0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор самолета Ил-86

В 60-х годах был зафиксирован рост количества авиаперевозок. Первыми на это обратили внимание американские ученые. Они сконструировали Boeing 747. Он смог обеспечить достаточное количество авиаперевозок с максимальной загруженностью.

Бум на путешествия в самолетах не обошел и Советский Союз. Отечественные конструкторы задумались над тем, чтобы создать самолет, который бы превосходил по техническим параметрам американский аналог.

Интересный факт! В 1967 году «Аэрофлот» представил материалы, в которых были указаны потребности компании в самолете с оптимальными летными характеристиками.

На тот момент Конструкторское бюро им. Ильюшина сконструировало флагман ИЛ-62. Эту модель попытались модернизировать. Из-за увеличения фюзеляжа на 6,8 м ухудшались характеристики судна. Также снижалась комфортабельность салона.

Конструкторами было принято решение собрать на его основе ИЛ-86. Несмотря на многочисленные трудности в работе, им это удалось. Первый пассажирский самолет им. Ильюшина был представлен в авиасалоне в Ле Бурже в 1977 году. Сертификат на полеты он получил в 1980 году. Самолет совершил первый рейс «Москва-Ташкент».

История создания

Советский Союз серьезно отставал от США в разработке собственного неуязвимого командного пункта на случай обострения Холодной войны. Точнее, в то время, как в американском небе уже поднимался в воздух Boeing E-4B, отечественные конструкторы не получали задач на подобные разработки.

Однако в 80-е годы руководство страны всерьез озаботилось увеличившейся мощью ядерного оружия, из-за чего даже подземные бункеры не гарантировали спасения в случае удара. Тогда и было принято решение о начале работ по проектированию советского ответа Boeing E-4B.

Советский аналог получил название Ил-80 (в некоторых источниках называется Ил-86ВКП), базой для которого послужил пассажирский самолет Ил-86. Кстати, именно Ил-86 (и похожий на него Ил-96, который выбран бортом №1 в России) является одним из самых надежных самолетов в мире, который за десятилетия эксплуатации потерпел лишь единичное количество катастроф по техническим причинам.

Ил-80 имеет незначительные доработки по сравнению с прототипом.

Во многом, изначально хорошие параметры Ил-86 в плане размеров кабины, ширине фюзеляжа, строении крыла оказались достаточными для самолета Судного дня. Разработчики смогли разместить серьезное радиолокационное оборудование, резервные системы питания и объемные топливные баки.

Читать еще:  Советская вертикалка иж-27

Первый полет был совершен в мае 1985 года. А по данным западных специалистов уже в 1987 году Ил-80 поднялся в воздух, что называется «в полном обмундировании». На борту находились все системы, которые и планировалось там разместить.

По той причине, что Ил-80 получилось полностью подготовить до развала СССР, в 1992 году было объявлено о его принятии на вооружение. Всего в вооруженные силы было передано 4 боевые единицы, которые продолжают нести службу до сегодняшнего дня. Известны бортовые номера СССР-86146, 86147, 86148 и 86149.

Серийное производство таких сложных самолетов не требуется.

Даже из четырех произведенных моделей, основными считаются два. Еще два — запасные. Данный проект является одним из самых засекреченных в России. Многое оборудование на нем скрыто за семью печатями. Это и понятно — важность самолета сложно переоценить, ведь он предполагает использование в качестве последнего командного пункта страны для координации сил по нанесению ответного удара.

По этой причине Ил-80 редко появляется на публике. Сегодня он базируется на аэродроме 3-й Авиационной эскадрильи в Чкаловском. Участвовал в параде Победы в честь 65-й годовщины окончания Второй Мировой войны в 2010 году.

Существует также информация, что в 2012 году с АК им. Ильюшина была договоренность о модернизации самолета. Но из-за сложностей в компании прежде всего финансового характера, работы не были завершены.

Конструкция

Проект получил полностью классическую аэродинамическую схему с низким расположением крыла и однокилевым оперением хвоста. Но у этого самолета есть характерные особенности, которые не позволяют его спутать ни с одним другим:

  1. Во-первых, в носовой части появился заметный горб, который служит местом расположения объемной радиоаппаратуры.
  2. Во-вторых, конструкторы провели ряд доработок для усиления фюзеляжа и крыльев.
  3. В третьих, на самолете нет иллюминаторов (кроме, разумеется, остекления кабины пилотов), а также серьезно сокращено количество входов и выходов (вместо 8 на Ил-86, осталось только 3). Данные меры необходимы, чтобы обезопасить пассажиров от последствий возможного ядерного взрыва в непосредственной близости от Ил-80.
Читать еще:  Винтовка лобаева свлк-14с и другие — технические характеристики и обзор модификаций

Но в столь серьезном оснащении кроется и большой минус Ил-80. Самолет получился очень тяжелым, что требует для него хорошо подготовленную взлетно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлета и посадки. Большой вес также потребовал установку на Ил-80 сразу четырех опор шасси, а для распределения нагрузки каждая стойка получила тележки по четыре колеса. Шасси убирается в фюзеляж и подкрыльевые ниши.

Под крылом на пилонах размещены 4 турбовентиляторных реактивных двигателя НК-86. Наличие сложного оборудования на борту привело к необходимости установки дополнительных источников энергии. Ими стали 2 турбогенератора, которые спрятаны в гондолах и также закреплены на пилонах под крылом.На носовой части заметна штанга для возможности дозаправки самолета в воздухе.

Заключение

Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

Версии Ил-86

Воздушное судно ИЛ-86 является базовым вариантом. На его основе разработаны и сконструированы еще две модели самолета ИЛ-86В и ИЛ-86Д. Согласно проекту первый лайнер предназначен для перевозки 450 пассажиров на расстояния около 4000 км, второй — 330 человек на расстояние около 9000 км.

Полезно знать! На основе модели ИЛ-86Д был сконструирован аэробус ИЛ-96.

Он сохранил характеристики предыдущей версии. Изменения коснулись комфортабельности салона.

Современные модификации авиасудна: ИЛ-80 и ИЛ-87. Они были полностью модернизированы. В них доработаны недостатки предыдущей версии.

Эксплуатация и перспективы

Ил-80 находятся на вооружении и служат самолетами экстренного реагирования. К счастью, по назначению они пока не применялись. Но всегда поддерживаются в готовом состоянии, чтобы сразу подняться в воздух.

Ил-80 получился самолетом с проверенной, надежной конструкцией и достаточно хорошими летными характеристиками.

Действительно нужные усовершенствования могут коснуться оборудования на борту, чтобы расширить возможности самолета. Известно, что военное руководство заинтересовано в модернизации проекта. По этой причине, есть основания полагать, что самолеты Ил-80 будет оставаться на вооружении на протяжении ближайших лет, если не десятилетий.

Читать еще:  Советское ружье иж-58

Достоинства и недостатки Ил-80

Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня». Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Boeing E-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

Длина воздушного судна составляет 59,40 м, высота — 15,8 м. Размах крыла — 48 м. Площадь крыла — 320 кв.м. Такие конструктивные особенности позволили увеличить скорость авиалайнера. Она достигает 950 км/ч. Крейсерская скорость — 900 км/ч.

Сколько весит воздушное судно? Его масса составляет 117 500 кг. При максимальной загрузке оно может лететь на расстояние 3800 км.

Интересно! Самолет совершает полеты на высоте до 12 000 м.

Кабина пилота вмещает 3-5 человек обслуживающего персонала. В салоне расположено 240-350 пассажирских кресел. Они разделены по классам.

Заключение

Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector