0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как славяне представляли сотворение мира

Разные версии происхождения мира существовали у многих народов. Как правило, они оставляли след в языках и ритуалах, преданиях и сказках, заговорах и песнях. Сюжеты о создании мира в фольклорных текстах исследователи называют космогоническими, а те, которые рассказывают о появлении человека — антропогоническими.

Многие мировые мифологии сходны в представлениях о том, что было до происхождения земли: небытие или бесконечный хаос. У него не было структуры и формы, а его природа, по представлениям многих народов, близка водной стихии. Но главное — в хаосе присутствовала божественная энергия, способная создать жизнь. Основные сюжеты легенд о сотворении мира строились вокруг появления дня и ночи, земли и неба, растений и животных.

О преданиях древних славян известно не очень много: письменных источников почти не сохранилось. Большинство из них возникли на Руси уже после принятия христианства. Вместе с новым вероучением появились неканонические духовные книги, в которых содержались теории и сюжеты, непринятые христианской религией: их называли апокрифами или отреченными книгами. В таких рукописях часто описывали разные модели сотворения мироздания, человека и животных. Церковь запрещала подобные книги, однако у народа на Руси они были очень популярны. Апокрифические сюжеты в фольклоре соединились с христианскими мотивами и традиционными поверьями — так появились легенды, сказания и предания о происхождении мира.

1. Казанские татары — это не татары, а булгары

Весьма популярный миф, ставший по каким-то причинам актуальным в 1990-е годы. На самом деле говорить о том, что народы остаются «неизменными» на протяжении достаточно продолжительного времени, невозможно. «Все течет, все изменяется», — говорили мудрые люди. Да, на территории современного Татарстана в X—XIII веках проживало население, которое в исторической литературе принято именовать «булгарами». Их основу составили тюркоязычные племена. После образования Золотой Орды поволжские булгары стали одним из основных, но не единственным компонентом в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Что это значит?

Исследователь Дамир Исхаков в своей книге «От средневековых татар к татарам нового времени» пришел к выводу, что формировавшаяся в границах Казанского ханства этническая общность до середины XVI века состояла из двух слоев — «черных людей» (податного, налогооблагаемого населения, тех, кто издавна оседло жил на данных территориях) из «ясачных чувашей» и социальных верхов (то есть тех, кто пришел с кочевыми монгольскими завоевателями, тех, кому в итоге налоги платили) из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Первый («чувашский») слой восходит еще к домонгольскому периоду и был действительно весьма близок этнически к булгарам.

Дамир Исхаков пишет, что общность Казанского состояла из двух слоев — «черных людей» из «ясачных чувашей» и социальных верхов из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Фото Михаила Козловского

Казанское ханство в значительной мере возникло на основе Булгарского вилайета Золотой Орды. Однако монгольское завоевание данного региона внесло существенные коррективы в его этническую историю. Именно благодаря более высокому статусу «татар» (так как они являлись представителями стороны-завоевателя) по отношению к «ясачным чувашам» в целом за населением Казанского ханства (и после его ликвидации за коренным населением данной территории) закрепилось название «татары», как интегрирующее наименование населения Казанского ханства. Так что казанские татары — это не булгары, а потомки как их, так и пришлых монголов и кыпчаков.

Небесные светила и звезды

Александр Афанасьев, собиратель и исследователь фольклора, писал, что по народным представлениям небо было «теремом Божьим, а звезды — очами взирающих оттуда ангелов». Плоская как тарелка земля якобы соединялась по краям с небом, напоминавшим огромный сводчатый потолок. Считалось, что кроме видимого небосвода есть еще несколько. В разных местностях крестьяне считали, что их от трех до одиннадцати, и на самом высоком, по поверьям, обитал Бог.

Читать еще:  Малокалиберный карабин соболь: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Традиционно главным светилом славяне считали солнце, которое называли «царем неба». Версии о его происхождении отличаются, но многие крестьяне верили, что оно создано из огня. Считалось, что эту огромную искру, огненный шар или колесо перед закатом можно достать рукой.

Месяц считали вторым по значимости светилом после солнца. В народе его традиционно представляли младшим братом, освещавшим землю ночью, когда старший отдыхает. Пятна на луне крестьяне толковали по-разному. Одна из легенд, к примеру, была связана с библейским сюжетом о Каине и Авеле: работавшие на лугу братья поссорились, Каин убил Авеля, убийцу не могла приютить ни суша, ни вода, лишь месяц ослушался Бога и дал ему пристанище. Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» писал: «Есть поверье о том, что означают видимые на луне пятна: туда посажены навсегда братоубийца и жертва его, в том самом положении, как преступление было совершено: и воображение народа видит на луне двух людей, из коих один закалывает вилами другого».

Звезды в народе считали свечами, которые зажигает Бог, или же душами праведников и младенцев, наблюдающими с небосвода за родными. В некоторых районах их называли детьми солнца и верили, что они свободно перемещаются по небу по своему желанию. Крестьяне узнавали по расположению звезд время в течение ночи, а по их яркости предугадывали погоду и даже урожай. В старину верили, что с рождением ребенка звезда зажигается, а после смерти человека гаснет или падает на землю.

Услад

Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу Кобза — лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент. и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…»

Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Роспись Юрия Шубица на потолке Национального музея Словении. 1885 год © Wikimedia Commons

История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича — попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора «Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество — Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.

1. Казанские татары — это не татары, а булгары

Весьма популярный миф, ставший по каким-то причинам актуальным в 1990-е годы. На самом деле говорить о том, что народы остаются «неизменными» на протяжении достаточно продолжительного времени, невозможно. «Все течет, все изменяется», — говорили мудрые люди. Да, на территории современного Татарстана в X—XIII веках проживало население, которое в исторической литературе принято именовать «булгарами». Их основу составили тюркоязычные племена. После образования Золотой Орды поволжские булгары стали одним из основных, но не единственным компонентом в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Что это значит?

Исследователь Дамир Исхаков в своей книге «От средневековых татар к татарам нового времени» пришел к выводу, что формировавшаяся в границах Казанского ханства этническая общность до середины XVI века состояла из двух слоев — «черных людей» (податного, налогооблагаемого населения, тех, кто издавна оседло жил на данных территориях) из «ясачных чувашей» и социальных верхов (то есть тех, кто пришел с кочевыми монгольскими завоевателями, тех, кому в итоге налоги платили) из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Первый («чувашский») слой восходит еще к домонгольскому периоду и был действительно весьма близок этнически к булгарам.

Читать еще:  Роль и значение nasa в освоении космоса

Дамир Исхаков пишет, что общность Казанского состояла из двух слоев — «черных людей» из «ясачных чувашей» и социальных верхов из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Фото Михаила Козловского

Казанское ханство в значительной мере возникло на основе Булгарского вилайета Золотой Орды. Однако монгольское завоевание данного региона внесло существенные коррективы в его этническую историю. Именно благодаря более высокому статусу «татар» (так как они являлись представителями стороны-завоевателя) по отношению к «ясачным чувашам» в целом за населением Казанского ханства (и после его ликвидации за коренным населением данной территории) закрепилось название «татары», как интегрирующее наименование населения Казанского ханства. Так что казанские татары — это не булгары, а потомки как их, так и пришлых монголов и кыпчаков.

Услад

Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу Кобза — лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент. и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…»

Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Роспись Юрия Шубица на потолке Национального музея Словении. 1885 год © Wikimedia Commons

История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича — попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора «Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество — Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.

Земля и небо из бездны океана

Мотив сотворения космоса и земли из мирового океана встречается в разных мифологиях, но в фольклорном переложении апокрифов на Руси появлялись свои сюжеты и персонажи. По легенде, мир был сотворен из ила, песка или земли, а создало его существо божественной космической природы — иногда его представляли в виде птицы, животного, или же темной силы. Оно якобы ныряло в бездну первородного океана и доставало оттуда землю.

В некоторых вариантах сказаний творцами выступают две стихийные силы, темная и светлая, враждебные друг другу, — Бог и черт. Сатана в легендах и преданиях часто выступал помощником Бога, но при этом творил с недобрыми намерениями. По приказанию Бога он доставал землю со дна океана, но оставлял часть себе. Темная сила не знала точно, как устроит новый мир, и все ее действия приобретали негативную окраску. Именно она, по народным разумениям, создавала болота, плохие дороги, табак и водку.

Важную роль в космогонических мифах занимали представления о мировом древе, обычно его отождествляли с дубом, березой или кипарисом. Весь мир разделялся на небо, землю и подземное царство — крону, ствол и корни. С каждой из частей соотносились животные и мифологические персонажи. В ветвях и кроне обитали птицы, ствол связывали сначала с копытными, а позднее с человеком, а у корней древа брал начало священный источник: здесь обитали лягушки, змеи и фантастические чудища.

У разных народов, в том числе и у славян, встречается еще одна модель сотворения мира, в ней творец выступал как ремесленник: гончар или пекарь, ткач или кузнец. На протяжении тысячелетий люди считали работу мастеров, изменявших материалы и предметы с помощью огня и «магических» знаний, сродни божественной. Поэтому думали, что, как гончар лепит и обжигает горшки, пекарь печет хлеб, а ткач создает полотна, так и Бог создает мир и человека из глины, теста и нитей.

  • Украденное солнце и Божья стрела: во что верили славяне
  • Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
  • История старинных загадок
Читать еще:  Ба-64: бронеавтомобиль, машина войны, история создания, модификации, технические характеристики, конструкция

1. Казанские татары — это не татары, а булгары

Весьма популярный миф, ставший по каким-то причинам актуальным в 1990-е годы. На самом деле говорить о том, что народы остаются «неизменными» на протяжении достаточно продолжительного времени, невозможно. «Все течет, все изменяется», — говорили мудрые люди. Да, на территории современного Татарстана в X—XIII веках проживало население, которое в исторической литературе принято именовать «булгарами». Их основу составили тюркоязычные племена. После образования Золотой Орды поволжские булгары стали одним из основных, но не единственным компонентом в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Что это значит?

Исследователь Дамир Исхаков в своей книге «От средневековых татар к татарам нового времени» пришел к выводу, что формировавшаяся в границах Казанского ханства этническая общность до середины XVI века состояла из двух слоев — «черных людей» (податного, налогооблагаемого населения, тех, кто издавна оседло жил на данных территориях) из «ясачных чувашей» и социальных верхов (то есть тех, кто пришел с кочевыми монгольскими завоевателями, тех, кому в итоге налоги платили) из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Первый («чувашский») слой восходит еще к домонгольскому периоду и был действительно весьма близок этнически к булгарам.

Дамир Исхаков пишет, что общность Казанского состояла из двух слоев — «черных людей» из «ясачных чувашей» и социальных верхов из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Фото Михаила Козловского

Казанское ханство в значительной мере возникло на основе Булгарского вилайета Золотой Орды. Однако монгольское завоевание данного региона внесло существенные коррективы в его этническую историю. Именно благодаря более высокому статусу «татар» (так как они являлись представителями стороны-завоевателя) по отношению к «ясачным чувашам» в целом за населением Казанского ханства (и после его ликвидации за коренным населением данной территории) закрепилось название «татары», как интегрирующее наименование населения Казанского ханства. Так что казанские татары — это не булгары, а потомки как их, так и пришлых монголов и кыпчаков.

Животные и птицы от Бога и дьявола

По народным поверьям, многих животных Бог и сатана сотворили вместе. Например, волка слепил из глины и грязи черт, но оживить его мог лишь творец. А собаку, верного друга и охранника, Бог якобы создал из глины, которая осталась после создания человека.

Дьявол, по поверьям, сотворил нечистых животных: сычей, сов, филинов, мышей и ворон, жаб и лягушек, которые якобы были связаны с подземным миром. Однако на севере Руси верили, что лягушки в прошлом были людьми, первой из них стала душа проклятого матерью младенца. По другим версиям, жабы произошли от людей, утонувших во время всемирного потопа.

Чистым животным считали медведя — верили в его божественную природу и то, что если снять с него шкуру, то внутри окажется обычный человек. Есть медвежатину было запрещено. По другим преданиям, Бог обратил людей в медведей в наказание за грехи: превратил в животных целую деревню, жители которой не пустили странника на ночлег.

По поверьям, от человека происходили также чайки, ласточки, аисты, кроты. В сказаниях говорилось, что медведь среди людей был пекарем или мельником, голубь — портным, аист — косарем, а дятел — плотником. Таинственной птицей считали кукушку. В легендах говорилось, что изначально птица была молодой девушкой или женщиной. Например, вдовой, тоскующей по погибшему мужу, или же дочкой, которую прокляла мать.

В сказаниях о происхождении животных встречался мотив соперничества Бога и дьявола. Бог сотворил пчел, а сатана пожелал создать таких же, но у него получались лишь шмели. По другой версии, вышли осы: дьявол смог создать только две половины насекомого, а затем слепил их вместе.

Владимир Даль писал, что наши предки находили в земле кости мамонтов, но не могли представить, что это останки древнего животного. Они придумали объяснение: под землей живет огромной слон, он роет землю, словно крот, и никогда не показывается на поверхности. Только после смерти земля «изрыгает» его кости. Даль отмечал, что, по всей видимости, легенды о великанах и волотах связаны с такого рода находками.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector