0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракеты ФАУ

Разработка баллистических ракет на жидком горючем берет свое начало в Германии, в 1926 году. Люди, увлекавшиеся конструированием ракет и изучением других планет, основали «Общество космических полетов». В скором времени в него вступил молодой человек по имени Вернер Фон Браун — будущий создатель ракет ФАУ.

Ракеты на твердом топливе как вид оружия применялись в кровопролитной Первой мировой войне — это ракеты Ле-Прие, что устанавливались на самолетах и предназначались для уничтожения немецких наблюдательных баллонов.

Но Германия, по условиям версальского договора, не могла разрабатывать ракеты подобного типа. Однако в документах Версальского мира не описан запрет на конструирование ракет с двигателем, использующим не твердое, а жидкое топливо. Именно этой лазейкой и решило воспользоваться немецкое командование.

В 1929 году правительство Германии дало ВПК задачу — найти возможность применения реактивных снарядов на жидком топливе как оружия, а уже в 1932 году состоялись первые испытания прототипов ракет.

К тому времени Общество Космических полетов, а именно Вернер Фон Браун создал рабочий экспериментальный прототип, представленный полковнику Вальтеру Дорнбергеру. Несмотря на то, что возможности применения прототипа были крайне малы, он заинтересовал полковника, и тот предложил молодому конструктору работать под началом военных.

Фон Браун, как и подавляющее большинство его коллег по обществу, приняли это предложение, и в декабре 1934 года был представлен прототип ракеты А-2, работавшей на жидком кислороде и этаноле.

Несмотря на нестабильность данного вида топлива и наличие вариантов более качественных топливных смесей, выбор был остановлен на этаноле, как на дешевом и массовом продукте.

А-2 была успешно испытана, и вскоре команда Фон Брауна приступила к созданию ракет А-3 и А-4, ставших прототипами ФАУ-1 и ФАУ-2.

Окончательное создание А-4 — ракеты, которая впоследствии и стала базой для разработки ФАУ 2, завершено в 1941 году.

Запуски ФАУ 2 проводились вплоть до декабря 1942 года, однако, после этого прекращены по экономическим соображениям.

Ракеты «земля – земля»

Один из признаков классификации ракетного оружия стало положение старта и цели. Однако принадлежность ракеты (вернее ракетного комплекса), к классу «земля – земля» еще не объясняет ее тип, назначение или особенности действия.

Более детальная классификация ракетных комплексов отличается в различных странах. В России принято деление комплексов «земля – земля» на стратегические, оперативно-тактические и тактические, что отвечает составными компонентами военного искусства – оперативному искусству, тактике, стратегии. Это позволяет четко определить место в системе вооружения, круг решаемых задач, принцип боевого применения. Внутри одного класса компоненты могут отличаться по траектории (баллистические или крылатые), дальности, мощности и типам применяемых боевых частей, системам наведения, типам двигателей, боеготовности, подвижности боевых установок и т.д.

2. Танки с неба

Тяжелый истребитель FW-190 («фокке-вульф-190») наши летчики окрестили «фоккером», или «фокой», и считали сильным противником. Отмечая, что бить «фоку» все-таки возможно.

Немецкие авиаконструкторы Генрих Фокке и Георг Вульф не имели отношения к созданию «фокке-вульф-190». Они в 1920-х основали фирму, названную в честь самих себя. Георг Вульф разбился в 1927 году во время испытания самолета. Генрих Фокке ушел из руководства фирмы, переключившись на создание вертолетов. FW-190 для Гитлера создал конструктор по имени Курт Танк.

Наши ветераны в мемуарах недобрым словом поминают фашистские «рамы» — «глаза» вермахта — самолет-разведчик FW-189. Сконструировал и лично испытывал его все тот же Курт Танк. Производство FW-189 наладили на заводах в немецком Бремене, Праге и во французском Бордо. В 1942 году чехи и французы произвели «рам» для люфтваффе в четыре раза больше, чем немцы. Причем французские «рамы» по техническому совершенству превосходили даже германские. Так что в Курской битве в нашем небе висели «рамы», собранные мозолистыми руками французских и чешских рабочих.

Читать еще:  Какой пневматический пистолет лучше: выбор по фирмам-производителям, целям, видео

Но история обожает парадоксы. Против «фоккеров» над Орлом и Белгородом сражались в том числе французы из «Нормандии — Неман» на Як-3. Позже к ним присоединились чехи из 1-й смешанной чехословацкой дивизии ВВС СССР, летавшие на Ла-5ФН.

. Что касается FW-190, то на Восточном фронте в начале войны их применяли эпизодически (под Ленинградом и в районе озера Ильмень). Пытались использовать под Ржевом, но моторы «фок» перегревались, в бой такие послать не рискнули. С эскадрами, вооруженными FW-190, наши ВВС столкнулись уже в ходе Курской битвы.

Это были уже «доведенные до ума» самолеты, избавленные от проблем с двигателями. Достойным соперником им стал наш великолепный Ла-5ФН («форсированная модель с непосредственным впрыском топлива»). «Лавочкин» был вооружен двумя 20-мм пушками ШВАК. «Фоккер» нес два пулемета, от 2 до 4 20-мм пушек.

Ла-5ФН по каким-то характеристикам уступал «фоккеру», в чем-то его превосходил. В конечном итоге все зависело от летчика.

20 июля 1943 года старший лейтенант Алексей Маресьев на Ла-5 сбил два FW-190. У «Лавочкина» тяжелый руль поворота. Для понимания: ноги пилота — на педалях, которые управляют рулем поворота на киле. А Маресьев в 1942-м потерял ноги: их ампутировали в области голени. Летал на протезах. Но как летал!

24 августа 1943 года Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ходе операции «Цитадель» немцы использовали сотни FW-190. Немногие уцелели. Германские эскадрильи вновь перевооружали на более дешевые «Мессершмитты». Заводы «Фокке-Вульф» не успевали восполнять потери.

Курт Танк совершенствовал свои истребители, предложил версию реактивного истребителя… Но небо уже принадлежало нашим асам. У Германии закончились опытные летчики. Их кости лежали среди обломков «фоккеров» и «мессеров» на нашей земле.

Гримаса истории: самолеты конструкции Курта Танка проиграли советским истребителям еще раз, уже после войны. В начале 1960-х он создал истребитель-бомбардировщик «Марут» («Дух бури») для ВВС Индии. Самолет был неплох, успешно воевал с Пакистаном. На его базе Танк начал создавать сверхзвуковой истребитель. Но Индия резко свернула проекты в пользу советских МИГов. Курт Танк консультировал разные проекты, включая «Торнадо», получал награды от правительства. Но самолетов больше не создавал. По какой-то иронии судьбы соперничество с нашими конструкторами для него заканчивалось плохо.

Конструкция ракет ФАУ 1 и ФАУ 2

Фау 1 по конструкции была очень простой и дешевой в производстве. Фюзеляж имел сигарообразную форму, изготавливался при помощи сварки из обыкновенных листов стали.

В середине корпуса находились крылья. Позади крыльев, на специальной стойке, располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Конструкция двигателя тоже простая. Он состоял из сопла и камеры сгорания, сопло имело меньший диаметр, чем камера. Основными плюсами этого двигателя были простота конструкции и невысокая цена.

Для запуска была необходима начальная скорость в районе 240 километров в час. Для этого применялись специализированные стартовые катапульты и разгонные установки.

Электронная «начинка» ФАУ 1 — это три гироскопа и датчик высоты. Один — главный и два дополнительных гироскопа обеспечивали отличную стабилизацию в полете.

Читать еще:  Дешевое оружие китая и россии угрожает авианосцам запада

Управление рулевым устройством осуществлялось с использованием воздуха высокого давления. Дальность полета измерялась при помощи простейшего механического счетчика, снабженного лопастями, которые вращались при помощи встречного потока воздуха. После достижения нужного количества километров на счетчике, рулевое устройство вводило ракету в пике, и ракета поражала цель.

ФАУ 2 обладала более сложной конструкцией. Форма корпуса ракеты осталась такой же веретенообразной. У основания корпуса были добавлены 4 стабилизатора.

ФАУ 2 оснащалось жидкотопливным двигателем. В качестве топлива применялся этиловый спирт, а в качестве окислительного элемента — жидкий кислород.

Весь корпус ракеты разделялся на четыре отсека: приборный, боевой, топливный и хвостовой.

В боевой части ракеты содержался аммотол, взрыватель был контактным.

В центральной части находился отсек с горючим, а ниже его были установлены двигатель и два турбонасоса. Ниже боевого отсека находился отсек управления, в котором размещали оборудование для управление полетом.

«Стратегии»

Уже само назначение стратегических ракет определяет потребность термоядерных (ядерных) боевых частей, мощностью которых не просто компенсирует отклонение попаданий, но и позволяет поражать высокозащищенные цели, а также наносить врагу урон «неприемлемого уровня». Болевые части бывают разделяющимися и моноблочными. Американская ракета LGM-30G «Минитмэн-3» американского производства, к примеру, может забросить на дальность до 13 км боеголовку с 3 блоками весом по 200 кг каждый. Отечественные сверхтяжелые Р-36М и Р-36М2 характеризуются дальностью стрельбы 11 тыс. км, головные части из десяти боевых блоков мощностью около 0,5 мегатонны или моноблочную сверхкрупную. Для достижения необходимых дальностей стратегические ракеты производят многоступенчатыми. МБР наземного базирования установлены либо на мобильные установки или в шахты, грунтовые (15П158 «Тополь», 15П645 «Пионер») или железнодорожные (15П961 «Молодец»).

По дальности стрельбы выделяют межконтинентальные комплексы (больше 5,5 тыс. км), а также комплексы средней дальности (1 тыс. – 5,5 тыс. км) – последние по договору 1987 году о ликвидации РСМД попали под сокращение. Тем же договором запретили и баллистические ракеты «малой дальности» (а именно 500-1000 км) и крылатые ракеты наземного базирования большой дальности. Хотя в случае необходимости стратегические крылатые ракеты наземного базирования могут возродиться. Опыт показывает, насколько легко наши партнеры перешагивают через договоренности.

Применение

Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.

По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.

Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнём.

Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.

«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.

Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.

Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.

Читать еще:  Нож boker magnum black knight: особенности конструкции, отзывы, цены

Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.

В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.

5. Глазам не верьте

Германский «Тигр» — мощный танк. Но ряд «исследователей» и режиссеров сегодня мифологизируют его боевые качества. Например, перехваливают пушку «Тигра», разрушавшую броню «любого танка» с 2 км. Утверждают, что прицелы-телескопы Цейса позволяли «Тигру» поражать цель с первого выстрела.

Снаряд 88-мм орудия фирмы «Крупп» на 2000 метров пробивал до 80 мм брони — это правда. Но на полный оборот башни «Тигра» уходило 60 секунд, а танки противника не стояли на месте.

А о «поражении с первого выстрела» — что называется, из первых рук. Из мемуаров участника Прохоровского сражения обершарфюрера СС Й. Холля, командира танка VI Tiger 102-го батальона SS «Das Reich». Холль пишет: «11-12 июля 1943 года. Я одержал первую победу. Ладно, это был всего лишь тягач, буксировавший артиллерийское орудие, но все равно — уничтоженная цель. Мой наводчик, Карл, выпустил по нему около 30 снарядов. «

Браво, Карл: 30 снарядов по тихоходному тягачу из суперпушки? С таким отменным прицелом.

Чудо-пушка, чудо-прицел, чудо-наводчик.

И еще. Все чаще в фильмах о ВОВ танки ведут огонь с хода. Режиссерская находка, смотрится впечатляюще. В принципе, так выстрелить из танковой пушки можно. При условии, что не стоит задача куда-то попасть.

Но вообще-то танкисты стреляют по конкретным целям.

Эффективные стабилизаторы пушки массово на танках стали устанавливать лишь начиная с 1950-х годов. Во время войны стабилизатор стоял только на американском «Шермане». Из США мы получали по ленд-лизу 4060 таких танков. Немецкие инженеры пытались создать стабилизатор для «Королевского тигра», но не успели. Война закончилась.

Т-34 — танк-символ и танк-легенда. Имел прекрасную комбинацию брони под наклоном, эффективной пушки и высокой скорости. 70% наших танков в Курской битве — это Т-34.

Кстати

Начало карьеры Кожедуба было сложным. В первом воздушном бою его Ла-5 подбил «Мессершмитт», а затем попал еще и под огонь своих зениток. Летчика хотели списать в авианаводчики. Но он все-таки остался на летной работе, а в Курской битве раскрылся его удивительный талант. За войну провел 120 боев, сбив 64 самолета. Трижды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов и самый результативный истребитель антигитлеровской коалиции.

У самолета, построенного на деньги колхозника-пчеловода Конева, интересная судьба. Василий Конев просил назвать самолет в честь своего погибшего племянника — Героя Советского Союза летчика Георгия Конева. Просьбу удовлетворили. На «коневском» Ла-5ФН Кожедуб сбил 8 самолетов. Затем на этой машине летал и одержал 12 побед ас Павел Брызгалов, впоследствии — также Герой Советского Союза.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector