0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракеты ФАУ

Разработка баллистических ракет на жидком горючем берет свое начало в Германии, в 1926 году. Люди, увлекавшиеся конструированием ракет и изучением других планет, основали «Общество космических полетов». В скором времени в него вступил молодой человек по имени Вернер Фон Браун — будущий создатель ракет ФАУ.

Ракеты на твердом топливе как вид оружия применялись в кровопролитной Первой мировой войне — это ракеты Ле-Прие, что устанавливались на самолетах и предназначались для уничтожения немецких наблюдательных баллонов.

Но Германия, по условиям версальского договора, не могла разрабатывать ракеты подобного типа. Однако в документах Версальского мира не описан запрет на конструирование ракет с двигателем, использующим не твердое, а жидкое топливо. Именно этой лазейкой и решило воспользоваться немецкое командование.

В 1929 году правительство Германии дало ВПК задачу — найти возможность применения реактивных снарядов на жидком топливе как оружия, а уже в 1932 году состоялись первые испытания прототипов ракет.

К тому времени Общество Космических полетов, а именно Вернер Фон Браун создал рабочий экспериментальный прототип, представленный полковнику Вальтеру Дорнбергеру. Несмотря на то, что возможности применения прототипа были крайне малы, он заинтересовал полковника, и тот предложил молодому конструктору работать под началом военных.

Фон Браун, как и подавляющее большинство его коллег по обществу, приняли это предложение, и в декабре 1934 года был представлен прототип ракеты А-2, работавшей на жидком кислороде и этаноле.

Несмотря на нестабильность данного вида топлива и наличие вариантов более качественных топливных смесей, выбор был остановлен на этаноле, как на дешевом и массовом продукте.

А-2 была успешно испытана, и вскоре команда Фон Брауна приступила к созданию ракет А-3 и А-4, ставших прототипами ФАУ-1 и ФАУ-2.

Окончательное создание А-4 — ракеты, которая впоследствии и стала базой для разработки ФАУ 2, завершено в 1941 году.

Запуски ФАУ 2 проводились вплоть до декабря 1942 года, однако, после этого прекращены по экономическим соображениям.

Принцип действия ракеты

ФАУ 1 — первая крылатая ракета, запущенная в серийное производство. Запускалась с земли при помощи специального пускового механизма. Стартовав, ракета летела на маршевом двигателе. Если запас топлива в двигательном отсеке полностью расходовался, маршевый двигатель отключался, и ракета пикировала к цели.

ФАУ 2 имела несколько иной принцип действия. Дело в том, что FAU 2 была первой в мире ракетой, которая совершила полет на высоте 188 километров, почти вышла в космическое пространство. После запуска ракета выходила на полетную высоту, и на этих эшелонах проходила большую часть пути. После достижения нужных координат, ФАУ 2 направлялась к земле и поражала свою цель.

Управлялась ФАУ системой специализированных устройств.

Применение

Боевое развертывание «Фау-1» стартовало в 1943 году. Около сотни позиций для запуска этих ракет были созданы в северной Франции. В июне 1944 года состоялось первое применение «Фау-1», немцы нанесли удар по английской столице.

После этого обстрелы Лондона проводились практически ежедневно. За две недели «Фау-1» убили почти 2400 человек. Всего за годы войны немцы изготовили почти 30 тысяч самолетов-снарядов, около 10 тысяч из них было запущено по Англии, 3200 долетели до ее территории, 2500 упали на Лондон.В результате обстрелов более шести тысяч человек были убиты, более семнадцати – ранены, разрушению подверглись около 20 тысяч строений.

Читать еще:  Как это делается? Оружейное производство CZ

Примерно пятая часть ракет отказывали во время запуска, 25% «Фау-1» было уничтожено английской авиацией, 17% — зенитной артиллерией, 20% ракет не долетело до английской территории и упало в море.

После высадки союзников на континенте, немцы нанесли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и даже выпустили несколько «Фау-1» по Парижу.

Англичане называли ракеты «Фау-1» «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за звука, который издавал двигатель ракеты.

Достоинства и недостатки

«Фау-1», несомненно, являлось эффективным видом оружия. Эти ракеты были дешевы и просты в производстве.

Для того чтобы противостоять новой угрозе, англичанам пришлось задействовать большое количество истребителей, зенитных орудий, РЛС и квалифицированного персонала. Затраты Великобритании на противоракетную оборону значительно превосходили средства, которые были вложены Третьим Рейхом на разработку и производство «Фау-1», даже не принимая во внимание ущерб, причиненный самими ракетами. Не следует забывать и психологический эффект, который оказывали ракетные удары на мирное население.

Сбивать эти ракеты было очень сложно. В первую очередь их было непросто обнаружить, а после обнаружения на перехват оставалось очень мало времени.

Однако были у этого «сверхоружия» и слабые стороны. Учитывая тот факт, что «Фау-1» была первой в мире серийной крылатой ракетой, в этом нет ничего удивительного. Главным из них являлось полное отсутствие маневренности.

После запуска ракета летела строго по прямой, после определенного количества километров двигатель выключался, и ракета пикировала на цель. «Фау-1» не могла уйти от истребителя, не провести маневр при обстреле с земли – любое изменение траектории приводило к падению аппарата.

Этим научились пользоваться английские летчики: они легонько подталкивали концом крыла ракету или воздействовали на нее воздушным потоком от винта. Расстреливать в воздухе аппарат с тонной взрывчатки было довольно рискованным делом.

Позже англичане придумали еще более эффективный способ борьбы с «Фау-1». Узнать об эффективности обстрелов немцы могли только от своих агентов, к 1944 году англичане контролировали всю немецкую агентурную сеть. Английская разведка стала передавать немцам дезинформацию о результатах обстрелов, добиваясь того, чтобы гитлеровцы выставляли на «Фау-1» неверное полетное задание. В результате этого ракеты чаще всего не долетали до районов с высокой плотностью населения.

Конструкция ракет ФАУ 1 и ФАУ 2

Фау 1 по конструкции была очень простой и дешевой в производстве. Фюзеляж имел сигарообразную форму, изготавливался при помощи сварки из обыкновенных листов стали.

В середине корпуса находились крылья. Позади крыльев, на специальной стойке, располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Конструкция двигателя тоже простая. Он состоял из сопла и камеры сгорания, сопло имело меньший диаметр, чем камера. Основными плюсами этого двигателя были простота конструкции и невысокая цена.

Для запуска была необходима начальная скорость в районе 240 километров в час. Для этого применялись специализированные стартовые катапульты и разгонные установки.

Электронная «начинка» ФАУ 1 — это три гироскопа и датчик высоты. Один — главный и два дополнительных гироскопа обеспечивали отличную стабилизацию в полете.

Управление рулевым устройством осуществлялось с использованием воздуха высокого давления. Дальность полета измерялась при помощи простейшего механического счетчика, снабженного лопастями, которые вращались при помощи встречного потока воздуха. После достижения нужного количества километров на счетчике, рулевое устройство вводило ракету в пике, и ракета поражала цель.

Читать еще:  Бутылкомета Цукермана. Обзор,фото, характеристики, история.

ФАУ 2 обладала более сложной конструкцией. Форма корпуса ракеты осталась такой же веретенообразной. У основания корпуса были добавлены 4 стабилизатора.

ФАУ 2 оснащалось жидкотопливным двигателем. В качестве топлива применялся этиловый спирт, а в качестве окислительного элемента — жидкий кислород.

Весь корпус ракеты разделялся на четыре отсека: приборный, боевой, топливный и хвостовой.

В боевой части ракеты содержался аммотол, взрыватель был контактным.

В центральной части находился отсек с горючим, а ниже его были установлены двигатель и два турбонасоса. Ниже боевого отсека находился отсек управления, в котором размещали оборудование для управление полетом.

История создания и применения

Работы над созданием ракетных двигателей на жидком топливе начались в Германии еще в 20-х годах прошлого столетия. В 1931 году немецкими конструкторами Риделем и Небелем был создан первый жидкотопливный ракетный двигатель с характеристиками, подходящими для практического использования.

В этот период в сфере создания ракет начинает трудиться будущий «отец» «Фау-2» Вернер фон Браун.

В 1941 году Браун завершил разработку ракеты А-4, которая работала на смеси жидкого кислорода и этанола. Именно А-4 и стала прототипом боевой ракеты «Фау-2».

Запуски «Фау-2» активно проводились до конца 1942 года, после чего были свернуты по экономическим соображениям. Дело в том, что только треть запущенных ракет успешно поражали свои цели. А денег на свои изыскания Браун тратил столько, сколько уходило на производство всей бронетехники для немецкой армии в 1940 году.

Поэтому бюджет «ракетного барона» (так неофициально называли фон Брауна) был значительно урезан. В это время была готова «Фау-1», которая была гораздо дешевле.

В 1943 году англичане разбомбили ракетный центр в Пенемюнде, чем почти на полгода приостановили работы гитлеровцев в этом направлении.

Гитлер вспомнил о баллистических ракетах только в конце 1943 года и восстановил финансирование работ.

8 сентября 1944 года был произведен первый ракетный удар «Фау-2» по Лондону. Ракета попала в жилой квартал и образовала воронку глубиной в десять метров.

К тому времени лондонцы уже «привыкли» к жужжащему звуку «Фау-1», но здесь никакого жужжания не было. Англичане не сразу поняли, что против них было применено новое оружие.

Однако эффективность «Фау-2» была довольно низкой. Эта ракеты имела невысокую точность (только половина попадала в круг с диаметров 10 км), около 2 тыс. аппаратов взорвались во время пуска или сразу после него.

Да и стоила эта ракета очень дорого. Министр вооружения Германии Альберт Шпеер в своих мемуарах назвал создание «Фау-2» ошибкой. По его мнению, не следовало тратить ограниченные ресурсы, которыми располагала воюющая страна, на столь дорогой и малоэффективный проект, а использовать их на создание зенитной ракеты для защиты немецких городов от бомбардировок союзников.

Кроме Англии, немцы использовали данную баллистическую ракету для ударов по Антверпену после захвата его войсками союзников.

Описание конструкции

«Фау-2» — это баллистическая ракета с вертикальным взлетом, предназначенная для поражения крупных неподвижных целей. Форма корпуса ракеты – веретенообразная, у основания располагались четыре стабилизатора.

Длина «Фау-2» составляла более 14 метров, а стартовая масса – почти 13 тонн, из которых почти тонна приходилась на боевую часть.

Ракета состояла из четырех отсеков: приборного, боевого, топливного и хвостового.

«Фау-2» оснащалась жидкотопливным двигателем, горючим выступал этиловый спирт, а окислителем – жидкий кислород. Боевая часть содержала аммотол, в верхней части боевого отсека находился чувствительный контактный взрыватель.

Ниже боевого отсека располагался отсек управления, в котором находилось радиооборудование. Центральную часть ракеты занимал топливный отсек, ниже него находился двигатель и два турбонасоса.

Читать еще:  Государственный герб россии: описание, значение и история двуглавого орла

Радиус действия «Фау-2» составлял 320 км, она могла достигать 100 км высоты.

Технические характеристики

Ниже приведены технические характеристики баллистической ракеты «Фау-2» и крылатой ракеты «Фау-1».

«Фау-1»

Максимальная скорость полёта, км/ч 550-660 Максимальная дальность полёта, км 240 Практический потолок, м 2700 Снаряжённая масса, кг 2160 Вес боевой части, кг 830 Точность попадания (КВО), км0,9 Длина, м8,325 Размах крыльев, м5,37

Стартовый вес, кг12 800 Вес топлива, кг8 760 Вес боевого заряда, кг980 Общая длина, мм14 300 Наибольший диаметр, мм1 650 Размах стабилизаторов, мм3 520 Наибольшая скорость, м/с1 560 Наибольшая дальность, км260-320 Наибольшая высота полёта, км188 Силовая установка:количество двигателей, шт.1Тяга, кг/с25 400 общее количество горючего, доставляемого в камеру сгорания, кг/с125 удельная тяга, кг/с100 полная тяга, кг/с27 250 продолжительность работы на полной мощности, с70

Технические характеристики

Поскольку характеристики ФАУ 1 и ФАУ 2 несколько отличались друг от друга, приведем их отдельно.

Технические характеристики ракеты ФАУ 1

  • Максимальная скорость полета — от 550 до 660 километров в частности;
  • Максимальная дальность полета: 240 километров;
  • Практический потолок: 2700 метров;
  • Масса в снаряженном состоянии: 2160 килограмм;
  • Масса боевой части: 830 килограмм;
  • Точность попадания (КВО), в километрах: 0,9;
  • Длина ракеты: 8,325 метров;
  • Размах крыльев: 5,37 метра.

Технические характеристики ракеты ФАУ 2

  • Стартовый вес ракеты: 12800 килограммов;
  • Вес носимого горючего: 8760 килограммов;
  • Вес боевой части: 980 килограммов;
  • Длина: 14,3 метра;
  • Наибольший диаметр: 1,65 метра;
  • Размах стабилизаторов: 3,52 метра;
  • Наибольшая скорость: 1560 метров в секунду;
  • Наибольшая дальность полета: 260-320 километров;
  • Максимальная высота полета: 188 километров;
  • Количество двигателей: 1;
  • Тяга: 25 400 килограмм в секунду;
  • Удельная тяга: 100 килограмм в секунду;
  • Полная тяга: 27 250 килограмм в секунду.

Технические характеристики

Поскольку характеристики ФАУ 1 и ФАУ 2 несколько отличались друг от друга, приведем их отдельно.

Технические характеристики ракеты ФАУ 1

  • Максимальная скорость полета — от 550 до 660 километров в частности;
  • Максимальная дальность полета: 240 километров;
  • Практический потолок: 2700 метров;
  • Масса в снаряженном состоянии: 2160 килограмм;
  • Масса боевой части: 830 килограмм;
  • Точность попадания (КВО), в километрах: 0,9;
  • Длина ракеты: 8,325 метров;
  • Размах крыльев: 5,37 метра.

Технические характеристики ракеты ФАУ 2

  • Стартовый вес ракеты: 12800 килограммов;
  • Вес носимого горючего: 8760 килограммов;
  • Вес боевой части: 980 килограммов;
  • Длина: 14,3 метра;
  • Наибольший диаметр: 1,65 метра;
  • Размах стабилизаторов: 3,52 метра;
  • Наибольшая скорость: 1560 метров в секунду;
  • Наибольшая дальность полета: 260-320 километров;
  • Максимальная высота полета: 188 километров;
  • Количество двигателей: 1;
  • Тяга: 25 400 килограмм в секунду;
  • Удельная тяга: 100 килограмм в секунду;
  • Полная тяга: 27 250 килограмм в секунду.

Технические характеристики

Ниже приведены технические характеристики баллистической ракеты «Фау-2» и крылатой ракеты «Фау-1».

«Фау-1»

Максимальная скорость полёта, км/ч 550-660 Максимальная дальность полёта, км 240 Практический потолок, м 2700 Снаряжённая масса, кг 2160 Вес боевой части, кг 830 Точность попадания (КВО), км0,9 Длина, м8,325 Размах крыльев, м5,37

Стартовый вес, кг12 800 Вес топлива, кг8 760 Вес боевого заряда, кг980 Общая длина, мм14 300 Наибольший диаметр, мм1 650 Размах стабилизаторов, мм3 520 Наибольшая скорость, м/с1 560 Наибольшая дальность, км260-320 Наибольшая высота полёта, км188 Силовая установка:количество двигателей, шт.1Тяга, кг/с25 400 общее количество горючего, доставляемого в камеру сгорания, кг/с125 удельная тяга, кг/с100 полная тяга, кг/с27 250 продолжительность работы на полной мощности, с70

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector