0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МиГ-41: актуальные планы

МиГ-41: актуальные планы

В будущем на вооружение воздушно-космических сил должен поступить перспективный самолет-перехватчик, способный полноценно заменить существующий МиГ-31. Эта машина разрабатывается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) и известна под условным обозначением МиГ-41. На днях стало известно, что момент появления такого самолета приближается – через несколько месяцев должно стартовать проектирование.

Последние новости

17 июня «РИА Новости» опубликовало интервью с гендиректором РСК «МиГ» Ильей Тарасенко. Руководитель организации рассказал о текущих работах и планах по ряду современных и перспективных проектов. Вместе с прочими темами затронули и проект ПАК ДП.

И. Тарасенко рассказал, что сейчас продолжается научно-исследовательская работа по формированию облика будущего перехватчика. В облик машины закладываются все основные требования, и подобные работы планируется завершить до конца этого года. Утверждение готового технического облика позволит перейти к следующим этапам программы.

Гендиректор РСК «МиГ» раскрыл некоторые черты будущего ПАК ДП, но без особых подробностей. Самолет будет создаваться с применением технологий малозаметности. Он сможет нести необходимое количество вооружений нужных типов и доставлять его на увеличенный радиус перехвата. При этом МиГ-41 будет не просто самостоятельным средством. Продолжается работа над перспективной комплексной системой глобальной обороны, способной прикрыть все границы страны. В состав этой системы войдет и новый самолет.

Руководитель Корпорации не назвал точные сроки появления будущего ПАК ДП. Однако он указал, что МиГ-41 должен будет заменить МиГ-31, когда тот завершит свою службу.

Предполагаемый облик

НИР по формированию облика будущего ПАК ДП / МиГ-41 еще не завершена, а ее результаты пока остаются неизвестными. В прошлом году руководство РСК «МиГ» обещало раскрыть некоторые подробности в ближайшем времени, но, по-видимому, этот срок еще не наступил – общественности приходится полагаться только на отрывочные сведения и известные заявления или оценки.

Из разных заявлений и предположений складывается весьма интересная картина. Перспективный МиГ-41 выходит похожим на своего предшественника, но отличающимся за счет более высоких характеристик во всех основных областях – от взлетной массы заметности для локаторов противника до скорости и полезной нагрузки.

ПАК ДП предположительно будет относиться к классу тяжелых истребителей. Планер и другие агрегаты разработают с использованием стелс-технологий для упрощения прорыва к рубежу пуска ракет. При этом схема и архитектура самолета остается неизвестной. Вероятнее всего, будет использоваться традиционная схема, но не стоит ожидать существенного внешнего сходства с перехватчиком-предшественником.

Ожидается появление новых высокоэффективных средств поиска и обнаружения целей. Радиолокационная станция МиГ-41 по своим характеристикам должна превосходить аппаратуру МиГ-31 – достаточно совершенную и эффективную. Намерение включить ПАК ДП в глобальную систему обороны предъявляет особые требования к прицельно-навигационному комплексу. Эта аппаратура должна обеспечивать обмен данными в реальном времени с получением стороннего целеуказания или передачей информации другим элементам системы обороны.

Боевая эффективность МиГ-31 определяется использованием ракет «воздух-воздух» большой дальности как основного оружия. Перспективный МиГ-41 должен сохранять подобные возможности, однако реализовывать их необходимо при помощи современных и перспективных изделий. Прежде всего, в номенклатуру вооружений ПАК ДП должна войти ракета Р-37 РВВ-БД. Также возможно создание ее модификаций или полностью новых ракет с сопоставимыми или более высокими характеристиками.

Ранее сообщалось, что МиГ-41 сможет бороться не только с воздушными целями. Для этого самолета может быть создана новая ракета класса «воздух-космос». С помощью такого оружия авиационный комплекс сможет поражать космические аппараты на низких орбитах. В нашей стране уже проводились опыты такого рода, что делает информацию о космическом перехвате весьма правдоподобной.

По летно-техническим характеристикам МиГ-41 будет превосходить существующие машины. Максимальную скорость планируется вывести на уровень М=4…4,5. Боевой радиус будет превышать 700-720 км, имеющиеся у МиГ-31, и достигать 1400-1500 км. Таким образом, рубеж применения вооружения будет дополнительно вынесен от границ страны, а высокая скорость обеспечит быстрый выход на него.

Предполагаемые сроки

Согласно последним заявлениям руководства РСК «МиГ», до конца года завершится НИР по формированию облика ПАК ДП. После этого должна стартовать опытно-конструкторская работа. Следует напомнить, что ранее в качестве сроков начала ОКР назывались именно 2019-2020 гг. Получается, что график работ пока соблюдается.

Сроки выполнения ОКР все еще не назывались, но ранее упоминалась возможность появления опытного МиГ-41 к 2025 г. Удастся ли соблюсти такие сроки либо они сдвинутся в ту или иную сторону – неизвестно. Затем несколько лет потребуется на отработку и испытания техники. Ввиду большой сложности и ответственности спрогнозировать сроки выполнения испытаний и доводки крайне сложно.

МиГ-41 / ПАК ДП создается в качестве замены для МиГ-31. Последние, согласно известным планам, будут оставаться в эксплуатации до 2028 г., после чего стартует процесс их списания. Все это позволяет представить требуемые сроки завершения проектирования и испытаний ПАК ДП, а также развертывания, как минимум, малосерийного производства.

Ожидаемые результаты

Прежде всего результатом программы ПАК ДП станет появление собственно самолета-перехватчика. Он сможет заменить устаревающие МиГ-31 в их роли и обеспечит сохранение парка дальних скоростных перехватчиков. При этом современная конструкция и высокие тактико-технические характеристики обеспечат заметный прирост общей эффективности.

Для использования на МиГ-41 требуется разработать целый набор новой авионики разного назначения, способной обеспечить рост основных характеристик. Вероятно, в рамках ПАК ДП будет разрабатываться и новое авиационное вооружение, что тоже окажет положительное влияние на потенциал обороны.

Следует учитывать, что актуальные планы предусматривают создание не только самолета с бортовой аппаратурой и вооружением. Все эти изделия должны стать компонентами более крупной системы обороны воздушного пространства страны. Очевидно, что существенная часть компонентов такой системы будет разрабатываться с нуля. Все эти проекты имеют большое значение для национальной безопасности, хотя и не привлекают внимание так же, как ПАК ДП / МиГ-41.

На данный момент ситуация с доступными данными в контексте программы ПАК ДП выглядит не лучшим образом. Официальные лица изредка дают те или иные комментарии, способные прояснить ситуацию, но не обеспечивающие создание полной и подробной картины. Прочие оценки и предположения могут не соответствовать реальному положению дел.

Следует ожидать, что после завершения текущих НИР разработчики будут готовы огласить новые подробности, а процесс проектирования будет сопровождаться очередными сообщениями с теми или иными интересными деталями. И каждая такая новость будет уточнять, почему ПАК ДП / МиГ-41 необходим нашим вооруженным силам и важен для обороны.

МиГ-31: самолет особого назначения

Работы по созданию нового высокоскоростного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия начались в Советском Союзе еще в конце 60-х годов. Эта машина впервые поднялась в небо в сентябре 1975 года. МиГ-31 можно смело и без иронии назвать уникальным самолетом: он был способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, а его боевой радиус составлял 720 км. Этот истребитель стал первым в мире самолетом, который был оснащен РЛС с фазированной антенной решеткой. МиГ-31 был вооружен новейшими для своего времени ракетами «воздух-воздух» дальнего радиуса действия.

МиГ-31 был высокоспециализированным самолетом, он изначально создавался для перехвата стратегических бомбардировщиков, самолетов-разведчиков, крылатых ракет и даже спутников противника, находящихся на низких орбитах.

Любопытно, что летные части, вооруженные самолетами МиГ-31, имели статус подразделений специального назначения (спецназа) в составе ВВС СССР.

В 90-е годы конструкторы ОКБ им. Микояна работали над созданием нового тяжелого перехватчика, который должен был заменить МиГ-31. Речь идет о так называемом проекте 701, в рамках которого планировалось создание 62-тонного гиганта с максимальной скоростью 2,5 тыс. км/ч и дальностью полета более 7 тыс. км. Из тяжелого экономического положения в стране этот проект так и не был реализован. Также бесславно закончились и проекты по глубокой модернизации «тридцатьпервого», которые были начаты еще в советский период.

В 2008 году началась программа модернизации МиГ-31. На истребителях проводится замена практически всей электроники, они получают новую ракету Р-37, которая может поражать противника на дистанции 400 км, а также современную РЛС «Заслон-М».

Сегодня МиГ-31 – это, пожалуй, единственный отечественный боевой самолет, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов в мире» не является преувеличением. Одной из основных особенностей этой машины является высокая крейсерская скорость, которая составляет более 2,5 тыс. км/ч.

Читать еще:  Ручная Кумулятивная Граната РКГ 3

Несмотря на свои уникальные летно-технические характеристики можно смело сказать, что подобная машина просто не нужна подавляющему большинству армий мира. МиГ-31 – это узкоспециализированный тяжелый скоростной самолет-перехватчик, который был создан для охраны бескрайних просторов Советского Союза. Его главная задача – уничтожение маломаневренных целей, таких как крылатые ракеты или стратегические бомбардировщики. Для воздушного боя с вёрткими истребителями противника МиГ-31 подходит слабо. Максимальная перегрузка основного вооружения истребителя – ракет «воздух-воздух» Р-33 – всего лишь 4G, что не позволяет надежно поражать высокоманевременные истребители.

В ВВС других стран функции МиГ-31 выполняют обычные истребители четвертого или пятого поколения или же средства противовоздушной обороны.

Видео про МИГ-41

Но для России с ее гигантскими просторами и огромной протяженностью границ использование подобного самолета – это довольно неплохое решение. Поэтому проект нового самолета, который должен заменить устаревший МиГ-31, кажется абсолютно уместным. Как же будет выглядеть новая машин? Какими характеристиками она должна обладать, чтобы уверенно решать задачу защиты российских воздушных кордонов в следующем десятилетии?

Здесь следует напомнить, что срок эксплуатации истребителей МиГ-31 заканчивается в 2028 году, и к этому времени замена для них должна быть уже готова.

The Paper: с этой российской ракетой США справятся нескоро

Основные характеристики МиГ-41:

Этот тип перехватчика относится к самолетам четвертого поколения (российские самолеты пятого поколения). В нем используется новая стелс-технология, ожидается, что скорость будет составлять 4-4,3 Маха, а боевой радиус действия — 1400-1500 километров, что значительно превышает радиус действия МиГ-31, у него он составляет 700-720 километров.

Самолет будет оснащен новейшим высокоэффективным оборудованием для целевого поиска и обнаружения, а его способность отражать радиолокационные сигналы будет еще более модернизированной и эффективной. В будущем он сможет работать с глобальной системой обороны России, иметь возможность обмена данными в режиме реального времени, тем самым обеспечивая получение информации от внешних целей и других элементов системы.

Как сообщается, в этой модели будет использоваться прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) или даже импульсный детонационный двигатель.

В качестве основного вооружения будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности, кроме того, самолет может быть оснащен дальнодействующими ракетами класса «воздух-воздух» Р-37 (РВВ-БД) или использовать новейшие ракеты и модифицированное вооружение с более высокими эксплуатационными характеристиками, включая многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП) и противоракетное лазерное оружие.

МиГ-41 сможет выполнять космические миссии. Глава РСК «МиГ» сообщил, что МиГ-41 будет не только способен бороться с воздушными целями, но и может быть оснащен новым аэрокосмическим вооружением для поражения космических аппаратов на низкой орбите. Подобные испытания уже проводились в России.

В настоящее время конструкция и внешний вид самолета еще неизвестны, и, скорее всего, за основу будет взят традиционный вариант, однако вряд ли он будет иметь существенное сходство с МиГ-31.

Истребитель сможет выполнять миссии по перехвату в Арктике, и позднее, возможно, начнется разработка беспилотной модели самолета.

История развития проекта, ожидаемые ключевые элементы и последние достижения:

Самолетостроительная компания «МиГ» запустила проект создания преемника для МиГ-31 в 2013 году.

В марте 2017 года Минобороны России заявило о необходимости разработки модели истребителя для замены МиГ-31. И РСК «МиГ» вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) приступили к исследовательским работам по созданию новой модели высотных перехватчиков.

В июле 2017 года Илья Тарасенко, генеральный директор РСК «МиГ», сообщил, что модель перехватчика, которая должна заменить МиГ-31, была официально названа «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) под кодовым названием МиГ-41, работы по исследованию и разработкам этого перехватчика начались в 2019 году. Одновременно с разработкой самолета новой системы производится модернизация и усовершенствование действующего парка МиГ-31 ВКС России.

В августе 2017 года Тарасенко сообщил, что МиГ-41 поступит в Минобороны России в середине 2020 года.

Говоря о проекте ПАК ДП в июне 2019 года, Тарасенко сказал, что в настоящее время ведутся исследовательские работы касательно внешнего вида самолета, и в нем будут отражены все основные требования. Эти работы планировалось завершить к концу 2019 года и затем перейти в следующую фазу проекта.

Ожидается, что первый полет МиГ-41 произойдет после 2025 года. В 2028 году МиГ-31 будет выведен из эксплуатации, и его заменит МиГ-41.

Если предварительно судить о перспективах проекта исходя из этой разрозненной информации, то по сравнению с МиГ-31, все основные характеристики МиГ-41 будут улучшены, включая взлетный вес, способность к скрытности, скорость, вес полезной нагрузки. В скоростном истребителе-перехватчике МиГ-41 большой дальности будут использоваться новейшие технологии, а не просто тщательно усовершенствованные технологии МиГ-31. Текущий проект включает не только разработку самолета, бортовой техники и вооружения, но и всех компонентов оборонной системы воздушного пространства. Очевидно, что большую часть работ нужно будет проводить с нуля — с исследований и разработок, что в будущем в значительной степени поспособствует национальной безопасности России.

Однако, стимулируя разработку МиГ-41, Россия в то же время продвигает проекты ПАК-ДА и Су-57. Очевидно, что они требуют такого же большого количества ресурсов, как и МиГ-41. Поэтому стоит задуматься, как в условиях ограниченного военного бюджета Россия сможет своевременно проводить исследовательско-конструкторские работы, поддерживая их надлежащее качество.

Насколько можно судить по открытым источникам, нормы проектирования нового перехватчика настолько высоки, что некоторые из них уже превышают текущие возможности технической реализации. Поэтому сейчас трудно сделать вывод о том, будет ли проект успешно завершен или смогут ли фактические результаты соответствовать заявленным ранее стандартам.

Конечно, в настоящее время информация о проекте МиГ-41 ограничена, а некоторые умозаключения и предположения могут не соответствовать фактам, из-за чего этому проекту нужно и дальше уделять внимание.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ожидаемые результаты

Результатом программы ПАК ДП станет появление самолета-перехватчика. Он сможет заменить устаревающие МиГ-31 в их роли и обеспечит сохранение парка дальних скоростных перехватчиков. При этом современная конструкция и высокие тактико-технические характеристики обеспечат заметный прирост общей эффективности.

Для использования на МиГ-41 требуется разработать целый набор новой авионики разного назначения, способной обеспечить рост основных характеристик. Вероятно, в рамках ПАК ДП будет разрабатываться и новое авиационное вооружение, что тоже окажет положительное влияние на потенциал обороны.

Следует учитывать, что актуальные планы предусматривают создание не только самолета с бортовой аппаратурой и вооружением. Все эти изделия должны стать компонентами более крупной системы обороны воздушного пространства. Очевидно, что существенная часть компонентов такой системы будет разрабатываться с нуля.

На данный момент ситуация с доступными данными в контексте программы ПАК ДП выглядит не лучшим образом. Официальные лица изредка дают те или иные комментарии, способные прояснить ситуацию, но не обеспечивающие создание полной и подробной картины. Прочие оценки и предположения могут не соответствовать реальному положению дел.

Технические характеристики МиГ-41

Новый истребитель МиГ-41 относится к самолетам пятого поколения, заменит самолет МиГ-31, который был разработан в 1970-х годах и принят на вооружение в 1981 году.

Предположительно самолет имеет совершенно фантастическую скорость — свыше 5000 км/ч. Существенно возрастет и его практический потолок по сравнению с ныне существующим перехватчиком МиГ-31. Новый самолет способен подниматься выше 30 км над уровнем земли. При этом перехватывать цели сможет не только в атмосфере, но и в ближнем космосе.

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс M47 Dragon

Знаменитый американский «Черный дрозд» SR-71 мог разгоняться лишь до 3550 км/ч.

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев в интервью «Интерфакс» заявил, что новейший российский дальний перехватчик МиГ-41 станет самым быстрым истребителем в мире, сможет бороться с гиперзвуковыми ракетами и будет максимально незаметен для радаров. Радиус действия будет в диапазоне от 700 до 1500 километров.

Главным оружием перспективного перехватчика станет ракета «воздух-воздух» Р-37М, обладающая рекордной дальностью в 300 км. Ожидается, что к моменту готовности самолета появится и еще более дальнобойная ракета КС-172, способная поражать цели на расстоянии в 400 км.

Перехватчик будет в первую очередь предназначен для борьбы с маломаневренными летательными аппаратами, такими как бомбардировщики, топливозаправщики, самолеты АВАКС и транспортники, крылатые ракеты и беспилотники. Также он должен перехватывать гиперзвуковые ракеты.

Необходимость истребителя-перехватчика МиГ-41 для армии

Вполне понятно, что наибольшую активность в продвижении амбициозного проекта демонстрируют РСК «МиГ» и ОСК, поскольку к созданию перспективного перехватчика должны быть привлечены и другие самолетостроительные фирмы. Прежде всего, конечно, ОКБ Сухого. Однако критики проекта высказываются, что нашим вооруженным силам истребитель-перехватчик не нужен. Что это своего рода атавизм.

Последний натовский многоцелевой палубный самолет с функциями перехватчика — американский F-14 Tomcat — был снят с вооружения в 2006 году. Он существенно проигрывал по возможностям МиГ-31. Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи для этих двух самолетов такие: 1250 и 800 км.

На смену F-14 пришел F/A-18E/F Super Hornet. Это еще более универсальный самолет, использующийся даже в качестве штурмовика. Возможности перехвата в нем еще более усечены. Одна из важнейших характеристик перехватчика — высокая скорость. Если у МиГ-31 она достигает 3 М, то у F-14 она равнялась 2,2 М. Что же касается F/A-18E/F, то у него скорость еще ниже — 1,8 М.

Американцы переложили задачу противовоздушной обороны авианосцев на зенитное ракетное оружие, которое размещено на кораблях сопровождения.

Критики использования авиации для решения задач ПВО утверждают, что при наличии у России прекрасных зенитно-ракетных комплексов, логичнее использовать именно их. И от перехватчиков можно было бы отказаться. Потому что, во-первых, ЗРС более универсальны, в них используется набор ракет, каждая из которых способна наиболее оптимально перехватывать свой класс целей — дозвуковые низколетящие крылатые ракеты, скоростные истребители, малозаметные самолеты, высотные цели, баллистические ракеты…

При этом, например, ЗРС С-400 имеет очень серьезную дальность — 400 км. В С-500 предполагается увеличить ее до 600 км.

Необходимо также учитывать то, что способность обнаруживать цели у РЛС перехватчика ниже, чем у РЛС зенитно-ракетных систем. Поэтому для большей эффективности перехватчики должны совершать патрулирование в связке с самолетами ДРЛОиУ и при поддержке наземных станций.

Технические характеристики МиГ-41

Новый истребитель МиГ-41 относится к самолетам пятого поколения, заменит самолет МиГ-31, который был разработан в 1970-х годах и принят на вооружение в 1981 году.

Предположительно самолет имеет совершенно фантастическую скорость — свыше 5000 км/ч. Существенно возрастет и его практический потолок по сравнению с ныне существующим перехватчиком МиГ-31. Новый самолет способен подниматься выше 30 км над уровнем земли. При этом перехватывать цели сможет не только в атмосфере, но и в ближнем космосе.

Знаменитый американский «Черный дрозд» SR-71 мог разгоняться лишь до 3550 км/ч.

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев в интервью «Интерфакс» заявил, что новейший российский дальний перехватчик МиГ-41 станет самым быстрым истребителем в мире, сможет бороться с гиперзвуковыми ракетами и будет максимально незаметен для радаров. Радиус действия будет в диапазоне от 700 до 1500 километров.

Главным оружием перспективного перехватчика станет ракета «воздух-воздух» Р-37М, обладающая рекордной дальностью в 300 км. Ожидается, что к моменту готовности самолета появится и еще более дальнобойная ракета КС-172, способная поражать цели на расстоянии в 400 км.

Перехватчик будет в первую очередь предназначен для борьбы с маломаневренными летательными аппаратами, такими как бомбардировщики, топливозаправщики, самолеты АВАКС и транспортники, крылатые ракеты и беспилотники. Также он должен перехватывать гиперзвуковые ракеты.

Необходимость истребителя-перехватчика МиГ-41 для армии

Вполне понятно, что наибольшую активность в продвижении амбициозного проекта демонстрируют РСК «МиГ» и ОСК, поскольку к созданию перспективного перехватчика должны быть привлечены и другие самолетостроительные фирмы. Прежде всего, конечно, ОКБ Сухого. Однако критики проекта высказываются, что нашим вооруженным силам истребитель-перехватчик не нужен. Что это своего рода атавизм.

Последний натовский многоцелевой палубный самолет с функциями перехватчика — американский F-14 Tomcat — был снят с вооружения в 2006 году. Он существенно проигрывал по возможностям МиГ-31. Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи для этих двух самолетов такие: 1250 и 800 км.

На смену F-14 пришел F/A-18E/F Super Hornet. Это еще более универсальный самолет, использующийся даже в качестве штурмовика. Возможности перехвата в нем еще более усечены. Одна из важнейших характеристик перехватчика — высокая скорость. Если у МиГ-31 она достигает 3 М, то у F-14 она равнялась 2,2 М. Что же касается F/A-18E/F, то у него скорость еще ниже — 1,8 М.

Американцы переложили задачу противовоздушной обороны авианосцев на зенитное ракетное оружие, которое размещено на кораблях сопровождения.

Критики использования авиации для решения задач ПВО утверждают, что при наличии у России прекрасных зенитно-ракетных комплексов, логичнее использовать именно их. И от перехватчиков можно было бы отказаться. Потому что, во-первых, ЗРС более универсальны, в них используется набор ракет, каждая из которых способна наиболее оптимально перехватывать свой класс целей — дозвуковые низколетящие крылатые ракеты, скоростные истребители, малозаметные самолеты, высотные цели, баллистические ракеты…

При этом, например, ЗРС С-400 имеет очень серьезную дальность — 400 км. В С-500 предполагается увеличить ее до 600 км.

Необходимо также учитывать то, что способность обнаруживать цели у РЛС перехватчика ниже, чем у РЛС зенитно-ракетных систем. Поэтому для большей эффективности перехватчики должны совершать патрулирование в связке с самолетами ДРЛОиУ и при поддержке наземных станций.

The Paper: с этой российской ракетой США справятся нескоро

Основные характеристики МиГ-41:

Этот тип перехватчика относится к самолетам четвертого поколения (российские самолеты пятого поколения). В нем используется новая стелс-технология, ожидается, что скорость будет составлять 4-4,3 Маха, а боевой радиус действия — 1400-1500 километров, что значительно превышает радиус действия МиГ-31, у него он составляет 700-720 километров.

Самолет будет оснащен новейшим высокоэффективным оборудованием для целевого поиска и обнаружения, а его способность отражать радиолокационные сигналы будет еще более модернизированной и эффективной. В будущем он сможет работать с глобальной системой обороны России, иметь возможность обмена данными в режиме реального времени, тем самым обеспечивая получение информации от внешних целей и других элементов системы.

Как сообщается, в этой модели будет использоваться прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) или даже импульсный детонационный двигатель.

В качестве основного вооружения будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности, кроме того, самолет может быть оснащен дальнодействующими ракетами класса «воздух-воздух» Р-37 (РВВ-БД) или использовать новейшие ракеты и модифицированное вооружение с более высокими эксплуатационными характеристиками, включая многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП) и противоракетное лазерное оружие.

Читать еще:  Бутылкомета Цукермана. Обзор,фото, характеристики, история.

МиГ-41 сможет выполнять космические миссии. Глава РСК «МиГ» сообщил, что МиГ-41 будет не только способен бороться с воздушными целями, но и может быть оснащен новым аэрокосмическим вооружением для поражения космических аппаратов на низкой орбите. Подобные испытания уже проводились в России.

В настоящее время конструкция и внешний вид самолета еще неизвестны, и, скорее всего, за основу будет взят традиционный вариант, однако вряд ли он будет иметь существенное сходство с МиГ-31.

Истребитель сможет выполнять миссии по перехвату в Арктике, и позднее, возможно, начнется разработка беспилотной модели самолета.

История развития проекта, ожидаемые ключевые элементы и последние достижения:

Самолетостроительная компания «МиГ» запустила проект создания преемника для МиГ-31 в 2013 году.

В марте 2017 года Минобороны России заявило о необходимости разработки модели истребителя для замены МиГ-31. И РСК «МиГ» вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) приступили к исследовательским работам по созданию новой модели высотных перехватчиков.

В июле 2017 года Илья Тарасенко, генеральный директор РСК «МиГ», сообщил, что модель перехватчика, которая должна заменить МиГ-31, была официально названа «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) под кодовым названием МиГ-41, работы по исследованию и разработкам этого перехватчика начались в 2019 году. Одновременно с разработкой самолета новой системы производится модернизация и усовершенствование действующего парка МиГ-31 ВКС России.

В августе 2017 года Тарасенко сообщил, что МиГ-41 поступит в Минобороны России в середине 2020 года.

Говоря о проекте ПАК ДП в июне 2019 года, Тарасенко сказал, что в настоящее время ведутся исследовательские работы касательно внешнего вида самолета, и в нем будут отражены все основные требования. Эти работы планировалось завершить к концу 2019 года и затем перейти в следующую фазу проекта.

Ожидается, что первый полет МиГ-41 произойдет после 2025 года. В 2028 году МиГ-31 будет выведен из эксплуатации, и его заменит МиГ-41.

Если предварительно судить о перспективах проекта исходя из этой разрозненной информации, то по сравнению с МиГ-31, все основные характеристики МиГ-41 будут улучшены, включая взлетный вес, способность к скрытности, скорость, вес полезной нагрузки. В скоростном истребителе-перехватчике МиГ-41 большой дальности будут использоваться новейшие технологии, а не просто тщательно усовершенствованные технологии МиГ-31. Текущий проект включает не только разработку самолета, бортовой техники и вооружения, но и всех компонентов оборонной системы воздушного пространства. Очевидно, что большую часть работ нужно будет проводить с нуля — с исследований и разработок, что в будущем в значительной степени поспособствует национальной безопасности России.

Однако, стимулируя разработку МиГ-41, Россия в то же время продвигает проекты ПАК-ДА и Су-57. Очевидно, что они требуют такого же большого количества ресурсов, как и МиГ-41. Поэтому стоит задуматься, как в условиях ограниченного военного бюджета Россия сможет своевременно проводить исследовательско-конструкторские работы, поддерживая их надлежащее качество.

Насколько можно судить по открытым источникам, нормы проектирования нового перехватчика настолько высоки, что некоторые из них уже превышают текущие возможности технической реализации. Поэтому сейчас трудно сделать вывод о том, будет ли проект успешно завершен или смогут ли фактические результаты соответствовать заявленным ранее стандартам.

Конечно, в настоящее время информация о проекте МиГ-41 ограничена, а некоторые умозаключения и предположения могут не соответствовать фактам, из-за чего этому проекту нужно и дальше уделять внимание.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как будет выглядеть МиГ-41?

Уже неоднократно заявлялось, что новый истребитель-перехватчик будет разрабатываться на базе МиГ-31. Однако вряд ли стоит принимать эту информацию буквально: скорее МиГ-41 будет создан с использованием наработок, полученных в ходе создания своего предшественника, а также тридцатилетнего опыта его использования. С момента первого полета МиГ-31 технологический прогресс в авиастроении сделал огромный рывок, поэтому маловероятно, что новый истребитель будет похож на МиГ-31.

Если скорость новой машины приблизится к уровню 4 Махов, то МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. С большой долей вероятности можно сказать, что при проектировании и постройке нового истребителя будут активно использоваться технологии, позволяющие снизить его радиолокационную заметность. В настоящее время «стелс-технологии» являются общемировым трендом, которому стараются следовать все. Вероятно, что оружие МиГ-41 будет укрыто внутри фюзеляжа самолета. Предполагаемый радиус действия МиГ-41, скорее всего, будет составлять от 700 до 1300 км.

Новый истребитель точно будет вооружен ракетой дальнего радиуса действия класса «воздух-воздух» Р-37. Кроме того, сообщается, что на ее базе сейчас разрабатывается новая ракета РВВ-БД с двухрежимным твердотопливным двигателем. Так что можно уверенно сказать, что если МиГ-41 будет воплощен в металле, то он получит РВВ-БД в состав своего вооружения.

Следует понимать, что говоря о моменте возможного принятия истребителя МиГ-41 на вооружение, мы имеем в виду, скорее всего, конец следующего десятилетия. Понятно, что к этому времени авиационные технологии и системы вооружения самолетов сделают значительный рывок, причем некоторые изменения могут быть революционными. Эксперты считают, что сегодня мы находимся на пороге рождения авиационных ракет нового поколения. Стремительно развивается лазерное оружие, наиболее активно в этом направлении работают американцы. Десять лет в современном мире – это огромный срок, за это время могут появиться совершенно новые технологии, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

Одной из основных угроз уже в обозримом будущем для России могут стать боевые гиперзвуковые летательные аппараты, разработкой которых в настоящее время активно занимаются в США. В качестве примера можно привести проект гиперзвуковой ракеты Boeing X-51, скорость которой может достигать 6 тыс. км/ч. Подобные системы вооружения способны нести стратегическую угрозу, причем для этого на них необязательно устанавливать ядерную боевую часть. Гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника за счет своей огромной кинетической энергии. Колоссальная скорость полета делает перехват таких целей весьма непростой задачей.

Видео: МИГ-41 обзор проекта

Борьба с гиперзвуковыми летательными аппаратами, вероятно, станет одной из задач, которые будет выполнять МиГ-41. Кроме того, этот самолет должен уметь бороться и с традиционными угрозами, в виде крылатых ракет и бомбардировщиков противника. Также планируется, что с борта этого самолета будут проводиться запуски небольших спутников на низкие орбиты.

Еще одним вопросом, который предстоит решить конструкторам во время реализации проекта МиГ-41, является «пилотируемость» этого самолета. Говоря другими словами, будет ли этот истребитель управляться летчиком или же станет беспилотным летательным аппаратом. Учитывая перегрузки, которые испытывает человек при таких скоростях, второй вариант выглядит куда более предпочтительным. Проблема, правда, в том, что отечественная промышленность – еще с советских времен – отстает в области создания БПЛА. Пока России не удается создать даже современный ударный беспилотник, сделать же перехватчик, управляемый дистанционно – это куда более сложная задача.

Есть ли будущее у МиГ-41?

Истребитель-перехватчик МиГ-41 остается полумифической машиной, и шансы на его реализацию относительно невелики. Все упирается в финансирование. Сейчас разработка новых истребителей вообще стоит невероятно дорого. Так, цена программы разработки американского истребителя пятого поколения F-22 составила без малого 66,7 млрд долларов. России будет проще потратиться на создание легкого истребителя пятого поколения – аналога (с некоторыми оговорками) американского F-35. Многофункциональная машина, в конце концов, намного лучшее вложение средств, нежели узкоспециализированный перехватчик.

Но как быть с задачами, лежащими на плечах МиГ-31? Очевидно, часть из них возьмет на себя истребитель, созданный на базе ПАК ФА. А часть будут выполнять истребители поколения 4+. Добавим, что в мире почти не осталось узкоспециализированных перехватчиков. Исключение составляют только российские МиГ-31 и небольшое количество старых МиГ-25, поставленных в другие страны. Все это, конечно, снижает вероятность появления МиГ-41. Другое дело – массовая культура, которой название «МиГ-41» пришлось по душе. У этого самолета есть все шансы стать «городской легендой», подобно тому как американцы создали миф о таинственной «Авроре» – сверхбыстром боевом самолете, якобы существующем в реальности.

Ракета РВВ-БД (Фото Vitaly Kuzmin)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector