1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФАИ, Бронеавтомобиль

Легкий бронеавтомобиль ФАИ

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с “отцом конвейерной сборки” Генри Фордом. 31 мая 1929 года Форд обязался начать поставки комплектующих частей для сборки “Форд-А”, “Форд-АА” и “Форд-Тимкен”.

Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе “Гудок Октября” в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод “им. КИМ”. С апреля 1932 года выпуск “Форд-АА” начался на новом заводе в г. Нижний Новгород, построенном Г. Фордом в соответствии с вышеуказанным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск “Форд-А”. Впоследствии Нижний Новгород переименовали в г. Горький, а завод начал называться “ГАЗ им. Молотова”;

Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси “Форд-А” по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г.Фордом. В результате этих опытов КБ во главе с Н.И.Дыренковым были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12.

Принятые на вооружение РККА в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, т.к. их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.

На основании задания УММА РККА машина была разработана в КБ Ижорского завода в 1931-1932 годах. Бронеавтомобиль получил название “Форд-А Ижорский”(ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж в 2-3 человека; основным вооружением был пулемет ДТ в башне с круговым обстрелом и боезапасом 1323 патрона.

Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. кроме того шаровая установка пулемета позволила вести огонь в секторе +10 градусов без вращения башни. В 1935 году часть ФАИ получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатком была малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции и др. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.

Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они повоевали во время Гражданской войны в Испании как у республиканцев, так и у франкистов в виде трофеев. На фронтах Отечественной войны они принимали участие до 1943 года.

До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь раздолбанный бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако на последней выставке “Экзотические автомобили-98”, проходившей на Тушинском аэродроме в г.Москва 10-12 июля 1998 году, “Военно-историческим клубом РККА” был представлен ФАИ-М в рабочем состоянии. Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.

ТТХ Бронеавтомобиля ФАИ

Экипаж, чел. – 2
Бронирование, мм – 6-4
Вооружение: 1 x 7,62 мм ДТ
Боезапас – 1323 патрона
Двигатель: “ГАЗ-А” 4-цилиндровый, 42 л.с.
Топливо, л – 40
Запас хода, км – 200
Макс. скорость, км/ч – 80

Бронедрезины широко применялись многими странами на железных дорогах в первой половине XX века, впоследствии употребляясь меньше [2] [3] [5] .

В России ещё до Первой мировой войны возникла идея приспособить бронеавтомобиль для движения по рельсам в качестве бронедрезины — для защиты от хунхузов. По заказу Амурской железной дороги в российском отделении фирмы «Benz» в 1911−1912 годах разработан и построен бронеавтомобиль-дрезина — пулемётный бронеавтомобиль с рациональным размещением броневых листов под большими углами наклона и с возможностью использования его как бронедрезина.

С началом Первой мировой войны идея применения бронедрезин получила новый импульс. Бронированные автодрезины стали создаваться железнодорожными войсками Российской империи [9]

Во время Первой Мировой войны в русской императорской армии был сформирован броневой железнодорожный взвод из пяти броневиков. Были планы по перестановке в России на железнодорожный ход всех бронеавтомобилей, не пригодных к действию, в том числе и вне дорог, из-за перегрузки шасси, но из-за проблем в военной промышленности Российскаой Империи с конца 1916 года, развала уровня управления в ней и падением в промышленности производственной дисциплины из-за Февральской и Октябрьской революций, этого не сделали [8] .

ФАИ, Бронеавтомобиль

Легкий бронеавтомобиль ФАИ

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с “отцом конвейерной сборки” Генри Фордом. 31 мая 1929 года Форд обязался начать поставки комплектующих частей для сборки “Форд-А”, “Форд-АА” и “Форд-Тимкен”.

Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе “Гудок Октября” в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод “им. КИМ”. С апреля 1932 года выпуск “Форд-АА” начался на новом заводе в г. Нижний Новгород, построенном Г. Фордом в соответствии с вышеуказанным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск “Форд-А”. Впоследствии Нижний Новгород переименовали в г. Горький, а завод начал называться “ГАЗ им. Молотова”;

Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси “Форд-А” по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г.Фордом. В результате этих опытов КБ во главе с Н.И.Дыренковым были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12.

Читать еще:  Боевые ножи: характеристики, задачи и особенности. часть i

Принятые на вооружение РККА в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, т.к. их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.

На основании задания УММА РККА машина была разработана в КБ Ижорского завода в 1931-1932 годах. Бронеавтомобиль получил название “Форд-А Ижорский”(ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж в 2-3 человека; основным вооружением был пулемет ДТ в башне с круговым обстрелом и боезапасом 1323 патрона.

Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. кроме того шаровая установка пулемета позволила вести огонь в секторе +10 градусов без вращения башни. В 1935 году часть ФАИ получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатком была малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции и др. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.

Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они повоевали во время Гражданской войны в Испании как у республиканцев, так и у франкистов в виде трофеев. На фронтах Отечественной войны они принимали участие до 1943 года.

До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь раздолбанный бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако на последней выставке “Экзотические автомобили-98”, проходившей на Тушинском аэродроме в г.Москва 10-12 июля 1998 году, “Военно-историческим клубом РККА” был представлен ФАИ-М в рабочем состоянии. Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.

ТТХ Бронеавтомобиля ФАИ Экипаж 2 Бронирование, мм 6-4 Вооружение 1 x 7.62 мм ДТ Боезапас 1323 патрона Двигатель: “ГАЗ-А” 4-цилиндровый, 42 л.с. Топливо, л. 40 Запас хода, км 200 Макс. скорость, км/ч 80

Варианты и модификации

  • БА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км [4] , выпускалась с 1936 по 1938 год в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста). Сваренный из стальных катаных листов корпус разработан на основе компоновки бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт. [3]
  • БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину[4] . Оснащён комплектом из четырёх съёмных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам, домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа и реверс-редуктором—демультипликатором. Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения по шоссе снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938—1939 годах выпущено 61 шт. [3][5] .
  • БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец построен в 1938 году [4] , серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объёмом 30 литров. Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплекснуюрацию71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе. Всего выпущено 1230 шт. [3]
  • БА-20Мжд — железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430—540 км. В 1939—1941 годах построено 74 [3][5] .

Характеристики легкого бронеавтомобиля ФАИ

Приведены характеристики для ФАИ-М

Модификации легкого бронеавтомобиля ФАИ

ФАИ. 1933 г., базовая модель на шасси сперва Форд-А, затем ГАЗ-А. Выпускался серийно до 1936 года. Вес машины: 2 тонны.Сварной броневой корпус машины из катаных листов толщиной 3,4 и 6 мм, посадка экипажа производилась через бортовые двери. В крыше башни имелся люк с откидной куполообразной крышкой, через который можно было вести наблюдение вне боя (на поле боя — через смотровые щели).

ФАИ ЖД. Бронеавтомобиль для движения по рельсовым путям был разработан в 1933 году. Поверх автомобильных покрышек надевались металлические бандажи с ребордами и пожалуйста — импровизированный локомотив уже мог нестись со скоростью до 86 км/ч.

ГАЗ-ТК. («Трехосный Курчесвского») в 1934-35 г. на шасси для 76-мм динамо-реактивной пушки конструкции Л.В.Курчевского был установлен слегка удлиненный корпус от ФАИ, соответственно машина имела боле удобное для размещения экипажа отделение, что позволило добавить к водителю и стрелку, ещё и радиста (ну и поставить рацию, конечно). Так как машина была трехосной, её характеристики проходимости улучшились, но двигатель остался прежним, и ГАЗ-ТК, масса которого возросла по сравнению с ФАИ до 2620 кг, по прежнему был далек от идеала на бездорожье. Скорость ГАЗ-ТК составляла около 60 км/ч. Серийно не выпускался.

Бронеавтомобиль ФАИ на рельсах

ФАИ-М. В 1939 году парк оставшихся бронеавтомобилей ФАИ был совершенно изношен, ведь ГАЗ-А к этому времени уже 4 года как был снят с производства. Модернизированный вариант ФАИ представлял собой прежний бронекорпус установленный на шасси автомобиля «ГАЗ-М1» с более мощным 50-сильным двигателем. Масса броневика несколько возросла (2280 кг), однако характеристики, включая скорость, также повысились.
Так как длина рамы М-1 была больше длины бронекорпуса ФАИ, на корму машины и бензобак поставили дополнительные броневые листы.

Читать еще:  Тоз 34: технические характеристики (ттх) ружья, калибр, вес, механизм, размеры, длина ствола

ФАИ-М был явно лучше оригинального ФАИ, но также явно уступал своему «однокласснику» БА-20, уже находившемуся в производстве. По этой причине в серию машину не пустили, поручив конструкторам, сперва провести дополнительный комплекс работ — загерметизировать корпус, усилить передний мост, увеличить запас хода и т.п.

Обратите внимание на характерное отличие ФАИ-М от ФАИ — длинный «хвост» с запасным колесом

Известно, что в конце 1939 года работы по доведению ФАИ до уровня ФАИ-М все-таки были начаты, однако сколько единиц было модернизировано и какой степени была эта модернизация (полная или частичная) неизвестно.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Легкий бронеавтомобиль ФАИ

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с “отцом конвейерной сборки” Генри Фордом. 31 мая 1929 года Форд обязался начать поставки комплектующих частей для сборки “Форд-А”, “Форд-АА” и “Форд-Тимкен”.

Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе “Гудок Октября” в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод “им. КИМ”. С апреля 1932 года выпуск “Форд-АА” начался на новом заводе в г. Нижний Новгород, построенном Г. Фордом в соответствии с вышеуказанным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск “Форд-А”. Впоследствии Нижний Новгород переименовали в г. Горький, а завод начал называться “ГАЗ им. Молотова”;

Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси “Форд-А” по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г.Фордом. В результате этих опытов КБ во главе с Н.И.Дыренковым были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12.

Принятые на вооружение РККА в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, т.к. их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.

На основании задания УММА РККА машина была разработана в КБ Ижорского завода в 1931-1932 годах. Бронеавтомобиль получил название “Форд-А Ижорский”(ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж в 2-3 человека; основным вооружением был пулемет ДТ в башне с круговым обстрелом и боезапасом 1323 патрона.

Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. кроме того шаровая установка пулемета позволила вести огонь в секторе +10 градусов без вращения башни. В 1935 году часть ФАИ получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатком была малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции и др. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.

Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они повоевали во время Гражданской войны в Испании как у республиканцев, так и у франкистов в виде трофеев. На фронтах Отечественной войны они принимали участие до 1943 года.

До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь раздолбанный бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако на последней выставке “Экзотические автомобили-98”, проходившей на Тушинском аэродроме в г.Москва 10-12 июля 1998 году, “Военно-историческим клубом РККА” был представлен ФАИ-М в рабочем состоянии. Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.

ТТХ Бронеавтомобиля ФАИ

Экипаж, чел. – 2
Бронирование, мм – 6-4
Вооружение: 1 x 7,62 мм ДТ
Боезапас – 1323 патрона
Двигатель: “ГАЗ-А” 4-цилиндровый, 42 л.с.
Топливо, л – 40
Запас хода, км – 200
Макс. скорость, км/ч – 80

История

В автобронетанковых войсках Красной Армии, помимо малочисленных бронедрезин только на железнодорожном ходу, были лёгкие бронеавтомобили-дрезины — доработанные легкие бронеавтомобили (стандартные, но на железнодорожном ходу):

  • БАД-1 (один);
  • БАД-2 (один);
  • ФАИжд (девять);
  • БА-20жд (61) и БА-20Мжд (74), имевшие демультипликатор — реверс-редуктор для движения в обоих направлениях почти с одинаковыми скоростями, скорость по железной дороге до 90 км/ч, запас хода — 430—540 км. Масса БА-20 в железнодорожном варианте возросла до 2,78 тонн;
  • БА-64жд (до 13) [10] .

В РККА бронеавтомобили-дрезины, как и бронедрезины только на железнодорожном ходу, входили в отдельные бронепоезда — воинские части и дивизионы бронепоездов и, начиная с 1930-х годов, дополнительно, кроме входящих в бронепоезда и дивизионы, и в полк бронепоездов, а также в единственный батальон бронедрезин (с 1935 года) броневых сил → автобронетанковых войск → бронетанковых и механизированных войск Красной Армии РСФСР и СССР [7] [11] .

К осени 1940 года, автобронетанковые войска РККА, согласно приказу НКО СССР № 0283 от 24 октября 1940 года, в результате организационно-штатных преобразований в вооружённых силах СССР (ВС СССР), имели отдельный батальон бронедрезин (имел 4 БДТ, 1 ДШ, 9 бронеавтомобилей-дрезин ФАИжд и 22 БА-6жд), 9 отдельных дивизионов бронепоездов (кроме бронепоездов имели по 4-14 бронеавтомобилей-дрезин БА-20жд, БА-6жд и БА−10жд) и 17 отдельных бронепоездов (кроме бронепоезда имели до 3 бронеавтомобилей-дрезин БА-20жд и БА-6жд) [12] [13] .

Читать еще:  Автомобиль зил-114 — описание и основные технические характеристики

В межвоенный период в СССР начали проектирование и изготовление бронедрезин для автобронетанковых войск РККА [7] [14] .

В 1933 году Совет Труда и Обороны принял постановление, в котором утверждён тип железнодорожных боевых машин разведывательные дрезины:

I. Утвердить на вторую пятилетку следующую систему бронетанкового вооружения РККА:

1. Основные танки — 5 типов: … 4. Железнодорожные боевые машины — 2 типа: а) мотоброневагон, б) разведывательная дрезина — бронеавтомобиль (стандартный с бронемашиной). 5. Тракторы — 3 типа: …

Смотрите также

  • Бронедрезины Матваль

Производство

В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин ГК размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник» [3] . Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил
35 бронемашин [5] .

В марте — апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые

  • 150 из
  • 253 выпущенных в 1937 году БА-20 ещё имели цилиндрическую башню старого образца. В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключён Ярославский резино-асбестовый комбинат. 20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжёлого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колёсами [5] .

    При постройке некоторых выпущенных в 1938 году БА-20 использовали детали бронекорпусов, ранее выпущенных заводом для бронеавтомобилей ФАИ-М [1] .

    С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант назван БА-20М. Всего в 1938 годуо выпущено
    330 бронеавтомобилей [5] и 35 в варианте жд.

    В 1939 году выпущено

  • 335 бронеавтомобилей , еще 30 были собраны в счет поставки в 1938 году 30 машин в Монголию. Итого 365, из них 42 в варианте жд. В 1940 году —
  • 377 бронеавтомобилей (РККА – 334 и 18 жд, НКВД – 18, НКВМФ – 7 жд). [5]

    В конце 1930-х годов на основе опыта производства и эксплуатации лёгких бронеавтомобилей принято решение о создании нового бронеавтомобиля для замены ФАИ и БА-20. В результате, разработаны и построены опытный бронеавтомобиль БА-21 (на трехосном шасси ГАЗ-21), опытный бронеавтомобиль ЛБ-23 (на трехосном шасси ГАЗ-22) [1] и опытный бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, которые не производились серийно. В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны принято решение о создании нового лёгкого бронеавтомобиля для замены БА-20 на полноприводном двухосном шасси [6] .

    В январе — мае 1941 года выпущено 239 БА-20 (для РККА – 237, включая 4 БА-20жд, для НКВД — 2)

    В июне 1941 года выпущено 40 БА-20 и 16 БА-20жд, за июль — декабрь 1941 г. — ещё 317, включая 15 БА-20жд. Из них 3 машины, включая 1 БА-20жд отгрузили НКВМФ [5] .

    9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Производство БА-20 завершено в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года выпущено
    137 бронеавтомобилей [5] .

    Характеристики легкого бронеавтомобиля ФАИ

    Приведены характеристики для ФАИ-М

    Модификации легкого бронеавтомобиля ФАИ

    ФАИ. 1933 г., базовая модель на шасси сперва Форд-А, затем ГАЗ-А. Выпускался серийно до 1936 года. Вес машины: 2 тонны.Сварной броневой корпус машины из катаных листов толщиной 3,4 и 6 мм, посадка экипажа производилась через бортовые двери. В крыше башни имелся люк с откидной куполообразной крышкой, через который можно было вести наблюдение вне боя (на поле боя — через смотровые щели).

    ФАИ ЖД. Бронеавтомобиль для движения по рельсовым путям был разработан в 1933 году. Поверх автомобильных покрышек надевались металлические бандажи с ребордами и пожалуйста — импровизированный локомотив уже мог нестись со скоростью до 86 км/ч.

    ГАЗ-ТК. («Трехосный Курчесвского») в 1934-35 г. на шасси для 76-мм динамо-реактивной пушки конструкции Л.В.Курчевского был установлен слегка удлиненный корпус от ФАИ, соответственно машина имела боле удобное для размещения экипажа отделение, что позволило добавить к водителю и стрелку, ещё и радиста (ну и поставить рацию, конечно). Так как машина была трехосной, её характеристики проходимости улучшились, но двигатель остался прежним, и ГАЗ-ТК, масса которого возросла по сравнению с ФАИ до 2620 кг, по прежнему был далек от идеала на бездорожье. Скорость ГАЗ-ТК составляла около 60 км/ч. Серийно не выпускался.

    Бронеавтомобиль ФАИ на рельсах

    ФАИ-М. В 1939 году парк оставшихся бронеавтомобилей ФАИ был совершенно изношен, ведь ГАЗ-А к этому времени уже 4 года как был снят с производства. Модернизированный вариант ФАИ представлял собой прежний бронекорпус установленный на шасси автомобиля «ГАЗ-М1» с более мощным 50-сильным двигателем. Масса броневика несколько возросла (2280 кг), однако характеристики, включая скорость, также повысились.
    Так как длина рамы М-1 была больше длины бронекорпуса ФАИ, на корму машины и бензобак поставили дополнительные броневые листы.

    ФАИ-М был явно лучше оригинального ФАИ, но также явно уступал своему «однокласснику» БА-20, уже находившемуся в производстве. По этой причине в серию машину не пустили, поручив конструкторам, сперва провести дополнительный комплекс работ — загерметизировать корпус, усилить передний мост, увеличить запас хода и т.п.

    Обратите внимание на характерное отличие ФАИ-М от ФАИ — длинный «хвост» с запасным колесом

    Известно, что в конце 1939 года работы по доведению ФАИ до уровня ФАИ-М все-таки были начаты, однако сколько единиц было модернизировано и какой степени была эта модернизация (полная или частичная) неизвестно.

    Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector