3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рогатина на медведя: чем же она была и остается для русских охотников

Поединок

Андрей Котлярчук
Фотографии: Вадим Горбатов

Путешествуя по самым потаенным уголкам России, я был на сто процентов уверен, что неплохо разбираюсь в таежной жизни. Хочешь — не хочешь, а когда география твоих путешествий простирается от Камчатки и Алтая до Ямала и Кольского полуострова, как-то сам собой набирается некоторый опыт. Однако жизнь все время подкидывает новые открытия. Одно из последних — охота на бурого медведя с помощью рогатины.

Как и любой горожанин ХХI века, я думал, что этот способ охоты уже давно канул в Лету. Но оказался не прав.

Когда я бродил по верховьям Печоры, в поселке Якша мне довелось увидеть какое-то странное копье, с большим — сантиметров сорок — наконечником. Одна грань наконечника копья была заточена, как бритва, но другая оставалась совершенно тупой.

На мой вопрос хозяину: «Что это я держу в руках? Неужели бердыш?» — охотник, смеясь, ответил, что это тунгусская «пальма», или по-русски «рогатина». Он пояснил мне, что без рогатины никогда не выходит в лес. И уж совсем она незаменима при охоте на медведя.

В тот момент я не поверил хозяину копья. Скажите, кто в здравом уме пойдет на медведя с рогатиной, оружием русских пехотинцев VIII века, когда существует целый арсенал огнестрельного оружия? Однако ходят. Даже сегодня в Сибири еще можно найти людей, которые ходят на медведя с рогатиной. Один на один. Они-то и называют себя охотниками, все остальные для них просто стрелки.

Рядом с богами

Человеку с давних пор приходилось не раз сталкиваться с бурым медведем. Фактов, свидетельствующих об этом, великое множество, так что здесь можно привести лишь очень небольшую их часть.

Еще в первобытные времена медведь стал культовым животным, олицетворяющим мощь и бесстрашие. Более того, у многих народов он считался предком самих людей, их старшим родственником, существом, олицетворяющим связь между небом и землей.

В совсем давние времена, когда медведь был обычен и в Европе, этот образ прочно вошел в культурный «багаж» европейских народов. Так, в эпоху античности бурый медведь ассоциировался с девственной богиней охоты, гор и лесов, покровительницей зверей Артемидой (в римской мифологии – Дианой). Наряду с другими животными медведи входили в свиту богини; прирученных медведей содержали при ее храмах. В Аттике жрицы, участвовавшие в обрядах Артемиды, облачались в медвежьи шкуры и называли себя медведицами.

С медведем были тесно связаны религиозные верования у кельтов, древних германцев. Этот могучий зверь был одним из воплощений скандинавского бога Одина: неистовые в битве берсеркеры (от слова «ber» – медведь) действительно одевались в медвежьи шкуры, и враги воспринимали их как настоящих медведей-оборотней.

У древних славян медведь был самым почитаемым животным. В языческие времена он ассоциировался с богом Велесом – покровителем домашней живности. В славянском фольклоре медведь является тотемом, олицетворяющим мужчину, – отца, мужа, жениха. Неслучайно появились легенды о медведе-оборотне: считалось, что люди могли быть превращены в медведей за проступки – недаром у этого зверя ступни и пальцы, как у человека.

Упоминаются медведи и в библии, причем там отношение к ним двоякое: с этим сильным диким животным сражается Давид, но те же медведи преклонились перед святой Ефимией, отданной им на растерзание.

В средневековой геральдике медведь стал символом силы, неуклюжести и добродушия. В европейских странах его изображение часто встречается на геральдических изображениях на стенах домов; на крышах католических храмов он вместе с химерами охраняет их от нечистой силы. Образ медведя запечатлен не только на гербах многих европейских, в том числе среднерусских, городов, но и в их названиях (вспомним Берлин и швейцарский Берн).

  • 1 Мифология
    • 1.1 Скандинавы и германцы
    • 1.2 Саамы
    • 1.3 Угры
    • 1.4 Коми
    • 1.5 Ханты
    • 1.6 Славяне
  • 2 В популярной культуре
  • 3 Галерея

Медведи-оборотни — люди, способные обретать облик медведя, а в некоторых поверьях и наоборот, медведь, прожив определенное время, обретает способность превращаться в человека.

Поверья о людях-медведях существуют у разных наций.

Скандинавы и германцы [ править | править код ]

В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков, причем наиболее неистовые и сильные воины обращались именно в медведей.

«Скандинавская старина так же допускала превращение в медвежий образ, и в Норвегии до сих пор существует убеждение, что подобным чародейным искусством обладают лапландцы; а датская песня упоминает о железном ошейнике (eisenhalsband), надевая который — человек делается медведем.» — А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения. «​​‌‌‌‌

Присутствует этот оборотнический ошейник и в германских легендах.​‌‌​‌‌​

О медведе говорят, что это — заколдованный человек, и что медведица рожает детей, но они превращаются в медвежат, если она ударит их лапой. Не ударенный же медвежонок остается самым обычным ребенком и вырастает человеком.

Читать еще:  Видеотрансляция с выставки «ДЕГТЯРЁВ» ПЕХОТНЫЙ»

Саамы [ править | править код ]

Былички о превращении в медведей есть и в фольклоре саамов.

«Рассказывают, что жили некогда три сестры. Они ушли от людей в лес, обернулись медведицами и жировали там все лето. Зимой же устроились в берлоге. Тут медведиц и обнаружил охотник. Он окружил берлогу своими знаками и позвал на помощь других охотников. Те разбудили «зверей» и двоих медведиц убили. Только они освежевали их туши, как выскочила третья сестра-медведица и бросилась на распластанную шкуру сестры — лишь одна лапа не попала на шкуру. Девушка вернула себе человеческий облик, но одна рука у нее навсегда осталась медвежьей лапой».

Угры [ править | править код ]

Обским уграм известны и мифы о медведях-оборотнях.

Рассказывают, что некий богатырь любил ходить в лес и однажды заблудился. Чтобы выбраться из лесу, ему нужно было перелезть через поваленный ствол. Пришлось ему снять одежду и карабкаться по замшелому дереву. Когда он перелез на другую сторону, то обнаружил, что мох прирос к его телу, а сам он превратился в медведя. Богатырь полез было назад, чтобы вернуть свою одежду, но было поздно — одежда пропала. Так он и остался лесным зверем.​​​‌​‌

Коми [ править | править код ]

Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой.​‌‌​‌‌​​​‌​‌‌‌‌‌‌

Охота на медведя сопровождается множеством магических ритуалов. Перед охотой варят сладкую кашу из ржаной муки и оставляют ее на ночь перед охотничьей избушкой. Если утром котел оказывается пустым, охотники верят, что медведь принял их жертву и охота будет удачной. Прежде чем убить медведя, нужно было клятвенно извиниться перед ним, заверив, что не охотники-коми виновны в его смерти — зверя убила «русская пищаль». Убитому медведю выбивали когти и зубы, а голову хоронили, приговаривая: «Вот тебя хороним вниз головой. Не придешь больше сюда».​‌‌​‌‌​

Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми святого — Миколы-угодника) большой палец — такой же, как у людей. Бог обещал исполнить его просьбу, но сказал, что в таком случае собаке он даст охотничий лук, а человеку крылья. Тогда медведь отказался от своей затеи. Зато он сам мог превращаться в человека, перекувыркиваясь через медвежью шкуру: так же поступали и колдуны-оборотни (вспомним сказки о «мороке»).

Рассказывают, что сначала медведь обитал на небе и был сыном самого Ена, но однажды прельстился на земную пищу — горох и, спустившись по гороховому стеблю, стал жить на земле.

Смерть (кулём) коми представляли в образе черного медведя.

Также легенды «коми-зырян рассказывали о колдуне, отлучки которого заприметила его невестка. Она-то и увидела, как свекор пошел однажды в лес и там, перевернувшись через ствол склонившейся к земле березы, стал медведем. Невестка последовала его примеру, да задела ногой за березу, так что одна нога у нее осталась человеческой. Эта ошибка погубила оборотней: они не смогли снова стать людьми, и когда остались на зиму в берлоге, были убиты охотниками».​‌‌​‌‌​

Кроме всего вышеперечисленного в фольклоре народов коми существует богатырь Кудым-Ош («ош» — медведь), мать которого — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. По многочисленным легендам Кудым-Ош стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными способностями. Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои, он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌

Ханты [ править | править код ]

На другом краю финно-угорского мира, у хантов, рассказывали быличку о том, как жил одинокий старик, и к нему пришел другой белобородый старец, который и предложил ему сотворить чудо. Они подошли к кривому дереву, перевернулись через него и стали медведями. На зиму сделали берлогу. Но старец-знахарь знал больше, чем девицы из саамской былички. Он предупредил своего собрата-оборотня , когда придут охотники. Медведи приперли дверь берлоги рогатиной, охотники потоптались-потоптались, да и ушли ни с чем. Весной же старики снова превратились в людей, перевернувшись у кривого дерева. И живут до сих пор.

Хантыйская быличка объясняет, почему старики приняли облик медведей: в берлоге легче было пережить голодную зиму. Вспомним средневековые рассказы о людях Лукоморья, что засыпали на зиму.

Саамский и хантыйский рассказы, в свою очередь, поясняют русскую сказку о «мороке». Некий прохожий просится ночью в избушку переночевать. Хозяин пускает гостя, но требует, чтобы тот всю ночь рассказывал ему сказки. Гость («морока») заговаривает хозяина настолько, что внушает ему, будто и рассказчик, и слушатель превратились в медведей. Они убегают в лес, охотятся, а на зиму роют берлогу. Морока объясняет своему хозяину, как себя вести, если придут охотники. Тут пришедшие охотники убивают мороку, а замороченный хозяин, пытаясь спастись, бросается на шкуру убитого, чтобы перекувырнуться на ней и, стать человеком, — падает с полатей и приходит в себя».

Читать еще:  Самолет истребитель миг-29 и его модификации

Славяне [ править | править код ]

В целом медведь для славянского фольклора — персонаж достаточно значимый, в многочисленных сказках, легендах и былинах с медведем нередко сравнивают богатырей, а также природных духов и демонов: чёрта, лешего, и даже домового: «Домовой может быть и медведем, а точнее, полумедведем-получеловеком: его описывают как медведя, только с человеческими ступнями и головой; домовые «на взгляд неуклюжи, как медведи», — руки и ноги их толстые, они покрыты шерстью; в одном из южнорусских рассказов описывается превращение домового в медведя».

Также славяне верили в то, что недобрые для человека духи (например, кикимора) боятся медведя. Интересным фактом является то, что согласно славянским поверьям, медведь — единственный среди зверей имеет душу. И выглядит она (душа медвежья) как щенок. Возможно, это связано с легендой о происхождении медведей, согласно которой Бог превратил в них людей в наказание за прегрешения или непослушание.

Считается, например, что под шкурой медведь выглядит как человек: самец — как мужчина, а медведица — с грудью, как у женщины. Полагают, что у медведя человечьи глаза, а ступни с пальцами — как руки и ноги человека. В некоторых местностях бытует убеждение, что медведь понимает человеческую речь и даже сам иногда говорит; он постится весь Рождественский пост — сосет лапу в берлоге. Медведь и ведет себя как человек: умеет ходить на двух ногах, любит плясать под музыку, умывается, радуется и горюет, любит и нянчит своих детей. Медведи крадут женщин, пришедших в лес за ягодами, и берут их в жены и даже имеют от них детей. Как и люди, медведи любят мед и водку. По причине такого происхождения в народе существует запрет есть медвежатину.

Более того, медведь также воспринимался как животное воплощение бога грома Перуна, который в таковом образе (по аналогии с греческим Зевсом) нередко развлекался, похищая девиц. «В одной из русских сказок похищаемые девицы прямо названы Луной и Звездою; на крыльях вихря уносят их оборотень-медведь (или лесное чудо) и чудо морское, то есть мрачные тучи, так как дождящего Перуна почитали морским царем, владыкою облачного моря, и давали ему животненный образ медведя».

Другое воплощение Перуна, сродни упомянутому выше богатырю Кудым-Ошу из коми-пермяцких преданий — персонаж русского фольклора Медведко: «сын женщины и медведя, выше пояса — человек, ниже пояса — медведь».

Также у славян существовали поверья, что волхвы могут обращаться в медведей. Славянский медведь-обротень — Берендей.​​​‌​‌

Перед охотой

Медвежья охота на Руси издавна делилась на «мясную» и «загонную». Мясная охота существовала исключительно для пропитания, а загонная — для потехи сановных гостей. Наиболее опасной и драматичной, конечно же, была мясная охота, которая приходилась обычно на первую половину зимы. Что объяснялось довольно просто: к концу спячки у медведя местами протиралась шерсть на шкуре, а сало на боках становилось тоньше. Такой трофей считался менее ценным.

Перед поединком охотники обязательно мылись в бане. Они готовились к возможной смерти, и потому хотели предстать перед Всевышним чистыми.

Охотники также братались, пуская по кругу чашу с пенной брагой — «братину». После этого они клялись друг другу в верности и обещали не испугаться в ответственный момент. Кроме того, свои планы они держали в глубокой тайне, и прежде всего, от женской половины дома. Как правило, количество охотников не превышало четырех человек.

Место будущей охоты было известно заранее. Охотник, который нашел берлогу, мог продать ее местонахождение за солидное вознаграждение. Впрочем, цена велика и сейчас: «показать берлогу» стоит в наше время приблизительно тысячу долларов. И это того стоит. Медведи устраивают свое зимнее жилище в самой непроходимой чаще, где его разыскать неимоверно трудно.

Находят же берлогу чаще всего во время охоты на белку. По «куржаку». Так называют изморозь, образующуюся от дыхания медведя на нижних ветвях кустов или деревьев. (Дышит медведь в снежной пещере через небольшое отверстие, «чело».) И как бы медведь ни прятал свое жилище, «куржак» хорошо заметен с расстояния нескольких десятков метров.

Если же охотник не собирался продать местонахождение зверя, то он попросту выкуривал его из берлоги и … убегал. Проснувшийся посреди зимы медведь никогда не оставался на прежнем месте, а отправлялся искать себе новую берлогу. В первую очередь он шел навестить своих товарищей. Благо, территории и места зимовок других медведей шатуны прекрасно знают. Понятно, что найти пустующее жилище шансов у шатуна было немного. Так, навестив всех медведей в округе, он обнаруживал их места зимовки для охотников.

Обнаружив берлогу, охотники задавали себе первый вопрос: «Как же выгнать оттуда зверя?» Для начала они осторожно обследовали жилище медведя. Главным образом, прочность берлоги. Если она была сделана на ровном месте из веток, мха и прочего мусора, то дела были плохи. Потому что медведь мог проломить свод берлоги и выскочить, где ему вздумается. В этом случае требовался дополнительный охотник, который отвечал за «путо». Так называлась прочная сеть из натурального волокна, которая набрасывалась на поверхность берлоги. Только потом охотники начинали выманивать зверя.

Читать еще:  Выставка Arms & Hunting 2018 — стань первым!

Чтобы выгнать медведя из берлоги, охотники рубили молодую ель и заостренным обожженным комлем тыкали сквозь «чело» в берлогу. А нащупав медведя, начинали крутить. Выступившая живица помогала накручивать шерсть хищника на комель. От боли медведь быстро просыпался, зверел и рвался сокрушить обидчиков.

Хотя иной раз медведь поступал иначе — просто вырывал жердь и затаскивал её в берлогу. Охотник из Эссо, что на Камчатке, со смехом вспоминал случай, когда медведь подряд вырвал такое количество жердей, что уже едва помещался в берлоге.

Если ничего не помогало, охотники собирали под снегом сухую траву, делали из нее ком, затем мочились на один ее бок, поджигали и швыряли «дымовую бомбу» к медведю. По словам охотников, столь радикальное средство не способен вытерпеть ни один зверь.

Проснувшись, медведь лишь на мгновение высовывает морду из берлоги и тут же прячется внутрь. Даже бывалые охотники удивляются той скорости, с которой он проводит рекогносцировку местности. Они говорят, что попасть в него из ружья в этот момент практически невозможно. А дальше медведь сам пулей вылетает из «чела» и, низко наклонив голову, прыгает на ближайшего охотника.

В 21-ом веке

В наше время россияне с детства встречаются с образом медведя – слушают сказки о нем, смотрят мультфильмы. Одна из любимых игрушек – мягкий мохнатый мишка, с которым ребенок играет и спит. Так формируется отношение к медведю, как к доброму и простодушному «плюшевому мишке». Но как обстоят дела на самом деле?

Сегодня медведи – излюбленный объект для содержания в зоопарках, у их клеток всегда много детей. При этом сотрудники зоопарков и цирков считают медведей наиболее опасными хищниками из-за их непредсказуемости и огромной силы.

Во-первых, в общении с человеком зверь может не рассчитать свои движения – дружеские оплеухи, которые наносят друг другу в ходе игр медведи, человеку могут стоить жизни. При этом даже самый мелкий мишка способен справиться с самым крупным человеком. Вторая особенность медведя – его долготерпение. Он долго выносит надоедливые приставания человека, но в какой-то момент может разозлиться и дать лапой. И делает это молниеносно…

Пока медведей у нас еще много, и на них разрешена охота. Но та же Сибирь все более покрывается сетью дорог; охотники оседлали снегоходы и обзавелись мощным оружием. В последние годы неурожаи медвежьих кормов в тайге привели к массовым миграциям и даже гибели многих особей. Для медведей здесь остается все меньше пригодных для обитания территорий.

Очень быстро сокращается и медвежье население Камчатки. Иностранные охотники в погоне за трофеями убивают наиболее крупных животных. От них не отстают и местные любители пострелять. Основное средство передвижения на Камчатке – вертолет, а местность по большей части открытая, поэтому такому крупному животному здесь просто негде укрыться. Да они и не прячутся – эти мирные гиганты еще не научились бояться людей.

Медвежьи Сказки

Прекрасная альтернатива традиционной охоте – фотоохота, которая к тому же и сложнее, и интереснее. Чтобы сделать удачный снимок, нужно находиться от зверя на расстоянии 15–20 м. Это сопоставимо с дистанцией, которую медведь воспринимает как опасную для себя, и на которую реагирует в зависимости от обстоятельств и личного опыта.

При съемках медведей в природе гибнет в среднем один профессиональный фотограф в год. Но всегда ли в этом виновен зверь? Дело в том, что мало кому приходит в голову подкрадываться к спящему тигру или ходить кругами в двадцати метрах от семейства львов. А к медведям почему-то подходят, а потом удивляются «злобной» реакции испуганного зверя.

Туристы создают свалки пищевых отбросов, которые привлекают медведей к их стоянкам: происходят столкновения с предсказуемыми результатами. И хотя известно, что нельзя пытаться водить дружбу с медвежатами, которую не одобрит ни одна мать-медведица, люди упорно продолжают подходить к милым и «беззащитным» увальням, не думая об опасности.

Медвежата часто попадают к людям в результате охот на берлогах. Поэтому зоопарки нашей страны перенасыщены медведями, и зачастую охотникам приходится подолгу держать зверенышей у себя. Медвежата возрастом до одного года очень милые и очаровательные, они дружелюбны и робки. Они часами могут играть с людьми и домашними животными. Лишь достигнув двухлетнего возраста они становятся опасными.

Нам посчастливилось в течение двух лет наблюдать пару медвежат, проживающих в одном из охотничьих хозяйств практически на свободе. Медвежата и собаки играли в свои звериные игры, которые со стороны выглядели как драки. Однако они никогда не наносили друг другу вреда: медведь, если он не разозлен или испуган, может очень деликатно действовать лапами.

Поэтому не верьте тому, кто рассказывает страшные истории о злых медведях. Эти животные – украшение российских лесов, наши настоящие меньшие братья, которые требуют к себе уважения и, в конечном счете, нуждаются в нашей защите.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector