0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводные лодки проекта 949А; Антей: история создания, описание и характеристики

Подводные лодки проекта 949А «Антей»: история создания, описание и характеристики

Подводные крейсера проекта 949А «Антей» — это серия атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров — уничтожение ударных авианосных групп противника.

Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России. Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.

С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс». Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.

Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами. Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.

Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».

«Князь Владимир»: самая смертоносная АПЛ в мире

Помимо осуществления противолодочной обороны, нарушения коммуникации, штурмовых атак, при необходимости подлодки проекта «Ясень» могут взять на себя важную задачу по обеспечению противокорабельной обороны. Восемь шахт по четыре сверхзвуковых противокорабельных ракет П-800 «Оникс» в каждой (всего 32 ракеты) способны уничтожить надводный корабль противника на расстоянии свыше 300 километров. В будущем, для прорыва обороны противника, АПЛ проекта «Ясень» снабдят гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон».

Погоня за большой глубиной и скоростью не стоит у подлодок проекта «Ясень» на первом месте, для них важнее баланс характеристик. Конструктивно они сильно отличаются от своих предшественников, в них многое было сделано впервые. Плавучесть и прочность кораблей с двойным корпусом в них сочетается с бесшумностью и скрытностью кораблей с одним корпусом. В рамках данного проекта были созданы первые в России ударные подводные лодки с полуторакорпусной конструкцией. Что касается сонара в носовой части подлодки, то цилиндрический гидроакустический комплекс класса «Скат» находился в постоянном развитии более 30 лет, с момента создания в СССР подлодок проекта «Щука». В проекте «Ясень» впервые был применен сферический сонар. Так как его диаметр почти равен диаметру корпуса подлодки, то на нем можно установить еще больше элементов антенной решетки. Подобные преобразования позволили существенно увелисить его способности обнаружения и усовершенствовать функционал.

Начиная с подлодки «Казань», в энергетической системе ударных АПЛ проекта «Ясень» появились водо-водяные реакторы, замену ядерного топлива в них можно производить раз в 25-30 лет. Таким образом удалось увеличить срок службы подлодки. Для сравнения, в реакторах для АПЛ третьего поколения топливо нужно было менять раз в 5-7 лет.

Безусловно, ценность проекта «Ясень» далеко не ограничивается вышеперечисленными фактами. В составе подводных сил российского флота он столкнулся с рядом трудностей и отсутствием преемственности, но нашел в себе силы выйти на мировой уровень. Сейчас подлодки проекта «Ясень» стоят плечом к плечу с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения «Борей», представляя собой надежную опору для развития российских ядерных сил морского базирования.

Ядерный флот вернулся в мировой океан вместе с подводными кораблями Красной армии

Почти 30 лет назад, в 1991 году, распался СССР. Советский флот обладал мощными надводными силами и военно-морской авиацией. Теперь это осталось в прошлом, однако Россия все еще сохраняет за собой второе место по масштабу подводных сил. Страна располагает 20 с лишним атомными подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами, и ударными АПЛ. Эта цифра кажется огромной, однако при ближайшем рассмотрении несложно заметить, что большинство действующих атомных подлодок в составе ВМФ России были приняты на вооружение в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века и многие из них эксплуатируются уже около 30 лет. В соответствии с кривой интенсивности отказов, большая часть военной техники уже начала выходить из строя по причине износа, а частота повреждений неизбежно увеличивается вместе с продлением срока эксплуатации. Поэтому из всех имеющихся подлодок только половина находится в пригодном состоянии, остальные же подлежат ремонту и усовершенствованию.

Таким образом, если новые подлодки не поступят вовремя, то к 2030 году подводные силы ВМФ России снова потеряют в количестве. Именно по этой причине ежегодно с 2013 по 2017 год начинались работы по созданию очередных АПЛ проекта «Ясень-М».

25 декабря 2019 года была спущена на воду подлодка «Новосибирск», официально положившая начало созданию ударных АПЛ в России. Но даже после того, как подводные лодки проектов 949А «Антей», 671РТМ(К) «Щука», 945 «Барракуда» и 971 «Щука-Б» начали постепенно исчезать с исторической арены, лодок проекта «Ясень», заступающих на боевое дежурство, все равно оказывалось недостаточно, чтобы заполнить пробелы, образовавшиеся вследствие списания старых субмарин.

Российский народ всегда умел предвидеть опасности, поэтому уже приготовился к поддержанию подводных атомных сил в достойном количестве и превосходном качестве. С одной стороны, на фоне принятия на вооружение АПЛ четвертого поколения Россия во всеуслышание объявила о запуске проекта атомных подводных лодок пятого поколения типа «Хаски», включив его в Государственную программу вооружения на 2018-2027 годы. Предполагается, что работы начнутся в 2023 году, а к 2027 году будет получен головной корабль проекта.

С другой стороны, Россия продолжает укреплять силы, обеспечивающие военное преимущество и выпускает одно смертоносное оружие за другим: ядерная торпеда «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Циркон» и т. д. Сообщается, что радиус боевого применения ядерной торпеды «Посейдон» может доходить до 10 тысяч километров, а максимальная глубина подводного запуска составляет 1 километр. Каждая торпеда может нести на себе как обычную, так и ядерную боеголовку. В настоящее время уже спущена на воду первая подлодка «Белгород», способная нести торпеды «Посейдон», а работы по строительству подлодки «Хабаровск» проекта 09851 только начались. Как сообщал ТАСС в 2019 году, ВМФ России планирует принять на вооружение более 32 ядерных торпед «Посейдон». В том числе, в распоряжение Северного и Тихоокеанского флотов поступит по две грузовые подлодки, каждая из которых будет способна переносить по 8 торпед.

Согласно сообщениям, время реагирования и перехвата гиперзвуковой ракеты «Циркон» сильно сократится, что повысит вероятность достижения ракетой цели. В дальнейшем «Циркон» скорее всего появится в арсенале подлодок проектов «Ясень», «Гранит» и «Хаски».

Предположительно, «свирепый русский кит», передвигающийся в глубинах мирового океана с ядерными торпедами «Посейдон» и гиперзвуковыми ракетами «Циркон», сможет ударить из засады, выйти на охоту и начать преследование или запугать. Противник будет трепетать от страха в любом случае.

Читать еще:  Бронированная разведывательно-дозорная машина брдм-1

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Конструкция

Прочный корпус имеет форму цилиндра и выполнен из стали. Переборки делят его на девять (на подводных лодках проекта «Гранит») или десять (у «Антеев») отсеков. По бортам, между лёгким и прочным корпусами,помещаются пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит».

За счёт такого размещения вооружения лёгкий корпус получил характерную «сплюснутую» форму, за которую лодку прозвали «батон».

Ограждение «надстройка» закрывает собой ходовой мостик, выдвижные устройства (перископы и прочее) и системы подачи воздуха к дизель-генераторам и вентиляции.

В носовом отсеке – торпедное вооружение и аккумуляторы. В двух следующих отсеках находятся центральный пост, другие боевые посты, радиорубка. Эти отсеки тоже служат для размещения аккумуляторов. Четвёртый отсек – жилой, в пятом находятся вспомогательные механизмы. Дополнительный отсек, появившийся на проекте 949А, тоже содержит вспомогательные агрегаты.

Реакторный отсек – седьмой, за ним в отдельных отсеках размещены паровые турбины. Кормовой отсек – для электромеханики. Основа энергетической установки крейсера — два водо-водяных реактора ОК-650М и две паровые турбины, вращающие через редукторы два винта фиксированного шага.

Внутри ограждения выдвижных устройств субмарины находится всплывающая спасательная капсула. С её помощью можно эвакуировать с подлодки весь экипаж, даже если лодка находится на предельной глубине.

В носовой зоне спасения предусмотрены аварийно-спасательный люк, через который можно выйти, будучи одетым в спасательное снаряжение. Люк в кормовой зоне спасения дополнительно оснащён площадкой для посадки спасательных аппаратов. Оповещать о произошедшей аварии должны всплывающие буи В-600, способные отделяться от корпуса автоматически.

Отличия имелись не только между «Гранитом» и «Антеем», но и между индивидуальными кораблями проектов. Это было связано с тем, что проекты непрерывно модернизировались, в расчёте на постепенное внедрение пока не разработанных и не продуманных механизмов и конструкторских решений. Так, место для установки буксируемой антенны «Пеламида» появилось на К-206, а первым крейсером, фактически получившим эту антенну, стал К-148.

К-173 (второй «Антей») получил новые пусковые установки, которые можно было использовать для запуска перспективных ракет, к тому же снизившие массу ракетных комплексов на 60 тонн.

На субмарине К-132 установили новый гидроакустический комплекс, а К-119 получила новый перископ и иную систему продувки уравнительных цистерн.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

«Князь Владимир»: самая смертоносная АПЛ в мире

Помимо осуществления противолодочной обороны, нарушения коммуникации, штурмовых атак, при необходимости подлодки проекта «Ясень» могут взять на себя важную задачу по обеспечению противокорабельной обороны. Восемь шахт по четыре сверхзвуковых противокорабельных ракет П-800 «Оникс» в каждой (всего 32 ракеты) способны уничтожить надводный корабль противника на расстоянии свыше 300 километров. В будущем, для прорыва обороны противника, АПЛ проекта «Ясень» снабдят гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон».

Погоня за большой глубиной и скоростью не стоит у подлодок проекта «Ясень» на первом месте, для них важнее баланс характеристик. Конструктивно они сильно отличаются от своих предшественников, в них многое было сделано впервые. Плавучесть и прочность кораблей с двойным корпусом в них сочетается с бесшумностью и скрытностью кораблей с одним корпусом. В рамках данного проекта были созданы первые в России ударные подводные лодки с полуторакорпусной конструкцией. Что касается сонара в носовой части подлодки, то цилиндрический гидроакустический комплекс класса «Скат» находился в постоянном развитии более 30 лет, с момента создания в СССР подлодок проекта «Щука». В проекте «Ясень» впервые был применен сферический сонар. Так как его диаметр почти равен диаметру корпуса подлодки, то на нем можно установить еще больше элементов антенной решетки. Подобные преобразования позволили существенно увелисить его способности обнаружения и усовершенствовать функционал.

Начиная с подлодки «Казань», в энергетической системе ударных АПЛ проекта «Ясень» появились водо-водяные реакторы, замену ядерного топлива в них можно производить раз в 25-30 лет. Таким образом удалось увеличить срок службы подлодки. Для сравнения, в реакторах для АПЛ третьего поколения топливо нужно было менять раз в 5-7 лет.

Безусловно, ценность проекта «Ясень» далеко не ограничивается вышеперечисленными фактами. В составе подводных сил российского флота он столкнулся с рядом трудностей и отсутствием преемственности, но нашел в себе силы выйти на мировой уровень. Сейчас подлодки проекта «Ясень» стоят плечом к плечу с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения «Борей», представляя собой надежную опору для развития российских ядерных сил морского базирования.

Ядерный флот вернулся в мировой океан вместе с подводными кораблями Красной армии

Почти 30 лет назад, в 1991 году, распался СССР. Советский флот обладал мощными надводными силами и военно-морской авиацией. Теперь это осталось в прошлом, однако Россия все еще сохраняет за собой второе место по масштабу подводных сил. Страна располагает 20 с лишним атомными подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами, и ударными АПЛ. Эта цифра кажется огромной, однако при ближайшем рассмотрении несложно заметить, что большинство действующих атомных подлодок в составе ВМФ России были приняты на вооружение в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века и многие из них эксплуатируются уже около 30 лет. В соответствии с кривой интенсивности отказов, большая часть военной техники уже начала выходить из строя по причине износа, а частота повреждений неизбежно увеличивается вместе с продлением срока эксплуатации. Поэтому из всех имеющихся подлодок только половина находится в пригодном состоянии, остальные же подлежат ремонту и усовершенствованию.

Таким образом, если новые подлодки не поступят вовремя, то к 2030 году подводные силы ВМФ России снова потеряют в количестве. Именно по этой причине ежегодно с 2013 по 2017 год начинались работы по созданию очередных АПЛ проекта «Ясень-М».

25 декабря 2019 года была спущена на воду подлодка «Новосибирск», официально положившая начало созданию ударных АПЛ в России. Но даже после того, как подводные лодки проектов 949А «Антей», 671РТМ(К) «Щука», 945 «Барракуда» и 971 «Щука-Б» начали постепенно исчезать с исторической арены, лодок проекта «Ясень», заступающих на боевое дежурство, все равно оказывалось недостаточно, чтобы заполнить пробелы, образовавшиеся вследствие списания старых субмарин.

Российский народ всегда умел предвидеть опасности, поэтому уже приготовился к поддержанию подводных атомных сил в достойном количестве и превосходном качестве. С одной стороны, на фоне принятия на вооружение АПЛ четвертого поколения Россия во всеуслышание объявила о запуске проекта атомных подводных лодок пятого поколения типа «Хаски», включив его в Государственную программу вооружения на 2018-2027 годы. Предполагается, что работы начнутся в 2023 году, а к 2027 году будет получен головной корабль проекта.

Читать еще:  Президенты кипра: влияние правителей на становление государства

С другой стороны, Россия продолжает укреплять силы, обеспечивающие военное преимущество и выпускает одно смертоносное оружие за другим: ядерная торпеда «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Циркон» и т. д. Сообщается, что радиус боевого применения ядерной торпеды «Посейдон» может доходить до 10 тысяч километров, а максимальная глубина подводного запуска составляет 1 километр. Каждая торпеда может нести на себе как обычную, так и ядерную боеголовку. В настоящее время уже спущена на воду первая подлодка «Белгород», способная нести торпеды «Посейдон», а работы по строительству подлодки «Хабаровск» проекта 09851 только начались. Как сообщал ТАСС в 2019 году, ВМФ России планирует принять на вооружение более 32 ядерных торпед «Посейдон». В том числе, в распоряжение Северного и Тихоокеанского флотов поступит по две грузовые подлодки, каждая из которых будет способна переносить по 8 торпед.

Согласно сообщениям, время реагирования и перехвата гиперзвуковой ракеты «Циркон» сильно сократится, что повысит вероятность достижения ракетой цели. В дальнейшем «Циркон» скорее всего появится в арсенале подлодок проектов «Ясень», «Гранит» и «Хаски».

Предположительно, «свирепый русский кит», передвигающийся в глубинах мирового океана с ядерными торпедами «Посейдон» и гиперзвуковыми ракетами «Циркон», сможет ударить из засады, выйти на охоту и начать преследование или запугать. Противник будет трепетать от страха в любом случае.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Эксплуатация

На протяжении 80-х годов флоту передали шесть «Антеев» и две лодки, построенные по первоначальному проекту. С 1992 по 1996 годы удалось достроить и сдать в эксплуатацию ещё шесть субмарин. Все они несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В девяностые крейсера получили в дополнение к буквенно-цифровым индексам собственные имена.

Называли лодки в честь городов.

Хотя поддержание субмарин в боеготовом состоянии было объявлено приоритетной задачей, критическое состояние экономики государства вынудило по мере достройки новых «Антеев» списывать наиболее старые. К концу десятилетия списали «Архангельск» и «Мурманск» — лодки проекта «Гранит». За ними списки флота покинули первые «Антеи» — «Краснодар» и «Красноярск». Самым «старым» крейсером остался «Иркутск», заложенный в 1985 году и вошедший встрой в 1988 году.

Широкую известность «Антеи» получили в 2000 году, но при таких обстоятельствах, что лучше бы и не получали. Со всем экипажем во время учений погибла новейшая лодка проекта 949А Северного флота – «Курск». При этом буи оповещения не сработали, а воспользоваться средствами спасения моряки не смогли.

Три лодки, строительство которых было приостановлено, к началу 2000-х годов находились в достаточно высокой степени готовности. От двух из них в 2012 году окончательно отказались, и они были разобраны на металл. А вот лодку «Белгород» решили перезаложить и достроить по особому проекту. Она станет носителем глубоководных аппаратов. Оставшиеся восемь «Антеев», вопреки пессимистическим прогнозам, были успешно отремонтированы и либо несут боевую службу, либо модернизируются.

Хотя подводные лодки проекта 949А разрабатывались ещё в 70-е годы, они до сих пор остаются грозным оружием.

Лучше всего об этом свидетельствует то, что именно их, в отличие от надводных крейсеров проекта 1144 пытались всеми силами сохранить в тяжелейшие девяностые. Все «Орланы» тогда отправились в резерв, а вот «Антеи» оставались в строю и достраивались.

Высокие боевые качества и огромная огневая мощь подводного крейсера сомнению не подвергаются. Сомневаются аналитики в другом – а не был ли «Антей», огромная, дорогая и довольно узкоспециализированная лодка – тупиковой веткой развития? Возможно, что правы были американцы, сделавшие ставку на относительно дешёвые и массовые многоцелевые лодки. Но для своего времени субмарины проекта 949А, безусловно, были актуальны и необходимы. А их время, возможно, ещё не прошло.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

«Князь Владимир»: самая смертоносная АПЛ в мире

Помимо осуществления противолодочной обороны, нарушения коммуникации, штурмовых атак, при необходимости подлодки проекта «Ясень» могут взять на себя важную задачу по обеспечению противокорабельной обороны. Восемь шахт по четыре сверхзвуковых противокорабельных ракет П-800 «Оникс» в каждой (всего 32 ракеты) способны уничтожить надводный корабль противника на расстоянии свыше 300 километров. В будущем, для прорыва обороны противника, АПЛ проекта «Ясень» снабдят гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон».

Погоня за большой глубиной и скоростью не стоит у подлодок проекта «Ясень» на первом месте, для них важнее баланс характеристик. Конструктивно они сильно отличаются от своих предшественников, в них многое было сделано впервые. Плавучесть и прочность кораблей с двойным корпусом в них сочетается с бесшумностью и скрытностью кораблей с одним корпусом. В рамках данного проекта были созданы первые в России ударные подводные лодки с полуторакорпусной конструкцией. Что касается сонара в носовой части подлодки, то цилиндрический гидроакустический комплекс класса «Скат» находился в постоянном развитии более 30 лет, с момента создания в СССР подлодок проекта «Щука». В проекте «Ясень» впервые был применен сферический сонар. Так как его диаметр почти равен диаметру корпуса подлодки, то на нем можно установить еще больше элементов антенной решетки. Подобные преобразования позволили существенно увелисить его способности обнаружения и усовершенствовать функционал.

Читать еще:  Итальянская премьера. Ружье Beretta 694

Начиная с подлодки «Казань», в энергетической системе ударных АПЛ проекта «Ясень» появились водо-водяные реакторы, замену ядерного топлива в них можно производить раз в 25-30 лет. Таким образом удалось увеличить срок службы подлодки. Для сравнения, в реакторах для АПЛ третьего поколения топливо нужно было менять раз в 5-7 лет.

Безусловно, ценность проекта «Ясень» далеко не ограничивается вышеперечисленными фактами. В составе подводных сил российского флота он столкнулся с рядом трудностей и отсутствием преемственности, но нашел в себе силы выйти на мировой уровень. Сейчас подлодки проекта «Ясень» стоят плечом к плечу с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения «Борей», представляя собой надежную опору для развития российских ядерных сил морского базирования.

Ядерный флот вернулся в мировой океан вместе с подводными кораблями Красной армии

Почти 30 лет назад, в 1991 году, распался СССР. Советский флот обладал мощными надводными силами и военно-морской авиацией. Теперь это осталось в прошлом, однако Россия все еще сохраняет за собой второе место по масштабу подводных сил. Страна располагает 20 с лишним атомными подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами, и ударными АПЛ. Эта цифра кажется огромной, однако при ближайшем рассмотрении несложно заметить, что большинство действующих атомных подлодок в составе ВМФ России были приняты на вооружение в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века и многие из них эксплуатируются уже около 30 лет. В соответствии с кривой интенсивности отказов, большая часть военной техники уже начала выходить из строя по причине износа, а частота повреждений неизбежно увеличивается вместе с продлением срока эксплуатации. Поэтому из всех имеющихся подлодок только половина находится в пригодном состоянии, остальные же подлежат ремонту и усовершенствованию.

Таким образом, если новые подлодки не поступят вовремя, то к 2030 году подводные силы ВМФ России снова потеряют в количестве. Именно по этой причине ежегодно с 2013 по 2017 год начинались работы по созданию очередных АПЛ проекта «Ясень-М».

25 декабря 2019 года была спущена на воду подлодка «Новосибирск», официально положившая начало созданию ударных АПЛ в России. Но даже после того, как подводные лодки проектов 949А «Антей», 671РТМ(К) «Щука», 945 «Барракуда» и 971 «Щука-Б» начали постепенно исчезать с исторической арены, лодок проекта «Ясень», заступающих на боевое дежурство, все равно оказывалось недостаточно, чтобы заполнить пробелы, образовавшиеся вследствие списания старых субмарин.

Российский народ всегда умел предвидеть опасности, поэтому уже приготовился к поддержанию подводных атомных сил в достойном количестве и превосходном качестве. С одной стороны, на фоне принятия на вооружение АПЛ четвертого поколения Россия во всеуслышание объявила о запуске проекта атомных подводных лодок пятого поколения типа «Хаски», включив его в Государственную программу вооружения на 2018-2027 годы. Предполагается, что работы начнутся в 2023 году, а к 2027 году будет получен головной корабль проекта.

С другой стороны, Россия продолжает укреплять силы, обеспечивающие военное преимущество и выпускает одно смертоносное оружие за другим: ядерная торпеда «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Циркон» и т. д. Сообщается, что радиус боевого применения ядерной торпеды «Посейдон» может доходить до 10 тысяч километров, а максимальная глубина подводного запуска составляет 1 километр. Каждая торпеда может нести на себе как обычную, так и ядерную боеголовку. В настоящее время уже спущена на воду первая подлодка «Белгород», способная нести торпеды «Посейдон», а работы по строительству подлодки «Хабаровск» проекта 09851 только начались. Как сообщал ТАСС в 2019 году, ВМФ России планирует принять на вооружение более 32 ядерных торпед «Посейдон». В том числе, в распоряжение Северного и Тихоокеанского флотов поступит по две грузовые подлодки, каждая из которых будет способна переносить по 8 торпед.

Согласно сообщениям, время реагирования и перехвата гиперзвуковой ракеты «Циркон» сильно сократится, что повысит вероятность достижения ракетой цели. В дальнейшем «Циркон» скорее всего появится в арсенале подлодок проектов «Ясень», «Гранит» и «Хаски».

Предположительно, «свирепый русский кит», передвигающийся в глубинах мирового океана с ядерными торпедами «Посейдон» и гиперзвуковыми ракетами «Циркон», сможет ударить из засады, выйти на охоту и начать преследование или запугать. Противник будет трепетать от страха в любом случае.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Эксплуатация

На протяжении 80-х годов флоту передали шесть «Антеев» и две лодки, построенные по первоначальному проекту. С 1992 по 1996 годы удалось достроить и сдать в эксплуатацию ещё шесть субмарин. Все они несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В девяностые крейсера получили в дополнение к буквенно-цифровым индексам собственные имена.

Называли лодки в честь городов.

Хотя поддержание субмарин в боеготовом состоянии было объявлено приоритетной задачей, критическое состояние экономики государства вынудило по мере достройки новых «Антеев» списывать наиболее старые. К концу десятилетия списали «Архангельск» и «Мурманск» — лодки проекта «Гранит». За ними списки флота покинули первые «Антеи» — «Краснодар» и «Красноярск». Самым «старым» крейсером остался «Иркутск», заложенный в 1985 году и вошедший встрой в 1988 году.

Широкую известность «Антеи» получили в 2000 году, но при таких обстоятельствах, что лучше бы и не получали. Со всем экипажем во время учений погибла новейшая лодка проекта 949А Северного флота – «Курск». При этом буи оповещения не сработали, а воспользоваться средствами спасения моряки не смогли.

Три лодки, строительство которых было приостановлено, к началу 2000-х годов находились в достаточно высокой степени готовности. От двух из них в 2012 году окончательно отказались, и они были разобраны на металл. А вот лодку «Белгород» решили перезаложить и достроить по особому проекту. Она станет носителем глубоководных аппаратов. Оставшиеся восемь «Антеев», вопреки пессимистическим прогнозам, были успешно отремонтированы и либо несут боевую службу, либо модернизируются.

Хотя подводные лодки проекта 949А разрабатывались ещё в 70-е годы, они до сих пор остаются грозным оружием.

Лучше всего об этом свидетельствует то, что именно их, в отличие от надводных крейсеров проекта 1144 пытались всеми силами сохранить в тяжелейшие девяностые. Все «Орланы» тогда отправились в резерв, а вот «Антеи» оставались в строю и достраивались.

Высокие боевые качества и огромная огневая мощь подводного крейсера сомнению не подвергаются. Сомневаются аналитики в другом – а не был ли «Антей», огромная, дорогая и довольно узкоспециализированная лодка – тупиковой веткой развития? Возможно, что правы были американцы, сделавшие ставку на относительно дешёвые и массовые многоцелевые лодки. Но для своего времени субмарины проекта 949А, безусловно, были актуальны и необходимы. А их время, возможно, ещё не прошло.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector