2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С глаз долой

С глаз долой

Большинство людей, незнакомых с историей отечественного автопрома, полагают, что моделей советских времен было раз-два и обчелся. Однако множество интересных проектов были буквально похоронены в столах конструкторских бюро или не смогли найти экономической поддержки уже на этапе опытных образцов. Портал iz.ru вспоминал, какие машины могли бы стать флагманами советского автопрома, однако не попали в серийное производство или выпускались в очень ограниченных количествах.

История выпуска ЗиЛ-111

Первый рабочий экземпляр собрали в 1961 году. Отличительными чертами стала облицовка радиатора, новые бампера, сдвоенные передние фары. Остальные дизайнерские решения сильно напоминали первоначальный вариант.

За год внешний вид изменили ещё сильнее: задние фары получили круглую форму, ветровое стекло получило новое оформление, рамы и молдинги заменили на новые, повысили мощность мотора. Если оценивать полную картину, то становится ясно, что основные дизайнерские решения взяты с Cadillac 61-го года выпуска. Выпуск маленькими партиями продолжался с 1962 по 1966 года.

На базе «Г» собрали несколько модификаций. Первой стала модель с индексом «В», которая получила открывающийся кузов. Название второй получило дополнение «Д». Авто представляло собой парадный фаэтон. Первый открытый ЗиЛ-111 собрали в начале 1963 года, когда закончился рестайлинг стандартной версии.

В конце апреля 1963 года Фидель Кастро в рамках визита в СССР посетил завод имени Лихачёва. Ему сделали официальный подарок — новый открытый автомобиль премиум-класса. Кастро отправился домой на самолёте, а его новый транспорт на Кубу доставили пароходом в руки посла СССР в этой стране. Он лично передал транспорт Фиделю Кастро уже на острове.

В последующий период собрали ещё несколько экземпляров. Четыре из них планировали применять на государственных торжествах и парадах. По информации завода, всего собрали 8 машин с индексом «Д». 7 ноября 1967 года состоялся дебют автомобилей на Красной Площади. Они приняли участие в параде к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. До этого времени в парадах принимали участие первые варианты 111-й модели, состояние которых не вызывало нареканий. В этот же год на заводе имени Лихачёва выпустили первую партию 114-й модели, которая отличалась строгим дизайном и качественной отделкой салона.

Фаэтоны 111Д применялись на военных парадах до середины 70-х годов. Для армии они окрашивались в серо-зелёный цвет. Их заменили современными на тот период кабриолетами ЗиЛ-117В. До конца 80-х годов списанные авто бережно хранились в гараже Министерства Обороны. В 1987 году их официально передали Управлению пожарной охраны Московской области, где они находятся в наши дни.

Читать еще:  Глубинные бомбы: общее описание, принцип действия и боевое применение

ЗиЛ-111Д числится ещё тремя экземплярами, кузов которых покрасили в чёрный цвет. Один автомобиль отправился в качестве подарка в ГДР, два других долго хранились на самом предприятии. Их дальнейшая судьба неизвестна. Главным «ноу-хау» отечественных продуктов стала кнопка автоматического открытия крыши. Людям того периода в дизайне запомнились антенны на задних крыльях. Они играли функциональную и декоративную роли. Всего произведено 112 машин всех модификаций.

2. ЗИЛ «Чебурашка» второго поколения

ЗИЛ-114

Шли годы, ЗИЛ-111 свое место в производственной программе уступил более совершенному лимузину ЗИЛ-114. Последний стал еще быстроходнее и мощнее, а первый грузовичок естественным образом изнашивался и ветшал, постепенно приходя в негодность. Сначала на заводе его преемником хотели сделать пикап на базе пятиместного седана ЗИЛ-117, но потом, предположительно в 1979 году, решили построить новый «грузовичок» на узлах и агрегатах ЗИЛ-114. Принцип формирования машины, получившей неофициальный заводской индекс ЗИЛ-113Г, остался неизменным.

ЗИЛ-133Гя

ЗИЛ-131

Поначалу машина эксплуатировалась с опытной надстройкой, так называемым имитатором массы, и только потом обзавелась грузовой платформой размерностью 3030х1780х1140 мм, в которой размещалось до тонны груза. Низкая погрузочная высота определялась надвинутым на колеса днищем, в котором для этой цели выполнили стальные ниши. Содержимое кузова от непогоды защищали дуги и виниловый тент. Снаряженная масса автомобиля составляла 3286 кг, его габаритные размеры — 5200х2000х2200 мм. Максимальная скорость грузовика достигала 170 км/ч. Поэтому закрепленный на крыше кабины спойлер являлся совсем не лишней деталью экстерьера. Первоначально машина имела госномер 06–31 МОЯ, а после перерегистрации в 1980-е годы — 96–48 МНП.

Приземистый «четырехглазый» грузовичок тёмно-вишнёвого цвета с длинным «носом», низкими широкими крыльями и крохотными колесами, немного напоминавшими лапы необычного животного, смотрелся забавно, хотя и несколько вызывающе.

3. ЗИЛ «Чебурашка» третьего поколения

Помимо пробеговых испытаний малотоннажники использовали и для выполнения хозяйственных внутрицеховых целей. Неофициально они даже использовались для доставки на дачные участки различного скарба самими работниками цеха легковых автомобилей (ЦЛА). Нередко машины транспортировали грузы для обеспечения нужд Гаража о собого назначения (ГОН), а потому «Чебурашки» нередко появлялись в Кремле. Особенно грузовикам удавалась оперативная доставка целого ряда комплектующих с заводов-филиалов ЗИЛа, находящихся в Рязани, Рославле, Мценске.

Обе машины, о которых говорилось выше, были закреплены за УКЭР и находились до последнего времени в ЦЛА. Автомобиль с номером 96–48 МНП в последний раз видели в 1992 году, модель с номером 95– 50 МНП разобрали и сдали в металлолом в июне 2000 года, а жалкие останки образца с номером 95–51 МНП, лишившегося всех годных запчастей до сих пор, можно обнаружить в ЦЛА. Кстати, заводчане обожали «Чебурашки» за их неординарный дизайн и динамические свойства.

Читать еще:  Топор туристический: основные характеристики

4. Приключения «ЧЕБУРУШЕК»

«Чебурашки» благодаря своей необычной внешности всегда привлекали внимание и праздных прохожих, и профессионалов-автотранспортников. Но в первую очередь распластанный по земле грузовичок на непропорционально маленьких колесиках вызывал вопросы у представителей ГАИ, особенно в советское время. Машину часто тормозили не столько для проверки водительских документов, сколько ради того чтобы поинтересоваться техническим характеристиками невиданного прежде автомобиля. Наибольший восторг у гаишников вызывал моторный отсек, в котором удобно примостилась V-образная бензиновая «восьмерка». А когда выяснялось, что автомобиль сделан на шасси легковушки высшего класса, беседа об особенностях устройства «Чебурашки» и сфере ее использования затягивалась порой очень надолго. Бывали случаи, когда сотрудники ГАИ в попытках догнать странного вида машину за превышение скорости долго мчались за ней, а когда наконец настигали, да и то у светофора, обращались с единственной просьбой открыть капот. Изумлению не было предела… Действительно, грузовик, разгонявшийся до 160–170 км/ч, оказывался крепким орешком для любого автоинспектора.

Впрочем, и для простых автолюбителей «Чебурашки» являлись хорошим раздражителем. «Чайники» по незнанию нередко преследовали зиловские скороходы в тщетном стремлении потягаться с ними в динамике. Однако характеристики ходовой части, доставшейся в наследство от правительственного лимузина, позволяли грузовику легко уходить от «Москвичей» и «Жигулей» незадачливых конкурентов, которые так и не смогли «врубиться», с каким «зверем» имеют дело. Зато, как только «Чебурашка» останавливалась у тротуара, ее обступали уличные «знатоки», с удивлением обнаруживая, что сие творение отечественного автопрома им абсолютно неизвестно.

Конечно, самое сильное впечатление на окружающих производил грузовик с госномером 96–48 МНП. Эффектная темно-вишневая окраска кабины и оперения, спойлер на крыше, длинная капотная часть с широкими, заходящими на боковины прорезями облицовки радиатора, четыре попарно расположенные фары с прозрачными экранами перед ними, низкая посадка грузовой платформы делали машину неотразимой. Бурю эмоций вызывал интерьер с виду совершенно стандартной кабины. Еще бы, ведь внутри можно было обнаружить приборную панель, регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, педальный узел, мощную печку, навороченную автомагнитолу и роскошные кожаные сиденья от «членовоза», которые вместе с коробкой автомат обеспечивали немыслимый для своего времени комфорт водителю грузовика.

Читать еще:  Упряжь для лошади и других животных: как подобрать правильную

5. Как «Чебурашка» мог стать серийным.

К началу 1990-х годов ЗИЛ оказался в тяжелейшем экономическом положении. Спрос на традиционные 6-тонные автомобили резко снизился. Коммерческим структурам, торговле, мелкому бизнесу и прочим требовался малотоннажный развозной грузовик, которого у предприятия не было. Положение осложнялось тем, что машина должна была быть по возможности максимально привязана к действующему производству. Различные проектные группы, участвовавшие в конкурсе, представили не менее полудюжины опытных образцов и макетов. Естественно, взоры в первую очередь обратились к уже существовавшим моделям. В 1992 году машина ЗИЛ-4305 «Чебурашка» с госномером 95–51 МНП, вместе с ЗИЛ-3302 «Юность», ЗИЛ 5301 «Бычёк» и другими претендентами боровшимися за титул серийного малотоннажника, были представлены на большом показе для ознакомления заводскому руководству. Однако применение дорогих и выпускаемых в ограниченных объемах агрегатов от правительственных лимузинов заметно снижали шансы машины на успех.

6. ЗИЛ «Чебурашка» Четвёртого поколения

ЗИЛ-41041

Поэтому в марте 1993 года на свет появилась новая модель наконец-то получившая официальное обозначение — ЗИЛ-4305. Ее агрегатной базой стал пятиместный седан ЗИЛ-41041 с колесной базой 3380 мм. Вместо прожорливого мотора ЗИЛ-4104, укомплектованного автоматом, машину снабдили 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10 6.0л и механической 5-ступенчатой коробкой передач, выпускавшимися в массовых количествах.

То же самое можно сказать о кабине, доставшейся от ЗИЛ-131 , бортовой платформе, в которой использовались детали ЗИЛ-130 и о переднем борте от 6-тонного ЗИЛ-4331. Грузоподъемность автомобиля составляла 2 т, а его полная масса укладывалась в 5 т. Грузовая платформа в отличие от других «Чебурашек» была несколько приподнята. Машина развивала скорость до 120 км/ч. Этот грузовик имел номерной знак 50–38 ПРОБА. Спустя некоторое время изготовили еще один автомобиль, предположительно получивший индекс ЗИЛ-43051 .

Не останавливаясь на достигнутом, заводские специалисты продолжали совершенствовать «Чебурашки». В 1992 году в дизайн-центре предприятия выполнили несколько эскизных проектов на данную тему. Всех их объединяло использование серийных кабины и капота от ЗИЛ-131. Поисковые работы велись в направлении улучшения пластики внешних форм, повышения аэродинамических характеристик, проработки передней части и отдельных элементов. Художники-конструкторы выполнили «Чебурашку» в различных вариациях, в том числе в виде грузовика с бортовой платформой и пикапа. На финишную прямую вышли два конкурирующих варианта, эстетический образ которых запечатлели в пластилиновом макете. Однако художественные изыскания пришлось свернуть, поскольку пальма первенства осталась за полукапотным автомобилем ЗИЛ-5301 с кабинным модулем от ЗИЛ-4331, который теперь хорошо известен под названием «Бычок». Его то и запустили в серийное производство

Фотографии предоставлены автоисториком Владимиром Киреевым

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector