5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой истребитель миг-21: история создания, описание и характеристики

МиГ-21

МиГ-15: революция в военном авиастроении

Несмотря на то, что разделение авиатехники на поколения достаточно условно, система, выделяющая пять существующих поколений, считается широко принятой. К единому поколению относят все типы боевой техники, произведенной в разных странах, обладающие одинаковыми боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается примерно в одно и то же время, а при ее создании используются похожие технические решения.

Первое поколение истребителей родилось в 1950-х годах. К нему относятся машины, летавшие с дозвуковыми скоростями, без каких-либо электронных средств обнаружения противника на борту, то есть радаров, и вооруженные преимущественно пушками малых калибров. Характерным примером такой машины может служить МиГ-15. Первый полет этого самолета состоялся 30 декабря 1947 года, а в 1949-м он был принят на вооружение.

МиГ-15 не только первым сформировал основу истребительной авиации ВВС СССР, но также стал самым массовым боевым реактивным самолетом в истории авиации. Всего за годы эксплуатации – с 1949 по 2006 годы – было выпущено более 15 тыс. экземпляров всех модификаций. МиГ-15 стоял на вооружении более 40 стран.

Зарубежная оценка

Еще в советское время МиГ-29 был поставлен в несколько стран Варшавского Договора (ГДР, Чехословакию, Румынию), а также в Югославию и Ирак. После 1991 года машину продавала не только Россия, но и страны бывшего СССР (Украина, Молдавия). В настоящее время истребитель числится в составе ВВС 25 стран.

Американское издание The National Interest назвала российский МиГ-29 истребителем, который «свел НАТО с ума» за счет летных качеств и мощного вооружения.

В числе преимуществ издание отмечает его сверхманевренность (превосходящую американский F-16) и возможность «достигать очень больших углов атаки». Также среди главных плюсов — российская управляемая ракета класса «воздух — воздух» малого радиуса действия с инфракрасной системой самонаведения Р-73. При этом издание подчеркивает, что подобные вооружения у США появились лишь в 2003 году. «С Р-73 пилоту МиГ-29 нужно только взглянуть на цель, чтобы стрелять в нее ракетой», — пишет ​The National Interest.

Наконец, сообщает издание, МиГ-29 способен взлетать и садиться с неподготовленных взлетно-посадочных полос — «его воздухозаборники специально защищены от мусора».

Истребитель применялся в ходе боевых действий в Афганистане, различных конфликтах на постсоветском пространстве, в странах Персидского залива, Эфиопии, Эритрее, Югославии, Индии, Йемене, Судане, Сирии.

С середины 90-х годов в ряд стран поставляются модифицированные истребители МиГ-29СЭ, имеющие увеличенный запас топлива во внутренних баках и модернизированную РЛС с новым компьютером. Номенклатура вооружения дополнена ракетами «воздух — воздух» средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения и РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения, а максимальная боевая нагрузка увеличена до 4500 кг.

Памятник: истребитель МиГ-21 в Батайске

Продолжаю рассказывать вам о технопамятниках нашей необъятной. Ранее, у меня уже был пост про монумент самолету-истребителю МиГ-15 в городе Батайск Ростовской области. Сегодняшний памятник находится там же – это памятник истребитель МиГ-21 в Батайске. Но расположен он не в самом городе, а в авиагородке – то есть, как раз на территории того самого Высшего Военного училища летчиков, о которой я ранее подробно писал.

Сам монумент в авиагородке был открыт, как это принято, на очередную годовщину Дня Победы – 9 мая 1985 года. В качестве главного действующего лица установили отслуживший свое реактивный истребитель-перехватчик МиГ-21. А по обе стороны от него – соорудили две мраморные стелы, на которых высеченными имена 90 Героев Советского Союза, окончивших летное училище им. А.Серова. Задумка о возведении мемориала возникла в конце 1984 года, поэтому, чтобы успеть к 40-летию Победы, пришлось работать скоростными темпами. Прообразом послужил памятник в станице Кущевской. Промёрзшую землю прогревали, забивали сваи и заливали бетон. А для транспортировки стел с именами героев и самолёта “Миг-21” понадобились специальные салазки и мощный кран.


Стела достаточно высокая, до самолета не добраться, а потому – и детальных фотографий сделать не получается. Покажу сегодня то, что удалось заснять. А подробный фотообход истребителю МиГ-21 сделаем в другой раз.

Истребитель МиГ-21: история создания

Многоцелевой истребитель МиГ-21 был основным фронтовым истребителем ВВС СССР шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Более того – МиГ-21 является самым массовым военным сверхзвуковым самолетом в мире! Всего было произведено 11 496 экземпляров – не считая китайской копии J-7.

МиГ-21 был первенцем советских реактивных истребителей третьего поколения – машин, созданных в эпоху правления доктрины ядерных ударов и ракетных воздушных боев. В те времена крылатые боевые машины проектировались в расчете на сверхзвуковую скорость и встречный ракетный бой. Считалось, что маневренные схватки навсегда ушли в прошлое, как и пушечное вооружение. В соответствии с этой концепцией, новый истребитель проектировали как скоростной и низкоманевренный самолет-ракетоносец. Тонкое треугольное крыло, из-за которого самолет получил среди летчиков прозвище «балалайка» помогало самолету достичь нужных скоростных характеристик.

Истребитель МиГ-21 впервые поднялся в воздух в 1958 году, и, спустя несколько лет испытаний и доводок, начал поступать в части военно-воздушных сил СССР. Производственный срок машины оказался очень долгим – самолет строился крупной серией, на нескольких заводах, в течение более четверти века! Из-за массовости производства самолет был достаточно дешевым – дешевле чем, например, БМП-1!

Естественно, что за такой длинный производственный цикл, было выпущено множество модификаций истребителя МиГ-21. Например, машина-памятник, запечатленная на этих фото – это МиГ-21бис: последняя и наиболее совершенная модификация самолета.

Истребитель МиГ-21бис

Модификация МиГ-21бис от более ранних отличалась, прежде всего, более мощным двигателем, выдававшим тягу до 7100кгс (при нормальном взлетном весе машины 8300кг), более совершенным радиолокационным оборудованием, а также пилотажным комплексом.


Модернизировалось также и подвесное вооружение. Истребитель МиГ-21бис получил возможность применять новые легкие маневренные управляемые ракеты ближнего боя Р-60

Правда, те ракеты, что установлены на памятнике, больше похоже на бутафорские… Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь.


МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители закупила Финляндия. Первые самолёты были доставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не выпускались, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советского Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 г.


Боевое применение истребителя МиГ-21

Было бы странно, если бы самому массовому реактивному истребителю не удалось бы нигде повоевать. На самом деле, боевая карьера «двадцатьпервого» очень богата – тут и Карибский кризис, и Вьетнамская война, и Афганистан, и множество ближневосточных конфликтов. Хотя, конечно, именно Вьетнам был звездным часом «МиГ»ов.

На Ближнем Востоке истребитель стоял на вооружении в ВВС Пакистана, Сирии, Египта и Алжира. Таким образом, машины принимали участие во всех вооруженных конфликтах с участием этих стран, в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годах. На них даже были свои асы – например, сирийский летчик Бассам Хамшу, сбивший в воздушных боях семь самолетов противника.

Читать еще:  Boeing b-52 stratofortress: основной стратегический бомбардировщик ввс сша

Вообще, про боевые подвиги ближневосточных МиГ-21 можно писать книги – да это, в принципе, уже и сделано. Поэтому, я ограничусь такой небольшой справкой.

А подробно про конструкцию самолета я расскажу в другой раз – памятников и музейных МиГ-21 достаточно много, так что – шанс точно представится!

Ну и, напоследок, традиционно – схема проезда к памятнику

J-8 (F-8) «Finback»

многоцелевой истребитель

Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в КНР с конца 1950-х годов развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г.Шеньян, укомплектованное молодыми специалистами, лишь недавно окончившими советские технические ВУЗы, в 1958 г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика «Ветер Востока» 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость — соответствовать М=1,8, практический потолок — 20000 м. В мае 1959 г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959 г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959 г. в дальнейшем работы по программе истребителя «107» были прекращены, а основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета-перехватчика «Ветер Востока» 113, предложенного Харбинской военно-инженерной академией в 1958 г.
Концептуально эту машину можно было отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Самолет был рассчитан на достижение максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка, равного 25000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение наиболее современных материалов, оборудования и вооружения, существовавших к тому времени. В 1960 г. на Шеньянском заводе началась постройка опытного самолета «113». Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов, в частности, — защиты конструкции от кинетического нагрева, привели к прекращению программы.
Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 — основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов.
Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне. Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано более реалистичному последнему варианту. 17 мая 1967 г. вышло правительственное постановление о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя-перехватчика J-8 (Jian-8), оснащенного двумя ТРДФ WP7A.
Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Хорошие маневренные и разгонные характеристики должны были обеспечиваться высокой тяговооруженностью — 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. — Вант Натшоу.
Стремясь создать самолет, превосходящий МиГ-21 по маневренности, китайцы пошли по пути увеличения тяговооруженности самолета при сохранении умеренной удельной нагрузки на крыло (порядка 320-350 кг/м 2 ). Это привело к созданию относительного крупного и гораздо более тяжелого, чем МиГ-21, двухдвигательного самолета, оснащенного относительно легким для своей весовой категории БРЭО и вооружением.
Сборка первых двух опытных самолетов (1- для статиспытаний) завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959 г. Документация по Е-152А, не пошедшему в СССР в серию, была ранее передана Китаю (без двигателей, ракет и РЛС).
Начавшаяся в стране «Культурная революция» нанесла серьезный ущерб ходу работ по J-8: по политическим мотивам была расформирована бригада по проведению летных испытаний, отстранен от работы ряд ведущих специалистов, занятых в программе. В результате летные испытания истребителя удалось завершить лишь в 1979 г. Было выполнено, в общей сложности, 1025 полетов (налетано 663 ч.). При этом на скорости, соответствующей М=0.86 была выявлена вибрация, что потребовало некоторого изменения аэродинамики хвостовой части фюзеляжа. Возникли трудности и с обеспечением защиты от кинетического нагрева фюзеляжа при длительном полете со сверхзвуковой скоростью.
Самолет был принят на вооружение 2 марта 1980 г. Однако новая машина далеко не в полной мере удовлетворяла требованиям заказчика. На самолете, в отступление от первоначальных требований, отсутствовала БРЛС, что не позволяло истребителю действовать в сложных погодных условиях и ночью.
Разработка всепогодной модификации истребителя, получившей обозначение J-8-I и оснащенной РЛС SR-4 (на истребителе J-8 устанавливался лишь радиодальномер), началась в Шеньяне в феврале 1978 г. Сборка первого самолета завершилась в мае 1980 г. и начались наземные испытания, однако 25 июня 1980 г. во время пробежки в результате возгорания двигателя самолет был уничтожен (причиной пожара явился разрыв трубопровода и попадание масла на ТРДФ). В результате на последующих опытных самолетах была значительно модифицирована гидросистема. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение.
К 1992 г. ВВС НОАК располагали более чем 200 истребителями J-8 и J-8-I, используемых, в основном, в ПВО страны.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.

  • Описание конструкции. ТТХ.Схема.
J-8-II

Источники информации:

  1. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999 /
  3. J-8 (F-8) ФИНБЭК-А / «Уголок неба«/

—>

Метки

Свежие записи

  • Завод №445
  • Катастрофа Ан-70 1995 года: настало время сказать правду
  • ПВРД — задание на завтра
  • История крылатых. Часть 2.
  • История крылатых. Часть 1.

Свежие комментарии

  • Владимир-81 к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Татьяна к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
  • Владимир Бондарев к записи Книга памяти НИИ ВВС
  • Джуненко Валерий к записи Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
  • Иван к записи Завод №381

Copyright © 1998-2020 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.

Галерея МиГ-21

МиГ-21 (по классификации НАТО: Fishbed) – советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Выпускался в СССР с 1959 по 1985 годы. Самый массовый сверхзвуковой самолет в мире, считается одним из лучших боевых самолетов Холодной войны и одним из ее символов.

История МиГ-21

В середине 1950-х годов ОКБ МиГ проводило обширные исследования в рамках программы создания истребителя на замену МиГ-19. Рассматривались 2 концепции, по которым были созданы 2 прототипа: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным.

Первым, в 1954 году взлетел Е-2. Самолет разогнали до 1700 км/ч. Е-2А с новым двигателем разогнали до 1900 км/ч. Е-4 с треугольным крылом взлетел в 1956 году. Вследствие длительных испытательных работ и модификаций самолет удалось разогнать до 2000 км/ч. Разработчики склонялись к Е-4 с треугольным крылом, учитывая еще и то, что Е-2 был, фактически, переработанным МиГ-19. Дальнейшие модернизации Е-4 довели до версии Е-6, разогнанный до 2 МАХов, который, в итоге и стал истребителем МиГ-21.

Читать еще:  День защитника отечества 23 февраля 2019 — подробная история возникновения праздника

Стоит отметить, что в то время концепция маневренного боя считалась мертвой и стратеги принимали главной характеристикой истребителя скорость, а главным оружием должны были быть ракеты. Именно под эту концепцию и создали МиГ-21. В США так же работали над скоростной машиной. F-104 Starfighter стал венцом гонки скоростей. Его прямое, но короткое крыло было таким тонким, что среди летчиков разошлось поверье, что о его края можно было порезаться. Действительно, на огромных скоростях самолеты были хороши, но на малых эти машины оказались почти неуправляемыми. Старфайтер и вовсе первое время называли «летающим гробом» из-за огромного количества катастроф.

Конструкция МиГ-21

МиГ-21 выпускался в огромных количествах в течение долгого времени подвергался такому количеству модификаций, что их можно условно поделить на 3 поколения.

Первое поколение

  • МиГ-21Ф выпускался в 1959-1960 годах (83 единицы). Самолет имел две встроенные пушки и два пилона для подвески вооружений. Двигатель Р-11Ф-300 на форсаже давал 5,74 тс тяги.
  • МиГ-21Ф-13 выпускался в 1960-1965 годах. Появилась возможность подвешивать на пилонах ракеты воздух-воздух Р-3С. За счет удаления одной пушки был увеличен топливный бак, плюс, под фюзеляжем можно было подвесить топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300 на форсаже давал 6,12 тс тяги

Второе поколение

  • МиГ-21П – был выпущен небольшой партией в 1960 году. Впервые был оснащен радиолокатором и оборудованием для командного управления боем истребителями. Основываясь на концепции скоростного ракетного боя, самолет был лишен пушек, однако, эта концепция была разрушена во время войны во Вьетнаме.
  • МиГ-21ПФ – модификация МиГ-21П, выпускался с 1961 года. В отличие от версии «П», оснащался более мощным двигателем Р-11Ф2-300, локатором и прицелом.
  • МиГ-21ПФС – модификация версии «ПФ», выпускавшийся в 1961-1965 годах.. Военные хотели, чтобы МиГ-21 можно было легко эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Для этого применялся ряд технических решений. Были доработаны двигатели с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух. В итоге, пробег сократился до 480 м. На самолёте могли устанавливаться два стартовых ускорителя для сокращения длины разбега.
  • МиГ-21ФЛ – экспортная версия МИГ-21ПФ для Индии. Оснащался упрощенным оборудованием и двигателем. Поставлялся в 1964-1968 году. Так же в Индии было налажено лицензионное производство.
  • МиГ-21ПФМ – производился в 1964-1968 годах. Вьетнамская война показала, что скоростной бой с исключительным применением ракет себя не оправдал. На МиГ-21ПФМ вернули пушечное оружие. Так же появилась возможность устанавливать несколько видов ракет воздух-воздух. Бортовое оборудование было модернизировано.
  • МиГ-21Р – разведывательный вариант МиГа-21. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе устанавливались сменные контейнеры с разведывательным оборудованием.

Видео МиГ-21 : Видео демонстрационных полетов МиГ-21 на авиашоу в Румынии, 2013 год

Третье поколение

  • МиГ-21С – стал самолетом «третьего поколения» модификаци. Начало ему дала новая РЛС «Сапфир-21», значительно улучшившая боевые характеристики. Но главное — она позволяла применять новые ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска. Это меняло тактику применения самолёта: если раньше, пустив радиоракету РС-2-УС, летчик был вынужден повторять все манёвры цели, чтобы вести её лучом станции РП-21 вплоть до момента поражения, то теперь от него требовалось лишь «подсвечивать» цель с помощью «Сапфира», предоставляя ракете самой гоняться за противником. Так же, в отличие от старых моделей, новый МиГ-21 имел уже 4 пилона для оружия. Новый автопилот АП-155 позволял не только сохранять положение машины относительно трёх осей, но и приводить её к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса.
  • МиГ-21СН – вариант серии «С», способный нести авиационную атомную бомбу. Выпускался с 1965 года.
  • МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был установлен более мощный двигатель Р-13-300 с тягой форсаже — 6,49 тс.
  • МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он так же имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но оборудование было упрощено.
  • МиГ-21МФ — модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт и, практически, от него не отличался.
  • МиГ-21СМТ и МиГ-21СМТ представляли собой модификации истребителей «СМ» и «МФ» с увеличенным запасом топлива и более мощным двигателем Р-13Ф-300.
  • МиГ-21бис — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР. Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу на чрезвычайном форсаже — 7,1 тс. На самолёте также были модернизировали бортовое оборудование. Самолет выпускался в СССР вплоть до 1985 года.

Боевое применение МиГ-21

Боевое крещение МиГ-21 получил во время Вьетнамской войны. Там его основным противником был американский F-4 Fantom. Со своим прямым конкурентом F-104 Starfighter МиГ-21 так в бою и не встретился. Тем не менее, истребитель отлично показал себя в бою, Высокая скорость и маневренность сделали МиГ-21 серьезной проблемой, для ВВС США. Именно в то время концепция неманевренного ракетного боя провалилась, стоив американцам большого количества самолетов.

В середине 1960-х МиГ-21 попал в арсеналы арабских государств и тут же оказался на передовых арабо-израильских войн. Там их противниками выступали истребители F-4 Fantom и Mirage III.

В начале 1970-х МиГ-21 ВВС Индии принимали участие в пограничных конфликтах этой страны с Пакистаном. Самолет снова показал себя весьма эффективным в борьбе с довольно пестрой пакистанской авиационной группировкой, уничтожив большое количество самолетов.

В течение всего времени службы МиГ-21 успел поучаствовать в множестве других конфликтов, среди которых: Египетско-ливийская война, война в Анголе, Эфиопо-Сомалийская война, приграничные конфликты КНДР и Южной Кореи, война в Афганистане, Ирано-Иракская война, Балканские войны, Азиатские военные компании

На вооружении

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7. МиГ-21 самый массовый реактивный самолет в мире — благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

На данный момент МиГ-21 значительно устарел, но до сих пор стоит на вооружении ряда государств, в основном, стран Третьего мира.

Су-35: между четвертым и пятым

Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают отличными скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость около 2,5 тыс. км/ч, летают на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей. Первыми отечественными представителями этого поколения стали легендарные Су-27, МиГ-29 и МиГ-31.

Некоторые из отечественных самолетов четвертого поколения удовлетворяют большинству требований к истребителям пятого поколения. Это дало все основания для разделения четвертого поколения и поколений 4+ и 4++. В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю пятого поколения.

Именно к таким машинам относится Су-35, который признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. За исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.

В частности, новые двигатели АЛ-41Ф1С позволяют Су-35 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Также «тридцать пятый» оснащен радиолокационной станцией «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Несмотря на отсутствие АФАР, «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.

Читать еще:  Оптические прицелы: разновидности и их преимущества

Боевые возможности

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме — среднеплан с трапециевидным механизированным крылом. Имеет двухкилевое вертикальное оперение с цельноповоротными стабилизаторами. Обладает «интегральной компоновкой»: фюзеляж и крыло образуют единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее лобовое сопротивление и большую подъемную силу при больших углах атаки.

Два двигателя РД-33 размещены в мотогондолах в хвостовой части фюзеляжа. Газотурбинный двигатель РД-33 — двухвальный, двухконтурный с кольцевой камерой сгорания, регулируемым соплом и гидроэлектронной системой управления.

Подфюзеляжные воздухозаборники при рулении на земле закрываются специальными шторками, предотвращающими попадание мусора в двигатели.

  • Экипаж — 1 человек (два человека в учебно-боевой «спарке» МиГ-29УБ).
  • Длина — 17,32 м; высота — 4,73 м; размах крыла — 11,36 м.
  • Максимальная скорость — 2450 км/ч (2,3 Маха).
  • Тяга одного двигателя в режиме «полный форсаж» — 8300 килограмм-сил.
  • Практический потолок — 18 тыс. м.
  • Практическая дальность полета на большой высоте — 1 тыс. 430 км (с подвесными топливными баками — 2 тыс. 100 км).
  • Максимальный взлетный вес — 18,1 т; максимальный вес боевой нагрузки — 2,18 т.

Самолет оснащен пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 6 узлах подвески может нести авиационные ракеты «воздух — воздух» разных типов (Р-27Р, Р-73, Р-60М), неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Модифицированные МиГ-29 также получили возможность применять ракеты «воздух — поверхность»: Х-29, Х-31 и др.

Всего разработано более 20 модификаций самолета, в том числе: двухместный учебно-боевой МиГ-29УБ («изделие 9-51»); «Изделие 9-13» – с увеличенным запасом топлива, новым комплексом радиоэлектронной борьбы и системой постановки активных помех; МиГ-29С («9-13С») – с модернизированной системой управления вооружением и возможностью применять ракеты Р-77; палубные МиГ-29К («9-41») и МиГ-29КУБ («9-47»); МиГ-29М («9-15») – глубокая модернизация с увеличенной до 3,2 тыс. км дальностью полета; МиГ-29СМ/СМТ («9-14″/»9-15») – с возможностью применения высокоточного оружия «воздух – поверхность»; МиГ-35 – многофункциональный, поколения «4++», с новой РЛС с фазированной антенной решеткой, новой системой управления двигателями, пониженной стоимостью эксплуатации и пр.

Согласно информации из открытых источников, в настоящее время на вооружении ВВС России состоят до 270 МиГ-29 разных модификаций. ВМФ России эксплуатирует до 40 таких истребителей.

В 1988 году специально для авианесущих кораблей был создан морской истребитель МиГ-29К, особенностью которого была возможность складывать крылья для компактного размещения на борту. Также эта модель была оснащена крюком и имела усиленное шасси для посадки на палубу корабля. Впервые самолет МиГ-29К совершил взлет с палубы авианосца в 1989 году.

В 2016 году был сформирован 100-й корабельный истребительный авиаполк, оснащенный самолетами МиГ-29К, которые должны нести службу на единственном в ВМФ РФ авианосце «Адмирал Кузнецов».

Кроме того, именно на МиГ-29 летает знаменитая пилотажная группа «Стрижи». Планируется, что в будущем пилоты пересядут на самолеты МиГ-35.

Памятник: истребитель МиГ-21 в Батайске

Продолжаю рассказывать вам о технопамятниках нашей необъятной. Ранее, у меня уже был пост про монумент самолету-истребителю МиГ-15 в городе Батайск Ростовской области. Сегодняшний памятник находится там же – это памятник истребитель МиГ-21 в Батайске. Но расположен он не в самом городе, а в авиагородке – то есть, как раз на территории того самого Высшего Военного училища летчиков, о которой я ранее подробно писал.

Сам монумент в авиагородке был открыт, как это принято, на очередную годовщину Дня Победы – 9 мая 1985 года. В качестве главного действующего лица установили отслуживший свое реактивный истребитель-перехватчик МиГ-21. А по обе стороны от него – соорудили две мраморные стелы, на которых высеченными имена 90 Героев Советского Союза, окончивших летное училище им. А.Серова. Задумка о возведении мемориала возникла в конце 1984 года, поэтому, чтобы успеть к 40-летию Победы, пришлось работать скоростными темпами. Прообразом послужил памятник в станице Кущевской. Промёрзшую землю прогревали, забивали сваи и заливали бетон. А для транспортировки стел с именами героев и самолёта “Миг-21” понадобились специальные салазки и мощный кран.


Стела достаточно высокая, до самолета не добраться, а потому – и детальных фотографий сделать не получается. Покажу сегодня то, что удалось заснять. А подробный фотообход истребителю МиГ-21 сделаем в другой раз.

Истребитель МиГ-21: история создания

Многоцелевой истребитель МиГ-21 был основным фронтовым истребителем ВВС СССР шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Более того – МиГ-21 является самым массовым военным сверхзвуковым самолетом в мире! Всего было произведено 11 496 экземпляров – не считая китайской копии J-7.

МиГ-21 был первенцем советских реактивных истребителей третьего поколения – машин, созданных в эпоху правления доктрины ядерных ударов и ракетных воздушных боев. В те времена крылатые боевые машины проектировались в расчете на сверхзвуковую скорость и встречный ракетный бой. Считалось, что маневренные схватки навсегда ушли в прошлое, как и пушечное вооружение. В соответствии с этой концепцией, новый истребитель проектировали как скоростной и низкоманевренный самолет-ракетоносец. Тонкое треугольное крыло, из-за которого самолет получил среди летчиков прозвище «балалайка» помогало самолету достичь нужных скоростных характеристик.

Истребитель МиГ-21 впервые поднялся в воздух в 1958 году, и, спустя несколько лет испытаний и доводок, начал поступать в части военно-воздушных сил СССР. Производственный срок машины оказался очень долгим – самолет строился крупной серией, на нескольких заводах, в течение более четверти века! Из-за массовости производства самолет был достаточно дешевым – дешевле чем, например, БМП-1!

Естественно, что за такой длинный производственный цикл, было выпущено множество модификаций истребителя МиГ-21. Например, машина-памятник, запечатленная на этих фото – это МиГ-21бис: последняя и наиболее совершенная модификация самолета.

Истребитель МиГ-21бис

Модификация МиГ-21бис от более ранних отличалась, прежде всего, более мощным двигателем, выдававшим тягу до 7100кгс (при нормальном взлетном весе машины 8300кг), более совершенным радиолокационным оборудованием, а также пилотажным комплексом.


Модернизировалось также и подвесное вооружение. Истребитель МиГ-21бис получил возможность применять новые легкие маневренные управляемые ракеты ближнего боя Р-60

Правда, те ракеты, что установлены на памятнике, больше похоже на бутафорские… Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь.


МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители закупила Финляндия. Первые самолёты были доставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не выпускались, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советского Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 г.


Боевое применение истребителя МиГ-21

Было бы странно, если бы самому массовому реактивному истребителю не удалось бы нигде повоевать. На самом деле, боевая карьера «двадцатьпервого» очень богата – тут и Карибский кризис, и Вьетнамская война, и Афганистан, и множество ближневосточных конфликтов. Хотя, конечно, именно Вьетнам был звездным часом «МиГ»ов.

На Ближнем Востоке истребитель стоял на вооружении в ВВС Пакистана, Сирии, Египта и Алжира. Таким образом, машины принимали участие во всех вооруженных конфликтах с участием этих стран, в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годах. На них даже были свои асы – например, сирийский летчик Бассам Хамшу, сбивший в воздушных боях семь самолетов противника.

Вообще, про боевые подвиги ближневосточных МиГ-21 можно писать книги – да это, в принципе, уже и сделано. Поэтому, я ограничусь такой небольшой справкой.

А подробно про конструкцию самолета я расскажу в другой раз – памятников и музейных МиГ-21 достаточно много, так что – шанс точно представится!

Ну и, напоследок, традиционно – схема проезда к памятнику

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector