0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торпеда «Шквал»

Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский. Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).

Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.

Это оружие английский инженер Роберт Уайтхед впервые представил в 1866 г., а пять лет спустя после усовершенствования оно поступило на вооружение Австро-венгерского флота. Российская империя вооружила свой флот торпедами в 1874 году.

С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.

Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой.

Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:

  • более массивная / мощная боевая часть;
  • более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
  • невосприимчивость к погодным условиям — торпедам не помеха никакие шторма и волны;
  • торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.

Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.

Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович — с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.

В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.

Принятие торпеды на вооружение под наименованием ВА-111 «Шквал» датируется 1977 г. Далее, инженеры продолжали ее модернизацию и создание модификаций, включая известнейшую — Шквал-Э, разработанную в 1992 специально для экспорта.

Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.

Обусловлено гонкой вооружения между СССР и США во время холодной войны.

Постановлением СМ СССР [6] 1960 г начато проектирование торпеды НИИ-24 (ныне — ОАО ГНПП «Регион»). Проект торпеды утвержден в 1963 г.

Советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:

  • движения тел при развитой кавитации;
  • взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
  • устойчивости движения при кавитации.

Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает.

Исследования по кавитации в Советском Союзе ведутся в отделение гидродинамики ЦАГИ [7] . Научным руководителем работ данного исследования был Логвинович Георгий Владимирович. Итогом исследования стала возможность производства подобных высокоскоростных подводных ракет.

После серии модификаций, по истечении 13 лет в ноябре 1976 г. Постановлением Совмина СССР комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 был принят на вооружение ВМФ СССР.

Независимое военное обозрение

5:03 / 08.09.20
Эксперт объяснил незаменимость торпед ВА-111 «Шквал» в случае угрозы

Т орпеда ВА-111 «Шквал» / Фото: wikipedia.orgPD

Российский подводный противолодочный комплекс ВА-111 «Шквал» обладает уникальными боевыми характеристиками и не имеет мировых аналогов. К такому выводу пришел военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский в интервью изданию «ПолитЭксперт».

Ранее американский военно-политический журнал The National Interest опубликовал новый материал, в котором журналисты восхитились возможностям уникальной советской торпеды «Шквал». Речь идет о самом быстром подводном боевом комплексе, способном поражать морские цели противника, двигаясь под водой со скоростью до 300 километров в час. Такие характеристики развиваются за счет реактивного двигателя и специальной паровой системы, позволяющей рассекать воду перед снарядом.

Виктор Мураховский, комментируя статью американских журналистов, заметил, что речь идет об уникальном вооружении, оснащенным реактивным двигателем. Эксперт подчеркнул, что этот боевой комплекс обладает уникальными боевыми возможностями за счет своей скорости.

«Шквал» развивает под водой рекордную скорость. Дальность хода у него сравнительно небольшая. А так за счет скорости она позволяет поразить цель, и от ракеты практически невозможно увернуться», — заявил В. Мураховский.

Военный эксперт обратил внимание, что комплекс требует небольшого обновления, после чего он может стать самым главным «морским козырем» ВМФ РФ. За счет своей огромной скорости торпеда просто незаменима в случае возникновения полномасштабных военных действий, поскольку позволит российским кораблям и субмаринам гарантировано поражать объекты противника.

«А как тут придумаешь? Нет никакого другого вооружения на той скорости подводного хода. Ни у кого нет такого вооружения. В Германии неплохие ракеты с электрическим ходом, но это все-таки не реактивный «Шквал», — резюмировал В. Мураховский.

Конструкция реактивной торпеды

Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия.

Конструкция торпеды в разрезе

Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.

Читать еще:  Журнал "Солдат удачи" №001-январь 1994

Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели.

Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами — магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды;

Хвостовая часть торпеды Шквал с соплом двигателя

Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости. В результате этого вокруг корпуса образуется пузырь из воздушной оболочки, что уменьшает трение воды и позволяет поддерживать высокую скорость (до 80 м/с). При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью.

Изображение принципа кавитации

Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты.

Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.

Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг.

Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника.

В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.

Обратная сторона медали

Революционные принципы, положенные в основу конструкции «Шквала», имеют и свою обратную сторону. Одна из них — невозможность обратной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стенки газового пузыря. Вместо этого торпеду программируют до запуска: в систему управления вводят координаты цели. При этом, разумеется, учитывают упреждение, то есть рассчитывают вероятное местонахождение цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заранее рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации постоянно отслеживает положение торпеды и ее курс и вносит коррективы с помощью выдвижных рулей, едва касающихся стенок «пузыря», а также за счет наклона кавитатора — малейшее отклонение грозит не только потерей курса, но и разрушением каверны.

Замаскировать запуск «Шквала» невозможно: торпеда издает сильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, сказал нам: «На что похож запуск «Шквала»? Представьте себе, как будто бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а затем очень быстро убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на водной глади».

История создания

С конца 40-х и до 60-х велась разработка, исследования, испытания торпед и двигателей к ним, от Ладоги до Иссык-Куля различными институтами. Главные инициаторы идеи были кандидаты Л. И. Седов и Г. В. Логвинович, профессора различных областей знаний и специалисты ВМФ.

Идея была в следующем – создать скоростную торпеду, от которой невозможно будет уйти маневром крупному кораблю.

В октябре 60-го, после постановления Совета Министров СССР, началась работа по созданию торпеды, движущейся со скоростью 100м/с (примерно 360 км/ч или 195-200 морских узлов). Скорость обычных торпед составляет не более 20-25 м/с (60-70 км/ч или 40-50 морских узлов).

Разработку поручили НИИ-24 (ныне ГНПП – “Регион”) под руководством И. Л. Меркулова. Информация о работе над таким проектом в СССР дошла до западных “друзей”, но эффекта, кроме смеха над наивностью советских инженеров, она не произвела.

Разработка оружия такого уровня – это высокотехнологичная работа, опережающая свое время на десятилетия, как полагали в США.

Для создания такого оружия требовалось объединить усилия различных отраслей промышленности, исследования новых технологий, разработки новых аппаратов двигателей и топлива к ним, изучения принципиально новых физических явлений в подводной среде.

После колоссального объема работ, в с 1964-го по 72-й проходила испытания советская подводная ракета М-4. Конструктивные ошибки привели к необходимости модернизации этого образца. В 1977-м первая в мире реактивная торпеда М-5 проходит цикл государственных испытаний. Ракето-торпеда “Шквал” встает на вооружение ВМФ СССР под индексом ВА-111.

В это время ученые из США тоже достигают успехов в этой области – они доказывают, что большие скорости торпеды под водой (в частности до 100 м/с), теоретически возможны.

Западные подводные лодки уже строились с применением технологий “Стелс” и имели преимущество в незаметности перед отечественными аналогами. Советский подводный флот, в какой-то мере, уровнял шансы вооружением своих подлодок высокоскоростными торпедами.

«Шквал»: шпионские страсти

В прошлом году российские спецслужбы «подарили» нам очередное шпионское дело. Некто Эдмунд Поуп стремился вызнать наши государственные и военные секреты. Тогда из тайных глубин военно-морских сил всплыло название суперторпеды «Шквал». Именно к ней был не равнодушен американский шпион.

Пока шел судебный процесс над Поупом, нижегородские ФСБешники поведали, что вышеназванный любопытствующий гражданин был замечен и в нашем городе. И к тому же — не раз. В составе разнообразных делегаций он посещал научно-исследовательские институты, занимающиеся морской тематикой. В Нижнем он лишь пассивно «засветился».

Возможно, он уже догадывался, что за ним идет слежка. Но вряд ли он знал, что в компетентных органах он уже давно имеет кличку Паук. Спецслужбы ждали, когда его можно будет взять с поличным. И дождались.

По следу Паука

Как мы уже знаем, Эдмунд Поуп был осужден за шпионаж на 20 лет. Такого судебного приговора он явно не ожидал. Но шок, в котором пребывал шпион, длился недолго. Президент России его помиловал. Шпионский триллер закончился по-американски счастливо. Сейчас Эдмунд Поуп уже оправился от шока и сидит за мемуарами, в которых грозится изложить все свои шпионские похождения.

Итак, Поуп «рассекретил» для нас суперторпеду «Шквал». Интерес к ней возрос. В порядке любопытства мы тоже решили поинтересоваться, что это за штука такая. Адвокат Поупа уверял телезрителей в одном из интервью, что все «секретные» сведения о торпеде можно извлечь из российской сети Интернет.

Читать еще:  Блочный арбалет interloper ифрит: отзывы владельцев, недостатки, характеристики, обзор

Ночное бдение (это для таинственности) у компьютера дало десятка три страниц текста. И то это были в основном судебные отчеты, сделавшие Эдмунду Поупу имя. Сенсацией покормились все газеты мира. Вдоволь пожевало ее и телевидение.

Адвокат Поупа лукавил. К чести отечественных информаторов, пополняющих военные сайты, ничего лишнего они о суперторпеде не сообщили. А те сведения, которые есть, никак шпионскими не назовешь. Тактико-технические данные «Шквала» можно найти в любом справочнике вооружений, изданном в последние годы.

Познакомимся поближе с Эдмундом Поупом. Паук, распуская сети, в которые ловил информационную рыбешку, не заметил, как угодил в нее сам.

С морем Поуп был связан давно. В 1969 году он поступил на службу в ВМС США. За четверть века дослужился до чина капитана. Выйдя в отставку, он стал «советником по разведке и руководителем службы безопасности» в научно-исследовательском управлении министерства ВМС США. Так что приемы и методы добывания необходимой информации ему были хорошо известны.

По каким-то причинам из военного ведомства он перешел в Пенсильванский университет на должность сотрудника лаборатории прикладных исследований. В конце концов он стал президентом компании «Сефр технолоджи Интернейшнл». Даже без перевода ясно, что компания Поупа занималась зарубежными технологиями. Объектом его интересов стала Россия, где бесконтрольность продажи новых технологий существует даже в наглухо закрытых институтах. Для них это соломинка в гибельном водовороте безденежья.

Надо отметить, что к торпеде «Шквал» давно уже приглядываются многие «специалисты». Несколько лет назад из России были выдворены британские разведчики с дипломатическим прикрытием, которых тоже интересовала суперторпеда. Канадские и американские спецслужбы пытались купить торпеду в. Киргизии, где на одном из заводов «Шквал» производили. Подбирались «спецы» в области морских вооружений и к одному из режимных украинских НИИ, занимавшихся теми физическими проблемами, которые нашли воплощение в создании уникального подводного оружия.

Нас уже давно приучили, что люди, стремящиеся побольше узнать об оружии, должны вызывать подозрение. И в Киргизии, и на Украине у спецслужб случился облом.

Паук в этом направлении продвинулся дальше всех. Он будто бы даже пытался заключить контракт на испытание торпеды «Шквал» в своей фирме. Легендой прикрытия Поупа была идея использования «физики» торпеды в строительстве скоростных и сугубо мирных катеров. Но сделка не состоялась — в цене не сошлись. Наши вооруженцы затребовали слишком большую цену за торпеду.

Поуп также был готов выступить в роли консультанта при подборе иностранных военных покупателей, «запавших» на «Шквал». Казалось бы, человек не скрывает своего интереса, идет напролом, хватай его за руку — и все. Но тонкость ситуации состоит в том, что торпеда «Шквал». секретной не является. Она есть уже у Китая, который купил 40 единиц подводного оружия у. Казахстана. Американские военные специалисты считают, что «Шквал» есть имеется у Ирана, и подозревают Россию в секретной сделке.

Суперторпеда неоднократно выставлялась на мировых смотринах оружия в Абу-Даби, и российская сторона готова была рассмотреть любые предложения по закупке любой партии.

В англоязычном Интернете прошла «сенсационная» информация о том, что на борту погибшего атомного подводного крейсера «Курск» были китайские вооруженцы. Именно для них был устроен поход «Курска» в район учений, где предполагалось показать суперторпеду в действии. Будто бы она-то и взорвалась при стрельбе.

Эту «сенсацию» мировые СМИ не подхватили, видимо, посчитав ее абсурдной.

Хорошо, если торпеда «Шквал» давно рассекречена, тогда в чем же виноват Паук? Зачем он так усиленно плел сети, стараясь выведать то. что известно?

Ракеты могут все

Торпеда «Шквал» — детище далеких 60-х годов. В то время делалась ставка на ракеты, считалось, что они смогут обеспечить полную безопасность страны. Волею правительства началось сокращение сухопутных войск, резали на металлолом боевые корабли, в утиль шли танки, пушки.

Ракетами нашпиговывали огромные пространства земли. Гарнизоны ракетчиков вырастали в безлюдье пустынь, тайги, тундры. Ракет не было разве что под водой. Но это дело поправимое. Постановлением Совета Министров СССР за № 111-463 от 13 октября 1960 года было выдано задание на проектирование подводной ракеты. Она задумывалась универсальной: ее можно было использовать и как торпедное оружие для поражения подводных и надводных кораблей, и как средство доставки ядерного заряда к побережью противника. Тогда были уже созданы сверхмощные водородные бомбы, а вот “транспорта” под них не существовало. Подводная ракета была практически неуязвима. Ее трудно было обнаружить. Стандартные средства ПВО для этого не годились.

Эскизный проект ракеты-торпеды утвердили в 1963 году. Новая торпеда, по расчетам, развивала фантастическую скорость — 100 метров в секунду, тогда как простые торпеды шли в три раза медленнее.

Под водой огромные скорости казались немыслимы. Сила трения служит стопором, она «съест» любую скорость. Однако если корпус торпеды «закутать» в оболочку газа, создать каверну, то сила трения снизится настолько, что достижение невиданных скоростей будет реальностью.

Первые опытные пуски реактивных торпед «Шквал» начались летом 1964 года на полигоне озера Иссык-Куль со специального плавучего стенда. Через год макеты торпед отстреливались с дизельной подводной лодки в Феодосии.

Лишь в ноябре 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» с торпедой М-5, получившей эксплуатационный шифр ВА-111, был принят на вооружение Военно-Морских Сил СССР.

Западные военные аналитики не проявили большого внимания к новому оружию и посчитали его создание вынужденным. В то время советские подводные лодки были шумными и не могли неслышно приблизиться к противнику. «Шквал» компенсировал этот недостаток. Теперь поражать корабли противника можно было с большого расстояния.

Работа по созданию реактивных торпед шла и в США. И мы, и они за основу взяли наработки германских инженеров, доставшиеся как трофей в ходе войны. Уже в 50-х годах американцы испытали ракетную торпеду, которая шла со скоростью 70 метров в секунду.

Но почему-то все работы к 1970 году американцы свернули. Для дезинформации советского руководства они подкинули сведения об испытании ВМС США противолодочной реактивной торпеды, имевшей фантастическую скорость: она проходила 150 метров в в секунду. В СССР эту «дезу» приняли всерьез и расширили работы над неуправляемыми реактивными торпедами.

Читать еще:  Парад победы 9 мая 2015 года в москве. 70 лет со дня победы в великой отечественной войне

Американцы же пошли другим путем. Они стали совершенствовать тактику применения надводных кораблей. Их «коньком» стало постоянное маневрирование, что затрудняло советским подводным лодкам поиск их надводных эскадр. Но средства разведки совершенствовались, и сейчас скрывать армаду кораблей даже в океанах невозможно.

Вот тут «Шквал» и пригодился. Ракетная торпеда не имеет системы самонаведения, вся информация закладывается в автопилот перед пуском. Казалось бы, это недостаток комплекса. Но не тут-то было. Такая система застрахована от помех и реагирований на ложные цели. Рули ракеты с невероятным упорством направляют ее только вперед по заданному курсу.

Появление бесшумных и скоростных подводных лодок изменило весь ход морских баталий. Морские военные эксперты считают, что закончилась под водой эра «кошек-мышек», когда субмарины долго выслеживали друг друга. Подводный бой будет напоминать схватку самолетов. Вот тут-то и пригодятся реактивные торпеды.

Подобного оружия у американцев на сегодня не имеется. Это признают и специалисты, и военные.

Один из американских журналов писал по этому поводу: «Создание реактивных торпед было крупным достижением в развитии подводного оружия. Насколько известно, запрета против них нет до сих пор. Американцы далеко позади в развитии этого вида технологий».

Это не совсем так. Именно американцам принадлежит рекорд подводной скорости — 1549 м/сек. Это быстрее, чем скорость звука в воде. Так что нельзя сказать, что они безнадежно отстали. Другое дело, что все эти работы экспериментальные и до создания надежной, испытанной реактивной торпеды им далеко. Так что «Шквал» их по-прежнему интересует и любая новая информация об этом комплексе им важна. Шпионам открыто большое поле для риска. Эдмунд Поуп, он же Паук, рисковал, добывая сведения по технологии создания двигателей ракеты и топливных зарядов. И ему в этом активно помогали. наши ученые и специалисты.

Как отметили в ФСБ, «отдельные технические решения, относящиеся к этому уникальному изделию, являются секретными, что позволяет России удерживать приоритет в данной области даже в случае продажи готовых образцов».

Российские военные специалисты, в свою очередь, утверждают, что, даже детально изучив реактивную торпеду, трудно создать аналог.

Наивно полагать, что шпион гонялся за секретами прошлых лет.

Сегодня наши оборонщики обильно снабжают нас информацией о новых видах вооружений. Достаточно открыть красочный журнал «Военный парад», и ты почувствуешь себя шпионом. Так, в журнале четырехлетней давности сообщалось о прыгающих торпедах, которые могут выскакивать из воды и поражать корабль ударом с воздуха. Подробности, конечно, не раскрываются, но в это же время агентство печати ИТАР-ТАСС сообщает, что готовятся испытания модернизированного комплекса «Шквал», которые намечено провести на Тихом океане. Какой же шпион не поймет, что одно с другим связано?

В шпионской игре, где был задействован Эдмунд Поуп, есть еще одна тонкость, которую мы не знаем.

Американцы давно собирались создавать шахты для баллистических ракет на дне мирового океана. Уникальная ракета «Шквал» мешает их планам. Так что она еще держит военное равновесие. Поистине ракеты могут все.

Тактико-технические данные торпеды «Шквал»

  • Калибр — 533,4 мм
  • Длина — 8200 мм
  • Вес торпеды — 2700 кг
  • Мощность боеголовки в тротиловом эквиваленте — 210 кг
  • Эффективная дальность стрельбы — 7 км
  • Маршевая скорость — 360 км/час
  1. Так стартует «Шквал» с подводной лодки.
  2. Эти схемы реактивной торпеды «Шквал» можно найти на военных англоязычных сайтах в Интернете.

Обусловлено гонкой вооружения между СССР и США во время холодной войны.

Постановлением СМ СССР [6] 1960 г начато проектирование торпеды НИИ-24 (ныне — ОАО ГНПП «Регион»). Проект торпеды утвержден в 1963 г.

Советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:

  • движения тел при развитой кавитации;
  • взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
  • устойчивости движения при кавитации.

Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает.

Исследования по кавитации в Советском Союзе ведутся в отделение гидродинамики ЦАГИ [7] . Научным руководителем работ данного исследования был Логвинович Георгий Владимирович. Итогом исследования стала возможность производства подобных высокоскоростных подводных ракет.

После серии модификаций, по истечении 13 лет в ноябре 1976 г. Постановлением Совмина СССР комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 был принят на вооружение ВМФ СССР.

Независимое военное обозрение

5:03 / 08.09.20
Эксперт объяснил незаменимость торпед ВА-111 «Шквал» в случае угрозы

Т орпеда ВА-111 «Шквал» / Фото: wikipedia.orgPD

Российский подводный противолодочный комплекс ВА-111 «Шквал» обладает уникальными боевыми характеристиками и не имеет мировых аналогов. К такому выводу пришел военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский в интервью изданию «ПолитЭксперт».

Ранее американский военно-политический журнал The National Interest опубликовал новый материал, в котором журналисты восхитились возможностям уникальной советской торпеды «Шквал». Речь идет о самом быстром подводном боевом комплексе, способном поражать морские цели противника, двигаясь под водой со скоростью до 300 километров в час. Такие характеристики развиваются за счет реактивного двигателя и специальной паровой системы, позволяющей рассекать воду перед снарядом.

Виктор Мураховский, комментируя статью американских журналистов, заметил, что речь идет об уникальном вооружении, оснащенным реактивным двигателем. Эксперт подчеркнул, что этот боевой комплекс обладает уникальными боевыми возможностями за счет своей скорости.

«Шквал» развивает под водой рекордную скорость. Дальность хода у него сравнительно небольшая. А так за счет скорости она позволяет поразить цель, и от ракеты практически невозможно увернуться», — заявил В. Мураховский.

Военный эксперт обратил внимание, что комплекс требует небольшого обновления, после чего он может стать самым главным «морским козырем» ВМФ РФ. За счет своей огромной скорости торпеда просто незаменима в случае возникновения полномасштабных военных действий, поскольку позволит российским кораблям и субмаринам гарантировано поражать объекты противника.

«А как тут придумаешь? Нет никакого другого вооружения на той скорости подводного хода. Ни у кого нет такого вооружения. В Германии неплохие ракеты с электрическим ходом, но это все-таки не реактивный «Шквал», — резюмировал В. Мураховский.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector