля, слова вице-премьера российские информационные агентства.

«Если бы существующая техника, в частности, модернизированный танк Т-72, БМП-4 или БТР-82 по своим возможностям резко уступали вероятному противнику, мы бы сейчас форсировали, закупали новые модели», — рассуждал Борисов.

Как три «леопарда»

Танк на платформе «Армата» был представлен широкой публике весной 2015 года. Тогда Т-14 впервые участвовали в Параде Победы на Красной площади.

A также

В российской прессе этот проект стали обсуждать немного раньше, и одним из главных аргументов сторонников нового танка было то, что танки Т-90 и Т-72 уже исчерпали возможности для модернизации. В числе этих людей был Юрий Борисов.

«Все от Т-72 и Т-90, мы все исчерпали. Там нету уже возможности для дальнейшей модернизации, нужен качественный скачок. Вот задача создания этой платформы (и мы ее обязательно создадим к 15-му году, мы даже объявили это у себя на сайте) — это получение качественного скачка для развития этого направления», — говорил тогдашний замминистра обороны в программе «Военный совет» радиостанции «Эхо Москвы» 29 июня 2013 года.

В том же интервью Борисов сетовал на то, что армии приходится «жить на модернизации платформ, которые были созданы еще во времена Советского Союза». «Сегодня если сравнивать танк Т-90С, он может быть, чуть-чуть отстает, а где-то и в паритете с современными зарубежными образцами. Я имею в виду с немецкими танками, с израильскими», — говорил Борисов в 2013 году.

Еще раньше, в марте 2011 года, выступая на заседании комитета по обороне и безопасности Совета федерации, тогдашний главнокомандующий сухопутных войск Александр Постников заявил, что Т-90, будучи модификацией советского Т-72, стоил на тот момент 118 миллионов рублей за единицу. На те же деньги минобороны могло купить три немецких танка «Леопард», отмечал военный.

  • Ответ «Армате»: Германия и Франция вместе разработали новый танк
  • Зачем Германия расконсервирует припасенные «Леопарды»
  • Как «Армата» повлияла на танковое перевооружение в мире

Эти слова тогда раскритиковали многие эксперты, но они довольно точно отражали отношение военных к бронетехнике 1970-х годов, составлявший на тот момент основу парка военных машин российской армии.

Появление танка нового поколения на таком информационном фоне казалось тогда логичным и правильным шагом.

Танки: сотворение мифов

Присутствовавший на встрече бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко сказал, что работа по нему ведется, что есть необходимый для его создания научно-технический и опытно-конструкторский задел, что танк, если будет осуществляться нормальное финансирование, можно ожидать к 2015 г. «Это будет Т-95?», – спросил кто-то из присутствующих.
Коваленко не успел ответить, как один из экспертов невнятно произнес название боевой машины. А через пару часов на информационные ленты со ссылкой на Юрия Коваленко выплеснулся поток сообщений о будущем российском танке «Армада».

Нет, Юрий Федорович о нем ничего не говорил. И такого названия не существует. Большинство из присутствующих просто не расслышали или не поняли незнакомое слово. А эксперт имел в виду не «Армаду», а «Армату» . Под таким шифром Уральское КБ тяжелого машиностроения ведет разработку перспективной универсальной бронированной платформы, на базе которой предполагается создать основной боевой танк, БМП, тяжелый БТР, боевую машину поддержки танков, БРЭМ, шасси для самоходных артиллерийских установок и другой военной техники. Известно об этой ОКР немного, прежде всего потому, что она еще далека до завершения. А таинственным словом «армата» во второй половине XIV века на Руси называли артиллерийские орудия, которые изготавливались из нескольких сваренных листов железа, завернутых в трубку. То есть армата чем-то напоминает современные гладкоствольные танковые пушки.

Впрочем, другой эксперт поведал на встрече, что к 2015 году новый танк может и не поспеть, поскольку Министерство обороны никак не может сформулировать тактико-техническое задание на боевую машину нового поколения. Не из-за отсутствия ли квалифицированных специалистов, способных сформулировать грамотное задание промышленности, поднимаются волны мифов о российских танках, которые, дескать, уступают зарубежным аналогам да и стоят дороже?

Во время «круглого стола» эксперты привели цифры и факты, опровергающие эти утверждения. Российские Т-90А и Т-90С по таким характеристикам, как дальность поражения целей, маневренность, малая заметность превосходят зарубежные аналоги. Да, они не лишены недостатков – в первую очередь это касается средств ночного видения (пока приходится закупать тепловизоры за рубежом), связи и обработки информации. Уступают они и по эргономике, то есть по обеспечению комфортных условий экипажу. Но эти недостатки устранимы. Нужно только правильно поставить задачи и выделить необходимые финанансовые средства. Кстати, о денежной стороне вопроса. Юрий Коваленко привел следующие цифры: стоимость Т-90А — где-то в пределах 70 млн. руб. за единицу, американского танка Abrams — 217 млн. руб., французского Leclerc — 255 млн., немецкого Leopard-2 — 167млн., а украинского Т-80 – 120 млн. руб. Другими словами, наш танк – самый дешевый.

Но бронетехника все-таки дорожает. Чиновники делают вид, что не понимают почему. А ларчик открывается просто. В последнее время в войска поступало по два батальонных комплекта, то есть по 62 танка Т-90А в год. Это не очень много, если учесть, что парк современных танков (Т-80У, Т-90 и Т90А) составляет в Российской армии всего 10-12%. Но чем меньше серия, тем выше стоимость единицы продукции. Да и оплачиваются даже заключенные контракты через пень колоду. Поэтому приходится брать кредиты. А за них надо расплачиваться. Растут цены на энергию, сырье и комплектующие. Прибавьте к этому очень даже немалую инфляцию. На текущий год танковый заказ – вообще нулевой. «Уралвагонзавод» получил лишь 205 млн. руб. на модернизацию некоторого количества танков Т-72. Сумма смешная для такого гиганта. Оборонный сектор научно-производственной корпорации выручают лишь экспортные заказы. В противном случае его было бы выгоднее вообще закрыть. Но и сейчас линии по сборке танков приходится замораживать. А когда настанет время танки выпускать, их придется расконсервировать. Возникнет необходимость и в восстановлении навыков персонала. А это все деньги и деньги.

Читать еще:  Карабин sako 85 bavarian .300wsm: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Александр МОЗГОВОЙ. Сайт

Дешево и просто

С начала 1970-х годов было построено более 25 тысяч танков Т-72 они стояли и стоят на вооружении в нескольких десятках стран. Т-90, созданный на его основе, выпускается с начала 1990-х годов. Уже построено более 2 тысяч этих танков разных модификаций. Конструкторам хорошо известны все недостатки обоих танков, с которыми они не прекращают бороться.

  • Россия перенесет приоритет на вооружение сухопутной армии
  • «Мы не бряцаем оружием»: какую армию будет строить Россия
  • Новейший российский танк на военном шоу в Жуковском

Так, в последней модификации Т-90 (соответственно, и Т-72), которая называется Т-90АМ, часть боекомплекта вынесена за пределы башни в специальный контейнер позади нее. Это было сделано по примеру некоторых танков западных стран. На нем установлено новое оборудование, причем многое (например, система активной защиты «Афганит») используется также на Т-14.

«Уралвагонзавод» проводит глубокую модернизацию и самого Т-72 до уровня «Б3», что примерно соответствует базовой модификации Т-90.

Виктор Мураховский считает, что говорить о полном прекращении программы закупок новой военной техники нельзя: речь идет об отсрочке выполнения этих программ на будущее.

Вместо этого правительство продолжит капремонт и модернизацию старой техники.

«Достаточно массово идет переоснащение на Т-72Б3 (есть версии 2016 года — это крайняя модификация), там уже речь идет о сотнях единиц. Недалек тот день, когда насыщение войск этими образцами наступит, будут постепенно модернизировать Т-90 и одновременно закупать низкими темпами бронетехнику нового поколения», — спрогнозировал эксперт.

РОСОБОРОНЗАКАЗ: Армата — танк будущего

22.06.2011.
Долгие годы надежды на перевооружение, российские танкисты связывали с «Объектом-195», который широко рекламировался и специалисты Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО «УКБТМ») были близки к реализации проекта и передачи его в производство. Но в 2010 году финансирование работ по проекту «Объект-195» было заморожено, а уже в текущем годы в Министерстве Обороны РФ заявили о прекращении дальнейших работ по созданию так ожидаемого проекта. Причины, по которой были полностью прекращены работы, назывались две – несоответствие современным требованиям, предъявляемым к танкам и высокая итоговая цена. В качестве альтернативы были начаты работы над проектом «Армата» — танк, который будет лучшим в мире, как о нем говорят в Министерстве Обороны.

Но так ли это и каковы истинные причины отказа от дальнейших работ по практически готовому проекту «Объект-195»?

Как известно работы по созданию танка Т-95 («Объект-195») были начаты в КБ Уралвагонзавода незадолго до распада СССР. Согласно планов это должен был быть совершено новый танк, в котором сочеталась высокая степень защиты экипажа и совершенно новые средства ведения огня. В качестве основной защиты экипажа должна была использоваться герметичная капсула, которая отделяла зону нахождения людей от зоны хранения боеприпасов и оружия. На протяжении долгого времени все работы по созданию Т-95 были строго засекречены и только после постройки первых испытательных прототипов, о танке стало известно широкому кругу. В этом году были опубликованы первые фотографии одного из опытных образцов. Боевая машина оказалась крайне необычной. Танк визуально выглядит выше и больше Т-90А. Первым что бросается в глаза это его прекрасная защищенность. Между собой испытатели называли Т-95 «Железным капутом», многие кто увидел снимки впервые, были по-настоящему удивлены необычностью нового танка.

Танк Т-95 имеет уникальную компоновку – экипаж размещается в отдельной бронированной капсуле. Вооружение и полный боекомплект – в отдельном полностью автоматизированном боевом отделении. Моторно-трансмиссионный отсек, расположен так же в прекрасно защищенной, корме. Танк защищен в лобовой проекции, усиленная защита так же стоит на бортах и сверху. Башня необитаема, с учетом этого выполнена в довольно узкой форме. Основное вооружение (гладкоствольная 152 мм пушка, способная вести огонь управляемыми ракетами) находится в башне и расположено довольно высоко, что так же является преимуществом. При ведении стрельбы из-за заграждений достаточно выдвинуть ствол и приборы наблюдения, тогда как весь танк находится в защищенной зоне.

Машина оснащена мощным (1600 л.с.) дизельным двигателем и гидромеханической автоматической трансмиссией. С учетом внешнего габаритного размера вес танка сравнительно небольшой — 55 тонн, что позволяет говорить о его прекрасных маневренных возможностях. Могущество подкалиберного снаряда выпущенного из орудия Т-95 позволяет пробивать защиту абсолютно любого танка НАТО во всех точках лобовой проекции и уничтожать бронированные машины противника фактически одним прицельным выстрелом. Всю информацию об обстановке на поле боя экипаж получает с тепловизионных, телевизионных и лазерных датчиков прямо на экран монитора. Текущая оперативная информация о взаимодействии с другими танками, а также тактические задачи командования так же выводятся на экране, что позволяет экипажу постоянно контролировать ситуацию.

Но, несмотря на прекрасные показатели от дальнейших работ по созданию Т-95 Министерство Обороны РФ приняло решение отказаться. В качестве основной причины называется высокая цена, по не официальной информации – танк не соответствует требованиям, предъявляемым к современному вооружению. Об этом стало понятно из нелестного отзыва командующего Сухопутными войсками Постникова, который назвал Т-95 всего лишь очередной модификацией Т-72 и ни чего более. Вместе с сообщением о прекращении работ по «Объекту-195» из Министерства Обороны пришло и сообщение о начале работ по созданию танка под кодовым названием «Армата», который должен стать основным танком Вооруженных Сил РФ. Перед конструкторами поставлена конкретная задача – к 2015 году танк должен стать на производственную линию. Свои задачи Министерство Обороны подкрепило довольно щедрым финансированием, что позволят говорить о серьезном подходе к реализации программы.

В то же время эксперты уверены, что создать за столь короткий срок принципиально новую машину не удастся и очевидно «Армата» будет представлять собой модифицированный и доработанный «Объект-195», но несколько дешевле, а значит проще, как в плане защиты, так и систем ведения огня. Как заявил бывший первый заместитель начальника автобронетанкового управления МО, генерал-лейтенант Ю.Коваленко, «в перспективе новый танк «Армата» должен стать основной боевой единицей вооружения российских Сухопутных войск».

В автомате заряжания нового танка будут находиться 32 боеприпаса различного назначения, а сама боевая машина сможет вести огонь во время движения. По словам Коваленко, в «Армате» будут применены конструкторские наработки ОБТ нескольких других проектов, в том числе и проекта «Черный орел». Другие тактико-технические подробности перспективного танка Коваленко не уточнил, но можно попытаться представить его облик. Несомненно, танк «Армата» будет иметь вес меньший, чем у «Объекта-195», в пределах 50 тонн. В качестве шасси будет использована традиционная для российских танков система с шестью, а не семью как на «Объекте-195», парами опорных катков. В целях снижения конечной цены, а так же упрощения производства возможно конструкторы откажутся от использования титановых бронированных сплавов.
Предполагается, что «Армата» будет вооружена проверенной 125 мм гладкоствольной пушкой. Это же орудие используется на новом варианте Т-90АМ. Возможности этой пушки достаточны для уничтожения любого танка НАТО. Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать вывод, что «Армата» действительно имеет все шансы стать основным танком ВС России, единственное, что может помешать осуществлению проекта, это непредсказуемость чиновников из Министерства Обороны, которые в любой момент могут остановить работы. К сожалению, примеры этого есть.

Читать еще:  В сша военные научились улучшать работу мозга

Как три «леопарда»

Танк на платформе «Армата» был представлен широкой публике весной 2015 года. Тогда Т-14 впервые участвовали в Параде Победы на Красной площади.

A также

В российской прессе этот проект стали обсуждать немного раньше, и одним из главных аргументов сторонников нового танка было то, что танки Т-90 и Т-72 уже исчерпали возможности для модернизации. В числе этих людей был Юрий Борисов.

«Все от Т-72 и Т-90, мы все исчерпали. Там нету уже возможности для дальнейшей модернизации, нужен качественный скачок. Вот задача создания этой платформы (и мы ее обязательно создадим к 15-му году, мы даже объявили это у себя на сайте) — это получение качественного скачка для развития этого направления», — говорил тогдашний замминистра обороны в программе «Военный совет» радиостанции «Эхо Москвы» 29 июня 2013 года.

В том же интервью Борисов сетовал на то, что армии приходится «жить на модернизации платформ, которые были созданы еще во времена Советского Союза». «Сегодня если сравнивать танк Т-90С, он может быть, чуть-чуть отстает, а где-то и в паритете с современными зарубежными образцами. Я имею в виду с немецкими танками, с израильскими», — говорил Борисов в 2013 году.

Еще раньше, в марте 2011 года, выступая на заседании комитета по обороне и безопасности Совета федерации, тогдашний главнокомандующий сухопутных войск Александр Постников заявил, что Т-90, будучи модификацией советского Т-72, стоил на тот момент 118 миллионов рублей за единицу. На те же деньги минобороны могло купить три немецких танка «Леопард», отмечал военный.

  • Ответ «Армате»: Германия и Франция вместе разработали новый танк
  • Зачем Германия расконсервирует припасенные «Леопарды»
  • Как «Армата» повлияла на танковое перевооружение в мире

Эти слова тогда раскритиковали многие эксперты, но они довольно точно отражали отношение военных к бронетехнике 1970-х годов, составлявший на тот момент основу парка военных машин российской армии.

Появление танка нового поколения на таком информационном фоне казалось тогда логичным и правильным шагом.

РОСОБОРОНЗАКАЗ: Армата — танк будущего

22.06.2011.
Долгие годы надежды на перевооружение, российские танкисты связывали с «Объектом-195», который широко рекламировался и специалисты Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО «УКБТМ») были близки к реализации проекта и передачи его в производство. Но в 2010 году финансирование работ по проекту «Объект-195» было заморожено, а уже в текущем годы в Министерстве Обороны РФ заявили о прекращении дальнейших работ по созданию так ожидаемого проекта. Причины, по которой были полностью прекращены работы, назывались две – несоответствие современным требованиям, предъявляемым к танкам и высокая итоговая цена. В качестве альтернативы были начаты работы над проектом «Армата» — танк, который будет лучшим в мире, как о нем говорят в Министерстве Обороны.

Но так ли это и каковы истинные причины отказа от дальнейших работ по практически готовому проекту «Объект-195»?

Как известно работы по созданию танка Т-95 («Объект-195») были начаты в КБ Уралвагонзавода незадолго до распада СССР. Согласно планов это должен был быть совершено новый танк, в котором сочеталась высокая степень защиты экипажа и совершенно новые средства ведения огня. В качестве основной защиты экипажа должна была использоваться герметичная капсула, которая отделяла зону нахождения людей от зоны хранения боеприпасов и оружия. На протяжении долгого времени все работы по созданию Т-95 были строго засекречены и только после постройки первых испытательных прототипов, о танке стало известно широкому кругу. В этом году были опубликованы первые фотографии одного из опытных образцов. Боевая машина оказалась крайне необычной. Танк визуально выглядит выше и больше Т-90А. Первым что бросается в глаза это его прекрасная защищенность. Между собой испытатели называли Т-95 «Железным капутом», многие кто увидел снимки впервые, были по-настоящему удивлены необычностью нового танка.

Танк Т-95 имеет уникальную компоновку – экипаж размещается в отдельной бронированной капсуле. Вооружение и полный боекомплект – в отдельном полностью автоматизированном боевом отделении. Моторно-трансмиссионный отсек, расположен так же в прекрасно защищенной, корме. Танк защищен в лобовой проекции, усиленная защита так же стоит на бортах и сверху. Башня необитаема, с учетом этого выполнена в довольно узкой форме. Основное вооружение (гладкоствольная 152 мм пушка, способная вести огонь управляемыми ракетами) находится в башне и расположено довольно высоко, что так же является преимуществом. При ведении стрельбы из-за заграждений достаточно выдвинуть ствол и приборы наблюдения, тогда как весь танк находится в защищенной зоне.

Машина оснащена мощным (1600 л.с.) дизельным двигателем и гидромеханической автоматической трансмиссией. С учетом внешнего габаритного размера вес танка сравнительно небольшой — 55 тонн, что позволяет говорить о его прекрасных маневренных возможностях. Могущество подкалиберного снаряда выпущенного из орудия Т-95 позволяет пробивать защиту абсолютно любого танка НАТО во всех точках лобовой проекции и уничтожать бронированные машины противника фактически одним прицельным выстрелом. Всю информацию об обстановке на поле боя экипаж получает с тепловизионных, телевизионных и лазерных датчиков прямо на экран монитора. Текущая оперативная информация о взаимодействии с другими танками, а также тактические задачи командования так же выводятся на экране, что позволяет экипажу постоянно контролировать ситуацию.

Но, несмотря на прекрасные показатели от дальнейших работ по созданию Т-95 Министерство Обороны РФ приняло решение отказаться. В качестве основной причины называется высокая цена, по не официальной информации – танк не соответствует требованиям, предъявляемым к современному вооружению. Об этом стало понятно из нелестного отзыва командующего Сухопутными войсками Постникова, который назвал Т-95 всего лишь очередной модификацией Т-72 и ни чего более. Вместе с сообщением о прекращении работ по «Объекту-195» из Министерства Обороны пришло и сообщение о начале работ по созданию танка под кодовым названием «Армата», который должен стать основным танком Вооруженных Сил РФ. Перед конструкторами поставлена конкретная задача – к 2015 году танк должен стать на производственную линию. Свои задачи Министерство Обороны подкрепило довольно щедрым финансированием, что позволят говорить о серьезном подходе к реализации программы.

В то же время эксперты уверены, что создать за столь короткий срок принципиально новую машину не удастся и очевидно «Армата» будет представлять собой модифицированный и доработанный «Объект-195», но несколько дешевле, а значит проще, как в плане защиты, так и систем ведения огня. Как заявил бывший первый заместитель начальника автобронетанкового управления МО, генерал-лейтенант Ю.Коваленко, «в перспективе новый танк «Армата» должен стать основной боевой единицей вооружения российских Сухопутных войск».

В автомате заряжания нового танка будут находиться 32 боеприпаса различного назначения, а сама боевая машина сможет вести огонь во время движения. По словам Коваленко, в «Армате» будут применены конструкторские наработки ОБТ нескольких других проектов, в том числе и проекта «Черный орел». Другие тактико-технические подробности перспективного танка Коваленко не уточнил, но можно попытаться представить его облик. Несомненно, танк «Армата» будет иметь вес меньший, чем у «Объекта-195», в пределах 50 тонн. В качестве шасси будет использована традиционная для российских танков система с шестью, а не семью как на «Объекте-195», парами опорных катков. В целях снижения конечной цены, а так же упрощения производства возможно конструкторы откажутся от использования титановых бронированных сплавов.
Предполагается, что «Армата» будет вооружена проверенной 125 мм гладкоствольной пушкой. Это же орудие используется на новом варианте Т-90АМ. Возможности этой пушки достаточны для уничтожения любого танка НАТО. Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать вывод, что «Армата» действительно имеет все шансы стать основным танком ВС России, единственное, что может помешать осуществлению проекта, это непредсказуемость чиновников из Министерства Обороны, которые в любой момент могут остановить работы. К сожалению, примеры этого есть.

Читать еще:  Ружье комб. sabatti forest 20х76: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Как три «леопарда»

Танк на платформе «Армата» был представлен широкой публике весной 2015 года. Тогда Т-14 впервые участвовали в Параде Победы на Красной площади.

A также

В российской прессе этот проект стали обсуждать немного раньше, и одним из главных аргументов сторонников нового танка было то, что танки Т-90 и Т-72 уже исчерпали возможности для модернизации. В числе этих людей был Юрий Борисов.

«Все от Т-72 и Т-90, мы все исчерпали. Там нету уже возможности для дальнейшей модернизации, нужен качественный скачок. Вот задача создания этой платформы (и мы ее обязательно создадим к 15-му году, мы даже объявили это у себя на сайте) — это получение качественного скачка для развития этого направления», — говорил тогдашний замминистра обороны в программе «Военный совет» радиостанции «Эхо Москвы» 29 июня 2013 года.

В том же интервью Борисов сетовал на то, что армии приходится «жить на модернизации платформ, которые были созданы еще во времена Советского Союза». «Сегодня если сравнивать танк Т-90С, он может быть, чуть-чуть отстает, а где-то и в паритете с современными зарубежными образцами. Я имею в виду с немецкими танками, с израильскими», — говорил Борисов в 2013 году.

Еще раньше, в марте 2011 года, выступая на заседании комитета по обороне и безопасности Совета федерации, тогдашний главнокомандующий сухопутных войск Александр Постников заявил, что Т-90, будучи модификацией советского Т-72, стоил на тот момент 118 миллионов рублей за единицу. На те же деньги минобороны могло купить три немецких танка «Леопард», отмечал военный.

  • Ответ «Армате»: Германия и Франция вместе разработали новый танк
  • Зачем Германия расконсервирует припасенные «Леопарды»
  • Как «Армата» повлияла на танковое перевооружение в мире

Эти слова тогда раскритиковали многие эксперты, но они довольно точно отражали отношение военных к бронетехнике 1970-х годов, составлявший на тот момент основу парка военных машин российской армии.

Появление танка нового поколения на таком информационном фоне казалось тогда логичным и правильным шагом.

Танки: сотворение мифов

Присутствовавший на встрече бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко сказал, что работа по нему ведется, что есть необходимый для его создания научно-технический и опытно-конструкторский задел, что танк, если будет осуществляться нормальное финансирование, можно ожидать к 2015 г. «Это будет Т-95?», – спросил кто-то из присутствующих.
Коваленко не успел ответить, как один из экспертов невнятно произнес название боевой машины. А через пару часов на информационные ленты со ссылкой на Юрия Коваленко выплеснулся поток сообщений о будущем российском танке «Армада».

Нет, Юрий Федорович о нем ничего не говорил. И такого названия не существует. Большинство из присутствующих просто не расслышали или не поняли незнакомое слово. А эксперт имел в виду не «Армаду», а «Армату» . Под таким шифром Уральское КБ тяжелого машиностроения ведет разработку перспективной универсальной бронированной платформы, на базе которой предполагается создать основной боевой танк, БМП, тяжелый БТР, боевую машину поддержки танков, БРЭМ, шасси для самоходных артиллерийских установок и другой военной техники. Известно об этой ОКР немного, прежде всего потому, что она еще далека до завершения. А таинственным словом «армата» во второй половине XIV века на Руси называли артиллерийские орудия, которые изготавливались из нескольких сваренных листов железа, завернутых в трубку. То есть армата чем-то напоминает современные гладкоствольные танковые пушки.

Впрочем, другой эксперт поведал на встрече, что к 2015 году новый танк может и не поспеть, поскольку Министерство обороны никак не может сформулировать тактико-техническое задание на боевую машину нового поколения. Не из-за отсутствия ли квалифицированных специалистов, способных сформулировать грамотное задание промышленности, поднимаются волны мифов о российских танках, которые, дескать, уступают зарубежным аналогам да и стоят дороже?

Во время «круглого стола» эксперты привели цифры и факты, опровергающие эти утверждения. Российские Т-90А и Т-90С по таким характеристикам, как дальность поражения целей, маневренность, малая заметность превосходят зарубежные аналоги. Да, они не лишены недостатков – в первую очередь это касается средств ночного видения (пока приходится закупать тепловизоры за рубежом), связи и обработки информации. Уступают они и по эргономике, то есть по обеспечению комфортных условий экипажу. Но эти недостатки устранимы. Нужно только правильно поставить задачи и выделить необходимые финанансовые средства. Кстати, о денежной стороне вопроса. Юрий Коваленко привел следующие цифры: стоимость Т-90А — где-то в пределах 70 млн. руб. за единицу, американского танка Abrams — 217 млн. руб., французского Leclerc — 255 млн., немецкого Leopard-2 — 167млн., а украинского Т-80 – 120 млн. руб. Другими словами, наш танк – самый дешевый.

Но бронетехника все-таки дорожает. Чиновники делают вид, что не понимают почему. А ларчик открывается просто. В последнее время в войска поступало по два батальонных комплекта, то есть по 62 танка Т-90А в год. Это не очень много, если учесть, что парк современных танков (Т-80У, Т-90 и Т90А) составляет в Российской армии всего 10-12%. Но чем меньше серия, тем выше стоимость единицы продукции. Да и оплачиваются даже заключенные контракты через пень колоду. Поэтому приходится брать кредиты. А за них надо расплачиваться. Растут цены на энергию, сырье и комплектующие. Прибавьте к этому очень даже немалую инфляцию. На текущий год танковый заказ – вообще нулевой. «Уралвагонзавод» получил лишь 205 млн. руб. на модернизацию некоторого количества танков Т-72. Сумма смешная для такого гиганта. Оборонный сектор научно-производственной корпорации выручают лишь экспортные заказы. В противном случае его было бы выгоднее вообще закрыть. Но и сейчас линии по сборке танков приходится замораживать. А когда настанет время танки выпускать, их придется расконсервировать. Возникнет необходимость и в восстановлении навыков персонала. А это все деньги и деньги.

Александр МОЗГОВОЙ. Сайт

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector