15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективы авиации: Когда РФ получит свой невидимый бомбардировщик

Перспективы авиации: Когда РФ получит свой невидимый бомбардировщик

Новый российский бомбардировщик ПАК ДА совершит свой первый вылет в 2021 году, как сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев.

По словам официального представителя Минобороны России, именно такая задача сейчас стоит у руководства российских ВКС. Правда, самолет может полететь раньше этого срока, если его разработка будет продолжаться в текущем темпе.

Ранее планировалось, что государственные испытания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) завершатся в 2023 году, а ввод в строй был намечен на 2025 год. Прежний график можно назвать излишне оптимистичным, поскольку был отложен первый вылет самолета вместе с графиком всех работ.

«Посланник» в США от Шойгу: До постройки первого российского бомбера-невидимки остался год

Более десяти лет назад российские конструкторы компании «Туполев» приступили к разработке стелс-бомбардировщика нового поколения, который, как ожидается, заменит в будущем дальние стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Ту-95МС. Ещё до недавнего времени ПАК ДА был почти «виртуальной крылатой машиной». И вот теперь стало известно: к 2021 году первый опытный образец самолёта, получившего название «Посланник», будет окончательно собран.

Сейчас в жизни перспективного бомбардировщика начинается новый этап. После завершения разработки всей конструкторской документации, согласований технических требований на одном из заводов, входящих в Объединённую строительную корпорацию (возможно, это казанский «КАПО им. Горбунова»), приступают к созданию первого опытного образца стратегического стелс-бомбардировщика в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА, изделие 80).

Как сообщил источник в беседе с ТАСС, специалисты уже работают над созданием кабины будущего бомбардировщика, а к 2021 году, как планируется, самолёт будет полностью собран. Затем, в 2025 — 2026 годах «Посланник» сможет совершить первый полёт. А там уже недалеко и до серийных поставок. К слову, все работы находятся под контролем у главы российского оборонного ведомства Сергея Шойгу.

Что известно о новом бомбере-невидимке?

А известно о нём не так уж и много. До сих пор невозможно сказать, как именно будет выглядеть этот бомбер будущего. Несмотря на то что три года назад был создан первый полноразмерный макет «Посланника» из дерева, а до этого несколько макетов из композитных материалов, ничего о внешнем виде самолёта не известно. Это и понятно – работы над созданием ПАК ДА ведутся под грифом «совершенно секретно».

Возможно, построен он будет по принципу «летающее крыло» с применением материалов и технологий, которые позволят сделать его максимально невидимым для радаров, что позволит ему выходить на эффективный радиус поражения, не будучи замеченным средствами ПВО противника.

Построен ПАК ДА будет по принципу «летающее крыло» с применением материалов и технологий, которые позволят сделать его максимально невидимым для радаров. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Достигаться это будет не столько угловатыми очертаниями, благодаря которым в американских стелс-самолётах уменьшается эффективная отражающая поверхность, сколько применением радиопоглощающих покрытий (это, отметим, отечественное ноу-хау), а также максимально возможным применением композитных материалов.

Если верить информации, которая проскальзывала в прессе, взлётная масса «Посланника» будет около 145 тонн, то есть самолёт будет почти вдвое легче Ту-160 и займёт промежуточное положение между более лёгким Ту-22М3 и более тяжёлым Ту-95МС.

Летать самолёт будет на дозвуковых скоростях: сверхзвук не очень хорошо переносят радиопоглощающие материалы, которые мы упоминали выше.

«Сердце» ПАК ДА

Двигатель «Посланника» создавался, что называется, «с чистого листа». Он воплощает самые передовые разработки российских инженеров и будет полностью устойчив к воздействию поражающих факторов ядерного оружия. Особый интерес для Запада, к слову, представляют уникальные технологии изготовления лопаток турбин двигателя.

Системы топливопитания и гидромеханического регулирования не испугают околонулевые и даже отрицательные перегрузки до 2,7 g и температуры от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия.

Благодаря основной и дублирующей электронным системам двигателя бомбардировщик сможет находиться в воздухе до 30 часов при дальности полёта до 15 тысяч километров. Он будет обладать тягой в 23 тонно-силы.

Наземные испытания двигателя, как сообщалось ранее, запланированы на конец 2020 года. Затем его испытают и в воздухе. Для этого будет доработана летающая лаборатория на базе Ил-76.

Вооружение «Посланника»

По мнению многих экспертов, основным вооружением ПАК ДА станут уже существующие, а также перспективные стратегические крылатые ракеты. Скорее всего, речь идёт о Х-101 (и/или Х-102 с термоядерной боеголовкой) или ракетах уровня Х-555. Оснастят бомбер-невидимку и управляемыми авиабомбами, а также гиперзвуковыми ракетами, как минимум – от комплекса «Кинжал».

Все эти ракеты и бомбы будут спрятаны внутри фюзеляжа и крыльев, что тоже снизит вероятность обнаружения нового бомбардировщика радарами противника.

Стратегическое преимущество над США

Ещё летом прошлого года, описывая перспективный стелс-бомбардировщик, который создаётся в России, обозреватель The National Interest Марк Эпископос назвал его «одним из самых ярких представителей самолётов нового поколения с невероятными стелс-характеристиками, серьёзными боевыми возможностями, а также модернизированной системой пилотирования».

По мнению военного эксперта Андрея Кошкина, «Посланник» станет важнейшей составляющей стратегической авиации в «ядерной триаде». Создание такого самолёта позволит получить «значительное стратегическое преимущество над США».

Так что после того как Военно-космические силы России получат ПАК ДА на вооружение, а предполагается, что это произойдёт лет через 6-7, желание потягаться с нашей страной у потенциальных противников заметно уменьшится.

Поколение выбирают

В 2017 году Юрий Борисов, бывший тогда замминистра обороны, заявлял, что летные испытания первых прототипов могут начаться в 2025 году, а выпускать их станут в 2028–2029 годах.

Переход на новое поколение — это технически сложный и долгий процесс, и, скорее всего, госиспытания растянутся больше чем на два года, — считает Игорь Маликов. — На перспективном бомбардировщике применяются новые химические материалы и краска, он выполнен по другой конструкции.

Военные определились с финальным техническим обликом бомбардировщика в июле 2017 года. В конце того же года с ПАО «Туполев» был заключен госконтракт на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию боевой машины. Программа ОКР получила кодовое обозначение «Посланник-1». Разработка средств спасения экипажа является составной частью этого многомиллиардного проекта.

С 2009 года ПАО «Туполев» выполняло контракт на эскизное проектирование самолета. Военные приняли решение, что ПАК ДА будет дозвуковым и малозаметным, выполненным по схеме «летающее крыло» (фюзеляж и крыло самолета представляют единую конструкцию, и у машины нет хвостового оперения). В начале 2017 года появились полноразмерный макет и цифровая модель.

Самолет будет иметь увеличенную, по сравнению с Ту-160, продолжительность полета без дозаправки и нести большую боевую нагрузку. Помимо обычных и ядерных боеприпасов, ПАК ДА планируется оснастить также гиперзвуковыми вооружениями и ракетами «воздух-воздух» для самообороны.

Читать еще:  Открывая новые горизонты. Интервью с В. А. Ашихминым

Кого должен заменить «Посланник»

«Он сумеет заменить как Ту-160, так и Ту-95. Ту-160 умеет прорывать ПВО, а Ту-95 имеет рекордную дальность полета. Новый самолет должен совмещать две этих характеристики», — пояснил Лавров. Эксперт прогнозирует, что в долгосрочной перспективе ПАК ДА полностью заменит всю линейку нынешней дальней авиации, куда помимо Ту-160 и Ту-95 входит Ту-22М3. «В среднесрочной перспективе ПАК ДА будет сосуществовать с модернизированными Ту-160», — пояснил собеседник.

«Это перспективный самолет, который делается на замену того, что у нас выработает свой срок через 15—20 лет: это Ту-95 и Ту-160», — отмечает в свою очередь летчик Владимир Попов. «Для новых средств поражения номенклатура боеприпасов требует в большинстве случаев новых носителей, — утверждает летчик. — Поэтому делают новый самолет. Хотя самолеты глубокой модернизации типа Ту-160М2 будут способны работать с самыми современными боеприпасами, которые уже взяты или будут взяты на вооружение». ПАК ДА должен быть взят на вооружение исключительно в России, без передачи даже союзникам, уверены эксперты.

Для новых средств поражения номенклатура боеприпасов требует в большинстве случаев новых носителей. Хотя самолеты типа Ту-160М2 будут способны работать с самыми современными боеприпасами, отмечают эксперты. Фото Максима Платонова

Но есть опасность, что даже «для себя» мы нескоро получим русский «стелс» — во всяком случае, возможно, не в те сроки, которые обозначают Минобороны и «Туполев». И это не единственный вопрос по поводу ПАК ДА.

ПАК ДА и Ту-160М2

ПАК ДА и Ту-160М2 запись закреплена
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

На аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова состоялся первый полет модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02. Самолёт пилотировал экипаж под руководством Анри Наскидянца. Полёт проходил на высоте 6000 метров и длился 2 часа 20 минут.

В ходе полета были выполнены необходимые проверки обновленных общесамолётных систем и бортового радиоэлектронного оборудования, установленных в рамках глубокой модернизации самолета, а также оценена работа нового двигателя НК-32 серии 02, разработки и производства ОДК. По данным экипажа полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.

Ту-160М – модернизированный стратегический ракетоносец-бомбардировщик. Первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев» в настоящее время

ПАК ДА и Ту-160М2 запись закреплена
Александр Шухов
ПАК ДА и Ту-160М2 запись закреплена

ПАК ДА и Ту-160М2 запись закреплена
Мировая Политика

Новое поколение: что известно о стелс-бомбардировщике ПАК ДА

Разработка рабочей конструкторской документации завершена. Изготовлением элементов планера первой машины займется один из авиазаводов в структуре Объединенной авиастроительный корпорации. Более того, в настоящее время уже ведется изготовление кабины самолета. Окончательная сборка всего самолета должна завершиться в 2021 году.
Показать полностью.

Работы идут под грифом «совершенно секретно», поэтому подробности того, как будет выглядеть наш бомбер будущего, не разглашаются. Тем не менее о нем — изделии 80 проекта ПАК ДА — уже кое-что известно.

Первая открытая информация о перспективном авиационном комплексе дальней авиации появилась в марте 2017 года. Тогда заявлялось, что построен первый полноразмерный макет перспективного авиационного комплекса Сделали его из дерева на фирме «Туполев», которая, как сообщалось, является основным разработчиком этого комплекса, создаваемого для ВКС России. Тогда уточнялось, что построено несколько макетов ПАК ДА из композитных материалов, а также полноразмерный макет из дерева. При этом особо обговаривалось, что макеты выполнены по схеме «летающее крыло». Появились даже фотографии одной из версий перспективного самолета. Сообщалось, что работы над бомбардировщиком будущего начались на «Туполеве» еще в 2009 году.

В ноябре 2018 года появилась новая информация. Сайт госзакупок опубликовал объявление о тендере на опытно-конструкторские работы по двигателю для перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Кто в нем победил — позже не объявлялось.

Та публикация позволила более точно представить характеристики новой машины.

По заявленным требованиям, основная и дублирующая электронные системы двигателя должны обеспечить полет бомбардировщика продолжительностью до 30 часов. Системы топливопитания и гидромеханического регулирования должны работать при околонулевых и отрицательных перегрузках до 2,7 g и при температурах от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия. Минимальный срок службы изделия должен составлять 12 лет с возможностью продления срока эксплуатации до 21 года. Отдельно отмечено, что двигатель должен быть устойчив к воздействию поражающих факторов ядерного оружия.

Сегодня о ПАК ДА можно сказать следующее. Построят его по схеме «летающее крыло» с максимальным использованием технологий невидимости «стелс». При этом угловатые обводы, как в американских самолетах, уменьшающие так называемую эффективную отражающую поверхность, но ухудшающие аэродинамические характеристики, не станут играть основной роли. Невидимость обеспечит специальное радиопоглощающее покрытие, кстати, отечественное ноу-хау, и максимально возможное применение композитных материалов. Свою роль сыграют и новейшие средства радиоэлектронной борьбы.

Все ракетно-бомбовое оружие разместят внутри фюзеляжа и крыльев, что тоже снизит вероятность обнаружения нового бомбардировщика радарами противника.

Российский ПАК ДА, скорее всего, в своем проекте будет иметь открытую платформу, что позволит оперативно перестраивать уже выпущенные самолеты под решение новых задач, которые могут возникнуть даже в отдаленном будущем. Скорость ПАК ДА, в отличие от Ту-160, станет дозвуковой, как у Ту-95. Это позволит существенно увеличить дальность полета и время нахождения самолета в воздухе.

Существенное отличие перспективного российского бомбардировщика от американских аналогов, как утверждают эксперты, в том, что он может выполнять функции космического перехватчика. Его предполагается вооружить гиперзвуковыми ракетами, которые смогут не только наносить неотразимые удары по наземным целям и авианосным группировкам, но и по всему, что находится в ближнем космосе. В перспективе, и в дальнем. Он сможет уничтожать как военные спутники, так и боеголовки стратегических ракет. Вполне возможно, что основной задачей ПАК ДА станет не классическая — бомбежка вражеских территорий, а новая — перехват космических целей.

В качестве основного оружия, как утверждают специалисты, пока рассматриваются высокоточные ракеты Х-102. Они способны поражать наземные и морские цели, могут оснащаться ядерной боевой частью, имеют дальность полета 5500 км. Хотя более вероятно, что основным станет все-таки гиперзвуковое оружие.

Если проект ПАК ДА состоится, то наша страна первой в мире сможет поставить в строй бомбардировщики-ракетоносцы действительно нового поколения.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации — проект российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения.
Проект не является модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.

Как известно, работы по проработке концепции изделия начались еще 10 лет назад, в 2009 году. Предполагается, что выкатка первого опытного образца состоится через два–три года, первый полет – в 2025–2026 годах.

Одни бомбардировщики из семейства «Ту» могут прорывать ПВО, другие летают на рекордные расстояния. «Русский стелс» ПАК ДА призван совместить обе эти «убойные» характеристики. Этот ракетоносец пятого поколения должен войти в строй через 10 лет: принятие на вооружение и начало эксплуатации ракетоносцев запланировано на 2028–2029 годы.

В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160 и частично взять на себя функции Ту-22М3.

Разработчики успешно защитили проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, российские военные утвердили облик нового самолета и его технические характеристики. Кроме того, подписали все необходимые соглашения, по которым начнется строительство первых летных образцов стратегического бомбардировщика.

Читать еще:  Обмундирование и аксессуары для стрельбы

Используемые Дальней авиацией России самолеты безусловно постепенно устаревают. По мере появления новых системы противовоздушной обороны, эффективность таких самолетов лишь снижается. Новый дальний бомбардировщик со временем должен будет заменить сразу три типа боевых самолетов: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. ПАК ДА будет не только выполнять роль стратегического бомбардировщика, но и использоваться в качестве ракетоносца-бомбардировщика, дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

ПАК ДА

Как известно, разработка нового бомбардировщика ведется с 2013 года. По техническому заданию Минобороны РФ этот стратегический бомбардировщик должен не только нести как можно больше оружия, но и быть незаметным и использовать любые аэродромы.

ПАК ДА будет построен с применением стелс-технологий по аэродинамической схеме «летающее крыло» – то есть без хвостового оперения. И будет выполнять полеты на дозвуковой скорости.

Официально пока известно только, что он сможет нести больше вооружения, чем Ту-160. Прежде всего, это будут крылатые ракеты большой дальности (2–4 тысячи километров), которые смогут нести не только обычные, но и ядерные боеголовки. В качестве основного оружия разработчики пока рассматривают ракеты Х-102, которые могут поражать наземные и морские цели. А также, в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика войдет гиперзвуковое оружие.

Особое внимание в конструкции самолета уделяется применению технологий малозаметности. В ПАК ДА будут использованы несколько технологий малозаметности. Это и радиопоглощающее покрытие, и элементы конструкции, а также геометрическая форма планера.

Невидимость самолета для радаров должно обеспечить российское ноу-хау – специальное радиопоглощающее покрытие. А также максимально возможное применение композиционных материалов.

Для уменьшения эффективной площади рассеяния бомбардировщика в нем сделают только внутренние отсеки вооружения.

В июле 2017 года сообщалось, что Объединенная авиастроительная корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, а также приступила к опытно-конструкторским работам по созданию нового бомбардировщика. На этапе эскизного проектирования определяются возможный внешний вид техники, основные функции, которые она будет выполнять, возможное вооружение и сценарии использования.

Между тем, в декабре прошлого года Казанский авиационный завод имени Горбунова возобновил производство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М. Сейчас на предприятии собираются полностью новые самолеты; для их строительства детали из советского задела не используются. По итогам испытаний этих бомбардировщиков военные будут принимать решение о начале серийного производства машин. Серийное производство бомбардировщиков Ту-160 приостановилось в России в 1994 году.

Развитие проекта

В августе 2009 года Минобороны России и компания «Туполев» подписали контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. Технический проект нового бомбардировщика будет полностью завершён к 2015 году. Это должен быть принципиально новый летательный аппарат. Он будет основываться на концептуально новых решениях, которые позволят и на рубеже 2020 г. быть конкурентоспособными в этой области.

В августе 2012 года было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и утверждён. Начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта утвердили в марте 2013 года.

Разработка предэскизного проекта велась коллективами ЦАГИ и КБ «Туполева». При рассмотрении представленных концепций предпочтение было отдано разработке «Туполева». В апреле 2014 года стало известно, что КБ Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

По мнению специалистов, новый дальний ракетоносец будет выполнен по схеме «летающее крыло» — как его американский коллега B-2 Spirit. Лишь такая компоновка обеспечивает малую заметность самолета для радаров, работающих на длинных волнах. Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука. Вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров. ПАК ДА безусловно будет оснащен самым современным электронным оборудованием. В том числе радаром, системами навигации, связи и радиоэлектронной борьбы.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов, а также развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

«ПОСЛАННИК» видео

Похожий проект под названием Next Generation Bomber разрабатывается сейчас в интересах ВВС США. Требования военных к машине составлялись в 2011 году. По данным СМИ, стоимость самолета составит более полумиллиарда долларов. Новый бомбардировщик будет дозвуковым, дальность его полета превысит 9 тыс. километров. Боевая нагрузка NGB составит 6,3 — 12,7 тонны. Самолет должен быть «опционально пилотируемым», то есть выполнять миссии без участия экипажа. В этом случае машина сможет находиться в воздухе более четырех суток.

Как известно, NGB конструируется с широким использованием технологий малозаметности. По мнению специалистов, это должно дать новому бомбардировщику способность выполнять авиаудары в дневное время даже в условиях противодействия систем ПВО противника.

Стелс уходит на прорыв. В чем уникальность самолета-невидимки ПАК ДА

Анна Старицкая, Екатерина Андронова

Сборка первого образца стратегического стелс-бомбардировщика началась в России, сообщил ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе. Машину, получившую рабочее название ПАК ДА, изделие 80, построят в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации».

«Изготовлением элементов планера первой машины займется один из авиазаводов в структуре Объединенной авиастроительной корпорации, разработка рабочей конструкторской документации завершена, началась поставка материалов», — рассказал собеседник агентства.

Сейчас на заводе собирают кабину самолета. Постройка бомбардировщика завершится в 2021 году. Первый двигатель для него передадут на стендовые испытания уже в этом году.

Особенности ПАК ДА

Сейчас у России имеются фронтовые истребители-бомбардировщики Су-57, созданные по технологии стелс. А вот стратегических бомбардировщиков-невидимок пока нет. Их отличительная особенность заключается в дальности полета. Те же Су-57 могут достигнуть берегов США и вернуться обратно. Такую задачу — правда, с дозаправкой — могут решить Ту-160, Ту-22М и модифицированный Ту-95. Но это не невидимки.

«Встал вопрос о необходимости иметь самолет прорыва. Он должен незаметно преодолевать любую систему противовоздушной обороны, подавлять ПВО и открывать дорогу для крылатых ракет или бомбардировщиков, изготовленных по обычной технологии», — пояснил «360» военный эксперт Юрий Кнутов.

ПАК ДА спроектирован как «летающее крыло». Грубо говоря, судно состоит из фюзеляжа и крыльев, а хвостовая часть в классическом ее понимании у самолета отсутствует. Благодаря такой конструкции обеспечивается устойчивость и надежность крейсерской скорости. В перспективе он заменит Ту-95, немодифицированные Ту-22 и ранние модификации Ту-160.

Стелс-технологии

Технология стелс тоже будет усовершенствованной. У самолета будет не только практически не отражающий радиоволны корпус, но и система радиоэлектронной борьбы. Она сможет подавлять станции наведения ракет, радиолокаторы и защиту от ракет классов «воздух — воздух» и «земля — воздух», в том числе и лазерную.

Кроме того, ПАК получит дозвуковую скорость полета. Это сделали намеренно: когда самолеты преодолевают сверхзвуковой барьер, раздается хлопок и машины демаскируют себя в небе.

«Выхлопные сопла изготовят особым образом, чтобы оставлять минимальный тепловой след. Чтобы с помощью инфракрасных систем наведения или ракет с инфракрасной головкой самонаведения наш самолет нельзя было так легко обнаружить», — отметил Кнутов.

Читать еще:  Пневматический «супер». Пистолет SIG Sauer Super Target

В отечественной разработке широко задействуют искусственный интеллект и специальную кодированную внутреннюю связь. Благодаря этому стратегические бомбардировщики смогут обмениваться данными и работать как единая нейросеть.

Щит и меч

Какое точно вооружение получит ПАК ДА, изделие 80, пока не известно. По словам эксперта, речь идет о крылатых, а возможно, и гиперзвуковых ракетах «Циркон» и «Кинжал». Из-за невидимости ПАК ДА будет трудно засечь, а благодаря вооружению он будет способен самостоятельно нанести мощный урон сопернику.

«Сочетание незаметности и мощного удара. В одном качестве щит и меч. Эта машина, конечно, уникальна. Она позволит нам создать новейшие технологии, которые мы сможем применять в гражданской сфере, чтобы совершить технический прорыв и создать конкурентоспособную промышленность мирового уровня», — добавил Кнутов.

ПАК ДА станет ответом своему американскому аналогу B-21 Raider, который сейчас создают в США. По мнению эксперта, главными преимуществами российского бомбардировщика-невидимки станут гиперзвуковые ракеты, которых у американцев пока нет. Несмотря на искусственный интеллект, экипаж ПАК ДА будет состоять из четырех человек. В случае выхода электроники из строя пилоты смогут выполнить задачу в ручном режиме.

«И это системы радиоэлектронной борьбы, которые на сегодняшний день у нас являются самыми передовыми. Я так полагаю, если комплекс наших достижений в области оборонных систем будет установлен, плюс лазерный комплекс защиты, то, думаю, наша машина должна превосходить американскую как по защищенности, так и по ударной мощи», — заключил Кнутов.

Кресла за полмиллиарда

Согласно контракту, планируется выпустить три летных образца бомбардировщика. Предварительные испытания собранных прототипов, включая систему спасения, предписано начать в апреле 2023 года и завершить к осени 2025-го. Затем последует этап государственных испытаний.

Экипаж новой машины будет состоять из четырех человек, как и на стратегическом ракетоносце Ту-160. Для оснащения первых ПАК ДА изготовят 12 катапультных кресел. Их создание и подготовка к серийному производству обойдется в 500 млн рублей.

— Предварительно машина тестируется в основных режимах работы, — рассказал «Известиям» заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов. — Обычно на это требуется 50–100 полетов и полгода-год времени. В процессе выявляются конструктивные недостатки, они устраняются. Затем самолет передают на государственные испытания, на которых проверяется абсолютно всё. Машины экзаменуют при разных температурах, высотах и скоростях.

Впервые новая модель поднимется в воздух в ходе заводских испытаний, рассказал Игорь Маликов. Как правило, проводится несколько полетов. Они довольно простые: взлет, один-два круга и посадка. Обычно даже шасси не убираются. На этом этапе главное — убедиться, что машина держится в воздухе. Продолжаться он может от двух месяцев до полугода.

«Посланник» в США от Шойгу: До постройки первого российского бомбера-невидимки остался год

Более десяти лет назад российские конструкторы компании «Туполев» приступили к разработке стелс-бомбардировщика нового поколения, который, как ожидается, заменит в будущем дальние стратегические бомбардировщики и ракетоносцы Ту-95МС. Ещё до недавнего времени ПАК ДА был почти «виртуальной крылатой машиной». И вот теперь стало известно: к 2021 году первый опытный образец самолёта, получившего название «Посланник», будет окончательно собран.

Сейчас в жизни перспективного бомбардировщика начинается новый этап. После завершения разработки всей конструкторской документации, согласований технических требований на одном из заводов, входящих в Объединённую строительную корпорацию (возможно, это казанский «КАПО им. Горбунова»), приступают к созданию первого опытного образца стратегического стелс-бомбардировщика в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА, изделие 80).

Как сообщил источник в беседе с ТАСС, специалисты уже работают над созданием кабины будущего бомбардировщика, а к 2021 году, как планируется, самолёт будет полностью собран. Затем, в 2025 — 2026 годах «Посланник» сможет совершить первый полёт. А там уже недалеко и до серийных поставок. К слову, все работы находятся под контролем у главы российского оборонного ведомства Сергея Шойгу.

Что известно о новом бомбере-невидимке?

А известно о нём не так уж и много. До сих пор невозможно сказать, как именно будет выглядеть этот бомбер будущего. Несмотря на то что три года назад был создан первый полноразмерный макет «Посланника» из дерева, а до этого несколько макетов из композитных материалов, ничего о внешнем виде самолёта не известно. Это и понятно – работы над созданием ПАК ДА ведутся под грифом «совершенно секретно».

Возможно, построен он будет по принципу «летающее крыло» с применением материалов и технологий, которые позволят сделать его максимально невидимым для радаров, что позволит ему выходить на эффективный радиус поражения, не будучи замеченным средствами ПВО противника.

Построен ПАК ДА будет по принципу «летающее крыло» с применением материалов и технологий, которые позволят сделать его максимально невидимым для радаров. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Достигаться это будет не столько угловатыми очертаниями, благодаря которым в американских стелс-самолётах уменьшается эффективная отражающая поверхность, сколько применением радиопоглощающих покрытий (это, отметим, отечественное ноу-хау), а также максимально возможным применением композитных материалов.

Если верить информации, которая проскальзывала в прессе, взлётная масса «Посланника» будет около 145 тонн, то есть самолёт будет почти вдвое легче Ту-160 и займёт промежуточное положение между более лёгким Ту-22М3 и более тяжёлым Ту-95МС.

Летать самолёт будет на дозвуковых скоростях: сверхзвук не очень хорошо переносят радиопоглощающие материалы, которые мы упоминали выше.

«Сердце» ПАК ДА

Двигатель «Посланника» создавался, что называется, «с чистого листа». Он воплощает самые передовые разработки российских инженеров и будет полностью устойчив к воздействию поражающих факторов ядерного оружия. Особый интерес для Запада, к слову, представляют уникальные технологии изготовления лопаток турбин двигателя.

Системы топливопитания и гидромеханического регулирования не испугают околонулевые и даже отрицательные перегрузки до 2,7 g и температуры от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия.

Благодаря основной и дублирующей электронным системам двигателя бомбардировщик сможет находиться в воздухе до 30 часов при дальности полёта до 15 тысяч километров. Он будет обладать тягой в 23 тонно-силы.

Наземные испытания двигателя, как сообщалось ранее, запланированы на конец 2020 года. Затем его испытают и в воздухе. Для этого будет доработана летающая лаборатория на базе Ил-76.

Вооружение «Посланника»

По мнению многих экспертов, основным вооружением ПАК ДА станут уже существующие, а также перспективные стратегические крылатые ракеты. Скорее всего, речь идёт о Х-101 (и/или Х-102 с термоядерной боеголовкой) или ракетах уровня Х-555. Оснастят бомбер-невидимку и управляемыми авиабомбами, а также гиперзвуковыми ракетами, как минимум – от комплекса «Кинжал».

Все эти ракеты и бомбы будут спрятаны внутри фюзеляжа и крыльев, что тоже снизит вероятность обнаружения нового бомбардировщика радарами противника.

Стратегическое преимущество над США

Ещё летом прошлого года, описывая перспективный стелс-бомбардировщик, который создаётся в России, обозреватель The National Interest Марк Эпископос назвал его «одним из самых ярких представителей самолётов нового поколения с невероятными стелс-характеристиками, серьёзными боевыми возможностями, а также модернизированной системой пилотирования».

По мнению военного эксперта Андрея Кошкина, «Посланник» станет важнейшей составляющей стратегической авиации в «ядерной триаде». Создание такого самолёта позволит получить «значительное стратегическое преимущество над США».

Так что после того как Военно-космические силы России получат ПАК ДА на вооружение, а предполагается, что это произойдёт лет через 6-7, желание потягаться с нашей страной у потенциальных противников заметно уменьшится.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector