0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пассажирский самолет Ан-24

Пассажирский самолет Ан-24

Большинство самолетов, разработанных в 50-е годы прошлого века, давно уже стали экспонатами авиационных музеев, а то и вовсе исчезли без следа. Но есть и исключения: самолет Ан-24 сегодня занимается ровно тем же, чем и полвека тому назад – возит пассажиров на небольшие расстояния, обслуживая местные авиалинии. Используют крылатого ветерана и в армии, где он исправно выполняет множество самых разных функций. Периодически слышатся разговоры о необходимости замены Ан-24 на более современные модели самолетов, но пока он всё еще остается в строю, причем не только в России и Украине, но и в ряде других государств.

История создания Ан-24

Прототип самолета Ан-24 произвел свой первый полет осенью 1959 года. В начале 60-го года один из новых «Анов» был переделан в транспортную версию под названием Ан-24Т. Но по всем характеристикам это был скорее грузовой, нежели транспортный самолет. В нем не предусматривалась специальная погрузочная рампа или хотя бы грузовой люк. Загрузка в этот самолет могла производиться только через люки, которые были расположены в борту корпуса. Но все же транспортная модель отличалась от стандартной усиленным полом в грузовом отсеке, а также был установлен дополнительный люк с правой стороны, через которую и должна производиться загрузка.

Летом 1960-го года конструкторами был спроектирован и разработан вариант АН-24, который имел дополнительный двигатель в правой гондоле, и самое главное то, что это был реактивный двигатель, который имел тягу в 900 кгс. При использовании дополнительного двигателя стало возможным качественное улучшение характеристики самолета при взлете.

Транспортная модель успешно прошла государственные испытания в 1963 году, но к данной модели было слишком много претензий со стороны начальников транспортной авиации.

Главной проблемой считалось отсутствие грузового люка в хвосте самолета. По этой и массе других причин было принято решение постройки новой машины, которая смогла бы удовлетворить всем требованиям. К постройке нового транспортного Ан-24 конструкторское бюро Антонова приступило зимой 65 года. За основу создания новой машины был взят прототип Ан-24. Испытания нового агрегата проводились на протяжении двух лет с 1965 по 1966 года. При испытаниях большое внимание уделялось качеству десантирования людей с борта самолета. Серийное производство нового транспортного авиалайнера началось в конце 66 года на Иркутском авиастроительном заводе.

Выпуск самолета Ан-24 продолжался до 1979 года, было изготовлено более 1200 машин, причем более чем 1000 единиц было выпущено на Киевском заводе «Авиант». Этот самолет выпускал и Китай, но уже под своим названием Xian Y-7. Вскоре данная модель самолета стала очень популярна во всех авиакомпаниях на территории нашей страны, он обслуживал более 450 разных воздушных линий. Его популярность распространилась и за территории нашего отечества, поскольку эту машину экспортировали в 25 стран земного шара.

Последний рейс Надежды Курченко

15 октября 1970 года 19-летняя бортпроводница Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко попыталась предотвратить теракт на борту самолета. Это стоило ей жизни. В Абхазии отважной стюардессе поставили памятник, в честь нее назван один из парков Сухума.

Пятьдесят лет назад в Советском Союзе впервые произошел угон самолета. Ан-24, летевший из Батуми в Сухум, был захвачен литовскими террористами.

Sputnik, Астанда Ардзинба

Захват

15 октября 1970 года советский гражданский самолет Ан-24 вылетел из Батуми в Сухум. Время в пути заняло бы 30-35 минут, но через пять минут после взлета, в 12:40 по местному времени, два пассажира в первом ряду вызвали бортпроводницу и потребовали передать конверт пилотам. Это был отпечатанный еще в Вильнюсе «Приказ № 9», в котором террористы требовали лететь в Турцию и прекратить радиосвязь, за невыполнение приказа — смерть. Одновременно один из террористов объявил пассажирам о том, что советской власти на их самолете больше нет.

Так начался первый в истории СССР захват пассажирского самолета. На борту находились 46 пассажиров и пять членов экипажа.

Террористами оказались литовцы, отец и сын Бразинскасы. Позже компетентные органы досконально изучат все этапы их жизни. Окажется, что старший Бразинскас – 45-летний Пранас, антикоммунист, в 1944 году служил во вспомогательных войсках немецкой дивизии, где собирал понтонные мосты. Позже он снабжал литовских участников «Сопротивления» оружием. В 1965 году Пранас Бразинскас, работая заведующим склада хозтоваров, получил пять лет колонии общего режима за хищение социалистической собственности, однако его условно-досрочно освободили через три года, и дабы не искушать судьбу, он уехал с сыном Альгирдасом в Узбекистан.

Но и там Пранас стал организатором местного черного рынка, сын также участвовал в аферах отца. Когда в 1970 году Бразинскасами заинтересовался КГБ, они решили бежать из страны, не придумав ничего лучше, как захватить самолет.

Однако эти любопытные подробности биографии захватчиков еще не были известны ни пассажирам борта, ни членам экипажа.

19-летняя бортпроводница Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко рванулась к пилотам с криком: «Нападение!» — Террористы кинулись за ней. «Никому не вставать! — закричал Альгирдас. — Иначе взорвем самолет!» — Курченко пыталась преградить им путь в кабину, и тогда Пранас в упор расстрелял ее из обреза.

Террористы ворвались в кабину и стали стрелять в экипаж, ранив командира, бортмеханика и штурмана, не пострадал только второй пилот. Позже они объяснят, что намеренно решили ранить трех членов экипажа, но не убивать, а одного оставить невредимым, чтобы он смог вести самолет.

Стоя за спиной у пилотов, Пранас Бразинскас тряс гранатой и приказывал взять курс на юг, на Трабзон.

Примерно через полтора часа после захвата воздушное судно приземлилось в этом турецком городе. Местный спецназ, который был предупрежден об инциденте, оцепил самолет. Выйдя из самолета, Бразинскас-старший произнес: «Вот она, свобода!» — Оба террориста добровольно сложили оружие и сдались полиции.

Всем членам экипажа оказали медицинскую помощь. Пассажирам и летчикам предложили остаться в Турции, но никто из них это предложение не принял. Через сутки советский военный самолет вывез их всех обратно в СССР, а тело погибшей бортпроводницы Надежды Курченко специальным рейсом было доставлено в Сухум.

В память о Наде

Подвиг девятнадцатилетней Надежды Курченко, выпускницы Понинской школы-интерната Глазовского района в Удмуртии, бортпроводницы Сухумского авиационного отряда, не остался незамеченным. В честь Нади писали песни, называли парки и улицы советских городов, ее именем названа малая планета № 2349, открытая учеными Крымской обсерватории, о ней снят фильм «Абитуриентка». Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу Надежда Курченко награждена боевым орденом Красного Знамени посмертно.

Надежда Курченко родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Она окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В декабре 1968 года Надя переехала в Сухум, где стала работать бортпроводником местного авиапредприятия. Юная Надежда Курченко не дожила двух с половиной месяцев до своего двадцатилетия и три месяца до своей свадьбы.

Тело убитой террористами бортпроводницы спецрейсом привезли из Трабзона в Сухум, куда из Удмуртии уже летела ее мать. Похоронить Надю Курченко решили в Сухуме, в одном из центральных парков, который по сей день носит ее имя.

В день ее похорон тысячи людей шли за гробом по улицам города и несли ей цветы. А самолеты, уходившие в рейс, покачивали крыльями в знак уважения своей юной сослуживице.

Через двадцать лет после трагической гибели в 1990 году прах Нади Курченко по настоянию ее матери был перевезен в Удмуртию, останки героини сейчас покоятся на кладбище ее родного города Глазова. В школе юных летчиков в столице республики Ижевске открыт музей ее имени, которому присвоено звание «народного».

Жизнь «под присмотром КГБ»

Турецкие власти, во многом из-за влияния США, не выдали террористов Советскому Союзу. Их осудили: отца к восьми годам тюрьмы, сына – к двум. Но менее чем через два года, оба бандита оказались на свободе и сумели перебраться в США, где литовская диаспора выхлопотала им гражданство. На Западе считали, что Бразинскасов нельзя ставить в один ряд с другими террористами, якобы они борются против советского режима.

В Америке они сменили имена и фамилии на Фрэнка и Альберта Уайтов и поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии. Жизнь у обоих наладилась. Бразинскас-старший сначала работал маляром, а потом стал совладельцем оружейного магазина. Его сын окончил бухгалтерские курсы, устроился работать в страховую компанию и женился на американке.

Читать еще:  Пистолет-пулемёт Коровина

Однако до конца жизни Бразинскасу-старшему не давали покоя коммунисты. Ему казалось, что за домом следят агенты КГБ, которые хотят выкрасть его обратно в СССР. В 1980-е он несколько раз попадал в хронику, когда с пистолетом в руке приводил в полицейский участок «агентов КГБ» — каких-то первых встречных с улицы.

В Америке Альгирдас написал книгу воспоминаний о своих с отцом «подвигах», в которой он пытался оправдать захват и угон самолета «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации», а также рассказывал об ужасах жизни в Советском Союзе. Но даже после развала Советского Союза и обретения Литвой независимости Бразинскасы не вернулись на родину, все еще опасаясь замаскированных агентов КГБ.

Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным, у него с сыном стали часто возникать ссоры. Во время одной из таких 45-летний Альгирдас насмерть забил своего 77-летнего отца спортивной гантелей. Суд признал его виновным и осудил на 16 лет тюрьмы.

Памятник Надежде в Сухуме

В Сухуме в честь Надежды Курченко назван городской парк, в котором был установлен памятник отважной стюардессе.

Во время Отечественной войны народа Абхазии памятник значительно пострадал, так как подвергался постоянным обстрелам.

В 2010 году городская администрация выделила средства, на памятнике залатали дыры, но повреждения от сильных обстрелов сказались, когда на него в 2013 году упало дерево — памятник развалился на куски.

Галерея Ан-24

Антонов Ан-24 — советский турбовинтовой региональный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ им. Антонова в 1950-хх годах.

История Ан-24

К середине 1950-хх в СССР возникла потребность в замене устаревших поршневых самолетов новыми, оснащенными газотурбинными двигателями – более мощными и эффективными. Для замены ветерана Ил-14 ОКБ Антонова предложило в 1957 году проект 32-40 местного самолета малой и средней дальности с возможностью эксплуатации с небольших неподготовленных аэродромов. Его летные данные и силовая установка позволяли использовать самолет в условиях высокогорья и широкого диапазона температур.

Разработка нового самолёта Ан-24 началась в в 1958 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч.

Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев — Херсон.

В советское время, самолет был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.

Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 по 1979 год было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод. Так же производился в Китае под названием Xian Y-7.

Видео Ан-24 : Видео из салона. Запуск двигателей, взлет и полет

Конструкция Ан-24

Ан-24 — двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом и однокилевым оперением.

Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещён передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. На центроплане располагаются два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л. с. Топливо размещается в 4 мягких баках в центроплане общей ёмкостью 1420 л. и в 2 баках-кессонах в средних частях крыла общей ёмкостью 3680 л.

Модификации

В общей сложности было создано более 20 модификаций Ан-24, выпускавшихся с 1962 по 1979 годы в СССР. Так же, крайняя версия Ан-24 – глубоко модернизированный вариант, производящийся в КНР самолет Xian Ma-60.

Эксплуатация Ан-24

К 2015 году в России эксплуатируется около 100 самолетов.

Так же эти самолеты применяются в других странах:

  • Азербайджан — Военно-воздушные силы — 4 ед.
  • Ангола — Национальные военно-воздушные силы — 15 ед.Армения
  • Армения — Военно-воздушные силы — 1 ед.
  • Белоруссия — Военно-воздушные силы и войска ПВО — 6 ед.
  • Болгария — Военно-воздушные силы — 3 ед.
  • Венгрия — Военно-воздушные силы — 5 ед.
  • Вьетнам — 60 ед.
  • Гвинея — 1 ед.Грузия
  • Грузия — Военно-воздушные силы — 2 ед.
  • Египет — Военно-воздушные силы — 3 ед.
  • Иран — Военно-воздушные силы — 3 ед.
  • Йемен — 29 (3 Ан-24, 26 Ан-26)
  • Казахстан — Вооружённые силы — 5 ед.
  • Камбоджа — 3 (Ан-24)
  • КНДР — Военно-воздушные силы — 9 ед.
  • Республика Конго — 1 ед.
  • Куба — ВВС и ПВО — 7 ед.
  • Лаос — 3 ед.
  • Мали — 3 ед.
  • Мозамбик — 8 ед.
  • Сирия — Военно-воздушные силы — 4 (Ан-26)
  • Судан — 6 ед.
  • Туркмения — Вооружённые силы — 2 ед.
  • Узбекистан — 16 ед.
  • Украина — Воздушные силы — 47 ед.
  • Экваториальная Гвинея — 1 ед.

Аварии и катастрофы

По неофициальным данным на 14 февраля 2013 года в результате катастроф, аварий, захватов и уничтожения на земле в ходе боевых действий был потеряно 162 самолёта типа Ан-24, погибло в общей сложности 2120 человек.

Ан-24Б / Турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости

  • Общие данные
  • Мониторинг
  • Дата изменения данных: 03.09.2013

Самолет местных воздушных линий Ан-24

МОДИФИКАЦИИ

Ан-24Т (1965 г.) и Ан-24РТ — грузовые (военно-транспортные) модификации.

Ан-24 стал базовым для целого семейства самолетов ОКБ им. О. К. Антонова. На его основе разработано около 40 модификаций, в том числе грузовой Ан-26, аэрофотосъемочный Ан-30, самолет для высокогорных аэродромов Ан-32.

РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 29,20 м;
  • длина самолета 23,53 м;
  • высота самолета 8,32 м;
  • площадь крыла 74,98 м2.
  • размер грузового люка (самолета Ан-24Т) 1,25х1,62 м

    ЧИСЛО МЕСТ.

  • Экипаж 5 человек;
  • Пассажиров 48-52 человека.

    ДВИГАТЕЛИ.

    Два ТВД АИ-24 ЗМКБ «Прогресс» (2х1876 кВт, 2х2550 э. л. с.).

    МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:

  • максимальная взлетная и посадочная 21000;
  • снаряженного самолета 13820;
  • коммерческая нагрузка:

    — при полной заправке топливом 2400;

    полный запас топлива 3950.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Крейсерская скорость 450-475 км/ч;
  • скорость захода на посадку 185-215 км/ч;
  • максимальная скороподъемность 6,5 м/с;
  • практический потолок 8000 м;
  • длина разбега 635 м;
  • длина пробега 580 м;
  • потребная длина ВПП 1500 м;
  • дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 2000 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационное и связное оборудование, обеспечивающее автономную эксплуатацию с малоподготовленных грунтовых аэродромов.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Эксплуатируется в странах СНГ и большом числе других стран мира.

    Анализ самолетного парка Узбекистана, России, Украины и других стран СНГ свидетельствует о высоком уровне износа самолетов Ан-24. В ближайшие два-три года последние машины этой серии будут списаны. А на их замену нацелены новые комфортабельные воздушные суда Ан-140, Ил-114 и другие.

    СТОИМОСТЬ. В марте 2000 года Фонд имущества Хабаровского края объявил о проведении аукциона по продаже самолета Ан-24РТ, являющегося объектом высвобождаемого военного имущества. Как сообщили в конкурсной комиссии, турбовинтовой самолет был изготовлен в декабре 1992 года и последние 1,5 года не эксплуатировался. Остаток его ресурса составлял 14 месяцев, а начальная цена самолета была определена в $60 тыс.

    В августе 2000 года отделение Федерального долгового центра (ФДЦ) при правительстве РФ по Тульской области провело аукцион. На продажу был выставлен 21 самолет семейства «Ан», в том числе пять Ан-24 по 132000 руб. Однако с молотка ушел лишь один Ан-24 (причем практически по стартовой цене) и один грузовой Ан-26Б. Оба судна купила авиакомпания из словенской Любляны.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Разработка этой машины, широко применяющейся на региональных воздушных линиях как в странах СНГ, так и в «дальнем зарубежье», началась еще в 1956 году, когда после появления дальнемагистральных Ту-104 и Ил-18 остро встал вопрос о необходимости создания скоростных газотурбинных самолетов и для местных воздушных линий. Военным также требовался самолет для перевозки личного состава и целого ряда транспортных операций, где использование Ан-12 было нецелесообразным.

    Однако для машин подобного класса не имелось серийных двигателей. Поэтому проектное задание было выдано одновременно ОКБ О.К. Антонова (самолет) и А.Г. Ивченко (двигатель).

    Читать еще:  Ту-104 — описание первого советского пассажирского самолета

    Первый опытный самолет впервые поднялся в воздух 20 октября 1959 года, его пилотировал летчик-испытатель Г.И. Лысенко.

    Эксплуатация самолета на пассажирских линиях началась в октябре 1962 г., и вскоре он стал одним из самых распространенных самолетов «Аэрофлота». Серийное производство в СССР завершилось в 1978 году после выпуска 1100 самолетов (в Иркутске в 1967-1971 гг. было выпущено 164 Ан-24Т), но продолжается (начиная с 1982 г.) в Китае под обозначением Y-7.

    Самолет Ан-24 занимал первое место по экспорту среди пассажирских самолетов Советского Союза, поставлен в 26 стран мира. Ресурс Ан-24 доведен до 50000 летных часов, или 35000 полетов, — это был наибольший показатель в СССР.

    Ан-24Т, кроме советских ВВС, состояли на вооружении Болгарии, Бангладеш, Вьетнама, Венгрии, ГДР, Ирака, Конго, Кубы, Лаоса, Монголии, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Чехословакии и Южного Йемена.

    Иркутскому авиазаводу, где ранее создавался Ан-12, поручили отработать транспортный вариант — Ан-24Т. Он отличался от пассажирского самолета большим грузовым люком в задней части фюзеляжа, наличием кран-балки и приспособлений для десантирования грузов.

    Работа по созданию Ан-24Т шла быстро. Серийное производство было отлажено практически за год. Этому способствовало, в частности, изменение структуры завода с введением более узкой специализации агрегатно-сборочных цехов. Например, был специально создан центропланный цех (№28), позволивший более оперативно «обрабатывать» эти сложные и ответственные агрегаты.

    Впервые в мире пришлось осваивать клеесварные конструкции панелей мотогондол. Институт им Е.О. Патона передал разработанную им технологию практически в директивном виде, почти без учета специфики авиационных конструкций. На Иркутском авиазаводе она была доведена «до нормального производственного вида», непрерывно совершенствовалась, был даже разработан проспект-бюллетень по клеесварным работам, который передавался на многие предприятия отрасли.

    А.Н. Туполев отозвался о самолете Ан-24: «Машина показала свои высокие качества и является современным образцом машин этого класса».

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. О. К. Антонова.

    Мониторинг:

    11.10.2016 В Якутии пассажирский Ан-24 приземлился вне взлетной полосы

    Российская газета: Во вторник пассажирский Ан-24, следовавший по маршруту Якутск — Белая Гора, сове…

    15.09.2016 «Псковавиа» намерена открыть субсидируемые рейсы из Тамбова в Санкт-Петербург на Ан-24

    Коммерсантъ — Воронеж: С 21 сентября авиакомпания «Псковавиа» должна начать регулярные рейсы по маршрут…

    19.01.2016 Самолет Ан-24, установленный на постаменте по дороге в аэропорт Южно-Сахалинска, лишился хвостовой части

    Сахалин-Инфо: Памятник сахалинским авиаторам, а именно так официально называют Ан-24 на въезде…

    02.11.2015 В Иркутской области выясняют причины жесткой посадки Ан-24 с 42 пассажирами на борту

    ТАСС: В Иркутской области проводят доследственную проверку по факту аварийной посадки…

    28.10.2015 Ан-24: труженик якутского неба

    АК «Полярные авиалинии», пресс-релиз: 28 октября 1965 года на постоянное базирование в городе Якутске прибыл турбовинт…

    • все материалы (5007)

    Авиапорт .Справочник

    • Предприятия
    • Аэропорты
    • Авиатехника
    • Авиатермины
    • Авиаиздания

    Всего записей: 7281
    Изменено за месяц: 1

    Фюзеляж самолёта Ан-24 герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.

    Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

    Шасси самолёта Ан-24 — трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.

    Силовая установка самолёта Ан-24 состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 мощностью 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме — 2 550 л.с. Топливо размещается в 4-х мягких баках в центроплане.

    Плюсы и минусы самолета

    Как и любой другой авиалайнер, Ан-24 обладает целым рядом преимуществ и недостатков.

    К числу первых относятся:

    1. Неприхотливость самолета и простота его обслуживания;
    2. Возможность эксплуатации на аэродромах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами;
    3. Низкий расход топлива и большой ресурс двигателей;
    4. Способность к выполнению полётов, включая отрыв от взлетной полосы при одном работающем двигателе;
    5. Достаточная для регионального самолета скорость и вместимость.

    Из недостатков можно отметить следующие:

    1. Самолет морально устарел по своей конструкции и нуждается в замене;
    2. Двигатели создают сильный шум, что не соответствует современным стандартам;
    3. Низкий уровень комфорта в салоне самолета, пассажиры лишены многих современных удобств;
    4. Оборудование в кабине пилотов довольно примитивное, как и система управления в целом.

    Кроме того, необходимо учитывать и высокий уровень износа сохранившихся в полетопригодном состоянии Ан-24.

    Последний рейс Надежды Курченко

    15 октября 1970 года 19-летняя бортпроводница Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко попыталась предотвратить теракт на борту самолета. Это стоило ей жизни. В Абхазии отважной стюардессе поставили памятник, в честь нее назван один из парков Сухума.

    Пятьдесят лет назад в Советском Союзе впервые произошел угон самолета. Ан-24, летевший из Батуми в Сухум, был захвачен литовскими террористами.

    Sputnik, Астанда Ардзинба

    Захват

    15 октября 1970 года советский гражданский самолет Ан-24 вылетел из Батуми в Сухум. Время в пути заняло бы 30-35 минут, но через пять минут после взлета, в 12:40 по местному времени, два пассажира в первом ряду вызвали бортпроводницу и потребовали передать конверт пилотам. Это был отпечатанный еще в Вильнюсе «Приказ № 9», в котором террористы требовали лететь в Турцию и прекратить радиосвязь, за невыполнение приказа — смерть. Одновременно один из террористов объявил пассажирам о том, что советской власти на их самолете больше нет.

    Так начался первый в истории СССР захват пассажирского самолета. На борту находились 46 пассажиров и пять членов экипажа.

    Террористами оказались литовцы, отец и сын Бразинскасы. Позже компетентные органы досконально изучат все этапы их жизни. Окажется, что старший Бразинскас – 45-летний Пранас, антикоммунист, в 1944 году служил во вспомогательных войсках немецкой дивизии, где собирал понтонные мосты. Позже он снабжал литовских участников «Сопротивления» оружием. В 1965 году Пранас Бразинскас, работая заведующим склада хозтоваров, получил пять лет колонии общего режима за хищение социалистической собственности, однако его условно-досрочно освободили через три года, и дабы не искушать судьбу, он уехал с сыном Альгирдасом в Узбекистан.

    Но и там Пранас стал организатором местного черного рынка, сын также участвовал в аферах отца. Когда в 1970 году Бразинскасами заинтересовался КГБ, они решили бежать из страны, не придумав ничего лучше, как захватить самолет.

    Однако эти любопытные подробности биографии захватчиков еще не были известны ни пассажирам борта, ни членам экипажа.

    19-летняя бортпроводница Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко рванулась к пилотам с криком: «Нападение!» — Террористы кинулись за ней. «Никому не вставать! — закричал Альгирдас. — Иначе взорвем самолет!» — Курченко пыталась преградить им путь в кабину, и тогда Пранас в упор расстрелял ее из обреза.

    Террористы ворвались в кабину и стали стрелять в экипаж, ранив командира, бортмеханика и штурмана, не пострадал только второй пилот. Позже они объяснят, что намеренно решили ранить трех членов экипажа, но не убивать, а одного оставить невредимым, чтобы он смог вести самолет.

    Стоя за спиной у пилотов, Пранас Бразинскас тряс гранатой и приказывал взять курс на юг, на Трабзон.

    Примерно через полтора часа после захвата воздушное судно приземлилось в этом турецком городе. Местный спецназ, который был предупрежден об инциденте, оцепил самолет. Выйдя из самолета, Бразинскас-старший произнес: «Вот она, свобода!» — Оба террориста добровольно сложили оружие и сдались полиции.

    Всем членам экипажа оказали медицинскую помощь. Пассажирам и летчикам предложили остаться в Турции, но никто из них это предложение не принял. Через сутки советский военный самолет вывез их всех обратно в СССР, а тело погибшей бортпроводницы Надежды Курченко специальным рейсом было доставлено в Сухум.

    В память о Наде

    Подвиг девятнадцатилетней Надежды Курченко, выпускницы Понинской школы-интерната Глазовского района в Удмуртии, бортпроводницы Сухумского авиационного отряда, не остался незамеченным. В честь Нади писали песни, называли парки и улицы советских городов, ее именем названа малая планета № 2349, открытая учеными Крымской обсерватории, о ней снят фильм «Абитуриентка». Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу Надежда Курченко награждена боевым орденом Красного Знамени посмертно.

    Надежда Курченко родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Она окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В декабре 1968 года Надя переехала в Сухум, где стала работать бортпроводником местного авиапредприятия. Юная Надежда Курченко не дожила двух с половиной месяцев до своего двадцатилетия и три месяца до своей свадьбы.

    Читать еще:  Штурмовая винтовка Штайер АУГ (Steyr AUG, Armee Universal Gewehr)

    Тело убитой террористами бортпроводницы спецрейсом привезли из Трабзона в Сухум, куда из Удмуртии уже летела ее мать. Похоронить Надю Курченко решили в Сухуме, в одном из центральных парков, который по сей день носит ее имя.

    В день ее похорон тысячи людей шли за гробом по улицам города и несли ей цветы. А самолеты, уходившие в рейс, покачивали крыльями в знак уважения своей юной сослуживице.

    Через двадцать лет после трагической гибели в 1990 году прах Нади Курченко по настоянию ее матери был перевезен в Удмуртию, останки героини сейчас покоятся на кладбище ее родного города Глазова. В школе юных летчиков в столице республики Ижевске открыт музей ее имени, которому присвоено звание «народного».

    Жизнь «под присмотром КГБ»

    Турецкие власти, во многом из-за влияния США, не выдали террористов Советскому Союзу. Их осудили: отца к восьми годам тюрьмы, сына – к двум. Но менее чем через два года, оба бандита оказались на свободе и сумели перебраться в США, где литовская диаспора выхлопотала им гражданство. На Западе считали, что Бразинскасов нельзя ставить в один ряд с другими террористами, якобы они борются против советского режима.

    В Америке они сменили имена и фамилии на Фрэнка и Альберта Уайтов и поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии. Жизнь у обоих наладилась. Бразинскас-старший сначала работал маляром, а потом стал совладельцем оружейного магазина. Его сын окончил бухгалтерские курсы, устроился работать в страховую компанию и женился на американке.

    Однако до конца жизни Бразинскасу-старшему не давали покоя коммунисты. Ему казалось, что за домом следят агенты КГБ, которые хотят выкрасть его обратно в СССР. В 1980-е он несколько раз попадал в хронику, когда с пистолетом в руке приводил в полицейский участок «агентов КГБ» — каких-то первых встречных с улицы.

    В Америке Альгирдас написал книгу воспоминаний о своих с отцом «подвигах», в которой он пытался оправдать захват и угон самолета «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации», а также рассказывал об ужасах жизни в Советском Союзе. Но даже после развала Советского Союза и обретения Литвой независимости Бразинскасы не вернулись на родину, все еще опасаясь замаскированных агентов КГБ.

    Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным, у него с сыном стали часто возникать ссоры. Во время одной из таких 45-летний Альгирдас насмерть забил своего 77-летнего отца спортивной гантелей. Суд признал его виновным и осудил на 16 лет тюрьмы.

    Памятник Надежде в Сухуме

    В Сухуме в честь Надежды Курченко назван городской парк, в котором был установлен памятник отважной стюардессе.

    Во время Отечественной войны народа Абхазии памятник значительно пострадал, так как подвергался постоянным обстрелам.

    В 2010 году городская администрация выделила средства, на памятнике залатали дыры, но повреждения от сильных обстрелов сказались, когда на него в 2013 году упало дерево — памятник развалился на куски.

    Ан-24Б / Турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости

    • Общие данные
    • Мониторинг
    • Дата изменения данных: 03.09.2013

    Самолет местных воздушных линий Ан-24

    МОДИФИКАЦИИ

    Ан-24Т (1965 г.) и Ан-24РТ — грузовые (военно-транспортные) модификации.

    Ан-24 стал базовым для целого семейства самолетов ОКБ им. О. К. Антонова. На его основе разработано около 40 модификаций, в том числе грузовой Ан-26, аэрофотосъемочный Ан-30, самолет для высокогорных аэродромов Ан-32.

    РАЗМЕРЫ.

  • Размах крыла 29,20 м;
  • длина самолета 23,53 м;
  • высота самолета 8,32 м;
  • площадь крыла 74,98 м2.
  • размер грузового люка (самолета Ан-24Т) 1,25х1,62 м

    ЧИСЛО МЕСТ.

  • Экипаж 5 человек;
  • Пассажиров 48-52 человека.

    ДВИГАТЕЛИ.

    Два ТВД АИ-24 ЗМКБ «Прогресс» (2х1876 кВт, 2х2550 э. л. с.).

    МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:

  • максимальная взлетная и посадочная 21000;
  • снаряженного самолета 13820;
  • коммерческая нагрузка:

    — при полной заправке топливом 2400;

    полный запас топлива 3950.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

  • Крейсерская скорость 450-475 км/ч;
  • скорость захода на посадку 185-215 км/ч;
  • максимальная скороподъемность 6,5 м/с;
  • практический потолок 8000 м;
  • длина разбега 635 м;
  • длина пробега 580 м;
  • потребная длина ВПП 1500 м;
  • дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 2000 км.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационное и связное оборудование, обеспечивающее автономную эксплуатацию с малоподготовленных грунтовых аэродромов.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Эксплуатируется в странах СНГ и большом числе других стран мира.

    Анализ самолетного парка Узбекистана, России, Украины и других стран СНГ свидетельствует о высоком уровне износа самолетов Ан-24. В ближайшие два-три года последние машины этой серии будут списаны. А на их замену нацелены новые комфортабельные воздушные суда Ан-140, Ил-114 и другие.

    СТОИМОСТЬ. В марте 2000 года Фонд имущества Хабаровского края объявил о проведении аукциона по продаже самолета Ан-24РТ, являющегося объектом высвобождаемого военного имущества. Как сообщили в конкурсной комиссии, турбовинтовой самолет был изготовлен в декабре 1992 года и последние 1,5 года не эксплуатировался. Остаток его ресурса составлял 14 месяцев, а начальная цена самолета была определена в $60 тыс.

    В августе 2000 года отделение Федерального долгового центра (ФДЦ) при правительстве РФ по Тульской области провело аукцион. На продажу был выставлен 21 самолет семейства «Ан», в том числе пять Ан-24 по 132000 руб. Однако с молотка ушел лишь один Ан-24 (причем практически по стартовой цене) и один грузовой Ан-26Б. Оба судна купила авиакомпания из словенской Любляны.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Разработка этой машины, широко применяющейся на региональных воздушных линиях как в странах СНГ, так и в «дальнем зарубежье», началась еще в 1956 году, когда после появления дальнемагистральных Ту-104 и Ил-18 остро встал вопрос о необходимости создания скоростных газотурбинных самолетов и для местных воздушных линий. Военным также требовался самолет для перевозки личного состава и целого ряда транспортных операций, где использование Ан-12 было нецелесообразным.

    Однако для машин подобного класса не имелось серийных двигателей. Поэтому проектное задание было выдано одновременно ОКБ О.К. Антонова (самолет) и А.Г. Ивченко (двигатель).

    Первый опытный самолет впервые поднялся в воздух 20 октября 1959 года, его пилотировал летчик-испытатель Г.И. Лысенко.

    Эксплуатация самолета на пассажирских линиях началась в октябре 1962 г., и вскоре он стал одним из самых распространенных самолетов «Аэрофлота». Серийное производство в СССР завершилось в 1978 году после выпуска 1100 самолетов (в Иркутске в 1967-1971 гг. было выпущено 164 Ан-24Т), но продолжается (начиная с 1982 г.) в Китае под обозначением Y-7.

    Самолет Ан-24 занимал первое место по экспорту среди пассажирских самолетов Советского Союза, поставлен в 26 стран мира. Ресурс Ан-24 доведен до 50000 летных часов, или 35000 полетов, — это был наибольший показатель в СССР.

    Ан-24Т, кроме советских ВВС, состояли на вооружении Болгарии, Бангладеш, Вьетнама, Венгрии, ГДР, Ирака, Конго, Кубы, Лаоса, Монголии, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Чехословакии и Южного Йемена.

    Иркутскому авиазаводу, где ранее создавался Ан-12, поручили отработать транспортный вариант — Ан-24Т. Он отличался от пассажирского самолета большим грузовым люком в задней части фюзеляжа, наличием кран-балки и приспособлений для десантирования грузов.

    Работа по созданию Ан-24Т шла быстро. Серийное производство было отлажено практически за год. Этому способствовало, в частности, изменение структуры завода с введением более узкой специализации агрегатно-сборочных цехов. Например, был специально создан центропланный цех (№28), позволивший более оперативно «обрабатывать» эти сложные и ответственные агрегаты.

    Впервые в мире пришлось осваивать клеесварные конструкции панелей мотогондол. Институт им Е.О. Патона передал разработанную им технологию практически в директивном виде, почти без учета специфики авиационных конструкций. На Иркутском авиазаводе она была доведена «до нормального производственного вида», непрерывно совершенствовалась, был даже разработан проспект-бюллетень по клеесварным работам, который передавался на многие предприятия отрасли.

    А.Н. Туполев отозвался о самолете Ан-24: «Машина показала свои высокие качества и является современным образцом машин этого класса».

    РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. О. К. Антонова.

    Мониторинг:

    11.10.2016 В Якутии пассажирский Ан-24 приземлился вне взлетной полосы

    Российская газета: Во вторник пассажирский Ан-24, следовавший по маршруту Якутск — Белая Гора, сове…

    15.09.2016 «Псковавиа» намерена открыть субсидируемые рейсы из Тамбова в Санкт-Петербург на Ан-24

    Коммерсантъ — Воронеж: С 21 сентября авиакомпания «Псковавиа» должна начать регулярные рейсы по маршрут…

    19.01.2016 Самолет Ан-24, установленный на постаменте по дороге в аэропорт Южно-Сахалинска, лишился хвостовой части

    Сахалин-Инфо: Памятник сахалинским авиаторам, а именно так официально называют Ан-24 на въезде…

    02.11.2015 В Иркутской области выясняют причины жесткой посадки Ан-24 с 42 пассажирами на борту

    ТАСС: В Иркутской области проводят доследственную проверку по факту аварийной посадки…

    28.10.2015 Ан-24: труженик якутского неба

    АК «Полярные авиалинии», пресс-релиз: 28 октября 1965 года на постоянное базирование в городе Якутске прибыл турбовинт…

    • все материалы (5007)

    Авиапорт .Справочник

    • Предприятия
    • Аэропорты
    • Авиатехника
    • Авиатермины
    • Авиаиздания

    Всего записей: 7281
    Изменено за месяц: 1

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector