Обзор военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей»
Содержание
Обзор военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей»
Война во все эпохи и времена служила двигателем технического прогресса. Особенно отчетливо проявилась эта тенденция в двадцатом веке и это не удивительно. Военные конфликты минувшего столетия можно смело назвать «войной моторов» и победы в этих конфликтах творились не только непосредственно в зоне боевых действий, но и в конструкторских бюро и в заводских цехах.
Особенно справедливо вышесказанное для военно-воздушных сил. Наиболее ожесточенное соперничество между советскими и западными авиастроителями характерно для периода «холодной войны», это неспокойное время стало настоящим периодом расцвета для советской авиации и авиастроительной промышленности. За несколько десятков послевоенных лет в СССР были сконструированы и пущены в серию десятки прекрасных машин, не имеющих мировых аналогов. Особенно велики были успехи советских авиастроителей в области транспортной авиации.
Конструкция и оснащение самолета Ан-22
Фюзеляж представляет собой высокоплан с двухкилевым оперением. Его конструкция представлена четырьмя частями.
Название и техническое описание отсеков:
- Носовой (передний). Он герметичный. В нем находится кабина для экипажа. В ней предусмотрено две палубы. Нижняя отведена под кабину штурмана. За ней — два пассажирских отсека небольшого размера. На верхней палубе находится кабина для других членов экипажа. За ней также предусмотрен пассажирский отсек.
- Средний (центральный). В нем расположили грузовую кабину. Ее рифленое напольное покрытие выполнено из титанового сплава. Грузовой отсек открывается и закрывается посредством трап-рампы. Ее можно установить на различных уровнях. Такая конструкционная особенность позволяет осуществлять загрузку и выгрузку крупногабаритного вооружения с земли, платформы или специальной автомобильной техники.
- Хвостовой (задний). К нему относят часть грузового отсека и люк, который закрывает рампа.
- Хвостовая законцовка фюзеляж. Этот отсек негерметичный, в отличие от предыдущих трех.
Крыло имеет трапециевидную форму. Оно состоит из лонжеронов, нервюр, верхних и нижних панелей. В его центральной части расположены двигатели.
Шасси воздушного судна крепятся на трех опорах: двух главных и одной носовой. Каждая из них состоит их двухколесных стоек, расположенных друг за другом.
Примечание. Носовая опора оснащена амортизационной стойкой и двумя тормозными колесами. Также на ней находятся гидроцилиндры выпуска и уборки шасси, и рулевой механизм.
Силовая установка гиганта Ан-22 представлена четырьмя турбовинтовыми двигателями модификации НК-12МА. Эти двигатели оснащены воздушными винтами АВ-90.
Описание Ан-22
Ан-22 создан по классической схеме, он имеет широкий фюзеляж, с высоким расположением крыла. Кабина пилотов находится в передней части самолета, а грузовой люк сзади. Фюзеляж разделен на несколько частей. Носовая часть разделена на две палубы, на нижней палубе находится кабина штурмана, а на верхней – кабина остального экипажа. Также в носовой части находится небольшой пассажирский салон. В средней части самолета находится грузовой отсек, он герметичен, имеет титановый пол и приспособления для погрузочных работ. Конструкция грузового отсека позволяет производить десантирование боевой техники и личного состава.
Хвостовое оперение двухкилевое, состоит из руля высоты и двух килей с поворотными рулями. Шасси самолета имеет три опоры, носовая стойка шасси имеет два колеса, а основные – по три стойки с двумя колесами. Давление воздуха в колесах шасси можно автоматически регулировать, как в воздухе, так и на земле. Это дает возможность взлета и посадки с необорудованных площадок.
На самолете установлено четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА, они приводят в движение четырехлопастные соосные винты (передний винт крутится вправо, а задний – влево) и обеспечивают машине высокую скорость и грузоподъемность. Одной из важных особенностей Ан-22 является крайне низкий расход топлива.
На основе базовой модели Ан-22 были спроектированы такие самолеты:
- Ан-22А — воздушное судно с увеличенной взлетной массой. Было разработано в 1966 году.
- Ан-22 «Амфибия» — самолет сконструирован для перевозок и десантирования грузов, снабжения подводных лодок. Конструкторы планировали оснастить фюзеляж килевой мореходной частью. Опытные экземпляры воздушного судна прошли необходимые испытания. На этом этапе разработки были прекращены.
- Ан-22ПС — воздушное судно предназначено для ведения поисково-спасательной деятельности. Его проект разрабатывали в 1967 году.
- Ан-22П3 «Перевозчик» — воздушное судно предназначено для перевозки крупногабаритных деталей для Ан −124 и Ан-225. Транспортировку осуществляли посредством внешних подвесок. В 80-х годах самолет был переоборудован.
- Ан-22ПЛО — воздушное судно противолодочной обороны. Его планировали оснастить ядерной силовой установкой.
- Ан-22Р — самолет предназначен для транспортировки авиационно-ракетного комплекса. Разработка его проекта велась в конце 60-х годов.
- Ан-22Ш — модернизированный Ан-22 с удлиненным фюзеляжем до 9,6 м.
Многие из этих проектов так и не дошли до стадии производства. Их разработку заморозили на неопределенное время.
Интересное из «жизни» Ан-22
- Название единственному в мире воздушному гиганту дано название Антей. Создатели гиганта объяснили сходство лайнера-гиганта с античным героем, черпавшим силы от земли. Ан-22 подобно греческому герою может черпать силы толькона земле, заправляя на аэродроме топливные баки..
- Уникальный воздушный транспорт во время египетского конфликта перевёз на своём борту 700 российских граждан..
- Антей способен перевозить многие марки самолётов, танк, бронированные машины пехоты в количестве 4 шт., боеприпасы свыше 20 тонн,Внешняя надфюзеляжная подвеска Антея приспособлена для транспортировки грузов отличающихся большими размерами и весом..
- Транспортные возможности Ан-22 превосходят все существующие самолёты. Это единственный воздушный транспорт доставляющий грузы на грунтовые полосы. Служба Ан-22 в военно-транспортных соединениях насчитывает более двадцати пяти лет..
Массовое списание машин произошло в 1997-99. По состоянию на начало 2008 года используется 6 Ан-22: 5 принадлежат ВВС России, еще один эксплуатируется украинским КБ Антонова.