0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лахти L-39 — Lahti L-39

Лахти L-39 — Lahti L-39

Lahti L-39 является финской 20 мм винтовки противотанковой используется во время Второй мировой войны . У него была отличная точность, дальность и дальность, но его размер затруднял транспортировку. Он получил прозвище «Норсуписси» (« Слоновье ружье »), и, поскольку у танков была слишком толстая броня, чтобы Лахти не мог пробить его, его использование переключилось на дальний снайперский огонь, преследование танков и с полностью автоматическим вариантом L-39/44 , использование в качестве самодельное зенитное орудие .

«Слоновое ружьё» из Финляндии

В межвоенный период во многих странах вёлся поиск эффективных средств противотанковой обороны. Одним из наиболее популярных направлений стала разработка противотанковых ружей (ПТР) калибром от 7,92 до 20 мм, предназначенных для вооружения пехотных подразделений. Эта тенденция не обошла стороной и Финляндию, с опаской наблюдавшую за развитием бронетанковой техники своего «большого соседа» – Советского Союза.

Первоначально финские специалисты остановились на калибре 13,2 мм. Однако пока велась разработка ПТР этого калибра, у военных появились сомнения в его эффективности против брони новых танков. Для «подстраховки» было решено создать ещё и 20-мм ПТР, а затем сделать окончательный выбор, проведя сравнительные испытания. В начале 1939 года разработку 20-мм ружья поручили самому известному финскому конструктору-оружейнику – Аймо Иоганнесу Лахти. К этому времени на счету Лахти уже был пистолет L-35, а в 1938 году он создал весьма удачную 20-мм авиационную пушку. Опыт, полученный в ходе её разработки, Лахти использовал и при создании противотанкового ружья.

Конструкция

В качестве боеприпаса для ПТР выбрали патрон 20×138В «Солотурн», применявшийся не только в противотанковых ружьях одноименной швейцарской фирмы, но и в зенитных пушках – немецких Flak 30 и Flak 38 и итальянской «Бреда» М/35.

Тяжёлое ПТР, известное как L-39, является самозарядным оружием, автоматика которого работает по принципу отвода газов. Газоотводное отверстие находится примерно на второй трети длины ствола, сразу за его перфорированным кожухом. Газоотводная трубка расположена под стволом и снабжена четырёхпозиционным регулятором, обеспечивающим нормальное функционирование автоматики в различных атмосферных условиях и при разной степени загрязнения ствола. Ствол снабжён коробчатым дульным тормозом с пятью отверстиями с каждой стороны. В транспортном положении на дульный тормоз надевается жестяной футляр. Для облегчения переноски ПТР его ствол снабжён деревянным перфорированным кожухом.

Затворная коробка имеет прямоугольную форму. С её тыльной стороны находится плечевой упор с резиновой амортизирующей накладкой, а слева (на уровне щеки стрелка) привинчена деревянная накладка. Снизу имеется пистолетная рукоятка со спусковым механизмом. Рукоятка затвора находится с правой стороны затворной коробки, рычажок предохранителя – с левой.

ПТР снабжено лёгкой складывающейся двуногой, крепящейся к передней части затворной коробки. Её дополняет съёмный станок с двумя широкими и короткими полозьями. Прицельные приспособления – открытого типа (мушка и секторный прицел с градуировкой от 100 до 1400 м). Они смещены несколько влево от оси ствола, поскольку сверху по центру замковой коробки расположен отъёмный коробчатый магазин (двухрядный, на 10 патронов).

Расчёт ПТР состоял из двух человек. В зимних условиях ружьё транспортировали либо на санях, либо на длинных полозьях, имевших крепления для двух патронных коробок.

Испытания

Летом 1939 года начались сравнительные испытания двух моделей противотанковых ружей – 13,2-мм и 20-мм. Их результаты были неоднозначными – при гораздо большей массе 20-мм ПТР лишь немного превосходило по бронепробиваемости своего конкурента. Однако во внимание приняли другое преимущество «двадцатимиллиметровки» – существенно лучшее заброневое действие. Её снаряд давал больше осколков после пробития брони, а значит, с большей вероятностью выводил из строя «начинку» танка и его экипаж. В итоге 11 августа 1939 года было решено прекратить доводку 13,2-мм ПТР и развивать далее 20-мм образец как наиболее полно отвечающий поставленным требованиям.

6 сентября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны, генерал Эйрик Аксель Хейнрихс, отвечавший за вооружение финской армии, подписал приказ о немедленном принятии на вооружение противотанкового ружья 20 panssarintorjuntakkivääri L-39 (сокращённо – 20 pst.kiv. L-39). Производство ПТР наладили на государственном оружейном заводе «Валтион Киваэритедас» в городе Ювяскюля. Отсюда ещё одно обозначение ПТР – VKT-L (аббревиатура завода-производителя и фамилии конструктора).

Служба и боевое применение

До начала советско-финской войны финнам не удалось выпустить ни одного экземпляра ПТР L-39 – поставки начались уже во время боевых действий. Острая потребность в лёгких противотанковых средствах вынудила правительство Финляндии обратиться к закупкам за рубежом, и в Великобритании были приобретены две сотни 13,97-мм противотанковых ружей «Бойс». Однако до концы войны в Финляндию поступила лишь половина заказанного, а ещё 100 британских ружей прибыло уже после окончания боевых действий. В финской армии ПТР «Бойс» не пользовались особой популярностью, и значительное их число передали шведской добровольческой бригаде. Кроме того, восемьдесят пять 8-мм противотанковых ружей поступило из Венгрии. Происхождение этой партии остаётся не вполне ясным – ведь в Венгрии ПТР такого калибра не производились и на вооружении не состояли. Вероятно, это были противотанковые ружья Ur польского производства, попавшие в Венгрию в сентябре 1939 года с интернированными частями польской армии. Также финны предпринимали попытки закупить тяжёлые ПТР «Солотурн» S-18/1000 в Швейцарии.

Но вернёмся к L-39. Драматическая ситуация на фронте в первые дни «Зимней войны» вынудила передать в строевые части оба прототипа этого противотанкового ружья. Они попали в противотанковый взвод 28-го пехотного полка, входившего в состав отдельного отряда «Метсапиртти», который в рамках группы «Р» («Рауту») вёл арьергардные бои на Карельском перешейке, у Ладожского озера, а затем отступил на главную линию обороны, перейдя к позиционным действиям. Противотанковые ружья продемонстрировали высокую эффективность, поражая сравнительно «тонкокожие» советские танки с дистанций до 400 м.

По мере разворачивания производства количество противотанковых ружей «Лахти» в строевых частях росло, но достигнуть полного насыщения ими противотанковых подразделений не удалось. По состоянию на 13 марта 1940 года армия Финляндии располагала 277-ю противотанковыми ружьями L-39 (возможно, в это количество входили и несколько уже упоминавшихся «Солотурнов»).

В «войне-продолжении» 1941–1944 годов ПТР L-39 (прозванные в войсках «Norsupyssy» – «слоновье ружьё») применялись довольно широко, но по своему прямому назначению – лишь в начале боевых действий. После насыщения советских частей танками Т-34 и КВ оказалось, что «Лахти» против них бессильны. Но для L-39 нашлась другая область применения – благодаря большой эффективной дальности огня и серьёзному осколочному действию снаряда их использовали для подавления пулемётных гнезд, полевых укрытий и других подобных целей. Весьма эффективным ружьё оказалось и в контрснайперской борьбе, став своеобразным предшественником современных крупнокалиберных снайперских винтовок.

Модификации

Снижение эффективности L-39 как противотанкового средства и острая нехватка в финской армии лёгкой зенитной артиллерии в начале 1944 года привели к попытке трансформации «Лахти» в «эрзац-зенитку». Ружьё получило новую боевую пружину и изменённый спусковой механизм, позволявший вести огонь очередями со скорострельностью 80–100 выстр./мин. Конструкция ПТР была несколько облегчена (с 49,5 до 48 кг), а в его комплект дополнительно ввели зенитный прицел и зенитный станок, весивший 9 кг. Собственно, речь шла не о полноценном станке, а о своеобразном «переходнике» для установки «эрзац-зенитки» на вкопанный в землю столб. Для увеличения практической скорострельности ввели новый 15-зарядный магазин. Новую модификацию приняли на вооружение под обозначением 20 pst.kiv. L-39/44. В последние месяцы войны с СССР они не без успеха использовались для борьбы со штурмовиками Ил-2.

В середине 50-х годов в Финляндии предприняли попытку модернизировать L-39/44, переделав газоотводный механизм для повышения скорострельности оружия. В 1956 году опытные образцы 20 ltkiv/39–54L и 20 ltkiv/39–55/ST прошли испытания, оказавшиеся неудачными. С одной стороны, теоретическая скорострельность действительно возросла до 500 выстр./мин, с другой – возросшие нагрузки на автоматику привели к её отказу уже после 250 выстрелов. К тому же, доработанные «эрзац-зенитки» весили примерно на 10 кг больше, чем исходный образец. На этом развитие 20-мм лёгких зениток в Финляндии прекратилось.

Однако 20 pst.kiv. L-39/44 не было первым зенитным оружием, созданным на базе ПТР L-39. Ещё в начале 1940 года Аймо Лахти сконструировал на его основе автоматическую пушку с теоретической скорострельностью 700 выстр./мин и практической – 250 выстр./мин. Такие пушки применялись в спаренной установке (на лафете по типу немецких Flak 30/38), принятой на вооружение под обозначением 20 ltk/40 VKT (применялось также название L-40 «Векотин»). В армии Финляндии эти зенитки до 70-х годов использовались в учебных целях, а в мобилизационном резерве находились и в 80-е годы.

Единственный раз ПТР L-39 было использовано для вооружения бронетехники – в декабре 1940 года его установили на бронеавтомобиль «Ландсверк» L-182 взамен 13,2-мм пулемёта L-35/36.

В общей сложности было изготовлено 2076 ПТР L-39 и L-39/44. Первый контракт на 410 ружей L-39 был выполнен к июню 1941 года, а в марте того же года заказали ещё 496 единиц (поставка состоялась к декабрю). В ноябре 1941 года был выдан третий заказ – сразу на 1000 ружей, 946 из которых к маю 1944 года поставили в базовом исполнении, а последние 54 – в варианте L-39/44. Наконец, в июле 1944 года заказали ещё 170 единиц – все они изготовлялись уже как «эрзац-зенитки». Однако финская армия получила не 224 единицы L-39/44, а примерно на сотню больше. Дело в том, что в ноябре 1944 года было предписано переделать в этот вариант 606 ПТР L-39, и до отмены этого заказа успели выполнить лишь небольшую его часть. На вооружении они состояли до 60-х годов. После этого примерно 1000 противотанковых ружей и 200 000 патронов к ним были проданы коллекционерам – главным образом, в США.

Читать еще:  Пневматическая винтовка hatsan bt65 rb elite: характеристики, разборка, отзывы, цена, видео

ПТР «Лахти» L-39, как и другие противотанковые ружья 20-мм калибра (швейцарские «Солотурн» различных модификаций, японское «тип 97»), стало результатом попытки создать своеобразную «ручную пушку» с высокими баллистическими характеристиками. Итог оказался малоутешительным – уже к 1940 году бронебойные характеристики 20-мм снарядов перестали удовлетворять требованиям борьбы с современными танками, а само ПТР оказалось слишком тяжёлым. Достаточно сказать, что «Лахти» весило добрых полцентнера – в 2,5–3 раза больше противотанковых ружей калибра 13,97–14,5 мм (английского «Бойс», советских ПТРД и ПТРС). Тем не менее, ввиду хронической нехватки в финской армии противотанковой артиллерии ПТР L-39 оставалось востребованным в течение всей войны. Хорошая кучность ружья позволяла поражать такие сложные цели как, смотровые щели танков и бойницы полевых укреплений. Не стоит забывать и о специфических условиях, в которых велись бои на советско-финском фронте. 20-мм ПТР, сравнительно успешно применявшееся в лесистой местности, вряд ли пригодилось бы на открытых пространствах, где позиции бронебойщиков обнаруживались противником на расстоянии, значительно превышавшем эффективную дальность стрельбы ружья.

20 pst.kiv. L-39

Масса ПТР (с двуногой, без магазина), кг

Lahti L-39 сконструировано на базе автоматической авиационной пушки. Автоматика ружья работает на принципе отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Соответствующая газовая камора закрытого типа установлена под стволом на расстоянии примерно половины длины ствола от его дульного среза. К каморе присоединена направляющая трубка, в которой расположены шток с поршнем и пружиной. Спереди в камору ввинчен газовый регулятор, имеющий четыре фиксированных положения. Запирание канала ствола (сцепление затвора ее ствольной коробкой) производится запирающим клином, который перемещается вертикально в результате взаимодействия с наклонной плоскостью рамы. В связи с весьма высокой скорострельностью авиационной пушки, на базе которой было разработано ружье, в его конструкции имеется оригинальная система снижения скорострельности, состоящая из двух спусковых механизмов — заднего и переднего. Задний спусковой механизм служит для удерживания на боевом взводе подвижной системы, а передний — ударника. Соответственно этому перед пистолетной рукояткой, установленной под ствольной коробкой, имеются два спусковых крючка: нижний — для заднего спускового механизма, а верхний — для переднего. Для производства выстрела нужно сначала нажать на нижний спусковой крючок, а затем — на верхний, что не только резко снижает скорострельность, но и надежно предохраняет от случайных выстрелов. Впрочем, ружье имеет и отдельный предохранитель, расположенный с правой стороны спусковой коробки. Во включенном положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма. Питание патронами при стрельбе производится из сменного коробчатого магазина, устанавливаемого на ствольную коробку сверху и удерживаемого защелкой. Емкость магазина — 9 патронов.

Lahti L-39 оказалось эффективным при ведении боевых действий на советско-финском фронте. Используя сложные условия рельефа, финны устраивали успешные засады на советские войска. Lahti L-39 позволяло таким манёвренным группам бороться с лёгкобронированной советской бронетехникой.

Помимо того, это противотанковое ружьё использовали и как антиснайперское средство. Манекен офицера финской армии располагали так, чтобы советский снайпер его видел. Снайпер производил выстрел, демаскируя свою позицию, по которой и производился выстрел из Lahti L-39.

Во время второй Советско-финской войны Lahti L-39 уже не был эффективен против советских средних танков Т-34 и тяжёлых КВ-1, однако противотанковое ружьё удачно использовали против различных полевых укреплений и амбразур. Позже, некоторое количество ружей приспособили в качестве лёгкого зенитного орудия.

Конструкция[править | править код]

Lahti L-39 сконструировано на базе автоматической авиационной пушки. Автоматика ружья работает на принципе отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Соответствующая газовая камора закрытого типа установлена под стволом на расстоянии примерно половины длины ствола от его дульного среза. К каморе присоединена направляющая трубка, в которой расположены шток с поршнем и пружиной. Спереди в камору ввинчен газовый регулятор, имеющий четыре фиксированных положения. Запирание канала ствола (сцепление затвора её ствольной коробкой) производится запирающим клином, который перемещается вертикально в результате взаимодействия с наклонной плоскостью рамы. В связи с весьма высокой скорострельностью авиационной пушки, на базе которой было разработано ружьё, в его конструкции имеется оригинальная система снижения скорострельности, состоящая из двух спусковых механизмов — заднего и переднего. Задний спусковой механизм служит для удерживания на боевом взводе подвижной системы, а передний — ударника. Соответственно этому перед пистолетной рукояткой, установленной под ствольной коробкой, имеются два спусковых крючка: нижний — для заднего спускового механизма, а верхний — для переднего. Для производства выстрела нужно сначала нажать на нижний спусковой крючок, а затем — на верхний, что не только резко снижает скорострельность, но и надежно предохраняет от случайных выстрелов. Впрочем, ружьё имеет и отдельный предохранитель, расположенный с правой стороны спусковой коробки. Во включённом положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма. Питание патронами при стрельбе производится из сменного коробчатого магазина, устанавливаемого на ствольную коробку сверху и удерживаемого защёлкой. Ёмкость магазина — 10 патронов.

Аймо Лахти усомнился в первоначальной идее 13-мм противотанкового пулемета и начал работать над 20-мм конструкцией. Офицеры, которым требовалось противотанковое оружие меньшего калибра, считали, что начальная скорость 20-мм снарядов недостаточна для пробивания брони, и оружие с большей скорострельностью и меньшим калибром окажется полезным. В результате Лахти сконструировал два конкурирующих противотанковых оружия: пулемет калибра 13,2 мм и винтовку калибра 20 мм. После испытательных стрельб из обоих орудий в 1939 году они обнаружили, что 20-мм винтовка обеспечивает лучшую бронепробиваемость.

Операция

Винтовка представляет собой полуавтоматическое оружие, работающее на газе, с поршнем, расположенным под стволом, и подачей боеприпасов из съемного верхнего магазина с нижним выбросом стреляных гильз. Для уменьшения отдачи винтовка оснащена дульным тормозом с пятью отверстиями и мягкой кожаной подушкой отдачи . Ствол имеет деревянный кожух, чтобы его можно было транспортировать после того, как выстрел вызвал нагрев ствола.

«Слоновое ружьё» из Финляндии

В межвоенный период во многих странах вёлся поиск эффективных средств противотанковой обороны. Одним из наиболее популярных направлений стала разработка противотанковых ружей (ПТР) калибром от 7,92 до 20 мм, предназначенных для вооружения пехотных подразделений. Эта тенденция не обошла стороной и Финляндию, с опаской наблюдавшую за развитием бронетанковой техники своего «большого соседа» – Советского Союза.

Первоначально финские специалисты остановились на калибре 13,2 мм. Однако пока велась разработка ПТР этого калибра, у военных появились сомнения в его эффективности против брони новых танков. Для «подстраховки» было решено создать ещё и 20-мм ПТР, а затем сделать окончательный выбор, проведя сравнительные испытания. В начале 1939 года разработку 20-мм ружья поручили самому известному финскому конструктору-оружейнику – Аймо Иоганнесу Лахти. К этому времени на счету Лахти уже был пистолет L-35, а в 1938 году он создал весьма удачную 20-мм авиационную пушку. Опыт, полученный в ходе её разработки, Лахти использовал и при создании противотанкового ружья.

Конструкция

В качестве боеприпаса для ПТР выбрали патрон 20×138В «Солотурн», применявшийся не только в противотанковых ружьях одноименной швейцарской фирмы, но и в зенитных пушках – немецких Flak 30 и Flak 38 и итальянской «Бреда» М/35.

Тяжёлое ПТР, известное как L-39, является самозарядным оружием, автоматика которого работает по принципу отвода газов. Газоотводное отверстие находится примерно на второй трети длины ствола, сразу за его перфорированным кожухом. Газоотводная трубка расположена под стволом и снабжена четырёхпозиционным регулятором, обеспечивающим нормальное функционирование автоматики в различных атмосферных условиях и при разной степени загрязнения ствола. Ствол снабжён коробчатым дульным тормозом с пятью отверстиями с каждой стороны. В транспортном положении на дульный тормоз надевается жестяной футляр. Для облегчения переноски ПТР его ствол снабжён деревянным перфорированным кожухом.

Затворная коробка имеет прямоугольную форму. С её тыльной стороны находится плечевой упор с резиновой амортизирующей накладкой, а слева (на уровне щеки стрелка) привинчена деревянная накладка. Снизу имеется пистолетная рукоятка со спусковым механизмом. Рукоятка затвора находится с правой стороны затворной коробки, рычажок предохранителя – с левой.

ПТР снабжено лёгкой складывающейся двуногой, крепящейся к передней части затворной коробки. Её дополняет съёмный станок с двумя широкими и короткими полозьями. Прицельные приспособления – открытого типа (мушка и секторный прицел с градуировкой от 100 до 1400 м). Они смещены несколько влево от оси ствола, поскольку сверху по центру замковой коробки расположен отъёмный коробчатый магазин (двухрядный, на 10 патронов).

Расчёт ПТР состоял из двух человек. В зимних условиях ружьё транспортировали либо на санях, либо на длинных полозьях, имевших крепления для двух патронных коробок.

Испытания

Летом 1939 года начались сравнительные испытания двух моделей противотанковых ружей – 13,2-мм и 20-мм. Их результаты были неоднозначными – при гораздо большей массе 20-мм ПТР лишь немного превосходило по бронепробиваемости своего конкурента. Однако во внимание приняли другое преимущество «двадцатимиллиметровки» – существенно лучшее заброневое действие. Её снаряд давал больше осколков после пробития брони, а значит, с большей вероятностью выводил из строя «начинку» танка и его экипаж. В итоге 11 августа 1939 года было решено прекратить доводку 13,2-мм ПТР и развивать далее 20-мм образец как наиболее полно отвечающий поставленным требованиям.

6 сентября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны, генерал Эйрик Аксель Хейнрихс, отвечавший за вооружение финской армии, подписал приказ о немедленном принятии на вооружение противотанкового ружья 20 panssarintorjuntakkivääri L-39 (сокращённо – 20 pst.kiv. L-39). Производство ПТР наладили на государственном оружейном заводе «Валтион Киваэритедас» в городе Ювяскюля. Отсюда ещё одно обозначение ПТР – VKT-L (аббревиатура завода-производителя и фамилии конструктора).

Читать еще:  Электрошокер фантом (phantom): цена, отзывы, характеристики, аналоги

Служба и боевое применение

До начала советско-финской войны финнам не удалось выпустить ни одного экземпляра ПТР L-39 – поставки начались уже во время боевых действий. Острая потребность в лёгких противотанковых средствах вынудила правительство Финляндии обратиться к закупкам за рубежом, и в Великобритании были приобретены две сотни 13,97-мм противотанковых ружей «Бойс». Однако до концы войны в Финляндию поступила лишь половина заказанного, а ещё 100 британских ружей прибыло уже после окончания боевых действий. В финской армии ПТР «Бойс» не пользовались особой популярностью, и значительное их число передали шведской добровольческой бригаде. Кроме того, восемьдесят пять 8-мм противотанковых ружей поступило из Венгрии. Происхождение этой партии остаётся не вполне ясным – ведь в Венгрии ПТР такого калибра не производились и на вооружении не состояли. Вероятно, это были противотанковые ружья Ur польского производства, попавшие в Венгрию в сентябре 1939 года с интернированными частями польской армии. Также финны предпринимали попытки закупить тяжёлые ПТР «Солотурн» S-18/1000 в Швейцарии.

Но вернёмся к L-39. Драматическая ситуация на фронте в первые дни «Зимней войны» вынудила передать в строевые части оба прототипа этого противотанкового ружья. Они попали в противотанковый взвод 28-го пехотного полка, входившего в состав отдельного отряда «Метсапиртти», который в рамках группы «Р» («Рауту») вёл арьергардные бои на Карельском перешейке, у Ладожского озера, а затем отступил на главную линию обороны, перейдя к позиционным действиям. Противотанковые ружья продемонстрировали высокую эффективность, поражая сравнительно «тонкокожие» советские танки с дистанций до 400 м.

По мере разворачивания производства количество противотанковых ружей «Лахти» в строевых частях росло, но достигнуть полного насыщения ими противотанковых подразделений не удалось. По состоянию на 13 марта 1940 года армия Финляндии располагала 277-ю противотанковыми ружьями L-39 (возможно, в это количество входили и несколько уже упоминавшихся «Солотурнов»).

В «войне-продолжении» 1941–1944 годов ПТР L-39 (прозванные в войсках «Norsupyssy» – «слоновье ружьё») применялись довольно широко, но по своему прямому назначению – лишь в начале боевых действий. После насыщения советских частей танками Т-34 и КВ оказалось, что «Лахти» против них бессильны. Но для L-39 нашлась другая область применения – благодаря большой эффективной дальности огня и серьёзному осколочному действию снаряда их использовали для подавления пулемётных гнезд, полевых укрытий и других подобных целей. Весьма эффективным ружьё оказалось и в контрснайперской борьбе, став своеобразным предшественником современных крупнокалиберных снайперских винтовок.

Модификации

Снижение эффективности L-39 как противотанкового средства и острая нехватка в финской армии лёгкой зенитной артиллерии в начале 1944 года привели к попытке трансформации «Лахти» в «эрзац-зенитку». Ружьё получило новую боевую пружину и изменённый спусковой механизм, позволявший вести огонь очередями со скорострельностью 80–100 выстр./мин. Конструкция ПТР была несколько облегчена (с 49,5 до 48 кг), а в его комплект дополнительно ввели зенитный прицел и зенитный станок, весивший 9 кг. Собственно, речь шла не о полноценном станке, а о своеобразном «переходнике» для установки «эрзац-зенитки» на вкопанный в землю столб. Для увеличения практической скорострельности ввели новый 15-зарядный магазин. Новую модификацию приняли на вооружение под обозначением 20 pst.kiv. L-39/44. В последние месяцы войны с СССР они не без успеха использовались для борьбы со штурмовиками Ил-2.

В середине 50-х годов в Финляндии предприняли попытку модернизировать L-39/44, переделав газоотводный механизм для повышения скорострельности оружия. В 1956 году опытные образцы 20 ltkiv/39–54L и 20 ltkiv/39–55/ST прошли испытания, оказавшиеся неудачными. С одной стороны, теоретическая скорострельность действительно возросла до 500 выстр./мин, с другой – возросшие нагрузки на автоматику привели к её отказу уже после 250 выстрелов. К тому же, доработанные «эрзац-зенитки» весили примерно на 10 кг больше, чем исходный образец. На этом развитие 20-мм лёгких зениток в Финляндии прекратилось.

Однако 20 pst.kiv. L-39/44 не было первым зенитным оружием, созданным на базе ПТР L-39. Ещё в начале 1940 года Аймо Лахти сконструировал на его основе автоматическую пушку с теоретической скорострельностью 700 выстр./мин и практической – 250 выстр./мин. Такие пушки применялись в спаренной установке (на лафете по типу немецких Flak 30/38), принятой на вооружение под обозначением 20 ltk/40 VKT (применялось также название L-40 «Векотин»). В армии Финляндии эти зенитки до 70-х годов использовались в учебных целях, а в мобилизационном резерве находились и в 80-е годы.

Единственный раз ПТР L-39 было использовано для вооружения бронетехники – в декабре 1940 года его установили на бронеавтомобиль «Ландсверк» L-182 взамен 13,2-мм пулемёта L-35/36.

В общей сложности было изготовлено 2076 ПТР L-39 и L-39/44. Первый контракт на 410 ружей L-39 был выполнен к июню 1941 года, а в марте того же года заказали ещё 496 единиц (поставка состоялась к декабрю). В ноябре 1941 года был выдан третий заказ – сразу на 1000 ружей, 946 из которых к маю 1944 года поставили в базовом исполнении, а последние 54 – в варианте L-39/44. Наконец, в июле 1944 года заказали ещё 170 единиц – все они изготовлялись уже как «эрзац-зенитки». Однако финская армия получила не 224 единицы L-39/44, а примерно на сотню больше. Дело в том, что в ноябре 1944 года было предписано переделать в этот вариант 606 ПТР L-39, и до отмены этого заказа успели выполнить лишь небольшую его часть. На вооружении они состояли до 60-х годов. После этого примерно 1000 противотанковых ружей и 200 000 патронов к ним были проданы коллекционерам – главным образом, в США.

ПТР «Лахти» L-39, как и другие противотанковые ружья 20-мм калибра (швейцарские «Солотурн» различных модификаций, японское «тип 97»), стало результатом попытки создать своеобразную «ручную пушку» с высокими баллистическими характеристиками. Итог оказался малоутешительным – уже к 1940 году бронебойные характеристики 20-мм снарядов перестали удовлетворять требованиям борьбы с современными танками, а само ПТР оказалось слишком тяжёлым. Достаточно сказать, что «Лахти» весило добрых полцентнера – в 2,5–3 раза больше противотанковых ружей калибра 13,97–14,5 мм (английского «Бойс», советских ПТРД и ПТРС). Тем не менее, ввиду хронической нехватки в финской армии противотанковой артиллерии ПТР L-39 оставалось востребованным в течение всей войны. Хорошая кучность ружья позволяла поражать такие сложные цели как, смотровые щели танков и бойницы полевых укреплений. Не стоит забывать и о специфических условиях, в которых велись бои на советско-финском фронте. 20-мм ПТР, сравнительно успешно применявшееся в лесистой местности, вряд ли пригодилось бы на открытых пространствах, где позиции бронебойщиков обнаруживались противником на расстоянии, значительно превышавшем эффективную дальность стрельбы ружья.

20 pst.kiv. L-39

Масса ПТР (с двуногой, без магазина), кг

Противотанковое ружьё Lahti L-39

Lahti L-39 — финское противотанковое ружьё, использовавшееся финской армией в ходе Советско-финской войны и позже в ходе Второй мировой войны.

История создания и производства

Тяжелое противотанковое ружье Lahti VKT L-39 было создано конструктором Аймо Лахти в конце мая-начале июня 1939 года, по требованию финской армии. Лахти уже имел опыт создания противотанковых средств. До этого он разрабатывал 13-мм тяжелый противотанковый пулемет L35/L39.

Противотанковое ружье Lahti VKT L-39 на позиции

На вооружение Финской армии противотанковое ружье Lahti VKT L-39 было принято 6 сентября 1939 года под наименованием 20 pst.kiv L-39 (20 panssarintorjuntakivaaru L-39). Серийно выпускалось на Финском государственном оружейном заводе Valtion Kivaaritehdas (VKT) с 1940 по 1945 год и всего было выпущено 1906 ПТР. Первые образцы создавались под оригинальный 20 мм патрон конструкции самого Лахти 20×138В, но в серии противотанковое ружье Lahti L-39 выпускалось под немецкий 20 мм патрон от зенитных пушек FlaK 30 и FlaK 38 или швейцарские патроны 20×138 мм с пулей массой 147,5 г и стальным сердечником от швейцарского ПТР Solothurn S-18/1000 с латунной гильзой слабобутылочной формы с донным упором, снаряженными бронебойно-зажигательно-трассирующими снарядами.

Конструкция и принцип работы

Lahti L-39 сконструировано на базе автоматической авиационной пушки. Автоматика ружья работает на принципе отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Соответствующая газовая камора закрытого типа установлена под стволом на расстоянии примерно половины длины ствола от его дульного среза. К каморе присоединена направляющая трубка, в которой расположены шток с поршнем и пружиной. Спереди в камору ввинчен газовый регулятор, имеющий четыре фиксированных положения, что нужно для обеспечения стабильной работы оружия в любых климатических условиях и при любой загрязненности механизмов оружия. Запирание канала ствола (сцепление затвора её ствольной коробкой) производится запирающим клином, который перемещается вертикально в результате взаимодействия с наклонной плоскостью рамы. В связи с весьма высокой скорострельностью авиационной пушки, на базе которой было разработано ружье, в его конструкции имеется оригинальная система снижения скорострельности, состоящая из двух спусковых механизмов — заднего и переднего. Задний спусковой механизм служит для удерживания на боевом взводе подвижной системы, а передний — ударника. Соответственно этому перед пистолетной рукояткой, установленной под ствольной коробкой, имеются два спусковых крючка: нижний — для заднего спускового механизма, а верхний — для переднего. Для производства выстрела нужно сначала нажать на нижний спусковой крючок, а затем — на верхний, что не только резко снижает скорострельность, но и надежно предохраняет от случайных выстрелов. Впрочем, ружье имеет и отдельный предохранитель, расположенный с правой стороны спусковой коробки. Во включенном положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма.

Качающаяся рукоятка перезаряжания располагалась справа. Флажок предохранителя расположен с левой стороны оружия, у пистолетной рукоятки. Рукоятка взведения затвора двусторонняя. Питание патронами при стрельбе производится из сменного коробчатого магазина, устанавливаемого на ствольную коробку сверху и удерживаемого защелкой. Емкость магазина — 10 патронов.Приемник коробчатого магазина расположен сверху, при снятом магазине он закрывается крышкой. Приклад имеет резиновый затыльник, на левой стороне ствольной коробки расположена щека. Ствол имеет компенсатор с пятью рядами отверстий, в походном положении он закрывается жестяным кожухом для предотвращения попадания в него грязи и снега. Прицел открытый секторный, он вынесен на левую сторону оружия.

Читать еще:  Американцы признали россию непобедимой страной

Финские солдаты готовятся вести огонь из противотанкового ружья L-39

Стрельба ведется с опоры, с использованием оригинальной спаренной двуногой сошки, закрепленной в передней части ствольной коробки. Сошка имеет две пары ног — внутренняя, более длинная имеет небольшие шипованные опоры и предназначена для стрельбы с твердого грунта, наружная, более короткая, имеет лыжеобразные опоры большой площади и предназначена для стрельбы с мягкого грунта или снега. Прицельные приспособления регулируемые, с установками по дальности от 100 до 1400 метров.

Боевое применение

Lahti L-39 оказалось эффективным при ведении боевых действий во время Советско‑финской «Зимней» войны 1939–1940 гг. Используя сложные условия рельефа, финны устраивали успешные засады на советские войска. Оно позволяло таким манёвренным группам бороться с лёгкобронированной советской бронетехникой. Несмотря на относительно небольшую начальную скорость бронебойной пули (800 м/с), она на расстоянии 100 м пробивала броню толщиной 30 мм, то есть броню любого советского лёгкого танка того времени (Т-26, БТ-2, БТ-5). L-39 был сравнительно портативным оружием, которому финны нашли хорошее применение помимо стрельбы по бронированным машинам. Фугасный снаряд калибра 20 мм хорошо справлялся с бункерами и грузовиками.

Помимо того, это противотанковое ружьё использовали и как антиснайперское средство. Манекен офицера финской армии располагали так, чтобы советский снайпер его видел. Снайпер производил выстрел, демаскируя свою позицию, по которой и производился выстрел из Lahti L-39.

Во время второй Советско-финской войны Lahti L-39 уже не был эффективен против советских средних танков Т-34 и тяжёлых КВ-1, однако противотанковое ружьё удачно использовали против различных полевых укреплений и амбразур. Позже, некоторое количество ружей приспособили в качестве лёгкого зенитного орудия.

Финские солдаты переносят противотанковое ружье L-39 через железнодорожные пути

В целом противотанковое ружье Lahti L-39 имело отличные показатели точности и бронебойности для своего времени, однако было слишком тяжелым и громоздким, для его транспортировки нужно два солдата.

Читать онлайн «Lahti L 39» автора Пономарёв Юрий — RuLit — Страница 1

Продолжая обзор «суперкрупного» снайперского оружия, начатого в прошлых номерах нашего журнала («Гулливеры» снайперского оружия», №11 2008 и «Ручная пушка» RT-20», №12 2008), немного коснёмся истории его создания.

Изначально подобное оружие, появившееся в преддверии второй мировой войны, разрабатывалось для борьбы с бронетехникой, чем, собственно, обоснован и выбранный калибр – 20 мм. Это связано с тем, что «лёгкие» противотанковые средства калибров 7,92; 12,7 и 13 мм уже не были способны поражать основные боевые танки, бронирование которых достигало 30 мм. Разработка новых выстрелов иного калибра заняла бы много времени и обошлась бы в «копеечку», поэтому 20-мм выстрелы к малокалиберным зенитным пушкам, обладающие высокими начальным скоростями и отлогими траекториями снарядов, оказались «лучшим выбором». Кстати, по этому же пути позже пошли и танкисты, приспособив 85- и 88-мм зенитные орудия в качестве бортового вооружения. Увеличение калибра более 20 мм уже требовало применения противооткатныхустройств и превращало противотанковое ружьё в артиллерийское орудие с худшими показателями бронепробиваемости, чем у состоящих на вооружении в то время противотанковых пушек калибров 37-47мм.

Вместе с тем, примитивная конструкция танков того времени, как ни, странно способствовала их достаточно высокой живучести (для выведения танка из строя, как правило, требовалось несколько результативных попаданий, что неавтоматическим системам оказалось не «по зубам»).

За обеспечение требуемой эффективности поражения бронированных целей пришлось расплатиться разработкой достаточно сложной и дорогой в производстве системы автоматики и немалым весом. Впрочем, использование системы автоматической перезарядки сыграло и по ложительную роль – в сочетании с мощным дульным тормозом она значительно снизила воздействие чрезмерно мощной отдачи на стрелка.

Всё вышеизложенное и определило облик этого вида оружия, причём независимо от географии разработок.

Общеизвестны три образца подобного оружия: японский «тип 97», шведский S18-1000 и финский VKT L39. Сходство концепций разработок просто поразительное:

– калибр 20 мм (основные модификации последних двух используют одинаковый выстрел типоразмера 20х138В),

– полуавтоматическая система перезарядки,

– наличие режима автоматического огня (у «тип 97» в базе, у S18 и L39 в поздних модификациях),

– наличие мощных дульных тормозов,

– отсутствие оптических прицелов.

Да и уготованные им судьбы (независимо от театра военных действий – Европа, Африка или Юго-Восточная Азия) абсолютно схожи.

Уже к 1943 году противотанковые ружья, как класс оружия, исчерпали свои возможности по причине значительно увеличившегося бронирования танков и появления более дешёвых и эффективных реактивных противотанковых гранатомётов. Это обусловило «снайперское» направление применения ПТР или, по современной терминологии, в качестве «antimaterial weapon». Однако низкие маневренные качества, приемлемые при организации противотанковой обороны, существенно затрудняли их использование в качестве оружия огневой поддержки и сопровождения пехоты. В силу этого по окончании второй мировой войны полуавтоматические системы под мощные 20-мм патроны дальнейшего развития не получили.

На левой стороне ствольной коробки нанесена маркировка – официальное наименование, завод-изготовитель и серийный номер

Принятое на вооружение финской армии в сентябре 1939 года противотанковое ружьё конструкции Аймо Лахти (Aimo Lahti) получило наименование 20 pst. kiv L39 и серийно выпускалось на государственном оружейном заводе Valtion Kivaaritehdas (VKT) с 1940 по 1944 гг. Несколько первых образцов L39 успели пройти «боевое крещение» в самом конце Зимней войны, где показали себя с лучшей стороны в борьбе с советскими танками Т-26 и БТ-7, считавшимися в то время вполне современными. В армии ружьё получило прозвище «norsupyssy» – слоновое ружьё, зарекомендовало себя исключительно точным оружием и выдавалось только лучшим стрелками, прошедшим специальную подготовку. Расчёт состоял из двух человек: наводчика и заряжающего. В связи с хронической нехваткой артиллерии в обеих советско-финляндских войнах ПТР L39 было несомненно востребовано, о чём говорит количество выпущенных экземпляров – только модификаций L39 изготовлено 1900 экземпляров, что для небольшой финской армии весьма значительно. И это при том, что танкоопасных направлений в скалистой лесисто-болотистой местности Финляндии немного.

Боевые потери L39 в Великой Отечественной войне также невелики и не превышают 30%, что говорит как о достаточной (даже при весе с боекомплектом около 70 кг) маневренности, так и о бережном отношении к ПТР даже в условиях отступления.

Широкая номенклатура зенитных выстрелов, включающая осколочные и зажигательные снаряды, позволила использовать ПТР для поражения наступающей пехоты (цель могла быть поражена осколками на расстоянии до 2,5 м от места разрыва снаряда) и создания очагов пожара в тылу противника.

Отмечены случаи вывода из строя средних и тяжёлых танков, наступающих с открытыми башенными люками (из-за несовершенства системы вентиляции), при стрельбе по ним с возвышенностей. Достаточно эффективным оказалось использование L39 против штурмовиков Ил-2, для чего ПТР устанавливалось на специальную стойку, одеваемую на высокий пень или врытый столб, а в 1944 году появилась модификация с возможностью стрельбы очередями, обеспечивающая более высокую вероятность попадания. Модификация L39-44 состояла на вооружении армии Финляндии до 60-х годов и предназначалась для борьбы с вертолётами.

Ниже приведём описание конструкции ПТР L39.

Lahti L-39 сконструировано на базе автоматической авиационной пушки. Автоматика ружья работает на принципе отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Соответствующая газовая камора закрытого типа установлена под стволом на расстоянии примерно половины длины ствола от его дульного среза. К каморе присоединена направляющая трубка, в которой расположены шток с поршнем и пружиной. Спереди в камору ввинчен газовый регулятор, имеющий четыре фиксированных положения. Запирание канала ствола (сцепление затвора ее ствольной коробкой) производится запирающим клином, который перемещается вертикально в результате взаимодействия с наклонной плоскостью рамы. В связи с весьма высокой скорострельностью авиационной пушки, на базе которой было разработано ружье, в его конструкции имеется оригинальная система снижения скорострельности, состоящая из двух спусковых механизмов — заднего и переднего. Задний спусковой механизм служит для удерживания на боевом взводе подвижной системы, а передний — ударника. Соответственно этому перед пистолетной рукояткой, установленной под ствольной коробкой, имеются два спусковых крючка: нижний — для заднего спускового механизма, а верхний — для переднего. Для производства выстрела нужно сначала нажать на нижний спусковой крючок, а затем — на верхний, что не только резко снижает скорострельность, но и надежно предохраняет от случайных выстрелов. Впрочем, ружье имеет и отдельный предохранитель, расположенный с правой стороны спусковой коробки. Во включенном положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма. Питание патронами при стрельбе производится из сменного коробчатого магазина, устанавливаемого на ствольную коробку сверху и удерживаемого защелкой. Емкость магазина — 9 патронов.

Lahti L-39 оказалось эффективным при ведении боевых действий на советско-финском фронте. Используя сложные условия рельефа, финны устраивали успешные засады на советские войска. Lahti L-39 позволяло таким манёвренным группам бороться с лёгкобронированной советской бронетехникой.

Помимо того, это противотанковое ружьё использовали и как антиснайперское средство. Манекен офицера финской армии располагали так, чтобы советский снайпер его видел. Снайпер производил выстрел, демаскируя свою позицию, по которой и производился выстрел из Lahti L-39.

Во время второй Советско-финской войны Lahti L-39 уже не был эффективен против советских средних танков Т-34 и тяжёлых КВ-1, однако противотанковое ружьё удачно использовали против различных полевых укреплений и амбразур. Позже, некоторое количество ружей приспособили в качестве лёгкого зенитного орудия.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector