6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Позвонили из военкомата? Хотят вручить повестку

Содержание

Позвонили из военкомата? Хотят вручить повестку?

Что необходимо делать,

если позвонили из военкомата?

«Как не идти в армию?»

«Как освободиться от призыва в армию?»

«Куда обращаться при возникновении вопросов?»

Нередко призывники не знают, что им делать, когда домой позвонили из военкомата, повестка в этом случае не вручается, а военнообязанного просят прийти в военкомат. По закону всем гражданам призывного возраста надлежит явиться в военный комиссариат по месту жительства только после вручения им под роспись повестки с печатью и точным указанием цели посещения военкомата. Что делать в случае звонка военкома?

Лица, достигшие призывного возраста, должны осторожно относиться к звонкам такого рода. Нередко сотрудники военкомата идут на хитрости, привлекая лиц призывного возраста для дальнейшей их отправки по месту прохождения военной службы. В таких ситуациях гражданин должен знать свои права и законы, их защищающие.

Получение военного билета законно и
в срок

Заполните данные
для бесплатной консультации

Мнение эксперта

Закон «О воинской обязанности и военной службе» четко прописывает процедуру вручения повестки и ничего не говорит о звонках. С помощью звонков обычно заманивают в военкомат лиц, плохо разбирающихся в своих правах. При поступлении такого сигнала стоит обратиться за помощью к опытному юристу, который разъяснит призывнику его права и поможет избежать наказания за неявку по вызову для прохождения медкомиссии.

Ст.4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» подробно описывает только одну форму оповещения призывника – с помощью вручения ему лично в руки повестки под роспись. Вручать такой документ могут только указанные в законе лица, облеченные государственными должностями:

  • сами работники военкомата;
  • полиция;
  • представители органов местного самоуправления;

Мнение эксперта

Единственным законным требованием к призывнику, заставляющим его пройти медкомиссию, является повестка из военкомата, которую он получил под роспись от представителей органов власти, указанных в законе. Звонки не являются законным основанием для посещения военкомата.

Военкомат имеет право сделать звонок призывнику после неоднократных попыток вручить повестку. Перед разговором стоит проконсультироваться с юристом, так как если гражданин достиг призывного возраста и не имеет официальной отсрочки, его могут сразу после посещения военного комиссариата отправить на прохождение медкомиссии, а затем призвать на срочную службу в армию. В этом случае уклонение от разговора с сотрудниками военкомата будет расцениваться законом как сознательный отказ от выполнения своих воинских обязанностей и караться административными санкциями.

Лучше всего не отвечать на звонки, так как они по закону не являются основанием для прибытия в военный комиссариат. Сотрудники должны лично вручить повестку, а не оставлять устные сообщения по телефону.

Совет эксперта

Если пришлось ответить на такой звонок, то не нужно грубить представителю военкомата.

Следует сохранять спокойствие и вести разговор в сдержанном официальном тоне. Позвонившего представителя военного комиссариата нужно попросить указать:

  • должность;
  • звание;
  • ФИО;
  • цель звонка.

Не нужно отвечать, кто снял трубку, так как таким образом звонящий может установить нахождение призывника в квартире, а это незаконно. Следует попросить сотрудника военкомата отправить повестку, в которой официально указать цель и время посещения призывником военкомата.

По закону только повестка, врученная лично в руки, является основанием для прибытия в военный комиссариат.

Если несколько раз подряд позвонили из военкомата, повестка при этом не была отправлена, можно написать жалобу на сотрудника. Для ее составления следует обратиться к юристу.

Остались вопросы? Военные адвокаты готовы защитить ваши интересы в суде, а также предоставить необходимую консультацию бесплатно. Свяжитесь с нами сейчас!

Призыв на военную службу: что нужно знать кадровику

Кого могут призывать на военную службу?

Д ля начала определимся, кто из работников организации может быть призван на воинскую службу. Это необходимо для правильного оформления отсутствия сотрудника и для признания правомерности данных действий. Всех сотрудников организации согласно Федеральному закону от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ) можно разделить на 4 категории:

  • граждане, подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, не подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
  • граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву, — это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Не подлежат призыву на военную службу следующие граждане (ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):

  1. Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  3. В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

К категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу (ст. 23 Закона № 53-ФЗ), относятся:

  1. Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
  2. Проходящие или прошедшие военную службу в РФ.
  3. Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  4. Прошедшие военную службу в другом государстве.
  5. Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
  6. Являющиеся сыновьями (родными братьями):
    • а) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
    • б) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют различные категории граждан, подробно перечисленные в ст. 24 Закона № 53-ФЗ. Нам будет интересна только та категория граждан, которая имеет отсрочку от призыва на военную службу: «… признанные временно негодными к военной службе по состоянию здоровья в установленном Законом № 53-ФЗ порядке». Эта категория граждан имеет отсрочку на 1 год и обязана проходить медицинское освидетельствование ежегодно. Таким образом, граждане, попадающие в первую и четвертую категории, могут быть вызваны в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, состоит из следующих этапов (ст. 26 Закона № 53-ФЗ):

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Первая обязанность гражданина, подлежащего призыву, — явка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу). Для этого он должен иметь при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина РФ и другие документы, указанные в повестке.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Законодательство дает исчерпывающий список уважительных причин, поэтому неявка вследствие выполнения трудовых обязанностей уважительной причиной не является. Таким образом, организация обязана отпустить работника, получившего повестку.

Данное требование к организации также закреплено в ст. 170 ТК РФ. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так как воинская служба — это особый вид государственной службы, организация на период исполнения работником своей обязанности освобождает его от работы. Статьей 6 Закона № 53-ФЗ уточнено данное положение. В частности, гражданин освобождается от работы с сохранением за ним места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, при необходимости прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения. При этом работнику организация обязана также возместить расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также выплатой командировочных расходов.

Итак, первоначально гражданин получает повестку (см. Пример 1). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. При получении повестки, присланной на адрес организации, работник, отвечающий за воинский учет, обязан:

  1. сообщить об этом работнику, которому адресована повестка,
  2. взять расписку с работника о получении повестки (см. Пример 2),
  3. подготовить проекты документов для освобождения работника от работы на период, указанный в повестке (см. Пример 3).
Читать еще:  Пневматический револьвер crosman 357-6: характеристики, устройство, разборка, фото и видео

Бездействия работника, отвечающего за воинский учет, в этом случае влекут административное наказание по ст. 21.2 КоАП РФ. При этом законодательство не регламентирует получение работником, отвечающим за воинский учет, от работника, которому вручается повестка, расписки. Но тогда у организации нет никаких доказательств факта вручения расписки, и в случае неявки работника в военный комиссариат виновата будет организация и, в частности, работник, отвечающий за воинский учет.

Если период, указанный в повестке, приходится на трудовой оплачиваемый отпуск работника, то согласно ст. 124 ТК РФ его переносят на другое время или продлевают его по желанию самого работника. Оформляется это соответствующим приказом по предприятию.

Отсутствие работника на работе в этот период отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23». В трудовой книжке данное отсутствие никак не отражается.

По возвращении работник предъявляет повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения гражданина в данной организации. Это тем более важно, что явка может быть в повестке на одну дату, а задействован работник будет в течение нескольких дней. Например, медицинская комиссия с привлечением узких специалистов может проходить по определенным дням недели либо узкий специалист принимает только по определенным дням, поэтому процедура проведения медицинской комиссии может в совокупности длиться 2 недели, но общее количество дней может не превышать пяти.

Компенсация расходов

Так как организация на период отсутствия работника выплачивает ему средний заработок, а работник фактически не работает, то организации согласно законодательству положено возмещение затрат. Производится оно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Организации компенсируются следующие расходы:

  • проезд граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно;
  • найм (поднайм) жилья;
  • выплата командировочных (суточных);
  • выплата среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Выплата компенсации данных расходов осуществляется путем перечисления на счет организации компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, соответствующему военному комиссариату. Таким образом, выплату компенсации должен производить военкомат на основании представленных организацией копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить соответствующее письмо, где указать сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации), в частности, указать размер среднего заработка работника, начисленного ему в период выполнения государственных обязанностей.

Сведения представляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя и основной печатью организации. Кроме того, произведенные расходы должны быть подтверждены путем представления заверенных в установленном порядке копий соответствующих документов: табеля рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, справки из военкомата о прохождении медицинского освидетельствования.

К сожалению, срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, законодательно не установлен.

Увольнение гражданина, призванного на военную службу

Если после прохождения медицинского освидетельствования военным комиссариатом в отношении гражданина было принято решение о призыве на военную службу и ему была выдана повестка с указанием срока прибытия в военный комиссариат, то для организации этот факт является основанием прекращения трудовых отношений с данным гражданином по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

На основании повестки издается приказ по форме № Т-8 или № Т-8а, утвержденной Постановлением № 1.

Затем вносятся записи о расторжении трудового договора в личную карточку работника и в трудовую книжку.

Кем и как вручается повестка?

Согласно закону повестка должна быть вручена гражданину лично под расписку. Отрывной корешок с подписью призывника приобщается к делу в военкомате. Обратим особое внимание на требования закона, согласно которым вручение повесток военкомата может осуществляться строго установленным кругом лицами. Только указанные ниже лица вправе вручать повестки призывникам.

  • работники военкомата.
  • сотрудники школы, колледжа и ВУЗа (по месту учебы).
  • сотрудники и руководитель организации (по месту работы).
  • представители органов власти

Чем данная информация может помочь?
Прежде всего, заметим, что родители и другие родственники не относятся к указанному кругу лиц, поэтому не имеют полномочий и не обязаны уведомлять граждан о вызове в военкомат, в том числе получать за призывника документы. Если родителям передали повестку военкомата для молодого человека, такое уведомление не является надлежащим.

пункт 2 статьи 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

Это, конечно же, сильно влияет на судьбы обыкновенных граждан России. И вот теперь реформы добрались и до правовой базы военной службы и призыва. Эти вопросы очень актуальны, поскольку касаются всех молодых людей, которые попадают в возрастную группу от 18 до 27 лет.

Далеко не все хотят попадать в армию, служба пугает многих призывников. Именно поэтому они ищут способы избежать получения повестки из военкомата.

Раньше в законе было ограничение по постановке на учет граждан, имеющих проблемы с пропиской. То есть, если у вас не было прописки или место вашего фактического жительства не совпадало с адресом регистрации, вы не получали повесток из военкомата. Этой недоработкой правовой базы пользовались очень многие, однако теперь процедура вручения повестки изменилась. Давайте подробнее разберем всю имеющуюся информацию, которая касается этого закона.

Вручение повестки призывникам

Министерство обороны хочет изменить процедуру вручения повесток призывникам. Сейчас этот вопрос является большой проблемой для военкоматов, однако в случае принятия новых поправок эти сложности будут ложиться только на призывников.

Если закон примут, то военкоматы будут отправлять извещения заказными письмами. И даже если письмо потеряется не по вине призывника, тот должен будет лично явиться в военкомат. В случае неявки юноша должен будет выплатить штраф. Прогнозы по новым изменениям в законе следующие:

“Сейчас закон все еще рассматривают, пока он не был принят.

Скорее всего, этот закон начнет действовать уже до конца 2019 года”, — специалист юридической компании.

Способы получения информации

После принятия закона военкоматы имеют право пользоваться информацией, полученной от работодателей и учебных заведений. Это позволит отслеживать перемещения мужчин призывного возраста и вести учет даже тех, кто не живет по своей прописке. Теперь даже студенты, которые приехали в другой город на учебу, должны будут становиться на учет в локальный комиссариат, если они не успели сделать хотя бы временную прописку.

Текущий осенний призыв подготовил много неприятных сюрпризов для юношей. Компания «ПризываНет.ру» поможет каждому призывнику полностью легально освободиться от службы в армии. Квалифицированные специалисты смогут вас проконсультировать по всем интересующим вопросам. Обращайтесь прямо сейчас в офис фирмы в городе Новосибирск для получения комплексной консультации. Мы поможем разобраться во всех сложных нюансах, которые связаны с армейской службой.

Уточнить любую интересующую информацию можно у наших специалистов: 8-800-200-66-46.

Позвонили из военкомата? Хотят вручить повестку?

Что необходимо делать,

если позвонили из военкомата?

«Как не идти в армию?»

«Как освободиться от призыва в армию?»

«Куда обращаться при возникновении вопросов?»

Нередко призывники не знают, что им делать, когда домой позвонили из военкомата, повестка в этом случае не вручается, а военнообязанного просят прийти в военкомат. По закону всем гражданам призывного возраста надлежит явиться в военный комиссариат по месту жительства только после вручения им под роспись повестки с печатью и точным указанием цели посещения военкомата. Что делать в случае звонка военкома?

Лица, достигшие призывного возраста, должны осторожно относиться к звонкам такого рода. Нередко сотрудники военкомата идут на хитрости, привлекая лиц призывного возраста для дальнейшей их отправки по месту прохождения военной службы. В таких ситуациях гражданин должен знать свои права и законы, их защищающие.

Получение военного билета законно и
в срок

Заполните данные
для бесплатной консультации

Мнение эксперта

Закон «О воинской обязанности и военной службе» четко прописывает процедуру вручения повестки и ничего не говорит о звонках. С помощью звонков обычно заманивают в военкомат лиц, плохо разбирающихся в своих правах. При поступлении такого сигнала стоит обратиться за помощью к опытному юристу, который разъяснит призывнику его права и поможет избежать наказания за неявку по вызову для прохождения медкомиссии.

Ст.4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» подробно описывает только одну форму оповещения призывника – с помощью вручения ему лично в руки повестки под роспись. Вручать такой документ могут только указанные в законе лица, облеченные государственными должностями:

  • сами работники военкомата;
  • полиция;
  • представители органов местного самоуправления;

Мнение эксперта

Единственным законным требованием к призывнику, заставляющим его пройти медкомиссию, является повестка из военкомата, которую он получил под роспись от представителей органов власти, указанных в законе. Звонки не являются законным основанием для посещения военкомата.

Военкомат имеет право сделать звонок призывнику после неоднократных попыток вручить повестку. Перед разговором стоит проконсультироваться с юристом, так как если гражданин достиг призывного возраста и не имеет официальной отсрочки, его могут сразу после посещения военного комиссариата отправить на прохождение медкомиссии, а затем призвать на срочную службу в армию. В этом случае уклонение от разговора с сотрудниками военкомата будет расцениваться законом как сознательный отказ от выполнения своих воинских обязанностей и караться административными санкциями.

Лучше всего не отвечать на звонки, так как они по закону не являются основанием для прибытия в военный комиссариат. Сотрудники должны лично вручить повестку, а не оставлять устные сообщения по телефону.

Совет эксперта

Если пришлось ответить на такой звонок, то не нужно грубить представителю военкомата.

Следует сохранять спокойствие и вести разговор в сдержанном официальном тоне. Позвонившего представителя военного комиссариата нужно попросить указать:

  • должность;
  • звание;
  • ФИО;
  • цель звонка.
Читать еще:  Британская монархия: история правления соединенным королевством

Не нужно отвечать, кто снял трубку, так как таким образом звонящий может установить нахождение призывника в квартире, а это незаконно. Следует попросить сотрудника военкомата отправить повестку, в которой официально указать цель и время посещения призывником военкомата.

По закону только повестка, врученная лично в руки, является основанием для прибытия в военный комиссариат.

Если несколько раз подряд позвонили из военкомата, повестка при этом не была отправлена, можно написать жалобу на сотрудника. Для ее составления следует обратиться к юристу.

Остались вопросы? Военные адвокаты готовы защитить ваши интересы в суде, а также предоставить необходимую консультацию бесплатно. Свяжитесь с нами сейчас!

Не получил повестку: ВС разбирался, считать ли призывника уклонистом

В январе 2008 года Сергея Давыдова* поставили на учет в военкомате и выдали удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство). В 2009 году молодой человек поступил в Южно-Уральский государственный университет и получил отсрочку от призыва на службу до 2013 года. Затем Давыдов получил еще одну отсрочку – до августа 2017 года, потому что перешел в аспирантуру. Но его отчислили из аспирантуры раньше, в 2016 году, «в связи с окончанием срока обучения». Судя по всему, кандидатскую диссертацию Давыдов так и не защитил.

До 27-летия молодому человеку оставалось почти два года. За это время он так и не получил ни одной повестки, хотя призывов за это время было четыре. Но в его приписном была отметка о том, что он должен явиться в военкомат с 1 по 5 сентября 2017 года. Но молодой человек решил, что это не повестка, и приходить не стал.

В апреле 2019 года уже 27-летний Давыдов обратился в военкомат, чтобы получить военный билет. Призывная комиссия зачислила молодого человека в запас, но выдала ему вместо военного билета справку «уклониста». Она посчитала, что Давыдов не прошел службу без законных оснований. Получатель такой справки не может в течение 10 лет работать на государственной и муниципальной службе.

Это молодого человека не устроило. Он обратился в суд и попросил признать заключение незаконным и обязать призывную комиссию оценить возможность зачисления его в запас в качестве гражданина, не подлежащего призыву в силу возраста. Административный истец настаивал, что в отношении него военкомат не провел должных мероприятий по призыву.

Было ли уведомление: суды в оценке разошлись

Златоустовский горсуд Челябинской области частично удовлетворил иск Давыдова. Он указал, что закон обязывает граждан являться на призыв только по повестке. В августе 2016 года Южно-Уральский государственный университет направил в военкомат справку о том, что Давыдова отчислили из вуза и что он подлежит призыву на службу. Но после этого никаких повесток молодому человеку не направляли. Давыдов не мог знать, когда и куда ему нужно прийти, чтобы пройти призывные мероприятия. Таким образом, истец не уклонялся от военной службы, решила первая инстанция и признала необоснованным заключение комиссии (№ 2а-1456/2019).

Челябинский областной суд посчитал иначе. Апелляция пришла к выводу, что справка об отчислении не может служить доказательством, поскольку нет свидетельств, что военкомат ее получил. Сам же истец после окончания срока отсрочки в комиссариат не обращался, хотя в выданном ему удостоверении подлежащего призыву гражданина была дата явки. Запись, что Давыдову нужно было прийти в военкомат с 1 по 5 сентября 2017 года, появилась в его приписном еще в 2015 году.

Тем не менее на призывные мероприятия истец так и не явился, а это значит, что он уклонился от службы, решила апелляция. Суд отменил решение первой инстанции в части признания заключения комиссии незаконным и отклонил соответствующие требования Давыдова (№ 11а — 10192/2019). Седьмой кассационный СОЮ с апелляцией согласился (№ 8а-2946/2019).

Запись в удостоверении – ненадлежащее оповещение

Тройка судей под председательством Игоря Зинченко поддержала первую инстанцию в оценке справки из университета. Бумагу, как указал Верховный суд, представил суду сам ответчик, который не отрицал, что получал ее.

Но после отчисления истца из аспирантуры военкомат не уведомил его должным образом о необходимости явиться на призывные мероприятия. В карте призывника был адрес Давыдова, но нет никакой информации, что ему направлялись повестки. При этом есть сообщения участкового и начальника отдела МВД по городскому округу, что военкомат не обращался к ним для установления местонахождения молодого человека.

Одну лишь отметку в приписном нельзя признать надлежащим оповещением о необходимости явки в военкомат, подчеркнул ВС. Таким образом, ответчик не исполнил возложенную на него обязанность по уведомлению, а Давыдов не прошел службу по причинам, которые от него не зависят. Тройка судей отменила решения апелляции и первой кассации в части признания законным заключения призывной комиссии и оставила в силе акт первой инстанции (№ 48-КАД20-6-К7).

«Подтверждает и развивает практику»: эксперты об определении

Практика по такой категории административных дел очень обширна. Неоднократно по ней высказывался Верховный суд (№ 32-КГ17-41, № 4-КГ18-7, № 65-КА20-1), рассказывает адвокат правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук.

Но если до 2018 года она была не столь единообразна, то последние годы позиция судов достаточно однозначна, замечает председатель КА «Призывник» Аркадий Чаплыгин. По его словам, военкомат обязан вызывать призывников повестками, а призывники могут не являться без вызова (за исключением случаев, прямо указанных в законе). В такой ситуации суды обоснованно считают, что нельзя наказывать призывников за неисполнение военкоматом своих обязанностей, поясняет эксперт. С ним соглашается Передрук.

Суды встают на сторону истцов, если в деле нет доказательств, что призывник намеренно избегал вручения повесток или не являлся по врученным повесткам.

Александр Передрук, адвокат правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

В деле Давыдова, по словам адвоката, Верховный суд не только подтвердил ранее сформированный подход, но и развил его, оценив природу записи в удостоверении подлежащего призыву гражданина. Суд указал, что отметку о необходимости явки в военкомат нельзя признать правомерным и достаточным извещением призывника.

Этот вывод важен для практики, поскольку он потенциально применим едва ли не в каждом подобном споре: ориентировочные даты явки в военкомат всегда указываются в приписном. Но, как верно отметил ВС, такая запись не имеет правовых последствий, поскольку закон однозначно связывает необходимость визита в военкомат с повесткой, врученной лично призывнику, подчеркивает Передрук.

Призыв на военную службу: что нужно знать кадровику

Кого могут призывать на военную службу?

Д ля начала определимся, кто из работников организации может быть призван на воинскую службу. Это необходимо для правильного оформления отсутствия сотрудника и для признания правомерности данных действий. Всех сотрудников организации согласно Федеральному закону от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ) можно разделить на 4 категории:

  • граждане, подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, не подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
  • граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву, — это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Не подлежат призыву на военную службу следующие граждане (ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):

  1. Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  3. В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

К категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу (ст. 23 Закона № 53-ФЗ), относятся:

  1. Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
  2. Проходящие или прошедшие военную службу в РФ.
  3. Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  4. Прошедшие военную службу в другом государстве.
  5. Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
  6. Являющиеся сыновьями (родными братьями):
    • а) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
    • б) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют различные категории граждан, подробно перечисленные в ст. 24 Закона № 53-ФЗ. Нам будет интересна только та категория граждан, которая имеет отсрочку от призыва на военную службу: «… признанные временно негодными к военной службе по состоянию здоровья в установленном Законом № 53-ФЗ порядке». Эта категория граждан имеет отсрочку на 1 год и обязана проходить медицинское освидетельствование ежегодно. Таким образом, граждане, попадающие в первую и четвертую категории, могут быть вызваны в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, состоит из следующих этапов (ст. 26 Закона № 53-ФЗ):

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Первая обязанность гражданина, подлежащего призыву, — явка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу). Для этого он должен иметь при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина РФ и другие документы, указанные в повестке.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Читать еще:  Пистолет-пулемёт Прилуцкого

Законодательство дает исчерпывающий список уважительных причин, поэтому неявка вследствие выполнения трудовых обязанностей уважительной причиной не является. Таким образом, организация обязана отпустить работника, получившего повестку.

Данное требование к организации также закреплено в ст. 170 ТК РФ. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так как воинская служба — это особый вид государственной службы, организация на период исполнения работником своей обязанности освобождает его от работы. Статьей 6 Закона № 53-ФЗ уточнено данное положение. В частности, гражданин освобождается от работы с сохранением за ним места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, при необходимости прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения. При этом работнику организация обязана также возместить расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также выплатой командировочных расходов.

Итак, первоначально гражданин получает повестку (см. Пример 1). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. При получении повестки, присланной на адрес организации, работник, отвечающий за воинский учет, обязан:

  1. сообщить об этом работнику, которому адресована повестка,
  2. взять расписку с работника о получении повестки (см. Пример 2),
  3. подготовить проекты документов для освобождения работника от работы на период, указанный в повестке (см. Пример 3).

Бездействия работника, отвечающего за воинский учет, в этом случае влекут административное наказание по ст. 21.2 КоАП РФ. При этом законодательство не регламентирует получение работником, отвечающим за воинский учет, от работника, которому вручается повестка, расписки. Но тогда у организации нет никаких доказательств факта вручения расписки, и в случае неявки работника в военный комиссариат виновата будет организация и, в частности, работник, отвечающий за воинский учет.

Если период, указанный в повестке, приходится на трудовой оплачиваемый отпуск работника, то согласно ст. 124 ТК РФ его переносят на другое время или продлевают его по желанию самого работника. Оформляется это соответствующим приказом по предприятию.

Отсутствие работника на работе в этот период отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23». В трудовой книжке данное отсутствие никак не отражается.

По возвращении работник предъявляет повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения гражданина в данной организации. Это тем более важно, что явка может быть в повестке на одну дату, а задействован работник будет в течение нескольких дней. Например, медицинская комиссия с привлечением узких специалистов может проходить по определенным дням недели либо узкий специалист принимает только по определенным дням, поэтому процедура проведения медицинской комиссии может в совокупности длиться 2 недели, но общее количество дней может не превышать пяти.

Компенсация расходов

Так как организация на период отсутствия работника выплачивает ему средний заработок, а работник фактически не работает, то организации согласно законодательству положено возмещение затрат. Производится оно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Организации компенсируются следующие расходы:

  • проезд граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно;
  • найм (поднайм) жилья;
  • выплата командировочных (суточных);
  • выплата среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Выплата компенсации данных расходов осуществляется путем перечисления на счет организации компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, соответствующему военному комиссариату. Таким образом, выплату компенсации должен производить военкомат на основании представленных организацией копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить соответствующее письмо, где указать сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации), в частности, указать размер среднего заработка работника, начисленного ему в период выполнения государственных обязанностей.

Сведения представляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя и основной печатью организации. Кроме того, произведенные расходы должны быть подтверждены путем представления заверенных в установленном порядке копий соответствующих документов: табеля рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, справки из военкомата о прохождении медицинского освидетельствования.

К сожалению, срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, законодательно не установлен.

Увольнение гражданина, призванного на военную службу

Если после прохождения медицинского освидетельствования военным комиссариатом в отношении гражданина было принято решение о призыве на военную службу и ему была выдана повестка с указанием срока прибытия в военный комиссариат, то для организации этот факт является основанием прекращения трудовых отношений с данным гражданином по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

На основании повестки издается приказ по форме № Т-8 или № Т-8а, утвержденной Постановлением № 1.

Затем вносятся записи о расторжении трудового договора в личную карточку работника и в трудовую книжку.

Это, конечно же, сильно влияет на судьбы обыкновенных граждан России. И вот теперь реформы добрались и до правовой базы военной службы и призыва. Эти вопросы очень актуальны, поскольку касаются всех молодых людей, которые попадают в возрастную группу от 18 до 27 лет.

Далеко не все хотят попадать в армию, служба пугает многих призывников. Именно поэтому они ищут способы избежать получения повестки из военкомата.

Раньше в законе было ограничение по постановке на учет граждан, имеющих проблемы с пропиской. То есть, если у вас не было прописки или место вашего фактического жительства не совпадало с адресом регистрации, вы не получали повесток из военкомата. Этой недоработкой правовой базы пользовались очень многие, однако теперь процедура вручения повестки изменилась. Давайте подробнее разберем всю имеющуюся информацию, которая касается этого закона.

Вручение повестки призывникам

Министерство обороны хочет изменить процедуру вручения повесток призывникам. Сейчас этот вопрос является большой проблемой для военкоматов, однако в случае принятия новых поправок эти сложности будут ложиться только на призывников.

Если закон примут, то военкоматы будут отправлять извещения заказными письмами. И даже если письмо потеряется не по вине призывника, тот должен будет лично явиться в военкомат. В случае неявки юноша должен будет выплатить штраф. Прогнозы по новым изменениям в законе следующие:

“Сейчас закон все еще рассматривают, пока он не был принят.

Скорее всего, этот закон начнет действовать уже до конца 2019 года”, — специалист юридической компании.

Способы получения информации

После принятия закона военкоматы имеют право пользоваться информацией, полученной от работодателей и учебных заведений. Это позволит отслеживать перемещения мужчин призывного возраста и вести учет даже тех, кто не живет по своей прописке. Теперь даже студенты, которые приехали в другой город на учебу, должны будут становиться на учет в локальный комиссариат, если они не успели сделать хотя бы временную прописку.

Текущий осенний призыв подготовил много неприятных сюрпризов для юношей. Компания «ПризываНет.ру» поможет каждому призывнику полностью легально освободиться от службы в армии. Квалифицированные специалисты смогут вас проконсультировать по всем интересующим вопросам. Обращайтесь прямо сейчас в офис фирмы в городе Новосибирск для получения комплексной консультации. Мы поможем разобраться во всех сложных нюансах, которые связаны с армейской службой.

Уточнить любую интересующую информацию можно у наших специалистов: 8-800-200-66-46.

Отказ в получении повестки военкомата

Отказаться от получения повестки военкомата всё равно, что самому себе «вставлять палки в колёса». Такое действие повлечёт за собой непредсказуемые и крайне неприятные последствия. Не советуем отказываться от вручаемой повестки. Поступок опрометчивый и скажем прямо глупый. Дело в том, что сотрудники военкомата пригласят понятых и составят соответствующий протокол. В результате личное дело призывника вместе с протоколом отправят в следственные органы. Дальнейшие события будут зависеть от дознователя и следователя.

Протокол об отказе в получении повестки свидетельствует об уклонении гражданина от исполнения воинской обязанности. В общем, рекомендация однозначная, если в гости пришёл сотрудник военкомата с повесткой, не препятствуйте его действиям, получите повестку и распишитесь на отрывном корешке независимо от законности вызова в военкомат.

Можно ли не явиться по повестке?

При условии надлежащего уведомления гражданина о вызове в военный комиссариат, неявка по повестке без уважительной причины влечёт ответственность. Закон предусматривает как административную, так и уголовную ответственность в зависимости от наличия умысла или его отсутствия. Вы можете ознакомиться с КоАП РФ статьей 21.5 и УК РФ статьей 328.

КоАП РФ Статья 21.5.
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector