0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГАЗ-46 – водоплавающий «козлик»

ГАЗ-46 – водоплавающий «козлик»

Во время Великой Отечественной войны в рамках программы Ленд-Лиза в СССР поступило некоторое количество машин Ford GPA, приспособленных к самостоятельному преодолению водных преград. В послевоенные годы в Советском Союзе активно копировались автомобили иностранных моделей, которые были востребованы гражданскими и армейскими заказчиками.

Поскольку машины GPA получили положительную оценку со стороны армейского командования, то они были включены в перспективный типаж автомобильной техники, планируемой к выпуску в послевоенные годы. Первая советская копия получила обозначение ГАЗ-011, а доработанная амфибия, выпускавшаяся достаточно крупной серией, получила индекс ГАЗ-46.

  1. Тернистый путь в серию
  2. Описание конструкции
  3. Применение и технические параметры
  4. Видео

Грузовик-амфибия GMC DUKW-353

Приблизительно в середине 1943 года из США в Красную Армию стали поступать грузовики-амфибии GMC DUKW-353. В общей сложности нашей стране было передано около 600 экземпляров. Не много, конечно, но все лучше, чем ничего. К тому же эти машины хорошо проявили себя и на советской территории, и в Европе. Они отличались надежностью, проходимостью и ремонтопригодностью. А в условиях военного времени эти три качества ценились на вес золота.

DUKW-353 на суше

Сам же грузовик DUKW-353 появился в начале 1942 года. На внушительной по размерам и внешнему виду амфибии ставился мотор на 94 «лошадки», централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и их подкачки от пневматического компрессора. Естественно, не обошлось без водооткачивающих насосов, барабанной лебедки, компаса, якоря, специального навигационного оборудования и электрической сирены.

DUKW-353 вмещал в себя 25 солдат или же несколько артиллерийских орудий калибра до 105 мм вместе с боевыми расчетами. Сама же амфибия весила 6,7 тонны, могла разогнаться на суше до 81 км/ч, а на воде – до 9,5 км/ч.

DUKW-353 в воде

ЗИЛ-111

Советский легендарный автомобиль ЗИЛ-111 всегда считался роскошью и относился к высшему классу. В своё время тираж данных автомобилей ограничивался в 112 экземпляров этой серии. ЗИЛ-111 имел несколько вариаций кузова от удлиненного седана, фаэтон кабриолета до настоящего лимузина. А выпускалась данная модель на протяжении с 1958 по 1967 год на одном из заводов Москвы «Лихачёва».

Модель ЗИЛ-111 изготавливалась на прототипах американских автомобилей. Ведь главные конструкторы и дизайнеры хотели произвести фурор в автомобилях времен СССР. Поэтому при изготовлении ЗИЛ-111 были закуплены автомобили американского производства, такие как Lincoln, Cadillac и Chrysler.

Автомобиль получился, хорош не только внешне, но и внутренне. ЗИЛ-111 был оснащен восьми цилиндровым мотором объемом 5,9-6,0 литров. Также модель была оснащена автоматической коробкой передач с гидротрансформатором. ЗИЛ-111 имел мощность в 200 лошадиных сил и мог разгоняться до максимальной планки в 170 км/час.

Малый плавающий автомобиль МАВ предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава общевойсковых и инженерных разведывательных отделений, разведывательно-диверсионных групп, организации десантных переправ подразделений воздушно-десантных войск, высадки с кораблей групп разведки и разминирования морских десантов, для рекогносцировки водных преград.

Тактико-технические характеристики МАВ

Тип машины.автомобиль плавающий
Снаряженный вес.2 тонны
Грузоподъемность (на суше и на воде).0.5 тонны (1 водитель и 4 пассажира в полном снаряжении)
Запас плавучести.30%
Экипаж.1 чел.
Габаритные размеры.
-длина.5.07 м.
-ширина.1.75 м.
-высота (по верху тента).2.0 м.
-высота (по рулю).1.5 м.
Клиренс.0.21 м.
Максимальная скорость на суше.90 км/ч.
Максимальная скорость на воде.8 км/ч.
Запас хода по топливу на суше.500 км.
Запас хода по топливу на воде.8 часов
Двигатель.бензиновый карбюраторный четырехцилиндровый
Мощность двигателя.40.5 квт. (55 л.с.)
Радиус поворота на суше.6 м.
Радиус циркуляции на воде.6 м.
Максимально допустимая скорость течения реки.2.2 м/сек
Максимальный угол подъема.25 градусов
Максимальный угол крена.15 градусов
Преодолеваемая вертикальная стенка.0.3 м.
Специальное оборудование.кабестан (тяговая лебедка) с усилием на крюке 2 тонны
Водооткачивающий насос.с ручным приводом 150 л./мин.

Личный состав и груз размещаются в кузове корытообразного типа. Загружаются через борт. Никаких дверец, аппарелей, подъемных лебедок и т.п. машина не имеет. Сверху кузов и может накрываться брезентовым тентом на дугах.
.Передвижение на воде осуществляется с помощью винта. Винт может включаться одновременно с приводом колес , что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Поворот машины на воде осуществляется судовым рулем с приводом от рулевого колеса. Радиус циркуляции 4 метра. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки 2.2 м/сек. Масса машины 2 тонны. Машина полноприводная, т.е. оба моста ведущие. Вооружения и брони машина не имеет.

Для удаления воды из корпуса машина оборудована ручным водооткачивающим насосом производительностью 150 литров в мин. Это обеспечивает плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 80 кв. см.

МАВ состояли на вооружении в в отдельном переправочно-десантном батальоне округа (фронта) — 3 машины, в разведывательных батальонах мотострелковых и танковых дивизий (по 3 машины), в переправочно-десантных ротах в воздушно-десантных войсках.

Предшественником МАВ был американский автомобиль-амфибия фирмы Ford GPA , поступавший в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах. Вторым предшественником был автомобиль ГАЗ-67, позднее использовались узлы и агрегаты ГАЗ-69. Основная компоновка взята от американского автомобиля.

От автора. Ну и что? Нет ни одной машины в мире, у которой нельзя было бы найти сходство с иностранными образцами. Это основа любого конструирования — изучить предварительно все существующие в мире машины подобного назначения, изучить достоинства и недостатки и взять для себя все, что отвечает техническому заданию. Разумеется, машина того, кто приступил к созданию позднее, неизбежно будет иметь признаки ранее созданных в других местах образцов. И столь же естественно, что признаки машин, вышедших в технически передовых на данный момент странах будут обнаруживаться во всех приотставших. Ничего зазорного у этом нет. И делать выводы типа «Они умы, а мы увы.» могут историки либо по природе своей мазохисты, либо те, перед кем стоит задача обос. ть все свое, и возвеличить забугорное. И если в отношении первых можно испытывать лишь сожаление, то от вторых явно несет запахом баксов и возникает привкус генерал- предателя Власова.

Читать еще:  Су 35 против f 22 raptor, f 35 и eurofighter typhoon — мнения экспертов, кто лучше?

И столь же нелепо спорить о том, кто, где и когда что то открыл и изобрел, то бишь отдавать приоритет, и на этом основании делать далеко идущие выводы об умственных способностях той или иной нации, того или иного политического режима. Оставьте сие патентным бюро и арбитражным судам.

Источники м литература

1.Амфибия МАВ. Руководство по эксплуатации. Военное издательство. Москва 1954г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
3.А.П.Белоконь. Инж. обеспечение наступления мотостр. (танкового) батальона (роты). Москва. Военное издательство. 1964г.
4.Плавающий автомобиль ГАЗ-46. Инструкция по уходу и эксплуатации. Совнархоз Горьковского эконом. района. Горький.1959.

Заметки на полях. Американские амфибии как малый Ford GPA, так и большой GM DUKW массово использовались в Красной Армии, начиная со второй половины 44 года, приводя командование Вермахта в отчаяние. Реки перестали служить надежной водной преградой. Если раньше разведка была в состоянии отследить направления перемещения переправочных средств русских и своевременно предугадать место форсирования реки, то теперь она просто не успевала это сделать. Да даже и при успехе разведки немцы часто не успевали перебросить на угрожаемый участок достаточно сил.

В послевоенное время, сначала Форды, а затем сменившие их МАВы превратились просто в разъездные автомобили начальства, особенно на охоту или рыбалку. Уже к середине шестидесятых годов их производство было прекращено и с вооружения они были сняты. Последний автомобиль МАВ автор видел (и ездил на нем) в Дальневосточном военном округе в начале семидесятых годов. Но это уже были списанные полулегальные автомобили.

И еще. Как ни крути, а МАВ хоть и плавающий, а все же легковой автомобиль. А в Советской Армии неизвестно с каких времен, но прочно укоренилось сознание, что легковыми автомобилями могут пользоваться только большие командиры (от комполка и выше). У генералов просто в мозгу не укладывалось:»Как это, простой лейтенант, а то и вовсе рядовые могут ездить на легковушке. Да ни за что на свете! Два тюка белья везти на ракетовозе, запросто. Ящик патронов отвезти на стрельбище на Камазе, легко. А УАЗик трогать не моги! Это карета барская!».

Тернистый путь в серию

Техническое задание на разработку амфибии с использованием узлов и агрегатов от ГАЗ-67Б было выдано в 1948 году, более точная формулировка задачи была озвучена только летом того же года. От машины требовалась грузоподъемность до 500 кг (в том числе и на воде). Вместо груза в салоне должны были размещаться не менее 6 человек. При движении по воде амфибия должна была буксировать маломерные суда и понтоны. Исполнителем нового проекта назначили институт НАМИ, причем первые ходовые прототипы заказчик желал получить уже весной 1949 года.

Проектные работы по машине возглавил руководитель экспериментального бюро НАМИ Б.В. Шишкин. С самого начала конструкторы столкнулись с необходимостью адаптации элементов автомобиля ГАЗ-67Б к движению по воде. Конструкция раздаточного редуктора вездехода не позволяла установить узел отбора мощности для привода гребного винта, без которого мореходные характеристики амфибии были недостаточными. Также имелась проблема герметизации картеров ведущих мостов, силовой агрегат не предусматривал установки дополнительного масляного радиатора.

Из-за необходимости установки на машину цельнометаллического кузова, напоминающего корпус лодки, вес конструкции возрастал в 2 раза по сравнению со стандартным изделием от автомобиля ГАЗ-67Б. Из-за этого двигатель внедорожника работал постоянно на пределе своих возможностей, а альтернативного силового агрегата в стране еще не производилось. В итоге с частью проблем конструкторы справились, что позволило изготовить первые прототипы амфибии под индексом НАМИ-011 в оговоренные сроки.

Испытания проводились в конце весны 1949 года и выявили ряд недостатков, о которых конструкторы знали заранее.

Но, несмотря на это, машину приняли на вооружение под обозначением МАВ, документацию для серийной постройки передали на завод ГАЗ.

Для Горьковского автозавода этот заказ был очень некстати, поскольку шла подготовка к началу серийного выпуска машины ГАЗ-69, который должен был вытеснить из серии устаревший ГАЗ-67Б. Но предприятие ничего не могло противопоставить заказчику, и уже осенью 1950 года сырой проект МАВ получил заводской индекс ГАЗ-011, что подразумевало начало подготовки к серийному выпуску.

Одновременно заводчане начали проработку амфибии (позднее ставшей ГАЗ-46) аналогичной конструкции, но с использованием базы от машины ГАЗ-69. Работами руководил Г. Вассерманн, а проект ГАЗ-011 направили для доработки в экспериментальный отдел. Автором идеи был тогдашний главный конструктор ГАЗ А.А. Липгардт, который рассчитывал довести до стадии готовности к серии оба проекта.

К концу весны 1951 года завод построил несколько опытных машин ГАЗ-011, которые несколько отличались формой кузова и оснащением от прототипов НАМИ. В середине лета началось мелкосерийное производство амфибии.

Читать еще:  Новый «молот». Патрон .300 HAM'R (видео)

Но тут в ситуацию вмешался куратор проекта В.А. Крещук, который развил бурную деятельность, озвучив свои идеи по созданию новой перспективной амфибии. Попутно пошли обвинения в адрес руководства завода ГАЗ в преступном затягивании серийного производства «нового проекта». Последствия этих жалоб известны всем знатокам истории советского автопрома — А.А. Липгардт был снят с должности и отправлен в Миасс.

Также пострадали и другие руководители предприятия, а также партийное руководство.

При этом ГАЗ-011 ударно признали бесперспективным, но вялый выпуск продолжался вплоть до снятия с производства автомобиля ГАЗ-67Б, которое произошло в 1953 году. Всего завод изготовил около 100 экземпляров машины.

В.А. Крещук попытался претворить в жизнь идеи своей новой амфибии, но проект оказался провальным. В 1954 году на заводе снова вспомнили о практически готовой машине на базе узлов ГАЗ-69, которую и стали готовить к серийному производству. Амфибия получила обозначение ГАЗ-46 МАВ, первые экземпляры сошли с конвейера в конце того же года. Серийное производство продолжалось до 1958 года (в ряде источников имеется информация о производстве малых партий машин из задела деталей до 1961 года).

Дальнейший выпуск ГАЗ-46 остановился из-за передачи выпуска внедорожных армейских автомобилей на завод в Ульяновске. Новое предприятие УАЗ не обладало достаточными мощностями для сборки ГАЗ-46, да и интерес военного заказчика к машине угас. Поэтому сборку амфибии прекратили, точное число построенных амфибий ГАЗ-46 неизвестно, ряд исследователей называет цифру 650 штук.

Грузовик-амфибия GMC DUKW-353

Приблизительно в середине 1943 года из США в Красную Армию стали поступать грузовики-амфибии GMC DUKW-353. В общей сложности нашей стране было передано около 600 экземпляров. Не много, конечно, но все лучше, чем ничего. К тому же эти машины хорошо проявили себя и на советской территории, и в Европе. Они отличались надежностью, проходимостью и ремонтопригодностью. А в условиях военного времени эти три качества ценились на вес золота.

DUKW-353 на суше

Сам же грузовик DUKW-353 появился в начале 1942 года. На внушительной по размерам и внешнему виду амфибии ставился мотор на 94 «лошадки», централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и их подкачки от пневматического компрессора. Естественно, не обошлось без водооткачивающих насосов, барабанной лебедки, компаса, якоря, специального навигационного оборудования и электрической сирены.

DUKW-353 вмещал в себя 25 солдат или же несколько артиллерийских орудий калибра до 105 мм вместе с боевыми расчетами. Сама же амфибия весила 6,7 тонны, могла разогнаться на суше до 81 км/ч, а на воде – до 9,5 км/ч.

DUKW-353 в воде

СМЗ С-1Л

Необычный автомобиль мотоколяска выпускавшийся с 1956 по 1958 год на мотоциклетном заводе «Серпухов» как один из самых странных авто СССР. В общем количестве было изготовлено чуть больше 19 тысяч этих легендарных авто.

Двухместный автомобиль имел кузов фаэтон и был создан в качестве кабриолета. Данная модель С-1Л была оснащена карбюраторным мотором с объемом 123 см³ и могла разогнать максимальную скорость до 30 км/час.

Внешне автомобиль не имел ничего схожего с обычными моделями советских авто. В простонародье модель СМЗ С-1Л получила название как «инвалидка» либо «циклоп» из-за одной фары встроенной спереди кузова.

Несмотря на свой необычный дизайн и вовсе не стандартную форму, а также небольшую скорость эта модель широко пользовалась среди простых жителей времен СССР.

Малый плавающий автомобиль МАВ предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава общевойсковых и инженерных разведывательных отделений, разведывательно-диверсионных групп, организации десантных переправ подразделений воздушно-десантных войск, высадки с кораблей групп разведки и разминирования морских десантов, для рекогносцировки водных преград.

Тактико-технические характеристики МАВ

Тип машины.автомобиль плавающий
Снаряженный вес.2 тонны
Грузоподъемность (на суше и на воде).0.5 тонны (1 водитель и 4 пассажира в полном снаряжении)
Запас плавучести.30%
Экипаж.1 чел.
Габаритные размеры.
-длина.5.07 м.
-ширина.1.75 м.
-высота (по верху тента).2.0 м.
-высота (по рулю).1.5 м.
Клиренс.0.21 м.
Максимальная скорость на суше.90 км/ч.
Максимальная скорость на воде.8 км/ч.
Запас хода по топливу на суше.500 км.
Запас хода по топливу на воде.8 часов
Двигатель.бензиновый карбюраторный четырехцилиндровый
Мощность двигателя.40.5 квт. (55 л.с.)
Радиус поворота на суше.6 м.
Радиус циркуляции на воде.6 м.
Максимально допустимая скорость течения реки.2.2 м/сек
Максимальный угол подъема.25 градусов
Максимальный угол крена.15 градусов
Преодолеваемая вертикальная стенка.0.3 м.
Специальное оборудование.кабестан (тяговая лебедка) с усилием на крюке 2 тонны
Водооткачивающий насос.с ручным приводом 150 л./мин.

Личный состав и груз размещаются в кузове корытообразного типа. Загружаются через борт. Никаких дверец, аппарелей, подъемных лебедок и т.п. машина не имеет. Сверху кузов и может накрываться брезентовым тентом на дугах.
.Передвижение на воде осуществляется с помощью винта. Винт может включаться одновременно с приводом колес , что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Поворот машины на воде осуществляется судовым рулем с приводом от рулевого колеса. Радиус циркуляции 4 метра. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки 2.2 м/сек. Масса машины 2 тонны. Машина полноприводная, т.е. оба моста ведущие. Вооружения и брони машина не имеет.

Для удаления воды из корпуса машина оборудована ручным водооткачивающим насосом производительностью 150 литров в мин. Это обеспечивает плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 80 кв. см.

Читать еще:  А парни-то и не знали… Новые ружья CZ для США

МАВ состояли на вооружении в в отдельном переправочно-десантном батальоне округа (фронта) — 3 машины, в разведывательных батальонах мотострелковых и танковых дивизий (по 3 машины), в переправочно-десантных ротах в воздушно-десантных войсках.

Предшественником МАВ был американский автомобиль-амфибия фирмы Ford GPA , поступавший в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах. Вторым предшественником был автомобиль ГАЗ-67, позднее использовались узлы и агрегаты ГАЗ-69. Основная компоновка взята от американского автомобиля.

От автора. Ну и что? Нет ни одной машины в мире, у которой нельзя было бы найти сходство с иностранными образцами. Это основа любого конструирования — изучить предварительно все существующие в мире машины подобного назначения, изучить достоинства и недостатки и взять для себя все, что отвечает техническому заданию. Разумеется, машина того, кто приступил к созданию позднее, неизбежно будет иметь признаки ранее созданных в других местах образцов. И столь же естественно, что признаки машин, вышедших в технически передовых на данный момент странах будут обнаруживаться во всех приотставших. Ничего зазорного у этом нет. И делать выводы типа «Они умы, а мы увы.» могут историки либо по природе своей мазохисты, либо те, перед кем стоит задача обос. ть все свое, и возвеличить забугорное. И если в отношении первых можно испытывать лишь сожаление, то от вторых явно несет запахом баксов и возникает привкус генерал- предателя Власова.

И столь же нелепо спорить о том, кто, где и когда что то открыл и изобрел, то бишь отдавать приоритет, и на этом основании делать далеко идущие выводы об умственных способностях той или иной нации, того или иного политического режима. Оставьте сие патентным бюро и арбитражным судам.

Источники м литература

1.Амфибия МАВ. Руководство по эксплуатации. Военное издательство. Москва 1954г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство. Москва. 1982г.
3.А.П.Белоконь. Инж. обеспечение наступления мотостр. (танкового) батальона (роты). Москва. Военное издательство. 1964г.
4.Плавающий автомобиль ГАЗ-46. Инструкция по уходу и эксплуатации. Совнархоз Горьковского эконом. района. Горький.1959.

Заметки на полях. Американские амфибии как малый Ford GPA, так и большой GM DUKW массово использовались в Красной Армии, начиная со второй половины 44 года, приводя командование Вермахта в отчаяние. Реки перестали служить надежной водной преградой. Если раньше разведка была в состоянии отследить направления перемещения переправочных средств русских и своевременно предугадать место форсирования реки, то теперь она просто не успевала это сделать. Да даже и при успехе разведки немцы часто не успевали перебросить на угрожаемый участок достаточно сил.

В послевоенное время, сначала Форды, а затем сменившие их МАВы превратились просто в разъездные автомобили начальства, особенно на охоту или рыбалку. Уже к середине шестидесятых годов их производство было прекращено и с вооружения они были сняты. Последний автомобиль МАВ автор видел (и ездил на нем) в Дальневосточном военном округе в начале семидесятых годов. Но это уже были списанные полулегальные автомобили.

И еще. Как ни крути, а МАВ хоть и плавающий, а все же легковой автомобиль. А в Советской Армии неизвестно с каких времен, но прочно укоренилось сознание, что легковыми автомобилями могут пользоваться только большие командиры (от комполка и выше). У генералов просто в мозгу не укладывалось:»Как это, простой лейтенант, а то и вовсе рядовые могут ездить на легковушке. Да ни за что на свете! Два тюка белья везти на ракетовозе, запросто. Ящик патронов отвезти на стрельбище на Камазе, легко. А УАЗик трогать не моги! Это карета барская!».

Применение и технические параметры

Все построенные амфибии ГАЗ-46 изначально передавались в Советскую Армию, где состояли в штате понтонно-мостовых полков и отдельных десантных батальонов, ответственных за наведение переправ.

Часть машин была передана армиям стран-участниц Варшавского договора.

По мере списания машины ГАЗ-46 отправлялись на базы хранения, откуда многие из них попали к частным владельцам. Особую ценность имеют амфибии раннего выпуска, построенные на шасси ГАЗ-67Б.

Прямых аналогов у амфибии ГАЗ-46 не существует, имеет смысл сравнить характеристики с плавающими автомобилями США и Германии, которые использовались в ходе войны. Американский GPA, послуживший прототипом для советской разработки, имеет весьма близкие параметры. Машина отличается меньшей длиной корпуса при одновременном увеличении ширины, скоростные данные практически одинаковы.

ГАЗ-46Ford GPAVolkswagen Typ 166
Длина, мм493046203825
Ширина, мм190021301480
Высота, мм177017501615
Масса, кг12701595910
Мощность двигателя, л.с.556025
Скорость движения на суше/по воде, км/ч90/989/8,680/10
Грузоподъемность, кг500500435

Германский автомобиль Typ 166, построенный на узлах легендарного Kaefer, оснащался оппозитным мотором с системой принудительного воздушного охлаждения.

Несмотря на заметно меньшую мощность, немецкая амфибия имеет схожие скоростные характеристики, достигнутые снижением веса и габаритов. При этом кузов Typ 166 рассчитан всего на 4 человек, в то время как советская и американская машины вмещают по 5 пассажиров.

Амфибия ГАЗ-46 не выпускается ни одним из производителей масштабных моделей копий.

Единственной серийной версией миниатюрной машины стала модель в масштабе 1:43, выпушенная в Китае и распространявшаяся в журнальной серии «Автолегенды СССР». В конце 90-х годов частной мастерской «Уральский сокол» выпускалась небольшой партией смоляная модель автомобиля. Встречается амфибия и в нескольких фильмах, например, ГАЗ-46 можно увидеть в киноленте «Пятерка отважных», снятой в 1970 году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector